О.Г. Проказова (Волгоград)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
СТАРШЕКЛАССНИКА
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализируется сложившаяся практика организации познавательной деятельности учащихся. Раскрываются логика, приемы, средства, повышающие ее творческий потенциал. В качестве ведущего средства представлен исследовательский проект старшеклассника.
Современная парадигма образования предполагает его ориентацию на развитие учащегося, его познавательных и созидательных способностей. Среди основных приоритетов такого образования - творческая познавательная деятельность школьников, необходимая для самоопределения в быстро меняющемся динамичном мире. Главными условиями такого самоопределения являются способность к творческому, нетрадиционному решению возникающих проблемных ситуаций, к прогнозированию последствий своих действий, к гибкому изменению стратегии и тактики своего поведения с учетом изменяющихся обстоятельств.
На практике учитель часто предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а процесс познания и открытия этих истин остается часто за рамками учения. Вот тут-то и возникает необходимость развития творческого мышления учащихся и, как обязательное условие реализации этого на практике - устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.
Из пассивного рецепиента ученик становится активным участником учебного процесса, приобретая навыки конструктивного критического мышления, вырабатывая собственный аналитический взгляд на информацию, самостоятельно выбирая способы и виды деятельности для достижения поставленной цели.
Интеллектуальная человеческая деятельность состоит из решений, которые, по сути, отражают проблему выбора между несколькими способами поведения на основе сравнительной оценки. Если учащиеся постоянно сталкиваются с альтер-
нативами, ситуациями неопределенности, они приобретают умение осуществлять выбор на основе анализа имеющейся информации и таким образом осваивают алгоритмы принятия рациональных решений. Прежде всего учащийся должен научиться отвечать на два основных вопроса: «Какая информация существенна для данного выбора?» и «Какие методы сопоставления применять к имеющейся информации, чтобы прийти к правильному выводу?».
В процессе познания ребенок может сомневаться и делать ошибки, и учителю важно признать за учеником право на собственное суждение, самостоятельное открытие истин и ценностей. Кроме того, учителю необходимо уметь создать условия для творческого познания. Как показывает наша опытно-экспериментальная работа, таким условием может стать организация исследовательской деятельности ученика, которая приведет к развитию его творческой познавательной способности. Дидактическим средством активизации творческой познавательной деятельности может стать исследовательский проект, который часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий гуманитарной направленности.
Сегодня в старших классах широко распространена практика подготовки докладов и рефератов по определенной тематике. Очень часто подобная работа, являясь по сути имитацией творческой познавательной деятельности, приносит больше вреда, чем пользы, а об исследовательском компоненте в процессе познания в эпоху Intemet говорить даже не приходится. Старшеклассники добросовестно перепечатывают с помощью компьютера или переписывают статьи из журналов. Учитель, часто не прочитывая все рефераты, оценивает внешнее оформление и количество страниц. Непрофессиональное отношение учителя к организации исследовательской деятельности может привить ученику стойкое отвращение к исследованиям и творчеству в будущем.
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько направлять познавательную деятельность ребенка, по-
© Проказова О. Г., 2006
могать ему жить по принципу, заключенному в словах поэта: «Во всем мне хочется дойти до самой сути»
Учение как процесс, имеющий ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется, естественно, по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее присвоенного опыта (возможно, и не в стенах школы), наоборот, показывает феноменальные способности усвоения только что услышанного, а третий усваивает определенный стиль отношения к предмету и «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или невосприятие) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.
Как научить школьника самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы (пусть порой и ошибочные)? Как построить обучение так, чтобы учащиеся не боялись ошибиться, не смущались своего собственного мнения, позиции, но умели их логично объяснить, обосновать, отстоять? Основу подобных технологий могут составить идеи педагогической эвристики, которые были развиты в середине прошлого века в работах Д.Пойа и которые не реализованы в полной мере на практике.
Развитие научного творчества учащихся определяется их общими креативными (творческое мышление, выявление проблем и «белых пятен») и когнитивными способностями и навыками по конкретному предмету. Большое значение при этом имеет умение учителя создать мотивацию к исследовательской деятельности, которая может быть обусловлена интересом к данному предмету, эмоциональным восприятием поднимаемой проблемы, значимостью данного знания для будущего профессионального выбора. Передавая учебную информацию, учитель вносит и эмоциональную, и ценностную окраску в содержание предмета. В процессе передачи знаний участвуют также убеждения, приоритеты, мотивации и жизненные концепции педагога. В начале процесса познания ученик находится в среде неопределенностей и вероятностных моделей. Оперируя ими, он переходит к процессу усвоения присвоенных или разделяемых преподавателем позиций, аксиом и знаний.
Наиболее сложным моментом во введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация твор-
ческой познавательной деятельности. Организация проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели деятельности, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно, как показывает наше исследование, применение небольших методических рекомендаций или инструкций по выполнению проекта, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов проектирования. Иногда возможно выделить этапы разделение деятельности.
Мы выделяем следующие основные этапы исследовательской деятельности:
• выявление противоречия и постановка проблемы, требующей решения;
• выбор темы исследования;
• выбор цели исследования;
• определение задач по достижению цели;
• определение методов исследования;
• сбор собственного материала;
• анализ и обобщение собранного материала;
• собственные выводы.
Готовить учащихся к элементам исследовательской деятельности нужно постепенно, через освоение алгоритма стратегии научного поиска, который подразумевает следующие шаги:
1. Учащийся определяет на основе своего личного опыта пути решения поставленной задачи, а учитель активизирует ход исследования.
2. Учащийся осознанно изучает литературу по определенной проблематике.
3. Далее на основе изученного материала под руководством педагога учащийся определяет действия решения задачи.
4. На основе критического анализа полученных результатов и найденных ответов учащийся делает выводы.
В учебном процессе вполне возможно получение субъективной научной новизны, т.е. результат, достигнутый учащимся, являясь достоверным, обладает новизной только для данного исследователя.
Эмпирическая деятельность включает наблюдения, эксперимент, опросы, анкетирование, т.е. сбор эмпирической информации и познавательную активность, связанную с осмыслением полученных результатов.
Теоретические исследования направлены на всестороннее познание объективной реальности, требуют объяснения установленных фактов, формируют теоретические знания, базируясь на логических методах познания (анализ, синтез, аналогия, моделирование и др.).
Учитель, используя сочетание предметных знаний, навыков исследовательской деятельности и творческий подход к построению образовательного процесса, может стимулировать поиск учащимися поиск новых идей и мотивировать процесс самопознания. Существуют следующие методы поиска новых идей и решений 1:
- мозговой штурм, который позволяет не только генерировать идеи, но и осуществлять их анализ и отбор;
- ассоциативные методы, стимулирующие генерирование новых идей, когда признаки случайно выбранных объектов переносятся на исследуемый объект;
- перебор вариантов, приводящий к систематизации информации в проблемной области;
- контрольные вопросы, позволяющие генерировать идеи и стимулировать процесс генерации (метод основан на использовании наводящих вопросов).
Для включения учащихся в исследование важно постепенно приучить их к определенному способу научного мышления: анализу и синтезу, сравнениям и классификации, индукции и дедукции. В практике научных исследований используется логическая операция - умозаключение (когда из одного или нескольких принятых утверждений получается новое утверждение - заключение или вывод и следствие). При этом необходимо формировать критичность, рассудительность и интуитивность мышления.
В ходе проектирования самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся «идут не туда». Но важно в ходе консультаций отвечать только на возникающие у проектантов вопросы. Возможно проведение семинара-консультации с целью коллективного обобщения итогов рассмотрения проблемы.
1 Введение в теорию и практику исследовательской деятельности.Магнитогорск. 1993.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, которые при этом носят объективный характер. Наиболее распространенными являются трудности в выполнении следующих шагов:
• постановка цели и задач;
• оптимальный выбор дальнейших действий при наличии альтернативы;
• осознание последствий выбора;
• самостоятельные действия (без подсказки);
• сравнение полученного результата с прогнозируемым;
• корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
• объективная оценка процесса самой деятельности.
Преодоление этих трудностей и является одной из ведущих педагогических целей проектного метода. Для обеспечения успешного выполнения проекта наиболее эффективными являются следующие условия развития исследовательской деятельности:
- создание творческой атмосферы, мотивация интереса к исследовательской, проектной, творческой деятельности;
- инициирование и всесторонняя поддержка поисковой, исследовательской, проектной деятельности;
- сопровождение исследовательской и проектной деятельности;
- создание условий для поддержки, внедрения и распространения результатов деятельности.
Результативная составляющая проектной деятельности заключается не только в собственно видимой части выполненного проекта, сколько в педагогическом эффекте от включения учащегося в поиск знаний, в процессе которого формируются его позитивные личностные качества, адекватная самооценка, высокий уровень мотивации, рефлексия и функция выбора.
Интересно отметить, что положительное педагогическое значение имеет также неудачно выполненный проект. Понимание ошибок, анализ выбранной логики, объективных и субъективных причин неудач, непрогнозируемые результаты деятельности создают для учащегося стимул к повторной деятельности, формируя личный интерес к новому знанию и адекватной оценке самого себя.
В связи с вышесказанным вопрос оценивания результатов исследовательской деятельности учащегося заслуживает особого внимания. Традиционно оценивается лишь описательная часть проекта (обычно красочно оформленная и сопровождающаяся макетом или компьютерной презентацией), в то время как личностная проекция процесса творческой познавательной деятельности не учитывается. Для объективности оценки, на наш взгляд, педагог должен принимать во внимание не объем освоенной информации, а умение школьника применять ее в конкретной практической ситуации для достижения определенных целей, что является условием формирования его компетентности.
А.Н. Сергеев (Волгоград)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНТЕРНЕТ: ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Рассматривается состояние практики использования компьютерных технологий в современном образовании. Раскрываются причины затруднений во внедрении новых обучающих технологий, прогнозируются коррективы в целях и содержании образования в информационном обществе. Приводятся примеры эффективной организации использования компьютера в обучающих целях.
Современный человек живет в условиях быстрой смены информационных потоков, сложных технологий, постоянных изменений. Это требует не только большого запаса знаний, но и качеств свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. С информационными технологиями в современном образовании связываются большие ожидания, т. к. компьютеры и Интернет, свершившие грандиозные изменения во всех сферах человеческой деятельности, привносят много нового и в арсенал педагогических средств, потенциально способны обеспечить иной
уровень в приемах деятельности педагогов и учащихся.
Вместе с тем, в настоящее время приходится с сожалением констатировать, что массовая школьная практика пока еще слабо ориентирована на повседневное использование компьютерных технологий и телекоммуникаций в учебном процессе. Так, по данным интернет-анкетирования слушателей программы 1П;е1 «Обучение для будущего», лишь 12,9% учителей имеют некоторый положительный опыт использования компьютерных технологий в преподавании своего предмета, а 67,2% никогда не использовали компьютер при работе с учениками. Компьютеры применяются преимущественно на уроках информатики в качестве объекта изучения и для освоения программирования.
Новый виток развития информатизации образования связывается с началом массового использования Интернета в школах нашей страны, подключение которых началось в соответствии с различными региональными и федеральными программами. С этим связываются большие ожидания и новые опасения. Ожидается, что телекоммуникационная связь сможет стать настоящим «окном в мир» для городских и еще в большей степени -сельских школ, обеспечить доступ к национальным и мировым информационным ресурсам, дистанционным образовательным услугам, наладить взаимодействие удаленных школ. Но как сделать так, чтобы новые технические возможности, связанные с появлением Интернета, работали по-настоящему эффективно, позволяли бы достичь качественного иного уровня в образовании? Не окажется ли Интернет новой интересной, но дорогой и бесполезной игрушкой для большинства школ, учеников и учителей? Ведь имеющийся в настоящее время опыт интернетизации отдельных школ показывает, что Интернет не оправдывает ожиданий учителя при его использовании на уроках. В сети достаточно сложно найти качественные образовательные ресурсы для школы, на которые во многом рассчитывает учитель, но при этом появляется много отвлекающих факторов, дополнительной информации, что занимает внимание учеников, побуждает их к сторонней деятельности, мало связанной с обучением. Во внеурочной
© Сергеев А. Н., 2006