А. А. Щемилев
КОРРЕКЦИЯ СПОРТИВНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БАСКЕТБОЛИСТОВ МЕЖДУ ТУРАМИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА
Работа представлена кафедрой спортивных игр.
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор Е. А. Митин
В статье представлены экспериментальные данные по коррекции педагогическими средствами психомоторных и психофизиологических качеств баскетболистов ме^ду турами соревновательного периода. Особое внимание уделяется исследованию влияния корригирующих модельных микроциклов на эффективность технико-тактических действий игроков команды. Автор рекомендует обязательные условия использования специальных корригирующих средств в индивидуальной тренировке, в основном занятии и в микроцикле.
In article experimental data on correction by pedagogical means psychomotor and mental qualities of basketball players between rounds of the competitive period are submitted. The special attention is given
109
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
research of influence modeling micro cycles on efficiency of technical and tactical actions of players of a team. The author recommends obligatory conditions of use special means in individual training, in the basic occupation and in a micro cycle.
Анализ литературы по спортивным играм показывает, что внимание исследователей направлено на изучение путей управления тренировочным процессом на основе:
• анализа динамики психических функций спортсменов1;
• учета их индивидуально-психологических особенностей 2;
• применения специальных упражнений для развития и совершенствования отдельных психических и психофизиологических функций, влияющих на качество технико-тактических действий3. Работы данных авторов вносят определенный вклад в совершенствование тренировочного процесса в спортивных играх, в частности и в баскетболе. Тем не менее постановка изучаемых вопросов имеет несколько обобщенный характер.
Вместе с тем анализ доступной научной и специальной литературы в баскетболе указывает на то, что возможности применения специальных упражнений в модельных микроциклах тренировочного процесса между турами соревновательного пери -ода для коррекции спортивно значимых психомоторных и психофизиологических качеств у спортсменов-баскетболистов специально не исследовались.
Цель работы - исследовать возможности применения специальных упражнений для коррекции психомоторных и психофизиологических качеств баскетболистов в микроциклах между турами соревновательного периода.
В экспериментальном исследовании участвовали студенты-баскетболисты из команды мастеров первой лиги в количестве 14 игроков (2 мастера спорта, 6 кандидатов в мастера спорта, 6 спортсменов первого разряда). Возраст спортсменов находился в диапазоне от 17 лет до 21 года. Исследование проходило в два этапа.
На первом этапе для диагностики потенциальных возможностей спортсменов было проведено комплексное психолого-педагогическое обследование с использованием психологических, психофизиологических и педагогических методик4. После обследования на каждого спортсмена составлялась психолого-педагогическая характеристика, включающая описание особенностей функционирования психомоторной и психофизиологической сфер, уровня развития специальной подготовленности с определением сильных сторон спортсмена и факторов, лимитирующих достижение успеха; давались персонифицированные рекомендации игрокам.
Такой подход позволил определить средства по коррекции недостаточно выраженных спортивно значимых качеств и рекомендовать их для включения в модельные микроциклы при подготовке команды к очередному туру.
Принцип подбора корригирующих упражнений в каждом микроцикле составлял основу метода сопряженного воздействия, позволявшего развивать и совершенствовать недостаточно выраженные психофизиологические качества с одновременным совершенствованием технико-тактических действий игроков. Исходя из особенностей нервно-мышечной деятельности баскетболистов, при проведении тренировок в модельном микроцикле использовались также повторный, интервально-серийный и сенсорный методы. Для восстановления спортсменов активно использовалась репродуктивная форма отдыха 5.
Учитывая имеющийся исследовательский и практический опыт, нами совместно с тренером были разработаны два модельных микроцикла для акцентированного развития и совершенствования недостаточно выраженных спортивно значимых качеств с учетом индивидуальных особенностей каж-
Коррекция спортивно значимых качеств баскетболистов между турами соревновательного..
дого спортсмена. Обязательными условиями их реализации в учебно-тренировочной работе с командой были следующие:
• использование специальных корригирующих упражнений с учетом сильных сторон спортсмена и факторов, лимитирующих достижение успеха;
• включение специальных корригирующих упражнений как в индивидуальную тренировку, так и в основное тренировочное занятие;
• использование в основном тренировочном занятии до 20% специальных корригирующих упражнений от общего количества средств одного тренировочного занятия;
• повторяемость и время выполнения специальных корригирующих упражнений определялись в зависимости от уровня развития того или иного спортивно значимого качества.
К тому же модельные микроциклы должны были подготовить игроков функционально и обеспечить плавный переход к большому суммарному объему работы и интенсивным физическим нагрузкам в «ударном» микроцикле. Поэтому нами рекомендовано:
• предусматривать количество бросков с излюбленных точек, без сопротивления соперника, с расстояния не ближе 4 и 6,25 метра сериями по 30 бросков в каждой; количество серий с каждого расстояния 8-10, интервал отдыха между сериями 1 минута;
• повышать напряженность в групповых игровых упражнениях по принципу гандикапа;
• увеличивать временные периоды участия в тренировочных играх до 12 минут и их количество довести до 4; интервалы отдыха между первым и вторым периодами 1 минута, между вторым и третьим - 5 минут, между третьим и четвертым - 2 минуты.
Анализ результатов первого обследования показал, что у ряда игроков наблюдалось недостаточное для эффективной соревновательной деятельности развитие спортивно значимых психических (эмоциональная устойчивость, низкая фрустра-
ционная толерантность), психомоторных (сложная сенсомоторная реакция и психомоторная координация), психофизиологических (концентрация и переключение внимания, вестибулярная устойчивость) и характерологических (мотивация и притязательность) качеств.
Общеизвестно, что конечный результат баскетбольного матча определяется наибольшим количеством забитых мячей в кольцо соперника, поэтому интерес для нас представлял анализ эффективности игровых действий. Педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью баскетболистов в первенстве России позволили определить, что в целом по команде коэффициент эффективности игровых действий был достаточно высоким и составил 0,62. При этом особое место в наблюдениях занимали броски в корзину со средних и дальних дистанций. Выявлено, что даже с равным по классу соперником у игроков наблюдалось излишнее волнение. Этот фактор повлиял на результативность бросков мяча в корзину со средней и, особенно, дальней дистанций.
На втором этапе исследования в конце двух реализованных модельных микроциклов было проведено обследование игроков. Анализ полученных результатов показал на достоверное (р < 0,05) улучшение функциональных возможностей организма спортсменов, показателей концентрации и переключения внимания, сложной сенсомотор-ной реакции, мотивации к тренировочному процессу, эмоциональной устойчивости. Имели тенденцию к улучшению фруст-рационная толерантность, психомоторная координация и вестибулярная устойчивость. Полученные данные подтверждают наше предположение о возможности применения специальных корригирующих упражнений в модельных микроциклах между турами соревновательного периода.
В конце данного этапа (13-й и 14-й дни) были проведены две игры в первенстве Санкт-Петербурга, которые показали улучшение точности штрафных бросков и брос-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ков со средних дистанций у ведущих игроков команды. Коэффициент эффективности игровых действий был стабилен как в первой (0,72), так и во второй (0,75) играх. Это позволило прогнозировать выступление команды в очередном туре чемпионата России, в котором она успешно выступила, заняв 2-е место.
Таким образом, результаты исследования, с одной стороны, показывают возмож-
ность использования специальных корригирующих упражнений для развития недостаточно выраженных спортивнозначимых качеств либо для их совершенствования, с другой - указывают на необходимость отбора наиболее рациональных средств, определения их объема, соотношения и интенсивности в каждом тренировочном занятии и микроцикле в целом между турами соревновательного периода.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Башкин С. Г. Динамика психических состояний в тренировке и соревновании как фактор управления деятельностью высококвалифицированных баскетболистов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1974; Перепелов А. Н. Особенности психомоторики и методы ее совершенствования у гандболистов различных игровых функций: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тарту, 1971; Шигаев А. С. Исследование путей повышения игровой деятельности юных хоккеистов на основе анализа динамики психических функций: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1977.
2 Полишкис М. С. Совершенствование тактической подготовки юных футболистов с учетом их индивидуально-психологических особенностей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1977; Родионов А. В. Психологические факторы эффективного решения оперативных задач в спорте. Автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 1976.
3 Брилъ М. С., Карягдыев К. С. Отбор специальных упражнений для повышения эффективности защитных действий волейболистов // Теория и практика физической культуры. 1981. № 2. С. 13-15; Медведев В. В. Тренировка внимания // Спортивные игры. 1970. № 2. С. 12-13; Митин Е. А. Средства и методы совершенствования спортивно-значимых качеств волейболистов при подготовке к соревнованиям: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1986; Митин Е. А. Коррекция соревновательной надежности мини-футболистов в межигровых циклах подготовки соревновательного периода психолого-педагогическими средствами // Вестник Балтийской педагогической академии. Вып. 56. СПб., 2004. С. 42-48.
4 Баландин В. И. Функциональная готовность спортсменов и методы ее диагностики: Методические рекомендации. Л., 1991; Оценка уровня специальной физической подготовленности баскетболистов высокой квалификации: Методические рекомендации / Сост. Ю. И. Портных, Б. Е. Лосин, Н. Г. Соколов. Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988.
5 Родионов А. В. Практическая психология физической культуры и спорта. Махачкала: Юпитер, 2002.