- тщательно выполнять монотонные, повторяющиеся технические и манипулятивные операции.
8. Требования, связанные с дефицитом времени, своеобразием внешних условий и перегрузкой в деятельности сотрудника ОВД. От сотрудника ОВД требуется выполнять определенную работу не только на должном уровне, но и к определенному сроку, в строго ограниченное время. В связи с этим он должен преодолевать возможные проявления негативных психологических качеств:
- поспешность и торопливость, которые могут привести к непродуманным решениям и действиям;
- растерянность и дезорганизацию, которые могут привести к нарушениям законности.
Сотруднику ОВД нередко приходится выполнять свою работу в зной и стужу, под дождем или в тесном помещении, рядом с полуразложившимся трупом, на обочине шоссе или на пепелище, в цехе завода или в больничной палате. Эти обстоятельства неразрывно связаны с эмоциональными, умственными и физическими перегрузками. Для того, чтобы в какой-то степени уменьшить вредные последствия этих фактов, сотрудник должен уметь:
- правильно организовать свой труд;
- чередовать различные виды деятельности;
- выполнять правила гигиены умственного и физического труда;
- в общении с людьми соблюдать этические нормы поведения.
Стремясь к выполнению этих требований, важно помнить, что на успешность осуществления профессиональной деятельности сотрудника ОВД решающее влияние оказывают не природные задатки, а социально обусловленные свойства и качества его личности, профессиональная культура.
В частности, темперамент, как и другие факторы биологического, психофизиологического порядка, не определяет содержание психических процессов, а лишь влияет на динамику протекания деятельности. Сотрудник ОВД может подчинить свой темперамент положительным мотивам деятельности. Например, развитое чувство долга будет побуждать меланхолика стремиться к неуклонному повышению работоспособности; уважение к товарищу поможет вспыльчивому холерику проявить выдержку во взаимоотношениях и т. д. Смягчить отдельные недостатки, обусловленные проявлениями темперамента, позволяют умело поставленные воспитание и самовоспитание.
Важным качеством личности сотрудника ОВД является нравственно-правовая сознательность, правовая культура. Правовую сознательность личности сотрудника ОВД вслед за исследователями мы определяем как ее отношение (на основе совокупности взглядов и представлений о правовых явлениях, убежденности в необходимости существующего права, законности и правопорядка) к правовому идеалу, проявляющемуся в правоприменительной и правотворческой деятельности в общественной жизни. Правовая сознательность, реализующаяся в деятельности сотрудников ОВД, является индикатором правомерности тех или иных государствен-
ных актов, тем самым обнаруживает иногда необходимость отмены одних и установления других норм. Особенно, когда законы, исполняющиеся органами внутренних дел, отстают от процессов развития общественной жизни, что порождает отрицательный резонанс общественного мнения в вопросах правовой жизни. Суждение людей относительно норм права, законности и правопорядка как социальных ценностей создают не только духовную атмосферу, которая воздействует на формирование правовой сознательности сотрудников ОВД, но и существенно видоизменяет требования и оценки самих сотрудников ОВД относительно характера выполнения ими служебного долга.
Взаимозависимость правовой сознательности сотрудников ОВД и общественного мнения - важнейший фактор в регулировании общественных отношений, воздействия государства на поведение людей, в конечном итоге - в формировании правового порядка и уважения к закону.
Правовое регулирование поведения сотрудников ОВД органично связано с функционированием их нравственной сознательности. Нравственную сознательность можно определить как сознательное и убежденное отношение личности сотрудника ОВД к нравственному идеалу, формирующемуся на основе профессиональных представлений, взглядов, принципов, норм, правил служебного этикета, требующих сочетания личных, коллективных и общественных интересов. Наиболее рельефно это отношение проявляется в нравственной профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев Г. И. Теория и практика формирования профессионально-этической культуры в образовательных учреждениях МВД РФ. Чебоксары, 2004.
2. Кругликова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста. М., 1990.
3. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов, учебное пособие / под ред. А. В. Опалева, Г. В. Дубова. М., 1997.
4. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. М., 1972.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА В КОНТЕКСТНОМ ОБУЧЕНИИ
О. И. Щербакова
В статье обосновывается необходимость поэтапного формирования и развития конфликтологической культуры специалиста, рассматривается содержание конфликтологической культуры личности, а также условия и механизмы ее формирования в условиях контекстного обучения.
Ключевые слова: конфликтологическая культура, уровни сформированности конфликтологической культуры, конфликтологическая компетентность, компоненты конфликтологической компетентности и конфликтологической культуры, условия и механизмы формирования конфликтологической культуры и компетентности, контекстное обучение.
Сегодня требуется специалист, не только владеющий узкопрофессиональными знаниями, но и способный к продуктивному сотрудничеству, умеющий управлять своим поведением, бесконфликтно взаимодействовать с другими людьми, принимать решения в сложных ситуациях. В последнее десятилетие происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность», «психологическая культура» субъектов образовательного процесса в процессе их взаимодействия. Для характеристики конфликтологической осведомленности личности, ее способности прогнозировать, предотвращать, разрешать конфликты исследователями используются понятия «конфликтная компетентность», «конфликтологическая компетентность», «конфликтологическая культура», «творческое управление конфликтами» и др.
Особое значение в последние годы придается развитию психологической культуры личности как механизму личностной саморегуляции, обеспечивающему эффективное, безопасное и гуманное взаимодействие с людьми. Это личностное новообразование отражает уровень зрелости личности. Идея образованного человека сменяется идеей человека культуры, для которого важны не только готовые знания, умения, навыки, но и культура их применения, формирования, изменения поведения человека.
Становление конфликтологии как самостоятельной науки и ее актуальность в современных условиях развития общества делает вполне правомерным формулирование конфликтологической культуры личности, которая трактуется нами как качество личности, проявляющееся в способности решать проблемы и преодолевать противоречия конструктивными способами. По аналогии с психологической культурой, культура конфликта основана на конфликтологической компетентности и грамотности личности, разработке этапов, уровней и содержания конфликтологической подготовки.
Экспериментальное исследование среди студентов 4-5 курсов РЭА им. Г. В. Плеханова и работающих менеджеров разного уровня позволило нам выделить не только этапы становления конфликтологической культуры личности в условиях контекстного обучения (рис. 1), но и уровни сформированности конфликтологической культуры:
- низкий - будущий специалист владеет только теоретическими знаниями по конфликтологии;
- средний - умеет моделировать и анализировать ситуации, применяет теоретические знания на практике;
- высокий - демонстрирует бесконфликтное поведение в различных ситуациях.
Конфликтологическая культура, как и психологическая, базируется на конфликтологической грамотности и конфликтологической компетентности человека, составляя вместе с ними конфликтологическое образование, конфликтологическую подготовку личности.
Конфликтологическая компетентность - это система научных знаний о конфликте и умений управлять им, целенаправленно развиваемых в процессе специальной подготовки применительно к ситуациям учебного и профессионального взаимодействия субъектов общения (табл. 1).
Содержание конфликтологической культуры личности составляют: культура ценностно-смысловой сферы (КЦС); культура мышления(КМ); культура чувств (КЧ); коммуникативная культура(КК); культура воображения (КВ); осознание контекста (ОК) (рис. 2).
Содержание названных компонентов обусловлено рядом определенных способностей.
Культура ценностно-смысловой личности: развитая рефлексия, способность ценить достигнутое, не поддаваться амбициям, стремиться «быть», а не «иметь», установка на сотрудничество, понимание и приятие личности другого, интернальный локус контроля, установка на сохранение и поддержание здоровья, на продуктивную деятельность.
Культура чувств: способность осознавать конструктивный и деструктивный характер своих переживаний и управлять ими, в частности, преодолевать деструктивные переживания - гнев, агрессию, страх, депрессию; способность проявлять оптимизм, сохранять спокойствие, уравновешенность, эмоциональную устойчивость в проблемных ситуациях, проявить эмпатию, быть толерантным.
Культура мышления: способность рационально анализировать конфликтную ситуацию, формулировать суть проблемы, выделять главное и второстепенное, делать выводы, использовать их в своем поведении.
Коммуникативная культура: способность вербали-зировать свои и чужие переживания, владение «я-сооб-щением», техниками бесконфликтного, «ассертивного» общения.
Культура воображения: способность актуализировать прошлые образы, весь имеющийся опыт (воссозда-
Рис.! Этапы становления конфликтологической культуры личности
ющее воображение) и мысленно визуализировать возможное дальнейшее развитие событий (антиципация на уровне представлений, творческое воображение), с помощью которых обеспечивается саморегуляция своего поведения; способность представлять образ и ситуацию конфликта с точки зрения всех его участников.
Осознание контекста соотносится с понятиями «контекстуальная компетентность» (3, 7), «чувствительность к ситуации» (2, 52), «ситуационная проницательность» (6). Аналогичное понятие, как уже было отмечено ранее, используют К. Роджерс, Д. Фрейберг (5, 401). Данная способность проявляется в чувствительности к ситуации, быстроте ориентации в ней, принятии решений с учетом сложившихся обстоятельств. Осознание контекста применительно к коммуникативной культуре личности можно прокомментировать высказыванием А. Мудрика, который отмечал важность того, чтобы человек владел умением общаться в различных ситуациях: серьезная беседа предполагает одни требования, разговор во время отдыха в компании - другие, беседа в гостях, на празднике - третьи (с людьми разного возраста и различной меры близости, родители, учителя, знакомые, приятели, друзья и др.), не менее существенно умение сотрудничать в различных видах деятельности (4). Для этого надо уметь сосредоточиваться на той цели, достижению которой посвящено сотрудничество в конкретном случае, выслушивать, понимать различные точки зрения, принимать их или не соглашаться с ними, находить в дискуссии взаимоприемлемые решения и т. д.
Предложенный состав компонентов конфликтологической культуры личности не является универсальным, он может быть дополнен и пересмотрен. В частности, культуру мышления, воображения и чувств можно объединить в когнитивно-эмоциональную культуру. Отдельно можно выделить рефлексивную культуру. Конфликтологическая культура должна целенаправленно развиваться в процессе обучения через систему заданий контекстного типа (табл. 2).
В результате экспериментального исследования, в котором участвовали 550 человек, мы пришли к следующим выводам.
1. Учитывая, что конфликтология является сформировавшейся научной дисциплиной, и исходя из ряда положений, относящихся к психологической культуре личности, в частности признания значимости личностного фактора в конфликтном поведении, необходимо рассматривать вопрос о конфликтологической культуре личности, ее содержании, условиях и механизмах формирования. Конфликтологическая культура личности -это, по сути, высшая психическая функция, которая является результатом интериоризации социальных отношений и усвоения их культурных образцов. Переходя во внутренний план, социальные отношения преобразуются в стратегии и правила, которые, в свою очередь, становятся структурной основой психического функционирования личности в проблемной ситуации.
2. Рост числа исследований в области конфликтологии приводит к необходимости их систематизации через призму отдельных контекстов. Все конфликтные
Таблица 1
Компоненты конфликтологической компетентности личности
№ Компоненты Содержание
1 Когнитивный Владение знаниями о сущности, природе, структуре, динамике, стратегиях, видах конфликта и управлении им; сформиро-ванность интеллектуальных операций анализа, синтеза, сравнения классификации, интерпретации конфликтов; способность к рефлексии во всех ее проявлениях
2 Эмоциональный Позитивный эмоциональный фон настроения; отсутствие длительных деструктивных эмоциональных состояний (тревоги, паники, отчаяния, страха, агрессии); конфликтоустой-чивость; стрессоустойчивость; эмпатия и др.
3 Волевой Решительность, настойчивость, целеустремленность, ассертив-ность (уверенность в себе), конструктивный нонконформизм
4 Поведенческий - практически действенный Гибкость поведения, толерантность; коммуникативные и организаторские умения; конкретно-практические умения прогнозировать, диагностировать, предотвращать, регулировать, разрешать, контролировать протекание конфликта в соответствии с контекстом их протекания; конструктивные копинг-стратегии
явления могут быть рассмотрены в том или ином контексте, которые обусловливают, согласно А. А. Вербицкому (1), смысл и значение рассматриваемого феномена и входящих в него компонентов. Нами предлагается рассмотрение конфликтов через призму кросс-культурного, пространственно-временного, внутри-личностного, возрастного, гендерного и коммуникативного контекстов.
3. Развитие и совершенствование конфликтологической культуры личности связано с использованием эффективных технологий обучения, среди которых особое место занимает контекстное обучение. В этой связи в процессе преподавания курса «Конфликтология» в высших учебных заведениях необходимо уделять поиску и предоставлению учебного материала, позволяющего использовать различные модели поведения в конфликтной ситуации. Это могут быть контексты поведения оппонента в конфликте, внешние контексты выбора стратегии поведения в конфликте и т. д.
4. Предложенная нами тестовая методика на определение уровня развития конфликтологической культуры позволила нам в ходе формирующего эксперимента
выявить корреляционные связи ее с другими личностными качествами (рис. 3).
5. Проведение занятий на основе контекстного подхода среди студентов Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, обучающихся по специальности «Менеджмент», позволило повысить у будущих специалистов не только уровень конфликтологической культуры личности, но и получить значимые результаты по ряду других исследуемых параметров. После формирующего эксперимента значимо возросли следующие показатели:
- уровень конфликтологической культуры -в 1,2 раза;
- стиль сотрудничества - в 1,2 раза;
- стиль компромисса - в 1,8 раза;
- ассертивные действия - в 1,3 раза;
- поиск социальной поддержки - в 1,6 раза.
Уменьшились значимо следующие показатели: импульсивные действия, асоциальные действия, агрессивные действия. Нами не были выявлены значимые различия по таким показателям, как самоэффективность, избегание - как стратегия преодоления, непрямые действия.
Таблица 2
Условия и механизмы формирования конфликтологической компетентности и конфликтологической культуры личности
Условия формирования Виды деятельности
учебная квазипрофессиональная учебно-профессиональная
Модели освоения Семиотическая Имитационная Социальная
Формы и виды учебных занятий контекстного типа Лекции, семинары Практикумы, деловые и ролевые игры, тренинги, метод кейсов Производственная практика, курсовые и дипломные проекты
Содержание деятельности студентов Овладение теоретическим материалом курса «Конфликтология», знакомство с методами диагностики уровня конфликтности, стилей поведения в конфликтной ситуации и др. Овладение профессионально значимыми умениями анализа и управления конфликтами, развитие конфликтологически значимых качеств личности (конфлик-тоустойчивость, толерантность, ассертивность и др.) Выполнение заданий, связанных с решением реальных проблем и конфликтов профессиональной деятельности
Доминирующие проявления субъектности личности Самопознание и познание других Самосовершенствование (саморегуляция, саморазвитие) Самореализация
Показатели уровня сформи-рованности конфликтологической компетентности Знание понятийного и фактологического материала конфликтологии Умения и свойства личности по анализу, управлению и самоуправлению конфликтами Опыт управления внешними конфликтами и самоуправления внутренними конфликтами
Показатели сформированно-сти конфликтологической культуры личности Развитая рефлексия, осознание ценности бытия, смысла жизни Способность конструктивно решать проблемы и противоречия Конструктивный характер конфликтов
Рис.3. Корреляционные связи конфликтологической культуры:
КК - конфликтологическая культура; СК - вступление в социальный контакт; С - сотрудничество; СП - поиск социальной поддержки; У - уступка; ИД - действия
С
ЛИТЕРАТУРА
1. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. M., 1999.
2. Евтихов О. В. Тренинг лидерства: монография. СПб., 2007.
3. Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Тренинг тренеров: как закалялась сталь. M., 2002.
4. Мудрик А. О коммуникативной культуре // Директор школы. 200З. № б.
5. Роджерс К., Фрайберг Д. Свобода учиться. M., 2002.
6. DePree M. Leadership Jazz: The Art of Conducting Business through Leadership, Followship, Teamwork, Touch, Voice. N.-Y., 199З.
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
С. В. Мягкова
В статье рассматривается вопрос правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения. Автор на основе специально изученной литературы раскрывает структуру и функции правовой компетентности директора школы, обосновывается актуальность и значимость рассмотрения данного вопроса.
Ключевые слова: правовая компетентность, правосознание, правовое мышление, правоприменительная деятельность, готовность и способность к правовой деятельности.
Проблема эффективности совершенствования и повышения уровня правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения является актуальной для теории и практики управления. Значимость данной проблемы заключается в переосмыслении искомого вопроса для развития и формирования правовой компетентности директора школы. Высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности. На наш взгляд, правовую компетентность необходимо рассматривать как педагогическую проблему, поскольку право и педагогика являются продуктом общественного развития и основой их взаимосвязи.
В мировой образовательной практике понятие «компетентность» выступает в качестве центрального звена, так как компетентность «... объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую профессиональной квалификации; заложена идеология интерпретации содержания профессиональной подготовки в зависимости от планируемого результата; предполагает характеристику работника с позиций социально-личностной активности» (7; 8).
Ученые-исследователи рассматривают компетентность и как характеристику личности (3), и как реализацию функций (4), и как совокупность коммуникативных, конструктивных, организаторских умений личности (2).
На основе трудов таких ученых, как Е. В. Аграновская (1), Н. М. Кейзеров (5), С. Н. Саламаткин (9) и др., мы пришли к выводу о том, что структуру правовой компетентности составляют: правосознание, правовое мышление, правоприменительная деятельность, готовность и способность к правовой деятельности.
Новая образовательная ситуация предполагает новую структуру правовой компетентности директора школы в деятельности общеобразовательного учреждения (схема).
Схема
Правовая компетентность руководителя общеобразовательного учреждения
Первым структурным элементом правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения является правовое сознание.
Правосознание представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях (6). Значит, правосознание директора школы должно предполагать: осмысление и ощущение необходимости права; оценку права; осознание необходимости создания развитой системы законодательства; осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов; восприятие процесса и результатов реализации права; соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политическими) ценностями.
Вторым структурным элементом является правовое мышление. Для того чтобы грамотно скоординировать свою деятельность, необходимо руководствоваться правовыми нормами и знаниями в области образовательного пространства деятельности школы, обладать правовым мышлением.
Мышление - это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач. Мышление возникает в ходе производственной деятельности людей и обеспечивает опосредованное отражение действительности (11, 15). Следовательно, правовое мышление управленца должно способствовать умениям анализировать, сравнивать, обобщать нормативно-правовую информацию в различных ситуациях жизнедеятельности общеобразовательного учреждения.
Третьим структурным элементом является готовность и способность руководителя к правовой дея-