Научная статья на тему 'Компьютерная информационная среда обучения'

Компьютерная информационная среда обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1785
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ СРЕДА / КОМПЬЮТЕРНАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА МНОГОКРАТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMPUTER EDUCATIONAL ENVIRONMENT / AUTOMATED TEACHING SYSTEMS / SOFTWARE OF MULTIPLE USAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батаков Борис Леонидович

В статье рассматриваются тенденции развития и использования компьютерных сред обучения, определены условия эффективности функционирования и особенности их реализации в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer informational educational environment

The article considers tendencies of development and usage of computing educational environments, defines conditions of efficient functioning and peculiarities of its realization in the teaching process.

Текст научной работы на тему «Компьютерная информационная среда обучения»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.013.75

Батаков Борис Леонидович

Чайковский филиал Пермского государственного технического университета

Batakov_boris@mail.ru

КОМПЬЮТЕРНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются тенденции развития и использования компьютерных сред обучения, определены условия эффективности функционирования и особенности их реализации в учебном процессе.

Ключевые слова: учебная среда, компьютерная среда обучения, автоматизированные обучающие системы, компьютерная программа многократного применения.

Использование термина «компьютерная среда обучения» стало актуальным в связи с качественными изменениями в характере использования обществом информационной среды. Компьютерная среда -это система средств общения с человеческим знанием, служащая как для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, так и для ее передачи, переработки и обогащения.

Применение компьютера изменяет отношение к образованию, которое из «стартового толчка» все больше превращается в регулярное занятие человека. «Практически все развитые страны активно разрабатывают и поддерживают компьютерную технологию обучения. Это вызвано, во-первых, тем, что обучение без применения информационных технологий не прогрессивно, во-вторых, резко возрос объем информации, необходимой обучаемому, и традиционные способы, средства и методики преподавания уже не годятся для подготовки высокопрофессиональных специалистов»[1, с. 25-31]. При этом уровень развития высоких технологий увеличивает степень опосредованности общения с преподавателем через компьютер.

Подобное в истории развития педагогической практики наблюдалось, когда появился учебник. Начиная с Яна Коменского учебник является одним из средств конструирования среды учебного процесса. В.П. Беспалько пишет: «Ян Коменс-кий еще не решается полностью отделить книгу от учителя и рассматривает ее лишь как мощный инструмент в его руках, а не как автономное средство ведения учебного процесса»[2, с. 67-80]. Дальнейшее развитие теории учебника осуществлялось как работа по проектированию учебно-воспитательного процесса (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина).

М.Н. Скаткин пишет: «в учебнике в той или иной мере запрограммирована и методика обучения: В этом смысле учебник представляет собой своеобразный сценарий (прообраз, проект) предстоящей деятельности обучения». В.П. Беспалько систематизирует эти взгляды на учебник: «учебник рассматривается как средство, с помощью которого моделируются основные свойства системы, а затем, соответственно модели реализуются как определенный педагогический процесс. Имеются и используются другие способы моделирования педагогических систем: учебная программа, методическое пособие учителю, сборник различных дидактических материалов и т.п.: с точки зрения теории учебника, в которой последний рассматривается как модель принятой педагогической системы, не имеет значения используемый для публикации учебника носитель информации, главную роль играет его педагогическая сущность» [2].

Учебник доступен не только учителю, но и обучаемому, который самостоятельно пользуется представленной методической концепцией. Роль учителя в реализации этой концепции очень велика, поскольку вербальная форма представления знаний для большей части учебников является вторичной, и учитель нужен для того, чтобы обеспечить их преобразование в форму, соответствующую концепции учебника. В то же время определенная часть материала учебника подразумевает прямое воздействие на обучаемого, которое происходит при чтении. Например, такими материалами являются исторические справки или интересные факты, вставленные в текст учебника. Доля такого материала существенно меняется от одного учебника к другому и зависит от педагогической концепции, которой придерживался автор.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17 © Батаков Б.Л., 2011

Появление компьютера породило новое информационное поле - поле программных продуктов.

Первые эксперименты по применению компьютеров в образовании относятся к началу 1960-х гг. Появились первые программные обучающие средства в виде автоматизированных учебных курсов (АУК), затем автоматизированных обучающих систем (АОС), реализующих парадигму программированного обучения. «Интеллектуализация» АОС происходила под влиянием исследований в сфере экспертных систем. В настоящее время продолжаются работы в теоретической части интеллектуальных АОС, требующих для своей практической реализации больших материальных затрат.

Появление персональных компьютеров (ПК) нового поколения, обладающих качественно новыми возможностями, более полно отвечающими понятию «идеального» ПК, привело к переоценке целей разработки программных обучающих средств. Кроме того, полномасштабная реализация идеи программированного обучения требует больших интеллектуальных и материальных затрат, а эффективность использования таких АОС в учебном процессе не очевидна.

На сегодняшний день обучающие программы поддерживают следующие формы (или их совокупность) организации учебного процесса:

- предъявление обучаемому учебного материала и вопросов, на которые он должен дать ответы (традиционный дидактический подход);

- предъявление заданий в учебной среде (возможно игровой), в которой обучаемый должен достичь заданных целей путем планирования и выполнения некоторых действий;

- предъявление заданий, требующих от обучаемого воспроизведения последовательности рассуждений, или «сборки» правильного результата на основе знаний, предоставленных системой (интеллектуальные системы поддержки рассуждений учащихся);

- выдачи ответов обучаемому на формируемые им вопросы.

Для более корректного изложения материала обратимся к узловым понятиям и терминам.

В Национальном докладе Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО под технологией обучения понимается способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов и средств обу-

чения, обеспечивающую достижение поставленных дидактических целей [3].

«Компьютерная технология обучения представляет собой технологию обучения, основанную на принципах информатики и реализуемую с помощью компьютеров» [5]. Главной отличительной особенностью компьютерной технологии обучения от традиционной является применение компьютера в качестве нового и динамично развивающегося средства обучения, применение которого кардинально меняет систему форм и методов преподавания.

Как говорил в своих трудах А.О. Кривошеев: «под программным обеспечением учебного назначения (ПОУН) будем понимать компьютерную программу многократного применения, специально разработанную или адаптированную для реализации педагогической функции учения или обучения при взаимодействии с обучаемым» [6]. В качестве синонимов этого термина используются следующие: программные средства учебного назначения, компьютерные обучающие программы, компьютерные программы учебного назначения, компьютерные программы педагогического назначения и др. Суть данного термина заключается в том, что программы этого типа четко ориентированы на компьютерную поддержку процесса получения информации и формирования знаний в какой-либо области, закрепления навыков, умений, контроля или тестирования. Это ее основное отличие от программ, облегчающих создание и эксплуатацию самих обучающих программ (инструментальных систем, сред и пакетов).

В литературе по компьютерным средствам обучения используется большое количество терминов, характеризующих типы программ учебного (в некоторых публикациях - педагогического) назначения. При этом часто разные авторы вкладывают в один и тот же термин существенно различный смысл или, наоборот, однотипные программы характеризуются разными терминами. В настоящее время существует много компьютерных программ, разработанных для совершенствования и поддержки учебного процесса.

В соответствии с двумя основными видами познавательной деятельности (учение или обучение), выделяемыми психологами, обучающие средства подразделяют на два больших класса -учебные среды и обучающие программы.

Глобальная педагогическая цель учебных сред - развитие творческих способностей обуча-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

5

емого путем создания благоприятной среды, исследуя которую обучаемый приобретает нужные знания, а практическая задача - тренинг в решении задач определенного класса. Обучающая программа должна обеспечить реализацию следующих педагогических целей:

- демонстрацию учебного материала;

- тренинг в определенной области;

- тестирование и диагностику для контроля за ходом процесса обучения;

- собственно обучение.

Четко очерченной границы, с точки зрения выполняемых методических функций, между учебными средами и обучающими программами нет. Единственное различие между обучающими средствами этих классов - отсутствие контроля фискального типа в учебных средах и наличие его в обучающих программах. В перспективе данная компонента все равно будет присутствовать и в тех, и в других.

Многообразие программных продуктов дает возможность организовать интеллектуальную компьютерную информационную среду, которая позволит изменить обеспечение учебного процесса. Обучение при любых его формах становится интерактивным. В свою очередь, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся с учебной средой.

Если рассматривать интерактивное обучение глубже, то речь идет не просто о подключении эмпирических наблюдений, жизненных впечатлений учащихся в качестве вспомогательного материала, иллюстративного дополнения. Опыт учащегося служит центральным источником учебного познания.

В традиционном обучении преподаватель выполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном - роль помощника в работе исполняет один из источников информации. По сравнению с традиционным, в интерактивном обучении меняется и взаимодействие с преподавателем: его активность уступает место активности учащихся, его задача - создать условия для их инициативы. В таком обучении учащиеся выступают не пассивными «обучаемыми», а полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт преподавателя, который не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску.

В традиционной системе обучения преподаватель выступает в качестве носителя знаний и, сле-

довательно, средства обучения. Он не только передает свои знания и активизирует все компоненты системы обучения, но и воспроизводит содержание обучения в доступном для восприятия виде, помогает систематизировать получаемую учеником информацию и внедрить ее в его личную систему знаний. Исходная информационная система сначала разлагается им на составляющие элементы и отношения, затем воссоздается в голове ученика.

Компьютерная информационная среда обучения содержит модели изучаемых знаний и является самостоятельным объектом обучения в варианте, возможном без участия преподавателя, реализовать парадигму: ученик - учебная среда -технологии. Поскольку здесь информационные объекты не могут рассчитывать на их активизацию и воспроизведение преподавателем, то и требования к ним должны предъявляться другие, чем в системе преподаватель - учебная среда - ученик: во-первых, они должны быть доступными учащимся и соответствовать их уровню знаний и мышления; во-вторых, они должны быть воспроизводимыми и соответственно представлять все системные связи и отношения; в-третьих, они должны содержать максимально возможное количество средств самоактивизации.

В этом, очевидно, большое преимущество компьютерных сред обучения. Их средства управления и пользовательского интерфейса обязаны соответствовать уровню искусственного интеллекта, возлагая на себя часть функций преподавателя. Таким образом, печатные и компьютерные средства в системе обучения ученик -учебная среда - технологии должны соответствовать системному подходу. Следовательно, сама эта система может быть рассчитана только на подготовленную аудиторию - на людей с высоким базовым уровнем образования, информационно грамотных и в достаточной мере владеющих формами системного подхода. Поэтому такой тип обучения может быть применим в ВУЗе, во-первых, в дифференцированной форме, а во-вторых, только как надстройка над базовой системой с учетом специфики и профильной направленности обучения. Разумеется, любые печатные и компьютерные средства могут использоваться в полной системе обучения в качестве дополнительных учебных пособий (помимо основной литературы). В этом случае они выступают в качестве иллюстративных аудиовизуальных средств или сборников экспериментального материала,

6

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

и поэтому к ним не предъявляются никакие требования, кроме требований качества и соответствия целям обучения.

Как дополнительные средства обучения компьютерные технологии имеют очень много преимуществ перед обычными средствами (учебниками): в полной мере реализуют деятельностный подход, обеспечивая оперативность исполнения любого запроса к системе и реализации обратной связи, а также не только выдачу в реальном режиме работы результатов (оценки) деятельности ученика, но и возможность мгновенного исправления допущенных ошибок в серии попыток. Это и позволяет преподавателю, сосредоточиться на базовых проблемах обучения и системного восприятия обучаемыми его содержания, реализуя технологии индивидуального подхода в обучении.

Библиографический список

1. Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. - М., 1988.

2. Политика в области образования и новые информационные технологии: Национальный доклад РФ на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Информатика и образование. - 1996. - N° 5.

3. Компьютерная технология обучения: Словарь-справочник / под ред. В.И. Гриценко, А.М. Довгялло, А.Я. Савельева. - Киев, 1992.

4. Кларин М.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта // Педагогика. -2000. - № 7.

5. КривошеевА. О. Проблемы оценки качества программных средств учебного назначения // Сборник докладов первого научно-практического семинара «Оценка качества программных средств учебного назначения». - М., 1995.

6. Кривошеев А.О. Программное обеспечение учебного назначения и компьютерная технология обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. riis. ru/P S/Publ_www/Kriv/ PROBUN.htm

УДК 159.954

Рапацкая Людмила Александровна

доктор педагогических наук, профессор,

Тишина Екатерина Юрьевна

кандидат педагогических наук,

Семина Н.В.

Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова

mgopu@mgopu. т

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МУЗЫКОТЕРАПИИ КАК НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

В статье выдвинута идея о развитии самостоятельной области науки — педагогической музыкотерапии. Раскрыты ее основные методы и технологии. Показано значение педагогической музыкотерапии для реабилитации детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: Музыкотерапия, педагогическая музыкотерапия, коррекционная музыкотерапия, дети с задержкой психического развития, вокалотерапия, музыкально-ритмические упражнения, логопедическая ритмика, игра на различных музыкальных инструментах.

С древних времен было замечено, что музыкальные звуки и ритмы имеют мощное воздействие на эмоциональное, психическое и даже физическое состояние человека. Для подтверждения этих слов исследователи не раз приводили в качестве примера опыт древнегреческих и древнеримских мыслителей -великих философов Пифагора и Платона, обращались к теоретическим концепциям воздействия ладов музыки на воспитание детей. Но, пожалуй, самым древним свидетельством о музыкально-

терапевтическом влиянии высокой одухотворенной музыки на человека являются строки Ветхого Завета Библии, повествующие о том, как «бо-годухновенное пение» псалмопевца Давида излечило Саула от нервной болезни и депрессии. Однако лишь в XIX веке уникальные музыкально-терапевтические средства самого прекрасного из искусств стали предметом научных исследований. Родилась новая научная область - му-зыкотерапия, которую причисляли и к музыковедению, и к музыкальной психологии, и к медици-

© Рапацкая Л.А., Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2|

Тишина Е.Ю.,

Семина Н.В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.