Научная статья на тему 'Взаимодействие железнодорожных администраций государств-участников СНГ по санитарной охране территории'

Взаимодействие железнодорожных администраций государств-участников СНГ по санитарной охране территории Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
211
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПУНКТЫ ПРОПУСКА / САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ / ОСОБО ОПАСНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ / A RAILWAY FRONTIER PASSING POINT / SANITARY PROTECTION OF THE TERRITORY / ESPECIALLY DANGEROUS INFECTIOUS DISEASE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каськов Юрий Никитович

В статье рассматриваются основные принципы организации санитарной охраны территории на сети железных дорог Российской Федерации, особенности взаимодействия санитарно-эпидемиологических служб железнодорожных администраций государств участников СНГ в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия, что позволит уменьшить вероятность завоза на территорию государства и дальнейшее распространение опасных для населения инфекционных болезней, опасных грузов и товаров, а также минимизировать затраты по ликвидации последствий их завоза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Каськов Юрий Никитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of railway administrations of the states-cis participants in sanitary protection of territory

Main principles of the organization of sanitary protection of territory in a network of the Russian Federation railways, peculiarities of interaction of sanitary-epidemiological services of railway administrations of the states-CIS participants in the field of sanitary-epidemiological well-being maintenance are considered. These measures will permit to reduce the probability of importation to the State territory and further distribution of the infectious diseases dangerous for humans, dangerous cargoes and the goods and also to minimize expenses for liquidation of its importation consequences.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие железнодорожных администраций государств-участников СНГ по санитарной охране территории»

УДК 351.77

Ю.Н. Каськов

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ ГОСУДАРСТВ-УНАСТНИКОВ СНГ ПО САНИТАРНОЙ ОХРАНЕ ТЕРРИТОРИИ

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

по железнодорожному транспорту, г. Москва

В статье рассматриваются основные принципы организации санитарной охраны территории на сети железных дорог Российской Федерации, особенности взаимодействия санитарно-эпидемиологических служб железнодорожных администраций государств - участников СНГ в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия, что позволит уменьшить вероятность завоза на территорию государства и дальнейшее распространение опасных для населения инфекционных болезней, опасных грузов и товаров, а также минимизировать затраты по ликвидации последствий их завоза.

Ключевые слова: железнодорожные пункты пропуска, санитарная охрана территории, особо опасные инфекционные болезни

iNTERACTiON OF RAiLWAY ADMiNiSTRATiONS OF THE STATES-CiS PARTiCiPANTS iN SANiTARY PROTECTiON OF TERRiTORY

Yu.N. Kaskov

Federal Service for Surveillance in the Sphere of Consumers’ Rights Protection and Human Welfare

at Railway Transport, Moscow

Main principles of the organization of sanitary protection of territory in a network of the Russian Federation railways, peculiarities of interaction of sanitary-epidemiological services of railway administrations of the states-CIS participants in the field of sanitary-epidemiological well-being maintenance are considered. These measures will permit to reduce the probability of importation to the State territory and further distribution of the infectious diseases dangerous for humans, dangerous cargoes and the goods and also to minimize expenses for liquidation of its importation consequences.

Key words: a railway frontier passing point, sanitary protection of the territory, especially dangerous infectious disease

Современный период характеризуется формированием в Российской Федерации напряженной эпидемиологической ситуации по особо опасным болезням, что во многом обусловлено социальной и экономической нестабильностью жизни населения России и других стран СНГ, массовой миграцией населения внутри страны и между странами вследствие «прозрачности» границ, новыми условиями хозяйствования.

Напряженная эпидемическая ситуация по сибирской язве, бруцеллезу, туберкулезу, брюшному тифу, менингококковой инфекции, малярии и другим инфекционным болезням в ряде стран СНГ, ежегодная регистрация случаев заболевания людей холерой в Китае, странах Юго-Восточной Азии и Африки, чумой - в Республике Казахстан, Монголии и Китае, выявление «вновь возникающих инфекций» создают постоянную угрозу их завоза на территорию Российской Федерации. Угроза биотерроризма, неблагоприятная эпидемическая ситуация в сопредельных государствах - все это только подтверждает необходимость усиления мероприятий по санитарной охране территории.

Санитарная охрана территории Российской Федерации является составной частью общегосударственных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения [4].

Обеспечение эффективного санитарного контроля на границе возможно только при наличии

сформированной дееспособной и профессиональной системы санитарной охраны государственной границы.

Государственный санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и не дублируется другими государственными контролирующими органами [1]. Мероприятия по санитарной охране территории регламентируются законами и подзаконными актами Российской Федерации.

Санитарно-карантинный контроль в железнодорожных пунктах пропуска осуществляется специалистами Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту.

Железнодорожная транспортная система Российской Федерации во многом обеспечивает мобильность населения, экономические взаимосвязи между регионами и другими государствами. Для железнодорожного транспорта характерны массовость, универсальность, регулярность и относительная дешевизна перевозок. В настоящее время железнодорожный транспорт России является ведущим видом транспорта страны, выполняющим свыше 80 % грузооборота и около 40 % пассажирооборота, осуществляемого всеми видами транспорта общего пользования (автомобильный, воздушный, водный), что ежегодно составляет

около 1,3 млрд. пассажиров. Такое важное значение железнодорожный транспорт имеет для экономики любого государства-участника СНГ.

Вопросы санитарной охраны территории, связанные с железнодорожными перевозками, вынесены ежегодно на совещания глав железнодорожных администраций в области здравоохранения стран-участников СНГ.

Наряду с проведением санитарно-карантинного контроля на границе внутри страны осуществляется постоянный мониторинг санитарно-гигиенического состояния объектов пассажирского комплекса и их готовности к проведению противоэпидемических мероприятий. Массовое скопление и пребывание людей на этих объектах создают реальные предпосылки завоза и распространения инфекции поездами дальнего следования в другие регионы. Ситуация усугубляется в период увеличения объема пассажирских перевозок в летнее время.

В связи с этим, в еженедельном режиме Главный государственный санитарный врач по железнодорожному транспорту Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи по железным дорогам России - начальники территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту доводят информацию на селекторных совещаниях, проводимых ОАО «Федеральная пассажирская компания», по актуальным вопросам, связанным с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия пассажирских перевозок.

С целью совершенствования мероприятий по санитарной охране территории и государственного санитарно-эпидемиологического надзора издано Постановление Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту Российской Федерации от 09.06.2009 № 3 «Об усилении мероприятий по санитарной охране территории». В данном Постановлении Президенту ОАО «Российские железные дороги» рекомендовано рассмотреть вопросы создания межведомственных санитарно-противоэпидемических комиссий на железных дорогах с включением (по согласованию) в их состав представителей Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту для координации мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и санитарной охраны территории Российской Федерации. Предложено разработать и согласовать Комплексные планы мероприятий по санитарной охране территории на железных дорогах, обеспечить готовность санитарных железнодорожных тупиков, медицинских пунктов на вокзалах, негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «Российские железные дороги» и принять прочие неотложные меры.

Основные принципы организации санитарной охраны территории на железнодорожном транспорте тесно связаны с технологией функционирования железных дорог и имеют четко выраженную специфику, которая заключается в следующем:

- круглосуточная организация работы;

- строгая преемственность и неразрывность на всем протяжении железнодорожной линии независимо от административного деления;

- обеспечение санитарного надзора на транспортных средствах (локомотив, поезд) в пути следования;

- соблюдение этапности и взаимоинформирования структурных подразделений Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» на сети железных дорог при проведении противоэпидемических мероприятий.

Комплекс мероприятий по санитарной охране территории от завоза и распространения особо опасных болезней железнодорожным транспортом проводится по пяти эпидемиологическим периодам:

1. Эпидемиологического благополучия в России и сопредельных государствах.

2. Возникновения эпидемических очагов особо опасных болезней в сопредельных с Россией странах.

3. Возникновения эпидемических очагов в России.

4. Возникновения эпидемических очагов в сопредельных с железной дорогой регионах России.

5. Возникновения эпидемического неблагополучия непосредственно в регионах, по которым проходит железная дорога.

В целях определения единого порядка противоэпидемического обеспечения в ОАО «Российские железные дороги», дальнейшего совершенствования и эффективной организации противоэпидемических мероприятий на железных дорогах Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту установленным порядком согласован Порядок организации противоэпидемических мероприятий на железных дорогах - филиалах ОАО «Российские железные дороги» от 30 июня 2006 г. № 1336р.

Силами и средствами органов и учреждений Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту обеспечиваются:

1. Санитарно-карантинный контроль транспортных средств, лиц и подконтрольных грузов, пересекающих государственную границу Российской Федерации через железнодорожные пункты пропуска;

2. Санитарно-эпидемиологическое обследование очага инфекции;

3. Выявление и учет лиц, контактировавших с больным;

4. Своевременная локализация очага инфекции и проведение комплекса санитарнопротивоэпидемических мероприятий по его ликвидации;

5. Организация и контроль проведения дезинфекционных мероприятий в очаге в соответствии с эпидемическими показаниями.

Силами и средствами медицинских служб на железных дорогах обеспечиваются:

1. Выявление больных на всех этапах оказания медицинской помощи, прежде всего среди лиц, прибывающих из стран, неблагополучных по особо опасным болезням;

2. Организация госпитализации по показаниям в инфекционный стационар;

3. Осуществление медицинского наблюдения и проведение экстренной химио- или иммунопрофилактики лицам, контактировавшим с больным;

4. Эстафетное медицинское сопровождение поездов.

При проведении противоэпидемических мероприятий задействуются все службы железной дороги, определенные в комплексных планах по санитарной охране территории железной дороги, в оперативных планах по отдельным объектам с определением функций каждой службы.

Для определения порядка взаимодействия железнодорожных администраций и санитарноэпидемиологических служб на железных дорогах при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора и предотвращения завоза и распространения железнодорожным транспортом особо опасных заболеваний на территории СНГ по инициативе и при непосредственном участии органов и учреждений Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту были разработаны, согласованы, утверждены и действуют по настоящее время два основных документа.

Первый - «Положение о взаимодействии железнодорожных администраций государств-участников Содружества независимых государств по предотвращению завоза и распространения карантинных (особо опасных) заболеваний» (Принято на 3-м заседании Комиссии по взаимодействию железнодорожных администрацийгосударств-участ-ников СНГ в области здравоохранения 22.04.1998 г. в г. Ереване и утверждено решением 21-го заседания Совета по железнодорожному транспорту госу-дарств-участников СНГ 05.06.1998 г. в г. Львове], где отражены все основные мероприятия, которые следует проводить по вопросам предотвращения завоза особо опасных инфекций и санитарной охраны территории стран СНГ [2].

Документом регламентируется взаимодействие железнодорожных администраций при проведении совместных комплексных мероприятий по предотвращению завоза особо опасных инфекций, предупреждению их распространения, локализации и ликвидации эпидемических очагов, что несомненно является составной частью системы общегосударственных мероприятий каждого из государств-участ-ников Содружества Независимых Государств.

Согласован порядок введения в действие комплексных и оперативных планов железных дорог на случай выявления особо опасных инфекций, утвержденных руководителями железнодорожных администраций, согласованных с местными органами исполнительной власти и отвечающих требованиям международных санитарных правил. Согласно «Положению» медицинские службы обмениваются информацией о возникших заболеваниях особо опасными инфекциями, а так же об эпизоотической обстановке в природных очагах чумы и вводимых ограничительных мероприятиях.

Данным «Положением...» утвержден порядок проведения мероприятий по санитарной охране территории стран СНГ в пунктах пропуска через государственную границу поездов международного значения, мероприятия, проводимые при выявлении больного с подозрением на карантинное заболевание в пассажирском поезде, а также утверждена схема оповещения и передачи дальнейшей информации при обнаружении в пассажирском поезде больного с подозрением на особо опасное заболевание.

Предусмотрено обязательное проведение теоретической и практической подготовки медицинских работников по эпидемиологии, клинике, диагностике, лечению карантинных инфекций и проведению противоэпидемических мероприятий по локализации и ликвидации очага особо опасных болезней. Кроме того, регламентировано проведение специальной подготовки проводников пассажирских поездов, работников вокзалов и других служб по выполнению мероприятий по санитарной охране территорий и первичных мероприятий по локализации и ликвидации очага инфекционного заболевания.

В случае выявления особо опасного инфекционного заболевания, массовых отравлений среди пассажиров и работников поездных бригад, профилактические мероприятия осуществляются в соответствии с действующим национальным санитарным законодательством государства, где в это время находится поезд. При этом возможно введение карантина, принудительная госпитализация лиц, страдающих особо опасными инфекционными болезнями, запрещение въезда отдельных граждан, пропуска международного пассажирского поезда или отдельных вагонов на территорию государства-участника СНГ и проведение других мероприятий в интересах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Второй документ - «Положение о сотрудничестве санитарно-эпидемиологических служб железнодорожных администраций государств-участников СНГ при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора в международных пассажирских поездах и применении мер воздействия при нарушении норм санитарного законодательства» (утверждено решением 23-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ10.02.1999 г. в г. Риге] [3].

В целях предупреждения возможных и пресечения выявленных санитарных правонарушений в международных железнодорожных транспортных средствах, санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется:

- в пунктах пропуска международного пассажирского поезда через государственную границу;

- при следовании международного пассажирского поезда по территории государства-участника СНГ с остановками и посадкой для пассажиров, а также транзитных перевозок пассажиров по его территории;

- в пунктах оборота международного пассажирского поезда.

«Положением» предусмотрено:

- Проведение совместного анализа случаев нарушения санитарного законодательства в международных пассажирских поездах, повлекших за собой санитарно-эпидемиологические осложнения на территории государства СНГ;

- Принятие согласованного решения в случае обжалования правомерности действий должностных лиц санэпидслужб стран СНГ по пресечению санитарных правонарушений;

- Осуществление взаимообмена информацией о фактах выявления санитарных правонарушений в международных пассажирских поездах и принятых мерах по их устранению, а также об изменениях мер ответственности за нарушения санитарного законодательства государства-участника СНГ и другое.

С целью обеспечения взаимной информации о соблюдении санитарного законодательства в международных пассажирских поездах и мерах воздействия, применяемых в случаях выявления санитарных правонарушений, введена единая форма рейсового санитарного журнала и форма акта обследования международных пассажирских поездов.

Разработаны и утверждены меры воздействия, применяемые санэпидслужбами государств СНГ в случае выявления санитарных нарушений и возникновении эпидосложнений.

В соответствии с данным «Положением» работники поездных бригад и пассажиры, допустившие нарушение санитарного законодательства, могут быть привлечены к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности в соответствии с национальным законодательством государства, где выявлено нарушение.

Контроль за соблюдением требований Санитарных правил на железнодорожном транспорте государств-участников Содружества осуществляется органами санитарного надзора при подготовке в рейс пассажирских поездов и вагонов-ресторанов в пунктах формирования, а также в пути их следования по территориям государств-участников Содружества.

В результате проводимой работы в пассажирских поездах стран-участников СНГ за 2005-2012 гг. и текущие месяцы 2013 года среди пассажиров случаев особо опасных болезней и групповых инфекционных заболеваний не зарегистрировано.

Однако, по данным территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, нарушения Санитарных правил в поездах государств-участников Содружества встречаются довольно часто, наиболее типичными являются:

- неудовлетворительное санитарно-техническое состояние вагонов, из-за поломок, возникающих в пути следования (разбитые стекла окон, тамбурных и переходных дверей, неисправность санитарнотехнического оборудования санузлов, искусственного освещения, неисправность титанов, насосов по перекачке питьевой воды и др.),

- неудовлетворительная оснащенность оборудованием и инвентарем: отсутствие полного набора уборочного инвентаря, пакетов для сбора мусора, емкостей с дезинфицирующим раствором для протирки поручней вагонов, ремней безопасности, дезинфицирующих средств, кожных антисептиков, средств личной гигиены и др.

- неисправности холодильно-технологического оборудования в вагонах-ресторанах, нарушения правил хранения и сроков реализации пищевой продукции, мытья кухонной и столовой посуды, отсутствие сертификатов качества на реализуемую продукцию, отсутствие или неправильное использование инвентаря;

- недостаточная укомплектованность или отсутствие медицинских аптечек и эпидемиологических укладок, в т.ч. противопедикулезной, не своевременное прохождение персоналом медицинского осмотра и гигиенического обучения;

- несоблюдение в вагонах допустимых параметров микроклимата (в зимний период - из-за неисправностей системы отопления, в летний период - из-за неисправностей систем вентиляции и установок по кондиционированию воздуха).

Особым вопросом является обеспечение пассажирских составов современными дезинфицирующими средствами.

Прогресс в развитии железнодорожных сообщений и резко сократившиеся сроки перевозок пассажиров поставили под сомнение возможность санитарной охраны территории, так как значительно осложнили выявление всех зараженных лиц при пересечении границы. Современный скорый пассажирский поезд в течение одних-двух суток может пересекать территорию 3-4 государств, что находится в пределах продолжительности инкубационного периода всех или почти всех известных инфекционных болезней. Эти объективные изменения в сроках и средствах передвижения существенно увеличили возможность завоза на территорию любой страны инфекционных заболеваний, в том числе карантинных.

Таким образом, осуществление мероприятий по санитарной охране территории и постоянный мониторинг санитарно-эпидемиологического состояния железнодорожных объектов остаются актуальными и в современных условиях. Решение вопросов санитарной охраны территории возможны только при четком взаимодействии и слаженности в работе специалистов органов и учреждений Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и по субъектам Российской Федерации, железнодорожных, пограничных, таможенных и других причастных служб, а также при своевременной взаимной информации о выявленных нарушениях условий перевозки пассажиров и грузов. Это позволит уменьшить вероятность завоза на территорию государства и дальнейшее распространение опасных для населения инфекционных болезней, опасных грузов и товаров, а также минимизировать затраты по ликвидации последствий их завоза.

литература

1. Постановление Правительства от З0 июня 2004 г. № З22 (ред. от 21.05.201З) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». - М., 2004.

2. Решение 21 заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ 5 июня 1998 г., «Положение о взаимодействии железнодорожных администраций государств-участников Содружества независимых государств по предотвращению завоза и распространения карантинных (особо опасных) заболеваний». - Львов, 1998.

3. Указание МПС РФ от 20.04.1999 N Л-54Зу «О введении в действие Положения о сотрудничестве санитарно-эпидемиологических служб железнодорожных администраций государств-участников СНГ при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора в международных пассажирских поездах». -М., 1999.

4. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от З0.0З.1999 № 52-ФЗ. - М., 1999.

REFERENCES

1. The Governmental resolution from June 30, 2004 № 322 (ed. from 21.05.2013) «About the Position statement on Federal Service for Surveillance in the Sphere of Consumers’ Rights Protection and Human Welfare». -Moscow, 2004.

2. The Decision of the 21th Session of the Council for railway transport of the States-CIS participants in June 5, 1998 «Position concerning interaction of the Railway Administrations of the States-participants of Commonwealth of Independent States for prevention of importation and distribution of quarantine (especially dangerous) diseases». - Lvov, 1998.

3. Instructions of Ministry of Railways of the Russian Federation from 20.04.1999 N L-543u «About introduction in action of the Position about collaboration of sanitary-epidemiological services of the Railway Administrations of the States- CIS participants at realization of sanitary-epidemiological surveillance in the international passenger trains». - Moscow, 1999.

4. The Federal Law «About sanitary-epidemiological well-being of the population» from 30.03.1999 № 52-FL. - Moscow, 1999.

Сведения об авторе

Каськов Юрий Никитович - кандидат медицинских наук, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту - главный государственный санитарный врач по железнодорожному транспорту Российской Федерации (тел.: 89859703801,e-mail: [email protected])

information about the author

Kaskov Yury Nikitovich - candidate of Medical Sciences (PhD), the Head of the Department of Federal Service for Surveillance in the Sphere of Consumers’ Rights Protection and Human Welfare at Railway Transport; Head State sanitary inspector at railway transport of the Russian Federation (tel.: 89859703801, E-mail: [email protected])

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.