Theory and Practice of Physical Culture, No 2, pp. 5.
9. Schyogolev V.A. (2014). "Physical training in US military educational systems". Theory and Practice of Physical Culture, № 9, pp. 15.
10. Shchegolev V.A., Sivak A.N., Kochin A.A., Egorov V.Yu. (2016). "Military sports specialist training in armed forces of NATO lead nations (based on public foreign sources)". Theory and Practice of Physical Culture, № 2, pp. 21.
11. Shchegolev, V.A., Lipovka, A.Yu., Korshunov, A.V. (2016). "Applied service physical education and sports classes to prepare students for GTO tests". Theory and Practice of Physical Culture, No 6, pp. 21-23.
12. Shchegolev, V.A., Sushchenko, V.P., Piskun, O.E. (2017). "Students' attitudes toward all-Russian physical culture and sports GTO complex (ready for labor and de-fence)", Theory and Practice of Physical Culture, No 3, pp. 57-59.
13. Sushchenko V. P., Shchegolev V. A., Korshunov A.V. (2016). "Features of personal and professional development of various professional categories in physical culture and sport", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp 3-5.
УДК 796.035
Н.Н. Венгерова, О.Е. Пискун
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
СТУДЕНТОК ВУЗА
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Резюме.
При всём многообразии современной системы физического воспитания, концептуальных и методологических подходов к обучению, в последние годы прослеживается процесс старения образовательных технологий. Использование новых подходов в педагогике - личностно ориентированных технологий гуманистической направленности содержания физкультурно-оздоровительной деятельности - во многом способствует изменению структурных особенностей мотивационных установок занимающихся.
Ключевые слова: физическое воспитание, образовательные технологии, физкультурно-оздоровительная деятельность, физическая подготовленность.
Abstract.
Vengerova N.N., Piskun O.E. Complex evaluation of physical training of female students in higher education.
In recent years, there is a process of education technologies obsolescence despite the fact that the modern physical education system has a variety of conceptual and methodological approaches. The implementation of the new approaches to the pedagogy contributes to changes of structural motivation characteristics of students. In particular, the personalized humanistic, physic and health oriented educational technologies are implemented in the investigation.
Key words: physical education, education technologies, physical and health activity, physical training.
В традиционной системе физкультурного образования качество обучения оценивается, как правило, степенью адекватности принятых в обществе образовательных норм и стандартов. Данный тип образования ориентирован на массовое воспроизводство заданных из вне стандартов знаний и умений, «культурных эталонов» (в рамках культурного наследия), т.е. ориентирован, собственно говоря, на «вчерашний день» мировой цивилизации.
В последние годы в педагогической науке при планировании эффективности учебного процесса по физической культуре рекомендуется учитывать те педагогические условия, в которых он осуществляется, т.е. объективные и субъективные факторы, способствующие функционированию всех компонентов системы. К субъективно-объективным факторам можно отнести принадлежность человека к тому или иному типу конституции, что во многом определяет не только его двигательные возможности и способности, но и эффективность тех или иных методов физического воспитания. Эффективность учебного процесс по физической культуре определяется успешностью адаптационного процесса, и может быть определена показателями результативности приспособительной деятельности организма человека.
Надёжная оценка функционального состояния и адаптивных возможностей организма девушек возможна только при рассмотрение его интегральной индивидуальности как совокупности взаимосвязанных, взаимопроникающих иерархически взаимодействующих функциональных систем [5]. Индивидуальность организма наиболее адекватно можно рассматривать как набор типических черт, и поэтому соблюдение индивидуального подхода при оценке здоровья и адаптационных возможностей
732
человека возможно через реализацию типизации, т.е. совокупности классификаций относительно простых уровней при переходе к индивидуально -типологическому анализу [7].
Одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих потенциал здоровья человека в целом, является физическое здоровье, характеризующееся показателями кондиционной физической подготовленности, реализуемой в системе физического воспитания на всех уровнях непрерывного физкультурного образования.
Для повышения качества организации физкультурного образования в высших учебных заведениях необходимо проведение целенаправленной работы, в основе которой должна быть диагностика физической подготовленности студентов с последующим принятием педагогических мер. Формирование у молодежи положительной мотивации посредством объективной, адекватной и обоснованной оценки физической подготовленности может служить одним из главных условий улучшения их физического здоровья.
В современной отечественной теории физического воспитания молодежи сложились противоречия [8]:
1. - методологического характера - между наличием достаточно большого числа научно-педагогических исследований, посвящённых проблеме физического воспитания, и диагностикой физической кондиции студентов;
2. - организационно-науковедческого характера - между достаточно эффективным и интенсивным развитием теории и практики общей педагогической диагностики и замедленными темпами разработки диагностического подхода к физическому воспитанию молодежи;
3. - диагностико-квалиметрического характера - между наличием в практике физического воспитания различных систем оценивания достижений учащихся и недостаточно аргументированным обоснованием используемых систем измерения и диагностического оценивания.
Педагогическая диагностика является одним из видов педагогической деятельности, составные части которой представляют собой научно-теоретическую и практическую педагогическую деятельность. Разновидностью практической педагогической деятельности выступает диагностирование, под которым понимается процесс, направленный на своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса. Степень разработанности отдельных направлений педагогического диагностирования различна и в теоретическом, и в сугубо прикладном плане. Разработка и обоснование системы
733
оценки общей физической подготовленности студентов вузов представляет определенный интерес.
Научный подход к тестированию физической подготовленности занимающихся реализуется с соблюдением ряда принципов: максимальная простота, валидность, надёжность, достоверность и объективность [3].
В процессе собственного педагогического эксперимента подбор тестовых упражнений осуществлялся на основе анализа научно-методической литературы в области физической культуры и спорта. В ходе опытно-экспериментальной работы проведено сравнение показателей уровня физической подготовленности студенток в начале и по окончанию эксперимента.
Для облегчения расчёта показателя уровня физической подготовленности, повышения педагогической эффективности занятий по физической культуре студенток и, исходя из данных возрастно-половых норм проявления физических качеств девушек 17 -19 лет при уровне «выше среднего», разработаны соответствующие табличные значения с присвоением балльных значений - 5- балльная шкала (таблица 1) [4].
Из комплекса традиционных критериев, используемых для определения уровня физической подготовленности студенток в возрасте от 17-19 лет, достаточна регистрация показателей проявления скоростно-силовой выносливости плечевого пояса и группы мышц нижнего брюшного пресса, взрывной силы ног и гибкости позвоночника, а также физической работоспособности при использовании функциональной пробы Руфье. Результаты бега на 1000 м позволяют опосредованно определить показатель максимального потребления кислорода (МПК).
Таблица 1 - Критерии показателей уровня физической подготовленности студенток 17-19 лет с учётом возрастно-половых норм проявления физических качеств и работоспособности
Уровень физической подготовленности
Контрольные упражнения Низки й Ниже среднег о Средний Выше среднего Высоки й
1 2 3 4 5
Подъём туловища в сед, кол-во раз 30 с < 17 17 - 18 19 - 20 21 - 22 > 23
Наклон вперёд, см < 7 8 - 9 10 - 11 12 - 13 > 14
Прыжок в длину с места, см < 147 148-155 156-169 170-177 > 178
Отжимание в упоре лёжа, кол-во раз < 11 12-13 14-15 16-17 > 18
Физичес кая работос пособно сть проба Руфье, балл > 15 10-14 7-9 4-6 0-3
1000 м (мин/с)/ (МПК мл/мин/кг) > 7,25 7,155,50 5,454,24 4,22-3,56 < 3,56
< 29 29 - 34 35 - 43 44 - 48 > 48
Оценка УФП, баллы 6 - 8 9 - 15 16 - 20 21 - 26 27 - 30
Определение уровня физической работоспособности девушек целесообразно при использовании методики «Функциональной пробы Руфье», так как данное испытание не трудоёмко, но достаточно информативно по трём показателям ЧСС (в покое, при нагрузке, восстановление в конце первой минуты после нагрузки). Функциональная проба Руфье используется и при определении уровня соматического здоровья по методике Г.В. Апанасенко [1; 2].
Таким образом, в результате проведенного корреляционного анализа данных, полученных в ходе педагогического эксперимента, были установлены взаимосвязи показателей физического развития и подготовленности студенток 17-18 лет, что определяет возможность конкретизации в выборе тестовых задания и уменьшения обширной «батареи» тестов.
Литература:
1. Апанасенко, Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека / Г.Л. Апанасенко. - СПб: МГН «Петрополис», 1992. - 123 с.;
2. Апанасенко, Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики/Г.Л. Апанасенко // Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Вып. 1. - СПб: Наука, 1993. - С. 49 - 60.;
3. Биленькая, О.Н. Применение систем тестирования для повышения качества учебного процесса/ О.Н. Биленькая // Культура здоровья студенческой молодёжи: Матер. Всерос. научно-прак. конф.- Йошкао-Ола: Марийский ГТУ, 2010.- С.13-18;
4. Венгерова, Н.Н. Учёт физического состояния женщин зрелого возраста для
индивидуализации оздоровительных нагрузок/ Н.Н. Венгерова: Сборник матер. междунар. научно-прак. конф. «Фитнес в модернизации физкультурного образования и его роль в оздоровлении населения России».- СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.- С. 218 - 224;
5. Комиссарова, Е.Н. Комплексная оценка индивидуально-типологических
особенностей у детей периода первого детства [текст]: Автореф. дис.....д-ра
биол наук : 14.00.02 / Е.Н. Комиссарова.- СПб: СПб педиатрическая ГМА, 2002. - 31 с.;
6. Шилько, В.Г. Методология построения личностно ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности студентов / В.Г. Шилько.-М.: ТиП ФК, 2003.- № 9.- С. 45-49.
7. Штих, Е.А. Содержание физического воспитания студенток ВУЗов с преимущественным использованием средств степ-аэробики/ Е.Н. Штих// Автореф. ... канд. пед. наук.- Краснодар: Кубанский ун-т ФКСТ, 2009.- 21 с.;
8. Цветков, М.С. Адаптационные особенности спортсменов и лиц, не занимающихся спортом/ М.С. Цветков//Вестник Новгородского государственного университета.- Н. Новгород: Нов. ГУ, 2006.- № 35.- С. 21-24.