ВЕСТНИК РШ Т 'j • 204
развития туризма должна стать единая и взвешенная экономическая политика, определяемая ценовой конкурентоспособностью предлагаемых турпродуктов. Не секрет, что сегодня дешевле отправиться в путешествие или на отдых в тот же Египет, чем убедить нашего доморощенного отельера в том, что 200-300 процентов его прибыли закрывают двери для внутреннего и въездного туризма. И, напротив, стимулируют стремление туристов получить относительно дешевый и куда более качественный отдых за рубежом.
Это в равной степени относится к ценообразованию в большинстве предприятий питания, транспорта, организаций су венирной продукции и других организаций. участвующих в формировании турпакета.
При взаимной заинтересованности всех субъектов туристского сервиса в постоянной и предвиденной загрузке своих объектов туристами и посетителями туристская отрасль сумеет цивилизованно решить эту задачу. В конечном итоге бизнесу понятно, что лучше заработать по 1 рублю со ста клиентов, чем по 5 ру блей с десяти. При этом никто не призывает бизнес работать себе в убыток. Речь идет о взвешенной норме прибыли на единицу затрат. Не более того.
Успех развития туризма в регионе зависит от того, насколько эффективно все участники этого процесса сумеют объединить усилия для достижения общих целей.
Ю. А. БАРЗЫКИН
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИИ
УДК 338.48
Рассмотрены основные тенденции развития туризма в России. Представлена туристская статистика по выездам и прибытиям Перечислены крупнейшие российские проекты в туристской сфере. Определены основные проблемы развития туризма в России.
Ключевые слова', туризм, ЮНВТО, тенденции развития, проблемы туризма, on-line бронирование, качество услуг.
The main tendencies of tourism de/elopment in Rusg a are considered. Tourism statistics on departures and arrivals is presented. The major Russian projects in the tourism sector are listed. The main issues of tourism da/el opment in Russia are identified.
Key words tourism, UNWTO, dwelopment tendencies, tourism issues, on-line booking, services quality.
тугисткА
По данным Всемирной ту ристской организации (1Ж\\ПГ0), туристская индустрия в мире в первом полугодии 2010 г. у лу чшила свои результаты по сравнению с первым полу годием 2009 г. Число международных прибытий увеличилось на 7% (до 421 млн человек). Наблюдается рост во всех регионах мира: в Азии и Тихоокеанском регионе - на 14 %, на Ближнем Востоке - на 20 %, в Европе -на 2%, в Американском регионе -на 7 %.
В России Минспорттуризм РФ прогнозирует рост числа туристских поездок за рубеж, а объемы продаж на рынке выездного туризма увеличатся с 7,6 до 7,9 млрд долларов США. На рынке внутреннего туризма также прогнозируется постепенный рост на 5 %. По данным Росстата, в первом полугодии 2010 г. выезд увеличился на 43 % (до 5428,5 тыс. российских граждан), а въезд — на 17,4% (884 тыс. иностранных граждан).
Данные Всемирного экономического форума (\¥ЕЕ) 2009 г. показывают, что Россия заняла 59 место среди 133 стран по конкурентоспособности туристского сектора экономики. Первые пять мест в рейтинге занимают Швейцария, Австрия, Германия, Франция и Канада. Россия занимает 5 место из 133 стран по «наличию природных туристских ресурсов мирового значения», 9 место по «культу рным туристским ресурсам мирового значения», 127 место по показателю «приоритет сектора ту ризма для госу дарства» (т. е. одно из последних) и 83 место по «государственным расходам на туризм», что также далеко не лу чший результат.
Основными тенденциями развития туристского рынка в настоящее время являются:
♦ усиление регионального развития и появление новых центров на туристском рынке России:
♦ развитие IT-технологий, интернет-порталов и on-line продаж;
♦ сокращение продолжительности туристских поездок и совмещение различных видов отдыха;
♦ постепенное смещение спроса от массового к индивиду альному туризму;
♦ укрупнение и вертикальная интеграция российских туроператоров;
♦ повышение спроса на качественные лечебно-оздоровительные услу ги;
♦ восстановление и развитие М1СЕ-ту-ризма.
В настоящее время крупнейшими российскими проектами в сфере туризма являются:
♦ Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» (Распоряжение Правительства РФ от 19.07.2010№ 1230-р);
♦ 8 проектов в 6 субъектах РФ (в 2011 г.);
♦ 7 (+1) особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ);
♦ XXII Олимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи;
♦ саммит стран - участниц Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 2012 году' в г. Владивостоке на острове Ру сском;
♦ Всемирная летняя универсиада в 2013 году в г. Казани;
♦ проведение 21 чемпионата мира ФИФА по футболу в 2018 г. в РФ;
♦ 16 стадионов в 13 городах России.
□ Основные проблемы, сдерживающие развитие туризма в России'.
ВЕСТНИК РШ Т'з• 20/>
1. Рост транспортных тарифов и стоимости гостиничных услуг, связанный с ростом коммунальных тарифов, процентных ставок по кредитам, многократным ростом ставок налога на землю.
2. Моральный и физический износ туристской инфраструктуры, отсутствие эффективных механизмов стимулирования инвестиций в ее развитие.
3. Несовершенство действующей нор-мативно-правовой базы предпринимательской деятельности в сфере туризма.
4. Недостаточность экономических стимулов развития въездного и внутреннего туризма.
5. Су ществование визового режима с экономически развитыми странами, сложного миграционного учета.
6. Недостаточность национального рекламного бюджета на продвижение туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
7. Дефицит квалифицированных кадров, в частности со средним специальным образованием, несовершенство образовательных стандартов и др.
□ Вопросы, требующие оперативного разрешения для развития туризма в России '.
1. Разработка и утверждение электронной туристской пу тевки как бланка строгой отчетности.
2. Совершенствование системы страхования рисков, связанных с ту ристскими поездками.
3. Признание санаторно-ку рортного лечения страховым случаем.
4. Совершенствование системы классификации гостиниц и снижение стоимости соответству ющих услу г.
5. Введение запрета на требования со стороны авиакомпаний доплат с туропе-
раторов, а соответственно, с туристов, за выкупленные билеты на чартерные рейсы (по крайней мере, за месяц до вылета возду шного судна).
6. Легализация агентского вознаграждения при продаже авиабилетов.
7. Отказ от взимания платы за теле-и радиотрансляцию авторских произведений в номерном фонде гостиниц и каютах круизных судов. Совершенствование методики расчета размеров сборов за исполнение произведений в дру гих помещениях коллективных средств размещения.
8. Адаптация нормативной базы к особенностям фуакционирования малых гостиниц. в том числе размещенных в жилом фонде.
□ Основные меры по развитию туризма в России, предлагаемые Российским союзом туриндустрии и профильным Комитетом Торгово-промышленной палаты РФ'.
1. Защита прав и интересов ту ристов как потребителей.
2. Финансовая поддержка со стороны государства.
3. Совершенствование налогообложения, таможенного и тарифного регу лирования.
4. Сокращение туристских формальностей.
5. Кадровое и нау чное обеспечение.
□ Меры по совершенствованию предпри-нимательства в сфере туризма'.
1. Выработка действенных механизмов взаимодействия на рынке, создание системы коллективной безопасности.
2. Формирование новых направлений и технологий развития бизнеса, высокотехнологичных турпроду ктов со сбалансированным соотношением «цена -качество».
ТУРИСПШ
3. Активное продвижение на рынке и эффективная рекламная политика.
4. Реструктуризация и реформирование бизнеса, оптимизация налоговых платежей.
5. Сокращение затрат, минимизация рисков, совершенствование бизнсс-про-цсссов.
6. Внедрение ГГ-технологий, совершенствование интернет-порталов, расшире-
ние доступа к российским и международным системам on-line бронирования.
7. Повышение квалификации персонала.
Властям всех уровней, обществу предстоит предпринять скоординированные действия для создания конкурентоспособного российского турпродукта и значительного роста туристской привлекательности страны.
В. И. КРУЖАЛИН
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТУРИЗМЕ И РЕКРЕАЦИИ
УДК 338.48-6:001.891
Туризм рассмотрен как феномен XX столетия. Отмечена важность комплексного изучения рекреационных свойств территорий для успешного и устойчивого развития туризма. Перечислены принципы районирования территорий. Определены универсальные принципы для выделения всех иерархических уровней туристско-рекреационного пространства
Ключевые слова', туризм, рекреация, тенденции развития, феномен туризма, туристский кластер, туристская дестинация.
Tourism scamined from the perspective of the phenomenon of the XX century. Comprehensive study of recreational property areas for successful and sustainable tourism development is highlighted. The principles of zoning territory are listed. Universal pri ncipiesfor the selection of all hierarchical la/els of tourism andrecreation space are identified.
Key words: tourism, recreation, development tendencies, tourism phenomenon, tourism cluster, tourist destination.
Туризм провозглашен феноменом XX столетия, а в начале XXI в. он фактически стал одним из ведущих направлений социально-экономической и культурной жизни большинства стран мира. Можно утверждать (и опыт многих стран мира, в том числе и России, свидетельствует об этом), что туризм сегодня становится
важнейшей составной частью жизнеобеспечения деятельности человека направленной на восстановление и развитие его физических, духовных и интеллектуальных сил в нерабочее время. Одной из главных задач госу дарства, органов законодательной и исполнительной власти всех уровней становится организация