УДК 629.039.58
Комплексное обеспечение безопасности морских объектов Штокмановского газоконденсатного месторождения (часть 2)
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2012
И.Ю. Олтян, Т.Л. Ляховец, Н.Н. Посохов
Аннотация
В статье рассмотрены основные подходы к комплексному обеспечению безопасности морских объектов (подводного добычного комплекса, технологического судна, морского двухниточного трубопровода) Штокмановского газоконденсатного месторождения, расположенного в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря на значительном удалении от береговой линии, в районе со сложными природно-климатическими условиями.
В опубликованной ранее части 1 [1] приведены основные сведения об объекте, источниках опасности и обозначены общие подходы к обеспечению безопасности.
Во второй части статьи описаны технические решения по каждому из уровней защиты морских объектов ШГКМ.
Ключевые слова: Штокмановское газоконденсатное месторождение; ШГКМ; технологическое судно; подводный добычный комплекс; морской трубопровод; опасность; безопасность; эвакуация и спасание.
Ensuring the Safety of the Offshore Facilities of the Shtokman Gas Condensate Field (Part 2)
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2012
I. Oltyan, T. Lyakhovets, N. Posokhov
Abstract
The article describes the main approaches to the safety of offshore facilities (Subsea Production Facilities, Floating Production Unit, Trunkline offshore section) for the Shtokman Gas Condensate Field located in the central part of the Russian sector of the Barents Sea at a considerable distance from the shoreline in the area with harsh climatic conditions.
Key words: Shtokman Gas Condensate Field; ShGCF; floating production unit; subsea production facilities; marine trunkline; hazard; safety; evacuation; rescue.
Часть 2. Описание решений по уровням защиты морских объектов ШГКМ
LOD 1. Предотвращение аварий
Современная конструкция судна
Проектирование судна осуществлялось согласно международному стандарту ISO 19906 [2], а также в соответствии со следующими нормативными документами:
MSC/Circ.1056 Руководящие принципы для кораблей, эксплуатирующихся в арктических водах с ледовым покровом;
Российский морской регистр судоходства. Правила классификации и постройки морских судов (РМРС), 2012 г.;
Российский морской регистр судоходства. Правила классификации, постройки и оборудования плавучих буровых установок и морских стационарных платформ (РМРС для ПБУ/МСП) [3] и др.
Для уменьшения возможных рисков корпус судна предусмотрено выполнить ледостойким, защищенным от коррозии, исходя из интенсивности коррозионного воздействия на конструкции, гарантированный срок эксплуатации будет составлять как минимум ожидаемый срок разработки месторождения (до 25 лет) и позволит судну находиться в море все время эксплуатации без обслуживания в сухом доке.
Персонал по эксплуатации судна будет осуществлять мониторинг целостности корпуса технологического судна, а также обеспечение эксплуатационной пригодности систем обеспечения безопасности, систем отсоединения технологического судна.
Безопасная компоновка технологического оборудования
Основным принципом размещения оборудования на технологическом судне является максимально возможное удаление зон переработки углеводородов от возможных источников возгорания при обеспечении необходимых технологических операций, что соответствует требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS) [4].
Согласно IP 15 (1990) [5], проектом предусмотрено разделение технологического судна на две группы зон: опасные и безопасные.
Опасными считаются те зоны, в которых взрывоопасная атмосфера может возникать в ходе нормальных рабочих операций. Безопасными зонами считаются зоны, в которых не может образоваться взрывоопасная газовая смесь в объеме, требующем специальных мер защиты.
Безопасная зона будет включать в себя жилой модуль и временное убежище.
Размер опасной зоны зависит от физических свойств выделившегося вещества, типа оборудования, ставшего источником утечки, и интенсивности вентиляции в данной зоне.
Для снижения уровня опасности предусмотрены следующие технические решения:
использование оборудования, соответствующего уровню опасности зоны, в которой оно находится;
отделение потенциальных источников воспламенения от возможных источников выброса огнеопасных веществ;
использование эффективных систем вентиляции (естественной или принудительной) и дренажных систем для рассеивания/удаления выделившихся газов/вытекших жидкостей;
ограничение максимально допустимой температуры поверхности для определенного оборудования и зон;
использование тамбур-шлюзов с поддержанием в них избыточного давления при переходах из взрывоопасных во взрывобезопасные помещения.
Жилой модуль, посты управления, вертолетная площадка и ЦПУ будут размещены на максимально возможном удалении от технологических зон.
Предотвращен ие/управление опасн остям и, связанными с процессами добычи, транспортировки, хранения и переработки углеводородов
Проектом предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
1. Уменьшение вероятности утечек путем: минимизации количества обычных источников
утечек (насосов, клапанов и др.);
использования технологического оборудования высокого качества (например, насосов с двойным уплотнением);
уменьшения и исключения акустической и вибрационной усталости технологических трубопроводов;
выполнения до начала эксплуатации и на стадии эксплуатации неразрушающего контроля, гидравлических испытаний, испытаний на герметичность всех систем, работающих с углеводородами, до начала эксплуатации;
регулярного осмотра и технического обслуживания.
2. Уменьшение вероятности возгорания путем: обеспечения эффективных систем вентиляции
(естественной или принудительной) и дренажа для распыления и удаления пролившихся жидкостей;
уменьшения объема выброса с помощью надежной системы раннего обнаружения газа;
обеспечения отключения технологических систем и сброса давления содержимого в безопасное место;
автоматического отсечения потенциальных источников возгорания (например, электрооборудования) при срабатывании систем раннего обнаружения газа.
3. Уменьшение последствий аварий, вызванных утечками углеводородов, путем:
отключения и отделения критического оборудования, например, сосудов с большим запасом углеводородов;
использования активной и пассивной пожарной
защиты в отношении критических конструкций и оборудования;
использования вентиляционных жалюзи для обеспечения естественной вентиляции и уменьшения потенциального избыточного давления взрыва;
компоновки оборудования для максимально эффективной искусственной вентиляции, уменьшения возможного избыточного давления при взрыве;
проектирования наиболее ответственных конструкций и оборудования во взрывозащищенном исполнении;
минимизации количества персонала, работающего в технологической зоне.
Защита от природных опасностей Эксплуатация технологического судна будет осуществляться в сложных природно-климатических условиях. Персонал по эксплуатации судна должен контролировать следующие ключевые параметры:
метео- и океанологические данные (скорость течения, силу и направление ветра, волнение, погоду и т.п.);
ледовую обстановку (размеры, траекторию движения, скорость, жесткость айсбергов, условия ледового образования);
эксплуатационную пригодность систем отсоединения технологического судна.
Предусмотрена якорная система удержания для позиционирования технологического судна на месте при экстремальных условиях окружающей среды (шторм, ветер, течение).
В целях обеспечения безопасности при осложнении ледовой обстановки вокруг технологического судна предусмотрено установление зоны контроля и управления ледовыми условиями. Контроль над ледовой обстановкой (обнаружение айсбергов, прогнозирование их траекторий движени, разработка мероприятий по защите от айсбергов) будет осуществляться с использованием спутникового и радарного контроля, обзоров с борта самолета, контроля гидролокаторами.
Использование ледоколов планируется при невысокой ледовой опасности (буксировка и/или разбивка льдов, айсбергов). При большой вероятности столкновения с айсбергами предусмотрено отсоединение ТС от гибких райзеров, подводных кабелей и якорных связей и его самостоятельное перемещение в безопасное место.
Защита от движущихся объектов (судов и пр.) Безопасность морских сооружений ШГКМ от движущихся объектов, согласно Международному кодексу по охране судов и портовых средств (МК ОСПС) [6], будет обеспечиваться:
наличием на технологическом судне средств радиолокационного наблюдения (судовой радиолокационной системы) для раннего обнаружения приближающихся объектов;
ограничением морского трафика вокруг подво-
дного добычного комплекса и технологического судна;
использованием маркировки, освещения и морских навигационных средств на технологическом судне;
наличием на технологическом судне авиационного всенаправленного маяка.
Предотвращение воздействия на персонал опасных факторов при нормальной эксплуатации
Продолжительное нахождение персонала в экстремально холодной среде зачастую является фактором, увеличивающим вероятность аварии из-за ошибочных действий персонала.
Проектом предусмотрена защита персонала от экстремальных погодных явлений (отапливаемые укрытия, использование многослойной одежды, термозащитных одеял и др.). Для компенсации продолжительной темноты в условиях полярной ночи будут использоваться лампы различного типа, уровня освещенности и цвета освещения.
Предусмотрены знаки безопасности и цветовая кодировка трубопроводов и другого оборудования в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2001, а также ограждения для движущихся частей машин и механизмов.
Контроль опасностей, связанных с эксплуатацией подводного добычного комплекса
Аварии на ПДК могут повлечь за собой большой выброс газа, приводящий к возможным взрывам во внутренних или наружных зонах, в частности, в турели, а также возможной потере стабильности ТС,я в связи с нарушением плавучести.
Для предупреждения развития аварий на ПДК проектом предусмотрены следующие технические решения:
скважины оборудуются внутрискважинными клапанами-отсекателями и фонтанной арматурой с задвижками-отсекателями с дистанционным управлением;
на внутрипромысловых трубопроводах установлены автоматические устройства, перекрывающие трубопровод в случае его разрыва;
предусмотрено ограничение морского трафика вокруг подводного добычного комплекса.
Предупреждение опасностей, связанных с морским двухниточным трубопроводом
Проектом предусмотрены следующие мероприятия по предупреждению аварий на морском двухни-точном трубопроводе:
подводные трубопроводы выполнены в соответствии с СТО Газпром 2-3.7-050-2006 ^N^^101) Морской стандарт. Подводные трубопроводные системы;
применяются механические и электрохимические (т.е. система катодной защиты) средства защиты трубопроводов от коррозии;
материалы, конструкция технологического оборудования рассчитаны на обеспечение прочности и
надежной эксплуатации в проектном диапазоне давлений и температур перерабатываемого и транспортируемого продукта;
предусмотрена защита от падения предметов и воздействия траловой оснастки применением сплошного кольцевого обетонирования;
предусмотрены решения по предупреждению лавинного смятия путем установки на трубопроводе стальных вставок того же внешнего диаметра с увеличенной толщиной стенки;
на прибрежных и мелководных участках для обеспечения устойчивости трубопровод заглубляется в морское дно;
для мониторинга на наиболее опасных участках трубопровода предусмотрено использование системы контроля подводного трубопровода — электронных сенсоров производства фирмы Sonardyne, посылающих акустические данные подводному аппарату дистанционного управления;
предусмотрен регулярный контроль подводных объектов специальным подводным аппаратом дистанционного управления.
LOD 2. Управление работой морских объектов ШГКМ в стандартном и нестандартном режимах
Интегрированная система управления и безопасности (ИСУБ)
Проектом предусмотрено создание интегрированной системы управления и безопасности (ИСУБ) (ICSS, integral control & safety system).
ИСУБ предназначена для реализации централизованного автоматизированного контроля и управления, в том числе через локальные системы управления (ЛСУ):
технологическим процессом добычи, подготовки и отгрузки продукции скважин;
энергетическим комплексом и электроэнергетической системой;
системами жизнеобеспечения; подводным добычным комплексом; пожарной и газовой обстановки; функционирования корпусных и морских систем (якорной, движительной, динамического позиционирования и балластной), способных повлиять на общую безопасность технологического судна;
эффективной защитой и своевременной остановкой технологического процесса добычи и транспортировки продукции скважин при угрозе аварии и ее локализации по заданным алгоритмам;
в случае необходимости — увода технологического судна с траектории движения айсберга и пр. Коммуникационные системы (системы связи) Проектом предусмотрена постоянная основная линия внешней связи между судном и береговой базой — волоконно-оптическая линия связи, проложенная по дну моря. Линия волоконно-оптической связи представляет собой волоконную систему телекомму-
никационной передачи, включающую подводную оконечную кабельную арматуру, которая обеспечивает мультиплексирование с разделением по длине волн. Оборудование многоцелевого мультиплексирования обеспечивает интерфейсы для передачи данных двухжильным телефоном и последовательной передачи данных.
В качестве резервной линии связи во время отсоединения от волоконно-оптической линии будет использоваться терминал VSAT.
Предусмотрены терминалы спутниковой системы («Инмарсат») в качестве резерва для внешней голосовой, факсимильной связи и обмена данными.
Для связи с буровыми установками и другими судами, которые находятся в районе ТС, предусмотрена радиально-узловая многоточечная радиосвязь.
Для обеспечения связи персонала технологического судна с судами, находящимися в непосредственной близости, предусмотрена судовая УКВ радиостанция.
На судне предусмотрено радиооборудование ПВ/ КВ для обеспечения связи с другими судами и вертолетами.
Судно также будет обеспечено автоматической телефонной связью, ЛВС и мобильной радиосвязью.
Комплекс инженерно-технических средств охраны (КИТСО)
В соответствии с «Типовыми правилами охраны объектов ОАО «Газпром», введенными в действие приказом ОАО «Газпром» № 99 от 26.12.2001 г., объекты обустройства ШГКМ относятся к объектам, подлежащим охране, то есть к объектам, на которых требуется защита персонала и (или) материальных ценностей.
Охране и защите подлежат морские сооружения, в том числе подводный добычный комплекс, волоконно-оптическая линия связи, морской трубопровод.
Безопасность морских объектов ШГКМ будет обеспечиваться:
тщательным подбором кадров судовой команды, работников на технологическом судне, включая оценку их психического состояния;
ограничением на посещение технологического судна посторонними лицами;
наличием на технологическом судне средств радиолокационного наблюдения (судовой радиолокационной системы);
ограничением морского трафика вокруг подводного добычного комплекса;
защитой электронной информации и ограничением доступа к системе управления судном и технологическим процессом;
наличием механических запоров, ограничения доступа, сигнализации в помещениях ответственных систем и пультов управления;
наличием замкнутой телевизионной системы для наблюдения и контроля;
наличием системы мониторинга персонала на борту технологического судна, позволяющей отслеживать все перемещения персонала на технологическом судне.
В составе судовой команды будет постоянно находиться офицер по безопасности.
Все вышеперечисленные решения полностью соответствуют МК ОСПС [6].
Обучение персонала
На технологическом судне будет работать только обученный и высококвалифицированный персонал с опытом работы на подобных сооружениях, владеющий русским и/или английским языком.
LOD 3. Контроль возникновения опасностей и раннее предупреждение
Раннее выявление утечек, раннее обнаружение пожара
На технологическом судне предусмотрены стационарные системы газового контроля, обеспечивающие автоматический контроль газовоздушной среды в помещениях и пространствах ТС и своевременное обнаружение повышенной концентрации взрывоопасных газов и паров горючих жидкостей, формирование и представление достоверной информации оператору.
Система газового контроля обеспечивает выдачу сигналов о текущем значении концентрации горючих газов и паров, формирование предупредительной и аварийной сигнализации, а также включение всех необходимых уровней останова технологического оборудования и запуска необходимых аварийных средств.
Для раннего обнаружения пожара будут использоваться автоматические УФ/ИК извещатели пламени, термочувствительные кабели, оптические дымовые извещатели, тепловые извещатели разности температур (РТ), термостатические тепловые извещатели.
Система газовой и пожарной сигнализации входит в состав Интегрированной системы управления и безопасности (ИСУБ).
LOD 4. Безопасный автоматический останов
Безаварийная остановка технологических процессов
Предусмотренная проектом система аварийного останова обеспечивает функции остановки технологического процесса и оборудования в случае утечки газа, обнаружения возгорания, угрожающей ледовой обстановки. Каждая команда от системы аварийного останова имеет абсолютный приоритет по отношению к другим операциям ИСУБ. Система аварийного останова обеспечивает безопасный и контролируемый сброс давления.
Система аварийного останова относится к системам обеспечения безопасности, сертифицированным на соответствие требованиям уровня безопасности
системы 3 согласно МЭК 61508 [7]. Информационные линии и сети питания системы аварийного останова автономны от других подсистем ИСУБ, соответствуют требованиям пункта 9.6.1 Части Х правил Российского морского регистра судоходства для ПБУ и МСП, 2006.
Аварийный останов технологического оборудования морских объектов ШГКМ будет обеспечиваться по уровням:
A) Аварийный останов САО-0 (ESD-0) — общее обесточивание технологического судна перед эвакуацией, обеспечивается только вручную кнопками, расположенными в ЦПУ, РПУ, на аварийных пунктах сбора во временное убежище;
Б) Аварийный останов САО-1 (ESD-1) — полный останов, при котором допускается присутствие персонала на борту технологического судна;
B) Аварийный останов уровня САО-2 (SD-2) — останавливается добыча углеводородов и агрегаты подготовки углеводородов в пожароопасной зоне;
Г) Аварийный останов уровня САО-3 (SD-3) — остановка одного технологического или вспомогательного оборудования.
LOD 5. Конечные защитные барьеры
Пятая линия обороны включает все защитные барьеры, которые уменьшают последствия опасного происшествия и/или защищают персонал, окружающую среду и сооружения в случае нарушения первых линий обороны.
Предохранительные клапаны и высокоинте-грированная система защиты от избыточного давления
Защита от избыточного давления предусмотрена с помощью предохранительных клапанов сброса давления (на каждом входном сепараторе, компрессоре, экспортной линии) и высокоинтегрированной системы защиты от избыточного давления (между каждым добычным манифольдом и входным сепаратором, на каждом компрессоре).
Сбросы газа с предохранительных клапанов на технологическом оборудовании, а также из коммуникаций будут направлены на факел.
Отсоединение ТС
В случае выявления ледовых угроз, а также в случае аварий на ПДК проектом предусмотрена система быстрого подсоединения/отсоединения технологического судна от гибких райзеров, подводных шланго-кабелей и линий удержания с остановкой технологических процессов без выброса газообразных углеводородов по двум сценариям:
плановое отсоединение ТС от подводных объектов (при возможной ледовой опасности) (время планового отсоединения составляет 6 часов);
чрезвычайное отсоединение ТС от подводных объектов (при аварии на ПДК) (время чрезвычайного отсоединения 15 минут).
Пассивная противопожарная защита
Пассивная (конструктивная) противопожарная защита — это комплекс пассивных средств, направленных на предотвращение возникновения пожаров, на ограничение распространения огня и дыма по защищаемому объекту, на сохранение условий безопасной эвакуации людей, а также для успешного тушения пожара.
Для ограничения распространения опасных факторов пожара при аварийной ситуации предусмотрено разделение опасных и безопасных зон противопожарными преградами (переборками, палубами и т. д.).
Огнестойкость переборок и палуб должна соответствовать прогнозируемой степени пожарной опасности разделяемых ими помещений и зон.
Пункт сбора во временном убежище проектируется с противопожарными преградами типа Н, обеспечивающими защиту персонала в течение не менее 2 часов.
Все проходы через огнестойкие конструкции будут выполнены таким образом, чтобы не снижать степени огнестойкости конструкций.
Пассивная противовзрывная защита
На стадии FEED было проведено математическое моделирование рассеяния газа после аварийного выброса и осуществлено численное моделирование процесса взрыва на ТС. Конструкции верхнего строения и корпуса судна запроектированы устойчивыми к расчетным нагрузкам взрыва.
Кроме того, все зоны с высоким риском взрыва предусмотрено оснащать непрерывной естественной вентиляцией.
Контроль проливов
При значительной добыче флюида на ТС будет поступать попутный конденсат в количестве, достаточном для образования проливов.
Учитывая, что существует опасность пожаров пролива, проектом приняты меры для контроля объема и растекания углеводородов (и других жидкостей на технологических палубах) с помощью соответствующих дренажных систем:
для локализации потенциального пожара пролива углеводородов;
для предотвращения растекания значительных разливов опасных жидкостей из одной пожароопасной зоны в другие и от попадания на пути эвакуации.
Открытые дренажные системы ТС, включая водосточный желоб вертолетной площадки, обеспечивают быстрый и полный отвод утечек и разливов углеводородов с одновременным отводом воды для пожаротушения в зонах со сплошными полами.
Дренажные системы проектируются таким образом, чтобы исключить проникновение углеводородов из опасной зоны в безопасную.
Для ликвидации последствий аварий, вызванных нефтеразливами (конденсата, дизельного топлива, авиационного топлива и пр.), будет разработан «План
по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН)». Оборудование, необходимое для ликвидации разливов, предусмотрено в необходимом количестве на технологическом судне и на базе в Териберке. Во время эксплуатации предусмотрено проведение про-тивоаварийных тренировок с членами команды технологического судна.
LOD 6. Действия в случае аварийной ситуации
Аварийная группа
В короткое время прибытие на технологическое судно профессиональных спасателей невозможно. В случае возникновения аварии на технологическом судне ее локализация и ликвидация будет осуществляться хорошо обученной и соответствующим образом экипированной аварийной группой, состоящей из эксплуатационного персонала.
План ликвидации аварий
До приемки объекта в эксплуатацию предусмотрена разработка Плана ликвидации аварий (ERP, Emergency Response Procedure) (ПЛАС).
ПЛАС будет включать деревья событий для каждого инцидента, деревья сценариев развития аварий, силы и средства, необходимые для ликвидации ЧС, а также порядок их действий.
Система оповещения
Проектом предусмотрена полностью дублированная система оповещения и общей сигнализации (PA/ GA) (СОиОАС). Эта система является одним из главных технических компонентов обеспечения безопасности персонала в чрезвычайных ситуациях. Система предназначена для немедленного информирования работников (особенно находящихся во внутренних удаленных и изолированных помещениях, жилых каютах) об ухудшении погодных условий, отклонениях эксплуатационных параметров от нормальных и возникновении аварий путем передачи сообщений, команд и сигналов, соответствующих ситуации, объявления тревоги.
Главным средством оповещения будет служить звуковая сигнализация, передаваемая в виде комбинации генерируемых электронным устройством тоновых сигналов и объявлений по громкоговорящей связи через систему мощных громкоговорителей. Технологическое судно будет снабжено достаточным количеством громкоговорителей для того, чтобы сигнал тревоги и речевые сообщения были хорошо слышны в любом месте на ТС.
Предусмотрены аудиосигналы двух уровней:
сигнал общей тревоги на судне;
сигнал «Подготовиться к покиданию судна».
В зонах повышенной шумности будет установлена световая сигнализация.
Связь в аварийной ситуации
Надежная связь между технологическим судном, береговыми объектами, вертолетами, вспомогатель-
ными судами, метеорологической службой, спасательными формированиями и медицинскими учреждениями является одним из наиболее важных элементов спасения персонала морских объектов ШГКМ при чрезвычайных ситуациях.
Для экстренной связи в аварийной ситуации судно должно быть оснащено оборудованием ГМССБ (Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания). Защита персонала при аварии При аварии персонал первоначально будет укрываться во временном убежище (ВУ). Временное убежище представляет собой погодозащищенную, газонепроницаемую, огнестойкую, взрывоустойчивую конструкцию, расположенную на максимальном отдалении от технологических зон на корме судна. В качестве ВУ на ТС будет использоваться весь жилой модуль или его часть.
Предусмотрено оснащение временного убежища: средствами спасения персонала, аптечками первой помощи и аварийно-спасательными средствами;
комплектами дыхательных аппаратов и другими индивидуальными средствами защиты.
ВУ рассчитано на размещение максимальной численности персонала на борту технологического судна.
Временное убежище проектируется с противопожарными преградами, обеспечивающими защиту персонала в течение не менее 2 часов. Активная противопожарная защита Системы пожаротушения относятся к средствам активной противопожарной защиты и предусмотрены во всех зонах и помещениях технологического судна. Они рассчитаны на автоматическую работу в случае необходимости подавления или тушения возникших пожаров. Также предусмотрена дополнительная возможность ручного управления. Пожарные насосы и системы водяного пожаротушения будут установлены таким образом, чтобы обеспечить подачу достаточного количества воды для тушения пожара в любой точке технологического судна.
На технологическом судне предусмотрены следующие системы активной противопожарной защиты: система пожарных насосов и пожарного водоснабжения;
дренчерная/пенная система; система пожарных кранов и гидрантов; система газового пожаротушения; система пенотушения вертолетной площадки; переносные и перекатываемые огнетушители; системы защиты камбузного колпака; система тонкораспыленной воды. Эвакуация и спасение
Эвакуация и спасение — процесс транспортировки персонала с технологического судна от места их нахождения в момент сигнала эвакуации в сравнительно безопасное применительно к эвакуируемому
место, например, на дежурное судно или в поисково-спасательный вертолет.
Общая схема проведения эвакуации и спасения приведена на рис 1.
На технологическом судне предусмотрены следующие решения, предназначенные для обеспечения безопасности эвакуации персонала:
безопасные пути эвакуации;
временное убежище;
средства эвакуации;
оборудование для обеспечения выживания и спасения.
Пути эвакуации должны обеспечивать безопасный проход всего персонала, находящегося на технологическом судне, во временное убежище и к местам посадки в спасательные средства в оптимально короткое время.
Пути эвакуации, а также относящиеся к ним трапы будут защищены от воздействия пожара. Из каждого закрытого помещения к путям эвакуации предусмотрено не менее 2-х эвакуационных выходов.
Решения по обеспечению беспрепятственной эвакуации людей с технологического судна выполнены в соответствии с ISO 19906 [2], РМРС для ПМБУ/СМП [3] и другими.
Основным средством эвакуации являются мосты (переходные площадки) для перехода на универсальное многоцелевое вспомогательное судно, постоянно дежурящее вблизи технологического судна. Вместимость судна позволит принять на борт как минимум 100 % максимальной численности персонала технологического судна.
Вспомогательные средства эвакуации — танкерные шлюпки (TEMPCS), спускаемые с помощью шлюпбалки, ледостойкие, обеспечивающие плавание в комбинированных условиях открытой воды / ледового покрова. Обеспеченность TEMPSC на судне, в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море [3], должна быть достаточной для надежной эвакуации максимальной численности персонала.
Средства эвакуации третьего порядка — спускаемые с помощью шлюп-балки спасательные плоты или спасательные рукава с надуваемыми спасательными плотами, спроектированные для арктических условий (типа Viking SES-2С или его эквивалент). Спасательные плоты будут размещены в основных точках по периметру судна в количестве, достаточном для приема как минимум 100% персонала.
На технологическом судне предусматриваются спасательные гидрокостюмы и спасательные жилеты в основном пункте сбора (для 100% максимального количества персонала), а также в других необходимых местах. Спасательные гидрокостюмы обеспечивают защиту от переохлаждения персонала при вынужденном экстренном покидании технологического судна.
Рис. 1. Схема проведения эвакуации и спасения
LOD 7. Организация поисково-спасательного обеспечения
План аварийно-спасательного обеспечения
Охрана человеческой жизни на море относится к национальным интересам Российской Федерации в Мировом океане, что закреплено в Федеральном законе «О безопасности» и Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года.
Организация поисково-спасательного обеспечения при строительстве и эксплуатации морских объектов ШГКМ, как и существующая система поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, должна быть основана на взаимодействии сил и средств аварийно-спасательных служб и формирований федеральных органов исполнительной власти и организаций.
В ОАО «Газпром» в 2010 году разработан План аварийно-спасательного обеспечения Штокманов-ского газоконденсатного месторождения. Согласно Плану, основу системы поисково-спасательного обеспечения морских объектов ШГКМ составят:
спасательные суда, имеющие соответствующую категорию ледового усиления, оборудованные вертолетной площадкой и имеющие на снабжении необходимое оборудование для ликвидации разливов нефти на море (в том числе и в ледовых условиях);
объектовые силы и средства для ликвидации разливов нефти на море на береговых объектах; водолазные и спасательные катера; силы и средства авиационного поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море.
На базе корпоративной системы гражданской защиты ОАО «Газпром» создана система оперативного реагирования и межведомственного взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий аварий на объектах обустройства месторождений арктических и дальневосточных морей. При не-
достаточности собственных сил и средств для ликвидации ЧС, согласно Плану взаимодействия, будут задействованы аварийно-спасательные службы и формирования федеральных органов исполнительной власти — Минтранса России, МЧС России, Минобороны России, Госкомрыболовства России, а также силы и средства аварийно-спасательных формирований других министерств, ведомств и организаций, которые могут быть привлечены к проведению спасательных работ.
В частности, основу системы сил и средств поисково-спасательного обеспечения в Северном бассейне составляют ФГУП «Мурманское БАСУ1», управление поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота и экспедиционный отряд ФГУП «Мурманрыбвод» Росрыболовства.
При необходимости, в целях наращивания сил и средств, могут быть задействованы ресурсы других БАСУ и УАСПТР2, организаций, а также аварийно-спасательные формирования иностранных государств.
Учитывая навигационно-гидрографические особенности Арктической зоны, Росавиация планирует увеличить численность воздушных судов в регионе (в т.ч. в Мурманске, на о. Новая Земля) для обеспечения решения задачи поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, как наиболее эффективного способа поиска и спасания людей, особенно в условиях холодных арктических морей [8].
Заключение
Нефтегазовый объект на шельфе — это сложное техническое сооружение, особенно в условиях Арктических морей. При возникновении аварии на таком объекте крайне сложно, а зачастую практически невозможно остановить ее развитие и предотвра-
1 БАСУ — бассейновое аварийно-спасательное управление.
2 УАСПТР — управление аварийно-спасательных и подводно-технических работ.
тить негативные последствия. Поэтому основная задача при эксплуатации таких объектов — не допустить возникновения аварии.
Для реализации этой задачи при проектировании морских объектов Штокмановского газоконденсат-ного месторождения применялись самые строгие национальные и международные стандарты в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды.
Вместе с тем, при возникновении аварии на нефтегазовом объекте на шельфе необходимо в кратчайшие сроки приступить к эвакуации персонала и ликвидации аварии. Согласно МКУБ [9], созданная корпоративная система гражданской защиты ОАО «Газпром» как система управления безопасностью, обеспечивает готовность эксплуатирующей организации незамедлительно реагировать на опасности, несчастные случаи, аварии и чрезвычайные ситуации на добычных платформах.
Помимо этого, в Мурманске, силами МЧС России, создается один из 10 Комплексных аварийно-спасательных центров, обеспечивающих реагирование на ЧС в его зоне ответственности и проведение поисково-спасательных работ, что значительно увеличивает шансы на спасение пострадавших при гипотетических авариях на проектируемых морских объектах ШГКМ.
Литература
1. Олтян И.Ю., Ляховец Т.Л. Комплексное обеспечение безопасности морских объектов Штокмановского газоконденсатного месторождения // Технологии гражданской безопасности. 2012. № 3 (33).
2. ISO 19906 [проект] Нефтяная и газовая промышленность. Арктические морские конструкции.
3. Российский морской регистр судоходства. Правила классификации, постройки и оборудования плавучих буровых установок и морских стационарных платформ (РМРС для ПБУ/МСП), СПб.: РМРС, 2012.
4. Международная конвенция об охране человеческой жизни на море (SOLAS). Ратифицировано постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 456 «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года».
5. Area Classification Code for Petroleum Installations. Model Code of Safe Practice. Part 15. The Institute of Petroleum, London, 1990.
6. Международный кодекс по охране судов и портовых средств (МК ОСПС).
7. ГОСТ Р МЭК 61508 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью.
8. Вялышев А.И., Добров В.М. Комплексная система обеспечения безопасности населения и территорий в Арктической зоне Российской Федерации // В сб.: ВНИИ ГОЧС: вчера, сегодня, завтра: 35 лет на службе безопасности жизнедеятельности. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011.
9. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ)). Требования по управлению для обеспечения безопасности и предотвращения загрязнения (Резолюция А.741(18)).
Сведения об авторах
Олтян Ирина Юрьевна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
нач. научно-исслед. центра.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7.
Тел.: (499) 233-25-70.
E-mail: [email protected]
Ляховец Татьяна Лаврентьевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: (499) 449-99-23. E-mail: [email protected]
Посохов Николай Николаевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
зам. нач. научно-исслед. центра.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7.
Тел.: (499) 233-25-68.
E-mail: [email protected]