Я • 7universum.com
жк UNIVERSUM:
/уу\ ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Виштак Ольга Васильевна
д-р пед. наук, заведующий кафедрой информационных систем и технологий Балаковского института техники, технологии и управления (филиал) Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А.,
РФ, Саратовская область, г. Балаково E-mail: [email protected]
Кондратов Дмитрий Вячеславович
д-р физ.-мат. наук, заведующий кафедрой прикладной информатики и информационных технологий в управлении Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
РФ, г. Саратов E-mail: kondratovdv@yandex. ru
THE COMPREHENSIVE APPROACH OF THE CREATION OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES
Vishtak Olga
Dr. ofpedagogical sciences, head of the department of Information systems and technologies, Balakovo institute of equipment, technology and managements (branch) to Yuri Gagarin State Technical University of Saratov,
Russia, Saratov region, Balakovo
Kondratov Dmitry
Dr. ofphysical and mathematical sciences, head of the department of applied informatics and information technologies in management Russian presidential academy of national economy and public administration, Russia, Saratov
АННОТАЦИЯ
Одной из приоритетных задач высшей школы является формирование информационно-коммуникационной компетенции выпускников. Решение этой
Виштак Н.М., Кондратов Д.В. Комплексный подход создания электронных образовательных ресурсов // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 2 (3) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/960
задачи обеспечивается информатизаций учебного процесса: внедрением электронных образовательных ресурсов, созданных с учетом дидактических, методических, управленческих и технологических требований, позволяет существенно повысить эффективность вузовского учебного процесса.
ABSTRACT
One of the priority tasks of higher education is the formation of information-communication competence of graduates. The solution of this task is provided by informatization of the educational process: the introduction of electronic educational resources, created from a didactic, methodological, managerial, and technological requirements, can significantly improve the efficiency of university educational process.
Ключевые слова: направления информатизации вузовского образовательного процесса, дидактические, управленческие возможности электронных образовательных ресурсов, методическая и технологическая основы создания электронных образовательных ресурсов.
Keywords: directions of informatization of the university educational process, didactic, managerial capabilities of electronic educational resources, methodological and technological bases of creation of electronic educational resources.
Одной из приоритетных задач высшей школы является формирование информационно-коммуникационной компетенции выпускников, которая в условиях рыночной экономики является базовой характеристикой специалистов независимо от специфики их профессиональной деятельности. Решение этой задачи должно осуществляться комплексно и системно в следующих направлениях:
• информатизация учебного процесса за счет разработки и внедрения в вузовский учебный процесс электронных образовательных ресурсов;
• оснащение вузовских научно-исследовательских лабораторий современным программным обеспечением и техническими средствами информатизации;
• информатизация системы управления вузом.
Следует отметить, что именно первое направление является для преподавателей вуза той областью, в которой максимально реализуется их педагогическое мастерство и стремление к использованию инновационных обучающих средств на базе современных информационных технологий [1; 3; 4 и др.], так как внедрение в учебный процесс электронных образовательных ресурсов приводит к существенному изменению как учебной деятельности студентов, так и преподавательской деятельности:
• меняется форма взаимодействия преподавателя и студента: электронный образовательный ресурс становится «квази-субъектом» педагогической системы, что позволяет индивидуализировать процесс обучения и обеспечить индивидуальную траекторию изучения учебного материала;
• содержание учебного материала в электронных образовательных ресурсах, как правило, представляется в учебных информационных модулях, усвоение которых осуществляется в соответствии с учебными целями и самопроверкой уровня усвоения учебного материала;
• студенты самостоятельно работают с электронным образовательным ресурсом, и происходит формирование у них навыка самоменеджмента, включая самопланирование, самоорганизацию, самоконтроль и самооценку своей учебной деятельности.
Таким образом, при методической и технологической реализации электронных образовательных ресурсов необходимо учитывать их дидактические и управленческие возможности.
При методическом построении модульной структуры электронных образовательных ресурсов для обеспечения информационной поддержки учебной деятельности студентов как на аудиторных занятиях, так и в самостоятельной работе необходимо предусмотреть модули
целеполагания, организации и предоставления учебного контента, а также модули контролирующих материалов. Кроме этого следует включать управленческие модули анализа результатов самопроверки знаний студентов, что позволит и преподавателям, и самим студентам в динамике контролировать успешность изучения учебного материала [5].
Методико-технологической основой разработки электронных образовательных ресурсов является использование технологии мультимедиа и технологии гипертекста, которые предоставляют большие возможности по предоставлению учебного контента в интерактивной форме с использованием нелинейной организации текстового материала, возможность создания перекрестных ссылок в текстовых массивах, что облегчает поиск нужной информации по ключевым словам. Системы гипермедиа позволяют связать друг с другом не только фрагменты текста, но и графику, оцифрованную речь, звукозаписи, фотографии, мультфильмы, видеоклипы [2].
При технологической реализации электронных образовательных ресурсов разработчики выбирают метод, который предусматривает использование авторских систем, позволяющих преподавателю-разработчику вводить свой учебный материал в базу данных и программировать с помощью специальных авторских языков или других средств алгоритмы его изучения, либо метод «прямого программирования», то есть так называемую «островную» информатизацию.
Метод «прямого программирования» предполагает для разработки электронного образовательного ресурса создание творческого коллектива, который реализует весь дидактический и технологический цикл их создания, включая апробацию в учебном процессе.
В настоящее время наиболее предпочтительным является метод прямого программирования, так как предоставляет разработчикам в полной мере реализовать все дидактические и управленческие возможности электронных образовательных ресурсов: интерактивность, мультимедийное представление учебного контента, моделирование реальных объектов и процессов,
коммуникативность, формирование индивидуальной траектории
обучающегося, доступность образовательных ресурсов через глобальные
компьютерные сети.
Список литературы:
1. Антонова А.В., Виштак Н.М. Информационные технологии как базовый компонент инноваций в образовании // Преподаватель ХХ! век. — 2010. — Т. 1. — № 3. — С. 22—25.
2. Виштак О.В. Направления программной реализации электронных образовательных ресурсов //Сборник научных трудов SWorld. — Вып. 2. — Т. 5. — Одесса: КУПРИЕНКО, 2013. — С. 36—39.
3. Кондратов Д.В. Развитие свободного программного обеспечения в Российской Федерации //Система подготовки управленческих кадров Российской Федерации в условиях модернизации: сб. научн. трудов.— Саратов: Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина, 2012. — С. 163—164.
4. Мирзабекова О.В., Михайлова М.А. Разработка и применение мультимедийных компьютерных средств обучения теоретической механике // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6. — С. 380/ [Электронный документ]. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/106-8043 (дата обращения: 11.03.2013).
5. Ходакова Н.П. Особенности педагогического менеджмента на основе информационно-коммуникационных технологий. // Современные гуманитарные исследования. — 2013. — № 3. — С. 114—115.