УДК 332.12(470.344)
А. Е. ЯКОВЛЕВ,
доктор экономических наук, профессор,
Чувашский Государственный Университет им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия,
Н. В. МОРОЗОВА,
кандидат экономических наук, доцент,
Г. Н. СОКОЛОВА,
кандидат экономических наук, доцент
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ1
Цель: на основании комплексной оценки социально-экономического развития моногородов Чувашской Республики выявить основные проблемы монопрофильности городов Чувашской Республики и определить пути их решения.
Методы: индуктивный и дедуктивный методы.
Результаты: В результате проведенной оценки социально-экономического развития моногородов Чувашской Республики были обозначены основные проблемы их социально-экономического развития, как например, отток трудоспособного населения, зависимость от внешней среды и неустойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям. В статье были предложены пути решения проблем монопрофильности городов Чувашской Республики.
Научная новизна: проведенного исследования заключается в том, что в работе применялись авторские разработки: при изучении социально-экономических тенденций использовались экономический и социальный показатели - это позволило выявить конкретные региональные проблемы и предложить направления и ресурсные возможности развития экономики моногородов Чувашской Республики.
Практическая значимость: проявляется в возможности оптимизировать меры государственного управления монопрофильными городами Чувашской Республики.
Ключевые слова: моногород; монопрофильность; социально-экономическое развитие; диверсификация; предпринимательство .
Введение
Экономическое развитие большинства российских регионов тесно связано с развитием монопрофильных территорий. Согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации № 312 от 26 июля 2013 г.2 к монопрофильным муниципальным образованиям в России относятся 342 населенных пункта.
Министерством регионального развития Российской Федерации определен перечень моногородов Чувашской Республики (Алатырь,
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 14-12-21011).
2 URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=EXP;n=564627 (дата обращения: 29.08.2014)
Канаш, Мариинский Посад, Новочебоксарск, Шумерля, Ядрин), в которых проживает более 21 % населения.
Авторами исследования были поставлена цель - выявить основные проблемы монопрофильности городов рассматриваемого региона (например, отток трудоспособного населения, зависимость от внешней среды, неустойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям и др.) на основании комплексной оценки социально-экономического развития моногородов Чувашской Республики, а также определить пути решения этих проблем.
Результаты исследования
На сегодняшний день существуют различные подходы к оценке социально-экономического развития территории. Одним из распространенных
способов является исследование статистических показателей, характеризующих различные стороны развития. В нашем случае методика оценки должна содержать показатели, характеризующие степень монопрофильно сти города, и проводиться поэтапно (рис. 1).
Таким образом, в первую очередь необходимо определить набор показателей, по которым будет производиться оценка социально-экономического развития моногорода. Для этого выделим блок социальных, блоки экономических показателей и показателей монопрофильности (табл. 1).
Далее необходимо провести оценку моногородов по каждому показателю и распределить их по 9 диапазонам, каждому из которых присвоить соответствующий балл.
Рис. 1. Этапы комплексной оценки социально-экономического развития моногорода [1]
(Fig. 1. Stages of the complex estimation of social-economic development of a monocity)
Показатели Алатырь Канаш Мариинский Посад Новочебоксарск Шумерля Ядрин
2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г.
Экономические показатели Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг и т. д. на 1 тыс. жителей (тыс. руб.) 51432,2 53249,7 98734,1 113137,3 30982 45678 77654,1 83950,4 65782,3 89871,7 50453 55768
Объем доходов местного бюджета, тыс. руб. 284844,61 360562,8 652954,54 741993,8 119774,86 147870,2 396341,86 609 756,70 2841,236 3192,4 3927,878 4567,3
Численность экономически активного населения, тыс. человек 28921,9 36 610 40320,72 45 819 7110,18 8778 80594,8 123 992 27177,04 30 536 7538,76 8766
Инвестиции в основной капитал на душу населения, млрд руб. 4,187 5,3 2,332 2,65 0,4374 0,54 8,6125 13,25 20,559 23,1 4,558 5,3
Социальные показатели Коэффициент рождаемости 10,1 12,5 12,6 13,2 13,3 14 13 13,2 13 13,8 11 11
Коэффициент смертности 12 13 11 12,7 13 13,9 13 13 13 13,6 11 11
Доля прожиточного минимума в среднемесячной заработной плате, % 10,2 13 13,2 15 9,72 12 14,3 22 10,6 12 11,1 13
Площадь жилых помещений на 1 жителя, кв. м. 26,2 33,2 31,152 35,4 22,032 27,2 14,56 22,4 25,454 28,6 26,66 31
Уровень безработицы 0,8 1,13 0,9 1,12 0,9 1,14 0,8 1,27 1,1 1,25 1,1 1,28
Показатели монопрофильности Доля градообразующего предприятия в общегородском объеме производства, % 19 21 27 28 24 25 24 24 22 23 22 22
Доля занятых на градообразующем предприятии, % 21 23 20 21 18 18 20 21 19 20 19 19
* Источник: составлено авторами.
Таблица 1
Показатели оценки социально-экономического положения моногородов Чувашской Республики
за 2012-2013 гг.*
(Indicators of social-economic development of monocities in Chuvash Republic in 2012-2013)
Моногорода с наименьшим значением показателя получат наименьший балл (1), с наибольшим - наибольший (6). Необходимо отметить, что показатели, характеризующие негативное состояние социально-экономической ситуации будут рассчитываться иначе: моногороду с наибольшим показателем - наименьший балл, с наименьшим показателем - наибольший балл.
Расчеты могут быть представлены по следующей формуле [2]:
S = (N - N ) / 6, (1)
j 4 j max j mm' ' 4 '
где S - интервальный диапазон i-го показателя; N - лучшее значение i-го показателя по
j max
обследуемым моногородам; Nj min - худшее значение i-го показателя по обследуемым моногородам.
Следовательно, максимально возможное значение экономического показателя - 36 баллов, минимальное - 4 балла, социального показателя:
Из табл. 2 видно, что в Чувашской Республике нет моногородов с высоким уровнем экономических и социальных показателей. Лидерами по уровню развития можно считать Новочебоксарск и Ядрин, которые имеют экономические показатели выше среднего и, кроме того, самые высокие показатели монопрофильности. К моногородам с высоким показателем монопрофильности также относится Канаш. Моногорода Чувашской Республики по экономическим показателям находятся примерно на одном уровне. Самыми низкими показателями отмечен моногород Шумерля.
максимальное - 45 баллов, минимальное - 5 баллов; показателя монопрофильности: максимальное 18 баллов, минимальное - 2 балла.
В результате проведенных расчетов необходимо распределить моногорода по группам уровня развития по каждому блоку показателей. В результате выделим 4 группы (Э - экономический показатель, С - социальный показатель, М - показатель монопрофильности):
Высокий уровень: Э - 28-36; С - 35-45; М - 2-6.
Уровень «выше среднего»: Э - 20-28; С - 25-35; М - 6-10.
Уровень «ниже среднего»: Э - 12-20; С - 15-25; М - 10-14.
Низкий уровень: Э - 4-12; С - 5-15; М - 14-18.
Данная классификация позволит определить слабые и сильные стороны моногородов, выявить моногорода-лидера и моногорода, находящиеся в депрессивном состоянии.
Также рассмотрим проблемы моногородов Чувашской Республики. Проблема оттока трудоспособного населения, по нашему мнению, входит в тройку наиболее острых современных проблем рассматриваемых городов. Проблемой моногорода Канаша является реальная угроза ликвидации градообразующего предприятия ОАО «Канашский автоагрегатный завод», входящего в «Группу "ГАЗ"», и ряда смежных предприятий. Это может привести к увеличению напряженности на рынке труда: будут высвобождены около 1 тысячи человек, уровень безработицы к концу
Таблица 2
Группы социально-экономического развития моногородов Чувашской Республики* (Groups of estimation of social-economic development of monocities in Chuvash Republic)
Уровень развития Экономический показатель Социальный показатель Показатель монопрофильности
Высокий Новочебоксарск, Канаш, Ядрин
Выше среднего Новочебоксарск, Ядрин Алатырь, Канаш, Новоче-боксарск Алатырь, Мариинский Посад
Ниже среднего Алатырь, Канаш, Мариинский Посад Ядрин, Мариинский Посад, Шумерля Шумерля
Низкий Шумерля
* Источник: составлено авторами.
2014 г увеличится до 4,03 % (стратегией развития «Группы " ГАЗ"» предусматривается оптимизация производственных мощностей в связи с закрытием ОАО «Канашский автоагрегатный завод»).
Отток населения из моногородов Чувашии связан не только с притягательными чертами принимающих территорий, но и с наличием «выталкивающих» факторов, основным из которых, судя по мнению экспертов, является кризис производства градообразующего предприятия. Кризис производства на градообразующих предприятиях Чувашской Республики обусловлен целым ком -плексом причин: низкой конкурентоспособностью продукции, износом оборудования, высокими издержками производства и др. Результатом же оттока трудоспособного населения и «утечки умов» является наиболее острая современная проблема моногородов Чувашской Республики -нехватка квалифицированных специалистов, тормозящая выход экономики моногородов из кризисного состояния. Следующий фактор жизнеспособности - высокая степень монопрофиль-ности экономики моногородов - представляет собой ключевую проблему в развитии данных населенных пунктов. Узкая специализация делает
развитие города зависимым от внешней среды и неустойчивым к неблагоприятным внешним воздействиям. Изменение внешней конъюнктуры, падение цен и спроса на продукцию градообразующих предприятий Чувашии вызывает затяжное кризисное состояние экономики моногородов.
Ввиду сложности создавшейся ситуации с моногородами, только окмплекс управленческих решений, которые необходимо провести для преодоления затяжного кризиса развития данных территорий станет решением проблемы. Точечные меры, принимаемые государством в настоящее время (субсидии и дотации градообразующим предприятиям, «латание дыр» местных бюджетов, ручное управление в отношении наиболее проблемных моногородов и т. д.), временно смягчают кризис, но не решают проблемы. Моногородам нужен мощный системный и адекватный реальным причинам кризисного состояния толчок развития.
Предлагаемые пути решения вышеназванных проблем можно структурировать следующим образом:
1) бессрочные, направленные на все моногорода независимо от современной ситуации в них, продиктованные самой их спецификой
Таблица 3
Сравнительный анализ программ по преодолению монопрофильности моногородов
Чувашской Республики*
(Comparative analysis of program aimed at overcoming the mono-profile character of monocities
in Chuvash Republic)
Город Программа Кол-во создаваемых рабочих мест, единиц Кол-во жителей, тыс. человек
Алатырь Республиканская целевая программа поддержки модернизации моногорода Алатыря на 2011-2015 гг. 1960 37042
Канаш Республиканская целевая программа поддержки модернизации моногорода Канаша на 2012-2016 гг. 2799 45759
Новочебоксарск Республиканская целевая программа поддержки развития моногорода Новочебоксарска на 2010-2015 гг. 8490 123922
Шумерля Республиканская целевая программа поддержки модернизации моногорода Шумерли на 2012-2016 гг. 1671 30798
Ядрин Комплексный инвестиционный план социально- экономического развития Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики на 2010-2012 гг. и до 2020 г. - -
* Источник: составлено авторами.
(проект Федерального закона «О монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации»)3;
2) долгосрочные, направленные на некоторые моногорода с высоким потенциалом развития (создание аналога особых экономических зон);
3) среднесрочные, направленные на все моногорода, но учитывающие их специфику, позволяющие решить их основные проблемы и обеспечить толчок для успешного развития (проект Федеральной целевой программы «Устойчивое социально-экономическое развитие монопрофильных муниципальных образований») [4].
Основной путь решения проблемы моногородов - диверсификация их экономики, возможная лишь при условии повышения объема инвестиционных потоков на их территорию, расширения номенклатуры продукции или услуг, предоставляемых местными организациями.
Выводы
Перспективой развития моногородов является создание предприятий так называемой «новой» экономики, где производительность труда в разы выше, чем в традиционном секторе. Базой для них могут стать производственные площади бывших градообразующих предприятий. И хотя в моногородах планируется реализация комплексных инвестиционных планов с привлечением федеральных средств, источником инвестиций в большинстве случаев все же является частный
капитал. Так, в г Алатыре 81,0 % объема инвестиций приходится на внебюджетные средства, в г. Канаше - 82,6 %, в г. Новочебоксарске - 92,9 % , в г. Шумерле - 77,7 %.
Развитие малого и среднего предпринимательства может быть определено как один из наиболее реальных механизмов преодоления монопро-фильности. Именно создание новых малых и средних предприятий позволит использовать и развить инфраструктуру градообразующих предприятий, создать новые рабочие места, привлечь в города инвестиционные ресурсы.
Список литературы
1. Гришина И. Методология комплексного анализа инвестиционных процессов в регионах России // Инвестиции в России. 2005. № 4. С. 21.
2. Липсица И.В. Монопрофильные города и градообразующие предприятия: база данных о градообразующих предприятиях и моногородах России. М.: Издательский дом Хроникер, 2000. 315 с.
3. Манаева И.В. Методика оценки социально-экономического развития моногородов // Российское предпринимательство. 2013. № 19 (241). URL: http://www.creativeconomy. ru/articles/29848/ (дата обращения: 29.08.2014)
4. Маслова А.Н. Моногорода в России: проблемы и пути решения // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. № 5. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/monogoroda-v-rossii-problemy-i-resheniya (дата обращения: 29.08.2014)
В редакцию материал поступил 24.07.14 © Яковлев А. Е., Морозова Н. В., Соколова Г. Н., 2014
Информация об авторах
Яковлев Анатолий Егорович, доктор экономических наук, профессор, Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова
Адрес: 428015, г. Чебоксары, Московский проспект, 15, тел.: (8352) 58-30-36
Морозова Наталья Витальевна, кандидат экономических наук, доцент, Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова
Адрес: 428015, г. Чебоксары, Московский проспект, 15, тел.: (8352) 58-30-36
Соколова Галина Николаевна, кандидат экономических наук, Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова
Адрес: 428015, г. Чебоксары, Московский проспект, 15, тел.: (8352) 58-30-36 E-mail: [email protected]
3 URL: http://data.gov.ru/opendata/7710349494-monotowns (дата обращения: 29.08.2014)
Как цитировать статью: Яковлев А.Е., Морозова Н.В., Соколова Г.Н. Комплексная оценка социально-экономического развития моногородов в Чувашской Республике // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 100-105.
A. E. YAKOVLEV,
Doctor of Economics, Professor, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary, Russia N. V. MOROZOVA, PhD (Economics), Associate Professor,
G. N. SOKOLOVA,
PhD (Economics), Associate Professor,
COMPLEX ESTIMATION OF SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF MONOCITIES
IN CHUVASH REPUBLIC1
Objective: basing on the complex estimation of social-economic development of monocities in Chuvash Republic, to reveal the main problems of the mono-profile character of Chuvash Republic cities and to define the ways of their solution.
Methods: inductive and deductive methods.
Results: The carried out estimation of social-economic development of monocities in Chuvash Republic showed the main problems of their social-economic development, such as the outflow of capable population, dependence on external environment and instability to injurious external effects. The article proposes ways of solving the problems of mono-profile character городовChuvash Republic.
Scientific novelty: using of authoring in the research, i.e. using economic and social indicators when studying the social-economic trends, allowed to reveal the particular regional problems and propose the directions and resource possibilities of the monocities' economy in Chuvash Republic.
Practical value: the possibility to optimize the measures of state management of mono-profile cities in Chuvash Republic.
Key words: monocity; mono-profile character; social-economic development; diversification; entrepreneurship.
References
1. Grishina, I. Metodologiya kompleksnogo analiza investitsionnykh protsessov v regionakh Rossii (Methodology of complex analysis of investment processes in the Russian regions). Investitsii v Rossii, 2005, no. 4, p. 21.
2. Lipsitsa, I.V. Monoprofil'nye goroda i gradoobrazuyushchie predpriyatiya: bazadannykh o gradoobrazuyushchikhpredpriyatiyakh I mono-gorodakh Rossii (Mono-profile cities and town-forming enterprises: database of town-forming enterprises and monocities in Russia). Moscow: Izdatel'skii dom Khroniker, 2000, 315 p.
3. Manaeva, I.V. Metodika otsenki sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya monogorodov (Methodology of estimating the social-economic development of monocities). Rossiiskoepredprinimatel'stvo, 2013, no. 19 (241), available at: http://www.creativeconomy.ru/articles/29848/ (accessed: 29.08.2014)
4. Maslova, A.N. Monogoroda v Rossii: Problemy i puti resheniya (Monocities in Russia: problems and way of solving). Problemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie, 2011, no. 5, available at: http://cyberleninka.ru/article/n/monogoroda-v-rossii-problemy-i-resheniya (accessed: 29.08.2014)
Received 24.07.14
Information about the authors
Sokolova Galina Nikolayevna, PhD (Economics), Chuvash State University named after I.N. Ulyanov
Address: 15 Moskovskiy Prospekt, 428015 Cheboksary, tel.: (8352) 58-30-36
E-mail: [email protected]
Morozova Natalya Vitalyevna, PhD (Economics), Associate Professor, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov
Address: 15 MoskovskiyProspekt, 428015 Cheboksary, tel.: (8352) 58-30-36
Yakovlev Anatoliy Egorovich, Doctor of Economics, Professor, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov
Address: 15 Moskovskiy Prospekt, 428015 Cheboksary, tel.: (8352) 58-30-36
How to cite the article: Yakovlev A.E., Morozova N.V., Sokolova G.N. Complex estimation of social-economic development of monocities in Chuvash Republic. Aktual'niyeproblemy ekonomiki iprava, 2014, no. 3 (31), pp. 100-105.
© Yakovlev A.E , Morozova N.V., Sokolova G.N., 2014
4 The work is completed with financial support of the Russian Research Fund for Humanities within the framework of research (project no. 14-12-21011).