Научная статья на тему 'Кому выгодна «Святая простота» наших СМИ?'

Кому выгодна «Святая простота» наших СМИ? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Все о мясе
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогов Иосиф Александрович, Лисицын Андрей Борисович

На ТВ и в печатной прессе незадолго до Пасхи очень активные и такие же поверхностные авторы выдали пугающие материалы о вреде колбасы. Можно было бы не обратить внимания на очередные ляпы. Использование только проверенной информации, фактически, перестало считаться основой профессиональной этики тех журналистов, которые жаждут сенсации любой ценой. Тем более, что все издержки ложатся не на них, а на бизнес, государство и психику тех, кто смотрит и читает их страшилки. Но всегда в подобных случаях, если есть проигравшие, значит, найдутся и выигравшие здесь. Поэтому и возникают у авторов двух коллективных писем, публикуемых вопросы: кому выгодно, и найдет ли власть управу на тех, чья «простота» и вправду хуже воровства?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кому выгодна «Святая простота» наших СМИ?»

Кому выгодна

«святая простота» наших СМИ?

На ТВ и в печатной прессе незадолго до Пасхи очень активные и такие же поверхностные авторы выдали пугающие материалы о вреде колбасы. Можно было бы не обратить внимания на очередные ляпы. Использование только проверенной информации, фактически, перестало считаться основой профессиональной этики тех журналистов, которые жаждут сенсации любой ценой. Тем более, что все издержки ложатся не на них, а на бизнес, государство и психику тех, кто смотрит и читает их страшилки. Но всегда в подобных случаях, если есть проигравшие, значит, найдутся и выигравшие здесь. Поэтому и возникают у авторов двух коллективных писем, публикуемых вопросы: кому выгодно, и найдет ли власть управу на тех, чья «простота» и вправду хуже воровства?

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Первому заместителю

Председателя Правительства РФ Зубкову В.А.

Копия Генеральному директору «Первого канала» Эрнсту К.Л.,

Главному редактору газеты «Известия» Абрамову В.Г.

Уважаемый Виктор .Алексеевич!

Показ 31 марта 2010 года (в 22.30 ч.) по 1-му каналу государственного телевещания передачи «Среда обитания. «Сколько мяса в колбасе?» стал последней каплей переполнившей «чашу терпения» всех специалистов и работников мясной промышленности России. Если до сих пор передачи и публикации в СМИ содержали еще хоть какую-то долю достоверной информации о мясной продукции и ее изготовлении, то в передаче, показанной 1-м каналом, абсолютно всё было построено на лживой дезинформации, направленной на дискредитацию отечественных предприятий мясной промышленности в глазах российских потребителей.

Что же создатели «сего промо-шедевра» вкладывали с удивительным упорством и даже с попытками зомбирования телезрителей путем постоянных навязчивых рефренов, ничего не имеющих общего с реальностью работы отрасли?

Это, например, краткие иногда зарифмованные фразы: «колбаса содержит химикаты: нитриты, кар-рагинан, пирофосфаты». Очевидно, для «лучшего» запоминания текста детьми, подростками и возможными малограмотными зрителями.

Это в полном смысле ужасающие картины антисанитарии, снятые не на сертифицированных в системах ХАССП и ИСО предприятиях, а в каких-то криминальных подвалах, не имеющих никакого отношения к мясной промышленности и ее современному состоянию.

Это колбаса с крысой, которая была при жизни такой проворной, по представлению авторов, что, прыгнув на мясо под ножи куттера, которые «измельчают кости (!) в пыль», умудрилась пройти через них с хорошо сохранившейся шкурой, а потом каким-

то невероятным образом попасть в батон небольшого диаметра через шприц для наполнения колбасных оболочек фаршем — устройство, по сути своей являющееся насосом. Его механизм должен был выйти из строя в результате попадания постороннего предмета крупного размера.

Эта галерея лиц, «пострадавших» и практически «утративших здоровье», употребляя колбасные изделия, — от никому неизвестного работника мясокомбината (справки с места работы представлено не было), до знаменитого и всеми любимого рыжего «Иванушки». Наверно, создатели передачи собирались вызвать гнев его фанатов и направить его против предприятий мясной промышленности!

На что же была нацелена эта передача?

Во-первых, удар был нанесен по системе Государственного контроля производства продуктов питания. Авторы просто не допускают его существование в России: «у нас в стране де нет ни надзора, ни контроля качества и безопасности продуктов питания, граждане России, взрослые и дети, брошены государством на выживание, оставлены без всякой надежды найти продукты, которые не вредят здоровью и не наносят смертельный вред человеку». Между тем, в России существовала и существует в лице Рос-потребнадзора, Государственного ветеринарного и фитосанитарного надзора, Ростехрегулирования, одна из самых серьезных и высокозатратных систем контроля качества и безопасности всех видов продовольственного сырья и продуктов питания. Она контролирует также мясо и мясопродукты, и условия их производства и сбыта, начиная от проектирования предприятий, создания рецептур и заканчивая мониторингом в торговой сети. А если, по мнению авторов передачи, эта система в России не работает, то, позвольте спросить, зачем налогоплательщики платят налоги, а Государство выделяет средства на ее содержание?

Во-вторых, была и другая цель — нанести еще один удар по итак уже пострадавшей психике и нервной системе многомиллионной зрительской аудитории, которая только, что с трудом пережила шокирующую информацию о терактах в московском метрополитене. Теперь надо было дать понять пуб-

ГЛАВНАЯ ТЕМА / Контроль качества и безопасности

лике, что опасность их подстерегает не только вне дома, но и дома, мирно поедающих колбасу перед экранами своих телевизоров. Дескать, как ни крути, а «всех неверных ждет смерть»! Авторы программы нагнали такого ужаса, что впору взять с них деньги на создание экстренной линии психологической помощи для зрителей, посмотревших эту передачу и потерявших спокойный сон и аппетит. А если публика опомнится от удара по психике, то основную идею передачи «колбаса — химикаты (читайте — яд!)» уж точно не забудет.

Так что же это? Может быть, воинствующее вегетарианство и/или попытка решить проблему недостаточной обеспеченности России собственным мясом и мясопродуктами (отнюдь не за счет увеличения их производства, а за счет закрепления в сознании населения представления об их вреде). Что-то при этой мысли, возникает ощущение исторического дежавю! В Советском Союзе в сталинско-хрущевские времена тоже призывали не есть сливочного масла (которого на всех не хватало), так как маргарин «гораздо полезнее для здоровья».

В-третьих, была и конкретная экономическая цель — подорвать баланс между производством и потреблением отечественной мясной продукции, нанести экономический урон отечественным мясоперерабатывающим предприятиям и подготовить почву к прорыву на российский рынок импортной мясной продукции, а также к экономическому «захвату» (скупке) российских предприятий западными кампаниями по минимальной цене. И, вне всякого сомнения, прибирать к рукам они будут не те, полулегальные цеха, которые показаны в телесюжетах «расследования» (они переживут любой черный пиар и сохранят свои прибыли), а наиболее современные и успешные, пока ещё, предприятия.

Такие же цели преследует статья в газете «Известия» от 31 марта 2010 г. «Тайны «Докторской» колбасы».

Полагаете, что наше письмо чересчур сгущает краски? Ничуть. Россия уже пережила не один период, когда импортная мясная продукции (причем далеко не вся удовлетворительного качества) пыталась заполонить наши прилавки. Тогда, только благодаря нашим отечественным потребителям (низкий поклон вам всем!), разобравшимся и поддержавшим российские колбасы и консервы, мы сохранили в годы реформ и мясную промышленность, и кадры, и отечественные технологии мясопереработки. А что нашему потребителю дала бы импортная колбаса? Нитрит используется при изготовлении колбас во всем мире. Каррагинаны и фосфаты — тоже. Во всех странах мясоперерабатывающие заводы создаются ради рациональной, полной и глубокой переработки животного сырья, а, проще говоря, ради того, чтобы выделить наиболее ценные (высший сорт) куски мяса, продаваемые в натуральном виде, а затем переработать в колбасные изделия те части, которые потребитель в натуральном виде уже не купит. И только в России разработаны и сохраняются традиционные технологии мясопродуктов повседневного потребления, для изготовления которых используют мясо

высшего сорта (чего нет и не будет за рубежом). ВНИИМП, как специализированная научная организация, разработавшая все отечественные мясные технологии, уже более семидесяти лет, принимая зарубежных коллег, продолжает поражать их качеством отечественной продукции.

Кстати, ни одна передача, ни одна публикация в СМИ не объясняет общественности, что колбаса (как и домашняя котлета) — это комбинированный продукт, в рецептуру которого с момента изобретения человечеством колбасных изделий входят мясные и немясные ингредиенты. Не объясняет, что в готовой колбасе содержится лишь остаточное количество нитрита, которое в разы ниже, чем в импортных колбасах и, например, в овощах. Не объясняет, что карра-гинан признан в 2003 году объединенной комиссией по пищевому законодательству двух крупнейших международных организаций ФАО и ВОЗ абсолютно безвредной пищевой добавкой, допустимой для улучшения перистальтики и профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта и рекомендован (без ограничения дозы внесения) во все продукты питания, в том числе в смеси-заменители женского молока для новорожденных детей. Не указан карра-гинан и в перечне аллергенов соответствующей директивы ЕС. А пирофосфатов содержится в колбасах в 4-5 раз меньше, чем в сырах.

Так в чем же тогда причина нападок на отечественную мясную промышленность? Ответ, как нельзя, прост. Мясная промышленность остается в России одной из немногих отраслей, пока еще сопротивляющихся натиску импортных брендов и соответствующих им западных компаний и технологий.

В любой стране мира основной целью правительства является сохранение собственной промышленности и независимости от импорта — главных составляющих, определяющих государственную безопасность. Важнейшее значение имеет при этом информированность населения, реклама и продвижение собственного товара. Мы уже поняли, сколько потеряли в маши-но-, авиа- и автомобилестроении, так неужели теперь надо разваливать и пищевые отрасли! Кому это нужно? Россиянам, сидящим у экрана? Нет. Может быть, это выгодно заказчикам этой телепередачи?

От имени всех работников мясной промышленности России, от имени коллектива научных сотрудников ВНИИМП, от имени всех предприятий Мясного Союза России, честно работающих на благо России, от имени всех потребителей, с удовольствием и гордостью покупающих отечественные мясопродукты, просим Вас тщательным образом разобраться в мотивах авторов подобных клеветнических передач и публикаций в отношении отечественной мясной промышленности.

Председатель Совета Мясного Союза России, академик РАСХН И.А. Рогов

Директор Всероссийского научно-исследовательского института мясной промышленности им. В.М. Горбатова, академик РАСХН А.Б. Лисицын

8

ВСЁ О МЯСЕ №2 апрель 2010

Председателю Правительства РФ Путину В.В.

Копия Первому заместителю Председателя Правительства РФ Зубкову В.А. Министру сельского хозяйства РФ Скрынник Е.Б. Министру связи и массовых коммуникаций РФ Щеголеву И.О.

Первому заместителю Генерального директора и Первому продюсеру ОАО «Первый канал» Файфману А.Ф.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Мы, производители колбас и мясных деликатесов Саратовской, Волгоградской, Новосибирской областей, считаем своим долгом обратить Ваше внимание на ситуацию, сложившуюся в мясоперерабатывающей отрасли.

В СМИ идет активная антипропаганда потребления колбасных изделий. Журналистские псевдорасследования с использованием приемов манипуляции сознанием последовательно формируют образ колбасных изделий как «отравы», «химикатов», дискредитируют добросовестных производителей и мясную промышленность в целом.

Вызывающей, с точки зрения подтасовки фактов, стала передача на телеканале ОРТ «Среда обитания. Сколько мяса в колбасе?» (31 марта 22.30). В передаче использовались мнения «экспертов», представляющих данные о 30%-ном замещении говядины в импорте мясосырья мясом кенгуру. Эксперименты в детском саду сообщали о маниакальном пристрастии детей к опасному продукту, врачи свидетельствовали о прямой зависимости между потреблением колбасы и сердечно-сосудистыми заболеваниями, гипертонией, гастритом. В течение всей передачи формировалось мнение, что все, без исключения, колбасы и сосиски состоят из химикатов с добавлением небольшого количества мяса. Проводилась абсолютизация единичных фактов нарушения закона, придание им характера повседневной практики. Все добавки, о которых шла речь в передаче, разрешены государственными органами к использованию.

После передачи наши предприятия во всех регионах зафиксировали вместо сезонного роста значительное падение продаж, агрессию со стороны покупателей.

Вопрос предоставления правдивой информации об отрасли обладает большой социальной значимостью. Для многих россиян сосиски, колбасы, мясные деликатесы стали повседневной пищей, придающей энергию и силы. По сравнению с другими продуктами колбасные изделия состоят в основном из продуктов животного происхождения, содержат незаменимые аминокислоты. Прямой отказ от продуктов без полноценной замены получаемых ранее питательных веществ может отразиться на здоровье населения.

Кроме того, хотим обратить Ваше внимание на то, что авторами была предпринята попытка подорвать авторитет государства и контролирующих органов, дискредитировать всю систему государственного регулирования отрасли. Формируется недоверие к власти, нагнетается чувство неуверенности

и незащищенности, паники, повышается уровень социальной напряженности в обществе.

Мы видим проблему в недостаточном контроле деятельности мелких производителей, которые зачастую производят свою продукцию в полуподвальных помещениях в антисанитарных условиях на устаревшем оборудовании. Это серьезная проблема, но она не должна влиять на жизнедеятельность крупных предприятий, производящих качественный продукт.

На наших предприятиях действуют системы контроля качества сырья и готовой продукции. Мы постоянно совершенствуем технологические процессы, а компоненты, используемые нами в производстве, являются лицензированными во всем мире и абсолютно безопасны для здоровья. Наши предприятия постоянно контролируются органами Роспотребнад-зора и Россельхознадзора. Мы всегда открыты и готовы предоставить всю необходимую техническую документацию на производимую продукцию, сертификаты соответствия.

Сложившаяся ситуация требует Вашего вмешательства, мы просим разобраться в причинах травли целой отрасли, в которой работает больше миллиона человек. И самое главное, почему при этом СМИ используют абсолютно лживые факты, которые не имеют под собой абсолютно никаких доказательств? Трудно отделаться от мысли, что они преследуют только одну цель — разрушение отрасли, которое повлечет за собой также ущерб развитию животноводства, основными потребителями продукции которого являются мясоперерабатывающие предприятия.

Необходимо прекратить эксплуатацию страхов потребителей, восстановить доверие к государственному контролю отрасли и честь добросовестных производителей. Почему Первый канал не показывает ведущие предприятия отрасли, которые зарабатывают медали на российских и европейских конкурсах, не интервьюирует главных технологов наших заводов, чтобы они пояснили потребителям преимущества отечественных продуктов? Вместо этого подаются непроверенные факты и интервью с непонятными людьми, не имеющими отношения к мясопереработке. Кому нужен этот «черный PR»? Мы просим очень серьезно разобраться в сложившейся ситуации и пресечь будущие публикации и репортажи, так как дальнейшая травля может повлечь за собой необратимые последствия для мясо-переработки и для сельского хозяйства в целом.

Председатель совета директоров

ООО «Агротэк-Групп» Рыбалов O.P.

Председатель совета директоров

ООО «Регионэкопродукт-Поволжье» Бобков Д.С.

Председатель Совета директоров

Российский концерн «Дубки» Ефремов И.Д.

Председатель правления

Группы компаний «Белая долина» Михайлов A.C. Генеральный директор

ООО «Ансей ВМК» Нелепов Ю.Н.

Генеральный директор ООО «Камышинские

колбасы Соловьёва» Соловьёв В.В. Генеральный директор

УК «Российские мясопродукты» Штабный В.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.