январь ни (ж) зНиСО
17
УДК 613.6.02-613.64
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА РАБОТНИКОВ ПОЕЗДНЫХ БРИГАД ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ю.Н. Каськов, П.В. Кретов
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, Москва, Россия
Проведена оценка показателей физических факторов производственной среды на рабочих местах работников поездов дальнего следования, сравнительная характеристика результатов лабораторного исследования питьевой воды, используемой на железнодорожном транспорте. Ключевые слова: железнодорожный транспорт; условия труда; вредные факторы.
Yu.N. Kaskov, P.V. Kretov □ INTEGRATED ASSESSMENT OF SANITARY-HYGIENIC FACTORS OF PRODUCTION ENVIRONMENT, TRAIN CREWS OF THE RAIL TRANSPORT OF THE RUSSIAN FEDERATION □ Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare on Rail Transport, Moscow, Russia.
The estimation of the parameters of physical factors of production environment on the working places of employees of long-distance trains, the comparative characteristic of results of laboratory analysis of drinking water is carried out.
Key words: railway transport; working conditions; harmful factors.
Железнодорожный транспорт Российской Федерации является составной частью единой транспортно - логистической системы, призванной обеспечить создание условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации [4] и Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭс). Ежегодно услугами железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры России пользуется более 1 миллиарда пассажиров. Массовость, доступность для передвижения огромных человеческих ресурсов, социально-экономическая востребованность, концентрация крупных железнодорожных транспортно-пересадочных узлов в мегаполисах и объединенных селитебных агломерациях требуют системного подхода по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения с целью доэпидемиче-ского купирования возможных потенциальных рисков в области общественной санитарии и эпидемиологии, реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Сохранение профессионального здоровья, профессионального долголетия за счет прогрессивных технологий, снижения заболеваемости и травматизма - одна из главных задач общества, важнейшия функция государства и основа его социальной политики, определяющая возможности и темпы экономического развития страны [6]. Условия труда на объектах железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры характеризуются сочетанным действием вредных физических, химических и психофизиологических производственных факторов [12]. Более 70 % железнодорожников работает в условиях производственных факторов риска: движения подвижного состава, непрерывных технологических процессов. Указанные условия труда связаны с дефицитом времени, высокой ответ-
ственностью работников за жизнь пассажиров и сохранность материальных ценностей, нарушением биоритмов, что является причиной высокого психоэмоционального напряжения, а также напряжения зрительного и слухового аппаратов [1].
Цель исследования - провести анализ физических факторов рабочей среды работников поездных бригад железнодорожного транспорта по параметрам газовой среды, шума, вибрации, освещенности, а также качества питьевой воды, используемой на железнодорожном транспорте, по микробиологическим и сани-тарно-химическим показателям. Были использованы данные за 2011-2015 гг.
Материалы и методы. Объект исследования - работники подвижного состава железнодорожного транспорта (поездных бригад). Бригады сформированы по линейному принципу расположения железных дорог Российской Федерации (за исключением Калининградской и Сахалинской железных дорог). Исследование проводилось с использованием общепринятых методов обработки статистической информации, программы MS Excel; вычислялись средние величины и ошибки процентов.
Результаты исследования. Гигиенически значимыми критериями санитарно-эпидемиологической безопасности производственного процесса являются факторы вагонной среды, характеризующиеся высокой динамичностью во времени, зависящие от степени заселения вагона, климатической территории, конструктивных особенностей, внутреннего оборудования и санитарно-технического оснащения, систем отопления, вентиляции, кондиционирования, освещения, водоснабжения [3]. Определение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса необходимо для формирования перманентной системы контроля гигиенических параметров, совер-
10
ЗНиСО mm ии (200
шенствования и оптимизации условии труда. Специфика условий труда поездных бригад связана с рядом особенностей. Данный контингент профессий не имеет стационарного места работы, а режим труда характеризуется тем, что большая часть профессиональной деятельности проходит не в местах дислокации базы предприятия, а на различных географических территориях (от Дальнего Востока до Северного Кавказа и Северо-Запада России) с динамично меняющимися временными интервалами.
По причине оптимизации контрольно-надзорной деятельности в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ [5], применения риск-ориентированного подхода при планировании и осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на сети железных дорог Российской Федерации на 54 % снизилось количество плановых проверок с 2011 (2 500 проверок) по 2015 год (1 154 проверки). При этом количество исследованных проб воздуха рабочей зоны в пассажирских составах на пары и газы уменьшилось с 3 188 проб в 2011 до 515 в 2015 году, а доля не соответствующих гигиеническим нормативам исследований составила 0,47 % в 2011 году и 1,1 % в 2015 году соответственно, в том числе по содержанию веществ 1 и 2 класса опасности выявлено 5 проб в 2011 и 0 проб в 2015 году (рис. 1.).
2011 2012 2013 2014 2015
Рис. 1. Удельный вес проб воздуха рабочей зоны на пары и газы, не соответствующих гигиеническим нормативам за 2011-2015 гг. (%)
При анализе результатов лабораторно-инструментальных обследований пассажирских составов установлено, что удельный вес рабочих мест проводников, не отвечающих гигиеническим нормативам по уровню шума, в 2015 году составил 2,9 % (2014 - 1,9 %, 2013 - 4,5 %, 2012 - 2,5 %, 2011 - 3,2 %), по уровню вибрации в 2015 - 3,3 % (2014 - 0,4 %, 2013 - 0,6 %, 2012 - 3,2 %, 2011 - 2,7 %) (рис. 2), что ниже средних значений по Российской Федерации. Так, по данным Государственных докладов «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации» за 2011-2015 гг. [7-11], удельный вес рабочих мест (в целом), не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям по физическим факторам, находился в диапазоне от 17,6 %
до 14,96 % по шуму и от 12,8 % до 8,79 % по вибрации.
5
2011
2012
2013
2014
2015
♦ Шум —Вибрация
Рис. 2. Удельный вес обследованных рабочих мест в пассажирских поездах, не соответствующих гигиеническим нормативам по уровню шума и вибрации, за 2011-2015 гг. (%)
Оценка результатов лабораторно-инстру-ментальных обследований пассажирских составов по удельному весу рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам по микроклимату и освещенности, свидетельствует о четко выраженной тенденции к снижению доли неудовлетворительных результатов - по параметрам микроклимата более чем в 6 раз, с 7,7 % в 2011 году до 1,4 % в 2015 году; по освещенности с 11,5 % в 2011 году до 3,1 % в 2015 году (рис. 3). При этом удельный вес рабочих мест (в целом), не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям по физическим факторам, по Российской Федерации находился в диапазоне от 7,3 % до 4,62 % по микроклимату и от 9,6 % до 9,06 % по освещенности.
14
2011
2012
2013
2014
2015
—А Микроклимат X Освещенность
Рис. 3. Удельный вес обследованных рабочих мест в пассажирских поездах, не соответствующих гигиеническим нормативам по микроклимату и освещенности, за 2011-2015 гг. (%)
При анализе данных качества питьевой воды из подвижного состава по микробиологическим показателям установлено, что число исследованных проб, не соответствующих гигиеническим нормативам, в 2015 году составило 3,2 % (из 18 296 исследованных проб), в 2014 году - 4,1 % (из 22 257 исследованных проб), в 2013 году - 5,0 % (из 22 623 исследованных проб), в 2012 году - 4,8 % (из 22 133 исследованных проб), в 2011 году - 5,9 % (из 22 363 исследованных проб). Число исследованных
январь ни (ж) зНиСО
19
с=р проб питьевой воды по санитарно-химическим показателям, не соответствующим гигиениче-^^ ским нормативам, сократилось с 10,6 % (из I—Г 13 522 исследованных проб) в 2011 до 5,4 % (из 14 418 исследованных проб) в 2015 году (рис. 4). При этом следует отметить, что качество питьевой воды на объектах железнодорожного транспорта, включая пассажирский комплекс, во многом зависит от водоснабжения в субъектах Российской Федерации, в том числе в местах пополнения запасов питьевой воды в пути следования пассажирских составов [2].
10,6
2011 2012 2013 2014 2015
сан-хим. имиб.
Рис. 4. Удельный вес исследованных проб питьевой воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим и санитарно-химическим показателям, за 2011-2015 гг. (%)
Выводы.
1. Полученные данные свидетельствуют об улучшении параметров производственной среды работников поездных бригад по параметрам освещенности, микроклимата, шума и вибрации, что коррелируется с профилактическим вектором работы органов и учреждений Рос-потребнадзора по железнодорожному транспорту. Хозяйствующие субъекты проводят системную работу по модернизации и обновлению парка подвижных составов (пассажирских поездов), развивая в производстве применение современных материалов и технологических процессов. Установлено увеличение доли проб воздуха рабочей зоны на пары и газы, не соответствующих гигиеническим нормативам.
2. Установлено улучшение параметров качества питьевой воды в подвижном железнодорожном составе по микробиологическим и са-нитарно-химическим показателям.
3. Учитывая специфику круглосуточной работы железнодорожного транспорта, возрастающую нагрузку на пассажирский комплекс и интенсификацию перевозочного процесса (высокоскоростное движение), целесообразно рассмотреть вопрос о реализации на сети железных дорог Российской Федерации механизма «рейдовых осмотров», закрепленных положе-
ниями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ [5], в том числе для мониторинга условий труда проводников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Здравоохранение Российской Федерации. Организация здравоохранения и международное сотрудничество, государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации, медицинская наука и образование, региональное здравоохранение: Федеральный справочник. М.: Родина-Про, 2000. 328 с.
2. Каськов Ю.Н. и др. Современные аспекты состояния и улучшения санитарно-эпидемиологического благополучия работников и пассажиров железнодорожного транспорта России / Ю.Н. Каськов, Г.А. Фархатдинов, Ю.И. Подкорытов, Н.Ш. Хуснутдинова // Гигиена и санитария. 2013. № 5. С. 24-26.
3. Кривуля С.Д. и др. Гигиена на железнодорожном транспорте / С.Д. Кривуля, Ю.Н. Коршунов, С.В. Суворов, Р.Я. Штеренгарц. М.: Транспорт, 1992. 302 с.
4. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
5. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
6. Онищенко Г.Г. Состояние условий труда и профессиональной заболеваемости работников Российской Федерации // Гигиена и санитария. 2009. № 1. С. 29-33.
7. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2011 году: Государственный доклад. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2012. 316 с.
8. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2012 году: Государственный доклад. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2013. 176 с.
9. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2013 году: Государственный доклад. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2014. 191 с.
10. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2014 году: Государственный доклад. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2015. 206 с.
11. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2015 году: Государственный доклад. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2016. 200 с.
12. Панкова В.Б. и др. Современные проблемы профессиональной заболеваемости на железнодорожном транспорте / В.Б. Панкова, Е.А. Каменева, Ю.М. Артемен-ков, Г. М. Глебова // Гигиена и санитария. 2006. № 3. С. 28-32.
Контактная информация:
Кретов Павел Васильевич, тел.: +7 (495) 633-26-59, e-mail: [email protected] Contact information: Kretov Pavel,
phone.: +7 (495) 633-26-59, e-mail: [email protected]