Научная статья на тему 'Комплексные модели оптимизации стратегического маркетинга вуза на региональном рынке образовательных услуг'

Комплексные модели оптимизации стратегического маркетинга вуза на региональном рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко H. И.

Кравченко H.И. Комплексные модели оптимизации стратегического маркетинга вуза на региональном рынке образовательных услуг // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2006. № 4. С. 85-87. Предлагаются экономико-математические модели оптимизации стратегического маркетинга вуза с учетом рыночной конкуренции и платежеспособного спроса. Получено решение задачи оптимизации стратегии развития платного обучения в виде явных формул для вычисления оптимальных параметров стратегического маркетинга вуза и проводится анализ полученного решения. Решается задача целесообразности расширения платных образовательных услуг при условии дефицитности инвестиционных средств. Библиогр. 5 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kravchenko N.I. Complex Models of High School Marketing Optimization at the Regional Market of Educational Services // Higher School News. The North-Caucasian Region. Technical Sciencеs. 2006. № 4. Рp. 85-87. Economic-mathematical models of high school strategic marketing optimization are offered taking into account competitive markets and a solvent demand. The solution to the task of strategy optimization of payable education is received in the form of formulae for calculation of strategic marketing optimum parameters and the analysis of the received solution is conducted. The task connected with the advisability of expansion of payable educational services is solved under the condition of investment funds deficiency. 5 References.

Текст научной работы на тему «Комплексные модели оптимизации стратегического маркетинга вуза на региональном рынке образовательных услуг»

тельными или по крайней мере приемлемыми на фоне предстоящих затрат на модернизацию производства. В таком случае доводы об отсутствии средств на развитие дизайна не имеют под собой достаточных оснований, подкрепленных расчетом.

В более широком контексте отношение к дизайну является своего рода индикатором, показателем реальной готовности промышленности к радикальным переменам, связанным с переходом на инновационный путь развития в условиях глобализации экономики.

Литература

1. Карпов В.В. Социально-экономическая эффективность художественного конструирования промышленных изделий: Дис... канд. экон. наук. М., 1986.

2. Назаров Ю.В. Особенности и перспективы развития современного российского дизайна: проблемы, тенденции, прогнозы, региональные особенности: Дис. д-ра искусствовед. наук. М., 2003.

3. Сильвестрова С.А. Кендзи Экуан // Техническая эстетика. 1987. № 1. С. 23.

4. Федоров М.В. Дизайн и бизнес. Как создать конкурентоспособный товар. М., 1997.

Южно-Российский государственный технический университет

(Новочеркасский политехнический институт) 15 марта 2006 г.

УДК 330.4:378.142

КОМПЛЕКСНЫЕ МОДЕЛИ ОПТИМИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА ВУЗА НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

© 2006 г. Н.И. Кравченко

Деятельность коммерческих и государственных вузов с развитием рыночных отношений все в большей степени подчиняется законам рынка. Образовательные услуги становятся объектами купли-продажи. На региональных рынках образовательных услуг (ОУ) обостряется конкуренция между вузами и действует закон равновесия платежеспособного спроса и конкурентоспособного предложения.

Коммерциализация образования привела к тому, что появилось много негосударственных вузов, старейшие государственные вузы страны диверсифицировали свою деятельность, введя много новых специальностей на коммерческой основе. Таким образом, развитие сферы платного обучения происходит благодаря увеличению числа и расширению объемов деятельности чисто коммерческих образовательных учреждений; увеличению объемов и ассортимента платных ОУ в государственных вузах. В настоящее время в связи с негативными последствиями чрезмерной экспансии негосударственных вузов на рынке образовательных услуг сняты существовавшие ранее ограничения на прием студентов в государственные вузы на платной основе.

В связи с этим назрела необходимость разработки для каждого вуза грамотной эффективной маркетинговой политики. Оптимальную стратегию развития вуза с учетом рыночной конкуренции и платежеспособного спроса можно определить на основе адекватной экономико-математической модели.

В работах [1, 2] предложены модели формирования платежеспособного спроса на платные ОУ с уче-

том привлекательности специальности, имиджа конкретного вуза в зависимости от уровней цен на ОУ. Рассматривается линейная модель спроса:

У = а + рР, (1)

где У - платежеспособный спрос, Р - цена ОУ за год обучения, а ив - искомые параметры, определяемые как параметры регрессионной модели для регионального рынка ОУ и корректируемые с учетом привлекательности специальности, имиджа вуза и качества оказываемой ОУ.

С применением модели (1) можно построить комплексную модель оптимизации расширения объема образовательной деятельности вуза на платной основе путем выбора наилучших параметров стратегического маркетинга [3]. Проиллюстрируем процесс такого моделирования для простого случая одной специальности.

Пусть ь - годовые издержки на производство и реализацию одной ОУ (на одного студента); У -число уже обучающихся студентов в вузе по данной специальности; 2 - дополнительный прием студентов на данную специальность в результате расширения сферы обучения в вузе; g - годовые приведенные затраты по расширению деятельности вуза в расчете на одного студента дополнительного приема.

Ставится задача: насколько целесообразно расширять деятельность вуза в данном направлении (выбор 2) с учетом платежеспособного спроса на рынке; какой установить уровень цены Р за одну ОУ; какова

численность общего приема в вуз по данной специальности? В качестве обобщающего критерия оптимальности стратегии расширения деятельности вуза необходимо взять максимум прибыли, получаемой от платных ОУ с учетом приведенных затрат на расширение деятельности [4].

Построим функцию, выражающую этот критерий. Из (1) получим: Р = (У - а) / р. Тогда, если у - общее число обучающихся в вузе студентов по данной специальности, то искомая функция будет иметь вид

Ф(У, г) = (Р(У) -Ь)У -gZ = ((У -а) / в-Ь)У -gZ .

И задача оптимизации стратегии развития платного обучения такова. Найти

max Ф(7, Z) = max

(Y,Z ) (Y ,Z)

Y-а

- b

\

Y - gZ

(2)

* Y -а а b+g

P =-=--+-—

ß 2ß 2

(b + g )-

(3)

Ф^ , Z ) =

ß

4

(b + g )ß

при условиях У = У + г, У > У, г > 0.

Несложно вывести общее решение задачи (2), применив классические методы условной оптимизации. В результате получим следующее решение в виде явных формул для вычисления оптимальных параметров стратегического маркетинга вуза:

У* = 2 ( + (Ь + g )в);

г * = У - У = 2(а + (Ь + g)в) - У;

(b + g)2 -

(b + g)+ а

Модель (2) может быть обобщена на случай, когда вуз предлагает на рынке образовательные услуги по целому набору различных специальностей [5]. В этом случае вводятся ограничения на ресурсы вуза, в том числе - на сумму инвестиций I в расширение сферы своей деятельности.

Обобщим модель (1) оптимизации стратегии расширения платных образовательных услуг вуза по одной специальности с учетом прогнозируемого спроса на эти услуги на региональном рынке ОУ на случай, когда рассматриваются варианты специализации вуза по нескольким направлениям и учитываются ресурсные ограничения на расширение его образовательной деятельности.

Предполагаются известными функции спроса на каждый вид образовательных услуг:

Y =аг

i = 1,2,..., n,

(4)

Из свойств функции спроса от цены следует, что в модели (1) в< 0, а а > 0 .

Учитывая это, из формул (3) мы можем сделать следующие выводы. С ростом эластичности спроса на ОУ по цене (когда растет абсолютная величина в) оптимальная величина численности дополнительного

Т*

приема на данную специальность г уменьшается, поскольку снижается общая численность приема на данную специальность у . Цена образовательной услуги при этом также уменьшается. И оптимальная численность приема у, и оптимальная цена Р существенно определяются суммой текущих затрат на одну услугу ь и приведенных затрат на расширение деятельности вуза в расчете на одну услугу. Чем больше сумма (Ь + g), тем меньше должна быть численность приема, но тем выше годовая плата Р* за обучение студента. И наоборот: чем меньше сумма (Ь + g), тем больше численность приема и ниже цена. Это означает, что сумма прибыли вуза от образовательной деятельности при высоких затратах на ее расширение и при высоких текущих затратах должна максимизироваться за счет повышения платы за обучение, а при низких текущих затратах более эффективной является политика ценовой конкуренции путем снижения платы за обучение. Тогда прибыль вуза максимизируется за счет численности приема у . Сумма максимальной прибыли при этом выражается формулой

где У, - платежеспособный спрос; Р, - цена на ОУ за год обучения по 1-й специальности; а , и в, - известные параметры, определяемые как параметры регрессионной модели для регионального рынка ОУ и корректируемые с учетом привлекательности специальности, имиджа вуза и качества оказываемой ОУ [2].

Пусть, далее, Ь, - годовые текущие издержи на производство и реализацию одной ,-й ОУ (на одного студента); У, - число уже обучающихся студентов в вузе по /-й специальности; - искомая величина дополнительного приема на /-ю специальность в результате расширения сферы деятельности вуза; gi - годовые единовременные приведенные затраты на одного студента дополнительного приема; а к/ - затраты к-го ресурса в расчете на одну ОУ; dk - количество к-го

ресурса в вузе.

Из (4) получим

У -а

Р,(У,) = ^вг±, / = 1,2,...,

Тогда годовая прибыль вуза от /-й образовательной услуги будет равна: (Pi (У,) - Ь, )У,, а с учетом приведенных единовременных затрат она составит: (Р, (У,) -Ь,)У, -gizi. Задача стратегического маркетинга состоит в выборе такого варианта расширения деятельности вуза (выбор }) с учетом платежеспособного спроса на рынке ОУ; в установлении таких уровней цен (выбор {Р,}) на каждую ОУ, чтобы суммарная годовая прибыль вуза с учетом приведенных затрат на расширение его деятельности была максимальной. С учетом введенных обозначений эта задача запишется так.

Найти максимум функции

}) = 2

f

Y'-а> -bi

ß г

при ограничениях:

1) У = У, + , г = 1,2,..., п;

2) 2 ükY, < dk, k = 1,2,...,K; i=1

3) Y > Y, > 0, i = 1,2,...,n.

(5)

Ф({^ }) = 2

i=i

f

Yf

Yl^ - b

А

при условиях:

1) Yi = Yi + Zi, i = 1,2,...,n;

2) 2 gt (Yi - Yr) = D; i=1

3) Yi > Yr, Zi > 0, i = 1,2,...,n.

(6)

— = ^-bt + Ag, = 0, i = 1,2,...,n;

dYi ß i ß i i ^

r>T n -

d-L = 2 gY - d = o, öA i=1

где D = D + 2giYi . i=1

(7)

Решая систему уравнений (7), находим:

* * = б/iCgг2P г;

/ г=1

у; = 2(аг + (Ьг + gi )вг )-Б-^

22 g2ßi (8) i=1

Рассмотрим варианты модели (5) с одним ресурсом, ограничивающим развитие деятельности вуза, -ресурсом инвестиций в расширение сферы образовательных услуг. Обозначим объем выделенных инвестиционных средств через Б . Тогда задача (5) при условии дефицитности инвестиционных средств примет следующий вид. Найти максимум функции

г = 1,2,..., п, где Б = ±gi (аг + (Ь, + gi )рг) - 2Б.

г=1

Отсюда, учитывая, что Р, (У,) = -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yi-а

имеем:

f

P* =-i 2

^ + bt + ß i i '

- D-

ai

22 g2ß

i=1

20 ß

(9)

i = 1,2,..., n.

Составив соответствующую задаче (6) с единственным ограничением 2) в виде равенства функцию Лагранжа

T({Y.}, A) = Ф({Y.}) +2gi (^ - Y1) - D

получим следующую систему уравнений, выражающую необходимые условия, которым должно удовлетворять оптимальное решение задачи (6):

Формулы (8) и (9) оптимального решения задачи (6) содержат богатую информацию для углубленного анализа ситуаций и факторов развития образовательной деятельности вуза с учетом рыночной среды.

Литература

1. Кардаш В. А., Кравченко Н.И. Оптимизационный подход к маркетингу в сфере образовательных услуг // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Приложение, № 3. 2000. С. 46-51.

2. Кравченко Н.И. Методы прогнозирования спроса на платные образовательные услуги вуза // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. Приложение № 3. 2003. С. 232-235.

3. Кардаш В.А., Кравченко Н.И. Оптимизация параметров стратегического маркетинга вуза на рынке образовательных услуг. // Математическое моделирование и компьютерные технологии: Сб. науч. тр. VI Всерос. симп. Кисловодск, 2004. С. 39-41.

4. Кравченко Н.И. Критерии стратегического и тактического маркетинга вуза в условиях рыночной конкуренции // Научная мысль Кавказа. Приложение. № 7(33). 2002. С. 67-71.

5. Кравченко Н.И. Обобщение оптимизационной модели стратегического маркетинга вуза // Тез. докл. V Всерос. симп. по прикладной и промышленной математике (осенняя сессия) Москва / Редакция журнала «Обозрение прикладной и промышленной математики», Вып. 4, 2004. С. 848-850.

Новочеркасская государственная мелиоративная академия

26 апреля 2006 г.

ß

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.