Научная статья на тему 'Компьютерно-графическая подготовка студентов технических вузов в условиях формирования новых образовательных стандартов'

Компьютерно-графическая подготовка студентов технических вузов в условиях формирования новых образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / КОМПЬЮТЕРНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапрова Гульнара Габидуловна

В статье представлены принципы модульной организации учебного процесса, в частности, дисциплин компьютерно-графического цикла. Рассмотрены подходы в формировании данных модулей и их содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерно-графическая подготовка студентов технических вузов в условиях формирования новых образовательных стандартов»

36.Хижняк Л. А. Обучение глухих школьников 7-9 классов построению письменного текста (на материале сочинений). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 2005.

37. Шлыкова Н. Л. Теоретические аспекты содержания мотивационной сферы персонала // Халилуллина Д. З., Шлыкова Н. Л. Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. 2014. № 5. С. 182-187.

38. Шлыкова Н. Л. Проблемы психологической безопасности личности // Львов В. М., Шлыкова Н. Л. Журнал практического психолога. 2007. № 4. С. 132.

39. Шлыкова Н. Л. Ситуационный подход в изучении проблемы психологической безопасности субъекта деятельности // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2006. № 1. С. 145-147.

40. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Дис.... к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.

41. Ядров К. П. Генезис инноватики: от организации к индивидууму // Человеческий капитал. 2015. № 4 (76). С. 120-124.

42. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Автореф. дис. .к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.

43. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2008. № 2. С. 159-164.

44. Ядров К. П. Математика для студентов психологических факультетов. учебное пособие / Ядров К. П., Шамшурин В. Л.; М-во образования и науки Московской обл., Московский гос. обл. ун-т. Москва, 2008.

45. Опыт разработки учебно-методического комплекта «Лекции по квантовой механике» в условиях информатизации системы образования // Луканкин А. Г., Ядров К. П. Информатика и образование. 2009. № 6. С. 110-112.

46. Методика создания электронного учебника по курсу «Математика» на факультетах гуманитарной направленности Шамшурин В. Л., Ядров К. П. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2007. Т. 1. № 2. С. 127-129.

47. Ядрова А. А . Построение факторной модели рационального потребительского поведения студентов // Человеческий капитал. 2015. № 8 (80). С. 98-104.

48. Ядрова А. А. Самоконтроль как фактор рационального поведения потребителей // Достижения науки и образования. 2016. № 2 (3). С. 20-23.

Компьютерно-графическая подготовка студентов технических вузов в условиях формирования новых образовательных стандартов Шапрова Г. Г.

Шапрова Гульнара Габидуловна /БЬартспа Оы1пага Gabidulovna - кандидат педагогических

наук, ассоциированный профессор, Казахская головная архитектурно-строительная академия, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье представлены принципы модульной организации учебного процесса, в частности, дисциплин компьютерно-графического цикла. Рассмотрены подходы в формировании данных модулей и их содержания.

Ключевые слова: модульная организация учебного процесса, компьютерно-графическая подготовка, компьютерная графика.

В Плане нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, представленном Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым, развитие функциональной грамотности обозначена как одна из приоритетных задач образования.

Во исполнение поставленных Президентом задач в настоящий момент ведется работа по формированию новых Государственных общеобязательных стандартов образования (ГОСО) Республики Казахстан.

В частности, предлагается изменить процентное соотношение общеобразовательных (ООД), базовых (БД) и профилирующих (ПД) дисциплин в общем курсе; обязательных дисциплин и дисциплин по выбору - в рамках цикла. Так, цикл ООД сокращается с 33 до 27 кредитов, цикл БД увеличивается с 64 до 70 кредитов, ПД - без изменений, при этом увеличивается общий объем, компонента по выбору с 71 до 86 кредитов, что составляет 67 % от общего количества кредитов (ранее 55 %).

Расширение возможностей самостоятельно формировать индивидуальную траекторию обучения, безусловно, скажется на повышении мотивации у студентов к обучению и исследовательской работе, что, в конечном счете, приведет к росту качества научно-образовательного процесса в вузе. Данная мера позволяет также проектировать образовательные программы с учетом требований работодателей, потребностей самих обучающихся и рынка труда.

Образовательные программы всех уровней обучения, согласно Правилам кредитной системы обучения, должны проектироваться на основе модульной системы изучения дисциплин. Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические модули, содержание и объём которых могут варьироваться в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся [3].

Дисциплины цикла БД - «Информатика», «Компьютерная графика», «Инженерная графика-1», «Инженерная графика-2», «Инженерная графика-3» для специальностей архитектурно-строительного и дизайнерского профиля образуют модуль «Компьютерно-графическая подготовка», формирующий информационную компетентность студента [1]. Учитывая последние изменения в ГОС высшего образования (увеличение объема дисциплин компонента по выбору), логично включение в данный модуль таких дисциплин как «Профессиональные компьютерные программы-1, 2», «Компьютерное моделирование», «Архитектурное виртуальное моделирование» и др.

Содержание дисциплин модуля «Компьютерно-графическая подготовка» в условиях стремительного развития информационных технологий и активного их внедрения, как в учебный процесс, так и в научную, профессиональную деятельность, требует постоянного пересмотра и обновления.

Для выработки рекомендаций по содержанию дисциплин данного модуля, нами проанализированы труды казахстанских и российских ученых, опытных педагогов, занимающихся научной деятельностью по направлению «Инженерная и компьютерная графика»; преподавателей начертательной геометрии, активно использующих возможности компьютерной графики при решении геометрических задач [4, 5].

Российские геометры отмечают возрастающие возможности современных графических пакетов в решении любых задач моделирования пространства. В этих условиях, отмечает Волошинов Д. В., начертательная геометрия начинает ассоциироваться с чем-то устаревшим, остановившимся в своем развитии. Она превращается в нечто такое, что служит целям развития воображения, тренировки ума, в игру типа шахмат, как ее часто стали называть. Несмотря на объемную картинку на экране монитора, изображение остается двухмерным, и никакая

суперсовременная программная система не даст разумную интерпретацию без привлечения законов проецирования. Какой бы мощной и совершенной ни была система 3D-моделирования, она может выполнять только те операции, которые заложены в ее функциональный аппарат. Если же проектная задача сформулирована в терминах, не соответствующих математическому и методическому обеспечению системы автоматизации проектирования, то такую задачу решить в ней будет нельзя.

Автор предлагает в качестве принципиально новых инструментов Конструктивной и Начертательной геометрии компьютерные графические системы, концепция которых определяет произвольную геометрическую операцию как преобразователь информации, как действующую геометрическую машину. Тогда совокупность взаимосвязанных геометрических построений будет представлять собою сложный геометрический преобразователь, реализующий функциональную зависимость между параметрами входа и выхода машины. В этом контексте изучение геометрической теории приобретает принципиально новый смысл, а практическая значимость аналитического и синтетического разделов математики уравнивается [2].

Говоря о подготовке специалистов направления «Искусство», хочется отметить мнение М. Ю. Ларкина, который пишет: «Одна из важнейших квалификационных характеристик работников этих профессий - это умение создавать изображения проектов в перспективе и с тенями вручную». Умение рисовать, безусловно, развивает пространственное и образное художественное мышление и является одним из основных квалификационных требований к профессии архитектора и дизайнера. Только после изучения принципов построения изображений (основы перспективы, композиции) студент может использовать компьютерно-графические программы.

Мы согласны с мнением российских коллег, которые на сегодняшний день ставят следующие задачи:

1. Необходим активный поиск гармоничного сочетания фундаментальных положений начертательной геометрии и инженерной графики с принципами и технологиями компьютерной графики и трёхмерного электронного геометрического моделирования, в частности.

2. Рекомендовать научно-методическим советам технических вузов разработать примерную программу компьютерно-графической подготовки на основе ГОСО с учетом различных направлений подготовки и донести ее содержание до преподавателей соответствующих кафедр технических вузов.

3. При разработке новых типовых учебных программ специальностей мы считаем возможным принять за основу классическую программу компьютерно-графических дисциплин с грамотным сочетанием с принципами и технологиями компьютерной графики. В серьезном пересмотре нуждаются рабочие программы дисциплин модуля «Компьютерно-графическая подготовка», содержание которых должно быть направлено на решение современных профессиональных задач.

Литература

1. Бабаев Д. Б., Шапрова Г. Г. Формирование информационной компетентности студентов технических вузов в рамках дисциплин компьютерно -графического цикла. Проблемы современной науки и образования № 6 (48), апрель 2016, С. 152-155.

2. Волошинов Д. В. Начертательная геометрия. Есть ли у нее будущее в вузе? Материалы II Международной интернет-конференции «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО» КГП-2011, февраль-март 2011 г.

3. ГОСО РК 2012 (постановление Правительства РК № 1080 от 23.08.12).

4. Шапрова Г. Г. Формирование компьютерной грамотности в системе непрерывного образования. Алматы: Вестник Академии Педагогических Наук Казахстана, № 4 (37), июль-август 2010 г. - С. 10-14.

5. Юбилейная 25-я Международная конференция по компьютерной графике, обработке изображений и машинному зрению, системам визуализации и виртуального окружения GraphiCon2015 22-25 сентября 2015 года. [Электронный ресурс]: Сайт конференции. URL: http://www.2015.graphicon.ru/ru.

Психофизиологическое состояние учащихся и индивидуальные показатели учителей малокомплектной основной общеобразовательной школы села Крутиха Иашвили М. В.

Иашвили Мириан Вахтангович / Iashvili Mirian Vahtangovich - кандидат биологических наук,

доцент,

кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск

Аннотация: в статье рассматриваются состояние самочувствия, активности и настроения (САН), уровень личностной и ситуативной тревожности, а также изучалась профессиональная направленность и уровень общительности учителей школы.

Ключевые слова: малокомплектная школа, самочувствие, активность, настроение, работоспособность, тревожность, профессиональная направленность.

Роль малокомплектных школ во многом определяется демографическими, экономическими и политическими условиями жизни конкретной страны или ее региона. Одновременно с этим значительное влияние на малые школы оказывает существенно повысившийся уровень развития образовательных методик, в том числе на основе новых информационно-коммуникативных разработок. По определению, малокомплектная школа - школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, где, как правило, учащиеся двух, трех или четырех классов объединяются в один класс-комплект. С классом-комплектом работает один учитель. Такие школы распространены во многих странах, главным образом в сельской местности. В каждой стране такие школы имеют свое предназначение, реализуют свою образовательную практику и политику. Так, французы называют сельские школы, в которых всего лишь один класс, «идеалом республики». В Норвегии половина малокомплектных школ занимается по системе объединенных классов. В настоящее время в России малая сельская школа становится важным социальным фактором [3, с. 95].

Исследование проводилось на базе МКОУ Крутихинской ООШ Кыштовского района Новосибирской области. В ходе работы было опрошено 26 школьников в течение 2014-2015 учебного года. Из них 18 девочек, 10 мальчиков. Кроме того, в исследовании приняли участие 6 педагогов этой же школы.

Методы исследования.

Определялись «САН» - самооценка самочувствия, активности и настроения, ситуативная и личностная тревожность по Спилбергеру-Ханину, профессиональная направленность личности учителя, уровень общительности учителя (по В. Ф. Ряховскому) [1, 2].

Изучение уровня личностной тревожности учащихся не выявило достоверных различий у мальчиков и девочек как при оценке уровня личностной (40,3+1,2 и 39,0+1,1 соответственно), так и при оценке уровня ситуативной тревожности (32+0,9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.