Научная статья на тему 'КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная деятельность / педагог / подготовка / компетентность / компоненты структуры педагогического образования / начальное звено / professional activity / teacher / training / competence / components of structure of teacher’s education / primary school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З А. Магомеддибирова

В статье рассматриваются вопросы формирования компетентности будущих педагогов начального образования. Дана характеристика понятиям «профессиональная компетентность» и «компетенции». Приведена классификация компетенций педагога начального образования, рассматриваемых в качестве результатов их профессиональной подготовки. Обоснована необходимость компетентностного подхода к обучению будущих специалистов. Особое внимание уделяется анализу компонентов подготовки педагогов начального образования. Автор делает вывод о том, что в структуре профессиональной подготовки педагога начальной школы можно выделить следующие взаимосвязанные и функционально зависимые компоненты – целевой, мотивационный, организационно-деятельностный, содержательный и результативный, совокупность которых обеспечивает целостность и эффективность процесса формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPONENT ANALYSIS OF THE PROCESS OF FORMING THE COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER OF PRIMARY SCHOOL

The article deals with issues of forming the competence of future teachers of primary education. The article describes the concepts of “professional competence” and “competence”. The article presents a classification of the primary education teacher’s competencies, which are considered to be a result of their professional training. The necessity of a competence-based approach to training future specialists is justified. Special attention is paid to the analysis of the components of the training of primary education teachers. The author concludes that in the structure of professional training of primary school teachers, the following interrelated and functionally dependent components can be distinguished – target, motivational, organizational and activity, meaningful and effective, the unity of which ensures the integrity and effectiveness of the process of forming the professional competence of future primary school teachers.

Текст научной работы на тему «КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

УДК 378

Magomeddibirova ZA, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Teachers' University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

COMPONENT ANALYSIS OF THE PROCESS OF FORMING THE COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER OF PRIMARY SCHOOL. The article deals with issues of forming the competence of future teachers of primary education. The article describes the concepts of "professional competence" and "competence". The article presents a classification of the primary education teacher's competencies, which are considered to be a result of their professional training. The necessity of a competence-based approach to training future specialists is justified. Special attention is paid to the analysis of the components of the training of primary education teachers. The author concludes that in the structure of professional training of primary school teachers, the following interrelated and functionally dependent components can be distinguished - target, motivational, organizational and activity, meaningful and effective, the unity of which ensures the integrity and effectiveness of the process of forming the professional competence of future primary school teachers.

Key words: professional activity, teacher, training, competence, components of structure of teacher's education, primary school.

З.А. Магомеддибирова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: [email protected]

КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В статье рассматриваются вопросы формирования компетентности будущих педагогов начального образования. Дана характеристика понятиям «профессиональная компетентность» и «компетенции». Приведена классификация компетенций педагога начального образования, рассматриваемых в качестве результатов их профессиональной подготовки. Обоснована необходимость компетентностного подхода к обучению будущих специалистов. Особое внимание уделяется анализу компонентов подготовки педагогов начального образования. Автор делает вывод о том, что в структуре профессиональной подготовки педагога начальной школы можно выделить следующие взаимосвязанные и функционально зависимые компоненты - целевой, мотивационный, организационно-деятельностный, содержательный и результативный, совокупность которых обеспечивает целостность и эффективность процесса формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, педагог, подготовка, компетентность, компоненты структуры педагогического образования, начальное звено.

В условиях модернизации российской системы образования изменились требования к профессиональным качествам школьных преподавателей, в том числе учителей начальной школы. Федеральный стандарт высшего образования определяют качества, которыми должен обладать выпускник учебного заведения - будущий школьный педагог называемые профессиональной компетентностью, которая представляет собой интегративную характеристику личности специалиста, обеспечивающую его готовность к осуществлению профессиональной деятельности в современной школе [1 - 8].

В качестве результатов профессионального педагогического образования ФГОС ВО рассматривают необходимый состав компетенций, совокупность которых наряду с личностными качествами определяет способность и готовность выпускника к решению профессиональных задач [6].

Для успешного формирования профессиональной компетенции будущего учителя начальных классов в процессе его подготовки в высшем учебном заведении необходимо использовать наиболее эффективные технологии обучения, применять самые современные средства и методы организации учебного процесса, основанные на принципах компетентностного подхода. Между тем в системе профессионального педагогического образования по-прежнему преобладают традиционные формы и методы обучения, во многом препятствующие достижению наилучших образовательных результатов [4, с. 135].

Необходимость более глубокого изучения теоретических основ формирования компетентности педагогов младшей школы в процессе их обучения, определения компонентного состава их профессиональной подготовки, путей и методов ее совершенствования определила актуальность данного исследования.

Переход к системно-деятельностной парадигме образования связан с необходимостью подготовки школьных педагогов нового типа, а именно - компетентных специалистов, обладающих не только необходимым объемом знаний и умений, но и способностью и готовностью их реализовывать в профессиональной деятельности, которые определяются мотивацией и ценностными ориента-циями личности педагога.

На сегодняшний день существует множество подходов к определению понятия профессиональной компетентности школьного педагога, различающихся смещением акцентов в сторону содержательных (знания и умения), деятельност-ных (способы действия), личностных (мотивация и осознание социальной значимости профессии) характеристик. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что в основе профессиональной компетентности школьного педагога лежит его готовность к профессиональной деятельности и способность к ее осуществлении. Эти же критерии приведены в требованиях ФГОС к результатам высшего педагогического образования [6, с. 5 - 8].

Понятие профессиональной компетентности характеризует специалиста с точки зрения его профессиональной деятельности и состоит в его готовности осуществлять эту деятельность. Уровень компетентности педагога определяется эффективностью и успешностью его педагогической деятельности. Что касается учителя младших классов, его компетентность обусловливаться его готовностью к педагогической деятельности в начальной школе и решением связанных с этим профессиональных задач на основе полученных знаний, имеющегося опыта и личностных качеств.

Знания и умения будущий учитель младшей школы приобретает в процессе обучения в педагогическом вузе. Результатами освоения образовательной программы являются приобретенные выпускником компетенции. Таким образом, понятия компетентности и компетенций перекликаются, но при этом не являются идентичными.

Основное различие состоит в том, что компетентность представляет собой целостную систему качеств, определяющих готовность и способность специалиста к профессиональной деятельности, а компетенции - освоенные им способы действий, характеризующие эту деятельность и обеспечивающие ее эффективное осуществление [7, с. 234].

Полученные в процессе обучения компетенции составляют основу профессиональной готовности выпускников педагогического вуза к предстоящей работе в школе. С точки зрения содержания подготовки будущих учителей начальной школы приобретаемые ими в процессе обучения компетенции можно разделить на 3 группы: общепрофессиональные, специальные и личностные [3, с. 285].

Общепрофессиональные компетенции объединяют знания в области психологии и педагогики, а также умения применять их на практике, к специальным относятся методическая и предметная составляющие специфики педагогической деятельности в начальной школе, к личностным - мотивационный и ценностный компоненты личностных характеристик будущих учителей начальных классов. Наиболее эффективной моделью формирования перечисленных компетентно-стей может служить модель обучения, построенная на базе компетентностного подхода, согласно которой подготовка специалиста не ограничивается передачей определенного набора знаний и умений, необходимых для предстоящей педагогической деятельности, а представляет собой многокомпонентный учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий всестороннее развитие личности будущего учителя начальных классов [5, с. 96].

В соответствии с концепцией содержания образования И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.В. Краевского в структуре подготовки педагога начального образования можно выделить следующие компоненты: целевой мотивационный, организационно-деятельностный, содержательный, результативный [2, с. 7].

Целевой компонент определяет специфику и содержание всех остальных компонентов профессиональной подготовки будущих педагогов начальной школы. В условиях модернизации системы образования основной целью подготовки учителей начальных классов является воспитание высокообразованной, творчески активной личности, специалиста, способного к решению профессиональных задач на основе обобщения и систематизации полученных знаний и педагогического опыта, готового гибко адаптировать способы действий в соответствии с меняющимися условиями, стремящегося к самосовершенствованию в профессиональной и личностной сферах на протяжении всей жизни. Целевым компонентом определяются ожидаемые результаты подготовки специалиста.

Мотивационный компонент является ведущим элементом любой деятельности, в том числе образовательной. Согласно классикам психологии -Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьеву, С.Л. Рубинштейну и др., мотивы определяют активность личности в процессе обучения, поэтому при организации профессиональной подготовки важно развивать именно ее мотивационный компонент. Мотивационный компонент находится в тесной взаимосвязи с целевым, он акти-

визирует самостоятельную деятельность студентов, направленную на достижение целевых результатов. Мотивация обладает свойством динамичности, то есть ведущие мотивы учебной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки могут меняться, что также необходимо учитывать при организации учебного процесса [7, с. 232].

Организационно-деятельностный компонент предполагает овладение студентами умениями и навыками организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, а также эффективного взаимодействия с учащимися, их родителями и коллегами по педагогическому коллективу.

Данный компонент представлен педагогическими, методическими, психологическими знаниями, позволяющими:

- организовывать общение с учащимися с учетом их возрастных особенностей;

- осуществлять эффективное взаимодействие с родителями учащихся;

- выстраивать плодотворные взаимоотношения с коллегами;

- предотвращать и минимизировать конфликтные ситуации;

- оценивать и контролировать результаты обучения;

- использовать содержательную часть преподаваемых предметов в качестве средства комплексного развития и воспитания учащихся

Содержательный компонент определяет состав и характер знаний и умений, необходимых будущему педагогу начальной школы.

Педагогические знания, в свою очередь, подразделяются на фундаментальные методологические, теоретические и методические (знание методологии педагогической науки, теории обучения, воспитания, методики организации и реализации педагогической и культурно-просветительской деятельности, основ педагогического мастерства и сотрудничества).

Ведущие умения, необходимые педагогу начального образования, можно разделить на следующие группы:

- операционные,

- информационные,

- организационные,

- коммуникативные.

Операционные умения объединяют умственные операции, применяемые в профессиональной деятельности - обобщение, сравнение, синтез и анализ и т.д.

Библиографический список

Информационные умения обеспечивают эффективную работу с источниками информации, организационные - способность к самоорганизации и планированию, коммуникативные - совместную деятельность, взаимоконтроль и взаимовыручку в педагогическом коллективе.

Результативный компонент представлен комплексом результатов профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы, а именно уровнем приобретенных в процессе обучения компетенций и личностных качеств которые в совокупности составляют профессиональную компетентность педагога, формирование которой и является основной целью профессионального образования.

Компонентный анализ процесса формирования профессиональной компетентности педагога начального образования позволил выявить основное требование к подготовке будущих специалистов - ее структурную целостность. Только совокупность перечисленных компонентов и их функционирование в тесной взаимосвязи способно обеспечить качественную подготовку компетентных педагогов младшей школы, способных и готовых осуществлять профессиональную деятельность с максимальной эффективностью и результативностью.

Таким образом, делая вывод, отметим, что:

1. Переход к системно-деятельной парадигме в условиях модернизации системы образования требует подготовки школьного педагога нового типа, а именно - компетентного специалиста, владеющего знаниями, умениями и личностными качествами, необходимыми для осуществления педагогической деятельности, основанной на принципах компетентностного подхода.

2. Компетентность педагога представляет собой комплексную характеристику специалиста, отражающую его способность и готовность к решению педагогических задач.

3. Результатом профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов является совокупность компетенций, приобретенных им в процессе обучения в вузе.

4. В структуре профессиональной подготовки педагога начальной школы можно выделить следующие взаимосвязанные и функционально зависимые компоненты - целевой, мотивационный, организационно-деятельностный, содержательный и результативный, совокупность которых обеспечивает целостность и эффективность процесса формирования профессиональной компетентности будущего специалиста.

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография. Санкт-Петербург, 2005.

2. Литвиненко Н.В., Мендыгалиева А.К. Формирование компетентности студента-будущего педагога к реализации преемственности образования. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 63-4: 176 - 179.

3. Магомеддибирова З.А К вопросу о формировании профессиональной компетентности у будущих педагогов начального образования. Учитель создает нацию. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2018; 284 - 289.

4. Магомеддибирова З.А. Пути формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в процессе их подготовки. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 134 - 137.

5. Магомеддибирова З.А., Расулова П.А. Подготовка студентов факультета начальных классов в условиях внедрения ФГОС начального общего образования. Педагогическое образование в России. 2015; № 9: 96 - 101.

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). Министерство образования и науки РФ. Приказ № 1426 от 4.12.2015 г. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf

7. Хуторянская Т.В. Анализ компонентного состава профессиональной подготовки будущих педагогов. Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2013; № 2: 232 - 235.

8. Levina I.D., Lavrentyeva E.Y., Ukolova L.I. et al. Nursing home conditions for elderly people and its peculiarities of their adaptation. EurAsian Journal of BioSciences. 2019; Т. 13, № 2: 1549 - 1555.

References

1. Kompetentnostnyjpodhod v pedagogicheskom obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Sankt-Peterburg, 2005.

2. Litvinenko N.V., Mendygalieva A.K. Formirovanie kompetentnosti studenta-buduschego pedagoga k realizacii preemstvennosti obrazovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 63-4: 176 - 179.

3. Magomeddibirova Z.A K voprosu o formirovanii professional'noj kompetentnosti u buduschih pedagogov nachal'nogo obrazovaniya. Uchitel' sozdaet naciyu. Sbornik materialov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018; 284 - 289.

4. Magomeddibirova Z.A. Puti formirovaniya professional'noj kompetentnosti buduschih uchitelej nachal'nyh klassov v processe ih podgotovki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 134 - 137.

5. Magomeddibirova Z.A., Rasulova P.A. Podgotovka studentov fakul'teta nachal'nyh klassov v usloviyah vnedreniya FGOS nachal'nogo obschego obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015; № 9: 96 - 101.

6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven'bakalavriata). Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF. Prikaz № 1426 ot 4.12.2015 g. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf

7. Hutoryanskaya T.V. Analiz komponentnogo sostava professional'noj podgotovki buduschih pedagogov. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2013; № 2: 232 - 235.

8. Levina I.D., Lavrentyeva E.Y., Ukolova L.I. et al. Nursing home conditions for elderly people and its peculiarities of their adaptation. EurAsian Journal of BioSciences. 2019; T. 13, № 2: 1549 - 1555.

Статья поступила в редакцию 13.05.21

УДК 37

Mussaui-Ulyanischeva E.V., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Ulyanischeva L.V., senior lecturer, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

REALIZATION OF CORRECTIVE FEEDBACK IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A UNIVERSITY. The article discloses a problem of realization of corrective feedback (CF), as a feedback between a teacher and a student when teaching a foreign language at a university. The article presents a method for correcting students' errors at the control stage. The article discloses the feedback functions, the disclosure mechanism, detailed characteristics and types of oral

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.