Факты, комментарии, заметки
155
сти у младших школьников // Начальная зации младших школьников в иноязычной
школа. 2013. № 9. С. 56-61. среде // Начальная школа. 2013. № 12.
5. Карпова Т.В. Общение - условие социали- С. 18-20.
Автор:
БЕЛЯНКОВА Наталья Михайловна - канд. пед. наук, доцент, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал), [email protected]
BELYANKOVA N.M. RESEARCH WORK OF STUDENTS IN THE FIELD OF NATIONAL RELATIONS
Abstract. The article focuses on the problem of preparing future teachers of primary school to conduct a special work aimed at harmonization of interethnic relations between pupils. The author suggests suitable topics for students’ research works. The author believes that this work should begin from the very beginning of children staying at school, and the teacher should be ready to work in the classes with ethnic diversity staff. While preparing research works on this topic students can look deeper into the problems of international relations, and also to change their own outlook. The article also discusses the difficulties that students and their supervisors may face while preparing research papers.
Keywords: students’ research work, student research paper on interethnic relations, strengthening of the unity of the Russian nation, classes with ethnic diversity staff, tolerance
References
1. Sinyagina N.Yu. (2013) [Ethnic relations in the
pupil environment]. Narodnoe obrazovanie [People Education]. No. 1, pp. 234-236. (In Russ.)
2. Bogdanova V. (2007) [Formation of interethnic
tolerance]. Vospitanie shkolnikov [Education for pupils]. No. 6, pp. 14-17 (In Russ.); Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. (2009) Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of a Russian citizen]. Moscow: Prosveshchenie Publ.; Lysakova I.P. (2011) [Russian language as a vehicle of tolerance in multicultural schools in St. Petersburg]. Russkiy yazik v shkole [Russian language at school]. No. 4, pp. 2224. (In Russ.)
3. Goryachev Yu.A., Zakharov V.F., Kurneshova
L.E. (2008) Integratsiya migrantov sredstvami obrazovaniya: opyt Moskvy [Integration of migrants through education: the experience of Moscow]. Moscow: Ethnosphere Publ.; Problemy yazykovoy adaptatsii detey migrantov v obrazovatel’nykh uchrezhdeniyakh
g. Moskvy (2006) [Problems of language adaptation of migrant children in educational institutions in Moscow]. Moscow: School book Publ.; Goryachev Yu.A. (ed.) (2012) Sotsial’-no-kul’turnaya adaptatsiya obuchayu-shchikhsya iz semey mezhdunarodnykh migrantov: Sb. statey i metodicheskikh materialov [Socio-cultural adaptation of students from families of international migrants]. Moscow: Ethnosphere Publ.
4. Belyankova N.M. (2013) [The role of primary
school teachers in maintaining national consensus in Russia]. Nachalnaya shkola [Grade school]. No. 5, pp. 7-11 (In Russ.); Belyankova N.M. (2013) [Problem study of a unit «A Man and Society» in the course «The world around us»: Formation of civic identity in primary school children]. Nachalnaya shkola [Grade school]. No. 9, pp. 56-61. (In Russ.)
5. Karpova T.V. (2013) [Communication as a
condition of socialization of younger schoolchildren in a foreign environment]. Nachal-naya shkola [Grade school]. No. 12, pp. 1820. (In Russ.)
Author:
BELYANKOVA Natalya M. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, (Arzamas branch), Arzamas, Russia, [email protected]
156
Высшее образование в России • № 8-9, 2014
Н.Г. ШИЛИНА, доцент Е.В. ТАПТЫГИНА, декан Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого
Комплексный
подход
к довузовской подготовке
Представлен опыт работы факультета довузовского и непрерывного профессионального образования Красноярского государственного медицинского университета им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого по привлечению профессионально ориентированных абитуриентов, подготовленных по профильным для медицинского вуза предметам. В статье представлен комплексный подход, включающий новые формы организации подготовительных образовательных программ, проведение профориентационных мероприятий и привлечение абитуриентов к участию в конкурсе научных работ школьников.
Ключевые слова: довузовское образование, профориентация, конкурс научных работ школьников, дополнительные образовательные услуги, медицинская практика для абитуриентов
По прогнозам Министерства образования и науки Красноярского края, количество выпускников школ до 2016 г. будет снижаться. Даже в 2020 г. количество потенциальных абитуриентов будет на 1000 человек меньше, чем в 2012 г. В этой связи вся деятельность факультета довузовского и непрерывного профессионального образования (ФДиНПО) Красноярского государственного медицинского университета им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (далее - КрасГМУ) направлена на привлечение в вуз профессионально ориентированных абитуриентов, имеющих высокий уровень общеобразовательной подготовки. Согласно опросу, проведенному порталом для молодых специалистов (career.ru), при выборе вуза студенты ориентируются на его престижность (63%), качество обучения (58%) и перспективы трудоустройства (44%). Поэтому основными целями своей деятельности деканат считает:
• выстраивание длительных взаимоотношений с реальными и потенциальными заказчиками дополнительных образовательных услуг (администрация муниципальных образований, общеобразовательных школ, колледжей, межшкольных центров и т.п.);
• повышение уровня удовлетворенности потребителей дополнительных образовательных услуг (обучающихся и их родителей);
• введение новых гибких схем процесса обучения (образовательных программ различной продолжительности, новых технологий обучения и контроля);
• мониторинг востребованности вуза на рынке дополнительных образовательных услуг;
• выстраивание системы коммуникаций между администрацией, преподавателями и потребителями услуг.
В условиях жесткой конкуренции на рынке дополнительных образовательных услуг (только в г. Красноярске находится восемь государственных вузов, среди них - Сибирский федеральный университет; территория Красноярского края привлекательна для Сибирского государственного медицинского университета, расположенного в Томске) нами были проведены профориентационные мероприятия в Красноярске и Красноярском крае: ярмарки вакансий, «День абитуриента», «День открытых дверей », экскурсии по вузу и в музей КрасГМУ (анатомии и патологической анато-
Факты, комментарии, заметки
157
мии). Кроме того, постоянно размещается информация для абитуриентов в печатных изданиях, на радио и на телевидении, изготавливаются рекламные плакаты и буклеты, ведется рассылка электронных писем в отделы образования края и центры занятости, проводятся встречи с выпускниками общеобразовательных учреждений края, активно используется сайт вуза (krasgmu.ru). За последние три года количество профориентационных мероприятий в целом по вузу увеличилось в 1,5 раза. Результатом этой работы на фоне общего снижения числа абитуриентов стал рост количества поданных заявлений почти на 40% за период 2011-2014 гг. (рис. 1).
Ежегодно формируется приказ о закреплении за каждой кафедрой городских и краевых школ, а по итогам работы отмечаются лучшие кафедры и сотрудники. Среди критериев оценки деятельности кафедр по профориентации можно выделить следующие:
• количество проведенных профориентационных мероприятий;
• количество абитуриентов, принявших участие в мероприятиях;
• количество выпускников, подавших заявление в КрасГМУ;
• количество абитуриентов, подавших заявления на подготовительные курсы вуза разной продолжительности;
• правильное и своевременное оформление отчетных форм.
В 2013 г. впервые в нашем вузе была организована группа абитуриентов, которая прошла подготовку по медицинской практике. Это позволило абитуриентам погрузиться в будущую профессию, утвердиться в правильности выбора профессионального пути. Медицинскую практику прошли 165 слушателей факультета.
Анализ организации довузовской подготовки в КрасГМУ изложен нами в статье [1]. Здесь мы хотели бы остановиться на новых формах организации дополнительных образовательных услуг на основе дистанционных образовательных технологий или сочетании традиционных и дистанционных методов обучения. Дистанционное обучение на довузовском этапе в нашем вузе применяется с 2008 г. и успешно прошло апробацию. В текущем учебном году мы создали ряд образовательных программ, включающих в себя, помимо очных циклов, и дистанционное обучение. Эти программы разработаны по профильным для медицинского вуза предметам (биология, химия) [2]. Активно используется сайт университета как инструмент собственно обучения и как источник информации для потенциальных потребителей наших услуг. При рекламе образовательных продуктов действует гибкая ценовая политика.
Рис. 1. Динамика численности абитуриентов за период 2011-2014 гг.
158
Высшее образование в России • № 8-9, 2014
Ключевой фигурой образовательного процесса является преподаватель. Поэтому политика обеспечения качества подготовки начинается с формирования преподавательского состава, работающего с абитуриентами. На сайте университета на странице факультета в 2013 г. создан специальный раздел «Наши преподаватели». Потенциальные студенты и их родители могут заранее ознакомиться с педагогическим коллективом, собрать интересующую их информацию. При отборе преподавателей мы ориентируемся на следующие показатели их деятельности:
• уровень компетентности - знания и опыт в определенной области знаний;
• потребность заниматься преподавательской деятельностью с абитуриентами;
• способность устанавливать контакты с внешней и внутренней средой;
• известность;
• научно-исследовательская активность.
Слушатели подготовительных программ участвуют в научных проектах. В 2013 г. в рамках ежегодной 77-й научной студенческой конференции КрасГМУ был проведен конкурс научных работ школьников (3-й, заключительный этап). На конкурс было представлено 20 работ от 28 участников секции «Медико-биологические науки для школьников» по направлению «Биология» и 13 работ от 15 участников по направлению «Химия». В конкурсе приняли участие школьники 9-11-х классов из Железногорска, Енисейска, Лесо-сибирска, Саяногорска, Зеленогорска, с. Ермаковского. Следует отметить высокий уровень представленных исследований,
уверенное поведение докладчиков, их обстоятельные ответы на вопросы.
Содержание дополнительного образования невозможно стандартизировать, так как оно строится на основании не только единого государственно-общественного заказа, но и совокупности потребностей обучающихся, родителей, преподавателей вуза. В настоящее время изменились ожидания заказчиков дополнительного образования, в первую очередь - родителей абитуриентов. Все чаще требуется персональный подход и учет личных особенностей слушателей. С помощью дистанционных технологий нам удалось расширить географию обучающихся. С целью всесторонней и полной подготовки абитуриентов к поступлению в медицинский вуз используется комплексный подход: знакомство с вузом, подготовительные программы разной продолжительности, медицинская практика, конкурс научных работ школьников, а также гибкая ценовая политика.
Литература
1. Шилина Н.Г., Таптыгина Е.В. Модель до-
вузовского образования, реализуемая в Красноярском государственном медицинском университете им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ 108-9032
2. Россиев Д.А., Таптыгина Е.В., Валенти-
енко Т.В., Косолапова С.Н. Дистанционное обучение на этапе подготовки к поступлению в медицинский вуз // Сибирское медицинское обозрение. Красноярск. 2012. № 6. С. 93-96.
Авторы:
ШИЛИНА Наталья Георгиевна - канд. пед. наук, доцент, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, [email protected]
ТАПТЫГИНА Елена Викторовна - канд. мед. наук, декан, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, [email protected]
Факты, комментарии, заметки
159
SHILINA N.G., TAPTYGINA E.V. COMPREHENSIVE APPROACH TO PREUNIVERSITY EDUCATION
Abstract. The experience of the Faculty of pre-university and continuing education of the Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voyno-Yasenetsky aimed to attract career-oriented applicants who have got a pre-university training including learning of special for medical school subject courses. The article presents a comprehensive approach that includes new forms of organization of pre-university educational programs for applicant’s preparation, which include full-time courses and distance learning cycles; career guidance activities and attracting for applicants to participate in the competition of scientific works. One of the new forms of pre-university training is a special medical practice for applicants. For the first time it was organized in 2013.
Keywords: pre-university education, professional orientation, early career development programs, career guidance, competition of pupils’ scientific works, medical practice for applicants
References
1. Shilina N.G., Taptygina E.V (2013) [Model of pre-university education realized at Voyno-yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University]. Sovremennye problemy nauki i obrazo-vaniya [Modern problems of science and education]. No. 2. Available at: http:// www.science-education.ru/108-9032 (In Russ.)
2. Rossiev D.A., Taptygina E.V., Valentienko T.V., Kosolapova S.N. (2012) [Distance learning at a stage of preparation for entering a medical university]. Sibirskoe meditsinskoe obozrenie [Siberian medical review]. Krasnoyarsk. No. 6, pp. 93-96 (In Russ).
Authors:
SHILINA Natalya G. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Krasnoyarsk, Russia, [email protected]
TAPTYGINA Elena V. - Cand. Sci. (Medicine), Assoc. Prof., Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Krasnoyarsk, Russia, [email protected]
НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА
library.ru
Пятилетний импакт-фактор журналов (всего — 3230) РИНЦ без самоцитирования (2012 г.)
Вопросы экономики 3,274
Социологические исследования 1,379
Вопросы образования 1,160
Вопросы философии 1,049
Педагогика 0,824
Высшее образование в России 0,776
Университетское управление: практика и анализ 0,723
Психологическая наука и образование 0,397
Высшее образование сегодня 0, 357
Alma mater 0,356
Философские науки 0,232