НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов
УДК 341.95
«КОНФЛИКТОЛОГИЯ» В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
А.В. АГАФОНОВ
Статья представлена доктором философских наук, профессором Г араниной О.Д.
В статье раскрыто значение предмета «Конфликтология » для подготовки специалистов из числа иностранных граждан; дается методика определения уровня конфликтности личности (внутриличностной, межличностной), а также содержание тестов, определяющих поведение личности в конфликтах с самим собой и сотрудниками.
Иностранные граждане, обучающиеся в нашем вузе, изучают как специальные дисциплины, так и общеобразовательные. В течение последних восьми лет мне приходилось заниматься со студентами из стран Южной Америки, Африки, Азии и Ближнего Востока и стран СНГ. Они проходили обучение по предмету «Психология и педагогика» небольшими группами по 5-6 человек совместно со студентами основных учебных групп экономического и механического факультетов на третьем курсе. Пять лет назад наш университет стал готовить студентов по новой специальности - «связи с общественностью», где студенты (в том числе и стран СНГ) проходят, наряду со специальными предметами, предметы психологической направленности: на первом курсе - «Психология и педагогика», на третьем - «Психология массовой коммуникации», на пятом - «Конфликтология». В этой статье хочу остановиться на изучении предмета «Конфликтология», который впервые введен в процесс обучения в университете и только пока по специальности «связи с общественностью», хотя студенты других специальностей выражали желание изучать этот предмет.
Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования.
Конфликтология как наука имеет не давнюю историю (более 10 лет она преподается во многих вузах страны как наука), но накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках. Новая наука - конфликтология - рождается не на стыке двух-трех научных дисциплин: при ее формировании используются знания о конфликте, накопленные в рамках одиннадцати наук [1, с. 25], являющихся фактически отраслями конфликтологии.
Ключевая роль конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, в том числе и учебного, государства, общества в целом вызывает необходимость создания и развития специальной науки, занимающейся изучением, прогнозированием и регулированием конфликтов. В настоящее время можно выделить весомый вклад в изучение проблемы шестнадцати частных конфликтологических наук [1, с. 28], каждая из которых имеет, в общем для этих наук объекте, свой предмет - «социология конфликта», «психология конфликта» и т.п.
В ходе изучения предмета студенты рассматривают основные вопросы конфликтологии. Понятие конфликта раскрывается с двух точек зрения: социологического и психологического знания. Особый акцент сделан на технологиях урегулирования внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов. Изучение предмета дает возможность студентам узнать основные этапы развития конфликта; овладеть важнейшими понятиями и терминами конфликтологии; изучить специфику возникновения и развития конфликтов; ознакомиться с возможностями применения на практике теоретических знаний по урегулированию конфликтов. В ходе теоретических занятий студентам читаются лекции по 14 темам (рис. 1) с использованием компьютерных средств обучения. В ходе практических занятий (семинаров) студенты делают со-
общения по темам предмета, участвуют в обсуждении вопросов, вынесенных на семинарское занятие, выполняют тестовые задания, составляя индивидуально - конфликтологическую характеристику личности.
РАЗДЕЛ-1. Конфликтология, ее предмет и задачи становление как науки
Т ема №1 (СЛС-1).
СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ КОНФЛИКТОЛОГИИ
Тема №2 (СЛС-2).
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ
Тема № 3 (СЛС-3).
ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
РАЗДЕЛ-З. Регулирование и разрешение социальных конфликтов
Тема № 9 (СЛС- Э ).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И МЕТОДОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Тема № 10 (СЛС-10 ).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТОВ
ЧАСЫ
РАЗДЕЛ- 2. Конфликты в различных сферах человеческого
взаимодействия
Тема №4 [СЛС-4 ]- КОНФЛИКТ КАК ЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Тема № 5 (СЛС- 5 ]- ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Тема №6 (СЛС-6 ]. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ
Тема № 7 (СЛС-7 ). ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Тема № 8 (СЛС-8 )■ ПРОБЛЕМА КОММУНИКАЦИЙ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
РАЗДЕЛ- 4. Проблема предупреждения и предотвращения конфликта
Тема №11 (СЛС-11 ).
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ. ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТА
Тема № 12(СЛС-12 ).
СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛО ВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТА
РАЗДЕЛ- 5. Конфликты в современном обществе
Тема №13 (СЛС-13).
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПР0ТИВ0■ Б0РСТВ0 В КОНФЛИКТЕ
Тема № 14 (СЛС-14 ).
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПСИХО■ ЛОГИИ В КОНФЛИКТОЛОГИИ
КОНТРОЛЬ
ТЕСТЫ
Рис. 1. Структура электронного листа основного содержания (ЭЛОС) предмета «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»:
ОБОЗНАЧЕНИЯ:
• ЛОС - лист основного содержания;
• ЭЛОС - электронный лист основного содержания;
• СЛС-1(2,3....14) - структурно-логическая схема темы №1 (тем .№.№2,3,... .14);
• ЭСЛС - электронная структурно-логическая схема
Студенты первого и третьего курсов в ходе изучения предмета «Психология и педагогика» на практических занятиях в течение семестра выполняли одиннадцать тестов на психические процессы (внимание, память, мышление) и психические свойства (направленность личности, темперамент, характер). Цель этого исследования - «познать себя». Анализ результатов тестов указывает студентам на что необходимо обратить внимание, что совершенствовать, а что использовать в ходе учебной деятельности. Основной вывод по результатам тестов на психические процессы (внимание, память, мышление и др.) - показанные результаты можно совершенствовать и улучшать.
В тестах на психические свойства студенты определяли направленность личности («Кто вы?
- экстраверт или интроверт»), темперамент («Кто вы? - сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик»), черты характера (какие из десяти черт характера являются акцентуированными, какие
расположены в пределах тенденций или признаков развития). В отличие от тестов на психические процессы результаты тестов на направленность личности и темперамент остаются постоянными и могут незначительно изменяться по характеру личности.
Конфликтологические тесты являются продолжением психологических тестов, которые проводились под девизом «Познай себя». Конфликтологические тесты также продолжают этот девиз и их результаты отмечались студентами в специальной форме «Конфликтологическая характеристика личности» (рис. 2).
1-ый этап
2-НЙ этап - внчгрмличностный конфликт
тест 3
тест М! і
тест №5 тест М!8
тест М! 7
Направлен' ность личности
Т емперамент
(с В Ч Г! И Н И К-', ХОЛ ерШ, МеЛаНХОПИК, ф/ііГ-ІІІТИї)
Характер
(дКЦЄКТуКрОЄЗННУЄ черты характер л)
Диагностика
профнаправл.
личности
Мстива-
^ия ПрОЧр-
деяігельн.
Iранзакг ный ана лиз обще ния
Конфликтны ли ВЫ?
Я
О
д
н
п
л
п
15-23
10-14
30 20 31 15 12 7 Б 18 8 19
18
20
-9
Ш
4,4
аз
30
45
34
20
Направленность
іітностм Темперамент
Н [нестабильно) неуст.
интровер гэкстраверт
н- Ё-1Й
Чг
-ь
^ устойчиво -]1 нгуст. неуст.
П=_ 5 -12 _
Л > 10
устойчиво Н [стабильно |
Характер
24 18
15
12 5 0
3-ий этап - межличностный конфликт
тест № 8 'тест №9 і тест N1С тест N-11 тест N*12
Пценка самокон троля в общение Ваш стиль эбщени! Умеете ли вы слушать? Взаимоотношения с собеседником Способь! реагирования в конфликте
Н В 134 и Щ 35 - 44; 45 и >) 1<55; ср. б-55; ї- 52 балл. ВП СО УК 1 2 3 А 5
2 5
7 40 58 28 20 25 8 10 11 2 0
У \ \ / / \ Г
\ ! \ / \ / \ і
I \ 1 \ ! . \ !
і
Рис. 2. Конфликтологическая характеристика личности Определение уровня конфликтности личности включает несколько этапов (таблица). Рассмотрим содержание тестов трех этапов:
I этап - психологическая характеристика личности (тесты №№ 1-3);
II этап - тесты на поведение личности во внутриличностных конфликтах (тесты №№ 4-7);
III этап - тесты на поведение личности в межличностных конфликтах (тесты №№ 8-12).
Таблица
Личность и ее поведение в конфликтных (внутриличностных, межличностных, групповых) ситуациях
Психологиче- "есты на поведение личности
ская характери- во внутриличностных в межличностных в групповых
стика личности конфликтах конфликтах конфликтах
№ № № № № № № № № № № № № № № №
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Первый этап включает ранее пройденные психологические тесты, определяющие психические свойства личности (тесты №№ 1-3). Это сделано специально, чтобы студенты еще раз на практике убедились, что направленность личности, тип темперамента остались прежними, ранее показанными при выполнении аналогичных тестов. Эти тесты являются основополагающими при изучении конфликтности личности. В ходе первого этапа выполняются следующие тесты:
Тест № 1 - «Направленность личности» («на себя», «на общение», «на дело»).
Тест № 2 - тест Айзенка, «Кто вы?» (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).
Тест № 3 - «Что вы знаете о себе, или Различные стороны вашей личности» (опросник Шмишека) по концепции «акцентуированных личностей» К. Леонгарда.
Выполнение этих тестов, как правило, не вызывает затруднений у иностранных студентов, которые проходили эти тесты ранее. Студенты, выполняющие их впервые, требуют индивидуальной помощи со стороны преподавателя или наиболее подготовленных студентов, выступающих в роли инструкторов.
Второй этап включает тесты на поведение личности во внутриличностных конфликтах (тесты №№ 4 -7). Эти тесты иностранные студенты проходят после разъяснения методики их выполнения, особое внимание обращается на то, чтобы студенты правильно поняли смысл поставленных вопросов. При этом им оказывается помощь как со стороны преподавателя, так и студентов - инструкторов. В ходе второго этапа выполняются следующие тесты:
Тест № 4 - «Диагностика профессиональной направленности личности».
Тест № 5 - «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана).
Тест № 6 - «Транзактный анализ общения».
Тест № 7 - «Конфликтны ли вы?».
Третий этап включает тесты на поведение личности в межличностных конфликтах (тесты №№ 8-12). Как и в тестах второго этапа, иностранные студенты проходят тесты третьего этапа после тщательного разъяснения методики их выполнения и с обязательной индивидуальной помощью со стороны преподавателя и наиболее подготовленных студентов учебной группы. В ходе третьего этапа выполняются следующие тесты:
Тест № 8 - «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру).
Тест № 9 - «Ваш стиль общения».
Тест № 10 - «Умеете ли вы слушать».
Тест № 11 - «Взаимоотношения с собеседником».
Тест № 12 - «Методика оценки способов реагирования в конфликте» (К.Н. Томас).
Содержание тестов первого этапа проводилось ранее в статье [8]. В рассматриваемой статье дается краткое содержание тестов второго (№№ 4 -7) и третьего этапов (№№ 8 -12).
Тест №4 - «Диагностика профессиональной направленности личности». Результат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий, которые закодированы в опросном листе под буквами Ч, Т, П, З, Х:
• Ч - профессии типа «человек-человек», где основной объект труда - человек;
• Т - профессия типа «человек - техника», где основной объект труда - техника, технические системы;
• П - профессия типа «человек - природа», где основной объект труда - природа;
• З - профессия типа «человек - знаковая система» (например, операторы ЭВМ, наборщики в типографии, создатели реклам и т. д.);
• Х - профессии типа «человек - художественный образ».
Тест №5 - «Мотивация профессиональной деятельности». Испытуемый, читая каждый из семи мотивов профессиональной деятельности, дает оценку их значимости для себя по пяти-
балльной шкале. Затем подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) мотивации. На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности (МКЛ), который представляет тип соотношения между собой трех видов мотивации. К наилучшим, оптимальным, МКЛ относят следующие два типа: ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ. Наихудшим МКЛ является тип ВОМ > ВПМ > ВМ.
Тест №6 - «Транзактный анализ общения». В процессе взаимодействия могут в большей или в меньшей мере проявляться у человека такие состояния: «родителя» (III), «взрослого» (II), «ребенка» (I). Полученные количественные оценки по каждому состоянию сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемых форм поведения в конфликтной ситуации. Если «родителя», то характерны категоричность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий. Если «взрослый», то это значит, что вы обладаете чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям. Если «ребенок», то вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями. Наиболее конфликтогенные в общении пара «ребенок - ребенок».
Тест №7 - «Конфликтны ли вы » (рис. 3) Тест позволяет оценить степень конфликтности или тактичности личности. Возможны три варианта набранных баллов:
- от 30 до 40 очков. Вы тактичны, не любите конфликтов, даже если и можете их сгладить, легко избегаете критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, то вы учитываете, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но, когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение к себе в глазах других;
-от 15 до 29 очков. О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личные отношения. И за это вас уважают;
-от 10 до 14 очков. Вы ищите поводы для споров, большая часть которых излишня, мелочна. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если не правы.
Вы не обидитесь, если вас будут считать, любителем поскандалить? Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности.
Проведенные тесты второго этапа (№№ 4 -7) помогают иностранным студентам глубже разобраться с классификацией внутриличностных конфликтов (мотивационными, нравственными, нереализованного желания, ролевыми, адаптационными, неадекватной самооценки), в их причинах и механизмах психологической защиты личности.
Рассмотрим краткое содержание тестов третьего этапа (№№ 8 - 12), которые характеризуют личность в ходе общения, а также ее поведение в межличностных конфликтах (рис. 4):
Тест №8 - «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру). Тест дает возможность определить свой уровень контроля при общении с другими людьми как:
+ собственно конфликт Рис. 3.
• низкий коммуникативный контроль, т.е. поведение устойчиво и вы не считаете нужным меняться в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему раскрытию в общении, от чего некоторые считают вас «неудобным» по причине вашей прямолинейности;
• средний коммуникативный контроль, т.е. вы искренны, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Однако считаетесь в своем поведении с окружающими;
• высокий коммуникативный контроль, т.е. вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и можете предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.
Тест №9 - «Ваш стиль общения». Взглянуть на себя «со стороны» удается редко, а у каждого существует излюбленная манера общения - то, что обычно называют стилем. Ваш стиль общения поможет определить данный тест:
• вы умеренно агрессивны, вам сопутствует успех в жизни, поскольку у вас достаточно здорового честолюбия. К критике относитесь доброжелательно, если она деловая и без претензий;
• вы излишне агрессивны и неуравновешенны, нередко бываете чрезмерно жестким по отношению к другим людям. Надеетесь дойти до управленческих «верхов», рассчитывая на свои силы. Добиваясь успеха в какой-либо области, можете пожертвовать интересами окружающих. К критике относитесь двойственно: критику «сверху» принимаете. Критику «снизу» воспринимаете болезненно, порой небрежно. Можете преследовать критиков «снизу»;
• вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Больше решительности. К критике «снизу» относитесь доброжелательно, но побаиваетесь критики «сверху».
Тест №10 - «Умеете ли вы слушать?». Понятие «коммуникативные умения» предполагает также умение установить дружескую атмосферу, понять проблемы собеседника. В зависимости от набранной суммы баллов на поставленные вопросы даются оценки: «Почти всегда», «В большинстве случаев», «Иногда», «Редко», «Почти никогда». Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать.
Тест №11 - «Взаимоотношения с собеседником?». Этот тест поможет сделать вывод о том, как влияют ваши дискуссии на взаимоотношения с людьми. Подсчитываются баллы по трем шкалам: взаимная поддержка (когда следует быть внимательнее к собеседнику), слаженность в общении (симптом того, что само общение происходило в неблагоприятной обстановке -спешка, отсутствие повода для обсуждения и т.п.), улаживание конфликта (если при этом имеются трудности, то нужно активнее искать пути к взаимопониманию).
Тест №12 - «Методика оценки способов _реагирования в конфликте». (К.Н. Томас). Методика определяет типичные способы реагирования человека на конфликтные ситуации, выявляет тенденции его взаимоотношений в сложных условиях. Эта методика позволяет выяснить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе сотрудников или студенческой группе; стремится ли он к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается их обострить.
информационная мицсііь опуоцни
другие участники "^мет К0Н«>''НЧ
| та противоречия | другие участники
Рис. 4. Информационная модель ситуации
С помощью данной методики можно также оценить степень адаптации каждого члена того или иного коллектива к совместной деятельности. Полученные количественные оценки по каждому разделу сравниваются между собой для выявления наиболее предпочтительных форм поведения в конфликтной ситуации.
Участие иностранных граждан в практических занятиях по предмету «Конфликтология», в ходе которых они выполняют тесты на определение своего поведения во внутриличностных и межличностных конфликтах, показало, во-первых, что их участие необходимо. Во - вторых, к иностранным гражданам в смешанных группах обязателен индивидуальный подход как со стороны преподавателя, так и со стороны наиболее подготовленных студентов своей национальности или студентов-инструкторов русской национальности. В - третьих, показанные иностранными студентами результаты тестов необходимо совместно с преподавателем тщательно анализировать. В - четвертых, акцентировать внимание студентов на использовании конструктивных способов решения как внутриличностных, так и межличностных конфликтов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2005.
2. Агафонов А.В. Психология и педагогика. Ч. I. Психология: Тексты лекций. - М.: МГТУ ГА, 2004. С.65-111.
3. Агафонов А.В. Психология и педагогика. Компьютерный психологический практикум для студентов старших курсов (методические указания к практическим занятиям). - М.: МГТУ ГА, 2000.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2001. С. 275-283, 286- 297.
5. Горбунова М.Ю. Конфликтология. Конспект лекций. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. С. 223-242.
6. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. - М.: АСТ-Пресс, 1999. С. 140-147, 159- 173, 174-185.
7. Психология и этика делового общения. Учебник для вузов; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. -3-е изд. пере-раб. и доп. - М.ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 284-290, 293-295, 297-298.
8. Агафонов А.В. Психологический практикум в ходе обучения иностранных граждан // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Международная деятельность высшей школы, № 102, 2006. С. 156-159.
PERCEIVE YOURSELF!
Agafonov A.V.
The article deals with the notion of an individual conflictological characteristic of a person, the methodics of its composition and analysis of results.
Сведения об авторе
Агафонов Альберт Васильевич, 1939 г.р., окончил ВИА ВПВО (1971), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, заведующий НИЛ-17 МГТУ ГА, доцент кафедры связей с общественностью, автор 53 научных работ, область научных интересов - компьютеризация образовательного процесса, теория и методика систем интенсивного обучения.