Научная статья на тему 'Компьютерное тестирование как современный метод диагностики профессиональной подготовки специалистов туристической индустрии'

Компьютерное тестирование как современный метод диагностики профессиональной подготовки специалистов туристической индустрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ТЕСТОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COGNITIVE INGREDIENT / DEVELOPMENT OF TESTS / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова Ольга С. ,. Преподаватель

Даны краткие характеристики структуры компонентов (теоретические, методические и технологические знания), а также группам умений (информационно-аналитические конструктивно-проектировочные, рефлексивно-оценочные, организационно-управленческие, коммуникативные).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER TESTING AS AN UP-TO-DATE METHOD OF DIAGNOSTIC OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS OF THE TOURIST INDUSTRY

Dans short performances of frame of ingredients (theoretical, methodical and technological knowledge), and also to bunches of abilities (informational-analytical is constructive-projecting, is reflective-estimate, organizational-administrative, communicative).

Текст научной работы на тему «Компьютерное тестирование как современный метод диагностики профессиональной подготовки специалистов туристической индустрии»

компетентностно-квалификационную модель выпускника; 2) мониторинг учебно-профессиональной компетентности обучающихся на основе интегративной системы критериев, показателей, уровней и индикаторов, соотнесенной с применимостью специалиста на рынке труда.

Список литературы

1. Кива, А.А. Дидактическое проектирование на основе компетентностного подхода / А.А. Кива, В.П. Косырев,

A.Н. Кузнецов. — М., 2005. — 142 с.

2. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /

B.В. Краевский, Е.В. Бережнова. — М.: Академия, 2006. — 400 с.

3. Львов, Л.В. Технология формирования учебнопрофессиональной компетентности (концепт): монография / Л.В. Львов. — Челябинск: ЧГАУ, 2007. — 151 с.

4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы / Ю.К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.

6. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.С. Белкин. — Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во», 2004. — 176 с.

5. Кубрушко, П.Ф. Содержание профессиональнопедагогического образования: монография / П.Ф. Кубрушко. — М.: Гардарики, 2006. — 207 с.

7. Психология развивающегося профессиональнообразовательного пространства человека: монография; под ред. Э.Ф. Зеер. — Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2008. — 239 с.

УДК 378.147

О.С. Третьякова, преподаватель

ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»

компьютерное тестирование как современный метод диагностики профессиональной подготовки специалистов туристической индустрии

Анализ теоретических исследований по проблеме подготовки специалистов туристической индустрии, обобщение различных точек зрения сформировали понимание создания системы диагностики профессиональной подготовки в вузе и особенности взаимодействия участников образовательного процесса при использовании компьютерного тестирования [1], которое автор понимает в контексте информационной коммуникации как интегративного образования личности, имеющего системную организацию, сложную, многоуровневую структуру [2] и выступающего как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение мотивационного, когнитивного и операционно-деятельностного компонентов, степень сформированности которых позволяет преподавателю и студенту продуктивно использовать компьютерное тестирование в учебном процессе [3]. При этом основополагающим является системный подход к управлению процессом информатизации вуза, включая вопросы диагностики профессиональной подготовки [4].

Мотивационный компонент является базовым для становления всех других компонентов, поскольку успех деятельности, прежде всего, обусловливается соответствующей направленностью личности на нее. В его структуру автор включил: ценностные ориентации (осознанное понимание необходимости применения компьютерного тестирования; осознание смысла овладения теорией и практикой использования компьютерного те-

116

стирования); потребности и соответствующие им мотивы (повышение качества преподавания и качества будущей профессиональной деятельности; желание овладеть теорией и практикой использования компьютерного тестирования; повышение профессиональной компетентности в области компьютерной диагностики), интересы (интерес участников образовательного процесса к использованию информационных технологий в организации учебного процесса; познавательный интерес к проблемам выбора эффективных методов диагностики учебных достижений обучающихся; стремление к творческому поиску продуктивных способов использования компьютерного тестирования; стремление к личностному саморазвитию, самореализации), которые в своей совокупности отражают психологическую готовность участников образовательного процесса к использованию компьютерного тестирования.

Когнитивный компонент позволяет удовлетворить и развить потребности, профессиональные мотивы и интересы участников образовательного процесса к использованию компьютерного тестирования.

Определяя систему знаний, следует исходить из следующего положения: поскольку в данном исследовании рассматривается процесс повышения качества профессиональной подготовки на основе использования технологий компьютерного тестирования, то, во-первых, система знания долж-

Таблица 1

Содержание когнитивного компонента подготовки преподавателей к использованию компьютерного тестирования в учебном процессе

Компонент Краткая характеристика структуры компонента

Теоретические знания Общие знания в области тестологии: знание основных понятий тестологии (тест, балл, виды тестовых заданий, шаблон, шкалирование, валидность, надежность и др.); знание основных способов проведения тестирования; знание принципов оформления спецификации тестов; знание основ квалиметрии; общие знания в области информационных технологий: знание принципов работы персонального компьютера и периферийных устройств; знание современного программного обеспечения (стандартные программы из пакета MS Office); знание основных принципов работы в сети Интернет; знание основных направлений использования информационных технологий в педагогической сфере; специальные знания в области компьютерного тестирования: знания современного программного обеспечения в области компьютерного тестирования; ориентировка в возможностях программно-технических средств компьютера; знания принципов работы современных тестовых оболочек; знания основных направлений использования автоматизированных систем тестирования в учебном процессе

Методические знания Знания методики проведения компьютерного тестирования на занятиях; знания методики подготовки студентов к компьютерному тестированию; знания методики конструирования дидактических тестов; знание методики оценки тестовых результатов

Технологические знания Знания технологии стандартизации тестов; знания технологии использования средств коммуникации (электронная почта, общение в режиме реального времени и др.) при решении конкретных педагогических задач в области диагностики и компьютерного тестирования; знания технологии работы с поисковыми службами сети Интернет (Yandex, Rambler, Yahoo и др.) для поиска существующих автоматизированных систем тестирования; знания технологии оценки АСК; знание технологии организации и проведения аудиторного и дистанционного тестирования

на включать общие основы работы на компьютере и использование информационных технологий в сфере педагогической диагностики, во-вторых, система педагогических знаний должна включать основы тестологии и соотноситься с системой знаний в области компьютерного тестирования [5]. Исходя из этого, можно выделить совокупность общих знаний в области тестологии, информационных технологий и специальных знаний в области компьютерного тестирования, которыми должен владеть преподаватель высшей школы, структурируя их по уровням на теоретические, методические и технологические, содержательная характеристика которых представлена в табл. 1.

Таким образом, структура когнитивного компонента представляет собой единство блоков знаний в области тестологии, информационных технологий, специализированных знаний в области компьютерного тестирования, предполагающее интеграцию теоретических, методических и технологических знаний, необходимых участникам образовательного процесса для осуществления компьютерного те-

стирования. Степень развития данного компонента отражает теоретическую готовность участников образовательного процесса к осуществлению компьютерного тестирования.

Операционно-деятельностный компонент интегрирует в себе содержание представленных компонентов и проявляется в умениях, необходимых участникам образовательного процесса для осуществления компьютерного тестирования. Степень развития данного компонента отражает практическую готовность преподавателя и студентов к осуществлению компьютерного тестирования.

Каждому компоненту соответствуют свои функции, в целом определяющие соответствующую им задачу:

• мотивационный — стимулирующая функция ^ формирование у субъектов образовательного процесса психологической готовности к использованию компьютерного тестирования;

• когнитивный — информационная и ориентационная функции ^ формирование у субъектов образовательного процесса теоретической

117

Таблица 2

Компонентный состав групп умений, необходимых преподавателям для использования компьютерного тестирования в учебном процессе

Группа умений Краткая характеристика структуры умений

Информацион- но-аналитиче- ские Умения информационного поиска (умение нахождения информации из различных источников по проблеме компьютерного тестирования (КТ), поиск идеи ее решения в научной литературе, в информационно-поисковых системах сети Интернет); умение отбирать нужную информацию по КТ; умение оценивать АСТ по современным требованиям, предъявляемым к ним, с целью выявления наиболее эффективной и удобной в процессе проведения КТ; умение анализировать, сравнивать, структурировать и обобщать учебный материал для конструирования тестовых заданий; умение применять теоретические знания по тестологии в практике проведения КТ; умение анализировать результаты КТ, формулировать педагогические выводы, рекомендации по дальнейшему планированию учебного процесса

Конструктив- но-проектиро- вочные Умение выявлять объект, предмет КТ; умение выбирать соответствующие целям и задачам педагогической диагностики наиболее эффективные методы и формы ее проведения; умение определять целесообразность использования КТ; умение прогнозировать результаты КТ; умение предвидеть проблемные ситуации, которые могут возникнуть в ходе КТ, оперативно на них реагировать; умение осуществлять самостоятельный творческий поиск способов конструирования тестовых заданий; умение научно оформлять спецификацию дидактического теста по заданному учебному предмету

Рефлексивно- оценочные Умение сравнивать свою деятельность по осуществлению КТ с научными, методическими материалами, представленными в педагогической литературе, в сети Интернет, а также с деятельностью своих коллег; умение изучать собственные возможности для осуществления КТ в учебном процессе; умение осуществлять самоанализ, самооценку, самокоррекцию и саморегулирование своей деятельности в ходе осуществления КТ

Организацион- но-управленче- ские Умения, обеспечивающие планирование, организацию и проведение КТ; умения регулировать и корректировать план и ход КТ; умения организовать проведение КТ с учетом всех предъявляемых к данному процессу требований; умение организовать свою деятельность по решению профессиональных задач, связанных с КТ

Коммуникатив- ные Умения устанавливать педагогически целесообразные отношения со студентами в условиях проведения КТ; умение владеть вербальными и невербальными средствами общения; умение переводить отрицательные эмоции студентов в процессе тестирования в положительные; умение создавать положительный климат в ходе КТ

готовности к использованию компьютерного тестирования;

• операционно-деятельностный — трансляционная и регулятивная функции ^ формирование у субъектов образовательного процесса практической готовности к использованию компьютерного тестирования (табл. 2). Содержательный компонент педагогических тестов основан на требованиях государственных образовательных стандартов по туристским специальностям и определяется видами деятельности будущего специалиста, формируемыми в рамках данного предмета (сервисная, организационно-управленческая, научно-исследовательская, образовательная); квалификационными требованиями—профессиональны-ми функциями-компетенциями, необходимыми для

выполнения профессиональных задач; структуре основных учебных модулей дисциплины.

Список литературы

1. Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий /

B.С. Аванесов. — М.: Изд-во «Адепт», 1998. — 218 с.

2. Климова, Т. Е. Педагогическая диагностика: учеб. пособие / Т. Е. Климова. — Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 124 с.

3. Сучкова, Л.А. Централизованное тестирование как средство экспертизы качества образования: дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Сучкова. — Ростов-на-Дону, 2000. — 234 с.

4. Крюков, В.В. Информационные технологии в управлении вузом / В.В. Крюков, К.И. Шахгельдян // Университетское управление: практика и анализ. — 2005. — № 2. —

C. 85-94.

5. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. — М.: Педагогика, 1987. — 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.