имеющих непосредственное отношение к импрессивной речи.
7. Сочетание интеллектуальной недостаточности с выраженной патологией импрессивной речи значительно осложняет структуру дефекта, характеризуется стойкостью, достаточно трудно поддается коррекции, всегда приводит к проблемам в обучении, расстройствам поведения и адаптации.
8. Актуальным является вопрос разработки дифференцированных методов ле-чебно-коррекционного воздействия на пациентов с данной сочетанной патологией с учетом особенностей структуры речевого дефекта.
Ключевые слова: легкая умственная отсталость, речевая патология, дети. Key words: mild mental retardation, speech pathology, children.
УДК 616-01
А. М. Алексеева
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОКАЗАНИИ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА2
СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина, Санкт-Петербург, anmalex@yandex. ru
Эффективность комплексного подхода и преемственного взаимодействия при оказании медико-психолого-логопедической и педагогической помощи командой специалистов, бесспорна. Такая организация деятельности обусловлена полиморфным характером психических расстройств у пациентов психиатрического стационара. В условиях стационарного отделения специалисты разного профиля работают как единая команда с четкой согласованностью действий, что обеспечивает целенаправленный подход к реализации задач диагностики, ле-чебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий и положительно сказывается на итоговом результате лечения. Немаловажным для достижения максимального эффекта работы специалистов с медицинским и не медицинским
2 Alexeeva A.M. A comprehensive approach to mental health care for children and adolescents in the hospital
образованием является правильная координация их деятельности. Осуществление медико-психолого-логопедической и педагогической помощи в детском стационаре строится по следующему алгоритму:
1 этап: диагностический (постановка диагноза, дифференциальная диагностика): изучение медицинской и психолого-педагогической документации, беседа с ребенком, направленная на выявление актуальных проблем психического, психологического, логопедического и педагогического круга, наблюдение за пациентом в свободной деятельности, клиническое обследование пациента психиатром и неврологом (при необходимости и другими врачами), психологическое, логопедическое и педагогическое обследование, беседа с родителями (лицами их заменяющими), аппаратные методы исследования.
2 этап: разработка единой индивидуальной лечебно-коррекционной и реабилитационной программы для каждого пациента (по результатам консилиума специалистов под руководством врача-психиатра).
3 этап: реализация индивидуальной лечебно-коррекционной и реабилитационной программы командой специалистов.
Осуществляется по двум направлениям:
• работа с психическим, психологическим состоянием ребёнка, коррекция речевых нарушений, педагогической запущенности;
• работа с семьёй, направленная на разъяснение состояния пациентов и применяемых методов лечебно-коррекционного воздействия, а также её поддержку и обучение оптимальному общению с ребёнком. Родителям также оказывается помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута ребенка в зависимости от наличия и степени выраженности ведущего нарушения, даются рекомендации по реабилитации и адаптации ребёнка после выписки из стационара.
4 этап: оформление врачом-психиатром выписки пациента из стационара с рекомендациями каждого из команды специалистов.
В процессе работы регулярно обсуждается результативность, оценивается эффективность совместной деятельности, вносятся коррективы как в общие цели и задачи, так и в конкретные методы, приёмы, а также используемые современные технологии. Обладая необходимыми общими навыками, специалисты прекрасно дополняют друг друга, в то же время каждый из них владеет системой специальных знаний и умений. Осуществление работы одновременно силами нескольких специалистов способствует развитию партнерства, умения работать
в команде, взаимопонимания между ними, оптимизации профессиональной компетентности каждого, в связи с возможностью обмена опытом, что положительно сказывается на итоговом результате. Таким образом, мультидисципли-нарный подход к вопросам диагностики, осуществления лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий наиболее эффективен в условиях психиатрического стационара.
Ключевые слова: психические расстройства, комплексный подход, диагностика, индивидуальная лечебно-коррекционная и реабилитационная программа. Key words: mental disorder, integrated approach, diagnostics, individual treatment correctional and rehabilitation programme.
УДК 616.248-576.8.077.3.
Д.Я. Аликулова
ИММУННЫЙ СТАТУС БОЛЬНЫХ АТОПИЧЕСКОЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА3
Ташкентская медицинская академия, Узбекистан
Распространенность бронхиальной астмы (БА), чрезвычайно варьирует между странами и регионами, составляя по данным, полученным с помощью опросника для обследования респираторного здоровья Европейского Сообщества (ECRHS, приложения) в различных популяциях от 2 до 26% [1,2].
Цель. Выявить особенности иммунологических изменений при различных клинических вариантах атопической БА у подростков.
Материал и методы. В результате клинического и аллергологического обследования у 265 больных была документирована атопическая БА, в том числе с поливалентной сенсибилизацией у 74% больных. Исследование показателей клеточного и гуморального иммунитета, проводилось у 145 больных с АБА во время приступа и у 120 в межприступном периоде.
Результаты. У больных с АБА при поступлении в стационар отмечалось
3 D.Ya. Alikulova Immune status of patients with atopic bronchial asthma of teenageers.