Научная статья на тему 'Компоненты профессиональной компетентности слушателей вузов ФСИН России'

Компоненты профессиональной компетентности слушателей вузов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СЛУШАТЕЛИ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сорокин Александр Витальевич, Червова Альбина Александровна

Определяются компоненты профессиональной компетентности слушателей вузов ФСИН России, выделяются уровни сформированности представленных компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPONENTS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS AT THE INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF THE RUSSIAN FEDERAL PENITENTIARY SERVICE

The components of professional competence of students at the institutions of higher education of the Russian Federal Penitentiary Service are outlined, the achieved levels of the components are specified.

Текст научной работы на тему «Компоненты профессиональной компетентности слушателей вузов ФСИН России»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 5 (1), с. 40-42

УДК 378

КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

© 2012 г. А.В. Сорокин, А.А. Червова

Шуйский государственный педагогический университет

[email protected]

Поступила в редакцию 16.07.2012

Определяются компоненты профессиональной компетентности слушателей вузов ФСИН России, выделяются уровни сформированности представленных компонентов.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компоненты профессиональной компетентности, слушатели вузов ФСИН России.

Среди стратегических задач развития уголовно-исполнительной системы важнейшей является подготовка кадров новой формации, характеризующихся высоким уровнем профессионального образования и культуры, способных решать сложные задачи по исполнению уголовных наказаний, требующие высокой организованности, дисциплины, физической, моральной и интеллектуальной подготовленности.

Качественное решение этой задачи предполагает использование современных подходов к профессиональному становлению и совершенствованию профессионального мастерства сотрудников уголовно-исполнительной системы на основе создания целостной системы их профессиональной подготовки. В федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» провозглашается «гуманистический характер образования», в соответствии с которым развитие личности становится важной целью деятельности образовательных учреждений ФСИН России [1].

Профессиональная компетентность определяет успешность выполнения профессиональной деятельности, готовность и способность сотрудников уголовно-исполнительной системы эффективно выполнять поставленные задачи. Для развития специалиста как личности, создания благоприятных условий для социального развития и его самореализации в обществе необходимо получение профессионального образования.

В энциклопедических словарях под компетентностью обычно понимается характеристика личности, обладающей знаниями, а также компетенциями в определенной области деятельности. Наряду с этим подготовка профессионально компетентных кадров важна для органов

уголовно-исполнительной системы. Профессиональная компетентность юристов представляет собой достаточно широкую область, в нее входят следующие компоненты:

- В нарматварческай деятельнасти -способен участвовать в разработке нормативноправовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности.

- В праваприменительнай деятельнасти -способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства.

- В праваахранительнай деятельнасти -готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению.

- В экспертна-кансультацианнай деятельнасти - способен толковать различные правовые акты; давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (таблица).

Таблица

Уровни сформированности профессиональной компетентности сотрудника ФСИН

Компоненты Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

В нормотворческой деятельности Участие в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности Внесение незначительных корректив в процессе разработки нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности Самостоятельная творческая разработка нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности

В правоприменительной деятельности Осуществление профессиональной деятельности на основе правосознания; соблюдение законодательства субъектами права; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом исключительно по приказанию руководства; применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности в стандартной и близкой к стандартной рабочей ситуации; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства в соответствии с ранее произошедшими в производственной практике Осуществление профессиональной деятельности на основе развитого продуктивного правосознания, правового мышления; обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом в соответствии с правовой ситуацией; применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности в нестандартной рабочей ситуации; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства в нестандартной рабочей ситуации Осуществление профессиональной деятельности на основе развитого творческого правосознания, правового мышления и правовой культуры; обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права на высоком уровне; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом в критических и экстремальных условиях; применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности в экстремальных условиях; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства в экстремальных условиях

В правоохранительной деятельности Сформированная исполнительская готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; недостаточная способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; низкая способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; способность участвовать в выявлении и оценке коррупционного поведения Сформированная продуктивная готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению Сформированная творческая готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; высокая способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; высокое стремление и способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; способность выявлять, давать экспертную оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению

В экспертно-консультационной деятельности Способность толковать различные правовые акты на исполнительском уровне; давать юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности в рамках существующих законов Способность толковать различные правовые акты на продуктивном уровне; давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности в рамках существующих законов Способность на высоком уровне толковать различные правовые акты на творческом уровне; давать высококвалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности в рамках существующих законов

42

А.В. Сорокин, А.А. Червова

Проблема эффективного формирования компонентов профессиональной компетентности специалистов уголовно-исполнительной системы является актуальной для педагогической теории и практики. Разрешение данной проблемы необходимо строить на основе глубокого и разностороннего подхода, интегрирующего педагогические, психологические, юридические дисциплины. Для этих целей недостаточно только набора профессиональных знаний, а необходимы вышеназванные компоненты-компетенции.

Список литературы

1. Сорокин А.В. Профессионально-коммуникативные умения - основа квалификации сотрудника УИС в условиях развития пенитенциарной системы //

Правовые и организационные аспекты реализации концепции развития УИС в современных условиях: Сборник материалов научно-практической конференции. Часть II. Иваново, 2011. С. 153-157.

2. Сорокин А.В. Роль профессиональнокоммуникативных умений в подготовке будущих специалистов УИС при компетентностном подходе к процессу образования // Наука и современность-2011: Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. Часть 1. Новосибирск, 2011. С. 250-256.

3. Афиногенов П.А. Формирование правовой культуры слушателей вузов Федеральной службы исполнения наказаний России: Автореф. дис... канд. пед. наук. Шуя, 2010. 23 с.

4. Кручинин М.В. Формирование профессионального правосознания студентов в вузе. Автореф. дис. канд. пед. наук. Н.Новгород, 2010. 30 с.

COMPONENTS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS AT THE INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF THE RUSSIAN FEDERAL PENITENTIARY SERVICE

A. V. Sorokin, A. A. Chervova

The components of professional competence of students at the institutions of higher education of the Russian Federal Penitentiary Service are outlined, the achieved levels of the components are specified.

Keywords: professional competence, components of professional competence, students at the institutions of higher education of the Russian Federal Penitentiary Service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.