Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПОЛИТИКА КЛАСТЕРИЗАЦИИ. ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РЫБОПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ В АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОМ БАССЕЙНЕ ПОЛУОСТРОВА КРЫМ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПОЛИТИКА КЛАСТЕРИЗАЦИИ. ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РЫБОПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ В АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОМ БАССЕЙНЕ ПОЛУОСТРОВА КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Труды ВНИРО
ВАК
AGRIS
Область наук
Ключевые слова
АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКИЙ БАССЕЙН / П-ОВ КРЫМ / РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫБОПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / АКВАКУЛЬТУРА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колончин Кирилл Викторович, Бетин Олег Иванович, Волошин Григорий Александрович

Рассмотрены вопросы государственного регулирования и политики кластеризации в рыбохозяйственном комплексе РФ, раскрыты организационные недостатки, препятствия для полного использования биологического потенциала рыболовства, сложности в финансировании бизнеса участников кластеров, обоснована необходимость адаптационного периода для становления внутрикластерных отношений. Потребности в заёмных источниках финансирования требуют разработки финансовых моделей с доступными кредитами при действующем инвестиционном механизме кредитования. Специальный кредитный продукт обеспечит прозрачную систему отношений государственных структур, участников рыбопромышленного кластера и кредитных учреждений. Предложенная схема кредитования кластеров с обеспечением кредита недвижимостью и залогом произведённой продукции направлена на устойчивые отношения с кредитными организациями. Это приведёт к формированию коллективного акционерного капитала и созданию структур управления, ответственных за оперативное управление и взаимодействие с инвесторами и финансовыми учреждениями. Азово-Черноморский бассейн полуострова Крым имеет потенциал в восстановлении биоресурсов, развитии аквакультуры, производства кормов для аквакультуры. Кластеры по целевым программам искусственного разведения в морской акватории радужной форели, пиленгаса, устриц, мидий и других ценных биоресурсов успешно реализуют проекты «Ценные морепродукты», «Пищевая пелагика». Обновление рыбопромыслового флота позволит увеличить объёмы добычи рыбы в 2,5-3 раза и расширить сырьевую базу перерабатывающих предприятий. Развитие различных форм и каналы сбыта рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью обеспечат повышение доходности бизнеса и удовлетворение потребительского спроса на внутреннем рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колончин Кирилл Викторович, Бетин Олег Иванович, Волошин Григорий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE MEASURES FOR THE DEVELOPMENT OF THE FISHERIES COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION. CLUSTERING POLICY. DEVELOPMENT POTENTIAL OF FISHING CLUSTERS IN THE AZOV-BLACK SEA BASIN OF THE CRIMEAN PENINSULA

The issues of state regulation and clustering policy in the Russian fisheries complex are considered, organizational shortcomings, obstacles to the full use of the biological potential of fisheries, difficulties in financing the business of cluster participants are revealed, and the need for an adaptation period for the formation of intra-cluster relations is justified. The need for leveraged sources of financing requires the development of financial models with affordable loans under the current investment lending mechanism. A special credit product will provide a transparent system of relations between state structures, participants of the fishing cluster and credit institutions. The proposed scheme of lending to clusters with real estate collateral and collateral for manufactured products is aimed at stable relations with credit institutions. This will lead to the formation of a collective share capital and the creation of management structures responsible for operational management and interaction with investors and financial institutions. The Azov-Black Sea basin of the Crimean Peninsula has the potential to restore biological resources, develop aquaculture, and produce feed for aquaculture. Clusters for targeted programs of artificial breeding in the marine area of rainbow trout, so-iuy mullet, oysters, mussels and other valuable biological resources successfully implement the projects «Valuable seafood», «Food pelagic». The renewal of the fishing fleet will increase the volume of fish production by 2.5-3 times and expand the raw material base of processing enterprises. The development of various forms and channels of sales of fish products with high added value will increase the profitability of the business and meet consumer demand in the domestic market.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПОЛИТИКА КЛАСТЕРИЗАЦИИ. ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РЫБОПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ В АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОМ БАССЕЙНЕ ПОЛУОСТРОВА КРЫМ»

ЭКОНОМИКА, МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРУДЫ ВНИРО. 2021 г. Том 183

УДК 338.45:639.2/3 (477.75)

DOI: 10.36038/2307-3497-2021-183-113-126

Государственные меры по развитию рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации. Политика кластеризации. Потенциал развития рыбопромышленных кластеров в Азово-Черноморском бассейне полуострова Крым

К.В. Колончин, О.И. Бетин, ГА. Волошин

Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ФГБНУ «ВНИРО»), г. Москва

E-mail: [email protected], [email protected]

Рассмотрены вопросы государственного регулирования и политики кластеризации в рыбохозяйственном комплексе РФ, раскрыты организационные недостатки, препятствия для полного использования биологического потенциала рыболовства, сложности в финансировании бизнеса участников кластеров, обоснована необходимость адаптационного периода для становления внутрикластерных отношений. Потребности в заёмных источниках финансирования требуют разработки финансовых моделей с доступными кредитами при действующем инвестиционном механизме кредитования. Специальный кредитный продукт обеспечит прозрачную систему отношений государственных структур, участников рыбопромышленного кластера и кредитных учреждений. Предложенная схема кредитования кластеров с обеспечением кредита недвижимостью и залогом произведённой продукции направлена на устойчивые отношения с кредитными организациями. Это приведёт к формированию коллективного акционерного капитала и созданию структур управления, ответственных за оперативное управление и взаимодействие с инвесторами и финансовыми учреждениями. Азово-Черноморский бассейн полуострова Крым имеет потенциал в восстановлении биоресурсов, развитии ак-вакультуры, производства кормов для аквакультуры. Кластеры по целевым программам искусственного разведения в морской акватории радужной форели, пиленгаса, устриц, мидий и других ценных биоресурсов успешно реализуют проекты «Ценные морепродукты», «Пищевая пелагика». Обновление рыбопромыслового флота позволит увеличить объёмы добычи рыбы в 2,5-3 раза и расширить сырьевую базу перерабатывающих предприятий. Развитие различных форм и каналы сбыта рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью обеспечат повышение доходности бизнеса и удовлетворение потребительского спроса на внутреннем рынке.

Ключевые слова. Азово-Черноморский бассейн, п-ов Крым, рыбохозяйственный комплекс, государственное регулирование, рыбопромышленный кластер, аква-культура, финансирование, банковский кредит.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях кластерный подход в обеспечении инновационного развития рыбохозяйственного комплекса Азово-Черноморского бассейна п-ова Крым является важным элементом системы хозяйственного управления. Восстановление биоресурсов и увеличение объёмов вылова, переработки и сбыта рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью на внутреннем рынке для обеспечения продовольственной безопасности и сокращение сырьевой направленности экспорта на внешнем рынке требуют создания финансового механизма, стимулирую-

щего экономически выгодные отношения субъектов, входящих в кластеры. Создание и функционирование рыбопромышленных кластеров объективно обусловлено состоянием рыболовства в регионе и необходимостью выполнения стратегических задач, поставленных в указах Президента России и законодательных и нормативных актах.

Государственная бюджетная поддержка рыбопромышленных кластеров способствует развитию интеграции субъектов на первоначальном этапе, но для финансирования кластерных инициатив используются заёмные источники, а именно -

к.В. колончин., о.и. бетин, г а. Волошин

банковские кредиты. Важной и актуальной проблемой финансирования является разработка специальных кредитных продуктов. Субъектам рыбопромышленного кластера необходимо обновлять материально-техническую базу, внедрять инновации в производство и переработку рыбы, организовывать сбыт готовой продукции по каналам, обеспечивающим доход, развивать потребительский спрос на качественные лечебные и поддерживающие здоровье продукты питания.

Для кластерных инициатив примерами могут стать приморские страны с развитой рыночной экономикой, в которых создаётся конкурентная среда с малым и средним предпринимательством, широко используются различные формы торговли: от реализации свежей продукции непосредственно на причалах до создания крупных оптово-распределительных логистических центров и биржевой оптовой торговли.

В работе использованы: монографический, статистический методы, методы научной абстракции, анализ формирования рыбопромышленных кластеров в других регионах РФ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Государственное регулирование развития рыбохозяйственного комплекса

Для регулирования отношений в сфере рыбного хозяйства с начала двухтысячных годов в Российской Федерации приняты федеральные законы о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, о любительском рыболовстве, об аквакультуре и другие [Федеральный закон, 1993; 2004; 2013; 2018]. В их развитие были разработаны и введены в действие соответствующие ведомственные нормативы и правила с учётом специфики различных территорий.

В соответствии с поручением Президиума государственного совета по вопросам развития рыбохозяйственной отрасли Минсельхозом России совместно с Федеральным агентством по рыболовству в 2015-2017 гг. была проведена работа по изменению отраслевого законодательства и введению в него механизма квотирования добычи (вылова) водных биологических ресурсов для их целевого использования на инвестиционные цели отрасли. Принятые решения, несмотря на критику, оказались достаточно эффективными. Ожидаемый результат был достигнут за короткий отрезок времени. Поэтому в 2019 году механизм закрепления инвестиционных квот был пролон-

гирован принятием Федерального закона [Федеральный закон, 2019] на следующий 15-летний период.

В результате системной работы по оптимизации налогового законодательства значительно снизилась фискальная нагрузка на предприятия отрасли. Так, ставка сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов была снижена до 15 процентов, а при использовании этих средств для воспроизводства биоресурсов или научно-исследовательских и контрольных целей она вообще обнулена. Реализация рыбы или иной продукции на экспорт, а также её ввоз на территорию Российской Федерации были освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость, а при реализации на внутреннем рынке его ставка снижена до 10 процентов. Кроме всего прочего, рыбохозяйственные предприятия получили право применять Единый сельскохозяйственный налог [Федеральный закон, 2003 а, б].

Всё это в совокупности привело к снижению налоговой нагрузки с 13,7 до 7,8 процента в 2018 году. При этом объём инвестиций в рыбопромышленной отрасли в 2006 году составил 4,5 млрд рублей, а в 2018 году вырос уже до 23,9 млрд рублей.

Созданная в отрасли система стимулов и поддержки вместе с приданием ей импульса динамичного развития способствовала формированию сырьевой модели её функционирования, когда подавляющее число рыбохозяйственных предприятий стали специализироваться лишь на добыче (вылове) водных биологических ресурсов и их первичной переработке.

В результате - отечественные поставщики рыбной продукции оказались лишены конкурентного влияния на конечную цену сбыта, не участвуют в регулировании рыночного спроса и перераспределении дохода с учётом реальных трудозатрат. Это приводит к искусственному занижению их доходов, особенно в условиях кризисов, которые, как правило, сопровождаются падением спроса и снижением цены на сырьевую продукцию.

Для снижения негативного влияния данных факторов на эффективность отрасли была переработана и актуализирована ранее действующая Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации [Распоряжение Правительства, 2019], действие которой продлено до 2030 года.

По поручению Президента Российской Федерации на основании обновлённой Стратегии в марте 2020 года Правительством России была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса».

Главной задачей Программы определено создание условий для повышения эффективности добычи (вылова) водных биологических ресурсов, уход от сырьевой направленности экспорта путём стимулирования производства продукции с высокой долей добавленной стоимости и создание благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в отрасль [Распоряжение Правительства, 2019].

Одним из основных механизмов достижения целей, обозначенных в главной задаче, должно стать проведение эффективной политики по развитию кластеров, которые призваны снимать барьеры, возникающие между участниками бизнеса, и создавать условия для инвестиционного развития всего рыбохозяйственного комплекса.

Политика кластеризации в Российской Федерации

Понятие кластер в России получило широкое распространение сравнительно недавно - не многим более десяти лет назад. Кластер стал определением организационного механизма, создаваемого хозяйствующими субъектами для реализации совместных проектов, которые включают в себя, кроме предприятий, профессиональные образовательные и научные организации, финансовые институты и прочие способствующие развитию бизнеса структуры.

Образование кластеров, как новых хозяйственных агломераций, стало следствием развития рыночных отношений в экономике нашей страны. Изначально они возникали хаотично, в зависимости от развития условий, вызванных процессами приватизации, наличия или отсутствия покупательского спроса на выпускаемую продукцию, а также в связи со сложившейся на тот период в конкретном регионе социально-политической обстановкой. Со временем поиск решений стал приобретать направленный характер. Впервые в среднесрочной Программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 гг. [Распоряжение Правительства, 2006] в качестве эксперимента на региональном и муниципальном уровнях одним из путей мобилизации ресурсов для дина-

мичного роста региональной экономики было определено развитие кластеров.

В дальнейшем за разработку системных мер по развитию кластеров на федеральном уровне ответственность была возложена на Минэкономразвития России. Министерством, в рамках курируемой им Государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства, была создана ведомственная программа поддержки развития кластеров. Разработаны методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [Методические рекомендации ..., 2008]. С 2010 г. Программой предусматривалось предоставление регионам субсидий на создание и функционирование центров кластерного развития. С принятием в 2011 г. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. финансовая поддержка была сосредоточена на разработке программ развития инновационных территориальных кластеров и поощрении победителей конкурсного отбора пилотных проектов. С 2016 г. такая поддержка стала носить более точечный, избирательный характер - инновационным кластерам, которые стали лидерами инвестиционной привлекательности мирового уровня [Приказ, 2016; Развитие кластеров . , 2020].

В 2015 г. к поддержке развития промышленных кластеров активно подключился Минпром-торг России. Им было разработано методическое пособие по созданию промышленных кластеров, формализованы требования для получения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации [Российская кластерная ..., 2020] официальной регистрации и государственных грантов, прошедшим конкурсный отбор.

В результате сформированной политики развития кластеров на федеральном уровне в нашей стране стали доминирующими два ключевых направления развития: инновационно-территориальные кластеры, курируемые Минэкономразвития, и промышленные кластеры -Минпромторгом России [О кластерах, 2020].

Отечественная практика создания кластеров в рыбохозяйственной отрасли

Впервые методические рекомендации по формированию и развитию кластеров в рыбохо-зяйственной отрасли были сформулированы в 2008 году в Методическом пособии по реализации кластерной политики в северных субъек-

тах Российской Федерации, разработанном Минэкономразвития России совместно с профильным комитетом Совета Федерации [Совет Федерации, 2008].

Однако, значительное ускорение развитию кластеров было придано позже - в 2015 году по результатам рассмотрения причин дороговизны, большой доли импорта на рынке рыбы и вопросов дальнейшего развития рыбной отрасли на заседании президиума Госсовета, а затем, по поручению Президента Российской Федерации, и Правительством страны. В этот период руководством Росрыболовства были проведены выездные совещания по рассмотрению концепций и программ развития рыбных кластеров практически во всех субъектах, настроенных на данную работу.

Как показало время, создание и развитие кластеров на практике оказалось не простым и достаточно длительным процессом, выходящим за пределы одного проекта. Согласно экспертным оценкам [Методические рекомендации, 2008; О кластерах, 2020; Куценко и др., 2017; Тюжакаев, Сучкова, 2016], для эффективной работы кластер должен, как минимум, отвечать следующим требованиям:

- наличие в составе кластера от 10 до 20 компаний;

- для более быстрого развития компаний, входящих в кластер, необходимо создание конкурентной среды в пределах одной отрасли;

- рекомендуется географическая близость предприятий, как правило, в пределах одного региона;

- важнейшей составляющей в создании кластеров и принятии решений по стратегическим вопросам их развития является участие государства. Исходя из этого, одним из эффективных способов стимулирования их развития стали региональные и целевые отраслевые программы;

- непременным условием по мере развития кластеров является создание специальных органов управления, их основная задача - устранение ошибок, допущенных при создании механизма взаимодействия различных структур внутри кластера, принятие решений в отношении новых проектов и определение стратегии дальнейшего развития.

В настоящее время рыбная отрасль все ещё работает в условиях инфраструктуры и логистики, выстроенной во времена плановой экономики, когда крупные складские и производствен-

ные мощности размещались не в местах вылова, а в крупных городах с наибольшим количеством потребителей. Эти условия часто не отвечают требованиям современного рынка, что и обуславливает необходимость создания рыбопромышленных кластеров. При этом в процессе формирования проектов создания кластеров в число основных направлений, как правило, включаются строительство рыболовных судов, с применением новейших технических и технологических разработок, отвечающих современным экологическим стандартам эксплуатации, развитие аква-культуры, создание производственных мощностей по глубокой безотходной переработке уловов водных биоресурсов, строительство объектов транспортной и портовой инфраструктуры, организации проведения научных исследований в целях разработки методов эффективной, ресурсосберегающей эксплуатации запасов на основе результатов комплексного мониторинга показателей состояния запасов ресурсов, экономических результатов деятельности предприятий отрасли, показателей социальных процессов.

Всё это требует подготовки кадров высокой квалификации, значительных финансовых и временных затрат с момента подготовки проекта кластера до его реализации и вывода на проектные мощности. Кроме того, на начальном этапе часто проявляются неготовность к слаженной совместной работе, элементы взаимного недоверия между участниками кластера. Необходим адаптационный период. Это все непременно сказывается на результатах.

К примеру, в 2017 году Минсельхоз России утвердил Стратегию развития морских терминалов в Мурманской области, предусматривающую создание рыбного кластера. Но только в последнее время по инициативе администрации области их создание сдвинулось с «точки замерзания». Подобная закономерность прослеживается и в дальневосточных регионах, являющихся в России лидерами по добычи биоресурсов.

По экспертной оценке [О кластерах, 2020; Исланкина и др., 2017; Тюжакаев, Сучкова, 2016], организационного развития кластеры подразделяются на несколько (3-5) уровней:

- начальный (неявный, потенциальный), когда между участниками кластера нет стабильных связей, развитие кластера возможно только при создании благоприятной среды;

- средний (стабильный), когда отношения стабильно развиваются, но не достигнут их опреде-

лённый уровень, позволяющий получать значительную прибыль;

- высокий (высокоэффективный), его основными характеристиками является интенсивная конкуренция, активное сотрудничество внутри кластера. Это эффективное кластерное образование.

Из имеющейся информации по развитию кластеров в рыбохозяйственной отрасли можно сделать вывод, что большинство из них по достигнутому на сегодня уровню относятся к первым двум указанным категориям.

В тоже время следует отметить, что принимаемые меры по кластерному развитию со временем приносят результаты. За последние годы в России значительно сократился сырьевой экспорт биоресурсов и импорт продуктов переработки, увеличился объём добычи и расширилась зона вылова не только в водах Российской Федерации, но и Мирового океана.

Так, в Архангельской области, как ключевое событие 2019 года, отмечено создание ассоциации «Арктический рыбопромышленный кластер». Принята пятилетняя программа его развития. Вступить в этот кластер изъявили желание предприятия соседних областей. Для перевода механизма его действия на научную основу было заключено соглашение с головным институтом Рос-рыболовства - ВНИРО.

Значительный потенциал по дальнейшему развитию кластеров заложен в утверждённой Указом Президента Российской Федерации «О Стратегии развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности до 2035 года» [Указ Президента, 2020]. Правительство страны, согласно Указу, должно в кратчайший срок утвердить единый план мероприятий по реализации Стратегии и основ госполитики Российской Федерации в Арктике. Дополнительно к этому, по поручению Президента Российской Федерации, была утверждена Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года [Распоряжение правительства, 2020]. На первом этапе реализации национальной программы предусмотрены меры по развитию рыболовства и аквакультуры, логистики, судостроения и инфраструктуры. А в перспективе перерабатывать на местах не менее 65 процентов, добываемых в Дальневосточном бассейне водных биоресурсов. Для реализации отдельных видов рыбной продукции

планируется открытие специализированной рыбной биржи.

Подобные подходы, с учётом специфики территорий и географических особенностей, предусматриваются в проекте мероприятий по реализации Стратегии развития регионов Арктической зоны.

Следует отметить, что принятые документы стратегического планирования по развитию конкретных зон и территорий имеют экстерриториальное значение. А разрабатываемые для их выполнения ведомственные и отраслевые нормативные документы по кластерному развитию рыбопромышленной отрасли экономики будут иметь одинаковую регулирующую силу на всей территории Российской Федерации. Следовательно, конечный результат будет определяться, прежде всего, квалификацией кадров и эффективной работой непосредственно на местах.

Финансовая модель рыбопромышленных кластеров

Изменения, происходящие в рыбной отрасли, по мере развития кластеров начинают оказывать возрастающее воздействие на все протекающие в отрасли экономические процессы. На определённом этапе количественные изменения переходят в качество: конкурентная среда, существовавшая ранее, главным образом, в производственной сфере, по мере развития рынка замещается конкуренцией продаж. Поскольку рынок - это, прежде всего, господство покупателя.

Однако, такие качественные изменения ранее, видимо, не предполагались. В принятых целевых программах и проектах развития кластеров акцент делался, главным образом, на бюджетную поддержку и решение за счёт этого конкретных задач. Но на практике эти меры носили ограниченный характер и не предназначались для стратегических преобразований. Кроме того, принятые госпрограммы также не были обеспечены достаточным финансированием. Но тем не менее, они дали мощный импульс кластерному развитию отрасли. Возникла острая потребность их дальнейшего финансового обеспечения.

Любая экономическая деятельность развивается благодаря вложениям капитала, материальным ресурсам и труду. Однако, по объективным причинам до настоящего времени в нашей стране развитию новых форм финансирования кластеров уделялось меньше внимания, чем в государствах с развитой рыночной экономикой. Для

устойчивого развития в условиях возрастающей конкуренции нельзя уповать только на эксклюзивные механизмы кредитования разового характера. Необходимо брать во внимание весь арсенал форм и методов привлечения финансов, и прежде всего зарекомендовавших себя в других отраслях экономики, например, в промышленности или строительном комплексе [Киселева, Чунина, 2018].

Чаще всего для этих целей стремятся привлечь банковский кредит. Но такой путь требует разработки специальных механизмов. Банки оценивают кластеры, как и других клиентов, через призму существующих у них стандартов и регламентов кредитования юридических лиц, которые не учитывают их специфику. Необходима совместная разработка специального кредитного продукта, в котором бы были прозрачны и понятны: система взаимоотношений государственных структур, собственно, кластера, инвестора (банка) и потребителя, а также привлекательность кластера, как объекта инвестирования [Бетин, 2020].

На низком организационном уровне развития кластеров банк может осуществлять кредитование непосредственно каждого входящего в кластер предприятия отдельно с последующим направлением заёмщиками полученных средств на решение общих задач.

При этом необходимо отметить, что рыболовство в целом является высокорентабельным видом экономической деятельности. По данным бухгалтерской отчётности по итогам 2019 года уровень её рентабельности относительно затрат на производство продукции составляет 52,1 % (рыбоводство - 20%, переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков -16,3%). Согласно экспертной оценке, в этом случае годовая выручка организаций, осуществляющих рыболовство, должна превысить 3 млрд рублей, а прибыль (до налогообложения) составить более 700 млн рублей. Это создаёт потенциальную возможность предприятиям в получении кредитов или использовании при наличии, собственных средства на кластерное развитие.

По мере формирования устойчивых внутри-кластерных связей и отношений кластеров с кредитными организациями может быть создан коллективный акционерный капитал для осуществления залоговых операций с кредиторами,совет акционеров для принятия стратегических решений. А также управляющая компания, осуществляющая по поручению акционеров опера-

тивное управление и взаимодействие с инвесторами и финансовыми организациями. На рис. 1 представлены упрощенные финансовые схемы для первого и второго случая.

Рис. 1. Схемы: упрощенные схемы финансирования рыбопромышленных кластеров на ранней стадии развития (а) и в условиях функционирования инвестиционного-кредитного механизма (б)

Из всего сказанного следует, что без создания специализированной схемы кредитования рыбопромышленных кластеров, позволяющей использовать недвижимость в качестве обеспечения предоставляемого кредита, невозможно получить среднесрочный банковский ресурс. Кроме того, для получения кредитов на пополнение оборотных средств дополнительно необходим механизм залога произведённой продукции.

Создание предлагаемой организационной схемы рыбопромышленных кластеров и их взаимодействия с финансовыми институтами приведёт к тому, что добывающие и производящие продукцию предприятия и организации,входящие в кластеры, освободятся от выполнения

многих не свойственных для них функций и, прежде всего, такой, как организатора финансирования проектов. Они смогут сконцентрироваться на выполнении своих непосредственных производственных задач. Кроме всего прочего, такой подход позволяет создать привлекательность кластеров для свободного капитала различных инвесторов и возможность эмиссии ценных бумаг.

Потенциал развития рыбопромышленных кластеров в Азово-Черноморском бассейне полуострова Крым

Как следует из предыдущего анализа - в российской отраслевой рыбохозяйственной практике сложилась уникальная ситуация, связанная с отсутствием какой-либо вертикальной интеграции рыбопромышленных компаний. Их деятельность, как правило, основана на добыче (вылове) водных биологических ресурсов и их первичной переработке, хотя значительная часть добавленной стоимости формируется на последующих этапах жизни товара. В отличие от них, иностранные транснациональные компании, в основном, ориентированы на интегрированные вертикальные схемы взаимодействия от первичного звена до глубокой переработки и реализации конечной продукции.

В этой связи рассмотрим перспективу создания и дальнейшего развития рыбохозяйственных кластеров в республике Крым и городе Севастополь - субъектах Российской Федерации, находящихся в Азово-Черноморской зоне, где такой анализ отсутствует.

Пороки отечественной рыбопромышленной отрасли в полной мере присущи и предприятиям Крыма и Севастополя. Они характеризуются слаборазвитыми оптовыми рыбными рынками. В результате свежевыловленная рыбная продукция малодоступна розничной торговле и ресторанному бизнесу, особенно в разгар курортного сезона. Это касается не только ценных видов рыб (бара-буля, камбала и т. п.), но и добываемых в промышленных объёмах хамсы, черноморского шпрота и продуктов их переработки. Розничные цены на эту продукцию намного выше, чем в городах центральной России.

В то же время Азово-Черноморский рыбохо-зяйственный бассейн в крымской зоне благодаря благоприятным климатическим условиям, разнообразию видов биологических ресурсов и большой ёмкости на собственных рынках рыбной продукции имеет неплохую перспективу для кластерного развития и стабилизации локального рынка собственной продукцией.

В целом, для Российской Федерации объёмы добычи (вылова) водных биоресурсов в акватории Крыма из-за своего незначительного объёма не могут играть существенной роли. Так, в 2019 году суммарный объём их добычи в Крыму составил менее 1% от общего объёма по стране. Более подробно эти данные представлены на рис. 2.

В суммарном вылове преобладают такие виды водных биоресурсов как хамса, шпрот, ставрида и кефали (рис. 3).

По данным Росстата России объёмы добычи (вылова) рыбы и морепродуктов за последние

■ Сумарный объем доычи (вылова) водных биоресурсов российскими добывающими организациями Ш г. Севастополь

□ Республика Крым

□ Другие субъекты Азхово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна

Рис. 2. Объём добычи (вылова) водных биоресурсов российскими рыболовными организациями, в том числе в Азово-

Черноморском рыбохозяйственном бассейне, тонн

хамса прочие выды ВБР шпрот (килька) ставрида кефали

■ Азово - Черноморский бассейн ■ Республика Крым, г.Севастополь

Рис. 3. Объём добычи (вылова) водных биоресурсов российскими рыболовными организациями, в в Азово-Черноморском рыбохозяйственном бассейне, в том числе организациями Республики Крым и г. Севастополя по

видам водных биоресурсов в 2019 г., тонн

27 628

2015 2016 2017 2018 2019

• хамса -0= шпрот (килька) —ставрида =*- прочие виды ВБР

Рис. 4. Динамика добычи (вылова) водных биоресурсов рыболовными организациями Республики Крым и г. Севастополь по видам основным водных биоресурсов в период 2015-2019 гг., тонн

пять лет имеют в целом тенденцию к снижению (рис. 4).

При этом уровень добычи относительно максимально допустимых объёмов вылова для естественного восстановления ресурсов, по данным научных исследований, оценивается всего на уровне 40-50 процентов. То есть, здесь имеются двукратные неиспользуемые резервы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из проведённого анализа следует, что открывающиеся сегодня возможности увеличения объёма добычи водных биологических ресурсов в акватории Крымского п-ова и объёма производства продукции аквакультуры могут обеспечить потенциальный рост формируемой сырьевой базы для перерабатывающих предприятий региона. Это создаёт предпосылки в ближайшие годы нарастить объём производства рыбной про-

дукции, используя программный подход к развитию рыбопроизводственных кластеров.

Принципиальное значение для развития может иметь также грамотная реализация комплексного проекта «Пищевая пелагика» в рамках Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса [Распоряжение Правительства, 2019], которой предусматривается обновление судов рыбопромыслового флота Азово-Черноморского бассейна не менее 10 и средне- и малотоннажных единиц взамен действующих судов, исчерпавших свой ресурс. По оценкам специалистов это позволит увеличить вылов таких рыб, как хамса, тюлька, шпрот дополнительно на 70 тыс. тонн, что будет способствовать более полному удовлетворению рыночного спроса и загрузке перерабатывающих мощностей п-ва.

Другим перспективным направлением рыбо-хозяйственной деятельности в Азово-Черномор-ском рыбохозяйственном бассейне может стать развитие аквакультуры. Но, несмотря на значительный рост добываемых её объёмов за последние четыре года (в 2,6 раза), производство товарной продукции всеми рыбоводными хозяйствами в 2019 году составило всего 2 690 тонн (см. рис. 5). Основная причина - недостаточное внимание, которое было ранее, к этой отрасли. Результатом чего является отсутствие необходимой собственной базы для воспроизводства ры-бопосадочного материала и устойчивых кооперативных связей для его приобретения, а также серьезные организационные и технологические упущения.

Структура производства аквакультуры в Республике Крым и г. Севастополь представлены следующими видами: карп, устрицы, толстолобик, креветки, амур, форель и др. (рис. 5).

Тем не менее, садковая аквакультура исходя из анализа всех возможностей, имеет реальную перспективу стать стратегическим направлением развития рыбохозяйственных кластеров на всем Крымском п-ве, прежде всего, по выращиванию таких культур, как радужная форель, пиленгас, устрицы, мидии и др. Следует отметить, что поддержка развития производства и выращивания молоди рыб на побережье Крыма предусмотрена

в проекте «Ценные морепродукты» Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации [Распоряжение Правительства, 2019]. Это создаёт хорошие перспективы для кластерного развития и обеспечения потребительского спроса на п-ове собственной рыбной продукцией.

В настоящее время среднегодовая численность населения с учётом объёма туристического потока в Республику Крым и г. Севастополь составляет порядка 2,5 млн человек. Таким образом, по экспертной оценке, средний уровень потребления рыбы и морепродуктов (в весе сырца) в регионе составляет 17,59 кг, что ниже рекомендованной нормы. То есть объём получаемых на сегодня ресурсов не способен обеспечить достижение оптимальных среднедушевых норм потребления продукции из рыбы и морепродуктов.

В целях ликвидации существующей проблемы необходимы целенаправленные меры по их увеличению не менее, чем в 2,5-3 раза от достигнутых сегодня объёмов добычи. Для ликвидации данного дефицита биологических ресурсов в крымской зоне добычи необходима разработка целевых программ по искусственному разведению в морской акватории молоди дефицитных на потребительском рынке видов рыбы для дальнейшего увеличения квот по их добыче и развитию аквакультуры.

Рис. 5. Динамика производства продукции аквакультуры предприятиями республики Крым и г. Севастополь, тонн

Вместе с тем, более быстрым и эффективным способом насыщения регионального рынка рыбной продукцией при значительном расширении её ассортимента дополнительно может быть предложено увеличение объёма завоза сырья (рыбы и морепродуктов) с целью дальнейшей переработки. Это хорошо видно на примере Республики Крым, где в последние три года объёмы переработки рыбы, ракообразных и моллюсков стали в 2-3 раза больше объёмов их вылова в Азово-Черноморском бассейне. Такие меры будут способствовать не только дополнительному объёму производства и созданию новых рабочих мест, но и обеспечению высококачественной диетической продукцией учреждений санаторно-курортной зоны, отдыха и туризма. За счёт поставки полезных для человеческого организма имеющих высокий потенциал биоресурсов, недоступных в Азовском и Чёрном морях. Например: лосось, минтай, крабы - Дальневосточный рыбо-хозяйственный бассейн; палтус, зубатка, треска -Северный.

В качестве положительного фактора для развития кластеров в Республике Крым и г. Севастополь заметен устойчивый платёжеспособный спрос на их продукцию. Особенно это проявляется в летний курортный сезон, что становится мощным стимулом для дальнейшего развития. В то же время, следует отметить, что рынок рыбной продукции на полуострове пока слабо организован. На сегодня это является слабым звеном не только Крыма, но и большинства рыбопромышленных кластеров отрасли, возможно, из-за недостаточного уровня их организационного развития, как было отмечено ранее.

В отличие от России, в приморских странах с развитой рыночной экономикой одновременно широко используются различные формы торговли: от реализации свежей продукции непосредственно на причалах, до создания крупных оптово-распределительных логистических центров. Их главная задача - быстрая беспрепятственная доставка качественной продукции непосредственно потребителю и развитие конкурентной среды при сохранении малого и среднего предпринимательства.

В качестве оптово-розничного звена на территории крымского п-ва было бы целесообразно рассмотреть создание под фирменными брендами системы специализированных оптово-распределительных центров. Также по мере развития экспорта, с учётом будущего опыта рыбных

кластеров в Дальневосточных регионах [Киселева, Чунина, 2018], можно было бы рассмотреть дополнительные возможности биржевой оптовой торговли. Большое будущее, по мнению специалистов, будет также за развитием устойчивого спроса на качественные лечебные и поддерживающие здоровье продукты питания. Поскольку подавляющее большинство отдыхающих приезжают в Крым «за здоровьем».

Перспективным направлением в Республике Крым может стать производство кормов для ак-вакультуры на основе отходов рыбопереработки, а также морских водорослей и другой белковой продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственное регулирование рыбохозяй-ственного комплекса РФ направлено на создание условий для инвестиционной привлекательности. Установлено квотирование добычи (вылова) водных биологических ресурсов для использования на инвестиционные цели отрасли, продлённое в 2019 г. на 15 лет. Снижена налоговая нагрузка на предприятия. Они вправе перейти на ЕСХН, ставка сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов снижена до 15 процентов. Сбор обнуляется при использовании для воспроизводства биоресурсов или научно-исследовательских и контрольных целей. Экспорт, а также импорт освобождён от налога на добавленную стоимость, а при реализации на внутреннем рынке ставка снижена до 10 процентов.

Политика кластеризации рыбохозяйственно-го комплекса призвана создавать рыбопромышленные кластеры, участники которого на основе экономически выгодных отношений обеспечивают динамичный рост и инвестиционное развитие рыболовства, отказываются от сырьевой модели, переходят к глубоким безотходным технологиям переработки водных биоресурсов. Формирование конкурентной среды в производстве, переработке и сбыте рыбной продукции направляет субъектов на выполнение задач государственных программ и достижение высокой доходности бизнеса.

Становление рыбопромышленных кластеров зависит от финансовых механизмов кредитования и доходности бизнеса. Развитие устойчивых финансовых отношений участников кластеров между собой и с кредитными учреждениями в рамках действующего инвестиционного механизма кредитования важны для перехода на бо-

лее зрелые уровни кластерных инициатив по восстановлению биоресурсов и аквакультуры.

Полное использование потенциала Азово-Черноморского бассейна п-ова Крым рыбопромышленными кластерами является перспективным и стратегическим направлением деятельности участников в развитии курортного отдыха, обеспечения здорового питания населения биологически полноценной рыбной продукции

ЛИТЕРАТУРА

Бетин В.О. 2020. Строительно-хозяйственный комплекс -локомотив пространственного развития территориальных систем. М.: Монос. 250 стр. Куценко Е., Исланкина Е., Абашкин В., Артемов С. 2017. Перспективы использования кластерной политики регионами Российской Федерации в целях развития аквакультуры. Доступно через: https://cLuster.hse.ru/ mirror/pubs/share/216130987. 11.12.2020. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 N 20615-ак/д19) Доступно через: https://LegaLacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-reaLizatsii-kLasternoi-poLitiki-v/. 23.12.2020. О кластерах. Ассоциация кластеров и технопарков России. Доступно через: https://akitrf.ru/cLusters/about/ 15.12.2020.

Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 № 394 «О внесении изменений в государственную программу РФ «Развитие рыбохозяйственного комплекса». Доступно через: http://pubLication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202004070035?index=2&rangeS ize=1. 12.12.2020. Приказ Минэкономразвития России от 27.06.2016 № 400 «Развитие инновационных кластеров - лидеров инновационной привлекательности Мирового уровня». Доступно через: https://www.hse.ru/mirror/pubs/ share/209519928. 12.12.2020. Российская кластерная обсерватория. Доступно через:

https://cLuster.hse.ru. 15.12.2020. Развитие кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня. Доступно через: https://www.economy.gov.ru/materiaL/departments/ d01/razvitie_sistemy_gosudarstvennoy_podderzhki_ innovaciy_v_subektah/kLastery/. 15.12.2020. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р «О Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)». Доступно через: http://www.consuLtant.ru/ document/cons_doc_LAW_58275/. 14.12.2020. Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2019. № 2798-р «Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса РФ на период до 2030 года». Доступно через: http://government.ru/docs/38448/. 15.12.2020. Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2020 г. № 2464-р «Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 г. и на перспективу до

2035 г.». Доступно через: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/74587526/. 18.12.2020.

Федеральный закон от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе РФ». Доступно через: https://base. garant.ru/10103372/. 20.12.2020.

Федеральный закон от 11.11.2003 № 147-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ». Доступно через: http://www.kremLin.ru/acts/ bank/20160. 20.12.2020.

Федеральный закон от 20.12.2004. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Доступно через: http://www.kremLin.ru/acts/ bank/21771. 11.12.2020.

Федеральный закон от 02.07.2013. № 148-ФЗ. «Об аква-культуре (рыболовстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Доступно через: http://www.kremLin.ru/acts/bank/37434. 12.12.2020.

Федеральный закон от 11.11.2003 № 147-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ». Доступно через: https://LegaLacts.ru/doc/federaLnyi-zakon-ot-11112003-n-147-fz-o/. 18.12.2020.

Федеральный закон от 25.12.2018 № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Доступно через: http://www.kremLin.ru/acts/bank/43937. 15.01.2021.

Федеральный закон от 01.05.2019 № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов». Доступно через: http://www.kremLin.ru/acts/ bank/44241. 18.01.2021.

Совет Федерации, Комитет по делам севера и малочисленных народов, Москва, 2008, «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в Северных субъектах Российской Федерации». Доступно через: http://counciL.gov.ru/activity/anaLytics/ pubLications/345/. 18.01.2021.

Тюжакаев Д.О., Сучкова Е.О. 2016. Практические аспекты развития кластерных объединений в Камчатском крае // Российский экономический интернет-журнал. № 2. С. 50. Доступно через: http://www.e-rej.ru/ upLoad/ibLock/cd7/cd7b80a62ae893249043c0ee00ac0 5f3.pdf. 06.12.2020.

Указ Президента РФ от 26.10.20 № 645 «О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г.». Доступно через: http://www.kremLin.ru/ acts/bank/45972. 11.12.2020.

Поступила в редакцию 15.02.2021 г.

Принята после рецензии 08.04.2021 г.

ECONOMICS, INTERNATIONAL COOPERATION AND REGULATORY BASES OF FISHERIES MANAGEMENT

TRUDY VNIRO. 2021. Vol. 183

DOI: 10.36038/2307-3497-2021-183-113-126

State measures for the development of the fisheries complex of the Russian Federation. Clustering policy. Development potential of fishing clusters in the Azov-Black Sea basin of the Crimean Peninsula

K.V. Kolonchin, O.I. Betin, G.A. Voloshin

Russian Federal Research Institute of Fisheries and Oceanography («VNIRO»), Moscow

The issues of state regulation and clustering policy in the Russian fisheries complex are considered, organizational shortcomings, obstacles to the full use of the biological potential of fisheries, difficulties in financing the business of cluster participants are revealed, and the need for an adaptation period for the formation of intra-cluster relations is justified. The need for leveraged sources of financing requires the development of financial models with affordable loans under the current investment lending mechanism. A special credit product will provide a transparent system of relations between state structures, participants of the fishing cluster and credit institutions. The proposed scheme of lending to clusters with real estate collateral and collateral for manufactured products is aimed at stable relations with credit institutions. This will lead to the formation of a collective share capital and the creation of management structures responsible for operational management and interaction with investors and financial institutions. The Azov-Black Sea basin of the Crimean Peninsula has the potential to restore biological resources, develop aquaculture, and produce feed for aquaculture. Clusters for targeted programs of artificial breeding in the marine area of rainbow trout, so-iuy mullet, oysters, mussels and other valuable biological resources successfully implement the projects «Valuable seafood», «Food pelagic». The renewal of the fishing fleet will increase the volume of fish production by 2.5-3 times and expand the raw material base of processing enterprises. The development of various forms and channels of sales of fish products with high added value will increase the profitability of the business and meet consumer demand in the domestic market.

Keywords: The Azov-Black Sea basin, the Crimean Peninsula, fisheries complex, state regulation, fishing cluster, aquaculture, financing, bank credit.

REFERENCES

Betin V.O. 2020. Stroitel'no-khozyajstvennyj kompleks -lokomotiv prostranstvennogo razvitiya territorial'nykh system [The construction and economic complex is the locomotive of spatial development of territorial systems]. M.: Monos. 250 s.

Kutsenko E., Islankina E., Abashkin V, Artemov S. 2017. Perspektivy ispol'zovaniya klasternoj politiki regionami Rossijskoj Federatsii v tselyakh razvitiya akvakul'tury [Prospects for the use of cluster policy by the regions of the Russian Federation for the development of aquaculture]. Accessible via: https://cluster.hse.ru/ mirror/pubs/share/216130987. 11.12.2020.

Metodicheskie rekomendatsii po realizatsii klasternoj politiki v sub"ektakh RF (utv. Minehkonomrazvitiya RF 26.12.2008 N 20615-ak/d19) [Methodological recommendations for the implementation of cluster policy in the subjects of the RF (approved by the Ministry of Economic Development of the RF on 26.12.2008 N 20615-ak/d19)]. Accessible via: https://

legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-realizatsii-klasternoi-politiki-v/. 23.12.2020.

O klasterakh [About clusters]. Assotsiatsiya klasterov i tekhnoparkov Rossii. Accessible via: https://akitrf.ru/ clusters/about/. 15.12.2020.

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.03.2020 № 394 «O vnesenii izmenenij v gosudarstvennuyu programmu RF «Razvitie rybokhozyajstvennogo kompleksa» [The Resolution of the Government RF of 31.03.2020 No. 394 «On Amendments to the State program of the Russian Federation «Development of the fisheries complex»]. Accessible via: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202004070035?index=2&ran geSize=1 12.12.2020.

Prikaz ot 27.06.2016 № 400 o prioritetnom proekte Minehkonomrazvitiya Rossii «Razvitie innovatsionnykh klasterov - liderov innovatsionnoj privlekatel'nosti Mirovogo urovnya» [Order of the Ministry of Economic Development of the RF No. 400 dated 27.06.2016 «Development of innovative clusters-leaders of World-class innovation attractiveness»]. Accessible via:

https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/209519928. 12.12.2020.

Rossijskaya klasternaya Laboratoria AccessibLe via: https:// cLuster.hse.ru. 15.12.2020.

Razvitie klasterov — Liderov investitsionnoj privLekateL'nosti mirovogo urovnya [DeveLopment of cLusters-Leaders of worLd-cLass investment attractiveness]. AccessibLe via: https://www.economy.gov.ru/materiaL/departments/ d01/razvitie_sistemy_gosudarstvennoy_podderzhki_ innovaciy_v_subektah/kLastery/. 15.12.2020.

Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 19.01.2006 № 38-r «O Programme sotsiaL'no-ehkonomicheskogo razvitiya RF na srednesrochnuyu perspektivu (2006-2008 gody)» [Order of the Government of the R of 19.01.2006 N 38-r «On the Program of socio-economic deveLopment of the Russian Federation for the medium term (2006-2008)»]. AccessibLe via: http://www. consuLtant.ru/document/cons_doc_LAW_5 8275/. 14.12.2020.

Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 26.11.2019. № 2798-r «Strategiya razvitiya rybokhozyajstvennogo kompLeksa RF na period do 2030 goda» [Order of the Government of the RF of 26.11.2019. No. 2798-r «Strategy for the deveLopment of the fisheries compLex of the Russian Federation for the period up to 2030»]. AccessibLe via: http://government.ru/docs/38448/. 15.12.2020.

Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 24 sentyabrya 2020 g. № 2464-r «Ob utverzhdenii NatsionaL'noj programmy sotsiaL'no-ehkonomicheskogo razvitiya DaL'nego Vostoka na period do 2024 g. i na perspektivu do 2035 g.» [Order of the Government of the RF No. 2464-r of September 24, 2020 «On approvaL of the NationaL Program for the Socio-economic DeveLopment of the Far East for the period up to 2024 and for the future up to 2035»]. AccessibLe via: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/74587526/. 18.12.2020.

Federal'nyj zakon ot 01.04.1993 № 4730-1 «O gosu-darstvennoj granitse RF» [FederaL Law No. 4730-1 of 01.04.1993 «On the State Border of the Russian Federation»]. AccessibLe via: https://base.garant. ru/10103372/. 20.12.2020.

Federal'nyj zakon ot 11.11.2003 № 147-FZ «O vnesenii izmenenij v gLavu 26.1 chasti vtoroj NaLogovogo kodeksa RF i nekotorye drugie akty zakonodateL'stva RF» [FederaL Law No. 147-FZ of 11.11.2003 «On Amendments to Chapter 26.1 of Part Two of the Tax Code of the RF and certain other Acts of the LegisLation of the Russian Federation»]. AccessibLe via: http://www.kremLin.ru/acts/bank/20160. 20.12.2020.

Federal'nyj zakon ot 20.12.2004 № 166-FZ «O ryboLovstve i sokhranenii vodnykh bioLogicheskikh resursov» [FederaL Law No. 166-FZ of 20.12.2004 «On Fisheries and Conservation of Aquatic BioLogicaL Resources»]. AccessibLe via: http://www.kremLin.ru/acts/bank/21771. 11.12.2020.

Federal'nyj zakon ot 02.07.2013 № 148-FZ. «Ob akvakuL'ture (ryboLovstve) i o vnesenii izmenenij v otdeL'nye zakonodateL'nye akty RF» [FederaL Law No. 148-FZ of

02.07.2013. «On aquacuLture (fishing) and on amendments to certain Legislative acts of the RF»]. AccessibLe via: http://www.kremLin.ru/acts/bank/37434. 12.12.2020.

Federal'nyj zakon ot 11.11.2003 N 147-FZ (red. ot 27.11.2017) «O vnesenii izmenenij v gLavu 26.1 chasti vtoroj NaLogovogo kodeksa RF i nekotorye drugie akty zakonodateL'stva RF» [FederaL Law No. 147-FZ of 11.11.2003 (as amended on 27.11.2017) «On Amendments to Chapter 26.1 of Part Two of the Tax Code of the RF and certain other Acts of the LegisLation of the RF»]. AccessibLe via: https://LegaLacts. ru/doc/federaLnyi-zakon-ot-11112003-n-147-fz-o/. 18.12.2020.

Federal'nyj zakon ot 25.12.2018 № 475-FZ «O LyubiteL'skom ryboLovstve i o vnesenii izmenenij v otdeL'nye zakonodateL'nye akty RF» [FederaL Law No. 475-FZ of 25.12.2018 «On Amateur Fishing and on Amendments to Certain LegisLative Acts of the RF»]. AccessibLe via: http://www.kremLin.ru/acts/bank/43937. 15.01.2021.

Federal'nyj zakon ot 01.05.2019 № 86-FZ «O vnesenii izmenenij v FederaL'nyj zakon «O ryboLovstve i sokhranenii vodnykh bioLogicheskikh resursov» v chasti sovershenstvovaniya poryadka raspredeLeniya kvot dobychi (vyLova) vodnykh bioLogicheskikh resursov» [FederaL Law No. 86-FZ of 01.05.2019 «On Amendments to the FederaL Law «On Fisheries and Conservation of Aquatic BioLogicaL Resources» in terms of improving the procedure for aLLocating quotas for the extraction (catch) of aquatic bioLogicaL resources»]. AccessibLe via: http://www.kremLin.ru/acts/bank/44241. 18.01.2021.

Sovet Federatsii, Komitet po deLam severa i maLo-chisLennykh narodov, Moskva, 2008, «Metodicheskie rekomendatsii po reaLizatsii kLasternoj poLitiki v Severnykh sub"ektakh Rossijskoj Federatsii» [Federation CounciL, Committee on the Affairs of the North and SmaLL PeopLes, Moscow, 2008, «MethodoLogicaL recommendations for the impLementation of cLuster poLicy in the Northern subjects of the Russian Federation»]. AccessibLe via: http://counciL.gov. ru/activity/anaLytics/pubLications/345/. 18.01.2021.

Tyuzhakaev D.O, Suchkova E.O. 2016. Prakticheskie aspekty razvitiya kLasternykh ob"edinenij v Kamchatskom krae [PracticaL aspects of the deveLopment of cLuster associations in the Kamchatka Territory] // Rossijskij ehkonomicheskij internet-zhurnaL. № 2. S. 50. AccessibLe via: http://www.e-rej.ru/upLoad/ibLock/cd7/ cd7b80a62ae893249043c0ee00ac05f3.pdf. 06.12.2020.

Ukaz Prezidenta RF ot 26.10.20 № 645 «O Strategiya razvitiya Arkticheskoj zony Rossijskoj Federatsii i obespechenie natsionaL'noj bezopasnosti na period do 2035 g.» [Decree of the President of the RF No. 645 of 26.10.20 «On the Strategy for the deveLopment of the Arctic Zone of the Russian Federation and ensuring nationaL Security for the period up to 2035»]. AccessibLe via: http://www.kremLin.ru/acts/bank/45972. 11.12.2020.

FIGURE CAPTIONS

Fig. 1. Schemes: simplified schemes for financing fishing clusters at an early stage of development (a) and in the context of the functioning of the investment and credit mechanism (b)

Fig. 2. Volume of production (catch) of aquatic bioresources by Russian fishing organizations, including in the Azov-Black Sea fisheries basin, tons

Fig. 3. Volume of production (catch) of aquatic bioresources by Russian fishing organizations in the Azov-Black Sea fisheries basin, including organizations of the Republic of Crimea and Sevastopol by types of aquatic bioresources in 2019, tons

Fig. 4. Dynamics of production (catch) of aquatic bioresources by fishing organizations of the Republic of Crimea and Sevastopol by the main types of aquatic bioresources in the period 2015-2019

Fig. 5. Dynamics of aquaculture production by enterprises of the Republic of Crimea and Sevastopol, tons

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.