Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 1 (153)
УДК 37:004(045)
И. К. Войтович
СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КУРСОВ
Рассматриваются вопросы создания электронных учебных курсов. Опираясь на личный, отечественный и зарубежный опыт, автор показывает, что создание электронных ресурсов является важным этапом продвижения электронных форматов обучения в образовательную практику учебных заведений. Предлагается алгоритм создания электронного учебного курса, который включает пять этапов: выбор или создание учебного контента для представления его в электронном виде; определение модели электронного учебного курса и его центральной фигуры на основе дидактических и методических принципов электронного обучения; выбор инструментария, с помощью которого создается цифровой контент; выбор платформы для удаленного размещения контента и освоение нового типа взаимодействия. Отмечается, что учет специфики создания электронных образовательных курсов существенно снижает трудозатраты на их разработку, позволяя добиться унифицированности учебных курсов, сохраняя при этом индивидуальность преподавателя и специфику предмета.
Ключевые слова: электронное обучение, электронные образовательные ресурсы, информационно-коммуникационные технологии, образовательные программы, дидактика электронного обучения.
Готовность преподавателей применять новые форматы в обучении, основанные на цифровом материале и новом типе взаимодействия, является первым важным фактором на пути внедрения новых информационных технологий в учебный процесс вуза. Разработка электронных образовательных ресурсов является вторым важным фактором успешности любой формы электронного обучения. Закономерно, что методические аспекты электронного обучения в настоящее время находятся в зоне пристального внимания и все больше освещаются в научной литературе [1], потому что именно они важны для создания электронных образовательных ресурсов и их дальнейшего применения в учебном процессе. Активное применение компьютеров для образовательных целей существенно трансформирует традиционные виды занятий и позволяет получить некую модифицированную форму очного образования, отличную от традиционной. Речь идет о так называемой гибридной, комбинированной или смешанной форме электронного обучения.
Технологическая схема производства электронного курса может включать до пяти этапов: подготовительный этап; этап разработки проекта; этап производства курса; этап тестирования и апробации курса; этап его усовершенствования и тиражирования [2]. Все пять этапов являются важными организационными этапами, которые, безусловно, необходимы для продвижения и эффективного использования электронного учебного курса. Однако эти пять этапов больше важны для администрирования процессами информатизации образования в целом. Преподавателя же в первую очередь волнуют вопросы непосредственной работы с учебным материалом и его организации в электронный учебный ресурс или курс, что в предложенной выше технологической схеме относится ко второму этапу.
В зарубежных исследованиях отмечается несколько важных моментов, которые необходимо
осознавать преподавателю при создании электронного образовательного ресурса. Так, например, чтобы применение технологий электронного обучения было успешным, преподавателю необходимо [3]:
1. Определить, какого рода электронный учебный ресурс или курс создается и какова в нем роль преподавателя, т. е. определить модель курса и его центральную фигуру.
2. Стать частью команды. Создать качественный электронный учебный курс в одиночку невозможно. Это, как правило, результат совместной деятельности нескольких людей: преподавателя, ИТ-специалистов, библиотекарей, администрации.
3. Учиться. Электронные учебные курсы требуют постоянной работы преподавателя над собой: приобретения новых умений по созданию и реализации курса, освоения новых информационных технологий, знакомства с имеющимися ресурсами.
4. Освоить новый тип взаимодействия. Преподавателю важно освоить разные типы взаимодействия и используемые для их осуществления инструменты (электронная почта, чаты, дискуссионные форумы, группы, видеоконференции и т. д.). Умение устанавливать контакт с каждым студентом и группой поможет учащимся стать активными участниками курса и повысит успешность обучения.
5. Определить свои функции в электронном преподавании: научиться ставить посильные цели, которые студенты могут достичь; объяснить студентам, что от них ожидается; быть доступным и не доминировать; тщательно выбирать методику преподавания, учиться вместе с классом и у класса.
6. Не бояться технологий. Хотя технологии окружают нас, многие люди боятся их использовать. Тем не менее электронное обучение имеет много преимуществ и существенным образом улучшает учебный процесс. Безусловно, оно требует определенной подготовки, что является до-
полнительным стимулом повышения квалификации и освоения новых компетенций.
7. Заранее готовиться к проведению электронного курса. Чем детальнее продуман курс, тем больше у него шансов на успех. Важно учесть особенности работы с технологиями. В электронных учебных курсах нельзя исключать технические сбои. Необходимо их прогнозировать и заранее готовить себя и студентов к подобным нюансам электронного обучения.
Из сказанного выше можно заключить, что алгоритм создания электронных учебных курсов основан на нескольких в равной степени важных и необходимых составляющих. Это, во-первых, выбор или создание учебного материала или контента курса для представления его в электронном виде. Во-вторых, это определение модели электронного учебного курса с учетом дидактических и методических принципов его построения. В-третьих, это выбор инструментария, с помощью которого будет создаваться цифровой контент. В-четвертых, это выбор платформы для удаленного размещения контента. И, наконец, в-пятых, это освоение нового типа взаимодействия.
Вопросы создания или отбора учебного контента
Существует мнение, что в гибридном (смешанном или комбинированном) обучении меньше контента, чем в традиционном [4]. На самом деле как только преподаватель начинает практиковать любой вид электронного обучения, в том числе и гибридное обучение, он сразу осознает, что имеющегося у него материала катастрофически не хватает. Таким образом, сбор материала для электронных курсов - это первая трудность, с которой сталкивается преподаватель. При разработке электронного учебного курса преподаватель имеет две возможности наполнения его учебным материалом: использование готовых оцифрованных или электронных ресурсов, в том числе сети Интернет; создание авторского материала и применение методик работы, приведенных при помощи особого инструментария в электронный вид и находящихся в системе удаленного доступа.
Предъявляемые к электронным образовательным ресурсам критерии описаны достаточно полно как в научной, так и в учебно-методической литературе. Перечень общедидактических и электронно-дидактических критериев отбора электронных образовательных ресурсов можно найти, например, в исследованиях С. В. Титовой и ее учеников (МГУ), в исследованиях А. В. Соловова, В. О. Айнштейн, О.В. Виштак и др. В целом их можно подразделить на ценностные, дидактические, методические и технологические критерии. Ценностные критерии отражают профессиональ-
ную значимость и авторство электронного ресурса; дидактические критерии отражают его соответствие целям и задачам обучения, соответствие материала уровню компетенций учащихся и соответствие ресурса возрасту обучаемых; методические критерии учитывают объем учебного материала, модульность его подачи и легкость интеграции в учебный процесс; технологические критерии предполагают удобство навигации, соблюдение оптимальных эргономических условий и адекватное использование средств мультимедиа.
Создаваемые вузовскими преподавателями электронные учебные ресурсы также обязательно должны соответствовать требованиям высшей школы. Основными документами по отбору содержания подготовки будущих бакалавров или магистров являются государственные стандарты высшего образования и те компетенции, которые должны быть сформированы в ходе обучения. Кроме того, содержание электронного учебного курса и его материал во многом определяются индивидуальностью преподавателя. Для унификации электронных учебных курсов и ресурсов следует снабжать преподавателей определенной схемой их построения. Так, например, преподаватели ОГУ разработали следующую модель построения электронных образовательных ресурсов [5]. В структуре электронного учебного пособия или курса можно выделить: блок учебного материала, блок внутреннего контроля или самоконтроля, блок самообразования, блок внешнего контроля. Предложенная структура определяется тем, что в основном электронные образовательные ресурсы используются для организации самостоятельной работы студентов и должны четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены и каким образом они взаимосвязаны между собой. При изложении учебного материала следует опираться на следующие дидактические принципы: принцип научности изложения, особенно применительно к терминологии; принцип учета межпредметных связей между дисциплинами; принцип системности, позволяющий группировать учебный материал посредством введения гиперссылок; принцип доступности, способствующий более глубокому усвоению материала; и, наконец, принцип наглядности, повышающий мотивацию к изучению учебного материала.
Определение модели построения электронного учебного курса и его центральной фигуры
Второй не менее сложный момент связан с дальнейшей организацией цифрового материала, а именно с определением модели электронного курса. Рассматриваемые в научной и методической литературе модели электронных учебных курсов разнообразны, что связано с положенными в основу
их классификации принципами и подходами. Так, например, в работах Р. Тинкера рассматриваются следующие три модели электронных учебных курсов [6].
Дополнительная модель - это наиболее распространенный вариант электронного курса в системе гибридного или смешанного обучения. В данном случае ресурсы Интернета используются преподавателем в традиционном классе в виде заданий, тестов, дискуссий, находящихся в удаленном доступе материалов для чтения и самостоятельного изучения.
Лекционная модель - представляет собой однонаправленную доставку контента высокого качества до большого количества слушателей или студентов и не предполагает высокую степень интерактивности или взаимодействия. В данной модели при создании учебного материала используются возможности презентаций и видео высокого качества. Взаимодействие с преподавателем ограничено, потому что оно существенно повышает стоимость обучения. При его наличии взаимодействие может осуществляться через такой раздел курса, как «Часто задаваемые вопросы» (FAQ). Лекционная модель курса больше подходит для мотивированных и дисциплинированных студентов. Но, например, для широкого использования в школе она не годится.
Модель заочного обучения через электронную переписку - предполагает письменное общение студента и преподавателя. В отличие от лекционной модели она дешевле, дает меньше учебного материала, но содержит больше тестов и контрольных работ.
Последние две модели имеют существенный недостаток - в них отсутствует или ограничено взаимодействие между студентами и между студентами и преподавателем. Представляется, что данные модели электронного учебного курса (особенно лекционная и дополнительная) находят наибольшее применение в системе основного вузовского образования.
Имеются также другие классификации и другие модели электронных образовательных курсов, использующих преимущества технологий электронного обучения. Так, ряд исследователей отмечают, что в преподавании с применением технологий электронного обучения наиболее часто используются следующие три модели курсов [7, 8]:
- курсы, основанные на контенте (content + support) - наиболее ранняя и распространенная модель электронных учебных курсов, в которой контент доступен отдельно от курса либо через Сеть, либо на подготовленном заранее раздаточном материале. В этом случае курс может преподавать не только его создатель, но и любой другой преподаватель;
- курсы, основанные на учебнике (wrap around), — в этом случае учебная деятельность концентрируется вокруг учебника и предполагает различные упражнения, наличие рекомендаций и дискуссии. В этих курсах значима роль преподавателя, потому что учебные материалы приходится разрабатывать всякий раз при преподавании данных курсов;
— интегрированные курсы (integrated) - данный вид курсов предполагает коллективную деятельность, наличие учебных ресурсов и выполнение совместных заданий-проектов. Курс строится на удаленной дискуссии и удаленном выполнении заданий. В этой модели обучаемая группа определяет контент и процесс преподавания.
Кроме того, Д. Ганна и соавт. считают, что при разработке электронного учебного курса принципиален не только выбор модели курса, но и определение его центральной фигуры. По их мнению, идеологически преподавание может быть ориентировано [3]:
— на преподавателя (teacher-centered) - в этом случае преподаватель определяет контент, организует курс, выбирает учебные упражнения, не обсуждая эти вопросы с обучаемыми. Данная модель преподавания эффективна в том случае, когда надо довести до студентов большой объем материала, что в онлайн достигается насыщенными web-страницами, а также тестами и домашними заданиями для оценивания результатов. Взаимодействие в виде дискуссий не играет большой роли в этом формате. Зачастую преподавание осуществляется в лекционном стиле;
— обучаемого (learner-centered) - в данном формате преподаватель создает курс таким образом, чтобы студент мог принимать участие в разработке контента и выборе методов обучения;
- учащихся (learning community-centered) - в данном случае главным моментом курса является социальное взаимодействие, за счет которого создается особый психологический климат, кооперация и взаимоподдержка обучающихся;
- технологии (technology-driven) - используемые в курсе технологии диктуют выбор контента и методов преподавания курса. Цели курса меркнут на фоне того, что может предложить технология. Отрицательным моментом этого формата является то, что технология загоняет контент и взаимодействие в жесткие рамки и не допускает ни креативности, ни спонтанности. Курс больше напоминает автоматическую тренировочную программу и не может называться интерактивным электронным учебным курсом.
Специфика электронного учебного курса заключается также в том, что реально в нем происходит своеобразное раздваивание материала. Так, ка-
кой бы американский дистанционный курс мы ни взяли, он четко распадается на две большие части. Во-первых, это его содержательная составляющая, т. е. сам учебный предмет, и, во-вторых, это технологическая составляющая курса. Последняя предполагает, с одной стороны, изложение курса в определенной оболочке, что прежде всего касается преподавателя; а с другой стороны, умение работать и учиться в этой оболочке - и эта сторона чрезвычайно важна как для студента, так и для преподавателя. Иначе говоря, электронный образовательный курс состоит из двух блоков. Первый блок - это собственно курс, т. е. тот учебный предмет и материал, который нужно донести до студента. Второй блок сразу в глаза не бросается, но обязательно присутствует в каждом электронном учебном курсе, является его неотъемлемой частью и представляет собой рекомендации по удаленной работе с учебным материалом. Студентам важно набрать не менее 80 % правильных ответов в итоговом тесте, чтобы получить доступ к материалам основного учебного курса. Таким образом, содержательная бинарность дистанционного курса оказывает принципиальное влияние на его структуру, методику работы преподавателя и методику обучения или самообучения студента.
Инструментарий для создания контента и платформы для размещения учебного курса
Выбор инструментария для создания электронных учебных курсов является одним из залогов успешности его дальнейшего использования в практике обучения. Современные информационные технологии настолько далеко шагнули вперед, что это в определенной степени затрудняет выбор инструментария, наиболее отвечающего конкретным целям и задачам обучения. В помощь преподавателям была разработана система критериев отбора информационно-коммуникационных технологий для создания контента, которая появилась в результате практического опыта преподавателей Института иностранных языков и литературы Уд -муртского государственного университета (ИИЯЛ УдГУ) по созданию электронных учебных курсов и проведению программ повышения квалификации для преподавателей ИИЯЛ в области информационно-коммуникационных компетенций. Система критериев представлена общими, техническими, психолого-педагогическими и методическими требованиями отбора инструментария для создания электронных образовательных ресурсов. В соответствии с данными критериями в качестве образовательной платформы для создания электронного учебного курса были выбраны информационная экосистема Google, электронная учебная оболочка «Моодус» или Moodle и привычная в учебном процессе презентация PPT. Из перечисленных выше
платформ только презентация PPT не имеет самостоятельного удаленного доступа. Тем не менее на ее основе, как показывают проводимые в УдГУ конкурсы электронных образовательных ресурсов, могут быть созданы интересные и разнообразные электронные ресурсы: учебные курсы, электронные книги, тесты. Презентации имеют применение не только в традиционном классе, их активно используют, размещая в «Модусе», на сайте, дисках или блогах. На самом деле электронные учебные оболочки требуются далеко не всегда для того, чтобы открыть удаленный доступ к электронному учебному курсу. В последние годы конкурирующие между собой компании Microsoft, Apple, Adobe, Google, Amazon начали предлагать комплексы синхронизированных между собой инструментов для создания образовательного контента, которые представляют собой своеобразные информационные экосистемы. Однако инструментарий Microsoft является проприентарным (платным), что, строго говоря, накладывает серьезные ограничения на его применение в российском образовании. Компании Apple и Google предлагают программное обеспечение, распространяемое под лицензией Open source (GNU), т. е. бесплатно. Их инструментарий опирается на облачные технологии и мобильный Интернет. Сервисы и гаджеты Apple, например, уникальны, но вряд ли отечественная система образования быстро перейдет на их широкое применение, потому что дорогостоящим в этом случае будет переоборудование материально-технической базы учебного заведения. Что касается проприентарной экосистемы Adobe, то она больше предназначена для визуализации учебного контента. Тем не менее Институт дистанционного обучения УдГУ активно использует инструментарий Adobe для проведения видеоконференций, мостов и собственно дистанционного обучения. Именно с применением данных инструментов ИИЯЛ УдГУ обучает студентов с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее подходящие возможности для образовательных целей предлагает компания Google. Причем технологии Google становятся все более разнообразными и используемыми преподавателями. Компания Google предоставляет не только поисковую систему по Интернету. Его разработчики создали и предоставили в пользование более 100 различных проектов, часть из которых направлена на улучшение системы образования. Среда Google содержит множество инструментов, которые могут оказаться полезными для индивидуальной и совместной образовательной деятельности. Их несомненное преимущество заключается также в наличии русскоязычной версии. Кроме того, они запрещают стороннюю рекламу.
Специфика взаимодействия в условиях электронного обучения является важной составляющей электронного учебного курса, которая должна учитываться при его создании. Межличностное взаимодействие играет особую роль в электронном обучении. Чтобы слушатели были успешны в электронной образовательной среде и учебе, предполагающей удаленный доступ к учебным материалам, процессом обучения нужно руководить. Удовлетворяющая обучающая среда может быть создана только при наличии нормального взаимодействия между преподавателем и студентами. От качества взаимодействия напрямую зависит прогресс студентов в дистанционном курсе, а также желание обучаться в любом формате электронного обучения (дистанционного, гибридного или мобильного) в дальнейшем.
Взаимодействие студентов и преподавателей в основном осуществляется через дискуссию или форум и происходит синхронно или асинхронно. В любом случае взаимодействия задача преподавателя заключается в управлении взаимодействием курса. Это предполагает выполнение трех функций: функции контекстуализации (открытие дискуссии, объявление ее темы, определение круга дискутируемых вопросов и установка норм или правил дискуссии), функции мониторинга (поощрение студентов к дискуссии, коррекция ее содержания, поощрение комментариев студентов, привлечение к участию в дискуссии) и метафункции (решение возникающих во время дискуссии проблем и подведение ее итогов).
Хорошая дискуссия и взаимодействие среди студентов требуют серьезного планирования и структурирования. Дискуссия на виртуальном занятии зачастую оказывается более эффективной, чем на очном занятии, потому что некоторые студенты чувствуют себя раскованнее, меньше
стесняются, не боятся делать языковые ошибки, имеют время подумать, прежде чем выразить свое мнение, и поэтому охотнее принимают участие в дискуссии. Особенно выделяется письменная дискуссия, которая позволяет студентам использовать время для создания своих ответов.
Конечно, студенты имплицитно больше ценят ответные реакции преподавателя, чем других студентов. Поэтому задача преподавателя в данном случае заключается в том, чтобы научить студентов взаимодействовать друг с другом, давать ценные советы и уметь адекватно оценивать друг друга. В ходе дискуссий студенты могут сами выработать интересные приемы взаимодействия друг с другом, например [9]: воспринимать взаимодействие как увлекательную часть курса, в результате которого устанавливаются виртуальные взаимоотношения; участвовать в дискуссии как можно чаще, потому что это помогает завязать отношения; не ограничивать общение узким кругом студентов виртуального класса, а стараться расширить круг общения; стремиться учиться у других студентов виртуального класса через асинхронную дискуссию; осознанно планировать регулярное взаимодействие с другими участниками курса.
В заключение отметим, что описанная в статье специфика создания электронного учебного курса определяет алгоритм его создания и существенным образом облегчает задачи преподавателя по разработке электронных образовательных ресурсов. В частности, разработанный авторами алгоритм упрощает выбор инструментария для создания и тиражирования курса, а также существенно снижает трудозатраты на его разработку. Он также позволяет добиться унифицированности учебных курсов, сохраняя индивидуальность преподавателя и специфику предмета.
Список литературы
1. Соколова Э. Я. Сетевой электронный учебно-методический комплекс как образовательный ресурс для обучения профессиональному английскому языку (для студентов технических вузов) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 59-63.
2. Кузьмина И. А., Устинов В. А. Принципы и методы создания курсов дистанционного обучения // Университетское управление. 2000. № 1 (12). С. 50-54. URL: http://www. ecsocman.edu.ru/univman/msg/17472283.html (дата обращения: 06.08.2014).
3. Hanna D. E., Glowacki-Dudka M., Conceicao-Runlee S. 147 Practical Tips for Teaching Online Groups: Essentials of Web-Based Education. Madison, Wisconsin: Atwood Publishing, 2000.
4. Hoferek M. J. The Pros and Cons of Online Instruction: Letters to the Editor. The Chronicle of Higher Education, 55.41 (July 10, 2009).
5. Красильникова В. А., Шалкина Т. Н. Разработка и использование электронного пособия для организации учебной деятельности студентов. URL: www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCMQFjAB&url=http%3A%2F%2Fwww.orenport.ru%2Fima-ges% 2Fdoc%2F67%2Frazr.doc&ei=i4HSU5fYDOj-ygOUwoDIDQ&usg=AFQjCNHdKIJcdZZ3fLhbIkK_8HcVIUNgmA&sig2=OfWZcJekiETW6u8 EQHdpBQ&bvm=bv.71892024,d.bGQ&cad=rjt (дата обращения: 06.08.2014).
6. Tinker R. E-Learning Quality: The Concord Model for Learning from a Distance // NASSP Bulletin. 2001. V. 85 (628). P. 36-46.
7. Mason R. Models of Online Courses // ALN Magazine. 1998. V. 2. P. 1-5. URL: http://tecfa.unige.ch/staf/staf-e/paraskev/ staf14/ex8/article1.html (дата обращения 17.09.2014).
8. Joy D. Instructors Transitioning to Online Education // Educational Research and Evaluation. Virginia, 2004. URL: http://scholar.lib.vt.edu/theses/ available/etd-09232004-172606/unrestricted/Dissertationfinal3.pdf (дата обращения: 17.09.2014).
9. Roper A. R. The Development of Online Student Skills: Successful Online Students Share Their Secrets // Proceedings of the Technology, Colleges & Community Worldwide Online Conference 2007. Golden Gate University: USA, 2007, pp. 170-183 URL: http://etec.hawaii.edu/ proceedings/2007/ roper.pdf (дата обращения 17.09.2014).
Войтович И. К., кандидат филологических наук, доцент кафедры, зам. директора. Удмуртский государственный университет. Ул. Университетская, 1, Ижевск, Россия, 426034. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 19.09.2014.
I. K. Voytovich
THE SPECIFICS OF CREATING ELECTRONIC EDUCATIONAL COURSES
The article discusses the creation of e-learning courses. Using data based on personal, national and international experience, the author shows that the creation of digital resources is an important stage of e-learning formats promotion in educational practice of educational institutions. Proposed algorithm for creating e-learning course includes five stages: the selection or creation of educational content for its presentation in electronic form; definition of e-learning course model and its central figure according to didactic and methodological principles of e-learning; choice of tools used to create the digital content; choice of course management system or any other platform for remote placement of content and development of a new type of interaction. It is noted that taking into account the specifics of creating electronic training courses significantly reduces the effort required to develop them, allowing you to achieve uniformity of training courses alongside with maintaining the individuality of the teacher and the specifics of the subject.
Key words: E-learning, electronic educational resources, information and communication technology, education, e-learning didactics.
References
1. Sokolova Ye. Ya. Setevoy elektronnyy uchebno-metodicheskiy kompleks kak obrazovatel'nyy resurs dlya obucheniya professional'nomu angliyskomu yazyku (dlya studentov tekhnicheskikh vuzov) [On-line educational English for special purposes (ESP) complex]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 4 (119), pp. 59-63 (in Russian). URL: http://elibrary.ru/ download/29305398.pdf (accessed 17 September 2014).
2. Kuz'mina I. A., Ustinov V. A. Printsypy i metody sozdaniya kursov distantsionnogo obucheniya [Principles and methods for creating e-learning courses]. Universitetskoye upravlenie, 2000, vol. 1(12), pp. 50-54 (in Russian). URL: http://www. ecsocman.edu.ru/univman/msg/17472283.html (accessed 06 August 2014).
3. Hanna D. E., Glowacki-Dudka M., Conceicao-Runlee S. 147 Practical Tips for Teaching Online Groups: Essentials of Web-Based Education. Madison, Wisconsin, Atwood Publishing, 2000.
4. Hoferek M. J. The Pros and Cons of Online Instruction: Letters to the Editor. The Chronicle of Higher Education, 55.41 (July 10, 2009).
5. Krasil'nikova V. A., Shalkina T. N. Razrabotka i ispol'zovaniye elektronnogo posobiya dlya organizatsii uchebnoy deyatel'nosti studentov [The development and use of electronic aids for the organization of learning activities of students]. URL: www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&s ource=web&cd=2&ved=0CCMQFjAB&url=http%3A%2F%2Fwww.orenport.ru%2Fimages%2Fdoc%2F67%2Frazr.doc&ei=i4HSU5fYDOj-ygOU woDIDQ&usg=AFQjCNHdKIJcdZZ3fLhbIkK_8HcVIUNgmA&sig2=OfWZcJekiETW6u8EQHdpBQ&bvm=bv.71892024,d.bGQ&cad=rjt (accessed 06 August 2014).
6. Tinker R. E-Learning Quality: The Concord Model for Learning from a Distance. NASSPBulletin, 2001, vol. 85 (628), pp. 36-46.
7. Mason R. Models of Online Courses. ALN Magazine, 1998, vol. 2, pp. 1-5. URL: http://tecfa.unige.ch/staf/staf-e/paraskev/ staf14/ex8/article1. html (accessed 17 September 2014).
8. Joy D. Instructors Transitioning to Online Education, Educational Research and Evaluation. Virginia, 2004. URL: http://scholar.lib.vt.edu/theses/ available/etd-09232004-172606/unrestricted/Dissertationfinal3.pdf (accessed 17 September 2014).
9. Roper A. R. The Development of Online Student Skills: Successful Online Students Share Their Secrets. Proceedings of the Technology, Colleges & Community Worldwide Online Conference 2007. Golden Gate University: USA, 2007. Pp. 170-183. URL: http://etec.hawaii.edu/ proceedings/2007/ roper.pdf (accessed 17 September 2014).
Udmurt State University.
Ul. Universitetskaya, 1, Izhevsk, Russia, 426034. E-mail: [email protected]