3. Абдурагимов И.М. О механизмах огнетушащего действия средств пожаротушения / И.М. Абдурагимов // Пожаровзрывобезопасность. 2012. - Т. 21 - № 4. -С. 60-82.
4. Сабинин О.Ю. Оптимальные характеристики огнетушащих порошков и параметры их подачи для импульсных модулей порошкового пожаротушения: автореф. дис...канд. техн. наук: 05.26.03 / О.Ю. Сабинин. - М., 2008. - 14 с.
5. Бухтояров Д.В. Лабораторные испытания и методика определения огнетушащей концентрации порошковых составов при их подаче сверху / Д.В. Бухтояров // Пожарная безопасность. 2010. - № 3. - С. 130-133.
КОМПЛЕКСИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЗАДАЧАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ
ПОЖАРЕ НА СУДНЕ)
Ю.И. Жуков, профессор, д.т.н., профессор В.В. Клюй, начальник кафедры, к.п.н., доцент Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,
г.Санкт-Петербург
Задачей функционального моделирования является формальное представление последовательности действий, связанных с обеспечением пожарной безопасности, проводимых по инструкциям и распоряжениям для выявления «узких мест» и недостатков в существующих процессах.
Общепризнанным в мировой практике подходом к формализации и структурному анализу сложных процессов является построение диаграмм этих процессов. Диаграммы в стандарте IDEF0 (Integration Definition for Function Modeling) используют для описания процессов, работ и операций с указанием для них входных и выходных данных, а также с конкретизацией ресурсов, привлеченных для выполнения работ и ограничений, наложенных на правила их проведения. Такие диаграммы содержат прямые и обратные связи между отдельными составляющими проводимых работ, с помощью которых могут быть отображены особенности их проведения, что рассмотрим на примере аварийно-спасательных операций в процессе пожаротушении с использованием спасательного судна (рис. 1).
AUTHOR Клюй В.В.,Жуков Ю.ЮПАТЕ 21.02.2009 FROJECT: Концепция REV: 17.01.2012
моделирования ПАСР
NOTES: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10_
RECOMMENCED
PUBLICATION
Признаки
аварийного
состояния
с
—Измерени признаков возникновения аварийной ситуации
2 170р.
Инструкции
обеспечению безопасности
Дополнительный
контроль
признаков
возникновения
аварийной
ситуации
!БО 9002
Прогнозирование развития признаков
возникновения аварийной ситуации 1 620р.
Спасатели
План аварийно спасательных работ
Подготовка включения сигнализации на аварийном судне
9 450р.
3
Спасательное оборудование
Последствия аварии
A0
тгп_е Комплексное моделирование подготовки и проведения аварийно-спасательных работ
A-0
по
Рис. 1. Диаграмма существующего процесса организации аварийных работ при пожаре с использованием спасательного судна
Диаграммы в стандарте ГОЕБ3 используют для описания потоков работ с указанием их специфики и последовательности выполнения. Эффект обнаружения экспертами недостатков в существующих процессах проведения аварийных работ при пожаре с использованием спасательного судна зависит от полноты проведения операций декомпозиции исходной контекстной диаграммы [1].
Число уровней декомпозиции может быть любым, однако количество процессов, представленных на каждом уровне желательно ограничить для удобства работы с компьютерными версиями диаграмм. Желательно, чтобы уже на контекстной диаграмме была отражена специфика рассматриваемых процессов.
На рисунке 2 представлен вариант декомпозиции функциональной модели с указанием оценки динамики развития признаков возникновения аварии на судне.
Контроль признаков развития пожара на судне позволяет рационально организовать имеющиеся ресурсы, как технические, так и человеческие для минимизации времени на проведение отдельных аварийно-спасательных операций.
Продолжая процесс декомпозиции функциональной диаграммы ее разработчики должны вступить во взаимодействие с экспертами в рассматриваемой предметной области. С этого момента полнота и детализация разрабатываемой функциональной модели зависит от мнения экспертов и приводит к созданию версии модели «как должно быть», содержащей процессы, дополняющие и улучшающие ранее разработанные и использовавшиеся на практике планы работ, но показавшие свою не высокую эффективность.
AUTHOR: Янченко А Ю DATE: 21.02.2009 PROJECT: Организация REV: 11.10.2011 спасательных работ в Арктике NOTES: 1 23 4 5 6 7 8 9 10_
RECOMMENDED
PUBLICATION
CONTEXT: IZZI ,_.
—Проведение расширенного
ко нтроля помещений и оборудования на аварийном судне
1 360р.
Дополнительный
контроль
признаков
возникновения
аварийной
ситуации
Спасательное оборудование
ГОСТ
Результаты дополнительного контроля признаков возникновения аварийной ситуации План аварийно спасательн ых работ
Последствия аварии
A3
title: Подготовка включения сигнализации на аварийном судне
X
Рис. 2. Диаграмма декомпозиции функциональной модели с оценкой динамики развития признаков возникновения аварии на судне
Чаще всего к таким процессам относятся дублирующие друг друга работы, которые требуют дополнительных ресурсов, но не приводят к сокращению сроков проведения аварийно-спасательных операций на судне. Важное значение имеет и степень управляемости проведением отдельных работ, при уменьшении которой возникают рецидивы стихийности, что может привести к осложнению последствий аварии на судне.
DATE
A0
AUTHOR: Янченко А Ю DATE: 01.03.2009 PROJECT: Организация REV: 11.10.2011 спасательных работ в Арктике NOTES: 1 2 3 4 567 8 9 10_
■ WORKING READER DATE CONTEXT: A3
DRAFT
RECOMMENDED
PUBLICATION
L
ISO 9002
ГОСТ
Передача сообщения о признаках возникновения аварии на судне на центральный | пульт управления
250р. 11
Идентификация и контроль сообщений
информационной системы безопасности
4 500р._2
Результаты
дополнительного
контроля
признаков
возникновения
аварийной
ситуации
Спасатели
План аварийно спасательн ых работ
Включение аварийной сигнализации на судне
340р._
Спасательное оборудование
Последствия аварии
A33
Т1Т1_ЕПринятие решения о включении сигнализации на судне
Рис. 3. Диаграмма работ, относящихся к первоочередным операциям по подготовке
ликвидации аварии на судне
Анализируя диаграмму на рисунке 3 можно обосновать, что важную роль при подготовке работ по ликвидации аварии на судне имеют сообщения информационной системы безопасности, полнота и непротиворечивость которых могут существенно сказаться на общей эффективности спасательных работ.
Рис. 4. Итоговая диаграмма последовательности подготовки и проведения аварийно-
спасательных работ при пожаре на судне
Диаграмма, представленная на рисунке 4 иллюстрирует распределение сил и средств для проведения первоочередных работ по ликвидации последствий аварии на судне. Корректировке доступны, как сами процессы, определяющие последовательность работ по ликвидации аварии, так и связи между этими процессами. При этом возможны не только качественные, но и количественные характеристики моделируемых процессов, связанные:
- со стоимостными затратами на их реализацию (на рис. 4 приведены виртуальные значения);
- со временем выполнения рассматриваемых процессов при ограничениях на используемые ресурсы.
Оценки количественных показателей желательно отнести к процессам, описанным на самых нижних уровнях разрабатываемой модели, по окончании построения которой используемая инструментальная среда позволяет получить итоговые показатели
эффективности процесса подготовки проведения аварийно-спасательных работ на судне.
В докладе изложена последовательность построения функциональной модели процесса подготовки аварийно-спасательных работ на судне, результатом которой является набор диаграмм, представленных в нотации ГОЕБО.
Рис. 5. Настройка блока модели «Обработка информации для генерации плана проведения аварийных работ при пожаре на судне»
Построенные диаграммы работ, выполняемых в процессе подготовки операций по ликвидации аварии на судне, могут быть использованы для генерации имитационной модели рассматриваемых процессов (рис. 5), позволяющей ввести в решаемую задачу стохастические элементы и оценить влияние случайных факторов на эффективность выполнения поставленной задачи: с минимальными затратами и за минимально возможное время ликвидировать аварию на судне.
Список использованной литературы
1. Клюй В.В., Жуков Ю.И., Янченко А.Ю. Функциональное моделирование процесса подготовки проведения аварийно-спасательных работ с использованием судна в условиях Арктики, доклад на конференции «Сервис безопасности», УГПС, СПб., 2010. - 6с.