© ГАЛАКТИОНОВА М. Ю., МАИСЕЕНКО Д. А., ТАПТЫГИНА Е. В. УДК: 378.147.88:614.253.4-005.336.5
ОТ СИМУЛЯТОРА - К ПАЦИЕНТУ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
М. Ю. Галактионова, Д. А. Маисеенко, Е. В. Таптыгина ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ, ректор - д. м. н., проф. И. П. Артюхов; кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО, зав. - д. м. н., доцент М. Ю. Галактионова; кафедра акушерства и гинекологии ИПО, зав. - д. м. н., проф. А. Т. Егорова; кафедра - центр симуляционных технологий, зав. - к. м. н., доцент Е. В. Таптыгина.
Цель исследования. Изучить мнения выпускников педиатрического факультета, проходивших аттестацию по практическим навыкам на тренажерах-симуляторах, манекенах и фантомах.
Материалы и методы. В анкетировании принимали участие 89 выпускников педиатрического факультета, которые отвечали на девять вопросов анонимной анкеты. Описательная статистика представлена абсолютными значениями и процентными долями со стандартной ошибкой (Р±т).
Результаты. По мнению 91,0±3,0% респондентов, отмечена хорошая организация и оснащенность экзамена, подчеркнута необходимость освоения ряда практических навыков на тренажерах-симуляторах и манекенах. 96,6±1,9% студентов ответили, что данный этап аттестации улучшил практическую подготовленность по общим врачебным, акушерско-гинекологи-ческим и хирургическим навыкам и повысил уверенность в возможности самостоятельной профессиональной деятельности. Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости отработки практических навыков на занятиях, используя имеющиеся симуляторы и манекены, что отражает современные требования к уровню и качеству подготовки будущего врача.
Ключевые слова: студенты, Государственная аттестация, анкетирование, практические навыки, симуляторы.
FROM THE SIMULATORS - TO THE PATIENT: CURRENT APPROACHES TO THE FORMATION OF STUDENTS SKILLS
M. Yu. Galaktionova, D. A. Maiseenko, E. V. Taptygina Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V. F. Voyno-Yasenetsky
The aim of the research. To study the opinions of the pediatric faculty graduates, passed the certification on practical skills at the training apparatus - simulators, mannequins and body models.
Materials and methods. In the survey took part 89 graduates of pediatric faculty who responded to nine questions of the anonymous questionnaire. Descriptive statistics was presented by absolute values and percentages with standard error (P±m). Results. According to 91,0±3,0% of respondents, was noted a good organization and equipment of the examination, underlined the need to develop a range of practical skills on simulators and mannequins. 96,6±1,9% of students responded that this phase of certification has improved the practical training for general medical, obstetric and gynecological, surgical skills and increased assurance in the capability of independent professional activity.
Conclusion. The results indicate the need for developing practical skills, using existing simulators and mannequins that reflect the modern requirements to the level and quality of training for the future doctors. Key words: students, state certification, questionnaire, practical skills, simulators.
Введение
Практические занятия играют важную роль при подготовке специалистов педиатрического профиля, подготовка которых ведётся в Красноярском государственном медицинском университете им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого.
Для решения задач профессиональной подготовки студентов на клинических кафедрах педиатрического факультета используется целостная система различных педагогических технологий, которые, в зависимости от их целевых задач, делятся на практические клинические занятия и лекционный курс. Если лекции нацелены на приобретение студентами профессионально важных знаний, то практические клинические занятия направлены на формирование важных для врачей педиатров навыков и умений, которыми они будут пользоваться в своей практической деятельности.
Практические занятия направлены на формирование и развитие профессионально важных навыков, умений, знаний и способностей путём непосредственного применение полученных теоретических знаний во время обучения в вузе. В связи с этим закономерно возникает вопрос: какие навыки и умения должны отрабатываться на практических занятиях, чтобы будущий врач был готов решать поставленные практической деятельностью задачи [2].
На каждой клинической кафедре вуза у студентов формируются изложенные в квалификационных требованиях навыки и умения в ходе учебно-воспитательного процесса. Большое внимание мы уделяем проведению практических занятий непосредственно в стационаре (у постели больного), поликлинике, родильном доме. Студенты работают вместе с преподавателями и врачами, что позволяет им усовершенствовать
От симулятора - к пациенту: современные подходы к формированию у студентов профессиональных навыков
109
приобретённые умения и навыки. А в процессе прохождения летних производственных практик, непосредственно в базовых лечебно-профилактических учреждениях происходит проверка соответствия уровня сформированных у них умений и навыков потребностям практического здравоохранения.
Обязательным условием формирования навыков и умений является тренировка студентов в выполнении отдельных навыков и умений на тренажерах симуляторах, а также приобретение умений самостоятельно решать, поставленные перед ними практические задачи. Поэтому часть практических занятий у студентов педиатрического факультета, которые занимают в общем объёме часов не более 10%, проводятся в интерактивной форме (деловая игра, кейс - stady) с использованием тренажеров-симуляторов, манекенов. Такие интерактивные занятия приобретают первостепенное значение, так как в процессе их проведения решаются задачи приобретения умений и навыков для решения практических задач. Поэтому основными целями таких практических занятий являются формирование и развитие навыков и умений выпускника; выбирать основное и вспомогательное оборудование; выполнять правильно технологию практической манипуляции [3].
Особенностью Государственной итоговой аттестации (ГИЛ) в 2014 году явилось проведение практического этапа ГИА на базе кафедры-центра симуляционных технологий КрасГМУ, где студенты выполняли пять практических манипуляций, в соответствии с квалификационными требованиями к выпускнику. Практические навыки были сгруппированы по трем категориям: общеврачебные, акушерско - гинекологические и хирургические. Обязательными навыками для каждого студента были постановка внутривенной инъекции и проведение сердечно-легочной реанимации (ИВЛ и непрямой массаж сердца) с учетом профиля подготовки врача специальности 060103.65 - Педиатрия.
Цель настоящего исследования - изучить мнения выпускников педиатрического факультета, проходивших аттестацию по практическим навыкам на тренажерах - симуляторах, манекенах и фантомах.
Материалы и методы
В анкетировании участвовали 89 студентов педиатрического факультета. Анкетирование было анонимным, каждый респондент мог высказать свое мнение по организации данного этапа на базе кафедры-центра симуляционных технологий в виде свободного комментария, отвечая на вопросы анкеты. Анкета содержала девять вопросов, включающих, как опрос по использованию во время теоретической подготовки к данному этапу библиотечных электронных ресурсов вуза, разработанных и утвержденных алгоритмов выполнения практических навыков, созданный банк видеоуроков по проведению практических манипуляций, так и вопросы, отражающие практическую значимость данного этапа для студента и оценку оснащенности оборудованием и расходными материалами данного практического этапа ГИА.
Описательная статистика представлена абсолютными значениями и процентными долями со стандартной ошибкой (Р±т).
Результаты и обсуждение
На первый вопрос анкеты «Использовали ли Вы для подготовки ко II этапу ГИЛ банк видеоуроков, размещенных на сайте КрасГМУ?» (табл. 1), ответили
утвердительно 86 респондентов (96,6±1,3%). Не использовали данный ресурс для подготовки - 3 студента (3,4±1,9%). Из указанных причин, почему, только один студент ответил, что у него нет доступа (логина, пароля) к видео- и электронным ресурсам сайта КрасГМУ.
На второй вопрос анкеты «В освоении каких практических навыков помог данный ресурс? Перечислите» ответы респондентов были следующими: в освоении всех навыков - 29 человек (32,6±4,9%); в изучении технологии выполнения внутривенных инъекций - 13 студентов (14,6±3,7%), по проведению сердечно-легочной реанимации - 19 (21,3±4,3%), по общеврачебным навыкам - 15 человек (16,9±4,0%), в освоении акушерско- гинекологических навыков - 31 (34,8±5,0%), по выполнению хирургических навыков - 24 студента (27,0±4,7%), никаких - 1 (1,1±1,1%).
На вопрос «Использовали ли Вы электронные библиотечные ресурсы Colibris для теоретической подготовки ко II этапу ГИА? Если нет, укажите причину», большинство студентов ответили «да, использовали» (77,5±4,4%), не пользовались данными электронными ресурсами - 20 человек (22,5±4,4%). В комментариях респондентов, которые не использовали данный ресурс, отмечалось изучение других учебных и методических материалов, использование ресурсов домашней библиотеки медицинской литературы.
При ответе на четвертый вопрос «Использовали ли Вы утвержденные алгоритмы выполнения практических навыков, размещенные на сайте вуза в документах деканата», практически все студенты ответили утвердительно (88 человек, 98,9±1,1%).
На пятый открытый вопрос «В освоении каких практических навыков Вам помог данный ресурс? Перечислите» были получены следующие ответы. В освоении всех навыков - 36 респондентов (40,4±5,2%), большинства общеврачебных навыков ответили - 26 респондентов (29,2±4,8%), акушерско-гинекологических навыков - 11 (12,4±3,5%), в освоении хирургических навыков - 16 студентов (17,9±4,1%), никаких - 1 студент (1,1±1,1%).
Шестой вопрос подразумевал собой оценку по пятибалльной шкале уровня оснащенности оборудованием и расходными материалами II этапа ГИА. На «отлично» оценили -
Таблица 1
Результаты анкетирования студентов педиатрического факультета по итогам II этапа Государственной итоговой аттестации (абс.(%))
Вопросы Да Нет
Использовали ли Вы для подготовки ко II этапу ГИА банк видеоуроков, размещенных на сайте КрасГМУ? 86 (96,6±1,9%) 3 (3,34±1,9%)
Использовали ли Вы электронные библиотечные ресурсы Colibris для теоретической подготовки ко II этапу ГИА 79 (88,7±3,4%) 20 (22,5±4,4%)
Использовали ли Вы утвержденные алгоритмы выполнения практических навыков, размещенные на сайте вуза в документах деканата 88 (98,9±1,1%) 1 (1,1±1,1%)
Улучшил ли данный этап ГИА Вашу практическую подготовленность к профессиональной деятельности 82 (92,1±2,9%) 7 (7,9±2,9%)
Оцените по пятибалльной шкале уровень оснащенности оборудованием и расходными материалами II этапа ГИА «неудовлетворительно» 1 (1,1±1,1%) «удовлетворительно» 2 (2,2±1,6%) «хорошо» 27 (30,3±4,9%) «отлично» 59 (66,3±5,0%)
59 студентов (66,3±5,0%), на «хорошо» - 27 человек (30,3±4,9%), на «удовлетворительно» - 2 респондента (2,2±1,6%) и один (1,1±1,1%) студент поставил оценку - «единица». Средний балл по оценке материально-технической оснащенности данного этапа по мнению студентов составил - 4,59.
На седьмой вопрос анкеты «Улучшил ли данный этап ГИА Вашу практическую подготовленность к профессиональной деятельности?» положительно ответили превалирующее большинство студентов (86 человек, 96,6±1,9%), 3 (3,4±1,9%) респондента ответили отрицательно, прокомментировав следующее: на «живых» все по-другому. При этом в 25 анкетах было отмечено, что значительно улучшили свою подготовленность по выполнению большинства общеврачебных навыков, проведению сердечно-легочной реанимации, в 7 анкетах оценена подготовленность к практическому выполнению хирургических, акушерских, гинекологических навыков.
На вопрос «Что на Ваш взгляд можно улучшить?» 16 (17,9± 4,1%) студентов указали необходимость замены муляжей для отработки внутривенных инъекций, 9 (10,1±3,2%) - симулято-ров для отработки сердечно-легочной реанимации. «Ничего не надо улучшать, все итак отлично» - указано в 29 (32,6±5,0%) анкетах. Из общего числа респондентов 9 (10,1±3,2%) человек указали на необходимость проводить прием практических навыков на манекенах и симуляторах в течение всего времени обучения (начиная с 3 курса) на клинических кафедрах при проведении практических занятий для лучшего усвоения материала.
Из общего числа респондентов - 11 (12,4±3,5%) человек отметили, что хотелось бы иметь большее количество часов/ дней на тренировку перед практическим этапом ГИА в условиях кафедры-центра симуляционных технологий; 6 (6,7±2,7%) человек - указали на необходимость увеличения времени выполнения некоторых манипуляций. На дополнение банка видеоуроков по технологии выполнения практических навыков указали - 19 (21,3±4,3%) человек.
Последний вопрос анкеты - это собственно пожелания и предложения выпускников, прошедших практический этап. И здесь, в 21,3±4,3% случаев респонденты отметили необходимость выделения большего количества времени на подготовку и отработку практических навыков ко II экзамену ГИА на базе кафедры-центра симуляционных технологий. Увеличить количество консультаций по данному этапу отметили 7 (7,9±2,9%) студентов, 10 (11,2±3,3%) респондентов отметили необходимость расширения объема общеврачебных навыков, за счет включения педиатрических навыков.
В целом удовлетворенность по организации и проведению данного этапа, материально-технической и методической оснащенности экзамена на базе кафедры-центра симуляционных технологий высказали превалирующее число респондентов (81 человек - 91,0±3,0%), а также все члены ГЭК, включая представителей практического здравоохранения.
Заключение
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости отработки практических навыков на занятиях, используя имеющиеся симуляторы и манекены, что отражает современные требования к уровню и качеству подготовки будущего врача.
Для того, чтобы приобретённые студентами умения и навыки сохранялись прочнее необходимо, чтобы вся совокупность видов внеучебной работы поддерживала систему приобретения этих навыков и умений [1, 2]. Обязательным
условием является то, что навыки и умения должны носить комплексный характер, сочетать знания, приобретённые в процессе изучения всех дисциплин.
Главное при проведении практических клинических занятий выдерживать принцип: поэтапно, от простого к сложному тренировать студентов в выполнении осмысленных профессиональных действий.
Литература
1. Зубова А.В. Мотивационная составляющая в организации самостоятельной работы студентов // Сибирское медицинское обозрение. - 2009. - № 2. - С. 97-100.
2. Григорян В.Г., Химич П.Г. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. - 2009. - № 11. - С. 108-114.
3. Труфанова Л.В., Кувачева Н.В., Кутяков В.А., Салмина А.Б., Назмутдинова Е.Е., Горина Я.В., Петрова Л.Л., Крюковская И.С., Лященко Т. А. Мастер-класс как форма профессиональной подготовки провизоров // Сибирское медицинское обозрение. - 2013. - № 6. - С. 97-99.
References
1. Zubova A.V. Motivational component in the organization of independent work of students // Siberian Medical Review. -2009. - № 2. - P. 97-100.
2. Grigoryan V.G., Khimich P.G. The teacher's role in the organization of independent work of students // Higher Education in Russia. - 2009. - № 11. - P. 108-114.
3. Trufanova L.V., Kuvacheva N.V., Kutyakov V.A., Salmina A.B., Nazmutdinova E.E., Gorina Ya.V., Petrova L.L., Kryukovskaya I.S., Lyaschenko T. A. Workshop as a form of professional training of dispensing chemists // Siberian Medical Review. - 2013. - № 6. - P. 97-99.
Сведения об авторах
Галактионова Марина Юрьевна - доктор медицинских наук, доцент, .заведующая кафедрой поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022 г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1; тел. 8(391) 2200462; e-mail: myugal@mail.ru.
Маисеенко Дмитрий Александрович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии ИПО, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022 г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1;тел. 8(391)2642983; e-mail: dmitrij.maiseenko@pochta.ru.
Таптыгина Елена Викторовна - кандидат медицинских наук, доцент заведующая кафедрой - центром симуляционных технологий, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022 г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1; тел. 8(391) 2209832; e-mail: taptygina@mail.ru.
Authors
Galaktionova Marina Yur'evna - Dr.Med.Sc., Associate Professor, Head of the Department of Polyclinic Pediatrics and Propedeutics of Childhood Disease with course of post graduate education, Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V. F. Voino-Yasenetsky, Ministry of Health of the Russian Federation.
Address: 1, Partizan Zheleznyak Str., Krasnoyarsk, Russia. 660022; Phone: 8(391) 2200462; е-mail: myugal@mail.ru.
Maiseenko Dmitriy Alexandrovich - Cand.Med.Sc., Associate Professor of the Department of Obstetrics and Gynecology of the Institute of Postgraduate Education, Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V. F. Voino-Yasenetsky, Ministry of Health of the Russian Federation.
Address: 1, Partizan Zheleznyak Str., Krasnoyarsk, Russia, 660022; Phone: 8(391) 2642983; е-mail: dmitrij.maiseenko@pochta.ru.
Tаptyginа Elena Viktorovna - Cand.Med.Sc., Associate Professor, Head of the the Department - Centre for Simulation Technology, Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V. F. Voino-Yasenetsky, Ministry of Health of the Russian Federation.
Address: 1, Partizan Zheleznyak Str., Krasnoyarsk, Russia. 660022; Phone: 8 (391) 22098321; е-mail: taptygina@mail.ru.