КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011
УДК 758.6
Е. В. СКРИПНИКОВА
Омский государственный педагогический университет
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА
Статья освещает значение темы «Декоративный натюрморт» в художественном образовании студентов, рассматривается специфика преподавания живописи натюрморта на разных отделениях факультета искусств. Особо подчеркивается влияние декоративного рисования на становление художественного восприятия студентов и их профессиональные компетенции.
Ключевые слова: живопись, декоративный натюрморт, художественное восприятие, декоративное рисование, профессиональные компетенции.
В процессе обучения живописи будущих специалистов в области монументального, декоративного, изобразительного искусства и дизайна, необходимо учитывать специфику приобретаемой профессии и уделять особое внимание формам и методам обучения, выработанным как отечественной, так и зарубежной школой живописи, адаптируя их к задачам формирования профессиональных умений и навыков.
Знания основ академической живописи, приобретенные в процессе изучения натюрморта, позволяют студенту умело подойти к решению профессиональной художественной задачи.
Поэтому практически в каждой образовательной программе наряду с академическим натурным рисованием предусматривается рисование декоративное. Такие задания нацелены на развитие специализированного, стилистического художественного мышления.
Решая учебные задачи в декоративном натюрморте, студенты учатся приемам стилизации, декоративного обобщения, решению художественного образа. Процесс стилизации реалистического изображения довольно специфичен и сложен. Без знания натуры невозможно решить задачи передачи ритма и пластики элементов натюрморта в его стилизованном виде.
В декоративном натюрморте ключевую роль играет способность художника творчески интерпретировать окружающую действительность, находить предельную выразительность каждого объекта и вносить в нее индивидуальное отношение. Этот процесс творческой интерпретации, или декоративного обобщения изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объема и цветовых отношений и называется стилизацией.
Но, в отличие от стилизации, в декоративно-прикладном искусстве, где используемые в работе элементы приобретают повышенную декоративность и стилизуются зачастую до знака, предельно обобщенной формы, настолько, что превращаются в мотив узора, в живописи декоративного натюрморта существует ряд иных закономерностей.
Декоративная стилизация отличается от простой стилизации своей связью с пространственной средой, в которой объекты сосуществуют. Стиль складывается в соотнесенности с историческим временем. Можно сказать, что «стиль — это художественное переживание времени» (тогда результатом художест-
венного переживания пространства является композиция) [1, с. 371].
Для декоративной стилизации характерно абстрагирование — мысленное отвлечение от несуществующих, случайных, с точки зрения художника, признаков, «с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта в деталях» [2, с. 90].
Натюрморт, как ни один другой из всех жанров, показателен и многообразен в плане изучения декоративной стилизации. Разнообразные предметы в таком натюрморте организованы в единую группу по ряду признаков, которая строится на обостренном внимании художника к структурности объемов, фактуре предметов.
Декоративная живопись требует, прежде всего, знания закономерностей композиционного построения. Все изобразительные, выразительные средства в декоративном натюрморте (линия, пятно, фактура, цвет) должны работать на решение единой композиционной задачи, единого принципа, идеи.
Рассмотрим те выразительные принципы, на которых целесообразно осуществлять построение декоративного натюрморта.
1. Усиление декоративного звучания цвета. В декоративном натюрморте вполне приемлемо использование открытых цветов с полным отсутствием сложной цветовой среды или в ограниченной цветовой гамме. Допускается сближение цветовых тонов, а также намеренное сближение цветовых отношений по светлоте, насыщенности, цветовому тону или, напротив, предельное обострение цветовых контрастов, введение декоративного контура, пятна.
2. Акцентирование внимания на главном объекте натюрморта достигается с помощью обострения его пластики, достигая подчиненности ему всех остальных элементов композиции.
3. Организация орнаментальной среды. Как известно, орнамент является сильным средством создания декоративных эффектов. Он может вводиться в натюрморт и в качестве выразительного акцента и стать основой общей ритмической структуры натюрморта.
Приемов и способов стилизации объектов, входящих в постановку натюрморта, может быть множество, но обязательно стоит учитывать два момента: первый — суть конкретной постановки меняться не должна, натюрморт должен быть узнаваем, второй — соответствие приемов стилизации творческому замыслу. Рассмотрим некоторые из них:
— предельное упрощение предметов и даже доведение их до определенных символов;
— частичный или полный отказ от объемной моделировки предмета;
— усложнение формы изображаемого предмета: деформирование формы (например: плавная пластика или рубленые прямоугольные формы), заострение природной формы, исходя из особенностей предмета (округлить или удлинить, и т.п.);
— изменение соотношений пропорций внутри самих предметов и между ними;
— деформация пространства, использование перспективных искажений, создание иллюзии, что один и тот же объект воспринимается с нескольких точек зрения;
— свободное размещение предметов в плоскости листа (изменение реального местоположения). Допустимо вводить в натюрморт и дополнительные объекты или избавляться от ненужных.
Учебные программы по живописи, как правило, калькируют методы обучения академическим основам рисования. Поскольку сформированы они на многолетних устоявшихся изобразительных принципах по подготовке художников-станковистов, в то время для студентов различных специальностей должны существовать свои методы обучения, учитывающие специфику их будущей профессии. Но специфичность обучения специалистов ни в коем случае не умаляет значение сложившихся академических основ изобразительной грамоты, изучению которых следует уделять значительную часть учебного времени.
Обучение студентов должно быть направлено не просто на творческие результаты, а на процесс освоения способов и методов профессионального мышления. «Изучение способа мышления является первичным в обучении профессиональной деятельности, но должно идти параллельно с освоением технических приемов и навыков» [3, с. 302].
Образовательный стандарт в определенных требованиях ясно указывает векторное направление в образовании специалистов, его особенности и возможности.
Так, традиционная программа по живописи на первом курсе предполагает изучение основ изобразительной грамоты посредством такого жанра искусства, как натюрморт. Как уже было сказано, натюрморт представляет собою именно тот жанр, где с наибольшей отчетливостью выявляется цветовой и пластический строй произведения. Его можно уподобить арифметическому уравнению, с четко обозначенными неизвестными. Натюрморт интересен тем, что является довольно информативной и образоемкой моделью среды, где сосуществуют предметы, разнообразные по масштабу, с различными морфологическими и цвето-фактурными характеристиками. Все эти предметы располагаются в единой плоскости, и лишь от студента зависит — будут они составлять единое целое или нет. Задача обучающегося — научиться собирать отдельные объекты в целостную цвето-графическую и объемно-пространственную структуру. Через овладение основами академической живописи начинается понимание, как объединять разнохарактерные объемы в единую, осмысленную с позиций гармонии пластическую систему.
Поскольку к моменту обучения на отделении у большинства студентов отсутствуют необходимые технические навыки и профессиональные знания в области живописной грамоты, задача формирования
этих знаний и умений — одна из первоочередных для преподавателя живописи. В связи с ее решением огромное значение приобретает самостоятельная работа студентов. Если аудиторная работа ведется в основном по наблюдению с натуры, то домашние задания должны включать и другие виды учебной деятельности: рисование по памяти, представлению, воображению, что, соответственно, активизирует такие психические процессы, как воображение, память, образное мышление, которые в рамках аудиторных часов не могут полноценно реализовываться.
В декоративной живописи, в отличие от живописи академического плана, по-разному преломляются существующие закономерности изобразительного искусства.
Работа над натюрмортом начинается с составления постановки. Постановка должна быть предельно выразительной, иметь ярко выраженную стилистическую зацепку, маловыразительная постановка не даст желаемых результатов.
Приступая к работе, необходимо проанализировать постановку со всех сторон —видимых и невидимых — и найти нужный, наиболее выразительный ракурс. Главная цель декоративного натюрморта — создание уравновешенной, стилистически выдержанной, единой по тоновому и цветовому решению структурированной композиции.
Следует учитывать ряд особенностей декоративного рисования. Декоративный натюрморт отличается от реалистического рядом характерных признаков и в процессе работы над натюрмортом происходит выявление самых выразительных характеристик объекта и отказ от второстепенных деталей: подчеркиваются, утрируются особенности формы, цвета и отдельных наиболее характерных элементов, ведется поиск наиболее выразительной формы объекта, предметы изображаются более плоскими, обобщенными, объем показывается условно. Форма и цвет приобретает условное, локальное, декоративное звучание.
Прежде чем приступать непосредственно к выполнению декоративной работы, целесообразно выполнить ряд предварительных эскизов. Именно на стадии эскизной разработки происходит отбор основных стилистических компонентов, тонально-композиционной конструкции, вариантов цветового решения, расположения основных цветовых пятен, ритмической организации будущей работы.
Первой и основной задачей в работе над натюрмортом является поиск наиболее выразительной композиции, на основе ритмического чередования элементов.
Первоначально следует выявить центр композиции, затем из предметов постановки выбрать несколько форм, созвучных по пластике, и выстроить стилистику натюрморта, соответствующего этому пластическому движению, иными словами — произвести творческую трансформацию формы в сторону округления или «огрубления», вытягивания или сжатия. В процессе поиска стилизованных форм следует «забыть» о существующих качествах предметов натюрморта (объем, материальность, пространство и т.п.) и заострить их выразительную форму, цветовое звучание.
Далее следует очень важная часть работы, а именно организация цветового строя. При этом цветовое решение может быть как полностью новым, отвечающим авторской идее, так и использоваться уже заданный колорит. Таким образом, во-первых — цветовые отношения натюрморта должны соответствовать прежде всего: идее работы, ее эмоциональному
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011
звучанию. Во-вторых — цвета натюрморта должны, прежде всего создавать гармоническое целое. Какой из принципов гармонизации цветовых отношений будет выбран — гармония контрастных цветов (противолежащих в цветовом круге), сближенных (рядом лежащих) и т.п., зависит опять же от основной образной задачи натюрморта.
Стоит заметить, что чем более скупыми средствами будет достигнуто декоративное решение, тем выше будет степень его выразительности. Так, к примеру, более выразительными смотрятся натюрморты, где используется единый колорит или вся работа построена на одном декоративном элементе.
Целесообразно выбрать определенный цветовой камертон натюрморта: самый темный цветовой тон и самый светлый, и с решения этой задачи и начинать работу в материале и лишь затем приступать к поиску широкого цветового диапазона средних тонов, создавая уравновешенную цветовую композицию, следя за тем, чтобы цветовые формы не соперничали с центром композиции по массе и тону.
На заключительной стадии работы над натюрмортом — стадии обобщения, стоит посмотреть на работу «рассредоточенным» взглядом, не сфокусированным, обращая внимание на читаемость центра композиции, основных и второстепенных элементов натюрморта и устранить излишнюю тоновую и цветовую дробность изображения.
Важнейшая проблема декоративной живописи — проблема организации целого. Композиция натюрморта должна отвечать принципу архитектонич-ности, отказаться от несущественных, случайных, с точки зрения художника, признаков с целью выражения значимых, отражающих суть натюрморта деталей.
Таким образом, подводя итог всему сказанному, выделим основные задачи, которые следует решить в работе над декоративным натюрмортом:
1) максимально обобщать участвующие в композиции элементы в плоской форме (стилизовать);
2) определять общую светлоту, найти взаимодействие и распределение тоновых пятен, оптимально соответствующих ее организованному ритмическому строю;
3) выявить систему цветовых отношений плоскостей, найти колористическое единство всех элементов композиции;
4) обобщать композицию, подчеркнув орнаментально-ритмическую основу натюрморта, выявить композиционный центр, уравновесить части.
В результате работы над декоративным натюрмортом студенты фактически осваивают известную систему культурно-исторических ценностей, в их сознании на протяжении обучения происходит сложный синтез, где изученное становится слагаемым создания индивидуальной творческой манеры. В этом случае можно ощутить интенсификацию учебного процесса, говорить о способности к инте-риоризации учебных задач со стороны будущих специалистов в области изобразительного искусства, дизайна, декоративно-прикладного и монументальнодекоративного искусства.
Библиографический список
1. Власов, В. Г. Стили в искусстве : словарь. В 3 т. Т. 1 / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1995. — 672 с. - БВК 5-88737-005-х.
2. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство» / Г. М. Логвиненко. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 144 с. — КВК 5691-01055.
3. Сурина, М. О. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету) / М. О. Сурина, А. А. Сурин. — Москва : ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ, 2003. — 352 с. — БВК 5-241-00189-1.
СКРИПНИКОВА Евгения Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры академической живописи.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.09.2011 г.
© Е. В. Скрипникова
Книжная полка
Культурология : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров и специалистов / Г. В. Драч [и др.]. - СПб. : Питер, 2011. - 384 с. - Гриф МО РФ. - ISBN 978-5-42370202-1.
Учебник представляет собой изложение ключевых тем курса по культурологии для студентов высших учебных заведений. В нем выделены основные понятия и термины культурологии, ее ведущие школы и концепции, развернута широкая панорама реализации культуры в истории человечества; дается обширный очерк становления и развития отечественной культуры. Издание построено по стандартам кредитномодульной системы обучения в соответствии с требованиями Болонского процесса. Особенностью данного издания является и то, что в нем реализован семиотический подход к пониманию культуры. Этот подход позволяет рассмотреть культуру как совокупность текстов, в которых закодированы основные ценности, значения и смыслы культуры. К каждой теме курса предлагаются вопросы, глоссарий, основная и дополнительная литература. Учебник соответствует Государственному образовательному стандарту третьего поколения и имеет гриф НМС. Он предназначен для студентов различных специальностей, изучающих культурологию.