Раздел II
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 370.1 + 158
КОМПОЗИЦИЯ ТЕСТОВЫХ СУЖДЕНИЙ В. И. Васильев, О. А. Тягунова
В связи со сменой парадигмы образования в современной России вообще и подписанием документов Болонского соглашения в частности большую остроту приобретает проблема оценки качества подготовки специалистов в вузах, особенно в период их комплексной аттестации. Возникает необходимость быстро и четко дать оценку и вовремя представить ее результаты, что, на наш взгляд, возможно только при компьютерном тестировании.
Вместе с тем, конструируя тестовые задания, разработчики сталкиваются с рядом психологических проблем. Во-первых, тестирование воспринимается респондентами как стрессовая ситуация, имеющая психофизиологические последствия, в том числе на уровне восприятия личностью информации. Во-вторых, само тестовое задание как информационный блок может по-разному восприниматься человеком в зависимости от внешних факторов. Следовательно, возникает необходимость выстраивания композиции элементарного феномена тестовой культуры (ЭФТК).
Понятие «композиция ЭФТК» связывает три важнейшие категории программно-дидактического тестового задания (ПДТЗ) - его тектонику, объемно-пространственную структуру и форму. Текгоничности ЭФТК, т. е. правдивому отображению в тестовой ситуации содержания элемента учебного материала в конкретной форме, уделяется особое внимание в тестологии. Именно тектоника определяет искренность формы в отношении гармоничного отображения содержания фрагмента учебного знания. Тектоника выражается через содержание тестовой ситуации, ее пропорциональное представление, свернутое объемно-пространственное строение и характер формы.
Работа тестолога над выбором объемно-пространственных структур имеет ряд особенностей, и одна из них заключается в том, чтобы понять их тектоническую основу. Форма и свернутое содержание в таких структурах становятся понятиями адекватными.
Начиная работу над композицией тестовой ситуации или облачая ее содержание в одну из конкретных форм, следует осмыслить тектонику фрагмента данной области знания, выбрать наилучшую объемно-пространственную структуру его представления. Занятый вопросами воплощения в краткой свернутой форме содержания фрагмента учебного материала, разработчик должен понимать, что для создания эстетически полноценного ЭФТК необходимо иметь в виду характер взаимодействия пространства экрана дисплея с объемом изображения. Если форма «изнутри» характеризует
смысл и требование тестовой ситуации, то строение последней «снаружи» определяет взаимодействие конкретной структуры с пространством.
Тестолог, не имеющий возможности прибегнуть к помощи квалифицированного дизайнера, идет к форме «изнутри», не всегда представляя себе особенности и тонкости взаимодействия объема и пространства. Синтез формы «изнутри» и «снаружи» - основа проектирования гармоничной и целостной тестовой ситуации. Разработчик или художник-исполнитель должны выработать не просто свернутое видение ПДТЗ, но в определенный момент, абстрагируясь от сущности задания, превратить его в объемнопространственную структуру, где пространство представляет собой своеобразную матрицу объема.
Закономерность, лежащая в основе строения формы, - принцип ее развития и узнавания. Легкость восприятия любого ПДТЗ во многом зависит от того, насколько закономерно развивается его композиция (независимо от области знания). Если, обращаясь к форме ЭФТК, испытуемый может как бы довообразить, условно понять сущность и требование тестовой ситуации, то это один из важнейших принципов хорошо организованной объемно-пространственной структуры. Чем сложнее объемнопространственная структура ЭФТК, тем большее значение для достижения гармонии приобретает форма.
Важнейшим условием гармоничной формы (т. е. тектоники) представления содержания фрагмента учебного материала, целостности ее объемно-пространственной структуры является упорядоченность данной композиции. Композиционная группировка элементов ПДТЗ в некие свернутые общности является главным принципом проектирования целост-но-воспринимаемого содержания ЭФТК. Внимание испытуемого должно концентрироваться на ключевом слове, а взгляд последовательно перемещаться слева направо и далее в центр пространства экрана в соответствии со смыслом и требованием тестовой концепции.
По признаку объемно-пространственного строения различают четыре формы представления тестовых ситуаций, В контрасте свернутого содержания пространство композиции приобретает особую выразительность, и прежде всего потому, что в нем наглядно проявляются тектонические особенности излагаемого объекта. Следовательно, отношения «содержание-пространство» несут в себе тектонические атрибуты, а отношения «объем-пространство» дают представление о признаке организации формы. Здесь эстетическая выразительность проявляется в тектонической гармонии содержания краткого свернутого тестового выражения и рациональной организации его объемно-пространственной структуры.
Проектировщики ПДТЗ иной раз не учитывают эстетические достоинства свернутого содержания ЭФТК. Им кажется, что выразительность тестовой ситуации можно получить лишь при внесении в нее декоративных элементов. В действительности нет ничего губительнее в эстетическом отношении, чем внесение в представления тестового утверждения лишних элементов, несущих слабую интеллектуальную загруженность и затушевывающих его содержание.
Конструирование ПДТЗ нередко понимают как работу над формой. Это неверно в своей основе. Тестовое утверждение - это целостное описа-
ние конкретной ситуации, и немыслимо механически расчленять его форму и содержание. Целостность предполагает не только соподчинение элементов ЭФТК, но и четкое выделение только одного главного, существенного признака. Только композиционно высокоорганизованная форма воздействует на испытуемого как гармоничная система взаимосвязанных элементов. По своей сути гармоническая целостность носит интегральный характер, отражая заданные свойства композиции, и в этой связи она трактуется как следствие соподчинения существенного фактора, менее значимых и второстепенных признаков.
Раскрытием специфики эстетического воздействия на испытуемого утилитарных предметов (в том числе и ПДТЗ) занимаются специалисты по эстетике и психологии. Мы обращаемся к ним потому, что оценка эстетических свойств тестовых утверждений должна базироваться на анализе основ формообразования и закономерностей композиции. Это поможет разработчикам ПДТЗ объективно проанализировать качественные атрибуты тестовых ситуаций в ходе их проектирования. Безусловно, наличие утилитарных качеств вещи не только не упрощает наши эстетические оценки, но, наоборот, усложняет механизм их формирования [5].
Главное, что отличает гармоническую тестовую композицию (элементарный феномен тестовой культуры) от обыденного представления тестового задания, сводится к вопросу: правомерно ли говорить о рациональной форме ПДТЗ при заданном содержании или она может менять не только свой характер, но даже основу композиции? Существует целый комплекс взаимосвязанных проблем, касающихся представления ЭФТК: разномасштабность, нарушение пропорций и колористической связи, несоблюдение требований или стандартов при отсутствии композиционной целостности задания, несоответствие нормы его трудности и степени обученности испытуемых. Зависимость конечного композиционного решения от ряда объективных начальных факторов показана на схеме 1.
Схема 1. Зависимость конечного композиционного решения от ряда объективных
начальных факторов
Теорию композиции ЭФТК в тестологии лишь начинают разрабатывать, пока она не имеет четкой структуры. Ясно только то, что основными категориями композиции ПДТЗ являются тектоника, объемно-пространственная структура и качество.
Тектоника есть зримое отражение в форме содержания тестовой ситуации и организации материала. Например, если используется изображение литой несущей конструкции, то рисунок должен тектонически ясно информировать о том, что подразумевается за внешней оболочкой данной конструкции. Взаимообусловленность содержания и формы, выра-
тт ттиго
женные в свернутом ПДТЗ, - это то существование, что определяет композицию всего задания.
Строение ЭФТК можно рассматривать и с точки зрения определенного взаимодействия всех элементов формы между собой и с пространством - как объемно-пространственную структуру (закрытую, открытую и т.д.). Независимо от этой структуры система связей всех ее элементов имеет наряду с тектоникой решающее значение для достижения подлинной гармонии. Правильно организованная объемно-пространственная структура ПДТЗ и его тектоничность - главные предпосылки гармоничной композиции тестовой ситуации.
Закономерности композиции выступают как объективно действующие условия, отражающиеся на характере восприятия формы испытуемыми. Связи между элементами композиции, с одной стороны, и маршрутом восприятия, динамикой внимания, эмоциональными эффектами - с другой, являются вероятностными. Оценивая ту или иную композицию, можно с некоторой степенью верности предсказать, как она будет восприниматься: по какому пути «пойдет» глаз тестируемого, что привлечет его в первую очередь, а на что он не обратит внимания. Общей закономерностью композиции ПДТЗ является активная роль ключевых слов и требований, а также максимальное количество визуальной информации, представленной с помощью свернутого представления объемно-пространственной структуры тестовой ситуации.
При изучении закономерностей композиции часто упускают из виду и то, что сами закономерности проявляются в формах представления различных областей знаний, и поэтому штампованные рецепты в практической деятельности тестологов непригодны. Невозможно дать готовых рецептов, как проектировать ЭФТК по конкретной учебной дисциплине. Каждый отдельный случай требует своего творческого подхода. Однако существуют определенные принципы и объективные закономерности, которые в какой-то мере являются инвариантными для различных областей знаний. Поэтому первым шагом к раскрытию композиции форм ПДТЗ является систематизация построений тестовых ситуаций по наиболее существенным факторам (признакам, симптомам).
Что же может быть положено в основу такой системы? Несмотря на отсутствие чего бы то ни было общего между математическими, естественно-научными и гуманитарными знаниями, нечто общее объединяет между собой формы представления содержания в тестовых заданиях. Наиболее общим признаком возможной систематизации таких изображений является, по-видимому, принцип взаимодействия объема с пространством.
Эта определяющая особенность пространственной организации тестовой ситуации дала возможность В. С. Аванесову дифференцировать формы тестовых заданий на четыре вида: закрытые, открытые, на установление правильной последовательности и на соответствие.
Следует обратить внимание на необходимость формулировки ЭФТК в виде кратких и свернутых суждений, о которых говорится в работах [3; 4].
Гармония формы ПДТЗ достигается с помощью средств композиции, к которым относят пропорции, масштаб, контраст, ритм, метрические повторы, цвет и тон, характер формы. Пропорциональность является результатом уравновешенности целого задания и всех его частей, масштабность достигается умелой проработкой элементов ПДТЗ. В единстве характера строения тестовой ситуации и всех ее частей отражается умение проектировщика точно выразить содержание целого в каждом из его элементов, цвет и правильно найденные тональные отношения позволяют усилить органическое единство формы, добиться ее целостности. Влияние закономерной композиции и характер использования средств (в ходе операции творческого процесса для достижения требуемого качества ЭФТК) показаны на схеме 2.
Схема 2. Влияние закономерной композиции и характера использования средств в процессе достижения необходимого качества ЭФТК
Композиция правильно спроектированного ПДТЗ обладает специфическими свойствами и качествами, характерными для высокоорганизованной формы. Такая форма целостна, ее элементы соподчинены между собой, уравновешены, едины по характеру, пропорциональны, масштабны и представлены в виде рациональной для конкретного содержания объемно-пространственной структуры. Когда то или иное свойство становится главным, организующим форму началом, оно выступает как качество композиции.
Целостность формы ЭФТК отражает логичность, логику и специфику связи содержания фрагмента учебного материала с его композиционным воплощением. Гармоничная целостность связана с соподчиненностью элементов ПДТЗ, как следствие с причиной. Соподчиненность предполагает наличие в тестовой ситуации только одного существенного признака, от-
сутствие лишних слов и даже знаков. По сути дела, в тестологии, как и в технической эстетике, можно говорить об особом видении формы, которое вырабатывается благодаря опыту и профессиональному подходу к созданию тестовых суждений.
Композиционно-организованная форма ЭФТК воздействует на испытуемого как система взаимосвязанных элементов. С одной стороны, каждый из этих элементов должен в наилучшем виде гармонично отображать фрагмент содержания тестового утверждения, а с другой - все они должны составлять особого рода целостность.
Особенностью узнавания формы ЭФТК является ее воздействие на тестируемого в процессе утилитарного восприятия содержания и требования каждой конкретной тестовой ситуации. Следовательно, акт восприятия выступает как сопутствующий формированию конкретного заключения процесс, как органическая часть действия испытуемого.
Остановимся на попытках некоторых тестологов ответить на вопросы, связанные с психофизиологией восприятия различных композиционноорганизованных форм представления ПДТЗ. Разнообразие форм делает композицию теста информационно насыщенной, что обеспечивает сохранение активности восприятия испытуемым ЭФКТ в течение всего сеанса тестирования. Более того, разнообразие форм позволяет проектировать тестовые ситуации с различной дифференцирующей способностью. Безусловно, степень формальных отличий представления тестовых утверждений должна быть ограничена стандартом, так как оценка композиции конкретного ПДТЗ испытуемым происходит практически мгновенно. Последнее означает то, что анализ структуры композиции фактически не производится тестируемым.
При столкновении с «содержанием», т. е. функционально-смысловой основой ЭФТК, временной аспект восприятия становится сложнее. Даже в случае высокоорганизованной композиции при количестве слов в ПДТЗ более 13 осознание гармонической целостности задания становится как бы размытым в контурах.
Итак, синтезирующим качеством композиции ПДТЗ является гармоничная целостность формы, которая возникает лишь в результате особого соподчинения всех частей целостного, краткого и свернутого тестового утверждения. В основе такого соподчинения всегда лежит ряд закономерностей или кодекс деятельности тестолога, отступление от которых приводит к нарушению композиции тестовых ситуаций.
Важным свойством композиции является ее равновесие - такое состояние формы, при котором все элементы ПДТЗ представлены на экране дисплея с пропорциями, с цветовыми и тональными отношениями отдельных частей целого. Равновесие трактуется как место сосредоточения основных связей между всеми элементами тестового утверждения.
Характер формы - это совокупность индивидуальных черт, отличающих строения одинаковых по назначению объектов. Разработчик ПДТЗ выбирает характер строения тестовой ситуации не произвольно - он во многом обусловлен содержанием учебного материала и в еще большей мере различающей (по степени обученности) способностью задания и его назначением. Например, ЭФТК закрытого типа обладают меньшей раз-
дичающей способностью, чем тестовые утверждения на установление соответствия. Тестовые ситуации на установление правильной последовательности могут применяться не только для оценки знаний испытуемыми хронологического порядка следования каких-либо событий, но и позволяют определить, знают ли тестируемые технологии производства конкретных предметов или правил выполнения заданных операций.
Работа над характером формы представления тестового суждения - задача творческая и специфическая, трудная потому, что каждое ПДТЗ -это и своя тектоника, и своя объемно-пространственная структура, и своя технология. Формы ЭФТК в зависимости от проявления в них характера разделяют на открытые, закрытые, установление соответствия, правильной последовательности. При этом пространственное расположение ПДТЗ может носить либо симметричный, либо асимметричный характер.
На схеме 3 представлены примеры композиционных решений характера форм ПДТЗ.
Схема 3. Композиционные решения характера форм ПДТЗ --------
С нашей точки зрения необходимо учитывать психологические подходы к анализу проективных методик в психологии личности [6, с.5—39], в которых отражены особенности восприятия человеком пространства листа (и экрана монитора компьютера). Верхняя его часть сопрягается личностью с положительными эмоциями, нижняя - с отрицательными; правая сторона с будущим, левая сторона с прошлым. В этой связи объекты ПДТЗ оптимально располагать в центре экрана в симметричном варианте или в правой части (как показано на схеме 3) в асимметричном варианте. При этом расположение объектов в асимметричном варианте в самой нижней части как слева, так и справа с психологической точки зрения нежелательно.
Для подчеркивания наиболее важного элемента в строении тестового утверждения часто используют цвет. Следует быть особенно внимательным к цветовой поддержке изображений на экране дисплея. При активном использовании цвета всегда есть опасность «раздробить» форму или исказить содержание ПДТЗ. Так, например, в тестовых ситуациях по пожарной безопасности цвет должен отражать содержательную направленность отдельных предметов.
С древнейших времен была замечена тесная связь цвета с психикой, его способность воздействовать на эмоции и даже на физиологические функции человека [7, с. 172]. «Быть видящим - писал Аристотель, - значит быть каким-то образом причастным к цвету» [1]. Говоря о взаимодействии цвета с ощущениями и сознанием человека в психологии используются понятия «психологическое воздействие цвета», «чувственно-нравственное действие» (Гете), «эмоциональные или эстетические реакции на свет», «выразительность», «суггестивность», «цветовые ассоциации», «си-нэстезии», «цветовое мышление», «цветочувствительность» и др. Мы не имеем возможности подробно охарактеризовать их в данной работе, отметим только, что цветовая гамма играет важную роль в работе респондента с ПДТЗ.
В этой связи необходимо отметить, что самыми распространенными цветами, воспринимаемыми человеческим глазом, являются синий, зеленый, красный, желтый (основные цвета по цветовому тесту М. Люшера), фиолетовый, коричневый, черный и серый (дополнительные цвета по цветовому тесту М. Люшера). Вместе с тем некоторые авторы (например, Л. Н. Миронова [7]) к основной триаде относят красный, белый и черный цвета. Это связано с эволюционным развитием психики человека и восприятием огня, ночи, дня в процессе жизнедеятельности. Наиболее таинственными для человека являются белый и черный цвета как символы одновременно покоя, страха, траура, смерти, божественности и т. п.
Кроме того, в разработанной М. Люшером теории личности, основанной на вышеприведенной цветовой гамме, имеются два основных психологических измерения: активность—пассивность, гетерономность—автономность. Эти измерения, определяющие значения цветов, представлены автором в виде таблицы [2, с. 165].
Значения цветов в системах «активность—пассивность», «гетерономность—автономность»
Характеристика признаков Пассивные, ориентированные субъективно Активные, ориентированные объективно
Детерминированные Синий Желтый
тетероном но -объектно
Детерминированные Зеленый Красный
автономно-субъектно
В связи с вышесказанным можно сделать вывод о том, что при оформлении ПДТЗ необходимо выбирать цвета, не несущие отрицательной окраски, например, синий (голубой), зеленый (салатный), желтый (охристый) в осветленных вариантах. При подготовке ПДТЗ важно понимать, что
светлые оттенки цвета способны снять некоторую напряженность респондента в процессе тестирования и помочь воспроизвести информацию из памяти. Кроме того, при подготовке ПДТЗ по различным предметам можно использовать определенную окраску фона для формирования ассоциации с тем или иным предметом или той или иной формой задания. Вместе с тем при тестировании студентов в процессе комплексной оценки вуза необходимо учитывать, что разнообразие фона может привести к рассеиванию внимания респондента и вследствие этого менее хорошим результатам.
При подготовке ПДТЗ важную роль играют размер, тип, цвет и стиль шрифта. Поскольку в книгах, журналах и газетах используется, как правило, черный цвет шрифта, и он виден практически на любом фоне, то при подготовке ПДТЗ именно его целесообразно использовать. Когда встает вопрос о других шрифтовых параметрах, необходимо отметить, что они должны быть достаточно строгими, привычными и без лишних украшающих деталей, лишь рассеивающих внимание респондента.
Таким образом, единство характера формы мы считаем свойством композиции, но существенное в строении тестового задания правомерно рассматривать и как особое синтезирующее средство, вбирающее многое от других средств, ведь характерное в форме достигается и пропорциями, и масштабами, и нюансными особенностями. Главное, чтобы все эти признаки способствовали наилучшему пониманию содержания и требований ПДТЗ. Характер формы как особое, специфическое средство композиции связан с образностью представления содержания, с ее эмоциональным воздействием на испытуемого.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аристотель. О душе // Аристотель. Соч.: В 4 т. - М., 1969. - Т. 1.
2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 1999.-С. 165.
3: Васильев В. И., Тягунова Т. Н. Основы культуры адаптивного тестирования. - М.: Национальный институт бизнеса, 2003. - 370 с.
4. Васильев В. И., Красильников В. В., Плаксий С. И., Тягунова Т. Н. Статистический анализ многомерных объектов произвольной природы. - М.: Издательство ИКАР, 2004. - 282 с.
5. Ляхов. В. И. В поисках прекрасного // Техническая эстетика. - 1968 -№ 10,
6. Методики исследования личности (для школьных психологов)/Сост.: О. М. Миллер, Т. Л. Ядрышникова. - Красноярск: Изд-во КГПУ. 1994. - С. 5—39.
7. Миронова Л. И. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. - М.: Наука, 1993. - С. 172.
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КАК ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Л. Н. Куликова
Взаимоотношение участников педагогического процесса - одна из старейших педагогических проблем, которая вследствие своей непреходящей значимости в новых исторических условиях каждый раз актуализируется заново. Сегодня, когда исключительно важной стала задача гуманизации