htpps://doi.org/10.36038/2307-3497-2022-188-174-181 УДК: 338.24.021.8
ТРУДЫ ВНИРО. 2022 г. Т. 188. С. 174-181 TRUDY VNIRO. 2022. V. 188. P. 174-181
ШЖ2
Экономика, международное сотрудничество
и нормативные правовые основы рыбохозяйственной деятельности
Комплексный инструментарий управления рыбной отраслью в условиях новой экономической политики России
Г.А. Волошин
Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ФГБНУ «ВНИРО»), проезд Окружной, 19, Москва, 105187 Е-mail: [email protected]
Цель работы заключается в подготовке концептуальных предложений по совершенствованию действующей системы управления российским рыбохозяйственным комплексом.
Материалы и методы: Рассмотрена проекция прогноза Центрального Банка России о возможных этапах развития экономических процессов на рыбохозяйственный комплекс. С учётом этого, сделано предположение о необходимости совершенствования действующей модели управления и разработки комплексного инструментария.
Результаты исследования: Результатами работы является предложенный инструментарий в составе трёх элементов, обеспечивающий формирование основы новой системы управления рыбохозяйственным комплексом. Практическая значимость: Разработка и использование предложенного инструментария даст возможность в текущем периоде с учётом существующих возможностей и запросов, тенденций развития внешних и внутренних факторов моделировать характеристики основных целевых показателей развития в будущих периодах и варианты их достижения.
Ключевые слова: новая экономическая политика, система управления рыбохозяйственным комплексом, комплексная эффективность эксплуатации запасов ВБР, устойчивое развитие, цифровая трансформация ры-бохозяйственного комплекса, цифровая информационно-аналитическая платформа.
Integrated tools for managing the fishing industry in the context of Russia's new economic policy
Grigory A. Voloshin
Russian Federal Research Institute of Fisheries and Oceanography («VNIRO»), 19, Okruzhnoy proezd, Moscow, 105187, Russia
The purpose of the work is to prepare conceptual proposals for improving the current management system of the Russian fisheries complex.
Materials and methods: The projection of the forecast of the Central Bank of Russia on the possible stages of the development of economic processes on the fishery complex was considered. With this in mind, an assumption has been made about the need to improve the current management model and.
Results of the study: The results of the work are the proposed toolkit consisting of three elements, which provides the basis for a new management system for the fisheries complex.
Practical significance: The development and use of the proposed tools will make it possible in the current period, taking into account existing opportunities and requests, trends in the development of external and internal factors, to model the characteristics of the main development targets in future periods and options for their achievement.
Keywords: new economic policy, fisheries management system, integrated efficiency of WBR reserves exploitation, sustainable development, digital transformation of fisheries management complex, digital information and analytical platform.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время российская экономика вынужденно преодолевает процесс трансформации, необходимость которого была продиктована направленным давлением со стороны недружественных стран в виде внешних ограничений.
В связи с этим строятся различные прогнозы развития сложившийся ситуации. В том числе по мнению аналитиков Центробанка России выделяются возможные четыре этапа прохождения этого процесса. Про-
екция данного прогноза на рыбохозяйственный комплекс автором представляется следующим образом.
На первом этапе неизбежно будет наблюдаться разрыв устоявшихся технологических, производственных и логистических цепочек. Номенклатура технических средств, их компонентов, а также материалов иностранного производства, используемых российскими организациями в процессе осуществления рыбохозяйственной деятельности значительна. И этот разрыв безусловно негативно скажется на результатах
работы организаций рыбохозяйственного комплекса, а следовательно, на результатах и всей отрасли. Учитывая сложившуюся практику распределения российской продукции, произведённой из российских уловов водных биоресурсов, по её объёму и стоимости в мировом обороте рыбной продукции, разрыв устоявшихся логистических цепочек также окажет негативное влияние на результаты внешнеэкономической деятельности организаций рыбохозяйственного комплекса. При этом риски обусловлены не только ограничениями, которые могут быть установлены в рамках санкций, но и тем, что страны, не входящие в список недружественных государств и не вводящих санкции могут воспользоваться ситуацией в своих экономических интересах, например, используя ситуацию увеличенного предложения российских товаров на рынке, предпринимать дополнительные меры, которые будут способствовать большему снижению цен на российскую продукцию (задержки оформления, карантинные меры или отказ от контрактов и др.), что естественно негативно отразится на результатах работы организаций и всего рыбохозяйственного комплекса.
Исходя из этого, на втором этапе необходимо провести первичную подстройку к новым условиям функционирования - активно искать и реализовывать возможности перехода на альтернативные источники поставок товаров, необходимых для осуществления деятельности. Вместе с тем, необходим поиск новых рынков сбыта продукции, производимой предприятиями отрасли. В целях достижения высокого уровня независимости от внешних условий, приоритетным направлением должно стать развитие и реализация потенциала внутреннего рынка рыбных товаров, в том числе с учётом его территориального расширения и стремления к росту рекомендованного среднедушевого уровня потребления рыбной продукции.
Следующим этапом, по мнению аналитиков, станет «обратная индустриализация». Применительно к ры-бохозяйственному комплексу на этом этапе должно произойти частичное импортозамещение технологий и производств. Прежде всего, это касается строительства флота, создания и производства необходимого навигационного и поискового оборудования, производства орудий лова и средств механизации лова, технологий и производственного оборудования, необходимого для производства современной и качественной пищевой продукции, кормов для производства аквакультуры и животноводства, а также продукции, используемой в других отраслях.
Эффективность и качество произведённой продукции на первом этапе возможно будет уступать аналогам, используемым в настоящее время. Но благода-
ря увеличению занятости будет обеспечен дополнительный платежеспособный спрос населения, а благодаря опережающему росту производства в импортозамещающих отраслях будет достигнут рост качества.
На последнем этапе структурной трансформации, по мнению аналитиков, будет достигнуто новое равновесие и развитие «на новой, менее совершенной технологической базе». Произойдёт постепенный возврат к прежним технологическим уровням. Впоследствии возможен переход к росту производительности и эффективности техники и технологий, а также эко-логичности производства.1
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
События, происходящие в мире, демонстрируют, что глобализация экономики, устоявшиеся партнёрские связи, с обязательствами и правами, действующие многие годы могут быть быстро и легко разрушены в условиях современного развития общества и деструктивной политики некоторых государств. С учётом этого экономическая система государства и её сегменты - отрасли должны обладать определённой системой защиты - достаточной степенью локализации и независимости, а также свойством, которое позволяет быстро адаптироваться в соответствии с происходящими изменениями условий.
Учитывая возможности рыбохозяйственного комплекса в обеспечении продовольственной безопасности и независимости страны, развития прибрежных регионов, возможности как поставщика рыбных товаров на мировой рынок и источника дохода государственных бюджетов, возможности по обеспечению присутствия в Мировом океане и как объекта развития международных отношений в современных условиях он должен получить дополнительный импульс к дальнейшему ускоренному развитию и совершенствованию [Бетин, Титова, 2022].
Для смягчения острых углов возможного развития ситуации согласно приведённому выше прогнозу и ускорения прохождения этапов трансформации в экономической системе в целом и в рыбохозяй-ственном комплексе, для защиты интересов России в настоящее время видится необходимым сделать переход к мобилизационной экономике. В процессе этого перехода будет происходить формирование новой модели организации управления отраслью, разработка отраслевых программных документов. В соответствии с новыми условиями должны быть
1 Бюллетень Департамента исследований и прогнозирования Банка России «О ЧЕМ ГОВОРЯТ ТРЕНДЫ. Макроэкономика и рынки» № 2 (54), апрель 2022. С. 9-13. https://cbr.ru/Collection/Collection/ File/40953/bulletin_22-02.pdf. 17.05.2022.
пересмотрены ориентиры и приоритеты развития, которые лягут в основу целей и задач. Для этого новой системе управления необходимо инструментальное обеспечение для осуществления стратегического планирования развития с чётким обоснованными целями, задачами и сроками их достижения, с точки зрения экологических предпосылок, возможностей экономики отрасли, а также установленных государственных требований и социальных запросов. Существующая система управления в рыбохозяйственном комплексе не располагает таким инструментарием, предоставляя неограниченные права его участникам функционировать, развиваться и формировать развитие комплекса в целом хаотично. И принимаемые управленческие решения основаны лишь на так называемом экспертном мнении или экспертной оценке, которые не всегда объективны, точны и своевременны.
При разработке плановых параметров стратегического развития и их обоснования прежде всего необходимо определять «координаты» текущего состояния. Для этого нужно иметь возможность для регулярного комплексного мониторинга, учёта, анализа сопоставления показателей экосистемных возможностей в виде состояния запасов водных биоресурсов и технических, экономических возможностей в виде уровня развития и состояния материально-технических средств, обеспечивающих возможности эксплуатации ресурсов, а также показателей, характеризующих результаты работы, в том числе в области экономической, экологической и социальной политики. В настоящее время практическое проведение таких работ не представляется возможным, ввиду отсутствия необходимого инструментария.
В целях роста эффективности функционирования рыбохозяйственного комплекса в условиях перехода к мобилизационной экономике на первом этапе трансформации управления необходима разработка механизма государственного целеполагания для формирования совокупности целей. Для формирования совокупности целей, поставленных перед рыбо-хозяйственным комплексом с учётом стратегических установок, необходимо определение их качественных и количественных характеристик.
В свою очередь, для определения этих характеристик, а также задач по их достижению, мероприятий, предусмотренных в рамках решения таких задач, необходимо построение комплексного баланса с одной стороны запросов государства как социо-эколого-экономической системы и собственника ресурсов, с другой стороны, возможностей рыбохозяйственного комплекса со смежными отраслями в роли исполни-
тельной подсистемы с учётом потенциала их развития. Построение такого баланса требует разработки инструментария, включающего следующие элементы.
1. Первый элемент - «Потребности». Задача первого элемента инструментария заключается в определении оптимальных величин показателей:
• обеспечения продовольственной безопасности с установленным уровнем самообеспечения, гарантированного душевого потребления по видам продукции по регионам потребления с учётом платежеспособности населения страны;
• уровня (объёма) государственных доходов от эксплуатации запасов федеральных водных биоресурсов (водных ресурсов при оценке аквакультуры);
• уровня показателей социально-экономического развития субъектов как основы отраслевой инфраструктуры, а также инфраструктуры смежных отраслей экономики;
• уровня количественных и качественных показателей состояния запасов водных биоресурсов.
2. Второй элемент - «Ресурс». Задача элемента сопоставить и оценить целесообразность эксплуатации имеющихся доступных ресурсов с учётом технических, экономических возможностей рыбохозяйственного комплекса на современном этапе развития, включая добычу водных биоресурсов, производство товарной аквакультуры, производство рыбной продукции, транспортировку, хранение и реализацию товаров.
3. Третий элемент - «Эффективность». Данный элемент необходим для оценки достаточности действующих мер, направленных на эффективное функционирование рыбохозяйственного комплекса. При этом оценка эффективности должна учитывать уровень обеспечения продовольственной безопасности, доходы государства, социальную справедливость в доступе к продукции.
Указанные элементы должны быть научно обоснованы, разработаны в возможно короткий срок и утверждены в виде отраслевых методик. Использование этих методик позволит в процессе подготовки отраслевых программных документов чётко обосновывать планирование целей и задач, направленных на их достижение. Так же использование методик даст возможность с учётом тенденций развития ситуации и влияния различных факторов в определённый период оперативно осуществлять их обоснованные корректировки.
По мнению автора, первым элементом указанного инструментария должна стать методика определения объёма добычи (вылова) водных биологических ресурсов при эффективной эксплуатации их запасов,
обеспечивающей устойчивость развития рыбохозяй-ственного комплекса.
Разработка данной методики обусловлена необходимостью определения оптимальной величины объёма добычи (вылова) водных биологических ресурсов с учётом комплексной социо-эколого-экономической эффективности промысла для обеспечения продовольственной безопасности и продовольственной независимости России, конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках продовольствия, снижение технологических рисков в агропромышленном комплексе.
Актуальность проблемы, предлагаемой к решению, заключается в том, что в процессе развития действующей системы принятия управленческих решений в отечественном промышленном рыболовстве, во главу угла был поставлен экологический аспект. При этом, все ещё развиваясь в парадигме индустриальной экономики, эффективность рыболовства сегодня продолжает оцениваться через призму объёма добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
С этой точки зрения на эффективность рыболовства, должна быть обеспечена не истощительная эксплуатация запасов водных биологических ресурсов при постоянном росте вылова.
Вместе с тем, с точки зрения устойчивого развития, эффект рыболовства должен определяться более широко и включать разные комбинации доходов частных судовладельцев и рентных платежей (то есть доходов общества), показателей, характеризующих уровень занятости, развитости береговой производственной основной и инфраструктуры, и иных свидетельств социального благополучия рыбохозяйственного сообщества и населения страны [Волошин, Кричевский, 2014].
Так при оценке экономической эффективности необходимо учитывать показатели, характеризующие затраты на добычу водных биоресурсов и выгоды, полученные при реализации продукции, произведённой из них. В первую очередь, должны быть оценены выгоды, получаемые государством в виде налогов, сборов, развития инфраструктуры регионов, также должны оцениваться выгоды частного капитала.
Оценка социальной эффективности, как одна из категорий государственных выгод, должна учитывать такие показатели как доля рыбной продукции в рационе питания, удовлетворение потребности населения в продукции, произведённой из уловов водных биоресурсов, занятость населения, развитие социальной инфраструктуры, а также, возможно, и показатели, характеризующие уровень здоровья населения.
При этом безусловно должна быть выполнена и учтена оценка экологического аспекта [Колончин,
2022], с точки зрения состояния запасов водных биоресурсов и среды их обитания.
Очевидно, что показатели социальной, экономической и экологической эффективности тесно взаимосвязаны, поэтому целесообразно оценивать некую общую эффективность в зависимости от внутренних и внешних условий, сложившихся на момент проведения оценки и в перспективе их развития.
Таким образом, в рамках разработки данной методики на основе комплексного анализа показателей промысла, биоэкономических моделей систем «запас-промысел-потребитель» станет возможным формировать предложения к совершенствованию инструмента регулирования промысла водных биоресурсов с учётом экономической и социальной эффективности и расширения экологического аспекта, применяя гибкие экономические стимулы и методы сдерживания [Артеменков, 2017].
Результаты использования этого инструмента направлены на более тонкую регулировку эксплуатации ресурсов, определение необходимого объёма добычи водных биоресурсов, объёма производства товарной аквакультуры и может способствовать смене приоритетов в рыбохозяйственном комплексе, смещению точки роста из добывающего сектора к производственному.
Второй элемент, требующий разработки, обусловлен тем, что при хорошо исследованных запасах водных биологических ресурсов практически не уделяется внимание учёту и оценке возможностей производственных мощностей, задействованных или которые могут быть задействованы в процессе их эксплуатации, а также логистических возможностей, конъюнктуры рынков сбыта. Это обуславливает отсутствие возможности оценки эффективности и устойчивости эксплуатации запасов водных биоресурсов. Затрудняет процесс стратегического планирования развития рыбохозяйственного комплекса.
Необходимо учесть ряд существующих проблем, которые затрудняют разработку указанной методики. Среди них можно выделить следующие.
Запасы водных биологических ресурсов исследуются регулярно на базе хорошо реализованной научной системы поиска, учёта и анализа состояния объёма и видового состава по районам добычи. Но не проводится анализ данных о составе, состоянии и размещения рыболовного флота. Отсутствует организованная структура таких данных.
При этом учёт данных о возможностях производства продукции аквакультуры, территориального размещения, а также учёт фактических результатов по
виду экономической деятельности «рыбоводство» всё ещё остаётся на достаточно низком уровне.
В настоящее время отсутствуют структурированные данные об объёме, состоянии и территориальном размещении перерабатывающих производственных мощностей, а также по видам производимой ими продукции.
Согласно утверждённому законодательно порядку, официальные данные по показателю среднедушевого потребления рыбной продукции в России рассчитываются на основе балансового метода в общем объёме без распределения по видам продукции и территориальному признаку.
Отсутствуют структурированные данные логистической составляющей:
• о транспортировке сырья и готовой рыбной продукции из районов добычи к основным местам потребления;
• о хранении и реализации рыбных товаров.
Таким образом, в настоящее время в рыбохо-
зяйственном комплексе наблюдается недостаточный объём актуальной информации о состоянии и развитии отраслевых производственных мощностей, а также уровень её организации. Поэтому сопоставление и анализ состояния запасов водных биоресурсов и отраслевых производственных мощностей в целях проведения регулярной оценки устойчивости социально-экономического развития рыбохозяйственного комплекса, прогнозирования и планирования развития основных показателей затруднён или невозможен.
В целях решения этой задачи должна быть разработана методология и на её основе сформирована методика построения баланса эксплуатируемых объёмов запасов водных биологических ресурсов и отраслевых производственных мощностей с учётом их размещения и конъюнктуры рынков.
В процессе работы должны быть исследованы и учтены данные о наличии отраслевых производственных мощностей и их размещении в разрезе субъектов Российской Федерации и рыбохозяйственных бассейнов, конъюнктуре внутреннего и внешнего рынков, логистике рыбных товаров и возможности её развития.
Использование методики позволит определить действительную потребность рыбохозяйственного комплекса в новых производственных мощностях, а также определить их избыточную и неэффективную мощность. Будет сформирована основа для разработки стратегического планирования оптимального использования отраслевых мощностей, направленного на развитие рыбохозяйственного комплекса.
Оценка производственных мощностей позволит выполнять анализ уровня технической оснащённости
производства, выявить возможности роста эффективной эксплуатации запасов водных биоресурсов, в том числе по объёму переработки уловов водных биоресурсов, производству продукции, востребованной на рынке, и её реализации. Выявление изменений в балансе производственных мощностей и эксплуатируемых запасов водных биоресурсов позволит производить оценки изменений производственно-экономических показателей.
В качестве третьего элемента предлагается разработать инструмент для оперативного наблюдения, учёта результатов деятельности рыбохозяйственного комплекса в целях контроля и оценки уровня выполнения поставленных задач, достижения установленных целей, а также для разработки их корректировок, с учётом тенденций развития рынка рыбных товаров, влияющих на него внешних и внутренних факторов. Разработка элемента обусловлена следующими причинами.
Ресурсная часть, включая добычу водных биоресурсов и товарное выращивание объектов аквакуль-туры, в состоянии обеспечить сырьём производство рыбной продукции в расширенном ассортименте и достаточном объёме. Несмотря на это, потребление рыбной продукции в настоящее время остаётся на достаточно низком уровне и отстаёт от рекомендованных норм. Учитывая, что рыба и морепродукты являются диетическими продуктами, естественным природным источником веществ, необходимых для формирования и развития растущего организма, а также поддержания здоровья при наличии проблем со здоровьем сокращение их потребления в значительной степени негативно сказывается на таких группах населения как дети и люди преклонного возраста.
Вместе с тем, несмотря на неудовлетворительный уровень внутреннего потребления рыбной продукции, предложение конечному потребителю характеризуется достаточно ограниченным ассортиментом, невысоким качеством и опережающим ростом цен по отношению к росту доходов населения.
С учётом низкого внутреннего потребления рыбной продукции и довольно скудного предложения рыбных товаров на внутреннем рынке сохраняется достаточно высокий уровень экспорта рыбы и морепродуктов в виде продукции с низкой степенью переработки, что исключает развитие перерабатывающих мощностей, ускоренный рост стоимости экспорта, сокращение предложения на внутреннем рынке.
Меры и механизмы государственной поддержки и развития внутреннего рынка и внешней торговли рыбными товарами содержатся в основных программных отраслевых документах. Исходя из выше-
приведенных фактов этих мер недостаточно для реализации потенциала, имеющегося у рыбохозяйствен-ного комплекса с учётом ресурсной обеспеченности.
В целях реализации потенциала рыбохозяйствен-ного комплекса в обеспечении продовольственной безопасности, удовлетворения потребностей населения в рыбной продукции, популяризации здорового, а также функционального питания, способствующего гармоничному развитию населения, роста эффективности экспорта необходимы действенные механизмы и меры государственного регулирования. Их разработка должна быть выполнена с учётом многоаспектной комплексной оценки эффективности эксплуатации запасов водных биоресурсов.
На современном этапе развития рыбохозяй-ственного комплекса необходимо оценивать уровень удовлетворения потребностей населения в рыбной продукции и экономический эффект от реализации рыбных товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В рамках этого должна быть оценена ориентация на формирование объёмов предложений на внутреннем рынке рыбных товаров по доступным для населения [Мухамедова, Стрекалова, 2021], экономически обоснованным и справедливым ценам. Также должны быть оценены уровень сырьевой направленности экспорта и уровень экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Вместе с тем, необходимо наблюдать, исследовать и анализировать возможности предприятий в росте экономической эффективности путём наращивания цепочек формирования добавленной стоимости в выпуске высококачественной рыбной продукции, которая является востребованной у всех категорий покупателей, а частота совершения покупок которой мало различается по уровню среднего дохода семьи.
Однако дифференцированный анализ указанных выше показателей невозможен из-за отсутствия эффективного инструмента их наблюдения.
В настоящее время официальная отчётность предприятий рыбохозяйственного комплекса формируется в соответствии с действующей редакцией общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), утверждённого Приказом Росстандарта.2
Классификатор содержит перечень мороженой продукции по укрупнённым категориям без учёта видов водных биоресурсов. При этом объём и стоимость разных видов продукции, произведённой из разных
2 Приказ Росстандарта от 31.01.2014 г. № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)».
видов водных биоресурсов, имеют значительную разницу, что не находит отражения в статистических данных Росстата.
Так, формирование отчётности «Сведения о производстве, отгрузке продукции и балансе производственных мощностей» (форма 1-натура-БМ)3 производится на основе классификации ОКПД2 по ограниченным видам продукции и не включает в себя классификацию продукции по видам водных биоресурсов. Не предусмотрен учёт такого важного показателя как территориальное размещение производства продукции, в силу чего невозможно распределить объём производства продукции на рыболовных судах и на береговых предприятиях также невозможен учёт распределения объёма производства продукции по субъектам Российской Федерации.
Согласно методологии определения ценовых показателей на продукцию из водных биоресурсов («Средние цены производителей промышленных товаров», «Средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги» и т. д.), применяемой Росстатом, данные для расчёта также формируются в соответствии с классификатором.4 Это значит, что средние цены на рыбные товары тоже учитываются по укрупнённым категориям, что неприемлемо для объективной оценки, так как цены на разные виды продукции, произведённой из уловов разных видов водных биоресурсов, значительно отличаются.
Стоит отметить, что среднедушевое потребление рыбной продукции определяется на основе методики Росстата, о которой говорилось выше. При этом в результатах, полученных при использовании данной методики, не учитывается распределение по видам потребляемой продукции, видам водных биоресурсов из которых она изготовлена, а также не учитывается территориальное распределение потребления, несмотря на значительную разницу в потреблении в разных регионах страны.
Таким образом, статистические данные, формируемые на основе действующего инструментария, не в полной мере отражают результаты деятельности организаций рыбохозяйственного комплекса, искажают их и делают непригодными для объективного и полного анализа ситуации при разработке и корректировке отраслевых планов, прогнозов и мер, направленных на их реализацию. Разработанные меры регулирования на основе имеющихся данных не приносят ожидаемого результата.
3 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52009/ea45f31 с3632а764013с8с60а^7633181Ь69749/
4 https://www.fedstat.ru/indicator/57606#
С учётом приведённых недостатков действующей системы статистического наблюдения на основе проведённого анализа формируемой Росстатом отчётности разработка третьего элемента инструментария представляется возможной несколькими вариантами, в том числе на основе их синтеза.
Первый вариант заключается в доработке действующего инструментария статистического наблюдения. Однако его реализация сопряжена со значительными сложностями, связанными с процессом согласования многими органами исполнительной власти. Вместе с тем, если усовершенствованный классификатор будет утверждён и вступит в действие, то не будет обеспечена полнота и необходимая оперативность получения необходимых для анализа данных из-за отсутствия ответственности за корректность и своевременность представления отчётных данных субъектами наблюдения, а также из-за продолжительных сроков процедуры сбора данных и формирования официальных результатов.
Второй вариант совершенствования системы наблюдения показателей основан на использовании успешно реализованных автоматизированных систем, используемых для мониторинга промысловой деятельности рыболовного флота на базе Центра системы мониторинга и связи Росрыболовства,5 а также «Меркурия» - системы электронной сертификации и обеспечения прослеживаемости поднадзорных государственному ветеринарному надзору грузов при их производстве, обороте и перемещении по территории Российской Федерации в целях создания единой информационной среды для ветеринарии, повышения биологической и пищевой безопасности.6
Посредством первой из указанных выше систем осуществляется оперативный мониторинг добычи водных биоресурсов рыболовными судами, а также производство продукции из полученных уловов на рыболовных судах и другая оперативная информация. Вторая система учитывает все процессы на пути производства продукции, её перемещения и реализации.
Объединение данных этих систем дало бы возможность получать и анализировать необходимую информацию в реальном времени. Впоследствии в эту общую систему также могут быть интегрированы данные результатов научных исследований, в том числе о состоянии запасов водных биоресурсов.
С учётом взятого курса на цифровую трансформацию [Дусаева и др. 2021], утверждённого Президен-
5 ЦСМС Центра системы мониторинга рыболовства и связи. http:/// cfmc.ru/ 17.05.2022.
6 Государственная информационная система в области ветеринарии.
https://www.vetrf.ru/ 17.05.2022.
том7 и Правительством России, второй вариант видится более предпочтительным и эффективным. Его реализация будет способствовать созданию отраслевой цифровой информационно-аналитической платформы с возможность прослеживания всего процесса деятельности организаций рыбохозяйственного комплекса, начиная с научного изучения и мониторинга запасов водных биоресурсов и заканчивая детальной информацией о потреблении рыбой продукции.
Разработанный инструмент позволит на основе цифровых технологий проводить непрерывный многоаспектный анализ результатов деятельности всех сегментов рыбохозяйственного комплекса в целях оценки комплексной эффективности эксплуатации запасов водных биоресурсов, действующих мер государственного регулирования, их корректировки и формирования новых необходимых мер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученный инструментарий в составе трёх разработанных элементов обеспечит формирование основы новой системы управления рыбохозяйственным комплексом, даст возможность в текущем периоде с учётом существующих возможностей и запросов, тенденций развития внешних и внутренних факторов моделировать характеристики основных целевых показателей развития в будущих периодах и варианты их достижения. Позволит определить:
1. Необходимый объём и состав уловов водных биоресурсов, который обеспечит уровень производства рыбной продукции в объёме и составе, достаточном для:
• удовлетворения потребностей внутреннего рынка;
• обеспечения запланированного объёма поступлений в государственные бюджеты;
• максимизации экономического эффекта частного капитала, в том числе от реализации рыбных товаров на внешнем рынке;
• сохранения и воспроизводства запасов водных биоресурсов.
То есть будет получена объективная расчётная, научно обоснованная величина объёма и состава уловов, необходимых для получения максимального комплексного эффекта при эксплуатации запасов водных биоресурсов в текущем периоде.
2. Производственные мощности, достаточные для:
7 Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». http://www.kremlin.ru/acts/ Ьапк/41919
• обеспечения добычи водных биоресурсов в требуемом объёме и видовом составе;
• производства продукции аквакультуры в необходимом объёме и видовом составе;
• переработки полученных уловов и производства требуемых видов продукции в нужных объёмах;
• транспортировки произведённой продукции в места потребления и её хранения до момента реализации.
Исходя из объёма и состава уловов, которые обеспечат эффективную эксплуатацию запасов водных биоресурсов, территориальных особенностей, потребительских привычек и возможностей, запросов внешнего рынка будет определён необходимый оптимальный объём, состав, и территориальное размещение производственных добывающих, перерабатывающих мощностей, а также мощностей по хранению и транспортировке.
3. Достаточность принимаемых мер, направленных на рост комплексной эффективности эксплуатации запасов водных биоресурсов. Оперативную корректировку и совершенствование действующих мер.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Соблюдение этических норм
Все применимые этические нормы соблюдены.
Финансирование
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «ВНИРО».
ЛИТЕРАТУРА
Артеменков Д. В. 2017. К возможности применения биоэкономического подхода в оценке промысла северовосточной арктической трески (Gadus morhua) // Мат. V Науч.-практ. конф. молодых ученых с межд. участием. «Современные проблемы и перспективы развития рыбо-хозяйственного комплекса». М.: Изд-во ВНИРО. С. 13-17. Бетин О.И. Титова Г.Д. 2022. Научное обеспечение опережающего развития морского промышленного рыболовства:
проблемы и их решение // Вопросы рыболовства. Т. 23. № 1. С. 117-131.
Волошин Г.А., Кричевский С.В. 2014. Регулирование устойчивого развития морского промышленного рыболовства в России. М.: Проблемы и перспективы. 216 с.
Дусаева Е.М., Труба А.С., Курманова А.Х. 2021. Обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса России в условиях цифровизации // Вопросы рыболовства. Т. 22. № 3. С. 125-140.
Колончин К.В. 2022. На пути к устойчивому развитию морского промышленного рыболовства // Вопросы рыболовства. Т. 23. № 1. С. 5-15.
Мухамедова Т.О., Стрекалова Т.С. 2021. Анализ уровня экономической доступности продовольствия населению Российской Федерации // АПК: экономика, управление. № 9. С. 14-22.
REFERENCES
Artemenkov D. V. 2017. To the possibility of applying a bioeconomic approach in assessing the fishery of northeastern Arctic cod (Gadus morhua) // «Modern problems and prospects for the development of the fishery complex». V Scient. and pract. conf. of young scientists with intern. participation. VNIRO Publish. P. 13-17. (In Russ.).
Betin O.I. Titova G.D. 2022. Scientific support for the advanced development of marine industrial fisheries: problems and their solution // Fisheries issues. V. 23. No. 1. P. 117-131.
Voloshin G.A., Krichevsky S. V. 2014. Regulation of sustainable development of marine industrial fisheries in Russia. Moscow: Problems and prospects. 216 p. (In Russ.).
Dusaeva E.M, Truba A.S, Kurmanova A. Kh. 2021. Ensuring sustainable development of the fishery complex of Russia in the context of digitalization. Fisheries issues // V. 22. № 3. P. 125-140. (In Russ.).
Kolonchin K. V. 2022. Towards sustainable development of marine industrial fisheries // Fisheries issues. V. 23. No.1. P. 5-15. (In Russ.).
Mukhamedova T. O., Strekalova T. S. 2021. Analysis of the level of economic availability of food to the population of the Russian Federation // Agro-industrial complex: economics, management. № 9. P. 14-22. (In Russ.).
Поступила в редакцию 12.08.2016 г.
Принята после рецензии 26.08.2022 г.