Научная статья на тему 'Комплексный подход к развитию туристской индустрии в регионе – залог успешной реализации национальной туристской политики'

Комплексный подход к развитию туристской индустрии в регионе – залог успешной реализации национальной туристской политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
648
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ТУРИСТСКАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / TOURISM / TOURISM ECONOMY / INTEGRATED APPROACH / TOURISM POLICY / REGIONAL TOURISM / DOMESTIC TOURISM / INCOMING TOURISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Долженко О. Н.

Дан анализ основных проблем развития внутреннего и въездного туризма и основные пути их комплексного решения на примере Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deputy Chairman of the Committee for Physical Culture, Sports, Tourism and Youth, Moscow Region

The analysis of the major problems of domestic and incoming tourism as well as the main ways of their integrated solutions at the example of the Moscow region is presented.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к развитию туристской индустрии в регионе – залог успешной реализации национальной туристской политики»

будет содействовать повышению качества жизни, укреплению здоровья россиян и большей продолжительности их трудовой активности.

Кадровая проблема социального туризма

Поскольку за последние 20 лет идеи развития социального туризма в стране только декларируются, то на практике не осуществляется никакой политики в сфере его кадрового обеспечения. А такую работу необходимо начинать уже сейчас. Без этого предпосылки останется лишь предпосылками, так как эффективность работы ту ристских организаций измеряется сугубо финансовыми поступлениями, пусть даже сиюминутными.

Значение подготовки специалистов подкрепляется тем фактом, что ранее существовавшие в стране структуры социального туризма при переходе к рынку практически растворились в воздухе. Их надо восстанавливать, в том числе и человеческие ресурсы.

Было бы исключительно полезно, чтобы ЮН ВТО с ее Департаментом исследований и Департаментом человеческих ресурсов занялась этим вопросом, учитывая как вклад социального ту ризма, так и его потребности.

В России осенью этого года готовится к принятию закон о передаче социатьно-го туризма в регионы и на муниципальный уровень, что порождает потребность в подготовке кадров на уровне региональных и местных администраций. Эта задача стоит и перед европейскими регионами, регионами стран СНГ.

Социальный туризм в России рано или поздно будет. Поэтому в интересах Российской международной академии туризма ввести курс лекций по социальному туризму, чтобы из стен Академии выходили люди, не только грамотно разбирающиеся в этом вопросе, в отечественной и международной практике социального туризма, но и которые бы сами были приверженцами этой идеи, проводниками ее в жизнь.

О. Н. ДОЛЖЕНКО

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В РЕГИОНЕ - ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ политики

УДК 338.48:316.334.52

Дан анализ основных проблем развития внутреннего и въездного туризма и основные пути их комплексного решения на примере Московской области.

ключевые слова', туризм, экономика туризма, комплексный подход, туристская политика, региональный туризм, внутренний туризм, въездной туризм.

The analysis of the major problems of domestic and incoming tourism as well as the main ways of the r і ntegrated sol utions at the exampl e of the M osccw regon is presented.

Keywords: tourism, tourism economy, integrated approach, tourism policy, regional tourism, domestic tourism, incoming tourism.

В середине 2010 года в жизни туристской отрасли России произошло знаменательное событие, которое должно кардинально изменить государственный подход к развитию отечественного туризма. Председатель Правительства РФ В В. Путин распоряжением от 19 июля 2010 года за № 1230-Р утвердил Концепцию Федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на период 2011-2016 годов. Это указывает на государственное понимание значимости туристской деятельности как одного из приоритетных направлений развития экономики Российской Федерации.

Необходимо отметить, что впервые за последние 20 лет принят документ, определяющий комплексное развитие туристской мультиотрасли на основе кластерного подхода. Такой подход требует формирования принципиально новых отношений между государством и бизнесом. Эти отношения лежат в плоскости госу-дарственно-частного партнерства на базе взаимной экономической заинтересованности, с одной стороны, и социального развития территорий, с другой стороны.

Формирование эффективных туристских дестинаций невозможно представить без их комплексного и детального развития. Как бы ни были интересны и привлекательны исторический и культурный ресурсы региона, а также благоприятен его климат, турист всегда будет находиться перед выбором между полноценным комфортным отдыхом и его отдельными компонентами. И выбор здесь будет очевиден: поедут туда, где хорошие дороги, приветливый персонал, адекватные цены, не печальные пейзажи и прочие радости отдыха, мотивирующие

поездку и - в конечном счете - формирующие туристский поток.

Именно в этом разрезе лежит ответ на извечный вопрос: почему наши сограждане в подавляющем большинстве устремляются на отдых, в том числе отдых выходного дня, за рубеж, предпочитая иностранные туристские ресурсы отечественны м.

Именно в этой плоскости лежит совместное решение задач, стоящих перед государством и бизнесом, тех задач, которые ставят туризм в развитых странах на уровень бюджетообразующих муль-тиотраслсй народного хозяйства, обладающих внушительным макроэкономическим эффектом.

Влияние туризма на экономику стран весьма наглядно продемонстрировали недавние политические потрясения в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке. А ведь нефти в этих регионах не меньше, чем у России. Какой была моментальная реакция у правительственных и бизнес-структур, когда ту ристский поток внезапно иссяк. О каких миллиардных убытках открыто заговорили представители этих стран, настаивая перед правительствами и операторами туристских стран-доноров на отмене запретов на въезд и восстановлении туристского потока. Хотя, по большому счету', это были не столько убытки, сколько неполученная прибыль.

Сегодня принято считать, и не только на бытовом у ровне, что наличие теплого моря определяет туристский успех страны. В этой связи хочется отмстить тот факт, что Австрия, Швейцария, Франция, Германия и ряд других государств не имеют таких морских туристских ресурсов, таких ку рортов, как Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Ту нис, Тур-

ция. И это обстоятельство не мешает большинству развитых европейских государств выстраивать свою экономическую политику со значительным приоритетом в сторону туристской деятельности, сохраняя постоянное лидерство на рынке различных видов въездного туризма.

В то же время Йеменская Республика, имеющая выход к столь популярному у наших сограждан берегу Красного моря. имеет славу страны, визиты в котору ю напряму ю связаны с экстримом в различных его вариациях.

Эти примеры нам ну жны для того, чтобы дать однозначный ответ. Туристские ресурсы Московской области при современном комплексном подходе к их детальному развитию имеют потенциал ничуть не ниже, чем у упомяну тых европейских туристских зубров.

Именно поэтому' с серьезным вниманием необходимо подходить к разработке концепций долгосрочного развития туризма в регионах. По самым скромным оценкам, продуманная, комплексная и целенаправленная деятельность по созданию и обеспечению эффективной деятельности областного и муниципальных туристских кластеров позволит ежегодно зарабатывать не менее 24 млрд рублей с ежегодным уверенным приростом в 7-8 процентов. И это при том, что это минимальные расчетные значения и эти значения не учитывают мультипликативного экономического и социального эффектов. Вместе с тем указанная сумма в два раза превышает общие показатели по объему платных услуг, оказанных предприятиями туриндустрии Московской области в 2010 году.

Уникальность области, помимо имеющихся разнообразных и конкурентоспособных географических, рекреационных, исторических, культурных туристских

ресурсов, заключается в наличии в непосредственной близости московского мегаполиса. задыхающегося от деловой активности, обладающего огромным клиентским потенциалом, наряду с собственным потенциалом жителей Подмосковья. И, хотя Москва и Московская область - разные субъекты Федерации, эти субъекты исторически и технологически всегда составляли единое туристское пространство. Сейчас у области и города вновь открываются многообещающие туристские перспективы, как для столицы, так и для Подмосковья в целом.

Вместе с тем экономический результат от практической реализации региональной долгосрочной целевой программы развития туризма напряму ю связан и зависит от эффективности формирования и развития областного и муниципальных туристских кластеров, принципов организации государственно-частного партнерства взвешенной инвестиционной политики, экономических, технологических и организационных механизмов практической реализации Программы.

Можно много и долго рассуждать о су ществу ющих проблемах туристского развития региона на современном этапе. Но есть один неоспоримый факт, который может свести на «нет» все усилия, несмотря ни на какие программы, выделяемые бюджетные средства и привлекаемые инвестиции. Для решения общих задач - общих для государства и бизнес-сообщества. необходимо сродниться с мыслью о том, что на местном уровне требуется перебороть местечковые интересы и личные амбиции. Общий успех и успех каждого у частника процесса развития туризма в регионе лежит только в одной плоскости - плоскости объединения интересов на основе взаимовыгодного сотрудничества и четких скоорди-

нированных действий каждого в своем направлении профессиональной деятельности.

С чем приходится постоянно сталкиваться в таких серьезных вопросах, как привлечение внешних инвестиций. Приходит инвестор, который хочет вложить нешуточные собственные средства в строительство ту ристско-рекрсационно-го комплекса. Общается с руководителями му ниципального образования, получает согласие на освоение земли. Внешне все красиво и пристойно - договорились. Затем приезжают эксперты, оценивают возможность красивых участков и дают компетентное заключение: строить нельзя. Здесь земли попадают под действие Водного кодекса там Лесного, где-то -полоса отчуждения ЛЭП или пойменный, заливной луг. И инвестор у ходит. Уходит окончательно, чтобы вложить свои средства в теплый средиземноморский берег на основе корректных деловых отношений и отсутствия головной боли и необоснованных бюрократических проволочек.

Рассматривая экономическую часть регионального долгосрочного проекта развития туризма, необходимо четко осознавать, что бизнес никогда не вложит средства ни под какие обещания «золотых гор» в будущем. Именно поэтому инвест-проекты должны иметь понятный и обоснованный бизнес-план, из которого совершенно ясно, что именно является мотивациями посещения объекта. Что в конечном итоге формиру ет ту ристский поток и определяет уверенность инвестора в возврате вложенных средств в разумный и обоснованный период времени.

На практике очень часто этот подход отсутствует уже в начале возможной совместной деятельности и, как след-

ствие, раз и навсегда исчезает доверие инвестора к своему, уже несостоявшемуся, партнеру.

В современных реалиях необходимо избавляться от амбициозных тенденций поставить отель только потому , что этого хочется, что это престижно. А затем понять, что коммунальные расходы, расходы на зарплату и другие эксплуатационные расходы не покрываются его 20-процентной загру зкой. И начинаются долгие и мучительные движения по искусственному созданию ту рпотока, которые, как правило, результативного экономического эффекта не дают.

Поэтому необходимо, отталкиваясь, прежде всего, от экономической целесообразности развития туризма в регионе, именно комплексное развитие туристских дестинаций на базе формирования современных туристских кластеров, ориентированных на предоставление, безусловно, востребованных услуг. Ту ристско-рекреа-ционный комплекс или городской отель необходимо располагать там, где они или предоставляемые ими услуги будут гарантировано востребованы в течение всего года на основе всего комплекса туристских ресурсов, мотивирующих посещение. В этом же ключе необходимо планировать и развивать и другую инфраструктуру ту ристского сервиса: предприятия питания, придорожный сервис, автодороги, автомобильный и водный транспорт, осуществлять реконструкцию объектов экскурсионного показа и, прежде всего, исторического и культурного наследия, максимально развивать сферу дополнительного обслуживания, расширять ассортимент основных и дополнительных услуг ИТ. д.

Одной из важнейших задач эффективной реализации долгосрочного проекта

развития туризма должна стать единая и взвешенная экономическая политика, определяемая ценовой конкурентоспособностью предлагаемых турпродуктов. Не секрет, что сегодня дешевле отправиться в путешествие или на отдых в тот же Египет, чем убедить нашего доморощенного отельера в том, что 200-300 процентов его прибыли закрывают двери для внутреннего и въездного туризма. И, напротив, стиму лиру ют стремление туристов получить относительно дешевый и куда более качественный отдых за рубежом.

Это в равной степени относится к ценообразованию в большинстве предприятий питания, транспорта организаций су венирной продукции и других организаций. участвующих в формировании турпакета.

При взаимной заинтересованности всех субъектов туристского сервиса в постоянной и предвиденной загрузке своих объектов туристами и посетителями туристская отрасль сумеет цивилизованно решить эту задачу. В конечном итоге бизнесу понятно, что лучше заработать по 1 рублю со ста клиентов, чем по 5 ру блей с десяти. При этом никто не призывает бизнес работать себе в убыток. Речь идет о взвешенной норме прибыли на единицу затрат. Не более того.

Успех развития туризма в регионе зависит от того, насколько эффективно все участники этого процесса сумеют объединить усилия для достижения общих целей.

Ю. А. БАРЗЫКИН

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИИ

УДК 338.48

Рассмотрены основные тенденции развития туризма в России. Представлена туристская статистика по выездам и прибытиям Перечислены крупнейшие российские проекты в туристской сфере. Определены основные проблемы развития туризма в России.

Ключевые слова', туризм, ЮНВТО, тенденции развития, проблемы туризма, on-line бронм-рование, качество услуг.

The main tendencies of tourism de/elopment in Rusg a are considered. Tourism statistics on departures and arrivals is presented. The major Russian projects in the tourism sector are listed. The main issues of tourism da/el opment in Russia are identified.

Key words tourism, UNWTO, dwelopment tendencies, tourism issues, on-line booking, services quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.