УДК 159.923
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Забелина Екатерина Вячеславовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, факультет психологии и педагогики, Челябинский государственный университет, ул. Братьев Кашириных, 129, Челябинск, Россия, 454001; e-mail: [email protected]
Циринг Диана Александровна — доктор психологических наук, ректор, Челябинский государственный университет, ул. Братьев Кашириных, 129, Челябинск, Россия, 454001. e-mail: [email protected]
Веденеева Екатерина Владимировна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, факультет психологии и педагогики, Челябинский государственный университет, ул. Братьев Кашириных, 129, Челябинск, Россия, 454001. e-mail: [email protected]
Кузнецова Дарья Константиновна — магистрант на кафедре психологии, Челябинский государственный университет, ул. Братьев Кашириных, 129, Челябинск, Россия, 454001
РЕЗЮМЕ
В статье представлены результаты исследования особенностей мотивационного компонента самостоятельности у молодых научно-педагогических работников с высокой степенью успешности профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 100 работников вузов (70 аспирантов и кандидатов наук в возрасте до 35 лет, 30 докторов наук в возрасте до 40 лет).
Изменения в системе высшего образования, продиктованные необходимостью её соответствия международным стандартам, предъявляют повышенные и зачастую противоречивые требования к деятельности научно-педагогических работ-
ников. Ярким примером подобного противоречия может выступать дилемма между необходимостью соответствовать формальным внешним критериям успешности и осмысленностью собственной деятельности, творчеством, самореализацией.
В исследовании, результаты которого приведены в статье, подверглось проверке предположение о том, что личностные особенности молодых научно-педагогических работников, а именно их мотивационные черты, выделенные в рамках концепции личностной беспомощности — самостоятельности, могут рассматриваться как предикторы профессиональной успешности. Гипотеза о наличии значимых различий в выраженности показателей, входящих в мотивацион-
ный компонент самостоятельности у молодых научно-педагогических работников с высоким и низким уровнем профессиональной успешности, подтвердилась. Молодые учёные с высоким уровнем профессиональной успешности обладают выраженными признаками самостоятельности (в противовес личностной беспомощности) в целом и по отдельным показателям мо-тивационного компонента в частности. Они в большей степени ориентированы на достижение поставленных целей, более настойчивы и решительны, у них выражен интернальный локус контроля, они более склонны брать на себя ответственность за происходящее с ними; у них ярче выражено стремление к принятию и менее ярко выражен страх отвержения, более выражена потребность в причастности к группе единомышленников. У этих сотрудников более выражены показатели контроля и вовлеченности, то есть они проявляют больший интерес к содержанию и процессу деятельности, получают большее удовольствие от своей работы. Ключевые слова: мотивационная сфера, личностная беспомощность, самостоятельность, успешность, научно-педагогическая деятельность.
Актуальность выявления личностных предпосылок успешности профессиональной деятельности у молодых научно-педагогических работников обусловлена, с одной стороны, наличием проблем, ухудшивших кадровое состояние высшей школы, таких как массовый отток молодых перспективных специалистов в другие сферы, старение штатного научно-педагогического состава, сокращение доли преподавателей среднего возраста, которых отличают высокий профессионализм и деловая активность.
С другой стороны, последние изменения в системе высшего образования, продиктованные необходимостью соответствия международным стандартам, предъявляют повышенные и зачастую противоречивые требования к деятельности научно-педагогических работников. Ярким примером подобного противоречия может выступать дилемма между необходимостью соответствовать формальным внешним критериям успешности и осмысленностью собственной деятельности, творчеством, самореализацией.
В современных социологии, психологии, философии, несмотря на выраженный интерес к проблеме успешности человека в деятельности, термин «успешность» и его критерии определены недостаточно чётко.
В психологии накоплен достаточно обширный эмпирический материал, касающийся факторов достижения успеха в конкретной деятельности [1—6]. В отечественной психологии рассматриваются отдельные аспекты проблемы успешности деятельности: исследование уровня притязаний [7—9], изучение конкурентоспособности и профессионализма в научно-педагогической деятельности [10—13], анализ восприятия образа успешного человека [14; 15], изучение феномена страха успеха [16; 17], проявления переживания успешности [18; 19].
В случае с определением критериев успеха научно-педагогической деятельности дело осложняется её многокомпонентным характером, наличием научной и педагогической составляющих. Однако занятия педагогической и научно-исследовательской деятельностью требуют различных жизненных установок и даже способностей. Учёный — это прежде всего исследователь, призванный проникать в глубины изучаемого объекта, что требует определённой доли отрешённости от окружающего мира. В свою очередь, педагог — человек по определению публичный, способный чётко излагать свои мысли в доступной для слушателей форме, находить контакт со студенческой аудиторией. Судя по всему, эти два вида интеллектуальной деятельности — наука и преподавание — действительно различны, но, по принципу дополняемости разных видов деятельности, могут быть представлены в качестве целостной системы, что даёт возможность увидеть их единство и непротиворечивость.
В предыдущих исследованиях по данной проблеме нами были предложены критерии успешности, которые характеризуют обе стороны научно-педагогической деятельности [20; 29]. В качестве объективных показателей успешности деятельности могут выступать общее количество публикаций (статьи и тезисы), индивидуальный индекс цитирования, количество изданных работ (монографии, учебники, учебные пособия и др.), количество конференций и финансируемых проектов (гранты), в которых принимал участие молодой учёный. Кроме этого, были разработаны критерии для экспертной оценки научно-педагогической деятельности молодых учёных.
В основе серии проведённых исследований лежит предположение о том, что существуют личностные предикторы профессиональной успешности научно-педагогической деятельности, которые, в частности, следует искать в феномене личностной беспомощности — самостоятельности.
Конкретной целью данного исследования явилось выявление особенностей мотивационного компонента самостоятельности (в рамках концепции личностной беспомощности) у молодых научно-педагогических работников с высоким уровнем успешности профессиональной деятельности.
Исследование проходило в соответствии со следующими эмпирическими задачами:
1. Сформировать группы молодых научно-педагогических работников с высоким и низким уровнями профессиональной успешности путём кластерного анализа, опираясь на разработанные критерии [29].
2. Сравнить уровень выраженности диагностических показателей личностной беспомощности — самостоятельности в сформированных группах молодых учёных.
3. Сравнить показатели мотивационного компонента личностной беспомощности — самостоятельности у молодых учёных с высоким и низким уровнями профессиональной успешности.
Нами было выдвинуто предположение о том, что существуют значимые различия показателей мотива-
ционного компонента самостоятельности у молодых научно-педагогических работников с высоким уровнем успешности профессиональной деятельности.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
Самостоятельность личности долгое время разрабатывалась в отечественной науке преимущественно в русле педагогических исследований (А.А. Вербицкий, Л.М. Митина, В.А. Якунин, В. А. Балюк, Е.Ф. Мосин, М.А. Данилов, Р.И. Иванов, И.Д. Кле-герис, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и др.). В настоящее время понятие «самостоятельность» всё чаще используется в психологических исследованиях, при этом отсутствует единый подход к изучаемому явлению. В психологической литературе можно встретить представления о самостоятельности как регуляторном свойстве субъекта (А.К. Ос-ницкий, В. И. Моросанова), волевом качестве личности (В.А. Артёмов, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, М.В. Чумаков В.В. Богословский, А.Г. Ковалёв и В.Н. Мясищев, К.Н. Корнилов и др.), интегрированном свойстве личности (А.И. Савенков, С. В. Чебровская, С.Л. Рубинштейн). Изучаются также родственные по психологическому содержанию феномены, такие как саморегуляция (О.А. Ко-нопкин, Б.Б. Величковский и др.), самоконтроль (В.И. Иванников, Ю.М. Орлов), самодетерминация (Э. Деси, Р. Райан и др.), суверенность (А.В. Клоч-ко, О.М. Краснорядцева, С.К. Нартова-Бочавер), самоэффективность (А. Бандура), самореализация (Э.В. Галажинский).
Д.А. Циринг предложила концепцию личностной беспомощности, согласно которой самостоятельность рассматривается как комплексная характеристика субъекта, обусловливающая высокий уровень субъектности. Так как именно с этой теоретической позиции рассматривается феномен самостоятельности в данном исследовании, изложим основные положения указанной концепции.
Д.А. Циринг была выявлена системообразующая характеристика субъекта, названная личностной беспомощностью, включающая в себя единство специфических личностных особенностей, в числе которых — пессимистический атрибутивный стиль, депрессивность, тревожность, а также целый ряд особенностей поведения и деятельности, которые в целом отличаются пассивностью и снижением успешности и свидетельствуют о низкой способности субъекта управлять событиями собственной жизни, ставить цели и достигать их, преодолевая различного рода трудности [21].
Личностная беспомощность выражается в пассивности субъекта, его неспособности справляться со сложностями, препятствиями, его чрезмерной зависимости от окружающих, обусловливает трудности целеполагания в силу пессимистических ожиданий, а также большую затруднённость достижения целей, требующих приложения усилий, гибкости, настойчивости. Эта характеристика личности ограничивает способность субъекта преобразовывать действитель-
ность, с одной стороны, и снижает его адаптационные возможности, с другой [21].
Помимо личностной беспомощности Д.А. Циринг выделила образование личностного уровня, противоположное по своему психологическому содержанию, названное «самостоятельностью», характеризующееся выраженной волевой активностью, оптимистическим мировосприятием, эмоциональной уравновешенностью, интратенсивной мотивацией, креативностью. Самостоятельность представляет собой системное качество, определяющее высокий уровень субъектности.
Оба феномена имеют в своей структуре четыре основных компонента: волевой, мотивационный, эмоциональный, когнитивный. Мотивационный компонент самостоятельности включает в себя следующие характеристики: преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудачи; высокий уровень притязаний; интернальный локус контроля; адекватная или достаточно высокая самооценка; интратенсивная мотивация; преобладание стремления к принятию над страхом отвержения [21—28].
Все эти характеристики мотивационного компонента самостоятельности соответствуют профессиональным требованиям, которые предъявляются к научно-педагогическому работнику и которые необходимы ему для успешной реализации профессиональной деятельности. Понимание ценности собственной личности и её качеств позволяет научно-педагогическим работникам ставить цели такого уровня сложности, который соответствует их способностям, проявлять соответствующий уровень притязаний. Формирование высокого уровня притязаний происходит в процессе деятельности под влиянием субъективных переживаний успеха или неудачи.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 100 научно-педагогических работников вузов Челябинска, Томска, Перми, Москвы (70 аспирантов и кандидатов наук в возрасте до 35 лет, 30 докторов наук в возрасте до 40 лет).
Для диагностики личностной беспомощности — самостоятельности использовались:
• Методика «Тест на оптимизм» (адаптация методики Л8Р, разработанной М. Селигманом и его коллегами, выполненная Л.М. Рудиной).
• Шкала депрессии А. Зунга (адаптация Т. И. Балашовой); 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (105 вопросов).
• Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Норакидзе).
Для диагностики мотивационного компонента применялись:
• Методика А.А. Реана «Мотивация достижения».
• Опросник «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинда.
• Методика «Мотивация аффилиации» в адаптации М.Ш. Магомед-Эминова.
• Методика Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой «Тест жизнестойкости» (адаптация методики С. Мад-ди).
Для выявления значимости межгрупповых различий использовался метод сравнения средних значений выраженности переменных (критерий 1 — Стьюдента).
С целью выделения группы с высокой степенью успешности профессиональной деятельности был проведён кластерный анализ на выборке аспирантов и кандидатов наук. Молодые доктора наук были отнесены к группе с высокой успешностью профессиональной деятельности и рассматривались отдельно. В качестве критериев для кластеризации использовались:
1. Объективные критерии, включающие в себя количество и уровень публикаций, индекс цитирования, количество изданных учебников, учебных пособий и монографий, участие в международных и всероссийских конференциях, участие в финансируемых исследованиях.
2. Экспертные оценки: использовались критерии, специально разработанные для оценивания продуктивности, качества и успешности профессиональной деятельности молодых научно-педагогических работников [29].
Итоговый показатель успешности представляет собой математическую сумму показателей.
РЕЗУЛЬТАТЫ СРАВНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МОЛОДЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ УСПЕШНОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С целью выявления выраженности личностной беспомощности — самостоятельности у испытуемых группы молодых научно-педагогических работников с высокой и низкой степенью успешности профессиональной деятельности мы сравнили их по диагностическим критериям, предложенным Д.А. Циринг.
Были выявлены значимые различия между группами молодых научно-педагогических работников с высокой и низкой степенью успешности профессиональной деятельности по показателям депрессии, атрибутивного стиля, самооценки и по четырём факторам опросника Р. Кеттелла. Более успешные научно-педагогические работники имеют более выраженные черты самостоятельности: они менее склонны к депрессии (1 = —2,430, р = 0,018), имеют более высокие показатели оптимистического атрибутивного стиля — Р80 (оценка персонализации в хороших условиях) (1 = 1,970, р = 0,05) и О (оптимистичное объяснение хороших событий в целом) (1 = 1,829, р = 0,07).
Значимые различия между группами работников с высокой и низкой степенью успешности научно-педагогической деятельности получены по фактору А (замкнутость — доброжелательность) (1 = 2,277,
р = 0,03), С (неуверенность — уверенность в себе) (1 = 2,115, р = 0,039), Н (робость — смелость) (1 = 2,070, р = 0,043), 03 (импульсивность — высокий самоконтроль) (1 = 2,074, р = 0,043). Более успешные научно-педагогические работники более доброжелательны, открыты к общению, лучше приспосабливаются к социуму. Они более уверены в себе и своих способностях, адекватно реагируют на собственные неудачи, легко вступают в контакт с людьми. Они реже проявляют импульсивность, лучше контролируют своё поведение, лучше организовывают время и порядок выполнения дел, реже испытывают внутренние конфликты.
Различия, полученные в ходе сравнительного анализа, косвенно подтверждают, что самостоятельность как комплексная личностная характеристика обусловливает более высокую успешность и в профессиональной деятельности, тогда как личностная беспомощность определяет снижение успешности. Тем не менее абсолютные величины показателей не зафиксировали максимальных проявлений самостоятельности у более успешных научно-педагогических работников. Успешные молодые научно-педагогические работники обладают характеристиками умеренного оптимизма или относятся к группе «адаптивных» (в классификации Ю.В. Яковлевой). Данная промежуточная позиция позволяет более успешным работникам не только справляться с трудностями в профессиональной деятельности, но и адаптироваться к системе работы в вузе с его жёсткими академическими правилами.
Далее те же группы сравнили между собой по показателям мотивационного компонента личностной беспомощности — самостоятельности (табл. 1).
В результате сравнения были обнаружены значимые различия по четырём показателям: мотивация достижения успеха, контроль результата, общая ин-тернальность и стремление к принятию. На уровне тенденции находятся три показателя: страх отвержения, интернальность производственных отношений, вовлеченность в происходящее.
В отличие от менее успешных научно-педагогических работников более успешные имеют более высокую мотивацию достижения успеха — они ориентированы на реализацию поставленных целей; несмотря на возникающие препятствия, более настойчивы и решительны. Возможно, именно этот показатель обуславливает достижение ими значительных успехов в профессиональной деятельности.
У молодых научно-педагогических работников с высокой степенью профессиональной успешности обнаружены более высокие показатели общей интер-нальности и интернальности производственных отношений (на уровне тенденции), что свидетельствует о более выраженной способности брать на себя ответственность за происходящее в жизни в целом и в профессиональной деятельности, в частности.
В этой группе более выражены показатели аффи-лиации: выше стремление к принятию и ниже страх отвержения (на уровне тенденции). Эти сотрудники стремятся удовлетворять потребность в причастности к группе единомышленников.
Таблица 1
Достоверность значимых различий мотивационного компонента самостоятельности в группах научно-педагогических работников с различным уровнем профессиональной успешности
Показатель Среднее значение в группе «более успешные» Среднее значение в группе «менее успешные» t р
Мотивация достижения 15,80 13,60 2,943 0,005
Контроль 32,60 27,10 2,348 0,023
Вовлеченность 37,70 33,20 1,651 0,104
Общая интернальность 20,96 14,57 2,004 0,050
Интернальность производственных отношений 7,93 5,65 1,380 0,170
Страх отвержения 12,54 15,26 -1,560 0,120
Стремление к принятию 14,09 12,07 1,761 0,084
У этих сотрудников более выражены контроль и вовлеченность в происходящее (на уровне тенденции), более выражена убеждённость в том, что вовлеченность в происходящее даёт максимальный шанс найти нечто интересное, они получают большее удовольствие от деятельности. Они несколько чаще проявляют убеждённость в том, что собственные усилия позволяют им повлиять на результат происходящего, даже если успех не гарантирован; они убеждены, что сами выбирают свой путь.
Таким образом, согласно полученным результатам, личностным предиктором успешности научно-педагогической деятельности в мотивационной сфере следует считать высокий уровень мотивации достижения успеха, развитую потребность аффилиа-ции, повышенное ощущение контроля результата и вовлеченности в происходящее, а также интерналь-ный локус контроля (как общий, так и в производственной деятельности).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования подтвердили выдвинутые предположения о том, что самостоятельность (в противовес личностной беспомощности) может выступать предиктором успешности научно-педа-гогчиеской деятельности. Это подтверждают различия диагностических показателей личностной беспомощности — самостоятельности: более успешные молодые учёные не склонны к депрессии, они обладают адекватной высокой самооценкой, признаками оптимистического атрибутивного стиля, они более открыты и смелы в общении, хорошо контролируют эмоции и поведение. Таким образом, более успешные молодые научно-педагогические работники в своих личностных характеристиках находятся ближе к полюсу самостоятельности — в отличие от их менее успешных коллег, проявляющих признаки личностной беспомощности.
Результаты сравнения показателей мотивацион-ного компонента самостоятельности также показали значимые различия. Успешные молодые учёные
в большей степени ориентированы на достижение поставленных целей, более настойчивы и решительны, у них выражен интернальный локус контроля, они в большей степени склонны брать на себя ответственность за происходящее с ними; у них более выражено стремление к принятию и менее — страх отвержения, более выражена потребность в причастности к группе единомышленников. У этих сотрудников более выражены показатели контроля и вовлеченности в происходящее, то есть они проявляют больший интерес к содержанию и процессу деятельности, получают большее удовольствие от своей работы.
Полученные результаты согласуются с данными, полученными на других выборках [21—24; 28; 30], что подтверждает статус самостоятельности как ключевой характеристики субъекта, отражающей его способность к успешному осуществлению профессиональной деятельности.
Результаты исследования дают возможность предположить, что повышение уровня профессиональной успешности молодых научно-педагогических работников может происходить не только за счёт развития профессиональных умений и навыков, но и за счёт развития мотивационной сферы — внутренней мотивации. В связи с этим можно предложить реализацию комплексной психолого-педагогической программы развития профессиональной мотивации, направленной на повышение осознанности профессиональных целей, их связи с личностными ценностями, развитие ответственности и убеждения, что многое зависит от них самих, повышение уверенности в своих силах, развитие коммуникативных установок и умений, включение в коллективную работу.
Выражение признательности
Авторы статьи выражают глубокую благодарность проректору по научной работе Челябинского государственного университета Андрею Витальевичу Мельникову за поддержку и помощь при сборе материала для написания статьи.
Финансирование
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», ГК № 14.740.11.1119.
ССЫЛКИ
[1]. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. — М.: Смьюл: Aкадемия, 2006. 336 c.
[2]. Далгатов M.M. Мотивация деятельности достижения в теориях каузальной атрибуции // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология, 2006, № 1, С. 71-81.
[3].ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. — СПб.: Питер, 2003. 860 с.
[4]. Fortune A., Cavazos A., Lee M. Achievement motivation and outcome in social work field education. Journal of Social Work Education. Vol. 41. No. 1 (WINTER2005), pp. 115-129.
[5]. Pajares F. Toward a Positive Psychology of Academic Motivation. The Journal of Educational Research. Vol. 95. No. 1 (Sep. — Oct., 2001), pp. 27-35.
[6]. Бакуняева Д.С. Психологические факторы профессиональной успешности в спорте высших достижений. // Aкмеология. 2015. № 4, С. 103-107.
[7]. Бороздина Л.. B. Исследование уровня притязаний. — М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. 184 с.
[8]. Толмасова А. К. Социально психологические аспекты формирования самооценки и уровня притязаний личности. Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности. — М., 1988. С. 37-52.
[9]. ШyмиxинaA.B. Притязания личности как фактор успешности её деятельности. — Ростов-на-Дону: Институт управления, бизнеса и права, 2006. 63 с.
[10]. Гагарин A.B. Профессиональная подготовка конкурентоспособного преподавателя высшей школы: проблемы и перспективные направления // Aкмеология, 2012, № 4. С. 46-49.
[11]. Meльникoвa Д..M., MeльникoвaM..И. Временная компетентность как фактор успешности будущих педагогов. // Aкмеология, 2015, № 4. С. 109-115.
[12]. Глебов B. B. Aкмеологические и психофизиологические аспекты изучения профессиональной адаптации преподавателей высшей школы // Aкмеология, 2014, № 1. С. 161-165.
[13]. ПлугинаM. И., Донская Л. Ю., Знаменская C.B. Формирование имиджа как условие повышения профессионализма личности и деятельности преподавателя высшей школы. // Aкмеология. 2014. № 3. С. 38-46.
[14]. Атюнина B. С. Образ успешного человека: результаты ассоциативного эксперимента // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2007, № 4. С. 164-171.
[15]. Петренко B. Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов // Вопросы психологии, 1986, № 3. С. 133-143.
[16]. Спиваковская A.C. Профилактика детских неврозов. — М.: Генезис, 2002. 208 с.
[17]. ТурецкаяГ.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал, Т. 19. 1998, № 1. С. 37-46.
[18]. Дементий Л.И. Личностные особенности и типология успешных и неуспешных личностей // Вестник Омского университета, 2011, № 2. С. 277-284.
[19]. Солоед К. В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации: дис. ... канд. психол. наук. Московский гос. университет им. М.В. Ломоносова. М., 1997.
[20]. Овчинников М.В., Циринг Д.А., Репин С. А., Забелина Е. В. Теоретическая модель мотивационно-цен-ностной сферы молодых научно-педагогических работников // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Образование. Педагогические науки.
2011. № 13(24). С. 45-50.
[21]. Циринг Д.А. Психология личностной беспомощности: исследование уровней субъектности. — М.: Изд. центр «Академия», 2010.
[22]. Веденеева Е. В. Мотивационный компонент в структуре личностной беспомощности на разных возрастных этапах // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова, 2008. № 5. С. 165-169.
[23]. Веденеева Е. В. Взаимосвязь мотивационного компонента личностной беспомощности и ведущей деятельности на разных возрастных этапах // Вестник Томского государственного университета, 2009, № 322. С. 86-189.
[24]. Забелина Е. В. Беспомощность в структуре индивидуальности и её связь с коммуникативной активностью: на материале исследования подростков: дис. ... канд. психол. наук. Ярославский государственный университет, Ярославль, 2009.
[25]. ЗабелинаЕ.В., ОвчинниковМ. В., ВеденееваЕ. В. Специфика мотивационно-ценностной сферы молодых учёных и аспирантов как психологическая основа создания системы отбора молодых научно-педагогических кадров в вузе // Вестник Челябинского государственного университета (спецвыпуск). Направление: Социология. Философия. Культурология. 2012. Вып. № 26, № 19(273), С. 58-68.
[26]. Забелина Е. В., Циринг Д. А., Овчинников М. В., Пономарёва И. В. Взаимосвязь особенностей мотивацион-но-ценностной сферы и удовлетворённости работой у аспирантов с различной степенью успешности научно-педагогической деятельности // Психологические исследования.
2012. Т. 5. № 25. С. 8.
[27]. Яковлева Ю. В. Самостоятельность в студенческом возрасте (аксиологический аспект). // Вестник Томского государственного университета, 2010, № 333. С. 153156.
[28]. Яковлева Ю. В. Психологическое содержание, структура и особенности самостоятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, 2011.
[29]. Овчинниковы. В., Циринг Д.А. Критерии успешности научно-педагогической деятельности // Образование и наука, 2013, № 2. С. 28-36.
[30]. Циринг Д. А., Веденеева Е. В. Исследование успешности ведущей деятельности у испытуемых с личностной беспомощностью на разных возрастных этапах // Сибирский психологический журнал, 2009. № 31. С. 81-84.
THE PECULIARITIES OF MOTIVATIONAL COMPONENT OF YOUNG SCIENTISTS' SELF-RELIANCE AS A FACTOR OF PROFESSIONAL SUCCESS
Ekaterina V. Zabelina — Candidate of Psychological Science, Associate Professor, Department of Psychology, Faculty of Psychology and Pedagogy, Chelyabinsk State University; 129, Bratyev Kashyrinykh Street, Chelyabinsk, 454001, Russia; e-mail: [email protected]
Diana A. Tsiring — Doctor of Psychological Science, Associate Professor, Department of Psychology, Faculty of Psychology and Pedagogy, Chelyabinsk State University; 129, Bratyev Kashyrinykh Street, Chelyabinsk, 454001, Russia; e-mail: [email protected] Ekaterina V. Vedeneeva — Candidate of Psychological Science, Associate Professor, Department of Psychology, Faculty of Psychology and Pedagogy, Chelyabinsk State University; 129, Bratyev Kashyrinykh Street, Chelyabinsk, 454001, Russia; e-mail: [email protected]
Daria K. Kuznetsova — Master's Degree Student, Department of Psychology, Chelyabinsk State University; 129, Bratyev Kashyrinykh Street, Chelyabinsk, 454001, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article presents the results of the study of self-reliance's motivational component peculiarities of young scientific and pedagogical staff possessing high level of professional success. About 100 employees of higher educational institutions (70 postgraduates and candidates of sciences under the age of thirty five, 30 Doctors of Science under the age of forty took part in the research).
The changes in the higher education system, provoked by the necessity to comply with the international standards, impose overstated and frequently inconsistent requirements to the scientific and pedagogical activity. The dilemma between the necessity to correspond to formal external criteria of success and sense-making of the own activity, creativity and self-realization can serve as a spectacular example of this contradiction.
The research results presented in the article checked an assumption, stating that personal features of young scientific and pedagogical workers, namely their motivational features, marked out within the concept of personal helplessness — self-reliance, can be considered as the predictors of professional success. There was confirmed the hypothesis declaring the existence of significant distinctions in intensity of the indicators of the motivational component of self-reliance of young scientific and pedagogical workers with high and low levels of professional success. Young scientists with the high level of professional success show evident signs of self-reliance (in contradiction to personal helplessness) in general as well as in separate indexes of motivational component in particular. They are more focused on the desired goals achievement,
they are more persistent and resolute, they have evident internal locus of control, they are more inclined to take responsibility for their life events; their need for participation in a like-minded group is more expressed. These employees demonstrate more obvious indicators of control and involvement; they show interest in content and process of their activity, are more likely to derive pleasure from their work. Key words: motivational sphere, personal helplessness, self-reliance, success, scientific and pedagogical activity.
REFERENCES
[1]. Gordeeva T.O. Psihologija motivacii dostizheni-ja [Psychology of achievement motivation]. Moscow, Smycl: Akademija, 2006. 336 p.
[2]. DalgatovM.M. Motivacija dejatel'nosti dostizhenija v teorijah kauzal'noj atribucii [Motivation of the achievement activity in theories of causal attribution]. Vestnik Moskovsko-go universiteta [Bulletin of the Moscow University]. Ser. 14, Psihologija [Psychology], 2006, No.1, pp. 71-81.
[3]. Hekhauzen H. Motivacija i dejatel'nost' [Motivation and activity.]. St. Petersburg, Piter, 2003. 860 p.
[4]. Fortune A., Cavazos A., Lee M. Achievement motivation and outcome in social work field education. Journal of Social Work Education, Vol. 41, No. 1 (WINTER2005), pp. 115-129
[5]. Pajares F. Toward a Positive Psychology of Academic Motivation. The Journal of Educational Research, Vol. 95, No. 1 (Sep. — Oct., 2001), pp. 27-35
[6]. Bakunjaeva D.S. Psihologicheskie faktory profession-al'noj uspeshnosti v sporte vysshih dostizhenij [Psychological factors of professional success in the elite sport]. Akmeologi-ja [Akmeology], 2015, No 4, pp. 103-107.
[7]. Borozdina L. V. Issledovanie urovnja pritjazanij [Research of the level of claims]. Moscow, Uchebno-metodich-eskij kollektor «Psihologija», 2000. 184 p.
[8]. Tolmasova A.K. Social'no psihologicheskie aspekty formirovanija samoocenki i urovnja pritjazanij lichnosti [Social and psychological aspects of self-assessment formation and the level of claims of the personality]. Psihologicheskie problemy vzaimodejstvija kollektiva i lichnosti [Psychological problems of interaction of collective and personality]. Moscow, 1988. pp. 37-52
[9]. Shumihina A. V. Pritjazanija lichnosti kak faktor uspeshnosti ee dejatel'nosti [Claims of the personality as a factor of activity success]. Rostov-on-Don, Institut upravlenija, biznesa i prava, 2006. 63 p.
[10]. Gagarin A. V. Professional'naja podgotovka konkurentosposobnogo prepodavatelja vysshej shkoly: problemy i perspektivnye napravlenija [Vocational training of the competitive teacher of the higher school: problems and perspective directions]. Akmeologija [Akmeology], 2012, No 4, pp. 46-49.
[11]. Mel'nikovaD.M., Mel'nikovaM.I. Vremennaja kom-petentnost' kak faktor uspeshnosti budushhih pedagogov [Temporary competence as a factor of the future teachers success]. Akmeologija [Akmeology], 2015, No 4, pp. 109-115.
[12]. Glebov V.V. Akmeologicheskie i psihofiziologich-eskie aspekty izuchenija professional'noj adaptacii prepoda-vatelej vysshej shkoly [Akmeological and psychophysiolog-
ical aspects of studying of the professional adaptation of the higher school teachers]. Akmeologija [Akmeology], 2014, No 1, pp. 161-165.
[13]. Plugina M.I., Donskaja L. Ju., Znamenska-ja S. V. Formirovanie imidzha kak uslovie povyshenija pro-fessionalizma lichnosti i dejatel'nosti prepodavatelja vysshej shkoly [Image formation as a condition of the professionalism increase of the personality and activity of the higher school teacher]. Akmeologija [Akmeology], 2014, No 3, pp. 38-46.
[14]. Atjunina VS. Obraz uspeshnogo cheloveka: re-zul'taty associativnogo jeksperimenta [Image of the successful person: the results of associative experiment]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskus-stv [Bulletin of Moscow State University of culture and arts], 2007, № .4, pp. 164-171.
[15]. Petrenko VF. Semanticheskij analiz profession-al'nyh stereotipov [Semantic analysis of the professional stereotypes]. Voprosy psihologii [Psychology questions], 1986, No. 3, pp. 133-143
[16]. Spivakovskaja A.S. Profilaktika detskih nevrozov [Prevention of children's neurosises]. Moscow, Genezis, 2002. 208 p.
[17]. Tureckaja G. V. Strah uspeha: psihologicheskoe issle-dovanie fenomena [Fear of success: psychological research of the phenomenon]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological Journal], T. 19, No 1, 1998. pp. 37-46
[18]. Dementij L.I. Lichnostnye osobennosti i tipologija uspeshnyh i neuspeshnyh lichnostej [Personal features and typology of successful and unsuccessful persons]. Vestnik Om-skogo universiteta [Bulletin of Omsk university], 2011, No.2, pp. 277-284.
[19]. Soloed K. V. Psihicheskoe razvitie mladencev v uslovijah materinskoj deprivacii: dis. ... kand. psihol. nauk. Moskovskij gos. universitet im. M.V. Lomonosova [Mental development of babies in the conditions of the maternal deprivation], Moscow, 1997.
[20]. Ovchinnikov M. V., Tsiring D.A., Repin S.A., Zabelina E. V. Teoreticheskaja model' motivacionno-cennostnoj sfery molodyh nauchno-pedagogicheskih rabotnikov [Theoretical model of the motivational and valuable sphere of young scientific and pedagogical workers]. Vestnik Juzhno-Ural'sko-go gosudarstvennogo universiteta. Ser. Obrazovanie. Pedagog-icheskie nauki [Bulletin of the Southern Ural State University. Education. Pedagogical sciences], 2011, No13 (24), pp. 45-50.
[21]. Tsiring D.A. Psihologija lichnostnoj bespomoshh-nosti: issledovanie urovnej sub'ektnosti [Psychology of personal helplessness: research of levels of subjectivity]. Moscow, Izdat. centr «Akademija», 2010. 54 p.
[22]. Vedeneeva E. V. Motivacionnyj komponent v strukture lichnostnoj bespomoshhnosti na raznyh vozrastnyh jetapah [Motivational component in structure of personal helplessness at different age stages]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova [Bulletin of the Kostroma State University of N.A. Nekrasov], 2008, No 5, pp 165-169.
[23]. VedeneevaE. V. Vzaimosvjaz' motivacionnogo kom-ponenta lichnostnoj bespomoshhnosti i vedushhej dejatel'nosti na raznyh vozrastnyh jetapah [Interrelation of the motivational component of personal helplessness and the leading activity at different age stages]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk state university], 2009, No 322, pp. 86-189.
[24]. Zabelina E. V. Bespomoshhnost' v strukture individ-ual'nosti i ee svjaz' s kommunikativnoj aktivnost'ju: na ma-teriale issledovanija podrostkov: dis. ... kand. psihol. nauk. Jaroslavskij gosudarstvennyj universitet [Helplessness in the structure of integral identity and its interrelation with communicative activity: on the material of teenagers research], Yaroslavl, 2009.
[25]. Zabelina E. V., Ovchinnikov M. V., Vedeneeva E. V. Specifika motivacionno-cennostnoj sfery molodyh uchenyh i aspirantov kak psihologicheskaja osnova sozdanija sistemy otbora molodyh nauchno-pedagogicheskih kadrov v vuze [Specifics of the motivational sphere and value of young scientists and graduate students as a psychological basis of creation of the selection system of the young research and educational personnel in higher education institution]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta (specvypusk). Napravlenie: Sociologija. Filosofija. Kul'turologija [Bulletin of the Chelyabinsk State University (special issue). Direction: Sociology. Philosophy. Cultural science], 2012, Issue 26, No19 (273), pp. 58-68.
[26]. Zabelina E.V., Tsiring D.A., Ovchinnikov M.V., Ponomareva I. V. Vzaimosvjaz' osobennostej motivacion-no-cennostnoj sfery i udovletvorennosti rabotoj u aspirantov s razlichnoj stepen'ju uspeshnosti nauchno-pedagogicheskoj dejatel'nosti [Interrelation of features of the motivational sphere and value and satisfaction with work at graduate students with various degree of success of scientific and pedagogical activity]. Psihologicheskie issledovanija [Psychological researches]. 2012. T. 5, No 25. pp. 8.
[27]. JakovlevaJu. V Samostojatel'nost' v studencheskom vozraste (aksiologicheskij aspekt) [Self-reliance at student's age (axiological aspect)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk state university], 2010, No 333, pp. 153-156.
[28]. Jakovleva Ju. V. Psihologicheskoe soderzhanie, struktura i osobennosti samostojatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Juzhno-Ural'skij gosudarstvennyj universitet [Psychological maintenance, structure and features of self-reliance], Chelyabinsk, 2011.
[29]. Ovchinnikov M. V., Tsiring D.A. Kriterii uspeshnosti nauchno-pedagogicheskoj dejatel'nosti [Kriteriya of success of scientific and pedagogical activity]. Obrazovanie i nauka [Science and education], 2013, No 2, pp. 28-36.
[30]. Tsiring D.A., Vedeneeva E.V. Issledovanie uspeshnosti vedushhej dejatel'nosti u ispytuemyh s lichnostnoj bespo-moshhnost'ju na raznyh vozrastnyh jetapah [Research of the leading activity success at examinees with personal helplessness at different age stages]. Sibirskij psihologicheskij zhurnal [Siberian Psychological Journal], 2009, No 31, pp. 81-84.