Научная статья на тему 'Компьютерные технологии как средство личностного развития в процессе обучения: новые возможности'

Компьютерные технологии как средство личностного развития в процессе обучения: новые возможности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1065
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерные технологии как средство личностного развития в процессе обучения: новые возможности»

3. Важнейшей особенностью обучения является то, что главный результат и предназначение деятельности преподавания заключаются в развитии сущностных сил ученика; главная цель и предназначение деятельности учения - развитие собственных сил ученика, самореализация его личности посредством приобретения социального опыта решения проблем информационного общества.

4. Учет субъектной позиции учителя, ученика и результата межсубъектного обмена деятельностей преподавание - учение, выражающегося в развитии сущностных сил участников процесса обучения, позволяет рассматривать личностно ориентированный процесс обучения учащихся способам решения проблем как процесс, соответствующий требованиям информационного общества. Движущей силой процесса обучения выступает противоречие между достигнутым уровнем самореализации школьника и возможностями учителя по «возвышению» потребностей ученика в самореализации за счет обогащения ее социально-ценностным содержанием, значимым для него, и новыми способами деятельности, необходимыми в информационном обществе. В этом случае логика процесса обучения раскрывается через логику взаимосвязи закономерностей учебного предмета и развития личности.

Представленные основания разработки модели привели к необходимости пересмотра основной цели деятельности учителя, который становится в большей степени «координатором», осуществляющим педагогическую поддержку процесса обучения, чем непосредственным источником знаний и информации. Ведущей становится цель развития личности ученика средствами учебного предмета.

Изменение цели обучения приводит к ожиданию результата, который представляет собой не столько совокупность знаний, умений и навыков школьников, сколько овладение ими способами решения задач и проблем информационного общества на основе освоенного содержания учебного материала. Отсюда вытекает предположение, что изменение целей и ожидаемого учителем и учеником результата приводит к изменению характера связей основного дидактического отношения.

Изменение характера дидактических отношений выражается в развитии новых

технологий обучения (информационных в сочетании с технологиями развития критического мышления учащихся и проектными), пересмотре позиции взаимодействия учителя и ученика (педагогическая поддержка самостоятельной деятельности школьников), в новом структурировании учебного материала (единицей структурирования выступают практико-ориентиро-ванные задачи). Эти модификации сопровождаются обогащением образовательной среды школы различными видами источников информации, ее открытостью социуму (обеспечением свободного доступа к информационным ресурсам), а также изменением характера принятия управленческих решений за счет вовлечения учителей в процесс развития образовательного учреждения (включение в организацию и проведение опытно-экспериментальной работы по перестройке процесса обучения).

Таким образом, в информационном обществе существенно необходимыми являются качественные перемены в системе образования, которые проявляются в ориентации процесса обучения на достижение ключевых компетентностей школьников в различных сферах жизнедеятельности, базирующихся на информационной компетентности. Для достижения ключевых компетентностей необходимо осуществить системные изменения школьного процесса обучения, которые включают в себя пересмотр целей, используемых технологий, способов взаимодействия школьников и учителей, систему оценивания образовательных результатов. Все изменения осуществляются в открытой образовательной среде школы, что обусловливает переход процесса обучения в образовательный процесс.

А.Н.СЕРГЕЕВ

(Волгоград)

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Развитие технологий во всех сферах человеческой деятельности влечет за собой изменения в требованиях, предъявля-

емых к выпускникам учреждений общего и профессионального образования. В настоящее время от них требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроме-няющемся информационном социуме.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой бы ученик был активным и равноправным участником учебной деятельности.

Изучение и использование вычислительной техники и компьютерных технологий было включено в структуру отечественного образования в 80-х годах XX в. с введением курса «Информатика», направленного в то время на реализацию задачи обеспечения всеобщей компьютерной грамотности молодежи. Содержание обучения ориентировалось на алгоритмизацию, общие принципы построения ЭВМ и применение средств вычислительной техники в различных отраслях деятельности (А.П. Ершов, А.А. Кузнецов, В.М. Монахов и др.). Это стимулировало исследование методологических проблем использования компьютера как средства обучения (А.И. Берг, Т.В. Габай, Б.С. Гершунский, В.М. Глуш-ков, С.Р. Доманова и др.), однако проникновение компьютерных технологий в образование, не связанное с предметом «Информатика», не стало интенсивным; богатый потенциал новых информационных технологий не был реализован.

Безусловно, одной из самых значимых причин такого положения дел является слабая материально-техническая база подавляющего большинства отечественных школ, малое количество «домашних» компьютеров, доступных учащимся во вне-учебное время. Однако, несмотря на то, что в последние годы острота проблемы нехватки компьютеров значительно снизилась, это не привело к сколь-нибудь заметным положительным сдвигам в использовании информационных технологий

в учебном процессе по дисциплинам, не связанным с информатикой.

Так, по данным он-лайнового опроса входного контроля слушателей программы Ш;е1 «Обучение для будущего», лишь 26 % учителей готовы использовать компьютерные технологии при преподавании своих предметов. В настоящее время компьютерные технологии используются преимущественно в качестве объекта изучения, для освоения программирования и подготовки отчетных документов. Во вне-учебной деятельности компьютеры применяются, как правило, для игр и развлечений. Аналогичная ситуация складывается и при работе в сети «Интернет». Исследования показывают, что более половины школьников, посещающих Интернет, ищут там развлекательную информацию. Под образовательными ресурсами Сети, как правило, понимаются лишь коллекции рефератов и школьных сочинений.

Как видим, массовая школьная практика пока еще слабо ориентирована на использование новых информационных технологий в целостном образовательном процессе. Данная проблема обусловлена недостаточной подготовленностью учителей к применению новых информационных технологий в своей повседневной практике (А.В. Могилев, Е.И. Трофимова), неготовностью учащихся к выполнению принципиально иных, чем в традиционном обучении, умственных действий с целью получения, преобразования, усвоения и использования учебной информации (А.М. Коротков), общим кризисом предмета «Информатика», на который возложена ведущая роль по продвижению НИТ в образование (А.В. Могилев).

Наиболее яркие проявления этого кризиса, влияющие на использование НИТ в образовании в целом, заключаются в том, что не решен вопрос о соотношении в курсе «Информатика» фундаментальной и прикладной компонент; возникли противоположные подходы к обучению информатике в средней школе и педагогическом вузе, не нашел в полной мере реализации межпредметный, интегральный характер предмета «Информатика».

Использование компьютера как средства обучения в ранних концепциях образовательной информатики рассматривалось через призму создания унифицированных программно-педагогических средств (обу-

чающих программ) для разных предметных дисциплин. Нередко они рассматривались в контексте отсутствия преподавателя или нехватки времени для обеспечения дифференциации и индивидуализации обучения. В настоящее время такой подход представляется узким и не вполне оправданным. Все больше происходит смещение взглядов на компьютер как дидактического средства в преподавании традиционных дисциплин в сторону расширения, понимания его как контрагента процесса обучения, меняющего не только формы, но и цели, содержание обучения, его предметную систему (А.М. Коротков, А.В. Петров, А.В. Могилев и др.). Это проявляется в появлении таких терминов, как дидактическая компьютерная среда, понимаемая как ближайшее окружение всех субъектов образовательного процесса, влияющее на воспитание, развитие, обучение при использовании средств электронновычислительной техники (А.В. Петров, А.М. Коротков, Е.А. Локтюшина и др.), учебно-профессиональная среда, которая направлена на формирование у нового поколения общей и профессиональной компетентности, готовности к жизни и деятельности в информационном обществе (А.В. Могилев), информационно-образовательная среда, определяемая как совокупность информационной, технической и учебно-методической подсистем, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс, а также его участников (А.А. Андреев, В.И. Солдаткин и др.).

Анализируя структуры целей обучения в новых средах, включающих использование информационных и коммуникационных технологий, можно выделить цели, связанные не только с формированием определенных знаний, умений и навыков, но и с личностным развитием учащихся на основе содержания обучения и средствами обучения в специфических условиях компьютерной среды.

Согласно одной из ведущих теорий личностно ориентированного образования (В.В. Зайцев, Е.А. Крюкова, Л.П. Разбега-ева, В.В.Сериков) содержание личностного развития понимается как генезис тех функций, которые личность выполняет в жизнедеятельности индивида - функций избирательности, рефлексии, смыслоопре-деления, построения Я - образа, принятия ответственности, творческой самореализа-

ции в избираемой деятельностной сфере, обеспечения автономности и индивидуальности бытия субъекта. Развитие этих функций возможно лишь при условии, что они будут востребованы самой ситуацией жизнедеятельности индивида, найдут в ней приложение.

Конкретным источником развития личностных функций могут выступать различные сферы жизнедеятельности индивида. Личностный опыт, т.е. «опыт быть личностью» (В.В. Сериков), может приобретаться в сфере интеллектуально-познавательного поиска, в котором новое знание наделяется личностным смыслом; в процессе коммуникативно-диалогической деятельности, где происходят выработка и апробация собственной жизненной позиции; в сфере эмоционально-личностных проявлений при поиске личностных смыслов, выработке и переживании ценностных аспектов различных действий и отношений. Важным источником личностного опыта является апробация новых ролей, творчества в сфере выбора жизненных целей, способов самореализации.

В качестве одного из наиболее эффективных методов организации учебного процесса, реализующего цели личностного развития обучающихся, выдвигается проектно-исследовательский, в основе которого лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, формирование критического и творческого мышления.

Проектная деятельность в современной педагогической теории понимается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте, этапов проектирования, реализации проекта (А.В. Леонтович, Е.С. Полат).

Отмечается, что метод проектов целесообразно использовать в тех случаях, когда существует значимая для обучающихся в исследовательском, творческом плане проблема (задача), требующая интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; когда существует практическая, теоретическая, познавательная

значимость намечаемых результатов; когда предполагается самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся, основанная на использовании исследовательских методов, предусматривающих наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотез, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор материала, его анализ и обобщение, собственные выводы (Е.С. Полат).

Исследовательская работа обучающихся, проводимая в рамках организованного педагогом проекта, позволяет не только обеспечить изучение нового материала по некоторой учебной дисциплине, но и являет собой богатейшую среду для организации личностно-развивающих педагогических ситуаций, направленных на актуализацию и востребование (а значит - развитие) необходимых в современном мире личностных качеств. В роли таких ситуаций выступают самостоятельное целепола-гание и саморегуляция поведения, свободный выбор, альтернативность суждений, сомнения, потребность в собственном размышлении, концентрация воли, преодоление препятствий, принятие решений и осознание собственной ответственности.

Проектно-исследовательский метод обучения в настоящее время переживает новую фазу своего развития, которая базируется на непременном использовании новых информационных и коммуникационных технологий на всех этапах реализации учебных проектов.

Роль компьютерных технологий не является постоянной и меняется от роли предмета изучения на ранних этапах эволюции субъектной позиции учащегося при обучении в компьютерной среде (А.М. Коротков, А.В. Петров), инструмента учебной деятельности (поиск информации, подготовка текстов, рисунков, презентаций, публикаций, произведение вычислений, моделирование) до роли средства организации взаимодействия всех субъектов обучения, дискуссий, свободного и диалогичного общения с учащимися и учителями, создания особого пространства, собственного мира субъектов образовательной деятельности, в котором «проигрываются» роли и модели реальности, воспро-

изводятся функции личности в условиях творческой и свободной деятельности.

В качестве иллюстрации использования компьютерных технологий для организации учебного процесса, основанного на максимально активной субъектной позиции обучающихся, приведем пример включения студентов в разработку школьных исследовательских проектов в системе курсовой подготовки слушателей программы 1Ме1 «Обучение для будущего», направленной на переподготовку учительских кадров и подготовку будущих учителей к использованию новых педагогических и информационных технологий при преподавании своих предметов. Обучение слушателей в течение 60 академических часов проводится в условиях специально созданной образовательной среды, в центре которой - обучаемый, его идеи, творчество, значимый результат.

В рамках программы происходит создание пакета электронных ресурсов к некоторому школьному исследовательскому проекту, выбранному для разработки. Слушателям жестко задается перечень основных электронных документов, которые они должны разработать (презентация, публикация, документы текстового и табличного процессоров, Web-сайт), но предоставляется широкий простор для творчества в плане проработки содержания документов, иллюстрирующих школьный проект, в рамках которого проводятся исследования и изучение выбранной темы. При этом учебный курс программы Ш;е1 «Обучение для будущего» построен так, что слушателям практически с самых первых занятий приходится погружаться в разрабатываемую ими же образовательную среду, проигрывать роли ее субъектов. Например, презентации и публикации требуется создавать от имени учащихся, включенных в исследовательский процесс. Слушатели программы Ш;е1 выполняют задуманные ими же исследования по различным школьным предметам и оформляют их результаты в электронном виде. Документы текстового и табличного процессоров создаются от имени учителя - организатора школьного проекта, создающего условия для личностного развития школьников. Web-сайт является документом от имени как учеников, так и учителя, и при его создании моделируются ситуации «выхода» в окружающий социум, представления собственных идей и творческих работ.

Разработка проектов проводится в группах и подразумевает постоянное обсуждение, обмен мнениями, дискуссии между всеми участниками образовательного процесса. Непременным атрибутом обучения по программе является итоговая защита проектов на «большом экране» с приглашением «гостей» (преподавателей, слушателей из других групп), представлением и оппонированием каждой работы. В роли оппонентов выступают сами обучаемые, перед которыми ставится задача выступить «от имени» черного или белого оппонентов, специалиста в области методики, предмета или информационных технологий, оценить представленный проект с той или иной точки зрения.

Подобным образом центром программы 1Ме1 «Обучение для будущего» при Волгоградском государственном педагогическом университете под нашим руководством была организована система занятий со слушателями курсов из числа студентов, учителей школ, преподавателей высших учебных заведений Волгограда, Ми-хайловки, Нальчика, Пензы - всего более 1000 человек, обученных в 2003 - 2004 гг. Вот как оценивают подобную учебную деятельность студенты математического факультета ВгПу (2003 - 2004 учебный год): «Обучение для будущего - один из немногих курсов, который по-настоящему увлекает! Нам нравится программа, потому что мы создаем что-то свое, что-то новое»; «На занятиях по программе Ш;е1 я могу реализовать свои творческие способности, найти применение своим знаниям, почувствовать себя педагогом»; «Мы научились по-настоящему пользоваться

компьютерными программами, Интернетом, быстро создавать электронные материалы к урокам, ярко и красочно оформлять буклеты, приглашения, объявления. Это очень нужно современному учителю».

Опыт, приобретенный в ходе такого обучения с применением информационных технологий, становится практикоориентированным, более эффективно влияющим на успешное решение учителями своих профессиональных задач. Так, выпускница программы Ш;е1 «Обучение для будущего», преподаватель Пензенского государственного педагогического университета отметила: «Я пришла на курсы с желанием догнать своих коллег в плане владения компьютерными технологиями, сделать шаг в их сторону. Сейчас поняла, что я их перешагнула, так как программа мне дала не только четкое понимание места компьютерных технологий в традиционной школе, но и нечто большее. Программа заставила задуматься о том, как сделать свой предмет действительно интересным для учащихся».

Как видим, компьютерные технологии в проектно-исследовательской деятельности обучающихся являются не просто новым инструментом, позволяющим получить доступ к большим массивам информации, автоматизировать процессы обработки данных, по-новому представить результаты исследования. Компьютерная среда меняет процессуальную составляющую учебной деятельности, обеспечивает условия для эффективного создания ситуаций личностного развития в новом образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.