■ ■ ■ Капитализация как процесс обобществления социальных ресурсов индивида
Зотов В.В.1, Преликова Е.А.2
1. Курская академия государственной и муниципальной службы, Курск, Российская Федерация.
2. Юго-Западный государственный университет, Курск, Российская Федерация.
Аннотация. В статье основное внимание уделено характеристикам процесса капитализации социальных ресурсов индивида, в качестве которого рассматривается социальное здоровье. Авторы выявили составляющие социального здоровья, среди которых готовность к коммуникациям в рамках локального социума, способность к использованию связей и отношений для осуществления общественно полезной коллективной деятельности и ответственность перед сообществом за результаты коллективной деятельности. В статье проведен анализ понятия социальный капитала, его сопоставление с социальным потенциалом. По мнению авторов, социальный капитал можно представить в качестве ресурса сообщества, формирующегося благодаря наличию социальной сети и облегчающего достижение общих целей. Авторы исходят из социально-группового понимания капитала, и выделяют в его структуре социальное участие, социальную инициативу и социальное доверие. Рассмотрены условия протекания капитализации социального здоровья. Основным условием является достаточность уровня социального здоровья индивидов для организации совместной деятельности, направленной на решение общественно значимых проблем сообщества. Определено, что капитализация может быть как первичной, так и вторичной.
Ключевые слова: капитализация, социальное здоровье, социальный капитал, социальные ресурсы, социальный потенциал, индивид
Дляцитирования: Зотов В.В., Преликова Е.А. Капитализация как процесс обобществления социальных ресурсов индивида // Коммуникология. 2019. Том 7. №4. С. 97-106. DOI 10.21453 / 2311-3065-2019-7-4-97-106.
Сведения об авторах: Зотов Виталий Владимирович, доктор социологических наук, профессор кафедры государственного, муниципального управления и права Курской академии государственной и муниципальной службы; Преликова Елена Анатольевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры охраны труда и окружающей среды Юго-Западного государственного университета. Адрес: 305044 Россия, г. Курск, ул. Станционная, 9. E-mail: om_zotova@mail.ru.
Статья поступила в редакцию: 01.11.2019. Принята к печати: 10.12.2019.
В настоящее время характерной особенностью структур, представляющих бизнес, гражданское общество и государство, является реализация коммуникативных практик в пространстве публичных коммуникаций [Зотов, Губанов]. Последнее дает возможность обсуждать социально значимые темы и формировать общественное мнение. Пользователи, имеющие доступ к пространству публичных коммуникаций, обладают возможностью артикулировать общественные интере-
сы и осуществлять публичный контроль деятельности вышеназванных структур. Это, в свою очередь, актуализирует понятие сообщество, или англ. «community», означающее множество людей, объединённых общими идеями, интересами, целями (например, студенческое сообщество, местное сообщество, экспертное сообщество), а также понятие «обобществление» как форма, в которой индивиды на основании каких-то интересов вступают (срастаются) в единство, внутри которого их мотивы и интересы находят свое воплощение [Зиммель].
Сообщество представляет собой организованную систему социальных коммуникаций с определенным набором статусов, прав и обязанностей его членов. Характер этого набора может отличаться в зависимости от вида сообщества. Но чтобы функционировало и развивалось то или иное сообщество, необходимо объединение его представителей посредством общеразделяемой системы ценностей и целей как основы их идентичности, лояльности и консолидации. Идентичность - это смысловые рамки (фрейм), используемые индивидом для выражения своего чувства принадлежности к определенному сообществу ввиду подобных традиций, ценностей, верований, убеждений. Лояльность сообществу заключается в готовности отозваться на «обоснованный» призыв, который исходит от лица коллектива или во имя реализации «общественной» потребности или удовлетворения общего интереса. Консолидация характеризуется сплоченностью представителей сообщества, его целостностью и готовностью к решению общезначимых задач. Как правило, в идентичности в большей мере заинтересованы представители сообщества (как коллективный субъект), в лояльности - субъект управления, который использует её для достижения своей цели, в консолидации - и те, и другие.
Эффективность взаимодействия в пространстве публичных коммуникаций сообщества зависит от двух составляющих: социального здоровья индивида и социального капитала сообщества. Поэтому социальное здоровье и социальный капитал попадают в фокус публичного управления (как разновидности социального управления), а процесс капитализации социального здоровья становится главным управленческим процессом.
По мнению Л. В. Колпиной, социальное здоровье - это актуализированная способность индивида воспроизводить своё бытие через отношения и социальные связи, раскрывать в них себя, оптимизировать социальное пространство в соответствии с личными и общественными императивами, реализовывать задачи, основанные на осознании собственной ответственности за происходящее вокруг себя [Колпина]. Социальное здоровье формируется под действием социального окружения и связано с межличностными контактами / социальными связями как определенного рода ресурсами. Очевидно, что, ключевым понятием будет выступать понятие «социальные ресурсы» (совокупность свойств, особенностей человека, вытекающих из межличностного взаимодействия и совместной деятельности людей для получения желаемого результата).
Таким образом, социальное здоровье - это социальный ресурс индивида, позволяющий осуществлять просоциальную деятельность за счёт организованно-
го взаимодействия внутри сообщества. С одной стороны, благодаря социальному здоровью индивид занимает определённые социальные роли (статусы) в том или ином сообществе и поддерживает его систему коммуникаций. С другой -социальное здоровье за счёт использования ресурсов сообщества позволяет индивиду реализовывать общественно значимую деятельность. Под последней понимается деятельность, направленная на личностно-ценностное восприятие, развитие социальной активности, творческой самореализации, межличностного взаимодействия и преобразование окружающей действительности с учётом общепринятого направления развития общества. Понятие «социальное здоровье» коррелирует только с индивидом (личностью) [Бабинцев, Колпина; Соколова].
Социальное здоровье и его составляющие
Социальное здоровье - это состояние индивида, характеризующееся динамичной системой позитивных межличностных отношений. Данная система обеспечивает адекватную окружающим условиям регуляцию деятельности и поведения индивида. Для достижения такого состояния последнему следует обладать готовностью к коммуникациям в рамках локального социума, способностью к использованию связей и отношений для осуществления общественно полезной коллективной деятельности и ответственностью перед сообществом за результаты коллективной деятельности. Компонентами социального здоровья индивида являются диспозиционная, деятельностная и деонтологическая составляющие. Диспо-зиционная составляющая заключается в готовности человека к поддержанию системы коммуникаций, способствующей достижению жизненных ориентиров. Де-ятельностная составляющая - это способность к использованию системы социальных коммуникаций локального социума для полноценной социально-активной жизни, осуществления общественно полезной коллективной деятельности. Деонтологическая составляющая выступает как ответственность индивида перед сообществом за результаты совместной просоциальной деятельности.
Длительные объединения людей не являются механическими, они формируют новый социальный субстрат и, в отличие от биотической общности, основанной на установках к приспособлению, представляют собой совокупность индивидов, для которых характерна некая относительная целостность. При этом, важной особенностью социальной целостности, выступающей в качестве самостоятельного субъекта, является социальный капитал. Социальное здоровье индивида положено в основу социального капитала как определённого ресурса сообщества, который обусловлен наличием социальных сетей и связей, необходимых для достижения общественно значимых целей.
Социальный капитал и его составляющие
В научной литературе выделялось несколько подходов к пониманию социального капитала. Во-первых, это ценностно-нормативный подход, в рамках которого, например, у Ф. Фукуямы, социальный капитал есть «набор неформальных
ценностей или норм, которые разделяются членами группы и делают возможным сотрудничество внутри этой группы» [Фукуяма: 30]. С таким подходом согласен и П. Маскелл, который предлагает под социальным капиталом понимать «ценности и убеждения, разделяемые гражданами, которыми они руководствуются в повседневной жизни и на основе которых устанавливаются правила поведения» [Maskell: 111]. Во-вторых, это индивидуализирующий подход, который демонстрирует в частном Дж. Коулмен [Coleman]. Он понимает под социальным капиталом ресурсы индивида, доступ к которым формируется за счёт его вхождению в социальные сети. Во-третьих, П. Бурдьё [Бурдьё], Р. Патнэм [Putnam] приписывают социальному капиталу групповой, коллективный характер. Так, в концепции П. Бурдьё он предстаёт как совокупность «реальныхили потенциальных ресурсов, связанных с обладанием устойчивой сетью более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания - иными словами, с членством в группе» [Бурдьё]. В подходе Р. Патнэма, опирающемся на концептуализацию, социальный капитал как приверженность гражданской активности, доверия между людьми представлен в виде свойства, облегчающего достижение общих целей сообщества [Putnam].
На наш взгляд, целесообразно при изучении социального капитала придерживаться его коллективного характера, поскольку последнее обстоятельство позволяет утверждать о наличии такового у сообщества. Индивидуальной характеристикой личности не является способность к накоплению социального капитала, это особенность сети отношений, в которую встроен конкретный индивид. Исходя из этого, социальный капитал можно представить в качестве ресурса сообщества, формирующегося благодаря наличию социальной сети и облегчающего достижение общих целей (повышение качества жизни, благоустройство среды обитания).
Социальное здоровье как ресурс формируется благодаря индивидуальным качествам индивидов, которые развиваются в процессе его социализации. Социальный капитал как ресурс накапливается за счёт оптимизации социальных структур и развития отношений между индивидами, общностями.
Социальный капитал и социальный потенциал: сходства и отличия
От реализации, использования «социальный капитал», как не парадоксально, возрастает, так как увеличивается частота связей, усложняются сети. Социальный капитал, как и вещественный, обеспечивает при своём применении эффект, превышающий объём затрат на его создание. Кроме того, имеет место долгосрочное расходование социальных ресурсов на создание некоторых активов, которые затем применяются и обеспечивают отдачу от вложения активов. Очевидно, что «обычный капитал» и социальный капитал по форме воспроизводства схожи.
Однако следует различать социальный капитал и социальный потенциал, представляющий собой некую совокупность социальных ресурсов, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определен-
ной цели. При условии реализации социального потенциала воссоздаются ресурсы и совершается общественно-полезная работа, то есть потенциал становится капиталом, так как капитал - это ресурсы, которые порождают новые ресурсы. До тех пор, пока потенциал не выполняет общественно-полезную работу, он не является капиталом. Как только создаётся общественный продукт - имеет место социальный капитал. Таким образом, социальный капитал сообщества есть реализуемый социальный потенциал.
Как и всякий другой капитал, социальный капитал, должен обладать способностью к воспроизводству: использование этого блага не уменьшает, а во многих случаях увеличивает его объем за счет накопления доверия, взаимных ожиданий и обязательств. Социальный капитал способен создавать некое общественное богатство, которое выражается в высоком уровне доверия власти, институтам, правопорядку, высоком уровне социального участия, партнёрства и социальной инициативы. Поэтому он может характеризоваться векторностью - готовностью, способностью и возможностью использования организованного взаимодействия акторов локального социума для достижения социально значимых целей.
Составляющими социального капитала сообщества выступают социальные инициатива, участие и доверие. Социальная инициатива - это готовность членов сообщества к проявлению активности, обращённой к решению общественно значимых проблем. Социальное участие представляет собой деятельность, направленную на удовлетворение общественного интереса. Социальное доверие есть ожидание того, что представители сообщества, выполняя свои социальные функции, будут вести себя предсказуемо, в соответствии с общими требованиями и нормами.
Условия формирования социального капитала
Как считает И.В. Соболева, существуют две основные ситуации, при которых социальный капитал негативно влияет на общественное развитие [Соболева]. В первой случае, капитал формируется внутри сети, которая ориентирована на осуществление девиантной / деликвентной деятельности (мафия, рэкет, коррупция). Отметим, что Ф. Фукуяма отказывается относить к социальному капиталу: последний образуют только «хорошие», «правильные» нормы и ценности, такие как правдивость, доверие, установка на сотрудничество [Фукуяма: 31]. Во втором более распространенном случае, благодаря социальному капиталу возникает ситуация сегментации, т.е. обособление анклавов изначально вполне доброкачественного ресурса, закрытость социальных сетей для чужих. Важно, что негативные эффекты сегментации могут испытывать не только те, кто находятся вне радиуса доверия соответствующих сетей, но и те, кто подпадают под этот радиус. В частности, лица, по тем или иным причинам исключенных из социальных сетей, попадают в социальную изоляцию, маргинализируются [Тихонова]. А члены этих сетей, хотя и получают доступ к доходным занятиям, хорошим рабочим местам, возможности получения качественного образования, професси-
ональной карьеры, но ограничиваются в установлении новых связей за пределами сообщества, имеют препятствия к выходу на другой уровень активности. В целом для общества его сегментация на локальные социумы (со своими социальными капиталами) не только усугубляет расслоение и материальное неравенство, подрывает принцип равенства стартовых возможностей, но и тормозит экономический рост, ставит барьеры эффективному протеканию воспроизводственных процессов [Соболева: 23].
На наш взгляд, преодолеть такой теоретический нонсенс, можно если считать, что социальный капитал начинает формироваться только при условии достаточности уровня социального здоровья индивидов для организации совместной деятельности, направленной на решение общественно значимых проблем сообщества.
Социальный капитал, в отличие от социального здоровья, представляет качественно новое образование, способное за счёт структурирования социальных связей и отношений представителей сообщества обеспечить возрастание эффективности деятельности за счет так называемого синергетического эффекта. Составляющие социального капитала сообщества - социальные инициатива, участие и доверие - могут иметь общественный (институциональный) или межличностный характер. Изначально, определение капитализации как процесса превращения прибавочной стоимости в капитал было сформулировано К. Марксом [Маркс]. Однако в настоящее время данное понятие приобрело более широкий смысл. Под капитализацией принято понимать преобразование ресурсов в капитал с последующим воспроизводством последнего. Отсюда капитализация рассматривается как преобразование социальных ресурсов индивидов в социальный капитал сообщества, в результате которого достигается как увеличение последнего, так и открывается возможность его самовоспроизводства (рис.1).
Готовность Способность Возможность
Социальное здоровье индивида Диспозиционная Деятельностная Деонтологическая
Первичная капитализация
Социальный капитал сообщества Социальная инициатива Социальное участие Социальное доверие
Вторичная капитализация
Рис. 1. Структура процесса капитализации социального здоровья / The structure of the process of social health capitalization
Благодаря капитализации достигается готовность, способность и возможность использования организованного взаимодействия акторов сообщества в
целях осуществления просоциальной деятельности. Специфической особенностью социального капитала является то, что его совокупное количество в локальном социуме не является суммой «социального здоровья» всех его акторов.
Разновидности процесса капитализации
Капитализация может быть как первичной, так и вторичной. Вторичная капитализация представляет собой процесс самовоспроизводства и наращивания социального капитала за счёт развития отношений и связей между членами местного сообщества, ведущий к росту социальной инициативы, социального участия и социального доверия. Первичная капитализация достигается за счёт развития составляющих социального здоровья индивида. Капитализация социального здоровья предстаёт как развитие диспозиционной, деятельностной и деонто-логической составляющих для совершенствования системы социальных связей и консолидации индивидов. Важными условиями протекания капитализации социального здоровья, помимо наличия совокупности людей, состояние социального здоровья которых способствует организации взаимодействия внутри локального социума для преобразования среды обитания и самой личности, является (1) наличие консолидирующей идеи, необходимой для начала процесса самоорганизации; (2) принятие решений через положительного отношение и привязанности сообществу и (3) осознание себя частью этого сообщества. Другими словами нужны определенный уровень консолидации, лояльности и идентичности сообщества. При этом уровень развитости диспозиционной, деятельностной и де-онтологической составляющих социального здоровья индивидов обуславливает соответственно уровень социальной инициативы, социального участия и социального доверия как составляющих социального капитала.
Капитализацию социального здоровья невозможно довести до совершенного состояния, поскольку она лишена «финальности», некого конца. Данный процесс в рамках социального управления требует к себе внимания субъекта управления на постоянной основе. Очевидно, что социальное управление есть «выработка общих взглядов на решение проблем, поиск уникальной, единственно правильной тактики и стратегии, следствием которых и становится разработка деталей управленческого механизма. В процессе управления происходит формирование адекватных проблеме норм и правил поведения, общих целей и задач, создаётся внутренне согласованная система их поддержания в рабочем состоянии» [Тихонов]. Акторы сообщества, которые обладают достаточным уровнем социального здоровья для вступления в связи и осуществления совместной деятельности, представляют собой серьёзный ресурс для организации деятельности по обсуждению и решению общественно значимых проблем. При правильной расстановке заинтересованные стороны могут осуществлять (в том числе, безвозмездно) большой объём работ в рамках проектов и программ, инициируемых субъектом управления, если их интересы совпадают с целями, декларируемыми в этих программах и проектах.
Заключение
Эффективность взаимодействия в пространстве публичных коммуникаций сообщества зависит от двух составляющих: социального здоровья индивида и социального капитала сообщества. Социального здоровья как индивидуальный ресурс членов сообщества характеризуется готовностью к коммуникациям в рамках локального социума, способностью к использованию связей и отношений для осуществления общественно полезной коллективной деятельности и ответственностью перед сообществом за результаты коллективной деятельности. При изучении социального капитала следует придерживаться его социально-группового характера. В этом случае социальный капитал можно представить в качестве ресурса сообщества, формирующегося благодаря наличию социальной сети и облегчающего достижение общих целей. Он начинает формироваться только при условии достаточности уровня социального здоровья индивидов для организации совместной деятельности, направленной на решение общественно значимых проблем сообщества. Капитализация рассматривается как преобразование социальных ресурсов индивидов в социальный капитал сообщества, в результате которого достигается как увеличение последнего, так и открывается возможность его самовоспроизводства.
Социальный капитал в процессе воспроизводства способен создавать некое общественное богатство, которое выражается в высоком уровне доверия власти, институтам, правопорядку, высоком уровне социального участия, партнёрства и социальной инициативы. Капитализация может быть как первичной, так и вторичной. Вторичная капитализация представляет собой процесс самовоспроизводства и наращивания социального капитала за счёт развития отношений и связей между членами сообщества, ведущий к росту социальной инициативы, социального участия и социального доверия. Первичная капитализация достигается за счёт развития составляющих социального здоровья индивида.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-31463 «Капитализация социально-сетевого пространства публичных коммуникаций».
Источники
Бабинцев В.П., Колпина Л.В. (2008). Проблема формирования категориального аппарата понятия «социальное здоровье» // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. Т. 12. № 5. С. 49-67.
Бурдьё П. (2002). Формы капитала // Экономическая социология. Т. 3. № 5. С. 60-74.
Зиммель Г. (1996). Общение. Пример чистой или формальной социологии. Том 2: Созерцание жизни. М.: Юристъ.
Зотов В.В., Губанов А.В. (2019). Формирование пространства публичных коммуникаций субъекта РФ в условиях превалирования социальных медиа // Общество: социология, психология, педагогика. № 3. С. 57-61.
Колпина Л.В. (2009). Теоретико-методологические основы исследования социального здоровья личности. М.: Изд-во СГУ.
Маркс К. (2011). Капитал: критика политической экономии: сочинение Карла Маркса. Том 1: Процесс производства Капитала. М.: Эксмо.
Соболева И.В. (2006) Социальный капитал или социальный ресурс? // Экономическая наука современной России. № 3 (34). С. 16-29.
Соколова Т.Б. (2009). Социальное здоровье в социологическом измерении. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС.
Тихонов А.В. (2011). От социологии менеджмента к социологии управления // Социологические исследования. № 2. С. 40-45.
Тихонова Н.Е. (2004). Социальный капитал как фактор неравенства // Общественные науки и современность. № 4. С. 24-35.
Фукуяма Ф. (2008). Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: АСТ.
Coleman J.S. (1988). Social Capital in the Creation of Human Capital (Supplement: Organizations and Institutions: Sociological and Economic Approaches to the Analysis of Social Structure). The American Journal of Sociology. No.94. P. 95-120.
Maskell P. (2000) Social Capital, Innovation and Competitiveness. In: Social Capital. Critical Perspectives / Eds. S. Baron, J. Field, T. Schuller. Oxford: Oxford University Press.
Putnam R.D. (2000). Bowling Alone: the Collapse and Revival of American Community. New York: Simon & Schuster.
■ ■ ■ Capitalization as a Communalization of Individual's Social Resources
Zotov V.V.1, Prelikova E.A.2
1. Kursk Academy of State and Municipal Service, Kursk, Russia.
2. South-West State University, Kursk, Russia.
Abstract. The article focuses on the characteristics of the process of capitalization of the individual's social resources, which is considered social health. The authors identified the components of social health, among which revealed a willingness to communicate within the community, the ability to use connections and relationships to carry out socially useful collective activities and responsibility to the community for the results of collective activities. The article analyzes the structure of social capital, its comparison with social potential. According to the authors, social capital can be imagined as a resource of the community, which is formed by the presence of a social network and facilitates the achievement of common goals. The authors are based on a social and group understanding of capital, and highlight social participation, social initiative and social trust in its structure. Conditions of social health capitalization are considered. The basic condition is the adequacy of the level of social health of individuals to organize joint activities aimed at solving socially significant problems of the community. It has been determined that capitalization can be both primary and secondary.
Keywords: capitalization, social health, social capital, social resources, social potential, individual
For citation: Zotov V.V., Prelikova E.A. (2019). Capitalization as a communalization of individual's social resources. Communicology (Russia). Vol. 7. No.4. P. 97-106. DOI 10.21453/2311-3065-2019-7-4-97-106.
Inf. about the authors: Zotov Vitaliy Vladimirovich, Dr. Sc. (Soc.), professor at the department of state and municipal administration and law, Kursk Academy of State and Municipal Service; Prelikova Elena Anatolyevna, Cand.Sc. (Soc.), associate prof. at the department of occupational safety and the environment, South-West State University. Address: 305044, Russia, Kursk, Stantionnaya str., 9. Corresponding e-mail: om_zotova@mail.ru.
Received: 01.11.2019. Accepted: 10.12.2019.
The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research and the Autonomous Non-Profit Organization of Electronic Information Technologies within the framework of the scientific project No. 19-011-31463 «Capitalization of Social Networks Space of Public Communication».
References
Babintsev V.P., Kolpina L.V. (2008). The problem of the formation of the categorical apparatus of the concept of 'social health'. Belgorod State University Scientific bulletin. Series: Philosophy. Sociology. Law. Vol. 12. No. 5. P. 49-67 (In Rus.).
Bourdieu P. (2002). Forms of capital. Economic sociology. Vol. 3. No.5. P. 60-74 (In Rus.). Coleman J.S. (1988). Social Capital in the Creation of Human Capital (Supplement: Organizations and Institutions: Sociological and Economic Approaches to the Analysis of Social Structure). The American Journal of Sociology. No.94. P. 95-120.
Fukuyama F. (2008). Trust: social virtues and the path to prosperity. M.: AST (In Rus.). Kolpina L.V. (2009). Theoretical and methodological foundations of the study of social health of the individual. M.: Publishing house of SSU (In Rus.).
Marx K. (2011). Capital: A Critique of Political Economy: A Composition of Karl Marx. Vol. 1: Capital Production Process. M.: Eksmo (In Rus.).
Maskell P. (2000) Social Capital, Innovation and Competitiveness. In: Social Capital. Critical Perspectives / Eds. S. Baron, J. Field, T. Schuller. Oxford: Oxford University Press.
Putnam R.D. (2000). Bowling Alone: the Collapse and Revival of American Community. New York: Simon & Schuster.
Simmel G. (1996). Communication. An example of pure or formal sociology. Vol. 2: The Contemplation of Life. M.: Lawyer (In Rus.).
Soboleva I.V. (2006) Social Capital or Social Resource? // Economic Science of Modern Russia. № 3 (34). P. 16-29 (In Rus.).
Sokolova T.B. (2009). Social health in the sociological dimension. Khabarovsk: Publishing house DVGUPS (In Rus.).
Tikhonov A.V. (2011). From the sociology of management to the sociology of management. Sociological Studies. No.2. P. 40-45 (In Rus.).
Tikhonova N.E. (2004). Social capital as a factor of inequality. Social sciences and modernity. No.4. P. 24-35 (In Rus.).
Zotov V.V., Gubanov A.V. (2019). The development of public communication space of the constituent entity of the Russian Federation in terms of social media prevalence. Society: sociology, psychology, pedagogy. No.3. P. 57-61 (In Rus.).