ими транспортные услуги, чтобы это обеспечивало им нормальное функционирование и развитие.
По мнению автора, в периоды спада перевозочной работы целесообразно производить объединение станций, а не их закрытие. Процесс объединения железнодорожных станций может иметь несколько направлений, но все они нацелены на предоставление последним большей самостоятельности с целью ускорения и повышения гибкости при решении хозяйственных проблем, а также снижения затрат на их содержание.
На основе изучения научных трудов ученых железнодорожного транспорта и обобщения зарубежного опыта работы железных дорог стран с развитыми рыночными экономиками можно сформулировать понятие качества транспортной продукции в широком смысле.
Под качеством подразумевается совокупность сложных рыночных, технических, производственных и эксплуатационных характеристик продукции, благодаря которым она отвечает ожиданиям потребителей. Повышение качества продукции железнодорожного транспорта зависит от работы всех отраслевых, линейных предприятий, участвующих в едином технологическом процессе перевозок, а также от деятельности других предприятий народного хозяйства, осуществляющих строительство, реконструкцию и электрификацию железных дорог.
Решение такой сложной задачи на протяжении всего предшествующего периода осуществляли централизовано путем проведения отельных разрозненных мероприятий, необходимых для обеспечения рентабельности при выполнении заданного плана, но не дающие полного удовлетворения потребностей в перевозках, выполнения сроков доставки и сохранности перевозимых грузов (основных показателей качества работы железнодорожного транспорта).
Широкое использование идей транспортного маркетинга, менеджмента в построении рыночной модели хозяйственного механизма, по мнению автора, обеспечит экономическую эффективность, состоящую из двух частей - внутриотраслевой и связанной с реализацией внетранспортного эффекта.
Литература:
1. Беленький М.Н., Силаев Н.И. Экономика и планирование эксплуатационной работы на железнодорожном транспорте. 5-изд. перераб. и доб. - М.: Транспорт, 2009. - 215с.
2. Панков Ю.А., Завадский А.Б., Семенова Л.В. Маркетинговая деятельность на железнодорожном транспорте. // Ж.-д. трансп.: ОИ/ЦНИИТЭИ 2008. - Вып1. - с.1-27.
3. Перевозка грузов по железным дорогам: Справочник./Под ред. Н.А. Гундобина - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Транспорт, 2005 - 456с.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Цветков А.Н.
В статье рассматривается проблема оценки конкурентоспособности строительных организаций. Автор предлагает использовать комплексный подход для решения данной проблемы на основе использования возможностей саморегулируемых организаций по созданию соответствующей информационной базы. Данная база, по мнению автора, могла бы включать в себя данные по деловой репутации организации, кредитную историю, обобщенную финансовую оценку конкурентоспособности.
Ключевые слова: конкурентоспособность, оценка, строительные организации, комплексный подход, репутация, кредитная история, интегральный показатель.
INTEGRATED APPROACH TO THE ASSESSMENT OF COMPETITIVENESS OF CONSTRUCTION ORGANIZATIONS
Zvetkov A.
The paper addresses the problem of assessing the competitiveness of construction companies. The author proposes an integrated approach to solving this problem based on the opportunities of self-regulatory organizations to establish an information base. This base, according to the author, would include data on the business reputation of the organization, credit history, summarized financial assessment of competitiveness.
Keywords: competitiveness, evaluation, construction companies, a comprehensive approach, reputation, credit history, an integral indicator.
В условиях конкуренции в строительной отрасли России выживают самые способные организации.
Термин «конкуренция» происходит от лат. сопсиггепНа и означает соперничество, соревнование, состязание. Другое его происхождение можно проследить из французских слов: соипг - бегать, сопсоиг - бега, сопсоиггепсе - совместные бега с соперником. Аналогичное значение в итальянском - сопсиггеге.
Обычно под конкуренцией понимают:
• элементы рыночного механизма;
• форму взаимодействия рыночных субъектов;
• экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли, получение заказа;
• механизм регулирования пропорций общественного воспроизводства [1].
Большинство авторов походят к оценке конкурентоспособности строительных организаций как к комплексной качественной характеристике ее функционирования. Логично предположить, что для ее оценки требуется использовать показатель, который рассчитывался бы как интегральный, включающий весь комплекс экономических, социальных и технических факторов [3, 4]. При этом относительный показатель эффективности, характеризующий конкурентоспособность, может быть рассчитан исходя из уровня рентабельности, фондоотдачи, производительности труда и уровня его оплаты, социальной защищенности работников и др.
Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности лю-
бой организации, можно разделить на две группы: внешние факторы, отражающие условия работы строительной организации, которые выражаются в соотношении спроса и предложения на его услуги, модели рынка, системе налогообложения, государственной поддержке отрасли и т. п. и факторы, зависящие от работы организации, характеризующие эффективность и качество ее работы.
На наш взгляд, необходим комплексный подход к оценке конкурентоспособности строительных организаций, который предусматривал бы возможности создания, оценки и сохранения репутационного потенциала строительной организации. Это, в свою очередь, позволило бы строительной оганизации расширить возможности получения заказов на строительную продукцию, работы, услуги, и, соответственно, улучшить финансовые показатели, характеризующие эффективность ее деятельности. Для решения данных задач, можно использовать возможности института саморегулирования.
Переход от лицензирования к институту саморегулирования затронул все сферы деятельности общества: политическую, экономическую, социальную и др. С начала 2010 г. всю строительную отрасль жесткость закона обязала функционировать по-новому, невзирая на размер организаций и их возможности. В один поток сходятся крупные строительные компании с историей и достойным послужным списком, компании среднего бизнеса, успешно реализовывающие себя на этом рынке, и компании малого бизнеса - обычно небольшие мобильные бизнес-структуры, придерживающиеся
определенной специализации и готовые оперативно интегрироваться в изменчивую рыночную среду строительного комплекса России [5].
Репутационный потенциал, как комплексная финансовая оценка компании, многогранен и сложен в идентификации и оценке. В создании деловой репутации прямо или косвенно участвует рынок -внешний фактор по отношению к организации. Поэтому можно выделить две составляющие деловой репутации - внутреннюю, характеризующую конкретную организацию, и внешнюю, обусловленную рынком в отношении этой же организации как хозяйствующего субъекта [2].
Для того, чтобы систематизировать и сохранить информацию, которая могла бы хоть как-то характеризовать репутационный потенциал организации, саморегулируемые организации могли бы провести соответствующую работу по обработке статистических данных своих членов.
Конечно отсутствие брака, рекламаций, претензий является важной характеристикой репутации организации, но в плане анализа и оценки могут служить дополнительными показателями.
Самый простой показатель эффективности работы строительной организации это объем ее работ по соответствующим допускам. В течении некоторого времени вполне можно было составить некую историю стабильности, востребованности и, соответственно, конкурентоспособности строительной организации.
Например, имея сведения об объемах выполненных работ организацией, входящей в СРО, можно составить сводную ведомость, в которой были бы отражены объемы работ строительных организаций за определенный период времени по имеющимся допускам.
На основании данных сводной ведомости создается строительная организация-образец. Это виртуальная организация, в данные которой заносятся максимальные объемы работ по каждому виду допуска. Несмотря на то, что такой организации не существует в физическом смысле, достижение уровня ее показателей реально возможно, так как уже достигнуто определенными конкретными строительными организациями.
После этого в каждой строке объем работ организации-образца принимается равным 1 (100%), и объемы всех организаций пересчитываются как доля от 1 (от 100%). В результате для каждой организации по прошествии нескольких периодов можно составить информационную карту - сводную таблицу, в которой будет отражена динамика значений ее показателей близости к организации-образцу по соответствующим допускам.
По данной карте в зависимости от целей исследования можно будет оценить следующие составляющие репутационного потенциала строительной организации:
■ стабильность работы организации - отсутствие резких скач-
ков в динамике показателей;
■ степень востребованности организации на рынке, ее конкурентоспособность - наличие большого количества значений показателей близких к 1 (100%);
■ степень использования ее возможностей по соответствующим допускам, ее диверсифицированность - наличие значений показателей по всем видам допусков на протяжении всего времени.
Соответственно при выборе организации для заключения договора каждый контрагент может сделать акцент на той составляющей, которая для него представляет ценность на данный момент: стабильность, востребованность, конкурентоспособность, диверси-фицированность и т. д.
Дополнение к этому может стать работа СРО по формированию, обработке и хранению кредитных историй строительных организаций на основе создания аналога скорринговых бюро, как эффективного инструмента измерения риска неплатежеспособности строительных организаций - членов СРО.
Значение скоринга рассчитывается исключительно на основе информации, содержащейся в кредитной истории заемщика, которая преобразуется в скоринговый балл так, что «добросовестным» плательщикам присваивается наивысший балл, а «недобросовестным» - низший, тем самым, ранжируя заемщиков в соответствии с их относительным риском [6].
Еще одним направлением деятельности СРО по повышению конкурентоспособности строительных организаций могло бы стать использование в дополнение к предложенной информационной базе применение интегрального показателя конкурентоспособности.
Проблемы применения интегрального показателя конкурентоспособности связаны с методологическими трудностями его количественного расчета, приводящими к очень широкому применению экспертных оценок, в результате чего адекватность реальности самих результатов расчетов вызывает понятные сомнения.
В настоящее время не существует единой методики определения конкурентоспособности организаций. В то же время, потребность в оценке конкурентоспособности той или иной организации существует.
Основной задачей каждого экономиста, изучающего проблему оценки конкурентоспособности организаций, является отыскание критериев конкурентоспособности, ее источников и факторов. Кроме того, наиболее удобным с точки зрения дальнейшего сравнения с конкурентами является определение обобщенного показателя конкурентоспособности. Он позволяет моментально определить положение организации на рынке относительно ее конкурентов.
Алгоритм определения обобщенного показателя конкурентоспособности организации можно свести к следующему:
Таблица 1. Сводная ведомость по объемам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении которых требуется допуск
Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении которых требуется допуск Объем работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту за 20.. л-тый год, тыс. руб.
СО*1 С02 СОЗ С04 СОп СО - образец
1. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках
п
Таблица 2. Информационная карта строительной организации «...»
Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении которых требуется допуск Значения показателей близости к организации-образцу
Годы
20...1 20...2 20...3 20...4 20...п
1
2
ш
1) выбор модели определения обобщенного показателя конкурентоспособности организации;
2) определение наиболее значимых групп единичных показателей конкурентоспособности организации;
3) определение набора показателей конкурентоспособности в каждой группе;
4) разработка матрицы ранжирования индивидуальных показателей;
5) корректировка исходной модели для частного случая.
Этап 1. Наиболее оптимальным вариантом определения обобщенного показателя конкурентоспособности организации является метод, который многие авторы называется графическим - метод с использованием так называемого многоугольника конкурентоспособности организации.
Применение данного метода позволяет, во-первых, не оставить без внимания взаимовлияние единичных показателей конкурентоспособности организации, а во-вторых, избежать завышенного учета влияния единичных показателей друг на друга, как в случае с мультипликативной моделью.
Также следует отметить достаточную простоту расчета обобщенного показателя конкурентоспособности организации по методу многоугольников.
Построение многоугольника конкурентоспособности помимо всех прочих преимуществ позволяет очень наглядно определить положение организации на рынке по сравнению с его конкурентами и с эталоном.
Организации, имеющей наибольший уровень конкурентоспособности, будет соответствовать многоугольник с максимальной
площадью. Если проводить оси, на которых отражаются уровни значений каждого из исследуемых факторов под равными между собой углами, то достаточно легко можно рассчитать площадь каждого многоугольника по формуле
£,■= 1/2(8т360%)(<я/-<я;?+2<7г-<7г+1), (1)
где a. - значение г-го единичного показателя конкурентоспособности;
п - количество анализируемых факторов конкурентоспособности.
Этап 2. Определение наиболее значимых групп показателей.
В качестве основных групп показателей конкурентоспособности организации большинство авторов называет:
1) эффективность основной деятельности,
2) эффективность вспомогательной деятельности (менеджмент, маркетинг, управление персоналом),
3) группа показателей ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности организации,
4) группа показателей, характеризующих продукцию организации.
Кроме того, предлагаются также группы показателей конкурентоспособности организации, учитывающие следующие факторы:
■ природно-географические и транспортные;
■ рыночные;
■ социально-психологические;
■ привлекательность рынка.
Этап 3. Выбор наиболее значимых единичных показателей конкурентоспособности по каждой группе. При этом необходимо учесть
Комплексный подход к оценке конкурентоспособности строительных организаций
Создание положитель- Расширение возмож- Улучшение финансовых
ной репутации, ее ностей получения за- показателей, характери-
оценка и сохранение казов на строитель- зующих эффективность
репутационного ную продукцию деятельности строитель-
потенциала и услуги ных организаций
Использование возможностей СРО по повышению конкурентоспособности строительных организаций
Создание информационной базы по оценке репутационного потенциала строительных организаций на основе применения информационных карт
Формирование, обработка и хранение кредитных историй строительных организаций на основе создания скоррингового бюро
Использование интегрального показателя конкурентоспособности, оценивающего с помощью соответствующих финансовых показателей все аспекты функционирования строительной организации
Решаемые задачи:
I И
развитие партнерских взаимоотношении;
совместный поиск решения вопросов в области технологического развития бизнес-процессов;
предоставление услуг по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг банкам, небанковским кредитным организациям для принятия решения о выдаче кредита, а также заказчикам - для проверки точности и полноты содержащейся информации; техническая защита конфиденциальной информации;
предоставление услуг, связанных с разработкой и (или) использованием оценочных (скоринговых) методик вычисления индивидуальных рейтингов; дополнительные услуги, позволяющие не только оценивать конкретную организацию, но и произвести мониторинг клиентской базы и своевременно принять меры по сохранению репутации организации;
оценка платежеспособности потенциальных партнеров и снижение уровня рисков внешнего взаимодействия:
сокращение времени обработки информации и принятия решения о размещении заказа на строительную продукцию, работы и услуги;
снижение влияния человеческого фактора при принятии решения о размещении заказа.
Рис. 1. Комплексный подход к оценке конкурентоспособности строительной организации.
различные аспекты деятельности организации по каждому направлению.
Эффективность производственной деятельности зависит от умения руководства организации эффективно использовать имеющиеся ресурсы - в первую очередь трудовые и материальные. Тогда в качестве показателей, характеризующих организацию, воспользуемся такими показателями как фондоотдача, материалоотдача, производительность труда. Кроме того, показателем, непосредственно отражающим эффективность производственной деятельности, является рентабельность основной деятельности организации.
Ключевыми показателями, характеризующими финансовое состояние организации, являются показатели, характеризующие соотношение собственного и заемного капитала, соотношение имеющихся финансов и обязательств организации. Кроме того, необходимо учитывать не только скорость реализации продукции, но фактическое поступление денежных средств на счет организации - т. е. отслеживать состояние кредиторской задолженности и ее соотношение с дебиторской задолженностью. Еще одним важной характеристикой является скорость оборачиваемости оборотных средств организации, поскольку их эффективное использование позволяет сократить организации их количество и направить высвободившиеся средства на дальнейшее развитие производства. Таким образом, в качестве показателей, характеризующих финансовое состояние организации, выбираем следующие показатели: коэффициент финансовой зависимости, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент оборачиваемости оборотных средств, коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности.
При определении эффективности вспомогательной деятельности организации в первую очередь необходимо уделить внимание эффективности менеджмента. Необходимо учесть показатели эффективности управления кадрами, производством и продажами. Для этого можно использовать такие показатели как коэффициент текучести кадров, коэффициент загрузки производственных мощностей, коэффициент оборачиваемости готовой продукции.
Этап 5. Скорректируем исходную модель расчета обобщенного показателя конкурентоспособности с учетом того, что показатели разбиты на 4 группы по четыре показателя в каждой.
Тогда если исходная модель (1) преобразуется следующим образом:
Таким образом, определение обобщенного показателя конкурентоспособности по каждой группе единичных показателей сводится к нахождению суммы площадей прямоугольных треугольников, катеты которых равны рейтинговой оценке единичных показателей.
Существующие методики комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности организации позволяют охарактеризовать конкурентоспособность предприятия на тактическом уровне. Для обеспечения же долгосрочных конкурентных преимуществ необходимым становится использование комплексного подхода к повышению конкурентоспособности и ее оценке (рис.1).
Литература:
1. Асаул В.В. Научные основы концепции экономической инновационной стратегии строительных организаций на основе интеграционных процессов. Научная монография. СПб.: Изд-во СПб государственного архитектурно-строительного ун-та, 2005 г. с. 35.
2. Иванов А. Деловая репутация и устойчивость предприятия. - М. 2007.
3. Лапин Г.Н. Оценка конкурентоспособности строительных компаний / Лапин Г.Н. // Экономика строительства, 2000, № 7 (489), М.: «Стройинформация», с. 31.
4. Лапин Г.Н. Оценка конкурентоспособности строительных предприятий / Лапин Г.Н., Хамхоков Р.М. // Экономика строительства, 1999, № 6 (485), М.: «Стройинформация», с. 33.
5. Молчанов Д. К. Проблемы малого бизнеса в строительстве на современном этапе // По пути к возрождению: экономика, общество, бизнес: Науч. тр. российской научно-практической конференции - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010, с. 34.
6. http://www.nbki.ru/company/
О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Карпушкин Е.С., аспирант ГОУ ВПО «Московский государственный институт индустрии туризма»
В статье рассмотрены практические аспекты развития химической промышленности, представлены статистика объёма химической продукции, инновационный сценарий динамики экономических показателей химической промышленности, показатели «Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 г.».
Ключевые слова: химическая промышленность, виды химической продукции, конкурентоспособность химической продукции, рынок полимерных материалов, производство минеральных удобрений.
SOME TRENDS IN THE CHEMICAL INDUSTRY
Karpushkin E., The post-graduate student, GOU VPO «Moscow State Institute for the tourism industry»
The article deals with the practical aspects of the chemical industry, represented by statistics of chemical products, innovative scenario of the dynamics of economic indicators of the chemical industry, the indicators of the «Strategy of development of chemical and petrochemical industry in Russia in 2015.»
Keywords: chemicals, chemical products, the competitiveness of chemical products, the market of polymeric materials, production of mineral fertilizers.
Химическая промышленность - одна из отраслей тяжелой про-мыш- ленности. Предприятия этой отрасли производят разнообразные виды химической продукции: горно-химическое сырье, продукты основной химии (аммиак, неорганические кислоты, щелочи, минеральные удобрения, соду, хлор, сжиженные газы и др.), синтетические смолы и пластические массы, химические волокна и нити, материалы и изделия из пластических масс и стеклопластиков, лакокрасочные материалы, синтетические красители, химические реактивы, фотохимическую продукцию, товары бытовой химии и др.
На долю России приходится около 1 % производства мирового объема химической продукции, а доля отрасли в ВВП страны - 1, 7% 1, что явно недостаточно с учетом её обеспеченности сырьём. Химическая продукция, благодаря высокому качеству, обладает высокой экспортной составляющей и большим удельным весом в общем объеме экспорта - на долю химической продукции приходится 70-80% общего объема экспорта, соответственно, поставки на внутренний рынок составляют 20-30% 2.
Химическая промышленность - одна из самых сложных по своей структуре. В ней четко выделяются полупродуктовые отрас-