Научная статья на тему 'Диагностика уровня сформированности самостоятельности взрослых при изучении иностранного языка'

Диагностика уровня сформированности самостоятельности взрослых при изучении иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / АНДРАГОГИКА / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ / УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онорин Дмитрий Евгеньевич

В статье рассматривается проблема диагностирования такого качества полилингвальной и поликультурной личности современного взрослого человека, изучающего иностранный язык как учебная самостоятельность при освоении иностранного языка. Описывается соотношение компонентов авторского определения понятия самостоятельности взрослых обучающихся при овладении иностранным языком со структурным подразделением данного понятия в работах иранского методиста Х. Гхолами. В отечественной методике преподавания нет чётких средств определения сформированности данного качества личности у взрослых обучающихся; решению данной проблемы посвящена адаптированная анкета, входящая в текст статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Онорин Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровня сформированности самостоятельности взрослых при изучении иностранного языка»

студента в деятельность, которая расширит знания о «особых» людях. Главной целью всего

процесса является привитие и понимание позиции «мы все равны».

Список литературы

1. Зиневич О.В. Инклюзивное образование в российской высшей школе: современные вызовы / О.В. Зиневич, В.В. Дегтярева, Т.Н. Дегтярева // Власть, 2016. № 5. С. 62-67. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlenmka.ru/artide/ninklyuzivnoe-obrazovame-v-rossiyskoy-vysshey-shkole-sovremennye-vyzovy/ (дата обращения: 18.05.2018).

2. Инклюзивная практика в высшей школе: учебно-методическое пособие / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.Т. Курбанова, И.А. Нигматуллина, А.А. Твардовская, А.Т. Файзрахманова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. 224 с.

3. Нагорная Л.А. Основные направления оптимизации инклюзивного образования в российской высшей школе / Л.А. Нагорная, Н.Н. Нагорный // Ростовский научный журнал. № 10. Ростов-на-Дону, 2017. С. 59-64. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rostjournal.ru/wp- content/journals/RostovScientificJournal102017.pdf/ (дата обращения: 18.05.2018).

4. Нагорная Л.А. Повышение качества высшего профессионального Образования студентов с ограниченными возможностями развития Л.А. Нагорная, Н.Н. Нагорный // Сборник материалов всероссийской научно-методической конференции «Повышение Качества высшего профессионального образования». Красноярск. 15 октября, 2010. С. 73.

5. Нагорная Л.А. Социализация человека с ограниченными возможностями развития: прошлое, настоящее, сценарии будущего: монография / Л.А. Нагорная, Н.Н. Нагорный. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. 422 с.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Онорин Д.Е.

Онорин Дмитрий Евгеньевич — аспирант, кафедра методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Аннотация: в статье рассматривается проблема диагностирования такого качества полилингвальной и поликультурной личности современного взрослого человека, изучающего иностранный язык как учебная самостоятельность при освоении иностранного языка. Описывается соотношение компонентов авторского определения понятия самостоятельности взрослых обучающихся при овладении иностранным языком со структурным подразделением данного понятия в работах иранского методиста Х. Гхолами. В отечественной методике преподавания нет чётких средств определения сформированности данного качества личности у взрослых обучающихся; решению данной проблемы посвящена адаптированная анкета, входящая в текст статьи.

Ключевые слова: обучение взрослых, андрагогика, преподавание иностранного языка, самостоятельность, самостоятельность взрослых, учебная самостоятельность.

УДК 331.225.3

Диагностика уровня сформированности самостоятельности взрослых при изучении иностранного языка должна проводиться на основе существующего средства определения уровня самостоятельности, адаптированного под конкретные цель и задачи, преследуемые автором статьи при составлении методики формирования самостоятельности взрослых при обучении иностранному языку с помощью социальных сетей. Большой проблемой современной отечественной и зарубежной методики преподавания иностранных языков является проблема организации самостоятельной работы и развития самостоятельности у обучающихся в целом [1]. В условиях создания лингвообразовательной среды данное качество личности формируется наиболее эффективно [2], однако остается актуальной проблема диагностирования уровня самостоятельности при изучении иностранного языка. Самостоятельность взрослых

обучающихся при овладении иностранным языком - это способность и готовность взрослых обучающихся самостоятельно осуществлять действия по проектированию, организации, оцениванию и корректировке своей иноязычной образовательной деятельности [3].

Данная работа призвана отразить соотношение компонентов понятия учебной самостоятельности, выдвинутых иранским ученым Х. Гхолами с компонентным составом авторского понимания качества самостоятельности взрослых при овладении иностранным языком. Гхолами дал описание для каждой области, демонстрирующей определенный аспект учебной самостоятельности в иноязычном образовании [5]. В составленной автором статьи таблице (Табл. 1) отражена взаимосвязь 9 областей вопросов, выделенных ученым, и компонентов самостоятельности взрослых при изучении иностранного языка, включающих проектировочный, организаторский, оценочный и рефлексивно-корректировочный компоненты, а после номера утверждения в опроснике в скобках приведен номер конкретной области, в которую входило данное утверждение. Вопросы анкеты пересмотрены и составлены с оглядкой на развитие лингвоинформационной компетентности [4]. 9 аспектов учебной самостоятельности соотносятся с четырехкомпонентной структурой авторского понятия самостоятельность взрослых при освоении иностранного языка следующим образом:

Диагностика уровня сформированности проектировочного компонента осуществляется при помощи анализа ответов на вопросы областей 1, 2, 5, 6. Область вопросов 1, представляющая собой аспект готовность к самоуправлению, соотносится с проектировочным компонентом, так как данный аспект отражает способность ставить перед собой цель обучения. Область вопросов 2, представляющая собой аспект самостоятельная работа по изучению иностранного языка, подразумевает отношение обучающихся к процессу освоения иностранного языка и соотносится с проектировочным компонентом самостоятельности. Область вопросов 5, представляющая собой аспект задания по изучению иностранного языка вне занятия, можно соотнести с проектировочным компонентом, уверенное развитие которого ведет взрослых обучающихся к конструированию собственной траектории иноязычного обучения. Аспект отбор содержания, вопросы по которому входят в область 6, выражается в выборе предпочтительного материала для изучения на занятиях иностранного языка, что в авторской структуре включено в проектировочный компонент.

Диагностика уровня сформированности организационного компонента осуществляется при помощи анализа ответов на вопросы областей 2, 6. Область вопросов 2, представляющая собой аспект самостоятельная работа по изучению иностранного языка подразумевает отношение обучающихся к процессу освоения иностранного языка и соотносится с организаторским компонентом самостоятельности, который отвечает за собственно выполнение самостоятельных действий. Аспект отбор содержания, вопросы по которому входят в область 6, отвечает собственно за овладение материала на занятиях иностранного языка, что в авторской структуре включено в организаторский компонент.

Диагностика уровня сформированности оценочного компонента осуществляется при помощи анализа ответов на вопросы областей 3, 4, 8. Области 3 и 4, представляющие собой аспекты важность класса/учителя и роль учителя: объяснения, наблюдение, включают в себя вопросы, ответы на которые описывают то, как обучающиеся видят процесс процесс оценивания результатов обучения, который на начальных этапах развития опирается на деятельность преподавателя, а с ростом степени сформированности осуществляется обучающимся. Аспект оценивание/мотивация, вопросы по которому входят в область 8, напрямую связан с оценочным компонентом, так как воспитывает в обучающихся культуру оценивания результатов собственного иноязычного обучения, а также соотнесение этих результатов с ожидаемыми результатами, результатами одногруппников, оценкой со стороны преподавателя.

Диагностика уровня сформированности рефлексивно-корректировочного компонента осуществляется при помощи анализа ответов на вопросы областей 3, 4, 7, 9. Области 3 и 4, представляющие собой аспекты важность класса/учителя и роль учителя: объяснения, наблюдение, включают в себя вопросы, ответы на которые описывают то, как обучающиеся видят процесс объяснения материала. Вопросы из областей 7 и 9 представляют аспекты внутренняя мотивация и заинтересованность в другой культуре. Их следует рассматривать в тесной связи с рефлексивно-корректировочным компонентом учебной самостоятельности взрослых при изучении иностранного языка, ведь они предполагают удовлетворенность обучающихся своей иноязычной деятельностью, из которой следует эффективность дальнейшего изучения иностранного языка.

Таблица 1. Соотношение компонентов авторской структурой понятия самостоятельности взрослых при изучении иностранного языка с аспектами учебной самостоятельности Гхолами

Компонент самостоятельности Области вопросов/ номера вопросов Аспекты учебной самостоятельности Вопросы

проектировочный 1, 2, 5, 6/ 1-7, 10, 16-17, 20, 23-26, 2829, 32, 35, 37 готовность к самоуправлению, самостоятельная работа по изучению иностранного языка Каковы убеждения обучающихся в отношении самостоятельного обучения в целом? Каковы убеждения обучающихся относительно самостоятельной работы по изучению языка? Каково отношение обучающихся к конкретным заданиям на иностранном языке? Каково отношение обучающихся к отбору содержания для изучения языка?

организационный 2, 6/ 2, 57, 10, 20, 25-26, 29, 35 самостоятельная работа по изучению иностранного языка, отбор содержания Каковы убеждения обучающихся относительно самостоятельной работы по изучению языка? Каково отношение обучающихся к отбору содержания для изучения языка?

оценочный 3, 4, 8/ 89, 11-15, 18-19, 2122, 27, 30, 34, 36, 3839 важность класса/учителя, роль учителя: объяснения, наблюдение, оценивание/мотивация Насколько важен класс/учитель для обучающихся в освоении иностранного языка? Какое значение обучающиеся придают объяснениям и наблюдению со стороны учителя? Насколько важна внешняя оценка для мотивации работы обучающихся?

рефлексивно-корректировочный 3, 4, 7, 9/ 8-9, 11-15, 18-19, 2122, 31, 33, 36, 40-44 готовность к самоуправлению, важность класса/учителя, роль учителя: объяснения, наблюдение, внутренняя мотивация, заинтересованность в другой культуре Каковы убеждения обучающихся в отношении самостоятельного обучения в целом? Насколько важен класс/учитель для обучающихся в освоении иностранного языка? Какое значение обучающиеся придают объяснениям и наблюдению со стороны учителя? Насколько уверены обучающиеся в определении целей обучения? Каково отношение обучающихся к культуре других стран?

В рамках диагностики такого качества личности, как учебная самостоятельность при изучении иностранного языка, для каждого из утверждений опрашиваемые указывают числа от 1 до 5, соответствующие их оценке своего учебного поведения при освоении иностранного языка. Оценка 5 означает, что указанное утверждение является всегда верным для конкретного обучающегося, оценка 4 ставится, если для обучающегося данное утверждение является в основном верным, 3 - иногда верным, 2 - редко верным, 1 - неверным. Для вопросов 1-7, 10, 16-17, 20, 23-26, 28-29, 32, 35, 37 самым высоким баллом является оценка 5, поэтому высокий показатель по этим вопросам демонстрирует высокий уровень самостоятельности взрослых при изучении иностранного языка. Для вопросов 8-9, 11-15, 18-19, 21-22, 27, 30-31, 33-34, 36, 38-44 самым высоким баллом также является оценка 5, поэтому высокий показатель по этим вопросам демонстрирует высокий уровень самостоятельности взрослых при изучении иностранного языка, однако отвечая на эти вопросы обучающиеся руководствовались обратной логикой при выставлении баллов: оценка 1 означала, что указанное утверждение было всегда верным для конкретного обучающегося, оценка 2 ставилась, если для обучающегося данное утверждение было в основном верным, 3 - иногда верным, 4 - редко верным, 5 - неверным.

Ниже приведены вопросы адаптированной анкеты, которая используется для диагностики такого качества личности взрослых, как учебная самостоятельность при изучении иностранного языка (Табл. 2).

Таблица 2. Анкета для определения уровня учебной самостоятельности взрослых при изучении

иностранного языка

Номер вопроса Номер области Вопрос

1 1 Обычно я устанавливаю свою собственную цель на курс обучения.

2 2 Я использую другие английские книги и ресурсы по своей воле.

3 1 Когда я слышу, как кто-то говорит по-английски, я слушаю очень внимательно.

4 1 Я хочу поговорить на английском языке с семьей или друзьями.

5 2 Мне нравится изучать грамматические конструкции самостоятельно.

6 2 При изучении английского мне нравятся задания, которые я могу выполнять самостоятельно.

7 2 Мне нравится пробовать новое при изучении английского.

8 3 Боюсь, что я не смогу изучать тему самостоятельно, если учитель не объяснит ее на занятии.

9 4 Я лучше понимаю, когда учитель объясняет что-то на доске.

10 2 Я использую свои методы для изучения лексики на английском языке.

11 3 Я чувствую себя уверенно, когда учитель рядом со мной, пока я изучаю английский.

12 3 Я могу изучать английский только с помощью моего учителя.

13 3 Учитель всегда должен вести меня к изучению английского языка.

14 4 При изучении английского я хотел бы, чтобы мой учитель повторял грамматические правила.

15 4 Я чувствую себя счастливым, когда мой учитель объясняет английский подробно.

16 1 В будущем я хотел бы продолжить изучение английского языка самостоятельно/без учителя.

17 5 На уроке английского языка мне нравятся проекты, где я могу работать с другими обучающимися.

18 3 Я не смогу изучать английскую грамматику самостоятельно/без учителя.

19 3 Если у меня нет возможности изучать английский язык в классе, я не справлюсь с его изучением самостоятельно.

20 2 Мне нравится изучать английские слова, переводя их в словаре.

21 4 Мне нравится, когда учитель исправляет мои ошибки, когда я их совершаю.

22 4 Я хочу, чтобы учитель дал нам слова, которые мы должны изучить.

23 5 Я хотел бы использовать аудиозаписи/видеозаписи на английском языке вне класса.

24 5 На самом деле я люблю слушать и читать на английском языке вне класса.

25 6 Я хотел бы выбрать материалы для занятий английского языка.

26 6 Я хотел бы разделить ответственность за принятие решения о том, что делать на занятии английского языка.

27 3 Я не знаю, как лучше изучать английский язык.

28 1 Если я не усвоил что-то на занятии английского языка, я несу ответственность за это.

29 6 Я хотел бы выбрать содержание того, что должно преподаваться на уроке английского языка.

30 8 Учитель должен регулярно давать мне тесты.

31 7 Мне нравится английский, но я не хотел бы в основном говорить по-английски.

32 1 Я знаю свои слабости и стараюсь их устранить.

33 7 Я с трудом верю, что я достигну высокого уровня владения английским языком.

34 8 Каждый раз, когда у меня есть задание, учитель должен оценивать или исправлять его.

35 2 Я думаю, что лучше изучаю английский, когда работаю самостоятельно.

36 3 Успех в обучении языку в большей степени зависит от того, что я делаю в классе в присутствии учителя.

37 5 Я считаю, что эффективней работать с другими обучающимися, чем работать самостоятельно при изучении английского языка.

38 8 Я выполняю задания по английскому языку только тогда, когда знаю, что учитель будет оценивать меня.

Номер вопроса Номер области Вопрос

39 8 Я не знаком со способами проверки своего прогресса в изучении языка.

40 7 В будущем я смогу свободно говорить по-английски.

41 9 Я не понимаю шутки и загадки на английском языке.

42 9 Я не заинтересован в изучении культуры англоговорящих стран.

43 9 Я не стараюсь изучать идиомы и высказывания изучаемого языка.

44 9 Я не интересуюсь жизнями людей, которые жили за границей, и особенностями проживания в странах изучаемого языка.

Список литературы

1. Безукладников К.Э. Организация самостоятельной работы студентов по овладению теорией и современными технологиями обучения иностранным языкам [Текст] / К.Э. Безукладников // Вестник Прикамского социального института. Серия: Актуальные проблемы романо-германской филологии и методики преподавания иностранных языков. Пермь, 2004. Вып. 3 (9). С. 71-73.

2. Онорин Д.Е. Лингвообразовательная среда как обязательное условие эффективного формирования самостоятельности взрослых в иноязычном обучении [Текст] / Д.Е. Онорин // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, No3 - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/58PDMN317.pdf/ (дата обращения: 15.05.2018).

3. Онорин Д.Е., Безукладников К.Э. Преимущества электронной социальной сети Facebook как средства обучения в преподавании иностранного языка взрослым [Текст] / К.Э. Безукладников, Д.Е. Онорин // Современные проблемы науки и образования, 2017. № 5.; Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27075 (дата обращения: 15.05.2018).

4. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. (2015) Sistema razvitija jazykovoj tolerantnosti uchitelja mezhdunarodnogo bakalavriata v uslovijah rossijskogo obrazovatel'nogo prostran-stva [System of developing IB teacher's linguistic tolerance in Russian educational environ- ment]. Jazykovaja tolerantnost' kak faktor effektivnosti jazykovoj politiki : ma-terialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Linguistic tolerance as a factor of language policy effec- tiveness. Proceedings of International scientific practical conference. Perm'. pp. 25-33.

5. Gholami H. Self Assessment and Learner Autonomy / H. Gholami // Theory and Practice in Language Studies, Vol. 6. No. 1, 2016. pp. 46-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.