УДК 37.01 Василенко Павел Геннадиевич
старший преподаватель кафедры академического рисунка и живописи Краснодарского государственного университета культуры и искусств dom-hors@mail.ru
КОМПОНЕНТЫ
СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Vasilenko Pavel Gennadyevich
Senior Lecturer of the Academic Drawing and Painting Department, Krasnodar State University of Culture and Arts dom-hors@mail.ru
CONTENT
COMPONENTS OF EDUCATION AS PEDAGOGICAL CONDITIONS OF STUDENTS' CREATIVE ABILITIES DEVELOPMENT IN GRAPHIC ACTIVITY
Аннотация:
В статье рассматриваются некоторые важные компоненты содержания образования, такие как опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений к миру, которые в свою очередь оказывают особое влияние на создание педагогических условий развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности.
Ключевые слова:
содержание образования, опыт творческой деятельности, педагогические условия, развитие, творческие способности.
Summary:
The article discusses some important content components of education, such as creative activity experience and emotional and value relation with the world, which impact on the educational conditions formation regarding students' creative abilities development in graphic activity.
Keywords:
content of education, experience in creative activity, pedagogical conditions, development, creative abilities.
Изучая проблему организации педагогических условий развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности, мы обратили внимание на то, что достаточно долго дидактика не учитывала два компонента содержания образования: опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений к миру. При анализе причин низкого показателя результатов творческой работы среди учащихся системы дополнительного образования нами выявлен факт отсутствие опыта творческой деятельности как отдельного самостоятельного компонента содержания образования, где в процессе эксперимента обозначился низкий показатель выполнения творческих заданий на занятиях изобразительным искусством. Следует отметить, что это привело к игнорированию опыта посильного включения учащихся в процесс творческой деятельности. Дидактика прошлых лет так же не учитывала эмоционально-мотивационную сферу познания, что позволяло учащимся выступать объектом, подвергающимся обучению, а не выступать в роли активной личности, стремящейся к саморазвитию в сотрудничестве с соучениками и учителем. Это привело к господству рационально-логического мышления в процессе обучения, а также к доминированию знаний, умений и навыков, которые долгое время являлись и до сих пор являются прочными и чуть ли не единственными критериями познания. Жесткая нацеленность педагога на передачу учащимся готового набора ЗУНов (знаний, умений и навыков), постоянно поддерживаемая системой инспекторского контроля, превращает преподавателя в обучающую машину, мало приспособленную к творческой работе, к выявлению и развитию творческих способностей обучаемых, к самообучению. Обычная передача преподавателем знаний, умений и навыков своим ученикам не позволяет развиваться как художественно, так и творчески самому педагогу. Его восприятие искусства и суждения о творчестве и творческих способностях становятся шаблонными (или наивными).
Традиционные формы и методы обучения в системе дополнительного образования основаны на доминировании рационально-логического мышления при полной дискриминации работы правого полушария, которому необходимы богатые и ассоциативные образы для целостного их восприятия. Таким образом, можно обозначить подобную систему образования как «полу-мозговой», при которой игнорируется задача развития творческих способностей личности, формирования эмоционально-целостной сферы личности. В целом, в современной системе
образования мы являемся свидетелями неоправданного увеличения как количества теоретических курсов, так и увеличение времени на их освоение. Продолжается рост усиления математизации и алгоритмизации материала даже в гуманитарных курсах. Абсолютизация формальной логики приводит к недееспособности выпускника детской художественной школы или школы искусств в проявлении творчества при выполнении любого вида деятельности. Хотя исследования, проведенные психологом Д. Осборном, убедительно доказывают повышение продуктивности творческого мышления в различных областях деятельности, например, увеличения числа технических изобретений при занятии любым видом художественного творчества. Но, к сожалению «приходится констатировать, что в настоящее время большинство учебных программ <в том числе и системы дополнительного образования> делает упор на развитие конвергентного, а не дивергентного мышления, то есть скорее суживает мыслительное поле, чем расширяет его, нацеливает на отыскание единственного ответа, не приучая к множественности возможных подходов и результатов» [1, с. 124].
Перейдем к рассмотрению следующего самостоятельного компонента содержания образования, к опыту эмоционально-ценностного отношения к миру, который во главу угла ставит личность субъекта обучения. Определяющим способом стимулирования субъекта обучения в процессе творческой деятельности является учет мотивов, потребностей, интересов и всей эмоциональной сферы учащихся системы дополнительного образования. Проводимые нами экспериментальные исследования показали, что рассогласование средств обучения и свойств личности субъекта обучения не дает желаемых результатов в процессе развития художественнотворческих способностей учащихся.
Ученые установили существование прямой связи между эмоциями человека и его потребностями, мотивационными побуждениями. «Принципиальное отношение между мотивацией и эмоциями передает обобщенное определение эмоций как субъективной формы существования (проявления) мотивации», - утверждает В.К. Вилюнас в своей работе «Психологические механизмы мотивации человека» [2, с. 7]. Эмоции открывают человеку, у которого возникают эти эмоциональные отношения к какому-либо предмету или явлению, потребностную значимость и побуждают направить на него свою активность. В педагогике художественного творчества существенно возрастает значение эмоционального фактора, который инициирует все психические процессы, ответственные за создание художественного образа.
Существует ряд факторов, влияющих на общую эмоциональную сферу в процессе художественно-творческой деятельности. Это, прежде всего, межличностные взаимоотношения преподавателя и учеников в процессе обучения изобразительному искусству. Поведение преподавателя, его манера общения с учащимися, его духовный и культурный уровень - все в совокупности рождает своеобразную атмосферу, которая либо вдохновляет и мотивирует творческую деятельность студентов, что способствует развитию их художественно-творческих способностей, либо наоборот, отрицательно сказывается и на развитии способностей и на самом процессе творческой деятельности.
Существуют все основания отнести к эмоциогенным факторам и методику обучения художественному творчеству на занятиях изобразительным искусством. Использование однообразных, одинаковых методов и приемов работы резко снижает интерес к занятиям, часто приводит к нежелательным последствиям. Применение в процессе обучения оптимальных сочетаний разнообразных методов с варьированием различных приемов и способов обучения позволяют во многом воздействовать на учащихся системы дополнительного образования, вносить разнообразные коррективы в эмоционально-психологический климат процесса обучения. Что, в свою очередь, способствует качественному усвоению теоретического материала, ускорению отработки технических и практических умений и навыков, а также развитию художественнотворческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством.
Оценка результата художественно-творческой деятельности учащихся также является мощным и эффективным рычагом коррекции и регуляции эмоциональных состояний личности и коллектива в целом. Но оценка должна восприниматься ими как комплексное, целостное отношение преподавателя к художественно-творческой деятельности своих учеников. Объективная и доброжелательная оценка результатов художественно-творческой деятельности создает необходимые условия для ее принятия и способствует стимулированию дальнейших усилий учащихся в организации педагогических условий развития их художественно-творческих способностей, порождает желание двигаться вперед, активизировать художественно-творческие интересы, укреплять веру в свои силы и дальнейшую профессиональную направленность в сфере культуры и искусства.
Очень важен учет эмоционального фактора в процессе обучения изобразительному искусству, поскольку позитивно окрашенное отношение учащихся как субъекта обучения к творче-
скому процессу пробуждает у них тягу и интерес к художественно-творческой деятельности. Это способствует развитию их художественно-творческих способностей, положительно сказывается на когнитивной, творческой, двигательно-моторной и других функциях. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру активизирует процесс ассоциативного восприятия учащихся, их творческого мышления и образно-ассоциативного воображения и, конечно же, художественно-эстетических чувств, то есть захватывает все структурные компоненты художественно-творческих способностей учеников к изобразительной деятельности.
Опыт многих творческих личностей, достигших небывалых высот в области науки и искусства, свидетельствует о том, что небывалое чувство радости и восторга, прилив необычайной энергии, подъем душевных сил, ощущение «выпадения» из жизненного пространства - все это является непременным признаком истинно творческой деятельности. Возникшее необыкновенное состояние как бы закодировано в самой творческой деятельности. Например, Николай Бердяев отмечал, что достижения его исканий происходили благодаря его творческим подъемам. Происходит это, потому что творческий процесс отвечает сущностным, самым глубинным силам личности человека. Потому что в процессе творческой деятельности осуществляется стремление личности к самореализации и самоактуализации. Состояние удовольствия, удовлетворения, наслаждения в процессе творческой деятельности является своеобразным индикатором того, что все приложенные усилия продуктивны в процессе творческой деятельности, что человек находится на правильном пути и все психофизиологические механизмы функционируют нормально. Если человек работает не потому, что надо, а в процессе деятельности руководствуется своими желаниями работать, потому, что эта работа приносит радость и удовлетворение и личность проявляет к ней интерес, то это во многом значит сделать процесс работы творческим.
Таким образом, к основным компонентам содержания образования, которые представляются нами как некие педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности, следует отнести опыт творческой деятельности и опыт эмоциональноценностных отношений к миру.
Ссылки:
1. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.
2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
References (transliterated):
1. Granovskaya R.M., Krizhanskaya Y.S. Tvorchestvo i preodolenie stereotipov. SPb., 1994.
2. Vilyunas V.K. Psikhologicheskie mekhanizmy motivatsii cheloveka. M., 1990.