3. Стинхэм Д. Правильные многомерные выпуклые многогранники // Успехи математических наук, 1944. № 10.
4. Кодачигов В.И. Умозрительные эксперименты со сплющенными и рассплющенными многогранниками // Перспектива, 1995.
О.А. Ефиме I ко, В.В. Кириченко
КОМПЛЕКСНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА И УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
С того момента, как стало понятно, что школьная образовательная система в нашей стране требует серьезного вмешательства из-за кризиса, связанного со снижением качества образования все чаще начало появляться такое выражение, как информатизация образования. Стоит заметить, что в начале не существовало явного определения этому выражению. В большей степени оно задавало цели и задачи, содержание и план действий конкретной программы информатизации.
Информатизация образования как одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества предполагает реализацию возможностей современных информационных технологий, с целью внедрения в практику образования психолого-педагогических разработок, направленных на развитие личности ученика, интенсификацию и интеллектуализацию учебной деятельности, приобщение к современным методам обработки и передачи информации. Реализация идей информатизации образования обеспечивает переход от иллюстративно-объяснительных методов и механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новое знание, пользуясь современными методами представления и извлечения знания, средствами информационного взаимодействия с объектами предметных сред, созданных на базе технологий мультимедиа, "виртуальная реальность", использования возможностей периферийного оборудования современных ЭВМ.
В начале 90-х годов, в связи с реализацией Пилотного проекта, были определены основные направления использования компьютерной техники в образовании, цели и задачи подготовки учащихся в области информационных технологий, ориентация на IBM-совместимую технику.
Так же осуществлялись мероприятия по информатизации школ, органов управления. Программы и проекты, разработанные в тот период, имели цели, согласно которым все учащиеся должны были иметь уровень подготовки, соответствующий современным требованиям. Именно в тот период осуществлялось усиленное наполнение учреждений образования информационно образовательными технологиями и соответственно необходимой для этого материально-технической базой.
Современные информационные технологии являются основой процесса информатизации образования, реализация которого предполагает:
- улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации;
- повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации;
- разработку перспективных средств, методов и технологий обучения с ориентацией на развивающее, опережающее и персонифицированное образование;
- достижение необходимого уровня профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники;
- интеграцию различных видов деятельности (учебной, учебно-исследовательской, методической, научной, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении информационных технологий;
подготовку участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества;
Раздел III
Информатика
- повышение профессиональной компетентности и конкурентоспособности будущих специалистов различных отраслей;
- преодоление кризисных явлений в системе образования.
Под комплексной информатизацией сегодня понимают процесс обеспечения в образовательной системе условий для создания информационного образовательного пространства, формирования информационной культуры участников процесса, технического оснащения учебного и управленческого процессов, внедрения новых информационных технологий педагогического и управленческого назначения.
Комплексность предусматривает применение информационных технологий во всех сторонах деятельности образовательной системы. Это означает, что компьютер может быть использован для решения учебных и производственных задач и учащимися, и преподавателями и администрацией. В соответствии с этим многие авторы предлагают можно предложить различные классификации направлений использования информационных технологий в образовательных системах, но ведущими являются: образовательное, управленческое, методическое, воспитательная работа. Каждое из выделенных направлений различается решаемыми задачами и требует различного ресурсного обеспечения. Однако, все они являются взаимосвязанными и взаимодополняющими, поскольку относятся к различным сторонам организации и осуществления единого учебно-воспитательного процесса.
Информатизация образования на современном этапе развития имеет несколько основных направлений:
информатизация как техническое оснащение.
Для данного направления информатизация - это процесс оснащения структур и учреждений системы образования компьютерной техникой, программным обеспечением и т.д. Для обеспечения доступа к современным информационным технологиям всем участникам образовательного процесса;
информатизация как создание информационного образовательного пространства.
В этом случае информатизация - это процесс объединения при помощи глобальной сети Интернет учреждений и структур системы образования. Цель: обеспечение доступа к информационным ресурсам участников образования;
• информатизация как формирование информационной культуры.
Из задач этого направления следует, что информатизация образования - это комплекс мероприятий по обучению педагогической общественности, детей и учащейся молодежи современным информационным технологиям, вовлечению их в активное использование глобальной информации сети Интернет, формированию информационной культуры;
• информатизация как внедрение новых информационных технологий.
На современном этапе развития школы под информатизацией образования понимается процесс внедрения новых информационных технологий (НИТ) во все виды и формы образовательной деятельности, трансформация на этой основе существующих и формирование новых образовательных моделей. Очевидно, что для достижения этих целей необходима подготовка всего педагогического коллектива школы, а также совершенствования учебно-методических комплексов.
В настоящее время именно это направление является приоритетным. Для его внедрения существует несколько направлений:
• использование НИТ в качестве объекта изучения для учителей и учащихся с целью формирования пользовательской компетенции;
• использование НИТ в качестве средства представления знаний и средства обучения;
• использование НИТ в качестве средства систематизации и распространения передовых педагогических технологий;
• автоматизация процесса обработки, накопления данных в целях управления учебными заведениями, организационными структурами системы образования.
Конечно, процесс модернизации с использованием вышеперечисленных направлений далеко не прост. По нашему мнению, реальный учебный процесс может столкнуться с проблемами:
• необходимость повышения квалификации преподавателей - переход из качества "транслятора" знаний в качество "координатора" учебного процесса. Изменяется роль преподавателя в условиях информатизации обучения. Это связано с осуществлением деятельности в новой педагогической среде, характеризующейся использованием современных информационных средств. Наряду с этим, преподаватель получает возможность расширить спектр своих воздействий на обучающихся посредством использования стратегии педагогической деятельности, заложенной в конкретной информационной технологии обучения;
• возрастание нагрузки на преподавателя. Изменяется характер его труда. Педагогу приходится, во-первых, проектировать и конструировать новые технологии обучения; во -вторых, разрабатывать на их основе дидактические информационные комплексы учебной дисциплины; в-третьих, обосновывать логику организации педагогического взаимодействия с обучающимися как на коммуникативном уровне, так и на уровне взаимодействия пользователей с ЭВМ; в-четвертых, выбирать адекватные формы и методы управления познавательной деятельностью студентов; в-пятых, разрабатывать и формировать педагогические тесты и тестовые задания для организации контроля и самоконтроля и т.п.;
• психологические коммуникативные проблемы - смена целей образования для всех участников образовательного процесса проходит непросто;
• проблема субъективной оценки - результат творческой деятельности учащегося всегда не однозначен, оценивать его по пятибалльной шкале чрезвычайно сложно;
• формирование информационной культуры учителя. Важнейшим условием эффективности профессиональной деятельности педагога в условиях информатизации обучения становится его информационная культура. Это значит, что преподавателю, наряду с основами педагогики и психологии, необходимо владеть культурой поиска новой информации, компьютерной грамотностью, коммуникационной компетентностью, культурой профессионального поведения, способами саморазвития и самоопределения в едином информационном пространстве образовательного учреждения и т.п.
Разрешение упомянутых выше проблем определяет необходимость проведения научных исследований в области разработки следующих перспективных направлений как:
- разработка психолого-педагогических и физиолого-гигиенических аспектов процесса информатизации образования;
подготовка педагогических и научных кадров к профессиональной деятельности в условиях информатизации образования;
автоматизация процессов информационно-методического обеспечения и организационного управления учебно-воспитательным процессом и др.
Несмотря на проблемы, необходимость модернизации образования очевидна. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны: в структуру нового поколения образовательных стандартов включено понятие ключевых компетентностей. Однако модернизацию российского образования следует начинать с модернизации подготовки педагогических кадров, т.к. именно учителя будущего должны помочь школе по возможности плавно перейти на обновленные рельсы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского образования // Системы и средства информатики: Информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности - к информационной культуре общества / отв. ред. И.А. Мизин. М.: Наука: Физматлит, 1996. Вып. 8.
2. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А.В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23.04.2000. Центр "Эйдос", www.eidos.ru/news.
3. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Бюллетень "Проблемы информатизации высшей школы". 1998. № 3-4 / ГосНИИ системной интеграции. М., 1998.
4. Образцов П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы // Педагогика. 2003. № 5. С. 27-33.
5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. 204 с.