- разработка квалификационных требований, учебных планов и программ с учетом перспектив развития образования;
- совершенствование научно-методического сопровождения подготовки военных преподавателей, их профессионального роста;
- расширение спектра научных специальностей по проблемам военной педагогики и акмеологии, военной психологии и истории;
- более широкое привлечение в диссертационные советы военных вузов ведущих представителей отечественной науки;
- более тесное взаимодействие военных ученых и ученых РАО, АПСН, других общественных академий по вопросам издания совместных монографий, учебников, учебных пособий, предназначенных для подготовки и переподготовки специалистов с высшим образованием.
Оптимизация управления военными вузами:
- разработка теоретико-методологических основ управления военными вузами, оптимизации их состава и совершенствования организационно-штатной структуры. Военная акмеология уверенно смотрит в будущее. Свои главные надежды мы связываем, прежде всего, с подготовкой высококвалифицированных офицерских кадров XXI века, способных обеспечить надежную обороноспособность России. Концептуальны в этом смысле слова президента Эйзенхауэра, прозвучавшие в обращении в обращении к американскому народу в связи с запуском первого спутника Земли: «Наши школы... важнее наших радиолокационных станций обнаружения, школы таят в себе большую силу, чем энергия атома».
© Михайловский В. Г., 2004
В. Г. Зазыкин
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ И РАЗРЕШЕНИИ
КОНФЛИКТОВ
оследние годы, по свидетельству многих специалистов в области исследования конфликтов, характеризуются значительным возрастанием числа различных конфликтов практически во всех сферах жизнедеятельности человека (А.Я. Анцупов, Е.М. Емельянов, А.К. Зайцев, А.Н. Сухов, А.И. Шипилов и др.). Это привело к интенсификации исследований конфликтов, осуществляемых в разных науках, укреплению позиций обобщающих междисциплинарных исследований, проводимых в проблемном поле, связанном с конфликтами, поиску новых методов эффективного разрешения конфликтов или управления ими. О внимании отечественной науки к проблемам конфликта свидетельствует количество публикаций, а так же докторских и кандидатских диссертаций, защищенных за последние пятьдесят лет — их более шестисот [1], хотя некоторые идеологизированные науки не так давно констатировали, что в условиях социалистического общества в принципе нет места социальным или иным конфликтам. Диссертационные исследования по проблемам конфликта проводились и проводятся в психологии, философии, социологии, искусствоведении, политологии, истории, педагогике, правоведении, физико-математическими науками, в медицине, военной науке, социобиологии, экономике, географии [1]1. Соответственно, общее количество крупных публикаций по проблемам конфликта превысило пять сотен.
Такое пристальное внимание к конфликтом привело к формированию комплексной дисциплины — конфликтологии, претендующей на статус самостоятельной науки. В разработке проблем конфликтов конфликтология дает весьма важные результаты на уровне обобщающего знания — это разработка понятийного аппарата, анализ сущностных харак-
теристик конфликтов, их классификации, структура, функции, генезис, динамика, модели, теоретические подходы методологические основания изучения конфликтов, общие рекомендации по их предупреждению и разрешению и пр. В то же время, это знание является избыточно обобщающим, от него очень трудно перейти на уровни особенного и единичного, что обусловлено практикой, которая настоятельно требует разработки относительно простых надежных конструктивных методов предупреждения и разрешения конфликтов или управления ими. В связи с этим уже в период становления конфликтологии возникла тенденция к ее дифференциации — оформились и активно развиваются такие направления, или дисциплины, как социология конфликтов, психология конфликтов, а так же организационная, юридическая, педагогическая, политическая конфликтология и др. Однако, что характерно, во многих из отмеченных направлений подчеркивается приоритетная роль объективных условий и факторов, которые в рамках парадигм наук, формирующих данные направления, определяют причины возникновения конфликтов, особенности их протекания и разрешения. Это отразилось и на подходах и методах изучения конфликтов, среди которых доминируют системные: системно-функциональный, системно-генетический, системно-информационный, системно-ситуационный, системно-содержательный — и междисциплинарные подходы (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов и др.). Отдавая должное роли данных подходов и значимости полученных с их помощью научно-практических результатов в исследованиях конфликтов, все же отметим, как нами подчеркивалось, их избыточную обобщенность, а следовательно, недостаточную конструктивность и эффективность. Они по сути дела называют пути решения задач, а не способы и методы. Выходом из создавшегося положения является пересмотр исследовательских позиций в отношении сущностных характеристик конфликта и его изучения. И здесь можно с уверенностью констатировать, что многие сущностные характеристики любого конфликта являются в большинстве случаев субъективными, то есть психологическими, личностными. Поэтому психологические исследования конфликтов обладают большей объяснительной значимостью — именно психологическое знание позволяет лучше понять конфликтующие стороны, истинные, а не декларируемые, причины конфликтов, особенности конфликтного поведения, отношений и деятельности, переживания конфликтов, а это позволяет на психологической основе разрабатывать методы управления и разрешения конфликтами. Обоснуем данное утверждение.
В первую очередь хотелось бы подчеркнуть, что конфликты как таковые просто не существуют, конфликты — всегда между кем-то. Причем, независимо от видов конфликтов, это конфликты межличностные или межгрупповые, направляемые отдельными личностями. Исключение составляют внутриличностные конфликты. Даже многие социальные или политические конфликты, если разобраться глубже, всегда связаны с межличностными конфликтами лидеров или их определенными личностными особенностями. Примеров история предоставляет очень много. Большие социальные группы по сути дела конфликтуют по их воле, умело направляемые (усиливаемые или ослабляемые) ими в зависимости от их интересов и опять же — личностных особенностей. Дополнительной иллюстрацией такому утверждению может служить и классическая структура конфликта, согласно которой он состоит из оппонентов, объекта и предмета конфликта и инцидента. Если из нее вывести хотя бы одного из оппонентов или исключить предмет конфликта, который во многих случаях связан с их несложившимися отношениями, психологической несовместимостью, соперничеством и пр., конфликта просто не будет.
Далее, известно, что конфликты возникают вследствие действия различных противоречий. Однако, известно, что реагирование на данные противоречия во многом определяется не столько их силой и содержанием, сколько их субъективным восприятием, а данное восприятие в свою очередь определяется, в соответствии с принципом психологического детерминизма, внутренними условиями личности, которые индивидуальны и весьма специфичны. Отсюда, кто-то возникающие противоречия воспринимает их как явную угрозу для себя, а это необходимое и достаточное условие запуска конфликтов, кто-то ищет пути
АКМЕОЛОГИЯ, № 3, 2004
и способы конструктивного разрешения, а кто-то вообще считает их несущественными. Среди этих внутренних условий, обусловливающих реагирование на противоречия исключительно как угрожающие, можно назвать: холерический темперамент с высоким уровнем нейротизма; наличие некоторых сильных и слабо контролируемых акцентуаций (например, паранойяльности, маниакальности, педантичности и пр.); сформированных негативных психологических установок; особые состояния сознания (в частности, повышенной внушаемости); профессиональная деформация и многое другое. Именно они, а не что другое, часто являются главными психологическими причинами развертывания конфликтов.
Еще один важный аргумент — ни один подход, кроме личностного (психологического), не может глубоко объяснить феномен так называемых конфликтных личностей. Конфликтной называется личность, часто организующая конфликты, имеющие деструктивное содержание, или постоянно вовлекающаяся в них [7]. Таких личностей не так много — около 3 %, но их разрушительные возможности огромны. Конфликт для них — главная форма личностной самореализации и самоутверждения, а не способ разрешения проблем и противоречий, поэтому взаимодействие с ними очень сложное. Проблема состоит еще и в том, что они в разнообразных конфликтах они маскируются, выбирая социально одобряемые роли, например, «поборников справедливости», «новаторов» и пр. Конфликтные личности ищут профессиональную среду, отличающуюся повышенной конфликтогенностью, поэтому их много в политике, журналистике, системе образования, театральном искусстве и др. Конструктивное разрешение конфликтов с их участием практически невозможно, потому что на самом деле они в этом не заинтересованы. Единственное, что может помочь — это психологическое воздействие на них, которое должно привести к смене их отношений. В психологии разработаны системные описания конфликтных личностей, обоснованы конкретные методы их психологической диагностики [2, 5].
Следует подчеркнуть, что многие формы конфликтности связаны с действием бессознательных механизмов регуляции поведения и отношений. Они могут проявляться в различных видах сильного и неосознаваемого внутриличностного конфликта, например, вызванного сильными психическими травмами в раннем детстве, который для субъекта индивидуально практически неразрешим. Все применяемые способы индивидуального стихийного разрешения внутриличностного конфликта (симуляция страданий, номадизм, переадресовка энергии и пр.) могут дать лишь временные результаты. Важно отметить, что именно эти бессознательные причины или механизмы часто являются главными в общей конфликтной направленности личности и ее поведении и деятельности. Такие люди не в состоянии действовать в конфликте рационально, они не воспринимают предлагаемые варианты разрешения конфликта, даже в случае своей победы, чувствуют себя ущемленными, потому что истинная причина такого поведения осталась с ними. Выходом из создавшейся ситуации может стать психотерапевтическая коррекция их личности.
Одной из важнейших особенностей конфликта является то, что он осуществляется в виде конфликтного противоборства, а это не что иное, как специфический вид деятельности. Было показано, что оно удовлетворяет всем характерным требованиям статуса деятельности: имеет цель, направляется мотивами, содержит антиципацию, внутренне планирование, принятие решений, контроль и пр. Но эта конфликтная деятельность очень своеобразна. Ее своеобразие заключается в том, что она не является нормативно заданной, алгоритмизированной — многое в ней зависит от конфликтной ситуации и особенно - субъекта конфликта. В ней участник конфликта проявляет себя именно как субъект, осуществляя самостоятельное целеполагание, выбирая средства деятельности, принимая решения, неся ответственность за ее результаты и пр. И если любая предметная деятельность отличается так называемым «личностным профилем» — все структурные элементы деятельности зависят от психологических особенностей субъекта, то в конфликтной деятельности этот личностный профиль проявляется наиболее рельефно. Наиболее наглядно это видно при сборе и анализе информации (личностно-ситуативная селективность), принятии решений
1 Науки представлены в порядке убывания количества диссертаций.
(решительности-нерешительности, степени тривиальности и пр.), прогнозировании их последствий, реализации и пр. Здесь весьма велика роль характерных для субъекта эмоциональных реакций, особенностей переживания негативных эмоциональных состояний, мысленного моделирования. Личностные особенности обязательно проявляются и в выборе ролевого поведения в конфликте: кто-то выбирает роль «борца», кто-то — «невинной жертвы». Личностный фактор наглядно виден и в разработке внутренних сценариев развертывания конфликта, оценке личности оппонента, его ресурсов [6].
Хотелось бы отметить и еще один важный момент: конфликты часто возникают в процессе выполнения профессиональной деятельности, поэтому эта деятельность оказывает влияние и на саму конфликтную деятельность. Как? Преимущественно направляемая тем, что связано с «профессиональным типом личности», поэтому, к примеру, конфликты в театре отличаются от конфликтов в воинских коллективах. В них по-разному осуществляется общение, формируется общественное мнение, выбираются средства психологического противоборства. И здесь личностные и психологические факторы являются одними из главных.
Наконец, проблема разрешения конфликтов. Разрешение конфликтов всегда должно быть личностно-ориентированным, учитывающим множество психологических факторов. Об этом написано во многих публикациях, правда, в большинстве случаев в виде благих пожеланий. Реализовать их на практике сложно, потому что это требует от субъектов высокого уровня общей психологической компетентности и ее конкретных видов: социально-перцептивной, психолого-педагогической и социально-психологической. Данные виды так же необходимы для применения конкретных методов разрешения конфликтов: «объективизации», «взрыва», «организации сотрудничества» и пр. К тому же практика свидетельствует, что конфликты разрешаются успешно (и окончательно), когда их разрешают сами оппоненты. Но чтобы они так поступали, на них следует оказывать психологическое воздействие (влияние): изменить их установки и отношение к противоречию и оппоненту, направить активность на конструктивное разрешение и пр.
Таким образом, подытоживая сказанное, можно утверждать, что в проблемном поле конфликтов личностный (психологический аспект) является ведущим и именно прежде всего с личностных позиций и следует изучать конфликты и решать связанные с ними практические задачи. В то же время опора на психологические знания позволяет решать преимущественно исследовательские задачи, чтобы объективно воспринимать конфликтные противоречия и оппонентов, эффективно разрешать конфликты, управлять ими, продуктивно действовать в конфликтной ситуации необходимо развивать соответствующие личностные качества и психологические умения, а это уже выход на акмеологический аспект проблемы. Акмеологический аспект проблемы проявляется прежде всего в необходимости развития конфликтологической компетентности. С психолого-акмеологической точки зрения конфликтологическая компетентность рассматривается как когнитивно-регуляторная подсистема профессионализма, связанная с особыми свойствами субъекта и его умениями, проявляющимися в способности эффективно действовать в условиях конфликта, управлять им и разрешать его. Данная компетентность имеет свою структуру, включающую [4]:
- собственно знания о причинах появления конфликта, закономерностях его развития и протекания, поведении, общении и деятельности оппонентов в конфликтном противоборстве, их психических состояниях и пр. Особую группу представляют знания психологических характеристик конфликтной личности. Все это составляет гностический компонент конфликтологической компетентности;
- умение предвосхищать действия оппонентов, их поведение в ходе конфликта, применяемые приемы конфликтного противоборства, развитие конфликта, его последствия для организации и оппонентов. Это является содержанием проектировочного компонента конфликтологической компетентности;
- умение воздействовать на оппонентов, влиять на их отношения, оценки, мотивы и цели конфликтного противоборства; формировать общественное мнение по отношению к участникам конфликта: умение осуществлять профилактику конфликта и разрешать
его на справедливой основе, выступая в качестве «третейского судьи». Данные умения составляют конструктивный компонент конфликтологической компетентности;
- умение осуществлять эффективное общение с участниками конфликта с учетом их личных особенностей и эмоциональных состояний — коммуникативный компонент конфликтологической компетентности.
В данном варианте структура коммуникативной компетентности включает компоненты (кроме организационного), соответствующие концепции Н.В. Кузьминой о содержании подсистем профессионального мастерства. Было отмечено, что конфликтологическая компетентность формируется в процессе усвоения знаний о сущности конфликтов и конфликтных отношений, с помощью специальных психологических тренингов и практической деятельности, она тесно связана с другими видами профессиональной компетентности, составляющих ядро гностического компонента профессионализма. В прикладных исследованиях данные компоненты были дополнены рефлексивно-статусным и нормативным компонентом [3]. Очевидно, что между всеми отмеченными компонентами существуют функциональные связи. Базисным является гностический компонент. Знания о сущностных характеристиках конфликта являются основой для предвосхищения действий конфликтующих сторон (проектировочный компонент), формирования умений управлять конфликтом (регулятивный), выступать в качестве «третейского судьи», действовать с учетом информативных признаков (рефлексивно-статусный компонент). Конфликтологическая компетентность не сводится только к системе знаний о сущностных характеристиках конфликта, но и предполагает активное воздействие на него, что подчеркивает роль регулятивного и нормативного компонентов. В то же время наличие определенных знаний и умений в области конфликтологии требует развития определенных личностно-профессиональных качеств (в частности, продуктивного уровня рефлексии, стресс-устойчивости и др.), позволяющих применять с требуемой эффективностью данные знания и умения для управления конфликтом. Необходимость развития личностно-профессиональных качеств и умений обусловливается и спецификой применяемых психологических технологий — тренингов, деловых и ролевых игр. Системообразующим фактором такого развития может служить высокий уровень конфликтологической компетентности субъекта, например, руководителя, если речь идет о конфликтах при управлении, уровень, принятый за эталон и тем самым направляющий активность субъекта управления на личностно-профессиональное развитие.
Очевидно, что конфликтологическая компетентность связана с социально-психологической, поскольку большое количество конфликтов возникает в коллективах и группах являются одной из форм взаимодействий. Следовательно, такие факторы как морально-психологический климат, ценностно-ориентационное единство, стиль руководства, групповые нормы поведения, ролевое поведение и общение должны оказывать влияние на характер конфликта, причины его возникновения и динамику. Конфликтологическая компетентность тесно связана с социально-перцептивной, так как субъект конфликтных взаимодействий, особенно влияющий на конфликт и разрешающий его, должен отличаться проницательностью, умением разбираться в людях, истинных мотивах их поведения, возможных стратегиях конфликтного противоборства. Очевидны так же связи с ауто-психологической компетентностью, позволяющей развивать такие качества, как стресс-устойчивость, самоконтроль, саморегуляцию, адекватную самооценку, что необходимо в условиях острых эмоциональных переживаний, сопровождающих многие конфликты. Психолого-педагогическая компетентность несомненно связана с конфликтологической, так как в процессе конфликта необходимо уметь осуществлять различные психологические и педагогические воздействия на оппонентов и коллектив, уметь вести индивидуальную работу с каждым. Наконец, надо отметить связи с административно-правовой компетентностью (иногда ее называют и профессионально-управленческой), проявляющиеся в наличии административных и правовых ограничений в выборе средств воздействия на оппонентов.
Наличие данных системных связей является благоприятным фактором с точки зрения достижения высокого уровня конфликтологической компетентности: развитие каждого из отмеченных видов компетентности приводит к развитию конфликтологической компетентности в целом. Очевидно, данный процесс, хотя имеет позитивный характер, но все же в известной мере косвенный. Чтобы придать данному процессу целенаправленный характер, необходимо иметь модели конфликтологической компетентности и алгоритмы ее продуктивного развития.
Таково в самом общем виде содержание психолого-акмеологического подхода в исследовании конфликтов, разрешении и управлении ими. Акмеологический аспект проблемы является новым не только для конфликтологии, но и психологии конфликтов, поэтому необходимы исследования, чтобы данный подход привел к формированию нового направления конфликтологии.
Литература_
1. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Российская конфликтология. Аналитический обзор 607 диссертаций. ХХ век. - М., 2004.
2. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. — Калуга, 2002.
3. Денисов О.И. Проблема конфликтологической компетентности руководителя. — М., 2000.
4. Зазыкин В.Г. Конфликтологическая компетентность как фактор профессионализма государственных служащих /Российское государство и государственная служба на современном этапе. — М., 1999.
5. ЗазыкинВ.Г., ЗайцеваЕ.В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве. — М., 1998.
6. Крогиус Н.В. Личность в конфликте. — Саратов, 1976.
7. Прикладная социальная психология /Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача. — М.; Воронеж, 1998.
© Зазыкин В. Г., 2004