МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
6. Пак, С.Я. Модельный способ восстановления состояния фитопланктона в вертикальном столбе воды по
7. спутниковым данным о поверхностном слое / С.Я. Пак, А.И. Абакумов // Информатика и системы управления. 2014. № 3(41). С. 23-32.
8. Силкин, В.А. Биоэкологические механизмы управления в аквакультуре / А.В. Силкин, К.М. Хайлов - Л.: Наука, 1988. - 230 с.
9. Droop M.R. The nutrient status of algal cells in continuous culture // J. Mar. Biol. Assoc. U. K. 1974. V.54. P. 825 - 855.
10. J0rgensen S.E. A eutrophication model for a lake // J. Ecol. Model. - 1976. 2. - Pp.147 - 165.
11. M. A. Mustapha, S. Sei-Ichi, and T. Lihan. Satellite-measured seasonal variations in primary production in the scallop-farming region of the Okhotsk Sea // ICES Journal of Marine Science Vol.66(7), P. 1557-1569. doi: 10.1093/icesjms/fsp142.
© Пак С.Я., 2015
УДК 796
В.Ю.Радоуцкий
к.т.н., профессор кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях»
В.Г.Шаптала
д.т.н., профессор кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях» Белгородский государственный технологический университет
им. В.Г. Шухова А.И.Кудинова
преподаватель кафедры «Огневая подготовка» Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина
г. Белгород, Российская Федерация
КОМПЛЕКСНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ОТ ВНУТРЕННИХ И
ВНЕШНИХ УГРОЗ
Аннотация
В статье проведена идентификация всех источников опасности для высшего учебного заведения и определены определяющие и влияющие факторы безопасности ВУЗа
Ключевые слова Опасность, защищенность, фактор, безопасность, риск
Необходимым условием защищенности вуза от чрезвычайных ситуаций (ЧС) различного характера является идентификация всех террористических, криминальных, внешних и внутренних техногенных, экологических, природных и других источников опасности, а также их ранжирование по степени значимости. Основными внутренними техногенными угрозами являются [1, с. 34]:
- пожары, взрывы газа и других взрывопожароопасных материалов;
- внезапные обрушения зданий или строительных конструкций;
- аварии на лифтах;
- аварии на электроэнергетических сетях;
- аварии на сетях газоснабжения;
- аварии на системах водоснабжения и канализации;
- аварии на сетях теплоснабжения в холодное время года.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
Ежегодно в Главных управлениях МЧС, органах МВД и ФСБ регионов исследуются показатели ЧС за прошедший год и последние пять лет, в том числе: число террористических, природных, техногенных и других ЧС, число погибших, размеры материального ущерба. На основе этих данных необходимо выполнить анализ риска ЧС различного характера, включающий в себя [2, с. 221]:
1. Определение величин (показателей) рисков;
2. Ранжирование рисков.
Величина риска /-ой чрезвычайной ситуации R/ равна произведению частоты этой ситуации W, измеряемой средним числом событий в год на среднюю прогнозируемую величину ущерба У/, измеряемого числом погибших (пострадавших) или убытками в тыс. или млн. руб. на одно событие.
R = W • У, (1)
Общий техногенный или природный риск определяется суммированием частных рисков:
R = 1W-У, • (2)
Комплексный показатель риска, позволяющий ранжировать опасности, может быть найден по формуле:
R
ПР, = R. (3)
' R w
Состояние комплексной защищенности вуза от угроз террористического, техногенного, природного и иного характера характеризуется действием следующих семи первостепенных (определяющих) факторов [3, с. 254]:
1 . Охрана, система круглосуточного дежурства, ежедневный осмотр периметра, а также источников потенциально опасности;
2. Наличие и регулярная проверка исправности инженерно-технических средств охраны, в т.ч. систем противопожарной сигнализации и средств пожаротушения;
3. Система контроля условий хранения и использования АХОВ и РВ;
4. Система экстренной связи;
5. Наличие схем эвакуации, системы оповещения и управления эвакуацией;
6. Система контроля качества пищевого сырья, продуктов, санитарно-гигиенического состояния предприятий и пунктов общественного питания вуза, регулярные проверки санитарно-эпидемиологической обстановки в студенческих общежитиях;
7. Система культурно-воспитательной работы, включающая в себя пропаганду здорового образа жизни (противодействие наркомании, алкоголизму, курению, игромании, распущенности), а также профилактику общественно-опасных проявлений в студенческой среде (экстремизм, ксенофобия, расизм, сектантство, криминальные явления и т.п.).
Безопасность вуза определяется также группой влияющих факторов, к которым относятся [4, с. 69]:
1. Наличие планов-схем территории вуза и прилегающей местности с указанием мест вероятных террористических и криминальных нападений, всех потенциально-опасных объектов и коммуникаций; поэтажных планов зданий вуза с указанием источников опасности; схем всех инженерных сетей;
2. Система регулярного контроля и поддержания необходимого технического состояния зданий, сооружений, их элементов и инженерного оборудования, инженерных сетей и систем жизнеобеспечения, а
также система экологического мониторинга;
3. Наличие нештатных аварийно-спасательных формирований, их оснащенность необходимым оборудованием и СИЗ;
4. Система информирования сотрудников и студентов об опасностях и способах защиты от них, воспитания дисциплинированности и культуры безопасности;
5. Система обучения сотрудников и студентов к действиям в условиях ЧС.
Третью группу факторов безопасности вуз формирует самостоятельно исходя из значимости (ранга) террористических, техногенных, природных и других угроз, характерных для региона и прилегающей территории с учетом специфических особенностей вуза. Эти факторы должны быть указаны в информации, представленной штабом по делам ГОЧС вуза. Их список должен содержать не более девяти позиций [5, с. 57].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
Различные факторы и технические средства охраны вносят неодинаковый вклад в обеспечение комплексной безопасности вуза. Нормирование на единицу коэффициенты значимости (весовые коэффициенты) рг- могут быть определены методом экспертных оценок. В качестве количественного показателя обеспеченности вуза охранниками или техническими средствами охраны принимается отношение их фактического количества к требуемому. Коэффициент обеспеченности вуза средствами охраны а с учетом их значимости определяется по формуле [6, с. 42]:
I Р N
а = f-, (4)
IР N
i =i
где Ni - количество фактически установленных средств охраны 7-го типа, N,T - требуемое их количество, n - количество типов средств охраны. Список использованной литературы:
1. Радоуцкий В.Ю., Шульженко В.Н., Нестерова Н.В. Основы защиты в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2008. 248 с.
2. Ковалева Е.Г., Нестерова Н.В. Сравнительный анализ методов оценки рисков в учреждениях высшего профессионального образования // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014.№ 5. С. 220-223.
3. Шаптала В.Г., Радоуцкий В.Ю., Нестерова Н.В., Бабешко Н.Ю. Определяющие и влияющие факторы безопасности ВУЗа // Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. Материалы XIII Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Москва, 2008. С. 254-256.
4. Нестерова Н.В., Васюткина Д.И., Павленко А.В. Обоснование единой системы обеспечения комплексной безопасности // Наука: прошлое, настоящее, будущее. Материалы международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 68-70.
5. Нестерова Н.В., Гревцев М.В., Харыбин А.В. Факторы определяющие состояние защищенности высшего учебного заведения // Эволюция современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 56-58.
6. Ветрова Ю.В., Ковалева Е.Г., Нестерова Н.В. Управление системой жизнеобеспечения высшего учебного заведения // Актуальные проблемы технических наук. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 40-43.
© Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.Г., Кудинова А.И., 2015
УДК 372.853
Ф.М. Сабирова
К.ф.-м.н., доцент
Елабужский институт Казанского (Приволжского) университета
г. Елабуга, Российская Федерация А.А. Мухамадиева Студентка 4 курса Физико-математический факультет Елабужский институт Казанского (Приволжского) университета
г. Елабуга, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ СООРУЖЕНИЯ ПЕРВОГО ОТЕЧЕТСВЕННОГО АТОМНОГО РЕАКТОРА
В КУРСЕ ФИЗИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ