Научная статья на тему 'Компьютер консультирует бухгалтера'

Компьютер консультирует бухгалтера Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зернова Е. В.

Подборка по материалам ИПК «КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютер консультирует бухгалтера»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА

Подборка по материалам иПК «КонсультантБухгалтер», иБ «Консультантфинансист», иБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»

Вопрос. Вправе ли организация учитывать таможенные пошлины и сборы, уплачиваемые по приобретаемым основным средствам в составе прочих расходов, в целях налогообложения прибыли в соответствии со ст. 264 НКРФ?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ (далее — Кодекс) первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом. С 1 января 2005 г. таможенные пошлины не относятся к налогам, перечень которых установлен ст. ст. 13 — 15 Кодекса.

Таким образом, таможенные пошлины, уплачиваемые по приобретаемым основным средствам, являются расходами, непосредственно связанными с приобретением данного основного средства, и включаются в первоначальную стоимость приобретаемых основных средств, подлежащих амортизации, в порядке, установленном Кодексом.

Основание: письмо Минфина России от 09.11.2005 г. № 03-03-04/1/349

Вопрос. Организация, применяющая с 1 января 2005г. упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения — доходы), является участником простого товарищества. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ в часть вторую НК РФ (п. 3 ст. 346.14), участниками простого товарищества могут быть в 2006 г. предприятия, применяющие объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

В 2006 г. объект налогообложения организация изменить не может, так как с начала применения УСНне прошло трех лет (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Правомерно ли в2006г. участие в простом товариществе организации, применяющей УСНс 1 января2005г. и выбравшей объект налогообложения «доходы»?

Ответ. Федеральный закон от21.07.2005 № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» дополнил ст. 346.14 п. 3, в соответствии с которым налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно подп. «а» п. 4 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 346.14 Кодекса, согласно которым объект налогообложения не может изменяться налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, в течение трех лет с начала применения указанной системы налогообложения.

Также согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. и выбравшие объектом налогообложения доходы, вправе с 1 января 2006 г. изменить объект налогообложения, уведомив об этом налоговые органы не позднее 20 декабря 2005 г.

В связи с изложенным налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с 1 января 2005 г. и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, не могут изменить объект налогообложения с 1 января 2006 г. и, следовательно, являться участниками простого товарищества.

Основание: письмо Минфина России от 08.11.2005 № 03-11-04/2/126

Вопрос. В связи с принятием Федерального закона от 21.07.2005№ 101-ФЗ «О внесении изменений в

главы 26.2 и 26.3 части второй НКрФ и некоторые законодательные акты российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов российской Федерации» просим дать разъяснения по следующему вопросу.

относится ли к облагаемой ЕНВД деятельности продажа аптекой лекарственных средств медицинским учреждениям (не для продажи) по безналичному расчету?

Ответ. С 1 января 2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

При этом согласно ст. 3 Федерального закона от 12.10.2005 № 129-ФЗ «О внесении изменений в ст. 83 и 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» п. 3 ст. 7 Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» дополнен нормой, устанавливающей, что в случае, если представительные органы муниципальных районов и городских округов до 1 января 2006 г. не примут нормативный правовой акт о введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на соответствующей территории, то до 1 января 2007 г. применяются положения закона субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок введения в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории данного субъекта Российской Федерации, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится указанный налог, и значения коэффициента К2.

Статьей 346.26 Кодекса определены виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в том числе и розничная торговля.

В соответствии с Федеральным законом от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» ап-

течное учреждение определено как организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств. К аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.

При этом ст. 346.27 Кодекса в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ «О внесении изменений в гл. 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 1 января 2006 г. для целей гл. 26.3 Кодекса используется следующее понятие розничной торговли — это «предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи».

Пунктом 1 ст. 492 ГК РФ установлено, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Статьей 493 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.) (п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.10.1997).

В случае если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже (§ 2 гл. 30 ГК РФ).

Таким образом, реализация лекарственных средств аптеками покупателям (физическим или юридическим лицам) по договорам розничной купли-продажи за наличный расчет, а также с использованием платежных карт относится к розничной торговле и подлежит обложению единым налогом на вмененный доход.

Реализация аптеками лекарственных средств медицинским учреждениям с оплатой их в безналичном порядке облагается налогами в рамках

общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения.

Данный порядок налогообложения сохраняется и после 1 января 2006 г.

Основание: письмо Минфина России от 03.11.2005 № 03-11-04/3/126

Вопрос. Просим дать разъяснения по вопросам налогового учета предметов лизинга у лизингополучателя.

В соответствии с договором лизинга предмет лизинга, полученный для использования в производственных целях, учитывается на балансе у лизингополучателя.

По истечении срока действия данного договора при условии выполнения лизингополучателем всех обязательств по договору имущество переходит в собственность лизингополучателя и выкупная цена имущества считается выплаченной полностью. Отдельно в договоре лизинга выкупная цена не указана. Срок договора лизинга составляет 36месяцев. Лизингополучатель понес дополнительные расходы, связанные с получением лизингового имущества: по доставке, по доведению предмета лизинга до состояния, пригодного для эксплуатации.

Уменьшают ли эти дополнительные расходы налогооблагаемую прибыль лизингополучателя?

В случае если уменьшают, в каком порядке данные расходы учитываются в целях налогообложения прибыли: единовременно при получении предмета лизинга либо в течение 36 месяцев по мере оплаты?

Ответ. Статьей 252 НК РФ (далее — Кодекс) предусмотрены критерии, согласно которым налогоплательщик вправе относить собственные затраты к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли организаций. Расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Пунктом 1 ст. 257 Кодекса определено, что для целей налогового учета первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом.

Таким образом, расходы, понесенные лизингополучателем по доставке, доведению предмета лизинга до состояния, в котором он пригоден к эксплуатации, не включаются в первоначальную стоимость предмета лизинга.

Указанные расходы могут быть учтены при налогообложении налогом на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализаций, при условии их соответствия критериям, указанным в ст. 252 Кодекса.

При этом следует учитывать, что расходы, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации или условиями договора лизинга должны быть осуществлены лизингодателем, не могут быть учтены лизингополучателем при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций.

При применении метода начисления, учитывая положения ст. 272 Кодекса, расходы лизингополучателя по доставке и доведению предмета лизинга до состояния, в котором он пригоден к эксплуатации, следует учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. В случае если договор лизинга приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, данные расходы учитываются в целях налогообложения равными частями в течение срока действия договора лизинга.

Основание: письмо Минфина России от 02.11.2005 № 03-03-04/1/335

Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью просит предоставить письменные разъяснения по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в следующей ситуации.

Обществом заключен договор с рекламным агентством, по которому агентство осуществляет за вознаграждение разработку, изготовление и распространение рекламных материалов в виде тентов для фур (грузовых автомобилей) с нанесенными на них изображениями зарегистрированного в установленном порядке товарного знака ООО.

Относятся ли такие расходы ООО к расходам на рекламу, в частности к расходам на наружную рекламу, в целях применения положений гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ?

Ответ. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон) реклама — это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физических (юридических) лицах, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

В соответствии со ст. 14 Закона наружная реклама может быть размещена только в виде плакатов,

стендов, световых табло и иных технических средств стабильного территориального размещения.

В целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся:

— расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

— расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

— расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 — 4 пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Учитывая вышеизложенное, реклама, размещенная на транспортных средствах, не относится к наружной рекламе, следовательно, для целей налогообложения по налогу на прибыль расходы на нее признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от 02.11.2005 № 03-03-04/1/334

Вопрос. В связи с производственной необходимостью организация для размещения филиалов и представительств заключает договоры аренды недвижимости. В некоторых случаях договоры аренды заключаются на срок более года и, соответственно, подлежат государственной регистрации. по различ-

ным причинамрегистрация договора аренды осуществляется иногда в течение значительного срока (от одного до шести месяцев) после подписания договора аренды и акта приема-передачи помещения.

Возникает ситуация, когда договор аренды еще не вступил в силу, но помещение фактически передано и используется арендатором и, соответственно, за его использование необходимо уплачивать арендную плату.

просим разъяснить, вправе ли организация уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на суммы арендных платежей за пользование помещением, если договор аренды помещения заключен на срок более года, но не прошел государственную регистрацию, в случае, когда помещение фактически передано арендатору для использования в соответствии с договором аренды.

Ответ. Согласно подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ (далее — Кодекс) в целях налогообложения прибыли к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся арендные платежи за арендуемое имущество.

Как следует из ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон № 122-ФЗ), государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ и единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом гражданским законодательством не предусмотрено, что отсутствие надлежащей регистрации, предусмотренной Федеральным законом № 122-ФЗ, делает договор аренды недействительным или незаключенным. Таким образом, законодательное закрепление обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяет только права и обязанности сторон по договору и имеет не связанные с вопросами налогообложения цели.

Учитывая изложенное, отсутствие государственной регистрации прав по договорам аренды не влияет на порядок учета сумм арендной платы при исчислении налога на прибыль организаций.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 651 ГК РФ^договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Согласно п. 1 ст. 252 Кодекса полученные доходы налогоплательщик может уменьшить на сумму документально подтвержденных затрат, под

которыми понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установленный п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» порядок оформления первичных учетных документов предусматривает указание на содержание хозяйственной операции, определяемой условиями заключенных между сторонами договоров.

Таким образом, расходы по не заключенным в установленном порядке договорам не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций как не соответствующие условиям, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса.

Учитывая изложенное, если на момент проведения налоговой проверки договор аренды прошел государственную регистрацию, то расходы организации на оплату аренды учитываются с момента такой регистрации. Вместе с тем в случае, если в соответствии с п. 2 ст. 425 ГК РФ условия договора распространены на период с момента передачи объекта аренды потенциальному арендатору, то арендные платежи по зарегистрированному или находящемуся на государственной регистрации договору принимаются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций с момента получения объекта в пользование.

Основание: письмо Минфина России от 1 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/325

Вопрос. Организация-турагент применяет УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». В каком порядке определяется налоговая база по УСН? Вправе ли организация учитывать в качестве расходов при исчислении налоговой базы стоимость туристических путевок, реализуемых клиентам, на основании подп. 23 п. 1 ст. 346.16НКРФ?

Ответ. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ (далее — Кодекс), при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса. Причем перечень данных расходов является исчерпывающим.

Согласно подп. 23 п. 1 ст. 346.16 Кодекса при определении налоговой базы по единому налогу налогоплательщики учитывают расходы по оплате покупной стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам). При этом товаром для целей Кодекса признается любое имущество,

реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 Кодекса).

Отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, регулируются Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).

Статьей 1 Федерального закона установлено, что туристской деятельностью признается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. При этом под турагентской деятельностью понимается деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем; под туроператорской деятельностью — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с вышеназванной статьей Федерального закона туристский продукт — это право на тур, предназначенное для реализации туристу; тур — это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия; туристская путевка — это документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта.

Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора. Договор заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей. Туристская путевка является письменным акцептом оферты туроператора или турагента на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета туроператора или турагента (ст. 10 Федерального закона).

Учитывая изложенное, туристская путевка лишь подтверждает факт заключения договора на оказание комплекса туристских услуг и, следовательно, исходя из норм ст. 38 Кодекса не является товаром (имуществом), реализуемым или предназначенным для реализации по договору (купли-продажи). В связи с этим налогоплательщики-турагенты не вправе уменьшить полученные доходы на расходы по оплате покупной стоимости туристских путевок на основании подп. 23 п. 1 ст. 346.16 Кодекса.

В случае реализации налогоплательщика-ми-турагентами, применяющими упрощенную систему налогообложения, туристских путевок

на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров, заключенных с туроператорами, в налоговую базу по единому налогу включается только комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров (п. 1 ст. 346.15, подп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса).

Основание: письмо Минфина России от 31.10.2005 № 03-11-04/2/119

Вопрос. ОАО просит дать разъяснения по следующему вопросу.

Статьей 2 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ п. 7 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110- ФЗ дополнен абзацем следующего содержания:

«Положения настоящего пункта распространяются на основные средства, полученные налогоплательщиками в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц».

При этом действие данной нормы распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2005.

по каким объектам недвижимости, введенным в эксплуатацию до 31.01.1998, документы по которым не поданы на государственнуюрегистрацию прав собственности, начиная с 01.01.2005предоставлено право начислять амортизацию: только по объектам, полученным в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, или же по любым объектам, в том числе полученным в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц?

Ответ. В соответствии с п. 8 ст. 258 НК РФ (далее — Кодекс) основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Согласно п. 7 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ по основным средствам, введенным в эксплуатацию налогоплательщиком в период до 31 января 1998 г., положения п. 8 ст. 258 Кодекса в части обязательности выполнения усло-

вия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию не применяются.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ п. 7 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ дополнен абзацем следующего содержания:

«Положения настоящего пункта распространяются на основные средства, полученные налогоплательщиками в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц».

Указанное дополнение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

Таким образом, положения п. 8 ст. 258 Кодекса в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию не применяются не только для основных средств, введенных в эксплуатацию налогоплательщиком в период до 31 января 1998 г., но и для основных средств, полученных налогоплательщиком в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц и введенных в эксплуатацию в период до 31 января 1998 г.

Основание: письмо Минфина России от 31.10.2005 № 03-03-04/1/321

Вопрос. Просим дать разъяснения в отношении налога на прибыль в связи с изменениями, внесенными в ст. 288 НК рФ Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ и распространяющимися на правоотношения, возникшие с 01.01.2005.

В I квартале 2005 г. в связи с реорганизацией общества несколько обособленных подразделений было ликвидировано. Начиная с I квартала 2005 г. (отчетного периода, в котором было ликвидировано обособленное подразделение) авансовые платежи и налог от фактической прибыли не исчислялись, так как удельные веса остаточной стоимости амортизируемых основных средств и расходов на оплату труда не могли быть определены, поскольку по этим обособленным подразделениям отсутствовали эти данные на конец отчетного периода (31.03.2005).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В первом полугодии 2005 г. расчеты по налогу на прибыль в части налога, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации по этим обособленным подразделениям, сверены с налоговыми органами и карточки лицевого счета закрыты.

Следует ли в данной ситуации при составлении декларации по налогу на прибыль за 9 мес 2005 г. учесть данные (за январь 2005 г.) по ликвидированным обособленным подразделениям для определения доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, и представить расчет по налогу на прибыль по месту нахождения этих ликвидированных обособленных подразделений (где они находились до момента ликвидации)?

Ответ. В соответствии с изменениями в ст. 288 НК РФ (далее — Кодекс), внесенными п. 36 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ (далее — Закон), при распределении подлежащих уплате авансовых платежей, а также сумм налога, приходящихся на каждое обособленное подразделение, удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

Данные изменения вступили в силу с 15 июля 2005 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

При этом положения Закона, распространяемые на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г., должны быть учтены при составлении деклараций по налогу на прибыль организаций (далее — декларация) за 7 мес 2005 г. налогоплательщиками, исчисляющими ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, и при составлении деклараций за 9 мес 2005 г. — остальными налогоплательщиками.

Одновременно с представлением указанных деклараций налогоплательщики представляют в налоговые органы соответствующие приказы (распоряжения) руководителя о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения в связи с изменением законодательства о налоге на прибыль организаций (ст. 313 Кодекса).

Из вопроса следует, что в связи с реорганизацией организации в I квартале 2005 г. были ликвидированы некоторые обособленные подразделения, при этом авансовые платежи и суммы налога, приходящиеся на указанные обособленные подразделения, не исчислялись, поскольку отсутствовали необходимые данные на конец отчетного периода.

На основании изложенного в связи с изменениями в ст. 288 Кодекса, внесенными указанным Законом, организации следует при составлении деклараций за 9 месяцев 2005 г. представить уточненный расчет по налогу на прибыль по месту нахождения ликвидируемых обособленных подразделений.

Основание: письмо Минфина России от 28.10.2005 № 03-03-04/1/317

Вопрос. Согласно подп. 20 п. 1 ст. 333.33НКРФ за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества с юридических лиц взыскивается государственная

пошлина в размере 7 500 руб. Из указанного положения НК РФ остается неясным, разграничивается ли законодателем при уплате государственной пошлины регистрация договора об ограничении (обременении) прав на недвижимое имущество и регистрация самого ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.

В связи с изложенным просим разъяснить, необходимо ли юридическому лицу, обращающемуся в Федеральнуюрегистрационную службу с заявлением о проведении государственной регистрации договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, уплачивать установленную законом государственную пошлину в размере 7 500 руб. дважды, т. е. отдельно за регистрацию договора аренды земельного участка и за регистрацию обременения данного земельного участка.

Ответ. Согласно гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ (далее — Кодекс) государственная пошлина — сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных данной главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В целях данной главы Кодекса выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Подпунктом 20 п. 1 ст. 333.33 гл. 25 Кодекса предусмотрено взимание государственной пошлины за государственную регистрацию ограничений (обреме-нений) прав на недвижимое имущество с организаций в размере 7 500 руб., с физических лиц — 500 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (или государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

Статьей 1 Закона установлено, что ограничения (обременения) представляют собой наличие установленных в предусмотренном порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо

иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества, в том числе аренды.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Статьей 26 Закона предусмотрено, что государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.

Таким образом, при государственной регистрации ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество (аренды) совершается одно юридически значимое действие, т. е. регистрируется сам договор аренды недвижимого имущества (земельного участка), за который взимается государственная пошлина в соответствующем размере, установленном подп. 20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса.

Основание: письмо Минфина России от 28.10.2005. № 03-06-03-04/107

Вопрос. Организация приобрела в собственность здание в январе 2005 г. Договор на аренду земельного участка под зданием находится в стадии оформления. Договорных отношений по аренде данного земельного участка у других лиц не имеется, на праве постоянного пользования и собственности участок также не находится.

Является ли в данном случае организация — собс -твенник здания плательщиком земельного налога согласно п. 1 ст. 388 части второй НК РФ?

В случае если организация является плательщиком земельного налога, то можно ли учесть в расходах рассчитанный и уплаченный самостоятельно налог на землю (исходя из двойной площади застройки и кадастровой оценки соответствующего участка земли) в целях налогообложения прибыли?

Ответ. В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно ст. 388 гл. 31 «Земельный налог» НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом налогоплательщиками земельного налога не признаются организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них

на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (ст. 35 ЗК РФ).

В случае приобретения права собственности на здание, строение или сооружение на основании договора купли-продажи необходимо учитывать положения ст. 552 ГК РФ, согласно которым по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. При этом в случае продажи недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости (п. 3 ст. 552 ГК РФ).

В связи с этим покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования, на праве аренды независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка. Данная позиция отражена, в частности, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 № 11.

Таким образом, если покупатель здания приобретает право пользования частью земельного участка, занятого зданием, на праве аренды, он не может признаваться налогоплательщиком земельного налога.

В этом случае между покупателем здания и собственником земельного участка должен быть заключен договор аренды части земельного участка, занятого зданием, с момента возникновения права собственности на здание.

Основание: письмо Минфина России от 28.10.2005 № 03-06-02-04/91

Е.В. ЗЕРНОВА Проект «КонсультантБухгалтер» 16.12.2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.