УДК 94(470.313):378
Н.П. Ледовских
КОМСОМОЛЬСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЯЗАНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
Рассматривается история комсомольской организации Рязанского государственного педагогического института с момента возникновения до расформирования. Период с 1947 по 1987 год анализируется на основе архивных документов; фактический материал до 1947 года собран из имеющихся немногочисленных печатных источников, с 1987 по 1991 год — восстановлен по воспоминаниям участников этого бурного и трагического процесса. Обозначены основные вехи эволюции института и комсомольской организации. Созданная в вузе эффективная система подготовки учительских кадров много внимания уделяла всем формам работы со студентами. Структура комсомольской организации подчинялась этой главной задаче. От десятилетия к десятилетию ее деятельность усложнялась и постепенно охватывала абсолютно все стороны студенческой жизни. С одной стороны, очевидным было стремление взять все под свой контроль, но, с другой стороны, каждый студент мог найти приложение своим силам, удовлетворить фактически любые запросы, не выходящие за установленные политические рамки. В целом работа комсомола формировала коллективистское мировоззрение, бережное отношение к окружающему миру, что вполне соответствовало ментальным российским основаниям. Важным было то, что молодые люди остро чувствовали свою нужность, за время учебы получали самые разные практические навыки, которые обеспечивали успешное профессиональное становление после окончания высшего учебного заведения. С 1947 года полностью восстановлен список секретарей комсомольской организации. Проанализированы студенческие настроения в советское время.
Рязанский государственный педагогический институт, история комсомольской организации, комитет ВЛКСМ, цели и задачи воспитания студентов, формы работы комсомольской организации, протестные взгляды студентов.
В советское время массовой молодежной общественно-политической организацией был комсомол. Быть членом комсомольской организации значило обеспечить себе будущее, во всяком случае так называемая несоюзная молодежь имела мало шансов сделать успешную карьеру, то есть комсомольскую организацию можно назвать добровольно-принудительной.
Но именно здесь рождались самые интересные формы работы, многие из которых, как ни парадоксально, успешно применяются и в наши дни, поскольку не нашлось им более эффективной замены. Эффективность связана с необходимостью решать насущные проблемы в условиях нехватки кадров, финансовых и материальных средств, особенно в первые десятилетия социалистического строительства.
Эволюцию комсомольской организации Рязанского государственного педагогического института, которая в точности отражала ситуацию в стране в целом, позволяют проследить протоколы и архивные документы. От десятилетия к десятилетию деятельность организации усложнялась и постепенно охватывала абсолютно все стороны студенческой жизни: идеологию, учебу, науку, спорт, художественное творчество, труд, нравственные ценности и т.д. С одной стороны, очевидно прослеживается стремление взять все под свой контроль, а с другой — каждый студент, по сути, мог найти приложение своим силам, удовлетворить фактически любые запросы, не выходящие за установленные политические рамки.
Главным ориентиром в организации работы были советские юбилейные даты (годовщины Октябрьской революции, Великой Отечественной войны, съезды
Коммунистической партии, дни рождения В.И. Ленина). Такая политика решала проблему патриотического воспитания, а главное, позволяла всякий раз привлечь внимание к конкретным делам, усиливала интерес, направляла в нужное русло целеполагание молодежи.
В целом работа комсомола формировала коллективистское мировоззрение, общественные мотивы поведения, бережное отношение к окружающему миру, что вполне соответствовало ментальным российским основаниям. Но, пожалуй, наиболее важным было то, что молодые люди остро чувствовали свою нужность, востребованность, за время учебы получали самые разные практические навыки, которые обеспечивали успешное существование после окончания высшего учебного заведения.
Молодежные структуры в России активно начали формироваться еще в 1916 году, в
частности в Рязани была создана ученическая организация — Дом юношества, открытый по
специальному разрешению Министерства просвещения, носившая чисто просветительский
характер и принципиально игнорировавшая политику; рабочая и солдатская молодежь в нее
не допускалась. 13 апреля 1917 года студенты объявили об открытии культурного бюро,
названного Народным домом во главе с членом Совета рабочих депутатов Рязанской области
В. Шульгиным. В сентябре 1917 года началась работа по созданию в Рязани Союза молодежи 1
В нашем вузе (тогда он назывался практический институт народного образования — ПИНО) партийная и комсомольская ячейки появляются к 1922 году, в первой было 12 членов Российской коммунистической партии (большевиков) (РКП(б)), во второй — 9 членов Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ) .
До 1932 года институт пережил несколько реорганизаций: педтехникум — институт с аграрным уклоном — педагогический комбинат — учительский институт. По сути, эффективная система подготовки учительских кадров, где много внимания уделялось всем формам работы со студентами, начала складываться с 1932 года. В это время на стационаре обучалось 188 человек, из них 23 члена и кандидата в члены ВКП(б) и 75 комсомольцев , то есть чуть больше половины студентов были комсомольцами. Партийная и комсомольская организации задавали тон в области общественно-педагогической и научной работы студентов. Господствовало убеждение: если ты комсомолец, значит должен быть во всем в первых рядах. На них опиралось руководство института в решении поставленных задач. Первым секретарями комитета комсомола был студент А. Ивлев, а с 1938 года студент Б. Савельев .
В годы войны институт продолжал работать, меняя адреса. Комсомольская организация, как и вся страна, жила под единственным лозунгом «Все для фронта! Все для победы!». В 1944/45 учебном году в педагогическом институте обучалось 456 студентов, в учительском институте (был закрыт в 1952 году ) — 201, из них около трети студентов были членами ВЛКСМ 5.
После окончания войны комсомольская организация страны в значительной степени укрепляется. Коммунистам и комсомольцам во всем отдается предпочтение, в том числе и при поступлении в высшие учебные заведения. Уже к 1964 году проблему всеобщего «окомсомоливания» успешно решала школа. В высших учебных заведениях случаи вступления в комсомол были единичными.
Знаковыми для нашего института стали 1960-е годы, время оттепели. Происходит расширение вуза: открываются студенческое общежитие на 200 мест (1957 г.), биостанция
1 Юность земли Рязанской: очерки истории Рязанской организации ВЛКСМ. М.: Моск. рабочий. Ряз. отд-ние, 1984. С. 13-17.
2 Рязанский государственный педагогический институт. М.: Моск. рабочий. Ряз. отд-ние, 1983. С.
3 Рязанский государственный педагогический институт. С. 17-18.
4 Там же. С. 20-21.
5 Там же. С. 29.
(1961 г.), столовая (1963 г.), визуально-оптическая станция (1964 г.), новый учебный корпус (1968 г.) 6. Идет процесс децентрализации, передачи полномочий на факультеты и кафедры, в 1961 году создаются советы факультетов. Усиливается роль и комитета комсомола института. С 1964 года все документы в обязательном порядке стали передаваться в партийный архив, что позволяет именно с этого времени системно проанализировать столь значимую сферу советской действительности.
В целом комсомольская организация была жестко структурирована. Организацией ее деятельности занимался комитет комсомола института во главе с секретарем . Изначально работа была распределена по секторам. В 1964 году в структуре комитета ВЛКСМ значатся спортивный, идейно-воспитательный, производственный, культмассовый, школьный сектор, бытовой, печати 8. Затем постепенно добавились научное студенческое общество (НСО), военно-патриоти-ческий сектор, трудовой, сектор учета, организационный сектор, ответственный за студенческие строительные отряды (ССО), и клуб интернациональной друж-
бы 9. Работа велась по текущим и перспективным планам, которые в обязательном порядке согласовывались с профсоюзной организацией.
Много внимания уделялось обучению комсомольского актива. Сначала это был клуб комсомольской работы, затем школа комсомольского актива. Обучением актива занимались и вышестоящие организации, райком, обком, ЦК ВЛКСМ, было создано очень престижное высшее учебное заведение — Высшая комсомольская школа (ВКШ).
Первое место среди задач комсомольской организации занимала идейно-воспитательная работа со студентами. При этом преследовались две цели: «воспитание у студентов коммунистической убежденности в идеях марксизма-ленинизма и практического руководства этими идеями» (превращение знаний в убеждения) и передача этих знаний населению 10, иными словами, «научись сам, научи другого».
Идейно-политическая составляющая пронизывала все формы работы комсомольской организации, в том числе и учебную. Изначально внимание было сосредоточено на контроле за успешным освоением идеологических дисциплин: истории партии, марксистско-ленинской философии, позже научного коммунизма. В 1960-е годы в связи с решениями Верховного Совета СССР и XXII и XXIII партийных съездов, где речь шла о развитии средней общеобразовательной школы и переходе от всеобщего обязательного восьмилетнего образования к всеобщему среднему образованию, в деятельности комсомольской организации вуза учебная работа заняла одно из первых мест. В 1964 году объявляется смотр-конкурс на лучшую учебную группу, где показатели успеваемости стояли на первом месте, хотя учитывалась масса других параметров. Победители награждались коллективными поездками или ценными подарками. Соревнование контролировали все общественные организации (партия, комсомол, профсоюз). Так, в апреле 1972 года профком премировал поездкой в Ригу победителей соцсоревнования — группу студентов факультета иностранных языков, в мае поездкой в Таллинн — победителей конкурса группы литфака 11.
Стали обязательными отчеты по успеваемости перед вышестоящими организациями и подведение итогов сессий на заседании комитета ВЛКСМ два раза в год, в 1966 году появляются Доски почета с фотографиями лучших студентов, перед сессией начали проводиться комсомольские собрания в группах, в практику вошли слеты отличников.
6 Рязанский государственный педагогический институт. С. 35.
7 См. список секретарей комсомольской организации РГПИ в Приложении к данной статье.
8 ГАРО. Ф.П. 6767. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-2.
9 Там же. Д. 24. Л. 106; Д. 4. Л. 7.
10 Там же. Д. 4. Л. 5; Д. 7. Л. 45.
11 Хронограф // РГУ имени С.А. Есенина. URL : http://www.rsu.edu.ru/an-niversary/ chronograph (дата обращения: 28.08. 2015).
Как известно, непосредственно от школьной подготовки во многом зависит успеваемость и активность студентов, их мотивированность в освоении будущей профессии, уверенность в выборе собственной судьбы. Соответственно залог успеха профессиональной подготовки связан с отбором абитуриентов. В первые годы советской власти студентов набирали преимущественно из рабочих и крестьян. С этой целью открывали рабфаки, задача которых состоялав том, чтобы подтянуть до определенного уровня будущих студентов. Начиная с 1930-х годов комсомольская организация активно привлекалась к подбору абитуриентов, в первую очередь для рабфаков. Идея оказалась крайне плодотворной. Впоследствии появились подготовительные отделения, где учились кандидаты в студенты, которые давно закончили школу.
В 1966 году впервые были проведены дни открытых дверей по факультетам для школьников Советского района города Рязани, организованы кружки (физико-математический, химический, исторический, иностранного языка), занятия в которых вели на общественных началах студенты. С этого же года начала работать общественная
12 т^
приемная комиссия , которая стала создаваться ежегодно. Ее задача заключалась в том, чтобы «отобрать самых достойных, активных, способных, подготовленных к обучению в вузе», помочь выпускнику школы точнее определиться с выбранной профессией. Беседовали с каждым абитуриентом о вступительных экзаменах, о традициях в институте и на факультетах, знакомились с его социальным положением, составом семьи, интересами, общественной работой. В 1971 году планировалось на каждом факультете выделить по 4 человека для работы с абитуриентами в течение года. Была разработана анкета абитуриента
13
Рязанского государственного педагогического института . В январе для абитуриентов вышел специальный выпуск газеты «Педагогические кадры». В обязанность общественной приемной комиссии входило также трудоустройство абитуриентов, не сдавших экзамены или не прошедших по конкурсу.
За выбор выпускниками школ именно педагогического института агитировали члены агитбригад в разных районах области, практиковался целевой прием, направление в
14
вуз по комсомольским путевкам .
Повышению профессионального уровня студентов способствовала научная работа, тем более что в институте изначально не хватало кадров научно-педа-гогических работников, поэтому нужно было готовить свои. Комсомольская организация взяла проблему под свой контроль. Перед войной в институте работали 17 студенческих научно-исследовательских кружков 15. На кафедрах ученые привлекали к исследованиям студентов. Проводились студенческие научные конференции. В апреле 1960 года открылся историко-архивный кружок под руководством доцента Веры Наумовны Розенталь, инициаторами создания которого стали студенты 4 курса историко-филологического факультета 16. В 1966 году при комитете ВЛКСМ прошло оформление научного студенческого общества как структурного подразделения вуза, объявлен конкурс студенческих научных работ под эгидой кафедр психологии и философии,
17
создана первая социологическая группа . В 1971 году на всех факультетах института при
20 кафедрах функционировало уже 30 кружков, в которых занималось свыше 400 членов 18
НСО . Студенты проводили оригинальные, самостоятельные, значимые для Рязанской области исследования под руководством научных руководителей, опираясь на архивные источники. В частности, благодаря историкам немало архивных документов впервые было введено в научный оборот.
12 ГАРО. Ф.П. 6767. Оп. 1. Д. 7. Л. 44, 47.
13 Там же. Д. 34. Л. 149, 150.
14 Там же. Д. 22. Л. 12.
15 Рязанский государственный педагогический институт. С. 23.
16 Хронограф.
17 Там же. Д. 7. Л. 48.
18 ГАРО. Ф.П. 6767. Оп. 1. Д. 34. Л. 216.
Начали проводиться межвузовские научно-практические конференции, в том числе в других городах, куда ежегодно выезжали наши студенты. Так, например, первыми участниками конференции, которая проходила в Саранском государственном университете, стали в 1967 году студенты факультета истории Матрюх и Рыжов 19 В 1971
году была проведена международная студенческая научная конференция совместно с
20
Эрфурт-Мюльхаузенской высшей педагогической школой имени доктора Т. Нойбауэра . В итоговых научных студенческих конференциях на всех факультетах нашего института также принимали участие студенты из разных вузов страны — Коломны, Тулы, Орла, Черновцов и т.д.
Как уже отмечалось, в 30-е годы в условиях нехватки кадров школьных учителей обучение в вузе было практико-ориентированным. В связи с этим активно привлекались к работе в школе и студенты. Так, из 510 студентов стационара 140 непосредственно работали в школах, выполняя те или иные обязанности 21, причем вся работа велась на общественных началах и связь с регионом как в те годы, так и в настоящее время имела большое значение. Студенты неделями жили в деревнях и помимо работы в школах выполняли поручения по организации хлебозаготовок, распространению займов, разъясняли колхозному крестьянству решения партии и правительства . Тогда же была установлена тесная связь с Домом Красной
23
армии, в 40-е годы — с 8-м отдельным автотранспортным полком в Рязани 23.
Работали и студенты, и преподаватели. Читали лекции. Наиболее подготовленные руководили кружками на предприятиях, в средних специальных заведениях, в системе политпросвещения. Очень популярной формой были агитбригады. Впервые в 1940 году появились три агитколлектива, главная задача которых состояла в проведении политико-воспитательной работы в подшефных организациях, ознакомлении с решениями партии и
24
правительства . Агитбригады работали в разных районах Рязанской области. С конца 1970-х годов по инициативе центрального комитета Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи, Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов, Министерства высшего и среднего специального образования СССР, Министерства культуры СССР, Всесоюзного общества «Знание» принимается решение о проведении «звездных» агитпоходов студентов во время зимних каникул. В нашем институте проблема обсуждалась в ноябре 1978 года (секретарь комитета ВЛКСМ РГПИ Г.С. Радченко). Было принято решение о формировании отряда из 30 человек для работы в Сторожиловском
25
районе . Реально в поход отправилось всего лишь 9 человек.
С 1980 года заботу о походах взял на себя отряд «Комиссары» (и.о. секретаря комитета ВЛКСМ Н.Н. Куликова). В феврале 1981 года отряд отправился по Клепиковскому району. В архиве хранится отчет о проделанной работе. До Спас-Клепи-ков, как отмечается в отчете, добирались на рейсовом автобусе. После встречи с руководством района отправились в село Тюково. Отряд разместили в местном клубе. «До концерта остается 3 часа, света нет, репетируем при свечах», — читаем в докумен-
те. — Вечером того же дня в клубе собрались все жители села, сначала слушали лекцию «Новые горизонты социалистического строительства», а затем смотрели концерт 26.
Студентам приходилось также работать пионервожатыми (в том числе с 1969 года в
27
«Артеке» 27), педагогами-организаторами в пионерских лагерях, на детских площадках при домоуправлениях, в онкологическом диспансере, с трудными детьми, в детской комнате милиции, детском приемнике-распределителе, Мервинском МООП СССР, участвовать в
19 Там же. Д. 11. Л. 23.
20 Там же. Д. 34. Л. 222.
21 Рязанский государственный педагогический институт. С. 18.
22 Там же. С. 20.
23 Там же. С. 18-20.
24 Рязанский государственный педагогический институт. С. 22.
25 ГАРО. Ф.П. 6767. Оп. 1. Д. 65. Л. 77, 78.
26 Там же. Д. 86. Л. 16-20.
27 Там же. Д. 4. Л. 6; Д. 19. Л. 8.
организации олимпиад и кружков для школьников, детских праздников, в чтении лекций, подготовке наглядных учебных пособий, разработке методических материалов. Под такой масштаб работы создавались соответствующие структуры. К 1964 году функционировал инструктивно-подготовительный лагерь для подготовки вожатых, Макаренковское общество, в 1969 году формируется пионерская дружина института во главе с председателем совета дружины Ю. Дерябиным, в 1969 году — школа вожатых, в 1970 году — клуб вожатых.
Документы свидетельствуют, что всякое дело требует времени для его развития и что не все складывается просто, хотя, казалось бы, в педагогическом вузе не должно было возникать подобных проблем. Тем не менее, в 1967 году в отчете исторического факультета о своей работе перед комитетом ВЛКСМ прозвучало: «...школьный сектор никакой работы не ведет (причина — не с кем работать)». На первом курсе всего 40
человек. «Все они или принимают участие в хоре, или в оркестре, или посещают
28
хореографию, читают лекции. Школу вожатых некому посещать» . В 1970 году в отчете XIX комсомольской конференции также было отмечено, что в составе клуба вожатых, главная задача которого — получение практических навыков для работы с детьми, насчитывалось всего 20-25 человек. Студентка факультета русского языка и литературы Т. Баранова в своем эмоциональном выступлении высказала (возможно, не совсем справедливо) недовольство относительно проводимой со школами работы: «.та связь, которая у нас есть со школами, еле-еле видна». И далее: «Скажите, отличается ли как-нибудь школьная работа РГПИ и РРТИ? Нет. А ведь отличие должно быть. Ведь они инженеры, а мы — инженеры
29
человеческих душ» . Потребность в оказании подобных услуг постоянно росла. В 1 семестре 1983/84 учебного года в институте было создано 30 педагогических отрядов из студентов всех курсов общей численностью 586 бойцов. Шефство над классами, кружки по интересам, спортивные секции, лекции, беседы, встречи с ветеранами, вечера, выставки детских рисунков и игрушек, выходы в театры, кино, цирк, шефство над трудными подростками — далеко не полный перечень всех дел сводного педагогического отряда
30
института .
Органы народного образования как тогда, так и сейчас, прекрасно понимали и понимают, что чем больше во время обучения будет приобретено самых разных практических умений и навыков, тем успешнее сложится послевузовская судьба выпускника, особенно если речь идет о специалистах, которые должны будут работать на селе. На это были нацелены всевозможные кружки и объединения. Например, по сообщению газеты «За педагогические кадры» в апреле 1959 года кружок пчеловодства выпустил 18 студентов со свидетельствами Научно-исследовательского института пчеловодства о присвоении им квалификации пчеловода 31. Впоследствии организацией получения дополнительных навыков занимался факультет общественных профессий (школа молодого лектора, руководитель танцевальных кружков, вокально-инструментального ансамбля и т.п.).
Комитет комсомола вуза стремился сделать жизнь коллектива и полезной, и интересной с учетом профессиональных и индивидуальных потребностей каждого студента. Яркой страницей в нашей истории комсомольской организации является поисковая работа по сбору сведений о преподавателях и студентах участниках Великой Отечественной войны, о ветеранах 149-й Новоград-Волынской орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии, формировавшейся в Рязани, о воссоздании истории Войска Польского, связанного с Рязанью, организацией поездок в города-герои.
Комитет комсомола был организатором субботников и воскресников, создавал строительные бригады, при этом предварительно студентов обучали строительным специальностям. Студенческие строительные отряды внесли значительный вклад в
28 Там же. Д. 19. Л. 8.
29 ГАРО. Ф.П. 6767. Оп. 1. Д. 22. Л. 31-32.
30 Там же. Д. 90. Л. 5-9.
31 Xронограф.
развитие не только нашей области, но и других регионов страны (целина, Молдавия, страны социалистического содружества), оказывали помощь в уборке урожая колхозам и совхозам.
Благодаря инициативе преподавателей и студентов в нашем вузе действовали спортивные секции, клубы ВИБР, интернациональной дружбы, драматическая студия, студенческое кафе, организовывались туристические поездки, проходили факультетские конкурсные вечера художественной самодеятельности, выпускались газеты и вестники, многотиражная газета, работало студенческое радио, была предпринята попытка создания студии «РГПИ-фильм».
Разумеется, деятельность комсомольской организации находилась под очень жестким контролем и подчинялась определенным правилам. До 1965 года отслеживалось социальное происхождение студентов, только в 1965 году перестали в документах указывать социальный статус 32. В 1975 году на протоколах появляется гриф «Секретно» (в 1984 году отменен). В протоколах, хранящихся в архивах, множество персональных дел. Чаще всего — о потере комсомольских документов, неуплате членских взносов, реже — исключении из комсомола, отчислении из института, выселении из общежития за воровство и аморальное поведение (в основном пьянство).
Крайне редко рассматривались политические дела. В марте 1968 года в одной из групп обсуждали поведение трех студентов, которые на занятиях по научному коммунизму пытались доказать, что крестьяне после революции стали жить намного хуже, а «интеллигенция занимает сейчас какое-то новое положение по сравнению с рабочим классом». Затем и вовсе отказались отвечать на семинарах, поскольку у преподавателя, с их точки зрения, не было своего мнения. Осуждали введение советских войск в Чехословакию. По-иному оценивали произведения отечественной литературы. С детьми на практике проводили беседы о Б. Пастернаке, Н. Заболоцком, В. Хлебникове. Особенно всех возмутила запись в тетради одного из учеников: «Ты пишешь, что наш век есть век атома, техники. Это все штампы, громкие слова. Наш век — век Пикассо, Пастернака, Мейерхольда». Похоже, суть проблемы была выражена в одном из выступлений сокурсников: «Я люблю Родину, и они говорят ее любят тоже. Не понимаю, что же у нас с ними разная эта любовь?» 33. Похоже, абсолютное большинство инакомыслие не понимало и не принимало, настолько была глубока и искренна вера в социалистические идеалы.
Одного из студентов нашего вуза в 1970 году исключили из комсомола и института за то, что он восемь месяцев посещал кружок, созданный студентами радиотехнического института, вложил деньги, заработанные на целине на покупку для кружка пишущей машинки. Из кружка ушел задолго до ареста его членов, когда понял, что «их программа утопична». Больше всего ему вменялось в вину то, что он не доложил о существовании этой группы 34. Исключили и девушку, упорно собиравшуюся выйти замуж за бывшего
35
участника того же кружка, осужденного за антисоветскую деятельность .
С 1964 по 1987 год таких дел было всего лишь пять, а значит можно заключить, что студенты чувствовали себя достаточно комфортно в условиях советской действительности.
Комсомольская организация нашего вуза переживала все исторические этапы вместе со страной. Последние протоколы, документы, хранящиеся в архиве, относятся к 1987 году. Тогда еще проводились заседания комитета ВЛКСМ, строились планы, проходили мероприятия. 2 июня 1987 года были утверждены списки бойцов строительных студенческих отрядов 36. В декабре 1987 года между отрядами агитпохода «Звездный» распределяли районы области, утверждали план мероприятий комитета ВЛКСМ с учетом
32 ГАРО. Ф.П. 6767. Оп.1. Д. 6. Л. 9.
33 Там же. Д. 17. Л. 12-20.
34 Там же. Д. 24. Л. 24-25.
35 Там же. Л. 67-68.
36 Там же. Д. 102. Л. 26.
критических замечаний, высказанных в ходе отчетно-выборной кампании, утверждали штаб трудовых дел 37
С конца 1987 года в новых условиях перестройки под влиянием гласности была предпринята попытка отойти от командной системы управления, усилить студенческое самоуправление. По инициативе ректора института А.П. Лиферова в вузе создается параллельная комсомолу структура — студенческий ректорат. Первым ректором был избран С.А. Феоктистов, с конца 1989 года им стал С.В. Пупков. Проведение анкетирования студентов с целью выяснения их мнения о преподавателях, участие в выборах деканов, в работе ученого совета института (в 1988 году 25 процентов членов ученого совета составляли студенты), разрешение конфликтов между преподавателями и студентами — это далеко не полный перечень функций, возложенных на вновь созданную структуру.
В этих условиях комсомольская организация пытается изменить стиль и методы работы. В 1990 году состоялись первые альтернативные выборы, на которых секретарем комитета ВЛКСМ был избран А.И. Минаев.
В январе 1990 года прошла областная комсомольская конференция, на которой в обком ВЛКСМ был избран совершенно иной от запланированного состав, то есть фактически был совершен переворот. В 1990 году ВЛКСМ переименовывают в ЛКСМ РФ. В 1991 году, после путча, создается Российский союз молодежи. Первичные комсомольские организации на местах, в том числе и в Рязанском педагогическом институте, перестали существовать. Последний секретарь комитета комсомола А.А. Павлов сдал три знамени комсомольской организации института в обком ВЛКСМ.
Приложение
Список секретарей комсомольской организации Рязанского государственного педагогического института
начало 1930-х А. Ивлев
с 1938 г. Б. Савельев
1947-1948 А.Я. Шагова
1950-1953 А.Н. Колюшкина
1953-1964 В.М. Чикова
1964 Л.Л. Любимов
1964-1965 Б.И. Жаров
1965-1966 А.А. Мамичев
1966 В.И. Нуднов
1966 А.И. Ушатиков
1967-1969 В. Миловзоров
1969-1970 А.Д. Канунников
1970-1973 М.Н. Печенова
1973-1975 И.П. Сердюкова
1975-1977 Н.Н. Логинова (Чернова)
1977-1983 Г.С. Радченко
1980 и.о. секретаря Н.Н. Куликова
1983-1984 Н.П. Ледовских
1984-1989 В.И. Голев
1989-1990 О.О. Яковлев
1990-1991 А.И. Минаев
1991 А.А. Павлов
37 Там же. Д. 17. Л. 46.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Государственный архив Рязанской области. — Ф.П. 6767, 2624.
2. Рязанский государственный педагогический институт [Текст]. — М. : Моск. рабочий. Ряз. отд-ние, 1983. — 144 с.
3. Хронограф [Электронный ресурс] / РГУ имени С.А. Есенина. — Режим доступа : http://www.rsu.edu.ru/anniversary/chronograph (дата обращения: 28.08. 2015).
4. Юность земли Рязанской : очерки истории Рязанской организации ВЛКСМ [Текст]. — М. : Моск. рабочий. Ряз. отд-ние, 1984. — 463 с.
REFERENCES
1. Gosudarstvennyy arkhiv Ryazanskoy oblasti [The State Archives of Ryazan region]. — F.P. 6767,
2624.
2. Ryazanskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy institut [Ryazan State Pedagogical Institute] [Text]. — Moscow : Mosk. rabochiy. Ryazanskoe otdelenie, 1983. — 144 p.
3. Khronograf [Chronograph] [Electronic resource] / RSU named for S.A. Yesenin. —Mode of access : http://www.rsu.edu.ru/anniversary/chronograph (date of access: 28.08. 2015).
4. Yunost' zemli Ryazanskoy : ocherki istorii Ryazanskoy organizatsii VLKSM [Youth of Ryazan land: essays on the history of the Ryazan organization Komsomol] [Text]. — Moscow : Mosk. Rabochiy. Ryazanskoe otdelenienie, 1984. — 463 p.
N.P. Ledovskikh
THE KOMSOMOL ORGANIZATIONS OF RYAZAN STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE IN THE SOCIO-CULTURAL CONTEXT
The article traces the history of the Komsomol organization of Ryazan State Pedagogical Institute from its formation to its dissolution. The article relies on archive materials to analyze the period since 1947 till 1987, on scanty printed materials to analyze the years before 1947, and on reminiscences of living witnesses to analyze the tragic period since 1987 till 1991. The article singles out milestones in the evolution of the Institute and the Komsomol organization. The Komsomol organization was structured in such a way so as to ensure effective work with novice teachers. The Komsomol organization evolved and covered all aspects of student life. On one hand, the Komsomol organization attempted to control all spheres of student life, but on the other hand it gave every student a chance to develop their talents, and meet their needs as long as they didn't contradict the state ideology. The Komsomol organization moulded novice teachers' collectivist attitude to the world, it helped young people feel that they were needed, it helped novice teachers to develop various practical skills, which promoted their postgraduate professional development. The article provides a complete list of secretaries of the Komsomol organization since 1947 and analyzes the mood of Soviet students.
history of the Komsomol organization, the committee of the All-Union Leninist Young Communist League, aims and objectives of higher education, work of Komsomol organization, student protests.