■ ■ ■ Конфигурирование как процесс управления капитализацией социально-сетевого пространства
Зотов В.В.
Курская академия государственной и муниципальной службы, Курск, Российская Федерация.
Аннотация. Автор исходит из того, что управление процессом капитализации социально-сетевого пространства есть конфигурирование релятивной сети акторов публичного пространства, которые обладают определенной степенью готовности к коммуникациям в рамках сообщества, способности к использованию социальных отношений для осуществления общественно полезной совместной деятельности и ответственностью перед сообществом за результаты такой деятельности. Показано, что за счёт конфигурирования релятивной сети можно ускорять процесс капитализации, поскольку появляется возможность более эффективным образом вовлечь индивидов в процесс решения общественно значимых проблем. В статье осуществлена проработка основ технологии капитализации социально-сетевого пространства публичных коммуникаций на научно-организационном, формализованно-описательном, процессуально-деятельностном уровнях. Это позволило предложить научно-разработанное решение проблемы капитализации социально-сетевого пространства на основе теоретико-методологических подходов к социальному управлению; дать описание цели, субъекта и объекта, инструмента (метода или их совокупности), применяемых для достижения планируемых результатов; построить алгоритм капитализации социально-сетевого пространства публичных коммуникаций на основе краудсорсинговой деятельности в социальных медиа.
Ключевые слова: конфигурирование, публичное управление, технология капитализации, социально-сетевое пространство
Для цитирования: Зотов В.В. Конфигурирование как процесс управления капитализацией социально-сетевого пространства // Коммуникология. 2019. Том 7. №4. С. 15-31. DOI 10.21453 / 2311-3065-2019-7-4-15-31.
Сведения об авторах: Зотов Виталий Владимирович, доктор социологических наук, профессор кафедры государственного, муниципального управления и права Курской академии государственной и муниципальной службы. Адрес: 305044, Россия, г. Курск, ул. Станционная, 9. E-mail: om_zotova@mail.ru.
Статья поступила в редакцию: 01.11.2019. Принята к печати: 12.12.2019.
Положения современных законодательных норм утверждают, что власть реализуется государственными органами управления, которые должны быть подотчетны общественности. Но анализ практики принятий решений по общественно значимым проблемам показывает, что они осуществляются в рамках общественного управления, при котором происходит разделение процесса принятия решений между должностными лицами органов власти и иными заинтересован-
ными сторонами [John]. На самом деле нельзя провести четкую границу между государством и обществом. Существуют тесные связи между государственными органами, структурами гражданского общества, ассоциациями бизнес организаций, лидерами общественного мнения и активистами. И такое единство обеспечивается благодаря именно социальным сетям.
Наличие сети предполагает, что существуют различные отношения между стейкхолдерами, которые влияют на процесс решения общественной проблемы. Более того, там, где есть процесс принятия решений, обязательно должны быть Сети, которые задают определенные отношения между заинтересованными сторонами. В совокупности это придает конкретным управленческим решениям легитимность.
В целом, наверное, любую форму совместной деятельности терминологически можно назвать сетевой, т.к. во всех таких случаях акторы взаимодействуют между собой и явно или неявно образуют сеть в пространстве публичных коммуникаций. В этом смысле не очень правильно увязывать отличие между новыми и старыми организационными формами взаимодействия со словом «сеть». Лучше находить отличия в особенностях сетей, лежащих в основании классических и новых организационных конфигураций, но никак не в присутствии или же отсутствии сетевого феномена. В современных организационных формах (которые и принято называть «сетевыми») действительно обнаруживается новое качество, связанное с тем, что информационное взаимодействие осуществляется в условиях превалирования социальных медиа [Зотов, Губанов].
Управление процессом капитализации социально-сетевого пространства есть конфигурирование релятивной сети отношений акторов публичного пространства, которые обладают достаточным уровнем готовности к коммуникациям в рамках сетевого социума, способности к использованию отношений, сложившихся в сообществе, для осуществления общественно полезной коллективной деятельности и ответственностью за результаты совместной просоциаль-ной деятельности перед сообществом. Под релятивной сетью следует понимать сеть отношений, определяющуюся взаимодействием акторов публичного пространства в рамках конкретного вида совместной деятельности. Такая сеть имеет некоторые узловые точки - на одних акторах сходится больше связей, на других - меньше. Если стать ключевым актором, то можно задавать направление развития сообщества, повышать уровень социального доверия, инициативы и участия населения в решении общественно значимых проблем [Зотов].
Благодаря организованному взаимодействию в рамках социально-сетевого пространства открывается возможность ведения членами сетевого сообщества активной, насыщенной и полноправной жизни не только в виртуальном, но и реальном пространстве. Управление процессом капитализации социально-сетевого пространства направлено на упорядочивание противоречивого взаимодействия между интересами различных стейкхолдеров публичного пространства для совместного решения общественно-значимых проблем. Оно выступает как цепочка задач: (1) формирование готовности к коммуникациям в рамках
сетевого социума, развитие способности к использованию социальных связей для осуществления общественно полезной коллективной деятельности и воспитание ответственности за результаты совместной деятельности перед сетевым сообществом; (2) создание условий, способствующих формированию социального капитала (консолидация, лояльность и идентификация); (3) реализация социального капитала сетевого социума применительно к решению общественно значимых проблем, как в виртуальном пространстве, так и по конкретному месту жительства всех или определенной части его членов.
Субъект-субъектный характер управления процессом капитализации социально-сетевого пространства
Управление процессом капитализации социально-сетевого пространства осуществляется как субъект-субъектное, позволяющее учитывать интересы и потребности городского населения, даёт им возможность получить опыт решения общественно значимых дел, научиться взаимодействовать друг с другом, нести общую ответственность за всё, происходящее в среде обитания.
Для управления процессом капитализации социально-сетевого пространства требуется переход от субъект-объектного к субъект-субъектному подходу. В рамках первого - «тот, кем управляют, рассматривается как объект управления, то есть объект воздействия, направленного на достижение целей субъекта» [Позняков: 73]. В свою очередь, в субъект-субъектном подходе в управлении «оба участника взаимодействия изначально являются субъектами, т. е. носителями целеполагания, активности и воздействия друг на друга» [Позняков: 73]. В рамках данного подхода в качестве атрибутивных характеристик субъ-ектности индивида выделяются: сознательность, свобода выбора, активность и ответственность. Управление процессом капитализации социально-сетевого сообщества как раз и позволяет реализовать механизм субъектно-субъектного управления, содержанием которого является процесс согласования интересов стейкхолдеров публичного пространства коммуникаций. Основа построения субъект-субъектных отношений - диалог и партнерство.
Для субъекта управления сетевое сообщество выступает в качестве субъект-субъектной системы, жизнедеятельность которой связана с коллективными действиями её акторов. При этом субъект управления выступает консолидирующим центром, вокруг которого протекает самоорганизация сообщества по вопросам обсуждения и реализации управленческих решений. Логика поведения акторов публичного пространства коммуникаций ведет к дифференциации управленческого процесса, предполагающего не только контроль и руководство, но и возможность оказывать на всех участников коммуникации регулирующее воздействие, через установление и обеспечение соблюдения общих правил поведения (деятельности) субъектов и их корректировка.
Субъект, осуществляющий регулирующее управление, находится внутри некого социума, организованного по сетевому принципу, и рассматривает себя в
качестве участника, заинтересованного в поиске решений общественно значимых проблем совместного с иными представителями заинтересованных сторон. Основная идея данного вида управления заключается в возможности субъекта рассмотреть социум не как фон пассивных наблюдателей, а как стейкхолдеров решения актуальных вопросов.
Все отношения, складывающиеся в социальных медиа, можно разделить на две группы: ресурсные и структурные отношения. Структурные отношения представляют собой совокупность связей и отношений, позициорирующих индивидов в составе социальной сети, а ресурсные отношения строятся на взаимно обмениваемых ресурсах, что является основанием дифференциации акторов внутри пространства публичных коммуникаций.
Субъект управления должен обладать способностью к регулированию сети коммуникации и процессов информационного обмена, то есть к созданию границ и правил коммуникации, выбору способа, места, каналов, средств коммуникации, определению содержания и интенсивности передаваемого контента. В связи с этим, достаточно часто управление анализируется посредством категории «конфигурация» и производным от нее понятием «конфигурирование», которые нейтральны и могут относиться как к конфликтным, так и к гармоничным состояниям объекта управления. Последнее это и есть социально-сетевое управление. Реализация социально-сетевого управления базируется на включении индивида в систему коммуникаций, способствующую организации диалога и партнёрства с целью решения общественно значимых проблем.
Конфигурирование релятивной сети из акторов социально-сетевого пространства для осуществления совместной просоциальной деятельности может стать весьма эффективным инструментом капитализации, позволяющим сформировать сетевые социумы с определенным социальным потенциалом. По мнению А.Э. Нуриджанова, целесообразность использования категории конфигурация связана с необходимостью определения за счёт неё динамичного и специфического взаимного расположения объектов, предметов и/или их структурных элементов, принимающих участие в управленческом процессе [Нуриджанов].
Технологизация процесса конфигурирования
Управление капитализацией социально-сетевого пространства рационально будет рассматривать в единстве с технологизацией управленческих процессов, смысл которой заключается в придании процессу целевой направленности, его оптимизации и обеспечении устойчивости, создании механизма саморегуляции [Дятченко].
Будем исходить из понимания социальная технология, которое дал К. Поппе-ра [Popper]. Социальная технология есть способ решения социальных проблем на основе рационального целеполагания, сознательного и контролируемого достижения баланса в функционировании различных структурных элементов социальной системы. Технология в общем смысле слова - совокупность программ-
ных, алгоритмизированных способов и средств осуществления поэтапной деятельности: определение желаемой цели, разработка способов, методов и приемов ее достижения, оценка эффективности полученных результатов. Социальные технологии - стандартизированные методы решения социальных проблем, включённые в контур социального управления.
Научная рефлексия термина «социальные технологии» позволяет выделить три его коннотации. Во-первых, социальные технологии всегда базируются на положениях социальной теории (или их комплекса), которая обосновывает вопрос правомерности её применения. Во-вторых, как часть механизма управления, социальные технологии представляют собой формализованный метод управления социальными процессами, протекающими в конкретном социуме. В-третьих, как рациональный способ осуществления социальной деятельности технологии есть упорядоченная совокупность способов воздействия на социальный объект с целью его улучшения, обеспечения оптимизации функционирования. Технологиза-ции раскрываются сквозь призму взаимосвязи и взаимообусловленности трёх уровней: (а) научно-организационного; (б) формализовано-описательного; (в) процессуально-деятельностного [Куркина, Бабинцев, Зотов, Забелина].
В целом предлагаемая технология является обобщением ранее проведенных исследований, выполненных под руководством Зотова В.В. В частности, решение конкретной проблемы - проблемы благоустройства города - было предложено в рамках работы Е.А.Преликовой «Управление процессом капитализации социального здоровья в условиях городской среды» [Преликова].
Научно-организационный уровень технологии капитализации социально-сетевого пространства
На научно-организационном уровне разработки технологии даётся научно-разработанное решение проблемы капитализации социально-сетевого пространства. Для решения проблем управления капитализацией социально-сетевого пространства необходимо опираться на научные концепции и теории, которые позволяют организовывать и управлять процессом социальной коммуникации в рамках сетевого сообщества.
На наш взгляд, прежде всего, к числу подобных теорий можно отнести теорию общества сетевых структур М. Кастельса [Кастельс], раскрывающую «сетевой характер» социальной реальности, возникающей в результате массового распространения Интернет и иных информационно-телекоммуникационных технологий. На сегодняшний день сетевая форма объединения и организации сообществ достаточно перспективна, поскольку она предполагает, что проблемы решаются быстрее за счет и с помощью посторонних людей, их знаний и опыта. В конце концов, сетевое сообщество - это, как минимум, пространство коммуникаций для пробной реализации социальных инициатив. Такой подход позволяет социально-сетевое пространство публичной коммуникации рассматривать как совокупность устойчивых, многосторонних, регулярно воспроизво-
дящихся интернет-опосредованных связей между социальными акторами, основанных на совместном использовании ресурсов для принятия решений по общественно значимым проблемам.
Релятивная сеть должна быть построена с учетом возможностей социальных медиа. В этом случае имеет место выход на концепцию интегрированных коммуникаций [Шарков, Бузин], которая одновременно отражает диверсификацию технических средств коммуникации и принимает во внимание различия контактных аудиторий.
Социальная сеть акторов публичного пространства в социальных медиа, тем более релятивная, не дана изначальной, она должна быть сконструирована через институционализацию групповых взаимодействий. В этом случае актуализируется теория социального капитала в её социально-групповом варианте [Bourdieu; Бюссе; Шихирев], в которой считается, что социальный капитал не существует вне сообщества людей. Воспроизводство социального капитала предполагает постоянно совершаемую работу по установлению социальных связей, непрерывные серии взаимных обменов, в ходе которых неизменно утверждается и подтверждается взаимное признание членов группы и признание членства в ней.
Также к числу теорий, позволяющим организовывать и управлять процессом социальной коммуникации, можно отнести семиосоциопсихологическую концепцию Т.М. Дридзе [Социальная коммуникация...: 138-154], которая сконцентрировала исследовательский интерес на социально значимых процессах, инициируемых коммуникативными взаимодействиями акторов, на разработке механизмов достижения понимания и взаимопонимания между людьми, на развитие диалога между коммуникантами.
Использование креативного потенциала различных заинтересованных лиц в решении определённого круга социальных проблем возможно на основе концепции краудсорсинга. Дж. Хау - один из основоположников термина «крауд-сорсинг» главным отличительным признаком данной технологии считал «разбивку работы на мелкие части (модули)» [Хау]. Д. Брабхам рассматривает кра-удсорсинг как стратегически важный инструмент взаимодействия государства и общественности, поскольку имеет место открытое участие онлайнового сообщества в решении проблем общества [Brabham]. Д. Бэйкер полагает, что крауд-сорсинг является способом привлечения «коллективного разума» к генерации продуктивных целей, выполнению реальных проектов или достижению конкретного результата [Бэйкер]. В российской научной традиции краудсорсинг - это технология, объединяющая последние сетевые технологии и новую методологию решения комплексных задач, построенную на использовании рассредоточенного интеллектуального потенциала и знаний миллионов граждан [Бабин-цев]. Краудсорсинг в данном контексте представляет собой, с одной стороны, способ освоения социального капитала индивидом, а с другой стороны, способ «агрегирования» социального капитала в социально-сетевом пространстве для решения общественно значимых задач.
Формализованно-описательный уровень технологии капитализации социально-сетевого пространства
На формализованно-описательном уровне для технологии капитализации социально-сетевого пространства даётся описание цели, субъекта и объекта, социального инструмента (метода или их упорядоченной совокупности).
Цель разрабатываемой технологии заключается в создании механизма формирования и самовоспроизводства социального капитала в социально-сетевом пространстве публичных коммуникаций. Переход к субъект-субъектному управлению предполагает, что для органа власти происходит частичное высвобождение управленческого контура за счёт передачи полномочий [Кочергин].
Благодаря делегированию представителей от властных структур и сетевого сообщества у рассматриваемой социальной технологии появляется коллективный субъект управления, реализующий её алгоритм выполнения. В состав данного коллективного субъекта входит также служба социотехнической поддержки. Как правило, коллективный субъект организован как внеофисная рабочая группа, формирующаяся под решение конкретной общественно значимой проблемы. Отметим, что делегированные представители от властных структур выполняют роль кураторов, в полномочия которого входит обязанность координировать деятельность коллективного субъекта, согласовывать её с решением более глобальных задач, стоящих перед государством. Из сетевого сообщества, как правило, из числа активистов и представителей общественных объединений, (само) выдвигаются лица, которые берут на себя функции экспертов конкретной сферы жизни общества для определения первоочередных общественно значимых задач. Именно они осуществляют рассмотрение предложений и подготовку заключений о целесообразности разрешения тех или иных заявленных проблем силами сетевого сообщества. В состав службы социотехнической поддержки, как минимум, входят программист-техник (квалифицированный специалист в сфере 1Т-технологий, обеспечивающий внедрение, функционирование и обновление программно-аппаратного обеспечения, периодическую настройку электронной краудсорсинговой площадки, оказание помощи в применении современных технологий) и модератор (специалист, способный обеспечивать результативную коммуникацию группы, направлять ход переговоров и дискуссий в необходимое русло, акцентировать внимание членов команды на обсуждаемой проблемы, организовывать партнерское взаимодействие в рамках выполнения коллективной работы).
Внеофисная рабочая группа призвана спланировать исполнение стейкхол-дерами текущих этапов решения общественно значимой проблемы, установить необходимые промежуточные результаты каждого этапа краудсорсинговой деятельности. Основная задача субъекта управления - модерация диалога (выстраивание структурных отношений) и организации партнерства (кооперирование ресурсов).
Объектом воздействия технологии является релятивная сеть стейкхолдеров социально-сетевого пространства публичных коммуникаций, вовлекаемых в деятельность по решению общественно значимых проблем сообществ в соответствии с их интересами и/или компетенциями.
Активное применение для этих целей краудсорсинга как управленческого инструмента предопределено развитием современных социальных медиа, способствующих созданию разнообразных интернет-площадок. Идея «краудсорсинга» не нова, но только использование Интернет-технологий сделало этот метод общедоступным и малозатратным. Поэтому на сегодня сложилось понимание краудсорсинга как управленческого инструмента, основанного на привлечении усилий открытого сетевого сообщества к решению тех или иных задач, дающего множество их решений посредством использования креативного потенциала заинтересованных, неравнодушных граждан.
Как показывает анализ литературы, посвященной краудсорсингу [Бабин-цев; Хау] к преимуществам его применения в рамках технологии капитализации социально-сетевого пространства по сравнению с другими управленческими инструментами можно отнести:
- возможность максимально быстрого распространения информации;
- получение доступа к огромному количеству исполнителей для решения тех или иных задач;
- обеспечение взгляда на существующие проблемы с разных сторон за счет участия широких слоев населения с разными личностными и профессиональными знаниями;
- оптимальное использование имеющихся в распоряжении сетевого социума ресурсов;
- простоту внедрения, поскольку необходимым условием является только наличие социальных сетей или специального сайта;
- возможность разделения большого проекта на более мелкие и «специализированные» части, что уменьшает общую стоимость и повышает оперативность и результативность работы;
- идентификацию участников обсуждения и совместной деятельности;
- незначительные затраты за счёт волонтёрской работы людей, которые бесплатно или за незначительную плату готовы делиться своими решениями;
- наличие гарантии, что каждый занимается делом, в котором он является профессионалом;
- большую определённость в результатах совместной деятельности;
- открытый доступ к результатам совместной деятельности;
- возможность управления процессами самоорганизации сетевого сообщества.
Все вышеперечисленные преимущества краудсорсинга как инструмента технологии капитализации социально-сетевого пространства публичных коммуникаций обусловлены активным применением социальных медиа, позволяющих создавать краудсорсинговые проекты на электронных диалоговых
интернет-площадках. В России и за рубежом существуют определённые гражданские приложения, мобилизующие активистов на основе краудсорсинга. К ним относятся - глобальная общественная платформа «Демократор»1, открытая интернет-площадка «Моя территория»2; онлайн-платформа Моногорода.рф3.
Отметим, что технология капитализации социально-сетевого пространства публичных коммуникаций имеет социотехническую природу, поскольку базируется на социальных медиа. Последние в своём строении являются двух-компонентной структурой, представленной совокупностью информационно-телекоммуникационных технологий и множеством социальных акторов, которые их используют в своей деятельности. Другими словами, одним её компонентом будет система средств коммуникации, построенная на информационно-телекоммуникационных технологиях, а вторым компонентом - система социальных коммуникаций как система действий, опосредованная информационно-телекоммуникационными технологиями [Лысенко, Зотов].
Целью создаваемых электронных краудсорсинговых площадок в рамках технологии капитализации социально-сетевого пространства публичных коммуникаций является организация совместной деятельности заинтересованных лиц для выработки и реализации ими взаимоприемлемых решений по общественно значимым проблемам. Дизайн сайтов, на которых размещена краудсорсин-говая площадка, должен позволять реализовывать определенный алгоритм в виде пошаговой решения следующих задачи:
- получение информации по принимаемым властью решениям;
- внесение предложений и вопросов для обсуждения;
- голосование по принятым решениям;
- обсуждение принятых решений;
- выдвижение инициативных предложений/проектов решений;
- участие в выработке принимаемых решений;
- участие в реализации принятых решений;
- контроль за ходом выполнения принятых решений;
Процессуально-деятельностный уровень технологии капитализации социально-сетевого пространства
Технология капитализации социально-сетевого пространства публичных коммуникаций на процессуально-деятельностном уровне это прежде всего социальный алгоритм действий коллективного субъекта. Целевое назначение данного алгоритма - это конфигурирование релятивной сети представителей заинте-
1 Глобальная общественная платформа «Демократор» [эл. ресурс]: ИКрв:// democrator.ru, свободный (дата обращения: 07.11.2019).
2 Открытая интернет-площадка «Моя территория» [эл. ресурс]: ИИрвУ/шшш. streetjournal.org, свободный (дата обращения: 07.11.2019).
3 Онлайн-платформа Моногорода.рф [эл. ресурс]: ИИр://моногорода.рф, свободный (дата обращения: 07.11.2019).
ресованных сторон социально-сетевого пространства для реализации совместной просоциальной деятельности, то есть для осуществления диалога и организации партнерства. В связи с этим важным представляется раскрытие алгоритма данной технологии как последовательности этапов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей.
Поскольку в основе технологии капитализации социально-сетевого пространства публичных коммуникаций лежит краудсорсинговая деятельность, то алгоритм организации таковой можно рассматривать как базовый. Реализация такого алгоритма возможна через специальное приложение на базе интернет-площадок. Базовый алгоритм дополняется информированием о дате, времени и месте проведения общественно-значимого мероприятия, направленного на решение проблем данного сообщества. В этом случае каждый желающий может подписаться на это мероприятие и принять в нём участие.
Однако простое информирование эффективно на начальных этапах построения краудсорсинговых площадок, когда последние воспринимаются сообществом как нечто новое. Поэтому технология капитализации социально-сетевого пространства публичных коммуникаций должна быть расширена за счёт следующих процессов: (1) привлечение представителей сообщества к решению общественно значимых проблем и (2) консолидация их усилий для совместной деятельность по их разрешению; (3) формирование лояльности и идентичности; (4) создание самовоспроизводящейся релятивной сети.
Необходимым этапом реализации алгоритма капитализации социально-сетевого пространства публичных коммуникаций является этап привлечение пула акторов социально-сетевого пространства на свою электронную крауд-сорсинговую площадку для обсуждения и реализации решений по общественно значимым проблемам. В данном случае для повышения интереса акторов социально-сетевого пространства к просоциальной деятельности можно воспользоваться механизмами «экономического стимулирования», «рейтингова-ния» или «геймификация». Нетрудно предположить, что члены сетевого сообщества, получившие некое вознаграждение за своё участие в том или ином проекте, расскажут об этом своим родным, друзьям, знакомым. Такой метод воспринимается как некая помощь и достаточно положительно оценивается со сторо-ныграждан. Но поскольку деньги и подарки довольно быстро входят в привычку, то экономическое стимулирование, пожалуй, является самым нежелательным механизмом.
Другим механизмом вовлечения может стать рейтингование как процедура оценки уровня участия в решении общественно значимой деятельности. Рейтинг, который ведется на конкретной электронной площадке, это один из инструментов, который может повышать мотивацию членов сетевого сообщества. Рейтинговые балы могут начислять за высказывание конкретных предложений, критику ранее высказанных идей, участие в реализации конкретного мероприятия - в последнем случае за организацию или участие. При этом никакого приза не предусматривается, только внутренний рейтинг сетевого сообщества.
Геймификация - это ещё один механизм вовлечения, который ориентирован на получение активностей для сообщества путем использования игровых методов [Хрюкова]. Идея данного метода довольная проста: за свои действия внутри сообщества (лайки, комментарии, репосты, ответы на опросы, конкурсы) участники получают баллы, уровни, призы. Метод очень близок к рейтинго-ванию, но в отличии от него использует не мотивацию на лидерство, а и мотивацию на успех, достижения.
Не менее важным этапом капитализации социально-сетевого пространства публичных коммуникаций является формирование лояльности участников кра-удсорсинговых площадок по отношению к сетевому сообществу, объединенному вокруг данного социального медиа. При этом, если лояльность определить как социальное качество, снижающее вероятность того, что гражданин добровольно покинет данную площадку, то, согласно Дж. П. Мейеру и Н. Дж. Аллену [Allen, Meyer], можно выделить три компонента лояльности: нормативный, континуальный и эмоциональный. Нормативный компонент связан с обязательствами по отношению к участникам сетевого сообщества, в частности, с желанием изменять (улучшать) условия жизнедеятельности людей и их социальных отношений. Континуальный компонент связан с пониманием представителя сообщества потерь, которые вызовет его отказ от участия в совместной просоци-альной деятельности. Эмоциональный компонент выражается в привязанности к сетевому сообществу, самоидентификации с ним, в выражении ответственности за его деятельность. Лояльность к сетевому сообществу и идентификация с ним способствует формированию ответственности за совершаемые действия.
Создание самовоспроизводящегося сообщества требует того, чтобы на кра-удсорсинговой площадке сформировалось определённое сообщество с определенным уровнем идентификации и чёткими связями между её членами. Существует распространенное предубеждение в том, что размер сообщества является ярким показателем его полезности. Но существующее ограничение на количество людей, с которыми можно поддерживать стабильные социальные отношения не дает сетевым сообществам возможность достигать больших размеров из-за опасности потерять способность действовать эффективно. Количество членов сетевых социумов определяется числом Данбара, выражающим ограничение на число социальных связей, которые человек может поддерживать на постоянной основе. Поддержание таких связей предполагает знание отличительных черт индивида, его характера, а также социального положения, что требует значительных интеллектуальных усилий. Данное число лежит в диапазоне от 100 до 230, чаще всего принимается равным 150.
Хотя значение сообщества, с точки зрения создателей, возрастает по мере увеличения количества ее членов, значимость отдельных ее членов может уменьшиться. Недостаточное понимание или игнорирование такого поведения зачастую ведет к провалу сообщества. Хорошей иллюстрацией такой ситуации является социальная сеть для публичного обмена сообщениями при помощи веб-интерфейса типа Twitter. Многие верят в то, что Twitter тем более ценен, чем
больше у них количество читателей (фолловеров) и связей. Это можно наблюдать в среде актёров, политиков и других общественных деятелей. Но их действия не направлены на поддержание межличностных отношений, а лишь на привлечение аудитории читателей. Поэтому в рамках краудсорсинговых площадок со-циотехнической службе необходимо специально контролировать рост/ снижение численности аудитории. Это не означает ни в коем случае, что необходимо ограничивать количество пользователей специализированных медиа. А подталкивает модераторов к проведению работы по созданию более мелких внутренних групп вокруг частных интересов в рамках общего дела.
Возможно, целесообразно делать это в зависимости от уровня проявления социальной активности. Например, для проявляющих таковую характерно стремление выступить в роли организаторов публичных акций, взять на себя подготовку, размещение «злободневных» материалов на различных ресурсах в Интернете, то краудсорсинг вполне может применяться как для инициации общественно приемлемых решений общественно значимых проблем, так и для непосредственного воплощения этих решений в жизнь. В последнем случае эффективной практикой будет совместная общественная акция, представляющая собой социально значимое комплексное мероприятие, которое имеет некоторую протяжённость во времени, что делает его особенно ценным.
Для поддержания самовоспроизводящегося сообщества необходимо выполнение ряда выделенных на основе анализа проектов в области краудсорсинга общих правил [Масланов, Масланов, Подсеваткин]:
1) создаваемая краудсорсинговая площадка и реализация на её основе конкретных проектов должны быть политически неангажированы;
2) применение административного ресурса для привлечения людей на интернет-площадку не допустимо;
3) механизмы анализа предложений, реализации «наработок толпы» и принятых решений должны быть чётко и недвусмысленно прописаны;
4) необходимо указывать как способ реализации идеи участника, так механизм его поощрения (экономическое стимулирование, рейтингование, гейми-фикация);
5) привлечение к модерации профессионалов, наделёнными экспертными знаниями в области механизмов реализации конкретных решений и психологическими знаниями.
Заключение
Управление процессом капитализации социально-сетевого пространства есть конфигурирование релятивной сети отношений акторов публичного пространства, которые обладают достаточным уровнем готовности к коммуникациям в рамках сетевого социума, способности к использованию связей социума для осуществления просоциальной деятельности и ответственностью перед сообществом за результаты совместной деятельности как онлайн, так и офлайн. Данный процесс следует рассматривать в единстве с технологизацией. Пред-
лагаемая технология капитализации социально-сетевого пространства публичных коммуникаци является основой для консолидации усилий сообществ и органов власти при решении общественно значимых проблем. Разработка технологии капитализации социально-сетевого пространства была осуществлена научно-организационном, формализованно-описательном, процессуально-деятельностном уровнях.
На научно-организационном уровне для предлагаемой технологии предложены теоретико-методологические основы решение проблемы капитализации социально-сетевого пространства. Данный уровень представлен теорией общества сетевых структур, которая констатирует рождение массовых самокоммуникаций, теорией интегрированных коммуникаций, позволяющей учитывать диверсификацию средств коммуникаций и контактных аудиторий, теорией социального капитала, как необходимого ресурса для осуществления общественно-полезной деятельности, и семиосоциопсихологической парадигмой, предполагающей наличие в структуре населения есть групп, отличающихся уровнем развития коммуникативных навыков, концепцией краудсорсинга, которая выступает научно-методическим основанием организации совместной коллективной деятельности посредством информационно-телекоммуникационных технологий. Опора на данные концепции позволяет организовывать и управлять процессом капитализации социально-сетевого пространства.
На формализованно-описательном уровне для технологии капитализации социально-сетевого пространства дано описание цели, субъекта и объекта, инструмента (метода или их совокупности), применяемых для достижения планируемых результатов. Цель рассматриваемой технологии заключается в создании механизма самоконфигурирования релятивной сети представителей заинтересованных сторон пространства публичных коммуникаций. Объектом является релятивная сеть акторов публичного пространства, вовлекаемых в решение общественно значимых проблем. Технологию капитализации социально-сетевого пространства реализует коллективный субъект, в состав которого входят представители органов власти и иных заинтересованных сторон, а также служба со-циотехнической поддержки. Основная задача субъекта управления - модерация диалога (выстраивание структурных отношений) и организации партнерства (кооперирование ресурсов). Реализация технологии капитализации социально-сетевого пространства возможна на базе социальных медиа.
На процессуально-деятельностном уровне технология капитализации социально-сетевого пространства представлена как алгоритм действий коллективного субъекта по конфигурированию релятивной сети акторов публичного пространства для осуществления совместной просоциальной деятельности. Технология капитализации социально-сетевого пространства реализуется с помощью базового алгоритма организации краудсорсинговой деятельности расширенного за счет процессов (1) консолидации членов сетевого сообщества в рамках осуществления совместной деятельность по разрешению общественно значимых проблем; (2) формирования лояльности участников к краудсорсинго-
вой площадке и их идентификация с данным сетевым сообществом; (3) создания самовоспроизводящейся релятивной сети.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-31463 «Капитализация социально-сетевого пространства публичных коммуникаций».
Источники
Бабинцев В.П. и др. (2014). Технология краудсорсинга в региональном управлении / Под науч. ред. В.П. Бабинцева. Белгород: Константа.
Бэйкер Д. (2012). Инновация модели бизнеса через «краудсорсинг» с использованием социальных сетевых платформ // Проблемы управления в социальных системах. Т.4, №6. С. 87-99.
Бюссе С. (2001). Социальный капитал и неформальная экономика в России // Мир России. № 2. С. 93-104.
Дятченко Л.Я. (1993). Социальные технологии в управлении общественными процессами. М.; Белгород: Центр соц. Технологий.
Зотов В.В., Губанов А.В. (2019). Формирование пространства публичных коммуникаций субъекта РФ в условиях превалирования социальных медиа // Общество: социология, психология, педагогика. № 3. С. 57-61.
Зотов В.В. (2019). Публичное управление как конфигурирование релятивных социальных сетей // Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В.А. Ядова). Международная научная конференция. Сборник материалов. М.: ФНИСЦ РАН, С.563-565.
Кастельс М. (2000). Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ.
Кочергин В.Я. (2003). Ролевая структура механизма взаимодействия социальных технологий и управления // Проблемы теории и практики управления. № 6. С. 20-24.
Куркина М.П., Бабинцев В.П., Зотов В.В., Забелина Н.В. (2011). Технологии управления социальной сферой региона: монография. Курск: Изд-во Курского гос. медицинского ун-та.
Лысенко В.А., Зотов В. В. (2011). Структурно-функциональная организация информационно-коммуникационной среды современного общества // Теория и практика общественного развития. № 2. С. 91-93.
Масланов Д.В., Масланов Е.В., Подсеваткин И.С. (2016). Использование новых интернет-технологий в государственном управлении: политический краудсорсинг как инструмент развития взаимодействия общества и государства // Социодинамика. № 3. С. 137-146.
Нуриджанов А.Э. (2017). О категории «управленческая конфигурация» в контексте социологии управления // Экономические и гуманитарные исследования регионов. № 4. С. 46-49.
Позняков В. П. (2012). Трансформация субъект-объектных отношений в процессе управления // Знание. Понимание. Умение. №4. С. 73-76.
Преликова Е.А. (2019). Управление процессом капитализации социального здоровья в условиях городской среды. Курск: ЗАО «Университетская книга».
Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и се-миосоциопсихологической парадигмах. (2000). Книга 2. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2000. С. 138-154.
Хау Дж. (2012). Краудсорсинг Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. М.: Альпина Паблишер.
Хрюкова С.С. (2018). Зарубежный опыт технологий рекрутинга через использование социальных сетей и процессов геймификации // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2018: Сборник трудов международного научно-технического форума: в 11 томах. Том. 8 Рязань: Рязанский государственный радиотехнический университет. С. 161-164.
Шарков Ф.И., Бузин В.Н. (2012). Интегрированные коммуникации: Массовые коммуникации и медиапланирование. М.: Дашков и К.
Шихирев П.Н. (2003). Природа социального капитала: социально-психологический подход // Общественные науки и современность. №2. С. 17-32.
Allen N.J., Meyer J.P. (1990). The measurement and antecedents of affective, continuance and normative commitment to the organization. Journal of Occupational Psychology. Vol. 63. P. 1-18.
Bourdieu P. (1986). The forms of capital. In: Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. New York: Greenwood Press. P. 241-258.
Brabham D.C. (2013). Crowdsourcing. Cambridge, MA: The MIT Press. John P. (2004). Policy Networks. The Blackwell companion to political sociology / ed. by K.Nash and A.Scott. Malden (MA): Wiley-Blackwell. P. 139-148.
Popper K.R. (2013). The Open Society and Its Enemies. Princeton and Oxford: Princeton University Press.
■ ■ ■ Configuring as a Management Tool for Capitalization in Social Networks
Zotov V.V.
Kursk Academy of State and Municipal Service, Kursk, Russian Federation.
Abstract. The author proceeds from the fact that the management of the process of capitalization of the social network space is the configuration of a relational network of public space actors who have a certain degree of readiness for communication within the community, the ability to use connections and relationships to carry out socially useful collective activities and responsibility to the community for the results joint activities. It is shown that by configuring the relational network it is possible to accelerate the capitalization process, since it becomes possible to more effectively involve individuals in the process of solving socially significant problems. The article worked out the fundamentals of the technology of capitalization of the social network space of public communications at the scientific-organizational, formalized-descriptive, procedure-practical levels. This allowed us to offer a scientifically developed solution to the problem of capitalization of the social network space based on theoretical and methodological approaches to social management; give a description of the goal, subject and object, tool (method or their combination) used to achieve the planned results; build an algorithm for capitalizing the social network space of public communications based on crowdsourcing activities in social media.
Keywords: configuring, public administration, capitalization technology, social network space
For citation: Zotov V.V. (2019). Configuring as a management tool for capitalization in social networks. Communicology (Russia). Vol.7. No.4. P. 15-31. DOI 10.21453/2311-30652019-7-4-15-31.
Inf. about the author: Zotov Vitaliy Vladimirovich, Dr. Sc. (Soc.), professor at the department of state and municipal administration and law, Kursk Academy of State and Municipal Service. Address: 305044, Russia, Kursk, Stantionnaya str., 9. E-mail: om_zotova@mail.ru.
Received: 01.11.2019. Accepted: 12.12.2019.
The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research and the Autonomous Non-Profit Organization of Electronic Information Technologies within the framework of the scientific project No. 19-011-31463 «Capitalization of Social Networks Space of Public Communication».
References
Allen N.J., Meyer J.P. (1990). The measurement and antecedents of affective, continuance and normative commitment to the organization. Journal of Occupational Psychology. Vol. 63. P. 1-18.
Babintsev V.P. et al. (2014). Crowdsource technology in regional management / ed. V.P. Babintsev. Belgorod: Constant (In Rus.).
Baker D. (2012). Innovation of a business model through crowdsourcing using social networking platforms. Management Problems in Social Systems. Vol. 4, No.6. P. 87-99 (In Rus.).
Bourdieu P. (1986). The forms of capital. In: Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. New York: Greenwood Press. P. 241-258.
Brabham D.C. (2013). Crowdsourcing. Cambridge, MA: The MIT Press.
Busset S. (2001). Social capital and the informal economy in Russia. World of Russia. No.2. P. 93-104 (In Rus.).
Castells M. (2000). Information era: economy, society and culture. Moscow: HSE (In Rus.).
Dyatchenko L.Y (1993). Social technology in the management of public processes. M.; Belhorod: Social Technology Center (In Rus.).
Hau J. (2012) Crowdsourcing. Collective reason as a tool for business development. Moscow: Alpine Pablischer (In Rus.).
John P. (2004). Policy Networks. The Blackwell companion to political sociology / ed. by K.Nash and A.Scott. Malden (MA): Wiley-Blackwell. P. 139-148.
Khryukova S.S. (2018). Foreign experience in recruiting technologies through the use of social networks and gamification processes. In: Modern Technologies in Science and Education - STNO-2018: Proceedings of the international scientific and technical forum: in 11 vol. Vol. 8. Ryazan: Ryazan State Radio Engineering University. P. 161-164. (In Rus.).
Kochergin V.Y (2003). Role structure of the mechanism of interaction of social technologies and management. Problems of theory and practice of management. No. 6. P. 20-24 (In Rus.).
Kurkina M.P., Babintsev V.P., Zotov V.V., Zabelina N.V. (2011). Technologies of management of social sphere of the region: monograph. Kursk: publishers of Kursk State Medical University (In Rus.).
Lysenko V.A., Zotov V.V. (2011). Structural and functional organization of information and communication environment of modern society. Theory and practice of social development. No. 2. P. 91-93 (In Rus.).
Maslanov D.V., Maslanov E.V., Posevatkin I.S. (2016). The use of new Internet technologies in public administration: political crowdsourcing as a tool for the development of interaction between society and the state. Sociodynamics. No.3. P. 137-146 (In Rus.).
Nuridzhanov A.E. (2017). On the category «management configuration» in the context of sociology of management. Economic and humanitarian research of regions. No.4. P. 46-49 (In Rus.).
Popper K.R. (2013). The Open Society and Its Enemies. Princeton and Oxford: Princeton University Press.
Poznyakov V.P. (2012). Transformation of subject-object relations in the management process. Knowledge. Understanding. Skills. No.4. P. 73-76 (In Rus.).
Prelikova E.A. (2019). Managing the process of capitalization of social health in an urban environment. Kursk: University Book (In Rus.).
Sharkov F.I., Buzin V.N. (2012). Integrated Communications: Massmedia and Media Planning. Moscow: Dashkov and K (In Rus.).
Shikhirev P.N. (2003). Nature of social capital: social-psychological approach. Social sciences and modernity. No. 2. Page 17-32 (In Rus.).
Social communication and social management in the eco-anthropocentric paradigm. Book 2. Moscow: Russian Academy of Sciences, 2000. P. 138-154 (In Rus.).
Zotov V.V. (2019). Public management as configuring relational social networks. In: The future of sociological knowledge and the challenges of social transformations (on the 90th birthday of V.A. Yadov). International scientific conference. M.: RAS, P. 563-565 (In Rus.).
Zotov V.V., Gubanov A.V. (2019). The development of public communication space of the constituent entity of the Russian Federation in terms of social media prevalence. Society: sociology, psychology, pedagogy. No.3. P.57-61 (In Rus.).