УДК 371389 А. В. КУЧЕРОВА
Омский государственный педагогический университет
КОМПОЗИЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОСНОВАМ ДИЗАЙНА
В статье рассматриваются теоретические основы композиции, как важной части в профессиональном становлении студентов на занятиях по основам дизайна. Автор анализирует различные трактовки термина «композиция», а также рассматривает особенности композиции в дизайне. В данной статье выделены основные компоненты композиции, необходимые для теоретической и практической подготовки студентов.
Ключевые слова: композиция, основы дизайна, профессиональное становление, графический дизайн.
В профессиональном становлении студентов большое значение придается изучению основ композиции и развитию композиционных способностей. Поскольку одним из условий профессионального становления студентов является развитие профессионального типа мышления в дизайнерской деятельности, то специфика содержания обучения связывается с вопросами композиционной подготовки и овладением средствами выражения художественной идеи. В связи с этим необходимо рассмотреть определение понятия композиция.
«Композиция (от лат. сотровШо — составление, связывание), 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому» [1, с. 614]. Таким образом, композиция выступает в роли системы построения художественного произведения, которая обуславливает его восприятие, а также способствует созданию целостности и единства произведения с помощью определенных средств. Как отмечает Е. В. Шорохов, «композиция» обозначает «сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке, соединение, соотношение сторон и поверхностей, которые, вместе взятые, составляют (компонуют) определенную форму» [2, с. 5]. В данном определении подчеркивается также систематизирующий характер композиции, который проявляется, в частности, в компоновке формы в изобразительном искусстве и дизайне.
Наше исследование направлено на профессиональное становление специалиста в условиях обучения основам дизайна. Отсюда возникает необходимость рассмотреть то, как термин композиция понимается в дизайне: «композиция в дизайне — «построение (структура) произведения дизайнерского искусства, расположение и связь его частей, обусловленные их компоновкой, отвечающей назначению и технической идее этого произведения и его художественному (образному) замыслу, отражающему эмоционально-чувственные ожидания потребителя дизайнерского продукта» [3, с. 35]. В данном определении подчеркивается, что композиция в ди-
зайне анализируется с позиций выразительности, логической завершенности и эстетической целесообразности формы, с точки зрения ее существования в контексте культурной ситуации [3]. Из данного определения видно, что в композиции для разработки идеи художественно образного замысла, дизайнер применяет компоновку форм, а также важно то, что при организации структуры произведения, композиция в дизайне еще должна вызвать интерес, привлечь внимание и учитывать ожидания потребителя.
Композиция как построение произведения применима ко всем видам художественного творчества: живопись, графика, скульптура, литература, музыка, к процессу и результату проектирования. В дизайне также композицию понимают как процесс создания гармоничного произведения.
Теории и практической подготовке специалистов по композиции посвящены фундаментальные труды О. Л. Голубевой, А. С. Котлярова, Р. В. Паранюшкина, А. В. Степанова, В. Б. Устина, О. В. Чернышева, Е. В. Шорохова. Отдельные теоретические и методические рекомендации и указания по проблемам композиции различных видов и жанров изобразительного искусства и дизайна содержаться в работах Г. В. Беды, И. Б. Ветровой, А. Д. Гончарова, Н. Г. Козлова, П. А. Кудина, С. П. Ломова, Р. Ю. Овчинниковой, А. С. Пучкова, А. В. Триселева, А. П. Яшухина и других авторов.
Значимыми для методики профессионального становления студентов по композиции являются труды Е. В. Шорохова, который, всесторонне рассматривая композицию, приходит к выводу, что «композиция — это, с одной стороны, творческий процесс создания произведения искусства от начала до конца, от появления замысла до его завершения, с другой стороны — своеобразный комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах, служащих наиболее полному, целостному и выразительному решению замысла» [2, с. 7]. В данном определении, композиция рассматривается как творческий процесс, а также как определенный арсенал средств, необходимый художнику для создания целостного и выразительного замысла.
Другой автор О. Л. Г олубева также подчеркивает необходимость наличия композиционных средств в арсенале творца, поэтому изучение основ компо-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
зиции предполагает знакомство с законами, средствами гармонизации композиции, видами композиции. «Творческая профессия в первую очередь требует знания законов гармонии и средств, помогающих создавать гармоничные произведения» [4, с. 5].
Как известно, при создании произведений и художник и дизайнер обращается к гармонии в природе, где наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм.
Композиция в дизайне имеет свою методику и терминологию и опирается на необходимые качества или свойства дизайнерского произведения, которые основаны на особенностях восприятия. Л. М. Холмян-ский, А. С. Щипанов выделяют основные категории композиции, такие как органичность и целостность формы, пропорциональность и ритм, масштабность, пластичность, цвет и цветосочетание. Последовательно рассматривая категории композиции, авторы поясняют содержание каждой категории [5]. В другой работе, посвященной композиции в дизайне и рекламе, автор утверждает, что без изучения теории композиции невозможно профессиональное становление в области дизайна, и цель композиции в проектной деятельности «создание дизайн образа, а композиционное решение в дизайне имеет первоочередное значение и заслуживает самого внимательного рассмотрения» [6, с. 72].
Следовательно, обучение студентов основам дизайна необходимо начинать с освоения композиции, а также рассмотреть особенности композиции в графическом дизайне.
«Композиция в графическом дизайне является преимущественно плоскостной. В графической композиции под пространством понимается изобразительная плоскость — пространство, ограниченное форматом листа, которое содержит на своей физической поверхности изобразительный материал. Графическое пространство может обладать плановостью, глубиной и другими трехмерными характеристиками, но все это достигается с помощью композиции плоских графических форм (ритм, ширины линий, насыщенность цвета, тон и т.д.)» [7, с. 149— 150].
Таким образом, «характер композиции в дизайне во многом зависит от вида дизайна, диктующего выбор способа реализации замысла автора. В графическом дизайне композиция в дизайне ограничена сопоставлением различного рода изображений, шрифтов, цветовых пятен на плоскости» [3, с. 35]. Также в арсенале дизайнера всегда имеются различные приемы и средства композиции, которые использует дизайнер для создания дизайн образа.
В теории композиции рассматривается огромный арсенал средств композиции. В частности, Р. В. Пара-нюшкин выделяет такие средства, как формат, масштаб и пропорция, ритм и метр, контраст и нюанс, цвет, композиционные оси, симметрия, фактура и текстура, стилизация. Е. В. Шорохов к средствам создания композиции относит линии, штриховку (штрих), пятно (тональное и цветовое), линейную перспективу, светотень, цвет, воздушную и цветовую перспективу [2]. Кроме того, в теории композиции отмечается, что «существуют определенные художественные средства выражения, используемые для создания произведений. Это форма, цвет, фактура и т.д.» [4, с. 7].
В дизайне процесс создания художественного образа связан с его тонкой настройкой и гармонизацией. Поэтому в дизайне средства композиции называют еще средствами гармонизации художественной формы: нюанс — контраст, статика—динамика, метр —
ритм, отношения, пропорции, размер — масштаб. А линию, точку, пятно, цвет — художественными средствами построения композиции [8]. Таким образом, можно выделить средства выражения художественного образа, такие как форма, цвет, фактура, а также средства гармонизации композиции: ритм, контраст, нюанс, тождество, пропорции, масштаб.
Средствами композиции в дизайне являются те же средства композиции, что и в изобразительном искусстве. Следовательно, такие средства композиции, как ритм, метр, статика, динамика, симметрия, асимметрия, тектоника, нюанс, тождество, контраст, масштаб и др. инвариантны, неизменны для любого вида искусства и дизайна. В современном дизайн-проектировании и формообразовании выделяют также: ас-самбляж, комбинаторику, инсталляцию, монтаж и др. Ассамбляж понимается как создание произведений из материалов или предметов, первоначально созданных для других целей. Под комбинаторикой в дизайне понимается метод формообразования, который изучает различные варианты сочетания и расположения предметов на плоскости. Инсталляция переводится с английского installation как установка, встройка. В дизайне понятие раскрывается как преднамеренное внесение художественного смысла в объемно пространственные объекты, по природе своей не претендующие на него. Монтаж являет собой отбор и соединение фрагментов в соответствии с замыслом [3].
Анализ определений понятия «композиция» свидетельствует о необходимости отбора и последовательности применения композиционных приемов для создания художественного образа. При этом композиционный прием, выступает как совокупность средств выразительности.
Для того, чтобы произведение вызывало интерес, привлекало к себе внимание, дизайнер использует закономерности, законы композиции. Законы реализуются при помощи принципов. В теории композиции психологами и художниками выделены следующие взаимосвязи законов и принципов: закон соподчинения реализуется при помощи принципов масштабности и контрастности, закон равновесия при помощи симметричности и тектоничности, закон видоизменения при помощи пластичности и тональности, закон соразмерения при помощи ритмичности и пропорциональности. Композиционные принципы, в свою очередь, реализуются при помощи композиционных средств.
«Познав основные законы композиции, студенты получают ключ к анализу и глубокому пониманию произведений различных видов и жанров искусства» [2, с. 9]. Е. В. Шорохов выделяет такие законы, как закон цельности, закон типизации, закон контрастов, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу. Таким образом, законы композиции необходимо соблюдать при создании любого произведения.
Методика обучения основам дизайна студентов включает в себя рассмотрение дизайна как профессиональной деятельности, ознакомление с видами дизайна. В изучении основ дизайна акцент ставится на графическом дизайне и его объектах. «Поскольку объекты графического дизайна могут представлять собой двухмерное и трехмерное визуальное решение, то дизайн композиционных построений достаточно широк» [6, с. 72]. В связи с этим студентам на начальном этапе обучения необходимо ознакомиться с видами композиции: плоскостная, объемно фронтальная, объемно пространственная, глубинно пространственная. Изучая виды композиции, студенты
знакомятся с принципами организации композиционного центра и законами композиции. В композиционной деятельности интегративно взаимосвязаны зрительное восприятие, формообразование и работа с цветом.
Графический дизайн — дизайн коммуникационный. Особенность создания объектов графического дизайна заключается в том, что дизайнер переводит информацию на визуальный язык, учитывая ее специфику. «Создавая композиционное решение объекта, дизайнер должен учитывать особенности его психологического воздействия: эмоциональность, которая создается через общую композиционную структуру объекта, включая ее цветность, и ассоциативность, когда зритель находит связи воспринимаемого объекта со своим предыдущим опытом» [6, с. 77]. Сказанное означает, что композиционное решение должно строиться с учетом психофизиологического, эмоционального и эстетического воздействия на зрителя, общей композиционной схемы и цветового строя.
Использование цвета в композиции усиливает выразительные качества объектов дизайна. Применение цветовых гармоний обеспечивает формирование цветовой среды, которая вызывает определенное эмоциональное состояние человека.
На основе анализа литературы по теории композиции нами выделены компоненты, необходимые для профессионального становления студентов, которые способствуют созданию художественного образа и гармонизации объектов графического дизайна. Компонентами профессионального становления в области композиции являются: теоретические знания основ композиции и практическое применение категорий, композиционных приемов, средств композиции, художественных средств композиции, а также принципов композиционной организации.
Программа курса основы дизайна в части композиции включает систему упражнений и заданий, направленных на решение задач по освоению средств композиции, применению композиционных приемов, композиционного формообразования, разработку цветовой ассоциативной композиции. Все задания ориентированы на использование композиционных принципов и категорий для создания художественного образа, а также способствуют развитию особого художественного видения.
Обучение студентов композиционной деятельности на занятиях по основам дизайна необходимо
организовать так, чтобы знания, умения и навыки, которые являются важными составляющими творческого процесса надолго и прочно вошли в структуру профессионального становления студентов. В ходе приобретения теоретических и практических основ композиционной деятельности студенты должны освоить метод, для решения творческих задач, который будет способствовать дальнейшему профессиональному становлению будущих учителей изобразительного искусства в творческой и педагогической деятельности.
Библиографический список
1. Советский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А.М. Прохоров ; редкол. : А. А. Гусев и др. — Изд. 4-е. — М. : Сов. энциклопедия, 1987. — 1600 с.
2. Шорохов, Е.В. Основы композиции [Текст] / Е.В. Шорохов : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». — М. : Просвещение, 1979. — 303 с.
3. Дизайн. Иллюстрированный словарь — справочник [Текст] / Под общ. ред. Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. — М. : Архитектура — С , 2004. — 288 с.
4. Голубева, О.Л. Основы композиции [Текст] / О.Л. Голубева. — М. : Изобраз. искусство, 2001. — 120 с.
5. Холмянский, Л.М. Дизайн [Текст] / Л.М. Холмянский, А.С. Щипанов. — М. : Просвещение, 1985. — 240 с.
6. Овчинникова, Р.Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования [Текст] / Р.Ю. Овчинникова : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 070601 «Дизайн» , 032401 «Реклама» ; под ред. Л.М. Дмитриевой. — М. : ЮНИТИ ДИНА, 2009. — 239 с. — (Серия «Азбука рекламы»).
7. Мазурина, Т.А. Структура теории композиции в графическом дизайне [Текст] / Т.А. Мазурина // Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна : меж-вуз. сб. науч. тр. ; отв. ред. М. С. Соколова. — Магнитогорск : МаГУ, 2007. - Вып. 2. - С. 149- 158.
8. Устин, В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно художественного формообразования в дизайнерском творчестве [Текст] / В.Б. Устин : учеб. пособие. — 2-е изд., уточненное и доп. — М. : АСТ : Астрель, 2007. — 239 с.
КУЧЕРОВА Алина Васильевна, аспирантка кафедры декоративно-прикладного искусства.
Адрес для переписки: e-mail: Alinka-ku@mail.ru
Статья поступила в редакцию 12.04.2010 г.
©А. В. Кучерова
ИНФОРМАЦИЯ
Пре-мут к Конкурсу по международному коммерческому арбитражу им. Виллема Виса
25 — 27 марта 2011 года на юридическом факультете МГУ состоится Второй пре-мут к восемнадцатому конкурсу по международному коммерческому арбитражу им. Виллема Виса. Конкурс им. Виллема Виса представляет собой модельный процесс в международном коммерческом арбитраже. В отличие от первого Московского пре-мута, проведенного на юридическом факультете в 2010 году, в этот раз организаторы планируют пригласить на конкурс команды университетов Европы, Азии и Америки.
Более подробная информация размещена на сайте пре-мута.
Источник : http://www.rsci.ru/grants/grant_news/293/228249.php.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ