Научная статья на тему 'Конфликтологическая компетентность будущего специалиста как предмет научного исследования'

Конфликтологическая компетентность будущего специалиста как предмет научного исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7110
824
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ / THE CONFL ICT / CONFL ICTOLOGI COMPETENCE / CONFL ICTOLOGI THE APPROACH / VOCATIONAL TRAINING IN HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митяева А. М.

В статье рассматриваются основные подходы к формированию конфликтологической компетентности студентов вуза, актуализируются вопросы формирования интегрированных характеристик, обеспечивающих им конструктивную конфликтологическую деятельность в профессиональной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In clause the basic approaches to formation конфликтологической competence of students of high school are considered, questions of formation of the integrated characteristics providing with it constructive конфликтологическую activity in the professional environment are staticized.

Текст научной работы на тему «Конфликтологическая компетентность будущего специалиста как предмет научного исследования»

А.М. МИТЯЕВА

доктор педагогических наук, профессор Орловского государственного университета Тел. 8 910 74 7 2 6 83

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье рассматриваются основные подходы к формированию конфликтологической компетентности студентов вуза, актуализируются вопросы формирования интегрированных характеристик, обеспечивающих им конструктивную конфликтологическую деятельность в профессиональной среде.

Ключевые слова: конфликт, конфликтологическая компетентность, конфликтологический подход, профессиональная подготовка в вузе.

Участие России в Болонском процессе, новообразования в профессиональной сфере и, как следствие, изменение требований высшей школы, предъявляемых к студентам, обусловили постановку задачи в современном образовании: обеспечение целеустремленной социализации личности, способной реализовать свой индивидуальный опыт в познании, учебной деятельности и поведении.

Профессиональное становление личности является результатом ее целенаправленного включения в систему профессиональной подготовки, образования, самообразования и самоподготовки. Оно происходит в процессе деятельности, общения, познания и самопознания человеком функциональных задач профессии при многоплановом осознании своего места в ней.

Конфликтогенность профессиональной среды носит объективный характер, что подтверждается философско-социологической и психологической концепциями конфликта как носителя противоречий, источника развития и совершенствования социальных систем. Для реализации профессиональной деятельности в конфликтогенной среде специалисту необходима соответствующая профессиональная компетентность как способ жизнедеятельности в конфликтных ситуациях во взаимодействии с субъектами профессиональной деятельности и как способ преодоления личностных кризисов.

Конфликт в рамках современной конфликтологической парадигмы рассматривается как объективное явление социального взаимодействия, так как представляет собой форму предельного обострения естественных противоречий, характерных для общества. Как явление в жизни человека, конфликты, как это ни парадоксально, с одной стороны, - являются трудно наблюдаемыми объектами; с другой,

- некоторые представлены явно, как фактический материал, который часто невидим и не осознается конфликтующими, хотя и находится на поверхности.

Следовательно, современный выпускник вуза

должен быть подготовлен не только реализовывать профессиональные задачи в условиях конфликтогенной профессиональной среды, но и преобразовывать ее с целью предупреждения негативных конфликтов.

Современная система высшего профессионального образования ориентируется на компетент-ностный подход, который означает, что в процессе обучения ставится цель - сформировать у студентов, определенные компетенции, обеспечивающие более высокий уровень личностной и профессиональной самореализации в современном обществе.

Формирование свободных личностей предполагает развитие у них умений принимать социально и морально ответственные решения, организовывать межличностное общение, основанное на принципах толерантности, уважения и признания суверенности другого человека, минимизировать отрицательные последствия возникающих при общении конфликтов, что включает такое личностное образование, как конфликтологическая компетентность.

Конфликтологическая компетентность является одной из важнейших общих характеристик профессионализма, и, прежде всего, в гуманитарных областях деятельности, ее можно рассматривать как неотъемлемую составную часть общей коммуникативной компетентности, включающую в себя осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умение адекватно реализовывать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. На основании этого в самом общем виде можно определить конфликтную компетентность как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению. Конфликтологическая компетентность рассматривается как когнитивно-регуляторная подсистема профессионально значимой стороны личности, включающая соответствующие специальные знания и умения и может быть рассмотрена на двух уровнях:

© А.М. Митяева

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

• Первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощенного в нем противоречия и владение способами регулирования для разрешения.

• Второй предусматривает умение проектировать необходимые для достижения определенных результатов конфликты и конструировать их непосредственно в ситуациях взаимодействия; владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников и сторон взаимодействия.

Конфликтологическая компетентность включает в себя следующие компоненты:

• гностический - включает знания о причинах возникновения конфликтов, закономерностях и этапах его развития и протекания, особенностях поведения, общения и деятельности оппонентов, их психических состояниях, применяемых приемах конфликтного противоборства, психологических характеристик конфликтных личностей.

• регулятивный или конструктивный - предполагает умение воздействовать на оппонентов, влиять на их оценки, суждения, мотивы противоборства, разрешать конфликт на справедливой и конструктивной основе, в том числе выступая в качестве «третейского судьи», умение формировать общественное мнение по отношению к оппонентам, организовывать работу в постконфликтной ситуации.

• проектировочный - содержит умения на основе имеющихся знаний предвосхищать поведение и деятельность оппонентов в конфликте, оценивать его влияние на психологический климат в коллективе и т. п.

• рефлексивно-статусный предполагает

наличие развитой рефлексивной организации деятельности и отношений, рефлексию

собственного поведения и общения, отражение иерархических отношений.

• нормативный предполагает знание корпоративных этических норм поведения и отношений, следование им.

Таким образом, конфликтологическую компетентность будущего специалиста можно определить как его возможность и способность определять свое поведение в предконфликтной, конфликтной ситуациях с целью конструктивного их разрешения или недопущения.

Конфликтологическая компетентность может рассматриваться как видсоциально-психологи-ческой компетентности и включает в себя следующие составляющие: понимание природы

противоречий и конфликтов между людьми; форми-

рование конструктивного отношения к конфликтам в организации; обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях; умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации; наличие навыков управления конфликтными явлениями; умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов; умение предвидеть возможные последствия конфликтов; умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты; наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.

В определении конфликтологической компетентность различаются понятия «конфликтологическая компетентность личности» и «конфликтологическая компетентность специалиста».

Конфликтологическая компетентность личности заключается в стремлении и умении человека предупреждать и разрешать социальные конфликты: межличностные, межэтнические и

межнациональные, в решении задач гармонизации межличностных отношений для личности владение конфликтологической компетентностью играет решающую роль.

Конфликтологической компетентности будущего специалиста свойственно усвоение и использование особых, профессионально ориентированных конфликтологических знаний, необходимых для восприятия профессиональных конфликтов и последующей реализации профессиональных функций в условиях профессионального конфликта. Следовательно, профессионально-прикладная специфика конфликтологической компетентности специалиста отличает этот феномен от конфликтологической компетентности личности.

Конфликтологическая компетентность специалиста включает в себя свойства перцептивной, коммуникативной, межличностной и управленческой компетентностей, реализует прикладные (ситуативные) аспекты специальной профессиональной деятельности. Последняя составляющая, с одной стороны, отличает конфликтологическую компетентность от других видов профессиональной компетентности, с другой стороны, выступает основанием для ее особого выделения в ряду видов профессиональной компетентности.

Неотъемлемой чертой конфликтологической компетентности является конфликтологическая готовность.

Конфликтологическая готовность трактуется как готовность специалиста к решению профессиональных конфликтологических задач; как практическая готовность к разрешению конфликтов в процессе профессиональной деятельности. Причем, если сущность готовности авторы пони-

мают соотносимо (как способность специалиста к выполнению профессиональных задач), то в содержании практической составляющей наблюдается различие.

Так, Г.М. Болтунова включает в нее три конфликтологических умения:

1. видение и понимание конфликта;

2. умение прогнозировать и оценивать последствия конфликта;

3. владение средствами диагностирования, предупреждения и разрешения конфликта, использования конфликта в воспитательных целях. В данном подходе вполне обеспечивается формирование конфликтологической готовности студента - будущего специалиста - как субъекта учебной деятельности.

H.В. Кузьминой, Н.Ю. Кулюткиным, В.А. Сла-стениным «конфликтологическая готовность» трактуется как совокупность качеств личности, обеспечивающих успешное выполнение профессиональных функций. Конфликтологическая готовность специалиста включает в себя различного рода установки на осознание профессиональной конфликтологической задачи, модели вероятностного конфликтного поведения, определение специфических способов деятельности в профессиональном конфликте, оценку своих возможностей в соответствии с предстоящими трудностями и необходимостью результата в процессе разрешения профессионального конфликта.

Конфликтологическая готовность включает в себя также конструктивную конфликтную позицию специалиста. Конфликтная позиция специалиста предстает как система отношений и оценок конфликтологического опыта, конфликтной реальности и перспектив, которые определяют направленность конфликтных действий, поведения специалиста. Ключевое значение для конструктивной конфликтной позиции имеют ценностные ориентации и профессиональные цели в профессиональном конфликте, которые оказывают влияние и на динамические, и структурные характеристики конфликта. Конфликтологическая готовность специалиста выполняет функцию регулятивного (мотивационного, эмоционального, рефлексивного, волевого, экзистенциального) базиса для ориентировочно-преобразующей (конструктивной) конфликтологической деятельности специалиста в ситуациях производственного конфликта.

Показателями сформированности конфликтологической готовности являются:

I. оптимальный выбор специалистом конфликтной стратегии;

2. самоуправление отрицательными эмоцио-

нальными состояниями в конфликтной ситуации;

3. способность к управлению (воздействию) оппонентом профессионального конфликта в результате рефлексивного самоопределения на основе конструктивной конфликтной позиции. В модели конфликтологической культуры специалиста конфликтологическая готовность будет представлена аксиологическим блоком профессионально важных конфликтогенных качеств специалиста.

Эффективность профессиональной деятельности специалиста зависит от многих факторов: характера профессиональной среды, уровня профессионализма, наличия развитой конфликтологической компетентности. Среди них значительное место принадлежит умению разрешать профессиональные конфликты, которые оказывают негативные последствия на результативность профессиональной деятельности. В настоящее время необходимость конфликтологических знаний и навыков признается всеми, а подготовка в этой области становится неотъемлемой частью обучения специалистов различного профиля.

В качестве целей конфликтологической подготовки специалистов рассматривается формирование интегрированных характеристик (конфликтологической компетентности, конфликтологической культуры, конфликтологической готовности, конфликтологических умений), обеспечивающих конструктивную конфликтологическую деятельность. При этом профессиональными сферами анализа и изучения конфликтов выступают управленческая, педагогическая, правоохранительная, экономическая деятельность специалистов. Все это свидетельствует об интересе к профессиональному конфликту и процессам формирования компонентов конфликтологической компетентности специалистов, которая носит устойчивый и возрастающий характер.

Формирование будущего специалиста предполагает развитие у него навыков самостоятельного, логически грамотного рассуждения, умения принимать социально и морально ответственные решения, что включает и такую составляющую, как конфликтологическая компетентность, которая может быть рассмотрена на двух уровнях. Первый предусматривает способность к распознаванию признаков случившегося конфликта, к его оформлению для удержания воплощенного в нем противоречия и владение способами регулирования для разрешения. Второй предусматривает умение проектировать необходимые для достижения определенных результатов конфликты и конструировать их непосредственно в ситуациях взаимодействия; владение способами организации продуктивно ори-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

ентированного конфликтного поведения участников и сторон взаимодействия.

Конфликтологическая компетентность - это способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм данного конфликта. Она представляет собой осведомленность о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации. Конфликтологическая компетентность должна формироваться в образовательном процессе вуза, цель которого состоит не столько в усвоении студентом информации, сколько в привитии навыков самостоятельного критического мышления, способности сделать интеллект пластичным к усвоению новых знаний, формированию социальной и мобильной зрелости. Такая установка характерна для «инновационных», «развивающих», «критических», «деятельностных» концепций образования.

Стратегия организации учебного процесса, ориентированного на формирование конфликтологической компетентности, выступает как своего рода, ресурс достижения нового качества обучающей деятельности. Первая стратегия - задачный подход. Суть этой стратегии в том, чтобы любой материал представить в виде познавательной задачи. Последняя организует и направляет деятельность студента, приучает его к ясному осознанию ситуации, постановке целей ее преобразования, выявлению условий и ресурсов, необходимых для этого. Вторая стратегия - проблемный подход. В отличии от задачного подхода, где задача четко ставится как цель, которую надо достичь с учетом определенных условий, проблемный подход лишь вводит студента в определенную ситуацию (проблемную), где ему и предстоит поставить задачу, найти и реализовать способ ее решения. Помощь преподавателя при этом остается дозированной и по мере накопления студентом творческого опыта уменьшается. Третья стратегия - дифференцированный подход. Обучение, по сути, всегда дифференцировано, поскольку все обучаются по-разному в силу различия их учебных возможностей, когнитивных стилей, мотивационной готовности и т.п. Однако дифференциация становится стратегией, когда она заранее планируется преподавателем и предполагает построение различных образовательных маршрутов, уровней, вариантов обучения. Несмотря на различие путей, в итоге все обучающиеся достигают оптимальных для себя результатов. Четвертая стратегия - оптимизационный подход. Оптимальным является вариант обучения,

который позволяет достичь наивысших результатов в данной конкретной ситуации при наименьших затратах сил и времени преподавателей и студентов. Оптимизация позволяет перераспределить время и формы работы в пользу заданий с наибольшим творчески-развивающим потенциалом. Пятая стратегия - контекстный подход. Суть последнего в том, что содержание и метод обучения формируются в контексте профессиональных или каких-либо других целей участников учебного процесса, благодаря чему создается определенная направленность обучения. Шестая стратегия - имитационно-игровой подход. При таком подходе усваиваются не только знания, но и опыт той деятельности, в которой они будут применяться. Как правило, эта деятельность имитируется в игровой форме. Седьмая стратегия -профессионально-направленный подход. Обучение направлено на упражнение и развитие способностей студентов, связанных с требованиями (компетенциями) избранной ими профессиональной сферы. Восьмая стратегия - ситуационно-личностный подход. В процесс обучения целенаправленно вводятся такие задачи, упражнения, коллизии («ситуации»), которые востребуют проявления студентами своих личностных способностей (функций) - избирательности, самостоятельности в принятии решения, креативности, независимости от авторитетов и др., что составляет ценностно-смысловой аспект компетентности. Девятая стратегия - герменевтический подход. Предполагает специальное упражнение способности студента к пониманию текстов, к выявлению в них не только логических (причинно-следственных) конструкций, но и смыслов, что составляет необходимый компонент компетентности. Десятая стратегия

- текстуально-диалогический подход. Изучаемый материал предъявляется обучающемуся как текст, к которому он должен выразить свое субъективное отношение, вступив в своеобразный диалог с его автором. Обретаемое в процессе реализации такой стратегии гуманитарное мышление становится основанием для профессиональных действий, решений и проектов. Одиннадцатая стратегия - проектный подход, один из наиболее значимых для формирования компетентностей. Направлен на формирование не только знаний и умений, но и способностей решать на основе усвоенных знаний реальные жизненные, познавательные или профессиональные задачи.

Таким образом, можно в гипотетическом плане определить общие характеристики образовательной программы, ориентированной на компетентност-ную модель образования. Она должна содержать:

1. Описание признаков и ожидаемого уровня ком -петентности. 2. Определение необходимого и достаточного набора учебных задач-ситуаций, по-

следовательность которых выстроена в направлении возрастания полноты, проблемности, конкретности, новизны, жизненности, практичности, межпред-метности, креативности, ценностно-смысловой рефлексии и самооценки, гуманитарной экспертизы решений, необходимости сочетания фундаментального и прикладного знания. 3. Технологии предъявления обучающимся задач-ситуаций различных типов и уровней. 4. Алгоритмы и эвристические схемы, организующие деятельность студентов по преодолению ситуаций. 5. Технологии сопровождения и консалтинга студентов в процессе прохождения программы.

Значение конфликтологической компетентности в индивидуально-личностном развитии человека, его познавательной деятельности и социальном поведении выражается в следующих функциях:

• мобилизационной (способность рассматривать конфликт как неотъемлемую составляющую нашей жизни и не избегать конфликтного взаимодействия);

• информативной (способность к неоднозначной трактовке конфликтного взаимодействия и видения перспектив его разрешения; содержание данного критерия включает выделение позитивных функций конфликта и объективную оценку имеющегося: фактов, информации, знаний или представлений о реальности);

• прогностической (способность применять различные техники для минимизации деструктивных форм конфликта и перевода их в позитивное русло);

• регулятивной (способность осуществлять деятельность посредника или медиатора; выясняя позиции, интересы и цели участников конфликта, посредник способствует сбалансированному решению конфликта);

• ценностной (позволяет старшекласснику изменить отношение к конфликту в условиях расширения контактов, деятельности);

• рефлексивной (используется для реконструкции появившегося затруднения и обнаружения его причин; данная функция обеспечивает развитие образа «Я» студента и позволяет ему не только выполнять определенную деятельность, но и знать, как он это делает);

• интегративной (является ведущей, и ее предназначение заключается в том, чтобы данная компетентность носила продуктивный характер).

Анализ функций помогает выявить содержание и структуру конфликтологической компетентности, в основу которой положены идеи И.А. Зимней о пяти характеристиках, представляющих определенные аспекты содержания компетентностей:

1. Готовность к проявлению, или мотивационный аспект: система побуждений индивида, связанных с конфликтной ситуацией, отражает состояние внутренних побуждающих сил, которые благоприятствуют адекватному поведению в конфликте.

2. Владение знанием, или когнитивный аспект: знания о конфликте, его профилактике, о возможных стратегиях его разрешения, о процедуре ведения переговоров; достаточно высокий уровень восприятия существующих и возможных действий оппонента.

Для успешного разрешения конфликта необходим его анализ, что, в свою очередь, требует качественного и количественного описания составляющих его элементов. Беря во внимание динамику конфликта, состоящую из трех периодов: 1) пред-конфликт; 2) собственно конфликт; 3) послекон-фликтная ситуация как результат разрешения конфликта и его регулирования, что может быть осуществлено на любой его стадии. Однако регулирование конфликта - более широкое понятие, обеспечивающее, как следствие, наиболее эффективное развитие конфликта и обязательное достижение его позитивного разрешения.

На наш взгляд, К. Томас предложил пять наиболее универсальных и практически ценных способов поведения в конфликтной ситуации, способствующих ее разрешению. Эти способы поведения он обозначил следующим образом: 1) избегание, или уход от конфликта; 2) соперничество, или силовой метод; 3) приспособление, или метод односторонних уступок; 4) компромисс, или взаимные уступки; 5) сотрудничество, или достижение взаимовыгодного решения.

Несомненно, что усвоение конструктивных или деструктивных способов преодоления трудных ситуаций оказывает различное влияние на развитие личности студента. Преобладание конструктивных способов повышает положительный потенциал личности, способствует формированию ее уверенности в своих силах, развитию чувства собственной ценности, ведет к становлению у него важных волевых качеств.

3. Опыт использования знаний, или поведенческий аспект: умение проектировать свое взаимодействие как бесконфликтное, что подразумевает владение совокупностью необходимых умений, таких как: реализация конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации с использованием технологий разрешения и управления конфликтами; рефлексивное слушание; установление и соблюдение правил и порядка ведения переговоров.

4. Отношение к содержанию компетентности и

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

объекту ее приложения, или ценностно-смысловой аспект: отношение к конфликту как к норме взаимодействия между людьми; взаимная направленность на партнера; сохранение уважения друг к другу.

5. Эмоционально-волевая саморегуляция: способность управлять собственными эмоциями в предконфликтных ситуациях и непосредственно в процессе конфликтного взаимодействия, особенно гневом; способность и готовность к эмпатии; рефлексия.

6. Интегративная характеристика сформиро-ванности конфликтологической компетентности: устойчивость в проявлении способности и готовности организовать деятельность для удержания противоречия в процессе его разрешения и перевода в позитивное русло обеспечения сотрудничества.

Отсюда мы определяем конфликтологическую компетентность как способность и готовность 1) осуществить деятельность по профилактике конфликта; 2) минимизировать деструктивные формы реального конфликта и перевести их в конструктивное русло; 3) выступить посредником или медиатором в разрешении конфликта.

Наиболее сложным является процесс познания собственных возможностей в ситуации неопределенности в конфликте. Человек, вовлеченный в конфликт, нередко теряет способность осмыслить его и себя в нем со стороны. Будущий специалист не должен терять такую способность, тем более что конфликт - это предмет применения его профессиональных умений, и для реконструирования конфликтной реальности ему необходимы определенные знания, методы, теоретические конструкции, стереотипы поведения. Становление конфликтологической компетентности основывается на пяти специфических блоках:

• теоретические знания в области конфликтологии (педагогической, юридической, психологической, социологической и т.д.);

• владение социальными технологиями профилактики, управления, минимизации деструктивных форм конфликта;

• формирование профессионального типа мышления, включающего рефлексивность, ме-тодологичность, саногенность, объемность, креативность;

• владение технологиями психогигиены и стрессоустойчивости в конфликтах;

• выполнение профессионально-этического кодекса конфликтолога-практика.

Выбор методического инструментария для формирования конфликтологической компетентности обусловлен следующими целями:

- формирование (развитие) установок, на-

выков и умений, обеспечивающих способность руководителя в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социальнопозитивное русло, то есть:

- формирование (развитие) осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон;

- умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной кон -фликтной ситуации, которое реализуется в навыках и умениях, обеспечивающих: сбор информации о конфликте; уточнение информации о конфликте; анализ конфликтной ситуации; выбор верной модели медиаторства; выбор адекватной обстоятельствам конфликта стратегии его разрешения; снятие послеконфликтной напряженности; анализ предпринятых действий по разрешению конфликта.

Технология формирования конфликтологической компетентности выпускника вуза включает такие характеристики, как: высокая степень готовности к интеллектуальной и эмоциональнопсихологической напряженности; гибкость форм проведения занятий; освоение в процессе обучения возможных и реальных факторов обострения реальных противоречий и конфликтов; учет возможностей появления побочных, непредвиденных результатов, под которыми имеются в виду новые идеи, отношения, взгляды, методики, теоретические схемы т. д.; стремление к переходу на качественно новый уровень развития технологий принятия управленческих решений в конфликтных ситуациях.

Позитивное развитие конфликтной ситуации возможно через развитие конфликтующего человека (или конфликтующих сторон). А так как взрослый человек может развиваться только за пределами уже достигнутого, то для выявления границ достигнутого идеальным является «конфликт-метод», позволяющий использовать его в процессе подготовки специалистов для становления их конфликтологической компетентности.

Сформулируем главные профессиональные требования в работе с инновационными конфликтами:

1. Умение распознавать конфликт на стадии зарождения. Большинство управленцев не видят конфликты в организациях, стремятся их скрыть, «загнать в подполье», поскольку считают, что они являются показателем их некачественной работы; они не считают важным (или не знают как) создавать инновационный климат в коллективе, ослабляющий протест и актуализирующий конструктивный конфликтный потенциал коллектива; ими игно-

рируется или упускается из виду конструктивная функция конфликта.

2. Умение выявлять наличие конструктивного конфликтного потенциала. Обнаружение конструктивной составляющей в конфликте требует дифференциации сложно переплетенных между собой многочисленных факторов конфликтной реальности. Например, конфликтное действие и процесс коммуникации в конфликте представляют собой два пространства: системно-конфликтное и коммуникативное. Если у управленцев нет такого разграничения, то процесс регулирования конфликта и его «дооформление» будет сложен и долог, что часто способствует появлению в конфликте тех лиц (групп), которые стремятся использовать его в своих целях.

3. Умение технологично и осознанно начинать процесс «дооформления» конфликта. Под процессом «дооформления» имеется в виду процесс поиска смысла конфликта, выявление предмета, сути, правового аспекта, интерпретация фактов - анализ, который оказывает существенное влияние на формирование общественного мнения и отношения к ситуации. Стихийное (или организованное) появление вторичных конфликтов по поводу интерпретации конфликтных действий - область, которая должна быть в поле зрения организационного конфликтменеджмента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Умение применять «стандарт» организационного конфликтменеджмента. Последний

представляет собой совокупность приемов, техник и методов вмешательства, направленных на то, чтобы скорректировать конфликтный процесс с целью актуализации конфликтного потенциала и направления его в благоприятное русло. Овладение конфликтом означает, что возможные разрушительные для организации последствия могут быть минимизированы, ограничены, но - без прямого насильственного воздействия управленцев на конфликтный процесс.

Неотъемлемым элементом конфликтологической компетентности является кон-

фликтоустойчивость личности, включающая

мотивационный, эмоциональный, волевой, психомоторный компоненты.

Мотивационный компонент конфликтоустойчи-вости личности:

- развивает адекватное восприятие в предкон-фликтной или конфликтной ситуации, направленность побуждений на совместный поиск путей разрешения противоречия;

- способствует оптимальному поведению в конфликтной ситуации;

- обеспечивает возможность корректировки

отстаиваемых интересов.

Эмоциональный компонент конфликтоустойчи-вости личности включает:

- формирование (развитие) умения управлять своим эмоциональным состоянием в предкон-фликтных и конфликтных ситуациях;

- формирование способности открыто выражать эмоции, не переходя в депрессивные состояния при затягивании или проигрыше в конфликте. Волевой компонент конфликтоустойчивости личности способствует формированию умения регулировать свое эмоциональное возбуждение в конфликтной ситуации и обеспечивает:

- толерантность, терпимость к чужому мнению, самоконтроль;

- умение дать объективную оценку конфликта;

- умение сводить к минимуму искажение восприятия.

Психомоторный компонент конфликтоустойчивости личности будущего специалиста обеспечивает:

- правильность поведения и действий;

- их четкость и соответствие конфликтной ситуации;

- развитие умения владеть собой, управлять жестикуляцией и мимикой, контролировать свои действия и др.

Управление конфликтными ситуациями включает, прежде всего, познание механизмов развития конфликта и взятие под контроль конфликтующими сторонами тех процессов, связей и отношений, которые зависят непосредственно от них самих. Только тогда можно ставить вопрос о возможности управления конфликтом на микроуровне. Поэтому необходимы социальные технологии в образовательном процессе, строго регламентирующие действия конфликтующих сторон, позволяющие контролировать изменение процессов в конфликте в приемлемые сроки и в нужном направлении. Эффективность социальных технологий зависит от того, насколько будут адекватны целям и задачам принимаемые в конфликте решения. Поскольку конфликтующие стороны в конфликте зачастую стремятся уклониться от регламентации, - то их действия должны быть подкреплены проектируемой и принятой системой ответственности.

Необходимо осознать, что система ответственности - это механизм принуждения, система, подкрепляющая и предопределяющая соотношение ценности принятого решения с ущербом от неверных решений и адекватными санкциями за безответственные решения. Для того, чтобы механизм начал работать, - необходимо «создать» для человека такие условия (или среду), в которых была бы

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

возможность принятия этого механизма, выработки определенных личностных качеств, связанных с ответственностью, а также - осознание некоторых поведенческих тенденций в ситуации риска, неопределенности конфликта.

Применительно к процессу формирования конфликтологической компетенции студента мы рассматриваем рефлексивный подход, предполагающий анализ, критическое осмыслении и в конечном итоге - разрешение конфликтной ситуации.

Таким образом, сущность педагогической рефлексии как средства формирования конфликтологической компетенции студента заключается:

• в формировании научного знания о личности в конфликтах, овладении методами исследования самооценки и соответствующими умениями;

• в углубленном знании о структуре деятельности специалиста в данной области и соотнесении этого знания со своим личностным потенциалом;

• в самопознании на основе объективных методов, формировании адекватной самооценки и построении программы самосовершенствования для конструктивного разрешения конфликтов.

Основная деятельность по развитию конфликтологической компетенции студентами включает:

- самостоятельное обоснование каждым студентом выбора собственного решения при разрешении конфликтов;

- групповое взаимодействие в форме дискуссии по обсуждению игр, ситуаций разрешения имитационных конфликтов;

- рефлексию своего поведения и поведения

других участников взаимодействия;

• рефлексию самой конфликтной ситуации и групповой оценки совместной работы.

Студентам предлагается проанализировать предложенные ситуации в соответствии с приведенным алгоритмом: 1) описать возникшую конфликтную ситуацию (участники, место возникновения, деятельность участников и т. д.); 2) выявить основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений); 3) описать ситуацию глазами участников; 4) определить в ситуации момент, когда можно было бы предупредить ее переход в конфликт; 5) назвать приемы воздействия, которые можно использовать в данной ситуации; 6) проанализировать поведение участников конфликтной ситуации и допущенные ими ошибки; 7) прогнозировать возможные варианты отношений после конфликта.

В результате анализа подводятся общие итоги, излагаются основные выводы, указываются возможности применения полученных результатов.

Таким образом, выпускники вуза должны четко осознавать, что в своей профессиональной деятельности они будут сталкиваться с конфликтами, для чего им необходимы знания, раскрывающие не только механизмы развития и закономерности протекания конфликтов, но и процессы, влияющие на психику человека, на его когнитивные возможности в пограничных ситуациях. Они должны быть готовы не только находиться в эпицентре конфликта, но и управлять им.

Библиографический список

1. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. М.: 1993.211 с.

2. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования. Высшее образование в России. 2005. №4. с. 23.

3. Марков Г.Н. Справочник по конфликтологии, общению и менеджменту. СПб: Альфа, 2000. 174 с.

4. Цой Л.Н. Практическая конфликтология. М., 2005

A.M. MITJAEVA

CONFLICTOLOGY COMPETENCE OF FUTURE SPECIALIST AS ARTICLE OF SCIENTIFIC RESEARCH

In clause the basic approaches to formation конфликтологической competence of students of high school are considered, questions offormation of the integrated characteristics providing with it constructive конфликтологическую activity in the professional environment are staticized.

Key words: The conflict, conflictologi competence, conflictologi the approach, vocational training in high school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.