17. Буряты / под ред. Л.Л. Абаевой, Н.Л. Жуковской. -М., 2004. - 634 с.
18. Кравцова М.Е. // Духовная культура Китая. Мифология. Религия. - М., 2007.
19. Рифтин Б.Л. Нюйва / Духовная культура Китая. -М., 2007.
Янгутов Леонид Евграфович, доктор философских наук, профессор, заведующий отделом философии, культурологии и религиоведения Института монго-
ловедения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected]
Yangutov Leonid Evgrafovich, doctor of philosophical sciences, professor, head of department of philosophy, culturology and religious studies, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]
УДК 299.512:316.75 © Т.Г. Мазур
КОНФУЦИАНСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ КАК СИСТЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ
В работе рассмотрено конфуцианство как идеология одной из основных социальных групп традиционного китайского общества - служилого сословия (чиновничества). Конфуцианство представлено в работе как явление, обладающее всеми свойствам системы, такими как отграниченность, целостность, структурность, способность входить в более сложные надсистемные образования.
Ключевые слова: система, идеология, конфуцианство.
T.G. Mazur
THE CONFUCIAN IDEOLOGY AS A SYSTEM PHENOMENON
The paper considers Confucianism as ideology of one of the main social groups of traditional Chinese society - bureaucracy. Confucianism is presented in the paper as a phenomenon, which possesses all characteristics of a system such as limitation, integrity, structure composition, ability to enter more complex system formations.
Keywords: system, ideology, Confucianism.
В последнее время все большее значение в научном исследовании в качестве всеобщего метода приобретает системный подход, подразумевающий анализ сложных явлений действительности как систем, которые обладают рядом определенных характеристик. Одним из важнейших качеств системы считается отграничен-ность, то есть возможность отделить ее от окружающей среды, определить ее границы. Отгра-ниченность выступает как внешнее свойство системы и ее способность сохранять себя при воздействии различных факторов. Чем большую отграниченность от среды имеет система, тем с большей вероятностью можно сказать о ее целостности и оригинальности. Однако отграничен-ность важное, но не достаточное свойство для функционирования системы [1, с. 55]. Другими важными свойствами системы являются ее целостность, структурность, иерархичность, взаимосвязь между компонентами системы, способность входить в более сложные надсистемные образования [1, с. 2].
Существенной характеристикой любых систем является структурность. Структура определяет способ организации и тип связей элементов, упорядоченность их отношений, обеспечивающих равновесие системы. Структура допус-
кает возможность многократного ее расчленения. При этом обоснованием наиболее удачного, адекватного дробления изучаемого объекта может выступать возможность выделения операциональной «единицы» анализа, позволяющей зафиксировать целостные свойства объекта, его организацию и динамику. При этом допускается, что изучаемый объект может обладать определенной самодостаточностью с точки зрения его функционирования как целого и в связи с этим относительной независимостью от других объектов системы.
Системная модель объекта исследования, объясняя все его значимые свойства и отношения, позволяет вычленить связующее (интегральное) поведение, а также связи данного объекта в более сложной системе, так как любая система может выступать в качестве компонента или подсистемы более широкой системы. С другой стороны, компоненты, выступающие при исследовании системы как нерасчлененные целые, при более подробном изучении (микроанализе) сами по себе проявляют себя как системы.
Элементы, входящие в системы, взаимодействуя между собой, приобретают новое качество как части целого и утрачивают его, выпадая из этого целого. Свойства объекта как целостной
6(1) /2014
системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, интегративными связями рассматриваемого объекта. Более того, в ходе определенного взаимодействия элементов системы достигается определенный синергети-ческий эффект, заключающийся в умножении результата функционирования системы, превышающий сумму результатов функционирования ее отдельных составляющих [1. с. 55-56].
Таким образом, система - это сложное явление, не сводящееся к сумме своих частей, допускающее наличие интегральных законов своего поведения, не сводимых к сумме законов функционирования его отдельных элементов, это отграниченное, взаимно связанное множество, отражающее объективное существование конкретных отдельных взаимосвязанныхсово-купностей тел и не содержащее специфических ограничений,присущих частным системам. Данное определение характеризует систему как самодвижущуюся совокупность, взаимосвязь, взаимодействие [1, с. 51-52]. Связи между элементами ведут к появлению в целостной системе новых свойств (эмерджентность), не присущих элементам в отдельности.
Разложение объекта на определенное множество составных элементов предполагает обнаружение определенного числа отношений между ними. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений внутри исследуемого объекта, на обнаружение системообразующего элемента, а также на его взаимоотношениях с внешним окружением.
В качестве системного явления может быть рассмотрен такой социальный духовный феномен, как идеология. Под идеологией в социально-философской науке понимается система идей, выражающая коренные интересы определенных социальных групп, ориентирующая людей на конкретные социальные действия [3, с. 15], мировоззрение, дающее знание о мире в целом, но с точки зрения интересов той социальной группы, мировоззрением которой она является и интересы которой она с необходимостью выражает [4]. Идеология как система, а не как совокупность идей, должна обладать следующими характеристиками. Во-первых, идеи, ее образующие, должны логично взаимодопол-нять друг друга, между ними должны существовать прочные смысловые связи. Во-вторых, в результате связей и взаимодействия идей идеология должна более глубоко и более продуктивно реализовать свое предназначение. В-третьих, у идеологии как системы неизбежно должны
сформироваться свойства, которые нельзя свести к свойствам формирующих ее идей. В-четвертых, идеология должна быть способна к саморегуляции, способна эффективно реагировать на изменяющиеся условия среды, сохраняя при этом свое качество, свое основное предназначение [3, с. 16-17].
Яркий пример разработанной идеологической системы мы находим в традиционном китайском обществе: в конфуцианстве - мировоззрении социальной группы ши - служилого сословия (чиновничества).
Как любая система, конфуцианская идеология прежде всего обладает таким необходимым для системы свойством, как отграниченность, т.е. способность существовать как самостоятельное явление в социальном пространстве и историческом времени.
Анализ конфуцианской идеологии как системы предполагает выявление ее структуры, т.е. совокупности определенных элементов, взятых не механически, а потому придающих всей структуре особые свойства, не сводимые к свойствам ее частей. Применяя данный тезис к исследованию идеологии, надо отметить, что содержание любой идеологии, в том числе и конфуцианства, не может быть рассмотрено как механическая сумма теоретических взглядов и идей представителей группы-субъекта или ее носителей. Поэтому содержание конфуцианской идеологии, с одной стороны, не может быть раскрыто без обращения к творческому наследию представителей служилого сословия (чиновничества), их теоретическим разработкам и ценностным ориентациям, с другой, - далеко не все теоретические построения чиновников-конфуцианцев могут быть суммированы и представлены как их идеология. Данное положение подтверждается, в частности, тем фактом, что в отдельные периоды китайской истории, например, в эпоху Тан (618-907), в мировоззрении большинства чиновников достаточно мощный пласт занимали буддийские настроения и спекуляции, однако они не перешли на уровень идеологии социальной группы служилого сословия (чиновничества), который был занят конфуцианством.
Структура конфуцианской идеологии может быть раскрыта и посредством выделение в качестве ее элементов отдельных идеологических форм - морали, политики, права, религии, философии, искусства - которые, с одной стороны, взаимодополняют друг друга и обогащают тем самым содержание конфуцианской идеологии, с другой, - взаимосвязаны друг с другом и имеют
в своей основе единую системообразующую идеологическую форму.
Политическая форма конфуцианской идеологии отражает роль служилых-ши в деле управления государством. «Благородные мужи», как замечает В.П. Илюшечкин, - это политическая категория: «их удел вести за собой народ, быть ему примером, заниматься лишь умственной деятельностью, связанной с делами управления государством и народом» [5, с. 320]. Конфуцианская идеология обосновывает введение в политическую сферу китайского общества новой должности - должности «помощников» государя - и частичный перенос на плечи вновь сформированного сословия груза ответственности за состояние Поднебесной. Главным условием пребывания представителей служилого сословия на этой привилегированной должности становится стремление удержать благоденствие и гармонию в государстве, что имеет своим результатом появление в сознании чиновников-конфуцианцев четкого образца идеального общественного порядка, а также средств и методов его достижения [6, с. 25].
Конфуцианская этика / мораль - одна из наиболее разработанных форм конфуцианской идеологии - выдвигает основной набор принципов, на основе которых представители служилого сословия (чиновничества) должны были строить свои отношения с правителем, а также со всеми другими социальными группами китайского общества. Призванный на службу человек, если он желал сохранить свой полученный от правителя привилегированный статус, должен был обладать целым набором моральных качеств, прежде всего, быть морально ориентированным на государственную службу, что повлекло за собой разработку образа цзюньцзы («благородного мужа»). Импульсом к разработке чиновниками-конфуцианцами таких этических принципов, как сяо («сыновняя почтительность»), жэнь («гуманность»), и («долг»), чжи («воля») и других, воплощенных в образе идеального управителя - цзюньцзы («благородного мужа»), стало стремление реализовать базовый политический интерес своей социальной группы.
Религия как идеологическая форма конфуцианства обосновывала, выражаясь современным языком, политическую иерархию в обществе и право отдельных личностей занимать в ней высшие позиции (существование политической элиты). Конфуцианская идеология полностью восприняла религиозное обоснование власти вана, разработанное в предшествующие эпохи: ван по-прежнему считался сыном Неба, облада-
телем Небесного мандата и благой силы дэ. Пытаясь обосновать право на собственное достаточно значимое место в политической сфере общества, чиновники-конфуцианцы подчинили традиционную для китайцев веру в божественную силу Неба интересам своего сословия, перенеся некоторые категории из сферы сакральной в профанную. Так, если изначально сила дэ рассматривалась как благодать, ниспосылаемая Небом правителю (который, собственно, поэтому им и считался) и распространяемая им уже на весь человеческий коллектив, то Конфуций превратил ее в принадлежность преобразованного и обученного человека, в меру внутреннего этического совершенства [7, с. 46-50]. В результате место «единственного» избранника Неба заняли многочисленные «совершенные мужи» (цзюнь-цзы) с такой же по своей природе, как и у монарха, дэ, и право на созидательную работу на благо общества закрепилось за гораздо более широким и более демократическим слоем людей [7, с. 46-50]. Однако, согласно концепции Конфуция, добродетель в людях - и причем далеко не во всех - порождало именно Небо, которое помогало им «познать этические нормы и полностью овладеть ими», в результате чего они уже были способны выступать в роли земных интерпретаторов воли Неба [8, с. 240].
Идеологическая форма права претерпевала свое развитие как раз во времена Конфуция, когда в отдельных царствах впервые стали вводиться фиксированные законы, однако изначально правотворчество было связано с деятельностью школы легистов (фа цзя), провозглашавшей концепцию всеобщего равенства перед законом. Впоследствии произошла конфу-цианизация права, которая проявилась, прежде всего, в том, что в полном соответствии с конфуцианской идеей безусловного подчинения младших по положению или возрасту старшим, в области правовых отношений было установлено четкое различение ступеней сословной, ранговой и семейно-родственной иерархии [5, с. 304]. Так, согласно кодексам законов, остававшимся практически неизменными во всех существовавших на территории Китая империях, начиная с Хань, «при судебных разбирательствах преступлений и вынесении приговоров надлежало строго учитывать сословный, ранговый, семейно-родственный и возрастной статусы как обвиняемых, так и потерпевших» [5, с. 305].
Конфуцианская философия как форма идеологии в полной мере получила свое развитие в эпоху Сун (960-1279), на которую приходится расцвет философской мысли в традиционном Китае. Импульсом к развитию собственно кон-
6(1) /2014
фуцианской философии стало стремление чиновников-конфуцианцев выработать свою, конфуцианскую, концепцию человеческой природы, которая бы отражала духовные запросы того времени и являла бы собой альтернативу подобным буддийским разработкам.
Художественная форма идеологии (или искусство) может быть раскрыта через конфуцианскую литературу. Ее идеологизированность обнаруживается в тех темах, которые поднимали в своих сочинениях поэты-конфуцианцы. Это произведения на исторические темы (кит. «Воспевание истории» - Юн ши), в которых даются образцы «правильного» и «неправильного» правления на примере событий древности. Это и произведения на социально-политические темы, в которых либо критикуется современный автору правящий режим через описание народных бедствий или страданий отдельного человека, либо излагается позитивная социально-политическая программа автора, а также произведения на военные темы, содержание которых в целом сводится к описанию тягот воинской доли и бедствий, вызванных военными конфликтами [9, с. 330]. Словом, конфуцианская литература была сконцентрирована на обществе, на возникавших в нем проблемах, препятствующих достижению благоденствия в государстве.
Итак, конфуцианская идеология во всех своих идеологических формах, которые могут быть представлены как ее структурные элементы, отражала интерес служилого сословия (чиновничества), сконцентрированный на государственной службе как необходимом условии обретения и сохранения этим сословием привилегированного политического статуса в обществе. Поэтому, принимая во внимание тот факт, что каждая система имеет в своей основе некий системообразующий элемент, собирающий воедино все ее элементы и придающий ей целостность, можно сделать вывод, что таковым элементом применительно к конфуцианской идеологии является ее политическая форма, обусловившая содержание всех остальных идеологических форм: конфуцианской морали, религии, философии, искусства.
Что касается тезиса о том, что любая система может выступать в качестве компонента более широкой системы, то применительно к идеологии он может быть раскрыт через отношение идеологии и общественного сознания, компонентом которого она, в свою очередь, является. В этом случае идеология выступает во взаимосвязи с другим компонентом общественного сознания - общественной психологией, т.е. с
совокупностью чувств, настроений, обычаев, традиций, характерных для той или иной социальной группы. Общественная психология выступает побудительной силой для целых социальных групп, поэтому идеологическим теориям и взглядам, чтобы стать такой силой, необходимо из специализированного сознания превратиться посредством пропаганды в массовое [10, с. 96]. В то же время связь между идеологией и общественной психологией носит обратный характер, поскольку идеология в процессе своего возникновения, развития и функционирования опирается на общественную психологию [10, с. 115-116].
Данную взаимосвязь и в то же время взаимообособленность идеологии и общественной психологии можно проиллюстрировать следующим примером из истории служилого сословия (чиновничества) как субъекта конфуцианской идеологии. В китаеведческой литературе уже зафиксирован факт увлеченности в эпоху Тан представителей этого сословия буддийским учением. Биографии многих знаменитых представителей этого сословия свидетельствуют о том, что они зачастую обращались к буддизму: посвящали себя своему духовному становлению, придавались отшельничеству и т.п. Увлеченность танских чиновников буддизмом подтверждает, например, тот факт, что тема «Прочь от мира!» становится одной из основных тем тан-ской поэзии [11, с. 105], а образ поэта-отшельника, отрекшегося от грубой повседневности, презревшего золото, чины и прочие атрибуты кажущегося земного благополучия, -весьма популярным в среде китайского чиновничества того времени [12, с. 61]. Анализ творчества и факты биографии такого «типичного» представителя служилого сословия эпохи Тан, как Хань Юя (768-824), который может быть представлен как «нормативная личность» своей эпохи, подтверждают, что для Танской эпохи действительно было характерным «сосуществование» в одном человеке двух диаметрально противоположных ипостасей - чиновника-конфуцианца и отшельника-буддиста. Мировоззрение представителей служилого сословия эпохи Тан являло собой сплав конфуцианских и буддийско-даосских идей, однако занимали они в нем различные уровни. Представители служилого сословия эпохи Тан действительно подверглись влиянию буддизма, однако их обращение к буддийским идеям зачастую становилось реакцией на конкретно-исторические обстоятельства, протекало на повседневно-практическом уровне мировоззрения, т.е. затрагивало своим влиянием чувственный, эмоцио-
Т.Г. Мазур. Буддизм как элемент социальной среды в период обновления конфуцианской идеологии
нальный уровень их сознания - уровень общественной психологии. Уровень идеологии этой социальной группы занимало конфуцианство.
Однако конфуцианская идеология как компонент надсистемы «общественное сознание» постоянно взаимодействовала с уровнем общественной психологии. Говоря другими словами, буддийские идеи, не проникая непосредственно на уровень идеологии, оказывали значительное влияние на ее развитие. Примером этому может служить развитие идеологических представлений о «природе человека», имевшее место в эпоху Сун. Идеологическое переосмысление данной категории стало откликом на назревшую несколькими веками ранее социальную потребность, связанную с недостаточной разработанностью этой проблематики в конфуцианстве и наличием богатейших разработок по ней в буддизме, привлекших внимание чиновников-конфуцианцев. В Сунскую эпоху конфуцианская доминанта в сознании служилого сословия подчинила себе буддийские элементы и выдвинула новую трактовку человеческой природы. Таким образом, буддийские идеи оказывали значительное влияние на мировоззрение служилого сословия, закрепившись на социально-психологическом уровне его сознания, однако на уровень идеологии этой группы в своем «чистом» виде они проникли. Буддийские идеи, таким образом, повлияли на изменения, произошедшие в идеологии конфуцианства, т.е. инициировали ее собственное развитие.
Таким образом, конфуцианство как идеология обладает всеми признаками системы, что, в
свою очередь, требует применения сложных системных методов для его изучения.
Литература
1. Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ. -Киев: МАУП, 2003. - 368 с.
2. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. - М.: Мысль, 1978. - 272 с.
3. Кокорин А.А. Идеология: хрестоматийные заметки. - М.: Изд-во МГОУ, 2009. - 358 с.
4. Науменко Т.В. Массовое сознание // Теоретический философский журнал «Credo». - 2000. - №4(22).
5. Илюшечкин В.П. Сословно-классовое общество в истории Китая (опыт системно-структурного анализа). -М.: Наука, 1986. - 397 с.
6. Мартынов А.С. Конфуцианская утопия в древности и в средневековье // Китайские социальные утопии. - М.: Наука, 1987. - С.10-57.
7. Мартынов А.С. Основные категории классического конфуцианства // Классическое конфуцианство: в 2 т. Т.1. -СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - С.35-94.
8. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. -М.: Наука, 1993. - 440 с.
9. Кравцова М.Е. История культуры Китая. - СПб.: Лань, 1999. - 416 с.
10. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. - М.: Мысль, 1985. - 268 с.
11. Алексеев В.М. Китайская литература: избр. тр. -М.: Наука, 1978. - 595 с.
12. Дагданов Г.Б. Танская поэзия. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 1997. - 70 с.
Мазур Татьяна Геннадьевна, кандидат философских наук, заместитель директора по учебно-методической работе Бурятского филиала Томского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected]
Mazur Tatiana Gennadievna, candidate of philosophical sciences, deputy director on teaching and methodological work, Buryat Brunch of the Tomsk State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]
УДК 294.3:299.512 © Т.Г. Мазур
БУДДИЗМ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПЕРИОД ОБНОВЛЕНИЯ КОНФУЦИАНСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
В работе рассматривается роль и место буддизма в китайском обществе в эпоху Тан (618-907) - период, предшествующий сунскому обновлению конфуцианской идеологии и подготовивший его.
Ключевые слова: идеология, служилое сословие (чиновничество), конфуцианство, буддизм.
T.G. Mazur
BUDDHISM AS AN ELEMENT OF SOCIAL ENVIRONMENT IN THE PERIOD OF UPDATING THE CONFUCIAN IDEOLOGY
This paper considers the role and place of Buddhism in the Chinese society in the age of Tang dynasty (618-907) -the period preceding the Song's updating the Confucian ideology and having prepared it. Keywords: ideology, bureaucracy, Confucianism, Buddhism.