ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА
УДК 796.011.1 DOI: 10.24411/2305-8404-2021-10101
КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕВУШЕК, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ
Д.Е. Баянкина
Предложена методика исследования физической работоспособности и отдельных антропометрических характеристик студенток вуза, не занимающихся спортом. Обсуждены результаты обследования, которые констатируют, что при физической подготовке студенток-девушек ведущая роль отводится разносторонней подготовке с акцентом на увеличение аэробной работоспособности и нормализацию массы тела.
Ключевые слова: девушки, не занимающиеся спортом, физическая работоспособность, физическая подготовленность, исследование.
COMPREHENSIVE STUDY Баянкина Дина Евгеньевна, доц., vl4dimi-
OF PHYSICAL PERFORMANCE [email protected], Россия, Барнаул, Алтайский государст-
OF GIRLS WHO ARE NOT венный педагогический университет ENGAGED IN SPORTS
Bayankina D.E., associate professor, vl4di- Ш сегоДняшний День в России
[email protected], Russia, Barnaul, Altai студенческая молодежь - основной тру-
State Pedag°gical University довой резерв нашего общества, состоя-
The research methodology of physical work- ние здоровья которого определяет здоро-ing capacity and anthropometry of female вье всей нации. Вот почему привлечение
students of a higher educational establishment
who doe snot gog in for sports is proposed.The молодежи к активным и ретулярн^ results of the survey, which state that during занятиям спортом, а также максимально
thephysical training of female students, the полное использование их огромного
leading role is given to versatile training with
an emphasis on increasing aerobic working социально-педагогического потенциала capacity and normalizing body weight. спортивно-физкультурной деятельности
Key words: girls who do not go in for sports, необходимы для позитивного воздейст-physical performance, physical fitness, re- вия на весь комплекс физических, психи-
search. ческих и духовных способностей.
В связи с этим все настойчивее ведется поиск и активнее предпринимаются попытки создания такой системы обучения и воспитания, которая наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития студента способствовала бы формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивала бы практическое формирование навыков сохранения и укрепления физического здоровья.
Общеизвестно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведе -ния, формируемой в молодые годы. Поэтому одним из основных этапов формирования навыков здорового образа жизни являются студенческие годы, а его стиль обусловлен личностно-мотивационным воплощением студентами своих социальных, психологических, интеллектуальных и физических возможностей и способностей.
Физическая работоспособность, как известно, один из важнейших параметров, характеризующих состояние здоровья человека, имеет большое прикладное значение и служит критерием отбора одаренных и спортивных ориентаций, определяет эффективность проводимого тренировочного процесса.
Физические упражнения рассматриваются как важное средство восстановления работоспособности и повышения умственного и физического труда. Функциональная активность организма человека характеризу -ется различными двигательными процессами и способностью поддержи -вать высокий уровень психических функций при выполнении напряженной интеллектуальной (умственной) деятельности.
На наш взгляд, физическая работоспособность и состав тела студенток-девушек вуза до сих пор исследованы недостаточно полно, имеются лишь отдельные сведения об их аэробной и анаэробной работоспособности [7], мало комплексных исследований данной проблемы [4]. По имеющимся данным, в анаэробных условиях наблюдается уменьшение работоспособности организма, а в аэробных, наоборот, - повышение.
Целью нашего исследования явилось многостороннее изучение физической работоспособности и состава тела у студенток-девушек, не занимающихся спортом.
Методика и организация исследований. В исследовании приняли участие 34 студентки 18-23 лет 1-2-х курсов, занимающиеся в подготовительном учебном отделении 2 раза в неделю по 2 ч.
В лабораторных условиях определяли антропометрические показатели (рост, массу тела, индекс массы тела), жизненную емкость легких (ЖЕЛ), силу кистей, максимальное потребление кислорода (МПК) методом ступенчато повышающейся нагрузки на велоэргометре каждые 3 мин с заключительным одноминутным педалированием (спуртом), порог анаэробного обмена (ПАНО) графическим методом, алактатную емкость организма по методу Фокс, а также в нашей модификации максимально устойчивое состояние (МУС) посредством теста на велоэргометре с нагрузкой 3 Вт на 1 кг массы тела до отказа [3]. Состав тела определяли с помощью гидростатического взвешивания.
В закрытом легкоатлетическом манеже исследуемые тестировались в беге на 100 м, прыжке в длину с разбега, толкании ядра, беге на 500 м, также использовались тест Купера и его модификация, бег в течение
1 мин [5]. С помощью электросекундомера регистрировалось время бега на 30 м с ходу.
Все экспериментальные данные были обработаны методами математической статистики (включая корреляционный и факторный анализы).
Результаты исследования и их обсуждение. Полученные данные (таблица) показывают, что аэробная работоспособность студенток (МПК, ПАНО) и характеристики состава тела находятся на среднем уровне, соответствующем женщинам молодого возраста (данные согласуются с результатами других авторов) [1]. Отличительная особенность была свойственна только показателям алактатной емкости, которые находились на уровне ниже среднего [2].
Показатели физической работоспособности и состава тела
у студенток
№ п/п Исследуемые показатели X±m
1 Возраст 19,5±0,2
2 Рост, м 1,64±0,01
3 Масса тела, кг 62,1±1,7
4 Индекс массы тела, кг/м2 23,1±0,6
5 Жизненная емкость легких, л 3,65±0,96
6 Сила правой кисти, кг 22,8±0,7
левой кисти, кг 20,4±0,5
7 Максимальная вентиляция легких, л/мин-1 88,3+3.3
8 Максимальное потребление кислорода л/мин-1 2,151±0,066
мл/мин-1 кг -1 34,8±0,8
9 Порог анаэробного обмена (вент.), л/мин -1 41,5+1,9
(нагр.), Вт 150,4±6,7
10 Алактатная емкость кал/кг -1 57,7+2,5
кал/тощей массы тела 78,1 ±3,7
11 Максимально устойчивое состояние в тесте, Вт/кг 887,6 ±105,2
Время, % от максимального потребления О2 83,4±1,7
среднее потребление кислорода, л/мин-1 1,781±0,054
12 Состав тела удельная масса тела, г/см 1,041±0,002
жир % 25,5±0,7
кг 16,1±0,8
тощая масса, кг 46,0±1,0
13 Бег на 100 м, с 17,53±0,21
14 Прыжок в длину с разбега, м 3,22±0,06
15 Толкание ядра, м 5,70±0,17
16 Бег на 500 м, с 118,5±1,6
17 Тест Купера, м 2191,3±32
18 Индекс модифицированного теста Купера 595,7±16,5
19 Бег в течение 1 мин, м 295,9±2,9
20 Бег на 30 м с ходу, с 4,71±0,05
Тест МУС показал, что студентки, не занимающиеся спортом, оказались способными выполнять нагрузку на уровне 83,4 % от МПК в среднем 14 мин 47,6 с. Этот результат свидетельствует о хорошем уровне выносливости студенток, так как, по имеющимся данным, даже квалифицированные спортсмены, как правило, не могут выдерживать нагрузку на уровне 90 % от МПК более 15 мин. Некоторые исследователи считают, что способность спортсмена преодолевать нагрузку как можно дольше при развивающемся метаболическом ацидозе является более информативной характеристикой, чем МПК, для решения задач спортивной практики [8].
Несмотря на разные физиологические механизмы, определяющие результаты в легкоатлетических упражнениях комплекса ГТО, тесте Купера, беге в течение 1 мин и беге на 30 м с ходу, корреляционный анализ показал существенные взаимосвязи между всеми этими показателями. Исключением является недостоверная взаимосвязь между результатами в толкании ядра и беге в течение 1 мин. Отсутствуют также существенные взаимосвязи между вышеуказанными тестами, физиологическими показа -телями, а также составом тела. Полученные данные указывают на то, что в этих показателях сильнее отражается общий уровень физической подго -товленности студенток, чем ее специфические стороны.
Основные показатели физической работоспособности и состава тела были подвергнуты факторному анализу. Всего выделено 11 факторов.
Первый фактор (20 %) характеризовал взаимосвязь показателей аэробной работоспособности и состава тела. Установлено, что избыточная масса тела отрицательно влияет на аэробную работоспособность.
Второй фактор (9,9 %) объединил результаты соревнования в легкоатлетических упражнениях комплекса ГТО, тесте Купера, беге в течение
1 мин и беге на 30 м с ходу. Поскольку в него вошли тесты разного характера (аэробного и анаэробного), его можно назвать фактором общей физи -ческой подготовленности.
Третий фактор (6,7 %) позволил выделить ведущую роль состава тела: массы тела, удельной массы тела, процента жира в теле, массы жира и индекса массы тела.
Четвертый фактор (5,9 %) показал, что в общей физической подготовке ведущую роль играют МПК и алактатная емкость организма. В этом факторе, как и во втором, объединены показатели аэробного и анаэробного характера.
Пятый фактор (4,7 %) объединил результаты теста МУС.
Шестой фактор (4,6 %) указал на взаимосвязи, от которых зависит величина МПК: максимальную вентиляцию легких, процент утилизации
02 при МПК и дыхательный коэффициент.
Седьмой фактор (4,2 %) фиксировал силу кистей и ЖЕЛ. Остальные факторы имели относительно низкую весомость.
Таким образом, комплексное исследование физической работоспособности девушек, не занимающихся спортом, показало, что факторная модель их физической работоспособности и состава тела имеет свои особенности. У них нет ярко выраженных факторов, которые наблюдаются при исследовании спортсменов [7]. Однако, несмотря на это, можно кон -статировать, что при физической подготовке студенток ведущей является разносторонняя подготовка с акцентом на увеличение аэробной работо-способности и нормализацию массы тела.
Список литературы
1. Баринова Н.Г., Вебер Д.А. Социально -педагогическая программа по предупреждению отклоняющегося поведения студенческой молодежи в системе высшего профессионального образования // Проблемы современ -ного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 12-15.
2. Вебер Д.А. Программное обеспечение профессионально-личностной безопасности в процессе подготовки бакалавров // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 1-6 (57). С. 40-45.
3. Воробьева О.И. Влияние двигательной активности на уровень здоровья студенческой молодежи // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 2-4 (58). С. 24-28.
4. Грабиненко Е.В., Попова Н.В. Исследование уровня здоровья студентов Алтайского государственного педагогического университета в зависимости от вида физкультурно-спортивной деятельности // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (40). С. 18-22.
5. Попова Н.В. Значение физической культуры и спорта в повышении работоспособности студентов в процессе учебной деятельности // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современ -ного общества: сб. науч. трудов / ред. Г.Ю. Лизунова. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2017. С. 22-27.
6. Самсонов И.И., Дрофа П.А., Баянкин О.В. О классификации спортивных соревнований в Федеральных стандартах спортивной подго -товки // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. №1 (167). С. 262-267.
7. Шарова Л.В., Абызова Т.В., Шаров А.В. Уровень здоровья студентов с различным режимом двигательной активности // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Сер. «Образование, здравоохранение, физическая культура». 2010. № 6 (182). С. 127-131.
8. Шишкина М.Е., Баянкин О.В. Проблема на начальном этапе обу -чения в вузе по направлению физкультурно-спортивного образования // Двигательная активность в формировании образа жизни и профессионального становления специалиста в области физической культуры и спорта: сб. материалов Регионал. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию НГПУ. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. С. 137-140.
References
1. Barinova N.G., Veber D.A. Social'no-pedagogicheskaya programma po predu-prezhdeniyu otklonyayushchegosya povedeniya studencheskoj molodezhi v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya [Socio-pedagogical program for the prevention of deviant behavior of student youth in the system of higher professional education] // Problemy sovre-mennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2020. No. 66-3. P. 12-15.
2. Veber D.A. Programmnoe obespechenie professional'no-lichnostnoj bezopasnosti v processe podgotovki bakalavrov [Software for professional and personal safety in the process of training bachelors] // Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire [Actual scientific research in the modern world]. 2020. No. 1-6 (57). P. 40-45.
3. Vorob'eva O.I. Vliyanie dvigatel'noj aktivnosti na uroven' zdorov'ya studencheskoj molodezhi [The influence of physical activity on the health level of student youth] // Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire [Actual scientific research in the modern world]. 2020. No. 2-4 (58). P. 24-28.
4. Grabinenko E.V., Popova N.V. Issledovanie urovnya zdorov'ya studentov Altajs-kogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta v zavisimosti ot vida fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti [Research of the level of health of students of the Altai State Pedagogical University, depending on the type of physical culture and sports activity] // Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Altai State Pedagogical University]. 2019. No. 3 (40). P. 18-22.
5. Popova N.V. Znachenie fizicheskoj kul'tury i sporta v povyshenii rabotosposob-nosti studentov v processe uchebnoj deyatel'nosti [The value of physical culture and sports in improving the performance of students in the process of educational activity] // Value orientations of youth in the conditions of modernization of modern society: collection of articles. scientific. works / ed. G.Yu. Lizunova. Gorno-Altaysk: GAGU Publishing House, 2017. P. 22-27.
6. Samsonov I.I., Drofa P.A., Bayankin O.V. O klassifikacii sportivnyh sorevnovanij v Federal'nyh standartah sportivnoj podgotovki [On the classification of sports competitions in the Federal standards of sports training] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft]. 2019. No. 1 (167). P. 262-267.
7. Sharova L.V., Abyzova T.V., Sharov A.V. Uroven' zdorov'ya studentov s razlich-nym rezhimom dvigatel'noj aktivnosti [The level of health of students with different modes of physical activity] // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: obra-zovanie, zdravoohranenie, fizicheskaya kul'tura [Bulletin of the South Ural State University. Series: education, health care, physical education]. 2010. No. 6 (182). P. 127-131.
8. Shishkina M.E., Bayankin O.V. Problema na nachal'nom etape obucheniya v vuze po napravleniyu fizkul'turno-sportivnogo obrazovaniya [The problem at the initial stage of training in the university in the direction of physical culture and sports education] // Motor activity in the formation of a lifestyle and professional development of a specialist in the field of physical culture and sports: collection of articles. materials Regional. scientific-practical conf., dedicated. 80th anniversary of the Novosibirsk State Pedagogical University. Novosibirsk: Publishing house of NGPU, 2015. P. 137-140.