ческого развития личности. Вышеизложенная магистерская программа включает в себя идеи диалога, сотрудничества, совместной деятельности, предполагает вариативность подготовки с учетом потребностей и интересов личности, опору на ее субъективный опыт, помощь в самоопределении, направленность на формирование личностно значимых обобщенных способов профессиональной деятельности, на творческую самореализацию с учетом субъективного опыта и ценностных ориентаций.
Библиографический список
1. Беспалько, В. П. Проблемы образовательных стандартов в СШАи России [Текст] / В. П. Беспалько // Педагогика. — 1995. — № 1. - С. 89-94.
2. Галаган, А. И. Реформы систем высшего образования в странах Центральной и Восточной Европы [Текст] / А. И. Галаган // Проблемы академической и профессиональной мобильности в евразийском регионе на пороге XXI века : материалы Межунар. науч.-практ. конф. МАН ШВ. — Алматы, 1996. — С. 39-40.
3. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире : учебное пособие [Текст] / А. Н. Джуринский. — М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 200 с.
4. Мерфи, П. Д. Взгляд в будущее: профессиональное образование в XXI столетии. [Текст] / П. Д. Мерфи, М. Никсон // Высшее образование в Европе. — Европейский центр по высшему образованию ЮНЕСКО. — 1993. —Т. XVIII. — № 4. — С. 127-143.
5. Разумовский, В. Т. Отечественная школа: взгляд со стороны. [Текст] / В. Т. Разумовский//Педагогика. — 1992. — № 910. — С. 3-7.
ИВАХНОВА Любовь Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой изобразительного искусства и методики его преподавания института искусств.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.11.2010 г.
© Л. А. Ивахнова
УДК 371.389. К 959 д. в. КУЧЕРОВА
Омский государственный педагогический университет
ШРИФТ
КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ОСНОВАМ ДИЗАЙНА________________________________
В статье рассматриваются теоретические основы шрифта как важной части в профессиональном становлении студентов педагогического колледжа на занятиях по основам дизайна. В данной статье определены основные знания, умения и навыки, способности, которые необходимы студентам для работы над шрифтом и шрифтовыми композициями, для обучения учащихся шрифту.
Ключевые слова: шрифт, рисованный шрифт, шрифтовая композиция, выразительность шрифта.
В профессиональном становлении будущих художников и дизайнеров большое значение придается изучению шрифта. Сегодня шрифт проник во все сферы общественной жизни, он является не только средством передачи информации, но его также рассматривают как форму искусства, как часть культуры. По этому поводу Ю. Герчук говорил, что «культура шрифта — неотъемлемая и важная часть общей художественной культуры своего народа, своего времени, своего стиля. Каждый новый шрифт создается художником именно для удовлетворения изменяющихся потребностей художественной культуры» [1.С.7].
Шрифт является одним из важных художественных средств, которым необходимо овладеть как ху-дожнику-педагогу, так и дизайнеру. В этой связи необходимо рассмотреть понятие «шрифт». Обще-
известным считается, что слово «шрифт» немецкого происхождения (зсИпЛ) — которое переводится как письмо, почерк, начертание букв. Помимо этого определения «шрифт» рассматривается как: «комплект литер, воспроизводящий какой-либо алфавит (лат., рус., араб., греч. и др.), а также шрифты и знаки. Шрифты различаются характером рисунка, наклоном (прямой, курсив, наклонный), насыщенностью (светлый, полужирный, жирный), размером (кегль)» [2, с. 1529]. Другое определение понятия «шрифт» показывает единство всех элементов шрифта: «шрифт — это алфавит, в котором изображение букв, цифр, и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Иными словами шрифтом называется графическая форма определенной системы письма» [3, с. 21 ]. Таким образом, в широком понимании «шрифт» пред-
ставляет собой определенную систему знаков, подчиненную общему стилевому единству, обладающих образностью, графической выразительностью.
Профессиональное становление будущих учителей изобразительного искусства предполагает освоение шрифта на занятиях по основам дизайна. Сказанное вызывает необходимость рассмотреть шрифт, а также особенности работы над шрифтом в дизайне.
В дизайне работа над шрифтом представляет собой процесс художественного проектирования, который включает разработку способов и приемов создания шрифтовых композиций. Область применения шрифта имеет широкий спектр. Шрифтовые композиции разрабатывают для книжной и газетножурнальной графики, промышленной графики, системах визуальной коммуникации и др. Шрифт, приобретает смысловые и эстетические качества, выразительность, когда его применяют при решении конкретных задач, в определенной композиции и материале. Следовательно, профессиональная деятельность дизайнера по разработке и применению шрифта носит разнообразный характер, от поиска художественной формы шрифта к разработке шрифтовых композиций, отражающих форму и содержание определенных видов графического дизайна. Такой широкий спектр использования шрифта требует разнообразных знаний и умений, которые необходимы студентам для профессионального становления.
Как самостоятельный вид искусства, шрифт имеет свою историю, сложившиеся стили, терминологию, правила построения, способы начертания знаков и др. Для того чтобы студенты овладели основами шрифтовой графики, необходимо совмещать теорию и практику. Помимо приобретения знаний, умений и навыков, овладение шрифтом должно носить творческих характер. В ходе изучения основ шрифтовой графики студенты получают представление о роли шрифта в графическом дизайне, его функциях и художественных качествах, о шрифтовой композиции и методах построения шрифта.
Изучение истории развития шрифта, позволяет студентам познакомится с основами теории и эволюции букв, а также способствует получению знаний, умений и навыков о шрифте при воспроизведении стилей письма, которые повлияли на формирование графики современного шрифта.
Как известно, искусство шрифта уходит корнями в далекое прошлое. Анализ научных источников свидетельствует о том, что теоретические основы данного вида искусства возникли значительно позже. В XVI веке художники и исследователи стали обращаться к проблемам формообразования шрифта: во Франции это Жоффруа Тори, в Германии Альбрехт Дюрер; в XIX веке в Англии Эдвард Джонстон; в России в XX веке данным вопросом занимаются Г. А. Банникова, И. Т. Богдеско, Ю. А. Боярский, С. Е. Ганнушкина, М. Г. Жуков, Е. И. Коган, Г. И. Козубов, Н. Н. Кудряшов, П. М. Кузанян, Ю. К. Курбатов, В. В. Лазур-ский, С. М. Пожарский, М. Г. Ровенский, М. В. Серегин, Ф. Ш. Тагиров, С. Б. Теллингатер, В. А. Фаворский и др.
Исследователи данной области подчеркивают необходимость в профессиональном становлении будущих художников и дизайнеров изучения таких вопросов как: ознакомление с историей развития шрифта, его классификацией, структурой и применением. В своей работе и художник-оформитель, и дизайнер сталкиваются с применением готовых шрифтов, поэтому студенту необходимо не только уметь правильно использовать готовые образцы, но и созда-
вать свои шрифты, эмоционально окрашенные рисунки букв и композиции текстов для того, чтобы в этой логике строить процесс обучения шрифту учащихся. В работе со шрифтом специалисту также необходимо знать требования, применяемые к современным шрифтам, правила и приемы в работе со шрифтом, уметь отбирать шрифты для заданной темы, создавать шрифтовые композиции. Большое значение в становлении шрифтовой культуры имеет владение высокой техникой исполнения шрифта, графическими и композиционными приемами, а также средствами выражения художественного образа.
Отмеченные выше вопросы отражены в различных теоретических материалах по шрифту, однако, несмотря на существующее многообразие работ посвященных шрифтовой графике, исследователи отмечают, что этого материала недостаточно, большинство книг содержат лишь краткие сведения по теории и практике шрифтов, а также в них почти не раскрываются вопросы построения шрифтов [4].
Художественная культура шрифта — это специфическая область искусства. Как отмечает Ю. Гер-чук: «Всякий шрифт есть художественная интерпретация алфавита. Каждый знак в алфавите имеет какие-то пределы возможных трансформаций, за которыми он перестает быть узнаваемым, перестает читаться» [1, с. 8]. В связи с этим, изучая шрифт, студентам необходимо подробно остановиться на структуре шрифтовых знаков, их конструкции и способах начертания. Знание структуры букв дает возможность определить выразительные возможности одного шрифта, которые отличают его от остальных, выбрать и использовать его. Внешний вид шрифтов определяют такие его параметры, как высота букв без выносных элементов, тип засечек, наклон букв и дополнительные элементы.
История развития шрифтового искусства раскрывает перед нами огромный мир разнообразных шрифтов. Теоретики шрифта выделяют среди них такие виды шрифтов, как рисованные, рукописные, гравированные, рельефно-объемный шрифт, наборные — типографические.
В теории и практике шрифтовой подготовки отмечается то, что основой шрифтовой деятельности студентов должна быть буква, так как буква является отправной точкой в творческой деятельности художника в работе над созданием новых шрифтов, надписей, знаков (логотипов). Изучение строения букв дает представление об особенностях графической формы всего алфавита, поэтому в художественной практике необходимо при изучении не только исторических, но и современных рукописных шрифтов, как латинских, так и русских, а также умение применять метод художественно-графического анализа шрифта, который включает в себя:
1) анализ графики букв и графических особенностей письма (то есть соотношение штрихов, наличие и форма засечек, различие по начертанию, пропорции, межбуквенный пробел, междустрочное расстояние, композиция на листе);
2) определение угла письма (положение орудия письма к строке);
3) определение дукта (последовательность и направление начертания элементов букв: основных и дополнительных штрихов);
4) орудие письма (различные перья, их заточка, кисти) [5, с. 7].
Большое значение в практике студентов приобретает изучение рисованного шрифта. Его характер-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (98) 2011
Решение учебно-творческих задач: упражнения, задания, проекты
Рис. 1. Модель содержания шрифта как компонента профессионального становления студентов на основах дизайна
<
о
ной особенностью является то, что он разнороден, так как объединит все виды шрифта. Работа над рисованным шрифтом отличается от создания наборного. Целью рисованного шрифта является создание художественного произведения — надписи, композиции. Выполнение надписи это единый процесс, который не может быть разделен. Таким образом, создается целостность надписи, которая воспринимается чувственно, композиционно, фактурно, колористически, пространственно, на плоскости [6]. Надпись создается и существует по тем же законам, что и другие произведения искусства.
Следовательно, важным аспектом профессионального становления студентов является формирование умений разрабатывать рисованный шрифт.
Создавая рисованный шрифт, необходимо уделять внимание его выразительным возможностям. Одним из методов, который способствует созданию выразительности шрифта, является стилизация. Стилизация также применяется для того, чтобы подчерк-
нуть стилевую художественность текста, а также чтобы связать его с определенной эпохой. Для достижения выразительности шрифта, характера его начертания, большое значение приобретают способы его выполнения, используемые материалы и инструменты, темп работы. Как отмечалось выше, шрифт приобретает большую выразительность в конкретном художественно-композиционном решении, поэтому шрифт в совокупности с фоном вызывает определенные впечатления, буквы могут быть весомыми, пластичными, заключаться в линию или представлять собой плоскость и т.д. Также выразительность шрифта может зависеть от его пропорционального и ритмического строя. В связи с этим, выполняя практические работы со шрифтом, студенты должны в полной мере раскрывать выразительные возможности шрифта. Этому способствуют уровни осмысления формы шрифта, которые выделены в теории шрифта: «изобразительность и стилистика, конструкция и пластика, пропорции и ритм. Их кон-
кретные соотношения и взаимодействия в одном ли шрифте, в творчестве того или иного художника, или в шрифтовой культуре времени и страны создают основу художественного стиля» [1, с. 11].
В изучении основ шрифтовой графики большое значение приобретает разработка шрифтовой композиции. Как известно понятие «композиция» отражает объединение всех элементов в единое целое. В разработке шрифтовой композиции, как и в любом другом виде искусства для гармонизации художественной формы используют законы композиции, средства гармонизации, приемы, способы и др. «Композиционные средства гармонизации шрифтовой графики по значимости следуют в таком порядке: композиционный прием, ритм, пропорции, масштаб, цвет» [7, с. 59].
Так же как и композиция любого художественного произведения, шрифтовая композиция должна быть целостной, гармоничной, выразительной образной и др. Помимо этого важным в шрифтовой композиции должно быть стилевое единство. Для этого необходимо учитывать: «1) шрифт, который будет оформлять содержание текста; 2) компоновку текста на заданном формате; 3) размер шрифта и расположение букв в словах» [3, с. 66]. К требованиям, предъявляемым к шрифту, относятся: удобочитаемость шрифта; содержание и форма, образность шрифта; ритмический строй шрифта, цвет как средство художественной выразительности шрифта; единство стиля в шрифте; целостность, композиционная слаженность.
Одним из важных вопросов в графическом дизайне является разработка шрифта и изображения. Это обусловлено тем, что большое количество объектов графического дизайна состоят из сочетания шрифта и изобразительного элемента. Поэтому в работе над шрифтом необходимо учитывать какое значение будет занимать шрифт по отношению к иллюстрации. В проектировании объектов графического дизайна существует несколько вариантов соотношения иллюстрации и текста: «Текст и иллюстрация дополняют друг друга, текст занимает главное место, иллюстрация занимает главное место» [8, с. 80]. В этой связи выделены композиционные схемы, которые обеспечивают выразительность композиции и быстрое восприятие информации. Эти композиционные схемы нами выстроены логически в обучающей презентации. В подготовке студентов этот прием способствовал изучению композиционных схем размещения текста, которые позволяют сделать работу более выразительной, а также пониманию того, что шрифт является активным, выразительным элементом композиции в объектах графического дизайна. Из этого следует, профессиональное становление студентов в области шрифтовой графики предполагает:
— изучение шрифта в исторической последовательности;
— элементы букв и надписи;
— познакомить с графемой буквы, включающую ее образную переработку;
— создание графики слова;
— трансформации изображения в шрифт;
— студенты должны отбирать шрифт и цветовое решение в зависимости от содержания.
Обучение студентов композиционной деятельности, включающей работу с цветом, шрифтом и формой, на занятиях по основам дизайна необходимо организовать так, чтобы знания умения и навыки способности, которые являются важными составляющими творческого процесса надолго и прочно вошли в структуру профессионального становления студентов. В ходе приобретения теоретических основ композиционной деятельности, включающей работу со шрифтом и практических умений студенты должны освоить метод решения творческих задач, который будет способствовать дальнейшему профессиональному становлению будущих учителей изобразительного искусства в творческой и педагогической деятельности.
Таким образом, шрифт, как компонент профессионального становления на основах дизайна, направлен на формирование знаний, умений, навыков (рис. 1).
Библиографический список
1. Искусство шрифта [Текст] / Работы московских художников книги. — М.: Изд-во «Книга», 1977. — 186 с.
2. Советский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. А. М. Прохоров ; редкол.: А. А. Гусев и др. — Изд. 4-е. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. — 1600 с.
3. Соловьев, С. А. Декоративное оформление [Текст] : учеб. пособие для учащихся педучилищ по спец. №2003 «Преподавание черчения и изобразит, искусства» / С. А. Соловьев. — М. : Просвещение, 1987. — 144 с.
4. Черников, Я. Г. Построение шрифтов [Текст] / Я. Г. Черников, Н. А. Соболев. — Стереотипное издание — М. : Архитектура — С, 2007. — 116 с.
5. Смирнов, С. И. Шрифт в наглядной агитации [Текст] / С. И. Смирнов. -- М. : Плакат ,1987. — 192 с.
6. Кузнецов, Э. [Электронныйресурс]. — URL: http: //www. prodtp.ru/index.php?act = recipes&CODE = 03&id = 17 (дата обращения: 14.09.2010).
7. Семченко, П. А. Основы шрифтовой графики [Текст]: учеб. пособие для вузов / П. А. Семченко. — Мн.: Выш. Школа, 1978. — 96 с.
8. Овчинникова, Р. Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 070601 «Дизайн», 032401 «Реклама» [Текст] / Р. Ю. Овчинникова ; под ред. Л. М. Дмитриевой. - М. : ЮНИТИ-ДИНА, 2009. - 239 с.
КУЧЕРОВА Алина Васильевна, аспирантка кафедры декоративно-прикладного искусства института искусств.
Адрес для переписки: 644050, г. Омск, наб. Тухачевского, 14.
Статья поступила в редакцию 08.11.2010г.
© А. В. Кучерова
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (98) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ