КОМПЬЮТЕРНАЯ ЭЭГ ПРИ ОЧАГОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ
Шлычков А. Н., Шлычков Д. А.
Калининградская областная детская больница, г. Калининград Смоленская государственная медицинская академия, кафедра неврологии и нейрохирургии, г. Смоленск
Компьютерная ЭЭГ (КЭЭГ) является эффективным инструментом для объективной оценки биоэлектрической активности мозга в норме и патологии. Практический опыт использования КЭЭГ или нейрокартирования в клинике показывает перспективность исследований в этой области совместными усилиями нейрофизиологов и практических врачей. Нами были собраны количественные параметры индекса активности, частоты и амплитуды ЭЭГ для детей от 1 года до 17 лет на основе нейрокартирования. Проследив эволюцию электрической активности головного мозга детей в указанных возрастных группах, мы пришли к следующему выводу: такие параметры, как частота и амплитуда, являются, по сравнению с индексом активности менее информативными. Картирование индекса активности более тонко отражает функциональное состояние и динамику созревания головного мозга, чем другие параметры.
Цель настоящей работы - проверить данное утверждение, проследив за эволюцией основных параметров ЭЭГ у детей с очаговыми поражениями головного мозга, и изучить возможности практического использования метода для оценки динамики состояния церебральных функций пациентов с подобной патологией.
Материалы и методы: обследование осуществлялось на аппаратно-программном комплексе в составе: ПК, 18канальный электроэнцефалограф «Nihon Coden», программа регистрации и обработки ЭЭГ «Brain Scan». Были проанализированы данные картирования 62 детей с очаговыми поражениями мозга, верифициованными методами нейровизуализации и при оперативных вмешательствах. Полученные данные сравнивались с нормативными параметрами ЭЭГ для соответствующей возрастной группы. Примерами подобного сравнения является следующие клинические случаи:
Пациент Г., 6 лет; Диагноз: Ушиб головного мозга тяжелой степени, контузионный очаг в подкорковых узлах слева.
Патология Норма
Альфа- индекс Дельта- индекс Альфа- индекс Дельта- индекс
Острый период травмы, Кома I (10.03.06) 14,3—28,6 14,9—38,6 46,7—68,0 ,0 5, 1 ,2
Ранний восстановительный период, ясное сознание (14.04.06) 44,2—87,3 0,0—4,2
Пациентка А., 4 года; Диагноз: Ушиб головного мозга тяжелой степени, контузионный очаг в лобной доле головного мозга слева.
Патология Норма
Альфа-индекс Дельта-индекс Альфа-индекс Дельта-индекс
Острый период травмы, Кома II (15.07.03) 13,7—19,7 21,6—65,3 44.0—60.2 .8 6. 1 .6 2.
Поздний восстановительный период, ясное сознание (16.03.04) 37,8—56,3 2,4—10,0
Выводы. По нашим данным, наибольшую значимость для оценки глубины повреждения головного мозга представляют индекс активности альфа- и дельта-ритмов. Выявлена прямая корреляция между тяжестью повреждения, выраженностью неврологического дефицита и эволюцией указанных параметров ЭЭГ. Сравнение данных КЭЭГ с возрастной нормой позволяет объективно и оперативно оценивать динамику восстановительных процессов, и может служить значимым прогностическим критерием, дополняющим информацию, полученную с помощью таких методов, как транскраниальная допплерография, КТ, МРТ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва