9. Соколов А.Я., Гречкина Л.И. Функционирование сердечнососудистой системы у молодых людей в условиях Северо-Востока России [Магадан] // Северо-Восток России: прошлое, настоящее, будущее: матер. II регион. науч.-практ. конф. Магадан, 2004. Т. 2. С. 80-83.
10. Тазиев Р.В., Аухадеев Э.И. Современные концепции стратегических профилактических и реабилитационных программ // ЛФК и массаж. Спорт. Медицина. 2008. № 4. С. 3-11.
11. Фролов А.Ф., Литвинов В.А., Проблемы здоровья и физической подготовленности студентов // Валеология. 2004. № 1. С. 32-34.
Кашмина Екатерина Олеговна, канд. пед. наук, доц., kkashminaarambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
CONTENTS DIFFERETAL METHODS OF PHYSICAL TRAINING STUDENTS OF SPESIAL MEDICAL GROUPS ENGAGED IN SWIMMING
E.O. Kashmina
The problems of development and practical use of differentiated methods of physical education of students of special medical group involved in swimming.
Key words: physical education in high school, swimming in high school, students of special medical group.
Kashmina Ekaterina Olegovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, kkashminaarambler. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.011:373.31
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Л.Н. Коданева, В.М. Шулятьев, В.Н. Пушкина, Р. да Сильва Тавариш
Приведены результаты комплексной оценки физического, функционального и двигательного потенциалов обучающихся младших классов. Определены наиболее информативные тесты, которые с целью контроля могут быть использованы в физическом воспитании школьников. Установлено, что 59 % обучающихся в начальной школе имеют уровень здоровья ниже среднего и низкий. Особенно выраженное напряжение функциональных систем организма, снижение работоспособности отмечено у детей четвертого года обучения.
Ключевые слова: физическая нагрузка, функциональное состояние, методы оценки, физическая работоспособность.
Осуществление основных функций преподавателя физической культуры невозможно без четких представлений о положительных и отрицательных результатах выполненной обучающимися физической
нагрузки. Безусловно, результаты деятельности педагога в первую очередь зависят от своевременности и достоверности получаемых данных о состоянии здоровья обучающихся [1].
Для обеспечения оперативности поступления информации ведется разработка экспресс-методов оценки здоровья детей и подростков. Однако их использование не является эффективным по двум причинам. Первая заключается в том, что невозможно отобрать наиболее приемлемые методики и показатели из-за отсутствия обоснованной теории контроля функционального состояния школьников. В связи с этим количество экспресс-методов непрерывно увеличивается, но остается не ясной степень их применения. Вторая причина связана с тем, что сокращение времени исследования и обработки данных ведет к потере части информации, т. е. к снижению достоверности оценки состояния здоровья. Препятствовать этому можно только усложнением и удорожанием диагностической аппаратуры, но в реальных условиях это невозможно.
Проблема оценки состояния здоровья детей и подростков требует постоянного совершенствования методических приемов. Для массовых исследований необходимо внедрять доступные и эффективные диагностические методы, повышать их надежность и информативность [2].
Традиционно для оценки эффективности занятий физическими упражнениями применяются следующие показатели: тестирование двигательных качеств, измерение антропометрических показателей, функциональные пробы отдельных физиологических реакций [3, 4].
Мы считаем, что необходим комплексный подход в определении здоровья обучающихся, включающий анализ физического развития, функционального состояния и физической подготовленности, и предлагаем проводить оценку уровня здоровья, используя комплекс морфологических и физиологических показателей. Комплексный подход будет способствовать улучшению здоровья детей и подростков, мотивации их к двигательной активности, гармоничному физическому развитию, что актуально в условиях повышенных учебных нагрузок и интенсивного процесса обучения. Правильная оценка здоровья имеет большое значение еще и потому, что позволяет не только изучить влияние физических упражнений, но и помогает выявить скрыто протекающие заболевания.
Цель исследования: подобрать комплекс морфологических и физиологических показателей для оценки уровня здоровья и работоспособности младших школьников и определить его эффективность.
Материалы и методы. Исследование было проведено на базе школы № 360 города Москвы в динамике учебного года. Объектом исследования явились 182 обучающихся 6-10 лет, из них 96 мальчиков и 86 девочек.
У обучающихся исследовали следующие показатели: рост, массу тела, окружность грудной клетки (ОГР), жизненную емкость легких (ЖЕЛ), артериальное давление (АД), частоту сердечных сокращений (ЧСС) в покое,
время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге). Проводили двигательные тесты: поднимание туловища из положения лежа на спине в положение сидя за 30 с, тест на гибкость (наклон туловища в положении сидя), сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 10 с, прыжок в длину с места. Для оценки координационно-двигательной функции нервной системы проводили пробу Ромберга (удержание равновесия на одной ноге с закрытыми глазами), для определения времени простой двигательной реакции и длительности проведения нервного возбуждения проводился тест на оценку зрительно-двигательной реакции (ловля кистью руки падающей линейки). Рассчитывали индекс Кетле. Полученные в результате исследования данные сравнивались с возрастно-половыми нормативными значениями и оценивались по 5-балльной системе: низкие - 1 балл; ниже средних -2 балла; средние - 3 балла; выше средних - 4 балла; высокие - 5 баллов.
После оценки каждого показателя в баллах подсчитывалась общая сумма баллов, которая делилась на общее количество показателей, т. е. определялся средний балл, который и являлся показателем уровня здоровья: 0,1-1,5 балла - низкий уровень здоровья и работоспособности; 1,6-2,5 балла - ниже среднего уровень здоровья и работоспособности; 2,6-3,5 балла -средний уровень здоровья и работоспособности; 3,6-4,5 балла - выше среднего уровень здоровья и работоспособности; 4,6-5,0 баллов - высокий уровень здоровья и работоспособности.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования было установлено, что высокий уровень здоровья и работоспособности не зафиксирован ни у одного обучающегося начальной школы (табл. 1).
Таблица 1
Оценка уровня здоровья обучающихся младших классов
Оценка уровня здоровья Классы
1 А, Б 2 А, Б 3 А, Б 4 А, Б
п=47 п=44 п=46 п=45
% % % %
Высокий уровень резервов здоровья и работоспособности - - - -
Выше среднего уровень резервов здоровья и работоспособности 4 5 11 5
Средний уровень резервов здоровья и работоспособности 32 39 44 24
Ниже среднего уровень резервов здоровья и работоспособности 53 54 41 58
Низкий уровень резервов здоровья и работоспособности 11 2 4 13
Уровень резервов здоровья и работоспособности выше среднего зафиксирован у 4, 5, 11 и 5 % обучающихся 1-х, 2-х, 3-х и 4-х классов
соответственно. Следует отметить, что процент обучающихся с показателем здоровья выше среднего увеличивается от 1-го к 3-му классу и резко снижается в 4-м классе.
Средний уровень резервов здоровья и работоспособности определен у 32, 39, 44 и 24 % обучающихся 1-х, 2-х, 3-х и 4-х классов соответственно. Процент обучающихся со средним уровнем резервов здоровья и работоспособности увеличивается от 1-го к 3-му классу и резко снижается в 4-м классе.
Уровень здоровья ниже среднего, наличие нескольких слабых систем энергообеспечения, зафиксирован у 53 % обучающихся 1-х классов. Во
2-х классах данная цифра увеличивается до 54 %. В 3-х классах процент обучающихся, с уровнем здоровья ниже среднего снижается до 41 %, в 4-х классах увеличивается до 58 %.
Низкий уровень здоровья и работоспособности имеют 11 % обучающихся 1-х классов. Во 2-х классах процент обучающихся с низким уровнем здоровья и работоспособности понижается до 2 %, но уже в
3-х классах увеличивается до 4 %, а в 4-х достигает 13 %.
Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что большинство обучающихся в начальной школе (59 %) имеют уровень здоровья ниже среднего и низкий 64, 57, 46 и 71 % обучающихся 1-х, 2-х, 3-х и 4-х классов, соответственно. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют, что показатели здоровья и работоспособности от первого класса к третьему улучшаются, а в четвертом классе снижаются до крайне низких величин, что может свидетельствовать о значительном напряжении адаптационных резервов организма, которые могут привести к развитию патологии.
Индивидуальный анализ показателей, отражающих функциональный, физический и двигательный потенциал обучающихся, показывает, что у 17 % первоклассников физическое развитие не соответствует возрастным значениям (табл. 2). Во втором классе наблюдается положительная тенденция, но в третьем и, особенно, в четвертом классе количество обучающихся с показателем физического развития не соответствующим возрастным значениям увеличивается практически на 10 %.
У 18 % обучающихся показатели ОГК ниже возрастных значений. В первом классе у 48 % детей показатели ЖЕЛ ниже возрастных значений. Данная тенденция сохраняется при проведении пробы Штанге. Во втором и третьем классах количество обучающихся с низкими показателями ЖЕЛ и показателями пробы Штанге снижается, в четвертом классе - существенно увеличивается (до 60 %). Количество обучающихся с низкими показателями пробы Штанге в 4-м классе практически не изменяется.
Таблица 2
Обучающиеся, имеющие показатели здоровья ниже возрастных
значений
Критерии оценки Классы
1 А, Б 2 А, Б 3 А, Б 4 А, Б
п=47 п=44 п=46 п=45
% % % %
Индекс массы тела (индекс Кетле) 17 13 19 26
Окружность грудной клетки 10 21 18 18
Жизненная емкость легких 48 40 28 60
Проба Штанге 44 43 29 31
ЧСС в покое - - - 2
Артериальное давление 40 48 19 22
Проба Ромберга 78 68 82 89
Зрительно-двигательная реакция 92 88 54 62
Работоспособность мышц плечевого пояса 44 11 23 25
Работоспособность мышц брюшного пресса 4 - - 2
Работоспособность мышц ног 75 77 41 51
Гибкость позвоночника 48 41 45 50
Интересно, что показатели ЧСС в покое у детей 6-10 лет соответствуют возрастной норме, тогда как в сосудистом спектре гемодинамики наблюдаются отклонения от нормативных значений у 40, 48, 19 и 26 % обучающихся 1-х, 2-х, 3-х и 4-х классов соответственно. Отмечено увеличение количества обучающихся с 78 % в первом классе до 89 % в четвертом классе, имеющих координационные показатели ниже возрастной нормы, что косвенно может свидетельствовать об увеличении напряжения нервной системы. Значительное количество 92, 88, 54 и 62 % обучающихся 1-х, 2-х, 3-х и 4-х классов соответственно имеют низкие показатели, отражающие время проведения нервного возбуждения через нервные центры, согласно тесту «ловля кистью руки падающей линейки», особенно в первом и втором классе. В третьем классе наблюдается положительная динамика, а в четвертом классе количество обучающихся с низкими показателями данного теста вновь увеличивается.
Анализ результатов двигательных тестов свидетельствует о низком уровне гибкости, работоспособности мышц нижних и верхних конечностей. Причем, если в силовых показателях мышц нижних конечностей имеет место увеличение двигательного потенциала от 1-2-х классов к 3-4-м классам, то сила мышц верхних конечностей, имея положительную динамику во втором классе, к 3-4-му классу снижается.
Вывод: комплексная оценка физического, функционального и двигательного потенциала младших школьников, включающая следующие показатели: индекс Кетле, ЖЕЛ, АД, пробы Штанге, пробы Ромберга,
зрительно-двигательной реакции, тестов на оценку гибкости, силы мышц верхнего плечевого пояса, ног имеют высокую степень эффективности и с целью контроля могут быть использованы в физическом воспитании.
Показатели ЧСС, ОГК и тест на оценку силы мышц брюшного пресса менее информативны и могут быть исключены из комплекса показателей.
Список литературы
1. Коданева Л.Н., Шулятьев В.М. Контроль нагрузки в процессе физического воспитания студентов // Агаджаняновские чтения: матер. Всерос. науч.-практ. конф. М.: РУДН, 2016. С. 170-171.
2. Коданева Л.Н. Повышение эффективности физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений // Здоровье-сберегающее образование. 2011. № 5 (17). С. 106-110.
3. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2006. 208 с.
4. Макеева В.С., Осипенко Е.В., Пушкина В.Н. Мониторинг физического состояния школьников и студентов: учеб. пособие. М.: РадиоСофт. 2016. 320 с.
Коданева Любовь Николаевна, канд. пед. наук, старший преподаватель, kodaneva61 a mail. ru, Россия, Москва, Российский университет дружбы народов,
Шулятьев Владимир Михайлович, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, vlshulyate vayandex. ru, Россия, Москва, Российский университет дружбы народов,
Пушкина Валентина Николаевна, д-р биол. наук, проф., taiss43ayandex.ru, Россия, Москва, Российский университет дружбы народов,
Рут да Силва Тавариш, аспирант, ruthtavares66@hotmail. срш, Россия, Москва, Российский университет дружбы народов
AN INTEGRA TED APPROACH TO THE ASSESSMENT OF THE HEALTH OF STUDENTS IN ELEMENTARY SCHOOL
L.N. Kodaneva, V.M. Shulyatev, V.N. Pushkina, Ruth de Silva Tawares
The article presents the results of a comprehensive assessment of physical, functional and motor potential of students of junior classes. The most informative tests for the purpose of control can be used in physical education of schoolchildren. Found that 59% of schoolchild in primary school have a level of health is below average and low. Especially the pronounced tension of functional systems of the body, decreased performance was observed in children of the fourth year of study.
Key words: physical activity, functional status, assessment methods, physical performance.
Kodaneva Lubov Nikolaevna, candidate of pedagogical Science, senior lecturer, kodaneva61 amail.ru, Russia, Moscow, Russian Peoples' Friendship University,
Shulyatev Vladimir Mikhailovich, doctor ofpedagogical Science, head of Department, vlshulyatevayandex.ru, Russia, Moscow, Russian Peoples' Friendship University,
Puhkina Valentina Nicolaevna, doctor of biological Science, professor, taiss43ayandex.ru, Russia, Moscow, Russian Peoples' Friendship University,
Ruth de Silva Tawares, postgraduate student, ruthtavares66@hotmail. com, Russia, Moscow, Russian Peoples' Friendship University
УДК 796.41:796.382
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ГИМНАСТИКИ И БИЛЬЯРДА СО СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
О.В. Мамонова
Рассмотрены взаимосвязь движения и музыки на основе оздоровительных видов гимнастики и бильярда со студентами специальной медицинской группы, представляющая сопряжённое воздействие на организм и психику, что является весьма важным инструментом в повышении двигательной активности. Показано, что музыкальное сопровождение обладает действенным эффектом и способствует решению оздоровительных задач, повышению мотивации к занятиям физической культуры, улучшению настроения и проявлению интереса.
Ключевые слова: музыкальное сопровождение, физические упражнения, здоровье студентов специальной медицинской группы.
В настоящее время элективная дисциплина «Физическая культура», является многофункциональной и может основываться на разных компонентах двигательной активности. Основой этих компонентов являются ритмические единицы, соразмерные во времени, пространстве и по степени мышечных усилий. Такими компонентами могут служить двигательные действия, движения, соразмеримо выполняемые под музыкальное сопровождение с древнейших времен. Исторически музыку и движения относят к средствам управления сознанием и поведением людей, регулирования их умственной и физической деятельности и эстетического наслаждения, которые имеют широкое место в современной науке.
Сегодняшняя наука, под воздействием общих тенденций также трансформируется, интегрируя в себя подходы и методы других наук и, в частности, психологии, музыкальной и танцевальной терапии, биологической физики, музыкальной педагогики [1]. Более того, преобразования в сфере физической культуры, как и в любой отрасли научного знания, обусловлены не только развитием её теоретико-методологических основ, но и запросами практики. Важнейшей, задачей экономического университета для теоретических и практических занятий в