УДК 378.147:34
© Б. А. Бальжиев
К проблеме формирования профессиональных компетенций будущих юристов в процессе обучения в вузе
В статье рассматривается понятие профессиональной компетентности и формирования профессиональных компетенций у будущих юристов в процессе обучения в вузе. Раскрываются виды профессиональных компетенций будущих юристов и особенности их формирования в процессе проектной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональные компетенции, проектная деятельность.
B. A. Balzhiev
On the problem of future lawyers' professional competence development in the process of studying at university
The article deals with professional competence and formation of professional competences of future lawyers in the course of training in a higher education institution. Types and features ofprofessional competences future lawyers in the course ofproject activity are revealed.
Keywords: professional competence, professional competences, project activity.
Компетентностный подход связан с современной парадигмой междисциплинарных исследований. Следовательно, вполне логично, что сам принцип компетенции зародился в рамках одной из конкретных науки в дальнейшем был экстраполирован в качестве научного метода, который применяется к различным сферам знания включая педагогику.
Возникновение данного подхода связано с исследованиями известного американского ученого в сфере лингвистики Н. Хомского [1]. Хомский сформулировал понятие компетенции применительно к теории языка, трансформационной (генеративной) грамматике.
В то же время (1959) в работе Р. Уайта «Motivation reconsidered: the concept of competence», категория компетенции содержательно наполняется собственно личностными составляющими, включая мотивацию.
Проведенный анализ работ (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. Н. Куницина, Г. Э. Белицкая, Л. И. Берестова, В. И. Байденко, А. В. Хуторской, Н. А. Гришанова и др.) позволил условно выделить три этапа становления компетентностного подхода в образовании [2].
Первый этап, временные рамки которого можно отнести к 1960-1970 годам характеризуется введением в научный аппарата категории «компетенция», созданием предпосылок для разграничения понятий компетенция /компетентность. С этого времени начинается в лингвистической науке формируется понятие «коммуникативная компетентность».
Второй этап — (1970-1990) — характеризуется использованием категории компетенция /компетентность в теории и практике обучения языку, профес-
сионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению. В это время разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции / социальные компетентности». В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», появившейся в Лондоне в 1984 году, впервые дается развернутое толкование компетентности. Под ней автор понимает явление, которое состоит из большего числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга некоторые компоненты из них можно отнести к когнитивной сфере, а другие — к эмоциональной и эти компоненты могут быть вполне взаимозаменяемыми. При этом Дж. Равен, считает что под видами компетентности следует понимать, прежде всего «мотивированные способности».
В российской науке, еще до подписания Россией Болонской декларации в проектах государственных образовательных стандартов основного, общего и среднего (полного) общего образования появился и активно использовался термин «компетенции». Все чаще данное понятие рассматривался в рамках внедрения в существующие образовательные технологии для осуществления модернизации начального и среднего профессионального образования. Существующая триада «знания — умения — навыки» (ЗУН) для описания интегрированного результата образовательного процесса показала себя недостаточной и устаревшей.
Вообще понятие «компетенция» пришло в Россию из англосаксонской традиции образования. Но отмечая данный факт, нельзя не упомянуть об исследованиях формирования моделей деятельности специалиста и разработки профиля специалиста в работах некоторых советских ученых (Н. Ф. Талызин, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский), которые были выполнены в системно-деятельностной методологии и как оказалось, носили опережающий характер.
Компетентность, рассматривается многими исследователями как личное качество субъекта, его специализированной деятельности в системе социального и технического разделения, как определенная совокупность умений, а также способность и готовность практически использовать эти умении в своей работе. В. А. Сластенин трактует компетентность как совокупность коммуникабельных, конструктивных, организаторских умений личности. Другой известный ученый М. А. Чошанов под компетентностью понимает совокупность трех признаков: мобильности знаний, обладания оперативными и мобильными знаниями, гибкости метода как умения применять тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям в данное время, критичности мышления — то есть способности из большого количества решений выбрать наиболее оптимальный.
Ряд авторов относят к существенным признаком компетентности сочетание таких критериев, как:
- уровень освоения знаний и умений (качество знаний и умений);
- диапазон и широта знаний и умений;
- способность выполнять специальные задания;
- способность рационально организовывать и планировать свою работу;
- способность использовать знания в нестандартных ситуациях, быстро адаптируясь к изменениям ситуации, технологии, организации и условий труда [3].
А. В. Хуторской разделяет понятия «компетенция» и «компетентность», имея в виду под компетенцией некоторое отчужденное, заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью — уже состоявшееся его личное качество [4].
И. А. Зимняя трактует компетентность как «основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека».
На наш взгляд, необходимо проводить различие между «компетенцией» и «компетентностью», понимая под компетенцией определенную совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов которые нужны для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, а под компетентностью — определенное обладание человеком соответствующих компетенций, которые включают его личностное отношений к ней и предмету деятельности.
Профессия юриста является специфическим родом деятельности людей, которые должны иметь специальную подготовку, и данная подготовка осуществляется в соответствии с установленными федеральными государственными образовательными стандартами и образуют целостную систему правовых работ. Юристы — это люди, выполняющие разного виды функции и очень часто правила и приемы выполнения одной из юридических функций, таких как осуществление прокурорского надзора, адвокатской деятельности, сохраняют свою специфику для отдельной группы.
Базой для становления профессионального юриста является качественное образование. Для того чтобы стать специалистом в области юриспруденции, необходимо не только глубоко изучить систему права и систему законодательства, но и уметь применять данные знания на практике.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 40.03.01 Юриспруденция устанавливает два вида квалификации: академический бакалавриат и прикладной бакалавриат. Согласно данному документу, деятельность юриста должна быть направлена на реализацию правовых норм и обеспечения законности и правопорядка в различных сферах общества. Для ее осуществления юрист должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
- способностью разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности;
- способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
- способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;
- способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;
- способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
- владением навыками подготовки юридических документов;
- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;
- способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
- способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения;
- способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;
- способностью выявлять, давать оценку коррупционном поведению и содействовать его пресечению;
- способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;
- готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
- способностью толковать различные правовые акты;
- способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить в профессиональной деятельности юриста две составляющих — интеллектуальную и предметную [5].
Предметный блок включает в себя физическое совершение различных управомочивающих и правопредписывающих действий.
Интеллектуальный блок профессиональной деятельности юриста включает в себя действия по работе с правовой информацией, по ее отбору, анализу и оценке, а также изучение и оценку ситуаций, которые требуют решения правовых задач с применением правовых средств.
Также существует третий блок, который расширяет ключевые компетенции, без выработки которых, специалист не может считаться состоявшимся. Так, согласно мнению Э. Ф. Зеер [6], существует пять ключевых компетенций:
- социальная компетенция — способность брать на себя ответственность, совместно вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества;
- коммуникативная компетенция — способность определять владение технологии устного и письменного общения на разных языках, в том числе компьютерного программирования;
- социально-информационная компетенция, которая характеризует степень владения информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой средствами массовой информации;
- когнитивная компетенция — готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность к актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;
- специальная компетенция — подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, к оценке результатов своего труда.
Совокупность профессиональных и ключевых компетенций образуют компетентность специалиста, то есть возможность и способность его реали-зовывать знания в соответствии с поставленными задачами.
В связи с этим, основной проблемой, которая стоит перед преподавателями, ведущими подготовку будущих юристов стоит выбор такой формы и методов обучения, которые позволили бы сформировать профессиональную компетентность востребованного юриста.
На наш взгляд, наиболее оптимальной формой обучения, которая позволила бы добиться поставленной цели является проектная деятельность.
Метод проектов — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата, проектирование — это целенаправленная деятельность, позволяющая найти решение проблем и осуществить изменения в окружающей естественной или искусственной среде. Метод проектов — это определенным образом организованная поисковая, исследовательская, творческая, познавательная деятельность учащихся, которая предусматривает процесс достижения результата определенными методами, приемами, что приводит к развитию познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном поле и выдвигать гипотезы. А на наш взгляд, в связи с очень высоким периодом так называемого «распада знаний», то есть их устаревания, данный навык является одним из важнейших. И задача преподавателя выбрать наиболее оптимальный тип проекта.
При подготовке будущих юристов, это может быть самостоятельное создание проекта нормативно-правового акта, так как процесс создания данного авторского документа на наш взгляд будет направлен на развитие логического мышления и самостоятельных исследовательских умений, студенты включаясь в проект тем самым получают возможность проявить поисковую активность, самостоятельность, ответственность, кроме того буде развиваться творческое воображение и критическое мышление.
Последовательное прохождение уровней проектирования нормативно-правового акта, это может быть создание проекта федерального закона или подзаконного акта, позволит проследить полный цикл создания нормы права, а значит будущий юрист сможет проследить полностью замысел, разработку проекта вплоть до его самостоятельной практической реализации в профессиональной деятельности.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что проектная деятельность как средство повышения профессиональной компетентности будущего юриста имеет вполне определенную цель — это создание преподавателем такой профессионально-ориентированной обучающей среды, которая даст ему возможность в рамках обучения в вузе организовать педагогическое
Т. Ч. Будаева. Опыт проектной деятельности в организации государственно-общественного управления образованием
взаимодействие с обучающимися для достижения необходимого результата обучения, то есть подготовки компетентного, высококвалифицированного специалиста в области юриспруденции.
Литература
1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 . — 40 с.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня — М., 2003. — № 5 — С. 34-42
3. Икрин Г. В. Особенности учебной деятельности и профессиональное развитие личности студента: автореф. на соиск. канд. психол. наук. — М., 2001. — 28 с.
4. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58-64.
5. Жукова И. А. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе вуза. Педагогика. — М.., 2010.
6. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — М., 2003.
Бальжиев Борис Александрович, аспирант кафедры общей педагогики Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]
Balzhiev Boris A., post-graduate student, Department of Genaral Pedagogics, Buryat state University. E-mail: [email protected]
УДК 371.314.6
© Т. Ч. Будаева
Опыт проектной деятельности в организации государственно-общественного управления образованием
В статье рассматривается опыт проектной деятельности в расширении общественного участия в управлении образованием, вовлечения общественности в формирование и реализацию образовательной политики на всех уровнях. Проектирование государственно-общественного управления в сфере общего образования имеет целью вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики на всех уровнях, достижение консенсуса при принятии управленческих решений, направленных на повышение качества образования.
Статья раскрывает инновационные механизмы и формы осуществления взаимодействия школы с социальными партнерами, новые подходы к осуществлению общественной оценки и экспертизы совместной деятельности органов государственного и общественного управления образованием по повышению качества образования.
Ключевые слова: государственно-общественное управление образованием ГОУО, проектная деятельность, образовательная политика, республиканские стажиро-вочные площадки, общественная оценка качества образования, нормативно-правовая база ГОУО.