УДК 352.075.1 (470.344) ББК 67.400.7
А.А. ЧУКСИНА
ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЧУВАШИИ В 1990-2000-е ГОДЫ
Ключевые слова: городское самоуправление, органы городского самоуправления, выборы в органы городского самоуправления, глава местного самоуправления, система городского самоуправления.
Уровень развития местного самоуправления является главным показателем степени демократизации общественно-экономической жизни страны, т.е. децентрализация власти и ресурсов становится ключевым условием социально-экономического развития государства. Городское самоуправление в России имеет длительную историю, на протяжении которой оно неоднократно реформировалось. Процесс формирования и развития института городского самоуправления в Чувашии рассматривается в историческом аспекте. Показываются изменения структуры муниципальных органов управления, анализируются итоги проведенных выборов в органы местной власти. Для раскрытия темы исследования привлечены специальные источники: документы Государственного исторического архива современной истории Чувашской Республики, нормативно-правовые документы и материалы периодической печати изучаемого хронологического периода, относящегося к 1991-2012 гг.
A. CHUKSINA
MUNICIPAL GOVERNMENT IN CHUVASHIA IN 1990-2000s
Key words: local government, local governments, elections to local government, head of local government, system of local government.
The level of local government is the main indicator of the level of democratization of social and economic life of the country, that is, decentralization of power and resources is a key condition for the socio-economic development of the state. Municipal government in Russia has a long history, during which it has repeatedly been reformed. Process of formation and development of the institution of municipal government in Chuvashia seen in the historical aspect. Showing changes in the structure of municipal governments, analyzed the outcome of the elections to local authorities. To disclose the author of the research topic attracted special sources: documents of the State Historical Archives of Contemporary History of the Chuvash Republic, legal documents and materials periodicals studied chronological period relating to 1991-2012 years.
Местное самоуправление прошло длительный исторический путь и в виде единой системы сложилось не сразу. Современная система управления на местах ведет свое начало с реформирования местных Советов, что тесно связано с социально-экономическими и политическими изменениями в СССР во второй половине 1980-х гг. и объективной необходимостью вовлечения населения в публичную сферу.
Становление современной системы местного самоуправления в России связано с принятием в 1990 г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»1, который впервые вводил понятие «местное самоуправление». Несмотря на то, что этот закон характеризовал органы власти на местах как органы самоуправления и самоорганизации граждан, они продолжали оставаться составной частью государственного управления.
В истории Чувашии, республики, представленной титульной нацией - чувашами - 67,7% [11], начало 1990-х гг. также стало временем кардинальных изменений как в правовом положении, так и в системе органов государственной власти и управления. «Декларация о государственном суверенитете Чувашской Со-
1 Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в РСФСР [Электронный ресурс]: Закон СССР от 09.04.1990 г // Семерка: российск. прав. портал. 1^1.: http://zakon.law7.ru/ Ьазе19/ра|19/<19ги9695.Мт (дата обращения: 10.04.2014).
ветской Социалистической Республики», принятая 24 октября 1990 г.2, вывела из названия республики определение «автономная», а 13 февраля 1992 г. - «советская» и «социалистическая». У Чувашии появилось современное наименование - Чувашская Республика (ЧР). Обретение государственного суверенитета, становление новой власти определили и направления государственных преобразований в области местного самоуправления.
В 90-е гг. XX в. административно-территориальное деление ЧР включало 5 городов республиканского подчинения: Алатырь, Канаш, Новочебоксарск, Чебоксары, Шумерля и 21 район Алатырский, Аликовский, Батыревский, Вур-нарский, Ибресинский, Канашский, Козловский, Комсомольский, Красноармейский, Красночетайский, Мариинско-Посадский, Мограушский, Порецкий, Ур-марский, Цивильский, Шемуршинский, Шумерлинский, Чебоксарский, Ядрин-ский, Яльчикский, Янтиковский.
Закон Чувашской Советской Социалистической Республики (ЧССР) «О местном самоуправлении в Чувашской ССР»3 дал начало новому этапу становления системы самоуправления на местах. В нем впервые использовалось понятие «местное самоуправление - система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения». Самоуправление осуществлялось как непосредственно - через выборы, референдумы, собрания граждан, органы территориального общественного самоуправления, так и через представительные органы - Советы народных депутатов, которые действовали во всех городах Чувашии. В систему местного самоуправления городов входили также администрация, которая заменила бывшие исполнительные комитеты, и глава администрации. В 1991 г. в городах Новочебоксарск, Шумерля, Канаш, Алатырь, Чебоксары исполнительные комитеты прекратили свое существование, на смену им в 1992 г. пришли городские администрации, которые взяли на себя исполнительно-распорядительные функции, а также координирование работы всех отраслей хозяйства.
Например, в структуру администрации г. Чебоксары в 1992 г. входили 7 комитетов: городской комитет по управлению имуществом; земельной реформе и земельным ресурсам; охране природы; физической культуре и спорту; делам молодежи; социальной законности и труду, 12 отделов: отдел экономики прогнозирования и предпринимательства; финансовый; сектор цен; отдел по ресурсам; городской статистики; строительства; жилищно-коммунального хозяйства и энергетики; учета и распределения жилья; торговли; бытовых услуг; продовольственных закупок и общественного питания; записи актов гражданского состояния и 6 управлений: управления архитектуры и градостроительства; транспорта и связи; здравоохранения; народного образования; культуры; управления делам администрации. Кроме того, при городской администрации работали комиссии: по охране памятников истории и культуры; делам несовершеннолетних; борьбе с пьянством; наблюдательная [7].
Главное отличие местной администрации от исполнительных комитетов заключалось в отсутствии подконтрольности Советам народных депутатов, отказе от коллегиальности в принятии решений в пользу единоначалия и ответственности главы местной администрации. Если исполнительный комитет избирался
2 О декларации о государственном суверенитете Чувашской Советской Социалистической Республики: Закон Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики от 24.10.1990 г. // Советская Чувашия. 1990. 25 окт. С. 1.
3 О местном самоуправлении в Чувашской Советской Социалистической Республики: Закон Чувашской Советской Социалистической Республики от 18 октября 1991 г. // Законы и постановления, принятые на 16-17 сессиях Верховного Совета Чувашской Республики XII созыва. Чебоксары, 1993.
Советом народных депутатов из своего состава, то глава администрации самостоятельно определял структуру администрации, а Совет ее только утверждал.
Советы народных депутатов являлись основным звеном системы местного самоуправления и избирались на 5 лет. Закон учредил должность главы местной администрации с его единоличной ответственностью перед населением (право населения отозвать главу администрации) и перед представительным органом, который вправе был выразить недоверие, и закрепил за ним конкретные полномочия. Это был принципиальный шаг к изменению советской системы организации власти и управления в городах: представительный и исполнительный органы должны были формироваться теперь исключительно по воле горожан.
Закон ЧССР 1991 г. «О выборах главы местной администрации»4 закрепил порядок проведения выборов глав администраций на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании. В соответствии с законом, глава избирался сроком на 5 лет. Также, в 1991 г. парламент республики, учитывая падение интереса населения к выборам, принял постановление «О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской ССР «О выборах главы местной администрации»5, допускавшее в случае неизбрания главы местной администрации назначение исполняющего его обязанности. Впервые путем всенародного прямого тайного голосования определялись руководители исполнительной власти. Первые выборы мэра в городах Чувашии были назначены на 8 декабря 1991 г. В г. Чебоксары на эту должность претендовало несколько кандидатов: В.В. Алексеев - председатель бывшего горисполкома, В.В. Сапожников и И.П. Тореев. Однако ни один из них не набрал необходимого количества голосов избирателей, при этом явка граждан на выборы составляла 44,63% [14], что свидетельствовало о достаточно высокой гражданской активности населения и понимании необходимости реформ на местном уровне. В январе 1992 г. на VIII внеочередной сессии Чебоксарского городского Собрания народных депутатов (ЧГсНд) было принято решение назначить на пост главы администрации В.В. Алексеева, который совместил сразу две должности - главы администрации и председателя Совета, что было обусловлено проводимым в республике в 1992-1993 гг. государственно-правовым экспериментом. В г. Алатырь на пост главы местной администрации претендовало 3 кандидата: В.И. Деров - директор обувной фабрики, Н.А. Курчатов - председатель горисполкома Алатыря, и В.И. Пахомов - председатель Алатырского городского Совета народных депутатов [1]. Однако В.И. Деров и В.И. Пахомов сняли свои кандидатуры. С учетом низкой активности избирателей на X сессии городского совета г. Алатырь на должность главы администрации города был назначен Н.А. Курчатов [10. Л. 59]. В г. Шумерля избран населением В.М. Садырга - бывший председатель горисполкома. Явка граждан была одной из самых высоких в Чувашии - 51,2%. В г. Новочебоксарск на должность главы администрации назначен И.Г. Чернов.
Анализируя итоги выборов руководителей городских администраций, можно отметить следующие тенденции: на руководящие посты были избраны лица, известные жителям, прежде всего, своей работой в прошлом, главы новых органов - в основном прежние руководители исполкомов, хозяйственники, депутаты городских советов, умевшие осуществлять деятельность на профессио-
4 О выборах главы местной администрации: Закон Чувашской Советской Социалистической Республики от 18 октября 1991 г. // Законы и постановления, принятые на 16-17 сессиях Верховного Совета ЧР 12 созыва. Чебоксары, 1993.
5 О порядке введения в действие Закона Чувашской Советской Социалистической Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской ССР «О выборах главы местной администрации»» [Электронный ресурс]: постановление Верховного Совета Чувашской Советской Социалистической Республики от 28.12.1991 г. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
нальной основе. Ни в одном городе, кроме г. Шумерля, в 1991 г. глава исполнительной власти не был избран народом.
В результате такого способа организации власти администрация в структуре городских органов становилась все более независимым элементом. Формально оставаясь органом местного управления, исполнительная власть была подотчетна Совету, но одновременно ее деятельность зависела от решений, принимавшихся вышестоящими исполнительными органами. В течение 1990-1991 гг. увеличилась роль исполнительного органа, который получил поддержку со стороны администрации республики.
Государственно-правовой эксперимент в Чувашской ССР и Закон 1991 г. «О местном самоуправлении в Чувашской ССР» позволили совместить должности председателя Совета народных депутатов и главы местной администрации. Данное совмещение было предпринято в некоторых районах и городах Чувашии, например, в г. Чебоксары и г. Новочебоксарск. Событие по-разному оценивалось депутатами Верховного Совета ЧР (ВС ЧР): многие из них, в том числе и первый заместитель председателя Б. Яковлев, считали такое совмещение функций благоприятным для оперативного выполнения должностных обязанностей, поскольку наличие нескольких руководителей представлялось нерациональным и неэкономичным. Другие, например, прокурор ЧР Е. Жуков, находили в этом противоречие Конституции РФ и выступали против совмещения должностей главы исполнительного органа и председателя Совета народных депутатов. Это событие так и не получило однозначной оценки, и большинство депутатов проголосовали против дальнейшего проведения эксперимента в Чувашии. В мае 1993 г. ВС ЧР принял постановление о невозможности такого совмещения. Таким образом, в большинстве городов установилась система, когда администрация городов формировалась без участия как населения, так и представительного органа.
Закон «Об основах организации местного самоуправления в Чувашской Республике» 1993 г.6 дал иное определение местного самоуправления: «самоорганизация граждан для решения непосредственно или через систему государственных органов вопросов, касающихся данной территории и ее населения, исходя из местных и государственных интересов, на основе законодательства». Были сделаны существенные шаги в сторону его ограничения. Изменилась система местного самоуправления в городах, она стала включать в себя: Собрание депутатов, местную администрацию, главу местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления (советы микрорайонов, уличные, домовые, сельские комитеты), местные референдумы, общие собрания (сходы), конференции граждан. Представительные органы отныне могли избираться только на 2 года.
На протяжении 1990-1993 гг. система городского самоуправления постоянно изменялась, шли поиски наиболее эффективных форм управления городским хозяйством. Возможно, это происходило потому, что социально-экономическое положение городов, получивших новую форму организации власти, было слабым и нуждалось в поддержке государства.
Ликвидация советской представительной системы и принятие в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации положили начало новому этапу реформирования местного самоуправления в республике. Расширились права граждан в осуществлении местного самоуправления. Закон ЧР «Об общих собраниях (сходах), конференциях граждан в Чувашской Республике», приня-
6 Об основах организации местного самоуправления в Чувашской Республике [Электронный ресурс]: Закон Чувашской Республики от 19.11.1993 г. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
тый в 1993 г., установил порядок участия граждан в решении вопросов местного и общегосударственного значения. В 1993 г. в Чувашии был принят закон «О порядке отзыва главы местной администрации в Чувашской Республике», согласно которому в случаях выражения недоверия местным советом главе администрации его полномочия могли быть сложены.
В 1993 г. были приняты Положения о самоуправлении во всех городах Чувашии. Например, в г. Чебоксары 23 июня 1993 г. было утверждено положение о самоуправлении города. Такие документы были приняты в городах Канаш, Шумерля, Новочебоксарск и Алатырь. В соответствии с этим документом местное самоуправление на территории города представляло собой систему организации деятельности граждан для самостоятельного решения всех городских вопросов исходя из интересов города, его исторических, национально-этнических, административно-территориальных и иных особенностей. Документ определил функции, порядок работы, систему и структуру местных органов управления, организацию территориального общественного самоуправления. Система самоуправления в городах Чувашии включала в себя: представительный орган - городской совет народных депутатов; исполнительно-распорядительный орган - администрация города; городские референдумы; общественные опросы, имеющие городское значение; органы территориального общественного управления; собрания, конференции граждан микрорайонов, улиц, домовых комитетов.
Собрание народных депутатов являлось представительным органом власти, через который население города осуществляло местное самоуправление, оно координировало деятельность всех других органов. Администрация реали-зовывала исполнительно-распорядительные функции и была подотчетна Совету и вышестоящему исполнительному органу (Совету Министров ЧР). Структура администрации, а также размер расходов на ее содержание утверждался Советом народных депутатов по представлению главы администрации.
В марте 1994 г. в городах Чувашии состоялись выборы депутатов в городские собрания. В соответствии с законом ЧР «Об основах организации местного самоуправления в ЧР» и в связи с проведенными выборами в республике, Указом Президента Чувашии 1994 г. «О представительных органах государственной власти и местного самоуправления в ЧР» полномочия местных Советов народных депутатов были прекращены с 14 марта 1994 г.
В г. Чебоксары в состав городского Собрания депутатов (ЧГСД) необходимо было избрать 15 депутатов. 13 марта 1994 г. ни один из них не набрал необходимого числа голосов, и выборы были признаны несостоявшимися. Явка граждан была небольшой - 19,3%. Число голосов, поданных против всех кандидатов, - 15,62%. Низкую активность избирателей, высокий процент голосов против всех кандидатов, вероятно, можно объяснить недовольством горожан работой органов местной власти. Повторные выборы проводились 27 марта, 26 мая, 2 июня, 27 ноября и только 4 декабря 1994 г. Собрание депутатов города сформировалось в полном составе. В г. Новочебоксарск явка избирателей была самой низкой среди городов ЧР - 15,7%. Новочебоксарское городское Собрание депутатов также было сформировано полностью 4 декабря 1994 г. В г. Канаш на выборы пришло 27,2% избирателей, но ни один кандидат не набрал необходимого количества голосов. Повторные выборы также проводились 27 марта, 26 мая, и только 2 июня 1994 г. Канашское городское Собрание депутатов в составе 11 человек приступило к исполнению своих обязанностей. В г. Шумерля проголосовало 33,3% граждан, городское Собрание начало свою работу 4 декабря 1994 г. Алатырское городское Собрание депутатов в составе 15 человек было образовано 26 мая 1994 г. [2].
Депутатский корпус в городах в основном состоял из руководителей промышленных предприятий, работники народного образования и медицинские специалисты занимали второе место, депутатов собраний представляли и юристы, незначительным процентом отличались рабочие, мастера заводов, безработные граждане.
Недостаточная активность избирателей, низкий процент проголосовавших стали своего рода протестом людей против постоянно растущих социально-экономических трудностей. Таковой же видится причина высокого процента голосов против всех кандидатов. Это подтверждают многочисленные статьи в городских газетах. Население городов относилось с недоверием к депутатскому корпусу, недостаточно заботившемуся о простых людях. В газетах жители городов высказывали свои предложения по совершенствованию организации выборов и активизации народных масс, например, предлагалось создать определенную систему отбора кандидатов в депутаты, согласно которой трудовой коллектив, предлагавший кандидатуру, нес определенную ответственность. Депутат, по мнению населения, должен обладать самыми лучшими чертами человеческого характера: широким кругозором, аналитическим умом, иметь жизненный опыт и быть профессионалом. Предлагалось создавать общественные комиссии из авторитетных специалистов, например, юристов, учителей, инженеров и только после одобрения комиссией кандидата допускать его до участия в выборах.
До избрания новых местных органов представительной власти их полномочия, за исключением распорядительных функций, возлагались на местные администрации. Их главам в городах Алатырь, Канаш, Козловка, Мариинский Посад, поселке Вурнары было указано образовать консультативное совещание. Главы администраций решали вопросы формирования местных бюджетов, налогов и сборов с учетом рекомендаций консультативного совещания. Главы администраций городов Чебоксары, Новочебоксарск, Шумерля, Ядрин, районов в г. Чебоксары, где не был избран ни один депутат, осуществляли функции представительных органов местного самоуправления до их избрания. Так было проведено реформирование местного самоуправления, изменилось его содержание и возросла роль в экономическом и культурном развитии муниципальных образований республики.
В Законе «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» 1996 г.7 было дано новое определение местному самоуправлению - «признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ, Конституцией Чр самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций». Система городского самоуправления оставалась прежней, однако в ней произошли некоторые изменения. Они коснулись порядка избрания главы местного самоуправления: он стал избираться либо гражданами на всеобщих выборах, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. Избранный населением глава мог быть наделен правом входить в состав представительного органа или возглавлять местную администрацию. Изменился порядок работы исполнительного органа, который с 1996 г. стал подотчетен населению непосредственно и представительным органам. Закон впервые регламентировал муниципальную службу, определил финансово-экономические основы местного самоуправления.
7 Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике [Электронный ресурс]: Закон Чувашской Республики от 16.03.1996 г. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
В 1996 г. были приняты уставы муниципальных образований во всех городах республики, что знаменовало собой завершение очередного этапа реформирования системы местного самоуправления. Новые документы уточнили систему управления городом, которая включала в себя: главу самоуправления, главу администрации, представительный орган - Собрание депутатов, исполнительные органы - администрация города, администрации городских районов (г. Чебоксары), органы территориального общественного самоуправления, референдумы, общие собрания, сходы, конференции граждан, другие формы непосредственного волеизъявления населения.
Закон «О выборах главы местного самоуправления» 1996 г.8 определил порядок избрания руководителей муниципальных образований. 8 декабря 1996 г. в Чувашии прошли первые выборы глав местного самоуправления. В г. Чебоксары было зарегистрировано 6 кандидатов: А.Е. Драницын, Н.С. Егоров, А.А. Игумнов, С.М. Ляпидовская, В.В. Сапожников и С.В. Шалимов [9. Л. 96]; явка избирателей составила 33,17%. Ни один кандидат не набрал должного количества голосов. 22 декабря прошло повторное голосование, в результате которого победу одержал А.А. Игумнов [8. Л. 78]. В г. Новочебоксарск на эту должность претендовало 6 человек: Н.И. Иванов, М.Ф. Редькин, С.А. Алексеев, В.Н. Завалов, А.Н. Корзов, 22 декабря 1996 г. на повторных выборах большинством голосов был избран Н.И. Иванов. В г. Алатырь главой самоуправления стала А.М. Чепаксина [12]. В г. Шумерля явка избирателей была самой высокой - 37,6%, зарегистрировались 5 кандидатов [13], из которых большинством голосов 13 декабря был избран А.Ю. Коротков.
Таким образом, прямое государственное управление в городах и сельских районах республики полностью исключалось, а местное самоуправление в системе публичной власти Чувашии приобретало обособленный характер.
В 2004 г. принятые Законы «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике»9 и «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района или городского округа»1 существенно расширили формы участия населения в местном самоуправлении. Местное самоуправление характеризовалось как «форма осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения». В ЧР создавались муниципальные образования нескольких типов: сельские и городские поселения, муниципальные районы, на территории которых образовывались муниципалитеты поселений, городские округа. После принятия новых законов на территории Чувашии было сформировано 317 муниципальных образований - 5 городских округов, 21 муниципальный район, 7 городских и 284 сельских поселения. Статусом городского округа наделялись 5 муниципальных образований: города Чебоксары, Новочебоксарск, Алатырь, Канаш, Шумерля. В составе муниципальных районов статус городских поселений приобрели: города районного значения - Мариинский Посад, Козловка, Цивильск, Ядрин, а также поселки городского типа: Урмары, Вурнары, Ибреси. Статус сельского поселения поучили 284 муниципальных образования. Новый закон
8 О выборах главы местного самоуправления: Закон Чувашской Республики от 16.03.1996 г. // Правительственный вестник. 1996. № 12-13, 20 марта.
9 Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике [Электронный ресурс]: Закон Чувашской Республики от 18.10.2004 г. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
10 Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района или городского округа [Электронный ресурс]: Закон Чувашской Республики от 24.11.2004 г. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
закрепил двухуровневую систему организации местного самоуправления. Первый уровень - городские и сельские поселения, второй - городские округа и муниципальные районы. Формирование органов самоуправления в городских и сельских поселениях позволило максимально приблизить их к местным жителям.
Конституция 2000 г. и Законы ЧР, действующие в настоящее время, представляют местное самоуправление как целостную систему, выраженную в нескольких формах, посредством которых обеспечивается решение вопросов местного значения. Структура органов местного самоуправления определена в Законе 2004 г. «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» и в уставах всех муниципальных образований. Она состоит из двух частей: обязательной и необязательной. К обязательным органам самоуправления на местах относятся представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация. Уставом могут быть предусмотрены и иные органы, например, контрольный, избирательная комиссия и др. В уставе определяются порядок формирования, полномочия и их срок, подконтрольность органов местного самоуправления, вопросы их организации и деятельности.
Глава муниципального образования является его высшим должностным лицом. Он решает все вопросы управления муниципальным образованием, осуществляет контроль за деятельностью самоуправления на местах. Глава подотчетен населению и представительному органу. В октябре 2005 г. были избраны главы самоуправления во всех городах Чувашии. В г. Канаш на пост руководителя местного сообщества претендовало 2 человека: С.В. Николаев - заместитель директора ООО «Строитель» и В.И. Полукарова - глава самоуправления города. Избиратели (36,16%.), пришедшие на выборы, отдали свои голоса за В.И. Полу-карову, которая продолжила исполнять обязанность главы самоуправления города [4]. В г. Алатырь явка граждан на выборы составила 35,01%. Из 4 кандидатов был избран М.В. Марискин - заместитель главы администрации г. Алатырь - начальник управления образования и молодежной политики [3]. В г. Шумерля глава администрации В.М. Садырга продолжил исполнять обязанности главы самоуправления города, набрав наибольшее число голосов, его соперники В.С. Безносова - начальник планово-производственного отдела ОАО «Стройтрест № 3» и Л.Г. Дмитриева - заместитель начальника Главного управления внутренних дел ЧР не набрали необходимого количества голосов [6]. В октябре 2005 г. в связи с окончанием срока полномочий на выборах главы местного самоуправления 70% жителей Чебоксар отдали свои голоса за Н.И. Емельянова, кандидаты О.Г. Ванин - сотрудник службы безопасности частного охранного предприятия «Бодигард» и Г.П. Матвеев - майор авиации в отставке не получили поддержки избирателей.
Согласно Закону ЧР 2004 г. «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» существует несколько способов избрания главы муниципального образования. Так, например, главы Чебоксарского, Новочебоксарского, Алатырского, Шумерлинского, Канашского городских округов с 2010 г. избираются представительным органом из своего состава и являются высшими должностными лицами, совмещая функции главы муниципального образования и председателя представительного органа. Глава администрации назначается на должность по контракту на конкурсной основе и является сити-менеджером.
Выборные представительные органы занимают ведущее место в системе местного самоуправления, им подконтрольна деятельность всех других учреждений и должностных лиц. Представительный орган является постоянно действующим и состоит из депутатов, которые избираются населением на муниципальных выборах. Представительный институт власти муниципального рай-
она может формироваться из глав и депутатов сельских поселений. Если в сельском поселении проживают менее 100 человек, то представительный орган не формируется, а его полномочия передаются сходу граждан. В целях контроля за исполнением бюджета муниципального образования представительный орган вправе формировать контрольный орган муниципального образования, подотчетный ему.
В 2010 г. в городах были избраны депутаты действующих сегодня собраний. В Чебоксарах в составе собрания работает 33 депутата, Канаше - 22, Алатыре и Новочебоксарске - 25, Шумерле - 20.
Одним из важнейших органов местного самоуправления является администрация муниципального образования - исполнительно-распорядительный орган, действующий на постоянной основе и формируемый по профессиональному признаку. Работа администрации осуществляется в форме оперативной, исполнительной и распорядительной деятельности по реализации решений представительного органа. Глава местной администрации осуществляет общее руководство администрацией, непосредственно направляет работу своих заместителей и аппарата.
Таким образом, являясь одним из элементов конституционного строя РФ, местное самоуправление имеет большое значение для формирования новой российской государственности. В результате реформ местного самоуправления впервые в нашей современной истории публичная власть начинает полноценно работать на самом близком к населению уровне - в масштабах сельских и городских поселений. Поэтому государству, его соответствующим органам власти в настоящее время важно видеть и учитывать опыт функционирования управления на местах, определять тенденции его дальнейшего развития. Местное самоуправление, как и вся российская политическая система, накапливает положительный опыт функционирования в качестве полноправного института и в то же время требует дальнейшего развития и совершенствования. Созданные демократические учреждения должны укорениться во всех социальных слоях. Для этого необходимы демократическое устройство государства и расширение доверия все большего числа социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению.
Литература
1. Алексеева Л. А нужны ли такие выборы // Ленинский путь. 1991. № 193. С. 1.
2. Волгин Ю. Начало положено // Алатырские вести. 1994. № 64. С. 1.
3. Выборы главы г. Алатыря 16 октября 2005 г. [Электронный ресурс] // Алатырская городская муниципальная избирательная комиссия [сайт]. URL: http://www.chuvash.vybory.izbirkom.ru/ region/chuvash?action=show&vrn=421402669665®ion=21 &prver=0&pronetvd=null (дата обращения: 10.04.2014).
4. Выборы главы г. Канаш 16 октября 2005 г. [Электронный ресурс] // Муниципальная избирательная комиссия г. Канаша [сайт]. URL: http://www.chuvash.vybory.izbirkom.ru/region/chuvash? action=show&vrn=421400676545®ion=21&prver=0&pronetvd=null (дата обращения: 10.04.2014).
5. Выборы главы г. Новочебоксарск 16 октября 2005 г. [Электронный ресурс] // Новочебоксарская территориальная избирательная комиссия [сайт]. URL: http://www.chuvash.vybory.izbir-kom.ru/region/chuvash?action=show&vrn=421401371684®ion=21&prver=0&pronetvd=null (дата обращения: 10.04.2014).
6. Выборы главы г. Шумерля 16 октября 2005 г. [Электронный ресурс] // Шумерлинская городская территориальная избирательная комиссия [сайт]. URL: http://www.chuvash.vybory.iz-birkom.ru/region/chuvash?action=show&vrn=421402871793®ion=21 &prver=0&pronetvd=null (дата обращения: 10.04.2014).
7. ГАСИ ЧР. Ф. 2983. Оп. 1. Д. 14. Л. 128-170.
8. ГАСИ ЧР. Ф. Р-3027/2644. Оп. 4 Д. 11.
9. ГАСИ ЧР. Ф. Р-3027/2644. Оп. 4 Д. 8.
10. ГАСИ ЧР. Ф. Р-3027/2644. Оп. 1. Д. 5.
11. Минеева Е.К. Формирование и развитие национальной государственности в педагогическом наследии историков Чувашии // Вестник Чувашского университета. 2007. № 1. С. 27-40.
12. Об итогах выборов главы самоуправления г. Алатырь // Алатырские вести. 1996. № 148.
С. 1.
13. Решение городской избирательной комиссии г. Шумерля «О результатах голосования 8 декабря 1996 г.» // Вперед. 1996. № 148, дек. С. 1.
14. Чебоксарские новости. 1992. № 181. С. 1.
References
1. Alekseeva L. A nuzhny li takie vybory [And do you need such choices]. Leninskii put' [Leninist path], 1991, no. 193, p. 1.
2. Volgin Yu. Nachalo polozheno [A start]. Alatyrskie vesti [Alatirskie news], 1994, no. 64, p.1.
3. Vybory glavy goroda Alatyrya 16 oktyabrya 2005 goda [Election of the head of Alatyr 16 October 2005] Available at: http://www.chuvash.vybory.izbirkom.ru/region/chuvash?action=show&vrn= 421402669665®ion=21&prver=0&pronetvd=null (Accessed 10 April 2014).
4. Vybory glavy goroda Kanash 16 oktyabrya 2005 goda [Election of the head of Kanash 16 October 2005]. Available at: http://www.chuvash.vybory.izbirkom.ru/region/chuvash?action=show&vrn= 421400 676545®ion=21&prver=0&pronetvd=null (Accessed 10 April 2014).
5. Vybory glavy goroda Novocheboksarsk 16 oktyabrya 2005 g. [Election of the head of Novo-cheboksarsk 16 October 2005] Available at: http://www.chuvash.vybory.izbirkom.ru/region/chuvash? action=show&vrn=421401371684®ion=21&prver=0&pronetvd=null (Accessed 10 April 2014).
6. Vybory glavy goroda Shumerlya 16 oktyabrya 2005 goda [Election of the head of Shumerlya 16 October 2005] Available at: http://www.chuvash.vybory.izbirkom.ru/region/chuvash?action=show&vrn= 421402871793®ion=21&prver=0&pronetvd=null (Accessed 10 April 2014).
7. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond 2983. Opis' 1. Dokument 14 [State Archive of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archives 2983. Anagraph 1. Document 14].
8. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond R-3027/2644. Opis' 4. Dokument 11 [State Archive of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archives R-3027/2644. Anagraph 4. Document 11].
9. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond R-3027/2644. Opis' 4. Dokument 8 [State Archive of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archives R-3027/2644. Anagraph 4. Document 8].
10. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond R-3027/2644. Opis' 1. Dokument 5 [State Archive of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archives R-3027/2644. Anagraph 1. Document 5].
11. Mineeva E.K. Formirovanie i razvitie nacional'noj gosudarstvennosti vpedagogicheskom nas-ledii istorikov Chuvashii [Formation and development of national statehood in the pedagogical heritage historians Chuvashia]. Vestnik Chuvashskogo universiteta [Bulletin of the Chuvash University], 2007, no. 1, pp. 27-40.
12. Ob itogah vyborov glavy samoupravlenija g. Alatyr' [On the results of presidential elections, the government Alatyr]. Alatyrskie vesti [Alatirskie news], 1996, no. 148, р. 1.
13. Reshenie gorodskoj izbiratel'noj komissii g. Shumerlja «O rezul'tatah golosovanija 8 dekabrja 1996 goda» [The decision of the City Election Commission of Shumerlya "Results of voting 8 December 1996"]. Vpered [Forward], 1996, no. 148, December, р. 1.
14. Cheboksarskie novosti [Cheboksarskie news], 1992, no. 181, р. 1.
ЧУКСИНА АЛЕНА АНДРЕЕВНА - аспирантка кафедры Отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
CHUKSINA ALYONA - post-graduate student of Russian History Chair named after A.V. Arsentyeva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.