применения. Иными словами, рассматривать ее как сквозное явление, проходящее через все сферы человеческой деятельности. Исходной точкой такой теории может стать именно предположение о наличии трех этапов развития любой сферы человеческой деятельности.
Схематично развитие любой сферы деятельности человека можно изобразить так:
В любой сфере деятельности создание и широкое использование технологий ведет к усилению возможностей и повышению потенциала данной сферы, а также опосредованному развитию смежных сфер. Широкое использование информационных технологий в сфере образования показало, что появились средства, способные и сферу образования перевести на третью ступень - ступень технологии. Создание высокоэффективных технологий обучения позволит, во-первых, повысить эффективность освоения обучающимся учебного материала и, во-вторых, уделить педагогам больше внимания
вопросам индивидуального и личностного роста студентов, руководить их творческим развитием. Дальнейшее развитие педагогической сферы и выхода ее на уровень технологии зависит, видимо, от двух факторов: настойчивости поиска и творческой активности педагогов и ученых, а также интенсивности развития общего уровня экономико-материальной сферы общества.
Литература
1. «Высшее образование в России», № 1, 1999. С. 109-112.
2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической
технологии - М.: Педагогика, 1989.-192 с.
3. Симоненко В. Д., Воронин А. М. Педаго-
гические теории, системы, технологии. Уч. пособие для пед. работников и студ. педвузов. Брянск. 1998.
4. Маврин С. А. Педагогические системы и технологии. Уч. пособие для студ. педвузов. Омск: ОмГПУ, 1998.
5. Аношкин А. П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. - Омск: ОмГПУ, 1998.
6. Теоретические основы процесса обучения
в советской школе /Под ред. В. В. Краев-ского, И. Я. Лернера: НИИ общей педагогики АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989.
О. ТЫЩЕНКО Муромский институт Владимирского госуниверситета
Компьютерные технологии, проникая в сферу образования, позволяют использовать уникальные средства и методы для улучшения процесса обучения, организации новых форм передачи и контроля знаний,умений и навыков.
В этих целях применяются различные типы обучающих систем. С появлением
Диалог компьютера и студента
первых персональных компьютеров началась разработка обучающих программ, а в последнее время и автоматизированных обучающих систем (АОС).
Автоматизированная обучающая система - это компьютерное педагогическое программное средство, предназначенное для предъявления новой информации, усвоения навыков и умений, про-
межуточного и итогового тестирования (экзаменование), располагающее надежной системой помощи как по самой обучающей программе, так и по изучаемому предмету. Она обладает возможностью поднастройки к обучаемому (его уровню знаний, скорости и пути продвижения по изучаемому материалу и т.д.), развитой системой сбора и обработки статистической информации о каждом обучаемом, группе и потоке обучаемых (в том числе накапливает информацию о часто встречающихся ошибках при работе с обучающей системой и ошибках обучаемых по изучаемой теме или дисциплине).
При разработке АОС необходимо решать целый комплекс различных проблем, включающих учебно-методические, психологические, организационные, технические, экономические аспекты, тесно связанные между собой.
Рассмотрим подробнее поставленные вопросы в порядке очередности.
Учебно-методические вопросы:
1. Постановка целей, достигаемых в процессе обучения.
2. Выбор различных способов управления учебной деятельностью.
3. Моделирование учебных ситуаций.
4. Тщательный отбор, структурирование практического материала, формулировка вопросов и тестовых заданий и др.
5. Учет ранее усвоенных знаний, умений и навыков.
6. Выбор или разработка аппарата оценки полученных знаний и уровня подготовленности обучаемых.
Психологические вопросы:
1. Учет возможного негативного отношения к применению компьютерных средств как со стороны обучаемого, так и со стороны преподавателя.
2. Диагностика индивидуальных особенностей обучаемого для обеспечения индивидуализации обучения.
3. Разработка основных и вспомогательных диалогов «человек-компьютер»,
необходимых для активизации познавательной деятельности обучаемых, обеспечении обратной связи, адекватной помощи в случаях возникновения затруднений и т.д.
4. Обеспечение мотивации в обучении, интереса к познанию.
5. Анализ эстетического восприятия внешнего вида, формы предоставления информации и др. в обучающей программе.
Организационные вопросы:
1. Обеспечение взаимодействия в коллективе авторов АОС, в который обязательно должны входить профессиональный ди-дакт, специалист-предметник, программист, кроме того, желательно наличие психолога, художника-дизайнера, атакжедру-гих специалистов.
2. Оценка эффективности обучающей программы.
3. Проведение тестирования с целью устранения ошибок или улучшения качества разрабатываемой АОС.
Технические вопросы:
1. Выбор и обоснование программноаппаратных средств для реализации поставленных целей.
2. Разработка ядра системы (компьютерной программы или комплекса программ).
3. Наполнение АОС конкретным информационным материалом (ввод в компьютер текстовой, графической, аудио-и видеоинформации). Установление логических связей между различными частями (кадрами) АОС.
4. Разработка системы электронной помощи и печатной документации.
5. Создание для преподавателей, обучаемых и администратора инструкций и рекомендаций по использованию и настройке АОС.
6. Предусматривание возможности модификации системы в связи с изменением внешних факторов, например, развитием науки, изменением учебной программы. Возможность адаптации к различным аппаратным ресурсам компьютеров и личным вкусам обучающих и обучаемых.
Экономические вопросы:
1. Сравнение экономических, технических, дидактических и других показателей разрабатываемой АОС с другими обучающими программами и АОС для оценки целесообразности ее использования.
2. Анализ минимальных и рекомендуемых аппаратных ресурсов компьютера или компьютерных систем.
3. Оценка дополнительных затрат, связанных с внедрением и дальнейшим использованием разрабатываемой АОС.
В числе других вопросов: учет эргономических аспектов взаимодействия программы с пользователем (обучаемым и /или обучающим).
АОС может представлять собой одну управляющую программу (файл), в которой будут реализованы все возможности системы, или, что более целесообразно, комплекс взаимосвязанных программ-мо-дулей, каждую из которых допускается использовать обособленно от других частей или запускать из единой интегрирующей оболочки. Кроме того, система должна включать информационные файлы, содержащие текстовую, графическую и др. информацию, используемую для предъявления обучаемому в качестве новых порций знаний, файлы примеров, демонстраций, тестовых вопросов и заданий, ответов и т.д. Важными элементами АОС являются сценарий учебного процесса, а также база данных студентов, с сохранением пройденных тем, результатов тестирования и экзаменования. На наш взгляд, столь же необходимы база данных нестандартных ответов и решений студентов, сохранение информации о сбоях системы и неадекватных ответах АОС на вопросы и других ситуациях, анализ которых поможет изменять и совершенствовать такую АОС в дальнейшем. Тем более, что существует категория студентов, желающих «проверить» работоспособность и устойчивость компьютерной системы.
Автоматизированную обучающую систему отличает от других видов компью-
терных обучающих программ наличие развитого, интерактивного диалога между компьютерной системой и обучаемым, целый ряд дидактических и психологических аспектов взаимодействия в системе «человек—компьютер », органичное сочетание технических, учебно-методических, программных и организационных обеспечений на базе компьютерных технологий и средств, предназначенных для индивидуализации обучения [1]. Поэтому накапливаемая информация и статистика об обучаемом может быть использована для автоматической коррекции компьютерного диалога, его совершенствования, настройки на индивидуальное восприятие каждого конкретного обучаемого. Это непростая с дидактической, технической и др. точек зрения задача, но ее по возможности необходимо решать.
Одним из вариантов дополнения к существующей электронной системе помощи, заключающейся в использовании контекстно-зависимой справки, является возможность взаимодействия обучающих модулей, «загруженных» на двух компьютерах, когда обучаемый может запросить и получить помощь у преподавателя или других обучаемых, не вставая из-за компьютера. Такая возможность используется, например, в системах дистанционного обучения с применением интернет - технологий.
Рассматривая взаимодействие компьютерной обучающей системы с обучаемым, важно учитывать, что процесс передачи информации преподавателем обучаемому включает ряд этапов. Во-первых, необходимо привлечь внимание обучаемого к тому, что сейчас начнется передача новой порции информации. Во-вторых, заинтересовать обучаемого в необходимости воспринимать ее. Далее поддерживать эту заинтересованность с тем, чтобы у обучаемого появилось устойчивое желание получать новые порции информации, новые знания по предлагаемому и смежным вопросам и дисциплинам, сформировать у
обучаемого внутреннюю потребность в совершенствовании своих навыков и умений.
Такими возможностями располагают технические средства АОС. Основным, но не единственным источником передачи информации в современных компьютерных обучающих системах служат текстовые блоки; дополнительным, но передающим, как правило, лучше и больше информации является ее графическое представление в виде рисунков, чертежей, фотографий. Еще более эффективным средством оказывается одновременное озвучивание и анимация рисунков или показ видеофрагментов.
В ходе непосредственного, «живого» общения преподавателя с обучаемыми существуют подъемы и спады внимания и активности, со всеми вытекающими из этого последствиями. И это необходимо учесть при разработке новой обучающей компьютерной системы. Представляется целесообразным после выдачи нескольких порций информации активизировать внимание обучаемого, предъявив ему контрольный вопрос, кроме того, таким образом можно уточнить дальнейшее
продвижение по теме. Возможны также другие варианты, используемые преподавателями, а именно, использование аналогий, ярких примеров, а иногда и шутливых замечаний.
Существующие обучающие программы, выпускаемые многими известными компьютерами фирмами, следует отнести к классу электронных учебников. Несмотря на их возможности, удобство использования, красоту интерфейса и предъявления информации, в реальном учебном процессе их использовать нельзя, хотя как средство самостоятельного обучения, в том числе дополнительного к традиционным методикам или дидактически проработанным АОС, их применять можно и нужно. При этом эффект комплексного применения, при соответствующем подборе программ и систем, будет только увеличиваться.
Литература
1. Тыщенко О.Б. Диалоговое взаимодействие в системе «человек- компьютер»// Компьютерная хроника. - № 9. - С. 33-36.
С.С. ЛЕБЕДЕВ, аспирант О КаЧЄСТВЄ СИСТЄМ ДО
Как известно, схема дистанционного обучения включает в себя несколько компонентов, наиболее важным из которых является интегрированная информационная среда обучения, во взаимодействии с которой, собственно, и проходит процесс обучения. Среда обучения представляет собой программный продукт, предоставляющий обучающемуся интерфейс для быстрого и удобного доступа к базе зна-
ний, взаимодействуя с которой обучаемый получает сведения по изучаемой им предметной области. Таким образом, от качества этих двух компонентов системы дистанционного обучения, напрямую зависит качество знаний, полученных студентом, обучающимся по схеме дистанционного обучения. Следовательно, возникает необходимость каким-то образом оценить их качество. Под качеством программного обеспе-